Государственный аппарат

10. Как правительство может регулировать деятельность госаппарата.
Государственный аппарат — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.
Регулирование экономики реализуется через систему органов государственной власти и управления:
1.Законодательный орган (парламент) осуществляет правовое оформление экономических и социальных процессов.
2. Исполнительная власть (правительство) осуществляет оперативное регулирование экономики, разрабатывает долгосрочные планы социально-экономического развития.
3. Центральный Банк проводит эмиссию денег и регулирует денежный рынок.
4. Судебная система обеспечивает охрану экономических прав и разрешение хозяйственных споров.
Эффективность государства зависит не только от работы госаппарата, но и от эффективности работы госслужащих.

11. Охарактеризуйте основные компоненты региональной политики.
Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.
Элементы региональной политики:
Структурная политика — система мер по поддержке и реструктуризации предприятий..
Бюджетная политика — механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами.
Налоговая политика — определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.
Ценовая политика — государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.
Инвестиционная политика — мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.
Социальная политика — определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.

12. Бюджетирование как инструмент реализации планов и программ
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это крупный централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более вновь созданной стоимости. В государственном бюджете объединяются все финансовые институты — расходы, доходы, государственные займы. Его главнейшая функция — проведение в жизнь финансовой политики правительства.
Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов, роль которых в современных условиях возрастает. Растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных властей. Местные финансы охватывают широкую группу налогов, систему местного финансирования. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства. В США, например, в состав местных финансов входят бюджеты штатов, муниципалитетов, в России — субъектов федерации, городов, населенных пунктов. На долю местных финансов в федеративных государствах (США, Канада) приходится от 40 до 50% всех ресурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах — около 30%.
Особое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными властями. Они имеют значение резервов, к которым правительство прибегает в случаях финансовых затруднений.
Роль государственных финансов в современных условиях чрезвычайно высока. С помощью и за счет государственных финансов осуществляется стимулирование совокупного спроса; проведение структурной и научно-технической политики; стабилизация экономики. Посредством государственных финансов осуществляются социальные программы и мероприятия, обеспечивающие достижение определенного уровня жизни.
Воздействие государственных финансов на социально-экономические процессы в обществе зависит во многом от правильно выработанной финансовой политики государства. Финансовая политика — это совокупность финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы. Она имеет два аспекта: регулирование экономики с помощью доходов и расходов (фискальная политика) и регулирование бюджетных процессов (достижение бюджетного равновесия), что называют бюджетной политикой («бюджетированием”).
Основная задача финансовой политики заключается в достижении макроэкономического равновесия — между совокупным спросом и совокупным предложением.
В этом регулирующем процессе участвуют все элементы финансовой системы, но прежде всего речь идет о расходах и доходах. В экономической литературе под государственными расходами понимают затраты государства на приобретение материальных благ и услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей. Некоторые экономисты характеризуют государственные расходы как денежные сделки между общественными и частными секторами народного хозяйства. Данные операции принято также называть «монетарными трансакциями”, осуществляемыми из государственного в частный сектор.
Существуют различные классификации государственных расходов. Выделяют так называемые трансформационные и трансфертные расходы. К трансформационным относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплату из бюджета заработной платы. В этом случае потоку денежных средств государства противостоит услуга, выраженная в товаре или труде. При трансфертных расходах затраты государства не предполагают встречную услугу и выступают как прямая передача средств (трансферт). Среди трансфертных расходов — субсидии, пособия домашним хозяйствам, социальное обеспечение.
Другая систематизация расходов связана с институциональным направлением. Принцип, на котором она основана, — распределение средств по исполнительным структурам государственной власти (министерствам, департаментам).
Используется и функциональный принцип классификации расходов. На его основе расходы группируют по целевому назначению:
• военные;
• экономические;
• на социальные цели;
• на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;
• на содержание аппарата управления. Указанный подход даст представление о приоритетах в экономических действиях государс
• Второй аспект финансовой политики — бюджетная политика, или бюджетирование. Это процесс регулирования для достижения бюджетного равновесия. При равенстве расходов и доходов имеет место баланс бюджета.
• В современных условиях бюджеты большинства западных стран сводятся с дефицитом. Однозначного мнения о влиянии дефицита госбюджета у экономистов не сложилось. Более того, представители кейнсианства утверждают, что умеренный бюджетный дефицит — это благо, поскольку он дает возможность увеличивать совокупный спрос путем дефицитного финансирования государственных расходов.
• Поэтому при выработке бюджетной политики необходимо определить, следствием чего является дефицит. Циклический дефицит является результатом циклического падения производства и выступает негативным явлением для экономики, так как свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, возникающий в результате сознательно проводимой правительством фискальной политики с целью предотвращения спадов производства, может сыграть положительную роль в стабилизации экономики.
• Проблемой бюджетной политики выступает выбор метода покрытия бюджетного дефицита. Основными методами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия кредитных денег и выпуск государственных займов. Эмиссия кредитных денег маложелательна, так как она увеличивает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, что усиливает нестабильность экономики. Выпуск же государственных займов при определенных условиях вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Однако «эффект вытеснения” становится значительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. Следовательно, предпочтительным вариантом покрытия дефицита является выпуск государственных займов.
• Элементом бюджетной политики является управление государственным долгом. Государственный долг — это сумма непогашенных дефицитов государственных бюджетов, накопленная за все время существования стран. Управление государственным долгом является важно вследствие его отрицательного влияния на экономику. Увеличиваются расходы по его обслуживанию, что вызывает в свою очередь рост налогов и снижение деловой активности. Например, общая сумма расходов федерального бюджета России по обслуживанию государственного долга в 1995 г. составила 25% расходов бюджета.
• Управление государственным долгом — это совокупность действий государства, направленных на изучение конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуск новых займов. Сюда же относятся выработка условий выплаты процента по ранее выпущенным займам и государственному кредиту, проведение конверсии и консолидации займов, погашение ранее выпущенных займов.
• Погашение государственных займов и выплата процентов производится либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования, то есть выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого образца.
• Государство вправе проводить конверсию и консолидацию займов. Конверсия — это изменение условий доходности займов. Изменение условий займа, касающиеся его сроков, называется консолидацией государственного долга. Например, превращение краткосрочных облигаций в долго- и среднесрочные.
• В силу того, что бюджетные дефициты, как показано, выше порождают серьезные проблемы для экономики, правительства большинства западных стран в настоящее время перешли от политики бюджетного финансирования к сокращению государственных расходов и изменению налоговой политики. Переход от подоходного налога к налогам на потребление, от прогрессивных к пропорциональным ставкам стимулирует увеличение накоплений, сбережений, идущих на инвестирование. Сокращение государственных расходов проводится в основном за счет экономических, и прежде всего социальных ассигнований.
13. Роль налогообложения в развитии экономики страны
Налоги и расходы государства являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика — это система регулирования экономики посредством изменения государственных расходов и налогов. Целями фискальной политики выступают: сглаживание колебаний экономического цикла; стабилизация темпов экономического роста; достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции. Различают два типа фискальной политики — дискреционную, или активную, и автоматическую, или пассивную. Дискреционная политика основана на манипулировании правительством государственными расходами и налогами. Рост государственных расходов и (или) снижение налогов соответствует экспансионистской (стимулирующей), снижение государственных расходов и (или) повышение налогов — контрактивной (сдерживающей) фискальной политике.
Автоматическая — это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся как бы автоматически. Ее инструменты — встроенные стабилизаторы. В качестве такового, в частности, выступает прогрессивная шкала налогообложения. Во время подъема экономики благодаря автоматической фискальной политике располагаемый доход населения и нераспределенная прибыль фирм растут медленнее, чем НД, и это сдерживает рост эффективного спроса. Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов.
Фискальная политика играет важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако как и автоматическая, так и дискреционная не могут устранить циклических колебаний. Как та, так и другая могут ограничить размах и глубину колебаний, существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции.

14 Особенности современной кредитно денежной политики
Российская денежная политика имеет небольшой период своего существования и груз предшествовавшего ей директивного планирования денежного обращения с четко действующими механизмами его реализации в лице системы Центробанка СССР. Сложности ее становления связаны с неразвитостью институциональных структур денежного рынка и сферы кредитно-денежных отношений в целом: банков и финансовых организаций, рынка ценных бумаг, рынка капиталов, разнообразных средств платежа, а также глубочайшим денежным кризисом, который развивается на фоне стихийных преобразований экономики и политических потрясений. Кроме того, сохраняется традиционная подчиненность денежно-кредитного механизма общегосударственным установкам экономического курса вразрез с объективными требованиями реального хода экономических процессов и денежного обращения в целом.
Противоречия денежной политики — несоответствие между рестрикционной направленностью ее и установками правительства на укрепление банковской системы, между либерализацией денежных отношений и административным режимом обеспечения финансирования государственного долга.
За период с 1991 г. банковская система страны претерпела глубокие преобразования, связанные с созданием двухуровневой банковской системы, быстрым ростом числа коммерческих банков, формированием рынка кредитных ресурсов и ценных бумаг, внутреннего валютного рынка и переходом к использованию рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования, которые постепенно замещают прямой административный контроль над движением финансовых средств. В то же время демонополизация банковской системы осуществлялась без достаточно проработанной законодательной, нормативной и организационной базы, что послужило одним из факторов появления проблемы расчетов между хозяйствующими субъектами, неэффективности кредитной политики.
Проблема расчетов проявилась в развитии псевдоденежных отношений, появлении денежных суррогатов. Псевдоденежные отношения — межхозяйственные неплатежи, задолженность регионов федеральному бюджету, внебанковская эмиссия платежных средств в виде разного рода векселей и долговых обязательств. Денежные суррогаты — незаконные средства платежа, выпускаемые отдельными регионами в условиях нехватки наличных денег для проведения взаиморасчетов между предприятиями и с населением. В 1991-1994 гг. наблюдалась инфляционная спираль заработной платы и цен — кумулятивный процесс повышения заработной платы и цен, «подкармливающих» друг друга.
Денежная политика в переходный период была подчинена одной цели — ограничению денежной эмиссии и совокупного спроса. Для этого широко применялись рестрикционные меры (высокая ставка процента, увеличение нормы обязательных резервов). Однако продажа государственных ценных бумаг не могла принести таких же результатов, как в странах с устоявшейся рыночной экономикой по причине неразвитости вторичного рынка ценных бумаг и фондового рынка вообще. Активно используются административные рычаги, например, введение фиксированных границ валютного курса. Это привело к потере присущей банковской системе способности обеспечивать потребности хозяйствующих субъектов в заемных средствах и осуществлять своевременные расчеты. Практически парализована склонность экономических субъектов к денежным накоплениям и созданию резервов. Коммерческие банки переключились с кредитных операций на операции с ценными бумагами и валютой, обеспечивающие спекулятивную прибыль.
В 1994 — 1996 гг. проводимая политика основывалась на соблюдении целевых ориентиров, устанавливаемых в ежегодно разрабатываемой Денежной программе: предельных величин роста денежной массы, объемов международных резервов, внутренних активов Центробанка РФ. Это позволило замедлить темпы инфляции в 1995 и 1996 гг. Но это произошло, по мнению специалистов, в основном не из-за ограничения эмиссии, а в силу сужения платежеспособного спроса деформирующегося сектора реальной экономики и емкости внутреннего рынка. Реакцией микроэкономики на рестрикционные меры денежной политики стало интенсивное развитие «теневого» денежного оборота, который по экспертным оценкам составляет около 50%.
В Программе правительства Российской Федерации по реформированию российской экономики на 1997 — 2000 г.г. в качестве цели кредитно-денежной политики определены: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; создание условий для удовлетворения потребности экономики в кредитных ресурсах на основе рыночных механизмов, а также укрепление банковской системы. Она должна проводиться таким образом, чтобы не допустить повышения уровня инфляции. Предусмотрена возможность перехода от количественных ограничений темпа роста предложения денег к преимущественному использованию качественных параметров (процентных ставок или валютного курса).
Принципы кредитно-денежной политики, направленной на экономическую стабилизацию, должны обеспечивать следующую схему: «накопление капитала — расширение спроса — рост производства и занятости — рост бюджетных доходов — сокращение бюджетного дефицита — снижение инфляции».
Направления кредитно-денежной политики — совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков, исключение кредитов Центрального банка из круга источников финансирования дефицита государственного бюджета; предоставление кредитов коммерческим банкам только через рыночные механизмы (кредитные аукционы, ломбардные кредиты, операции РЕПО); повышение эффективности других инструментов кредитно-денежного регулирования (обязательных резервов). Она должна быть взаимоувязана с целями и направлениями валютной политики, в том числе валютного контроля.
Среди задач развития банковской системы России следует отметить повышение скорости и надежности системы расчетов в народном хозяйстве; сокращение доли наличного оборота путем повышения эффективности безналичных расчетов; формирование и контроль за деятельностью системы сберегательных банков, работающих со вкладами населения; повышение устойчивости и совершенствование структуры банковской системы; приближение экономических нормативов и требований Центробанка к международной системе бухгалтерского учета и отчетности.
15. Специфика инвестиционного процесса в современной экономике
О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств.
Проблема инвестиций в нашей стране актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок — один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги.
Государственная инвестиционная политика РФ сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют внутрироссийские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики «сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства.
В современной литературе понятие «инвестиции» является одним из наиболее часто употребляемых, что отражает динамику всех процессов, связанных с перемещением финансовых ресурсов на внутренних и внешних рынках. Термин «инвестиции» может быть определен как вложения капитала в различной форме с целью последующего его увеличения. При этом прибыль от инвестиций должна компенсировать инвестору отказ от использования средств в текущем периоде, вознаграждать его за риск и возместить потери от инфляции.
Инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важнейших функций, без которых немыслимо нормальное развитие экономики любого государства. Инвестиции, являясь важнейшей экономической категорией, играют значимую роль как на макро-, так и на микроуровне, в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем.
Совокупность политических, социально-экономических, финансовых, организационно-правовых и иных факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Наиболее часто понятие инвестиционного климата используется при рассмотрении иностранных инвестиций, хотя его можно также использовать при анализе национальных инвестиций.
Понятие инвестиционного климата напрямую связано с понятием инвестиционной политики. Можно сказать, что инвестиционный климат является результатом инвестиционной политики. Задачей инвестиционной политики является формирование благоприятной среду, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора.
При осуществлении инвестиционной деятельности инвесторам для успешного инвестирования необходимо опираться на показатели, характеризующие инвестиционную привлекательность государств и регионов и состояние инвестиционного рынка.
Оценка инвестиционной привлекательности государства – сложный процесс, требующий учета большого количества факторов.
Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста служит сбалансированная инвестиционная политика государства, стратегически нацеленная на поддержание экономической и политической стабильности в долгосрочной перспективе.
Инвестиции в России происходят за счет внутреннего и внешнего притока средств. На уровень внутреннего притока оказывают влияние коммерческая прибыль, амортизационные отчисления, бюджетное финансирование, банковские кредиты и собственные средства населения. На уровень внешнего притока существенное влияние оказывают иностранные инвестиции в России.
Важным показателем инвестиционной привлекательности страны является рейтинг, присваиваемый международными рейтинговыми агентствами.
В настоящее время России присвоены следующие рейтинги агентства Standard and Poor’s: «ruAAA» (рейтинг по национальной шкале — означает, что на уровне РФ государство, обладает исключительно высокими возможностями выплаты процентов по долговым обязательствам), «BBB+» (долгосрочный кредитный рейтинг — платежеспособность РФ на данный момент считается удовлетворительной), «А-2» (краткосрочный кредитный Россия обладает высокими возможностями по погашению краткосрочных долговых обязательств, но эти возможности более чувствительны к неблагоприятным экономическим условиям).
Сегодня можно отметить некоторые пути совершенствования инвестиционной политики Российской Федерации с целью повышения инвестиционной привлекательности:
• создание системы информирования потенциальных иностранных инвесторов о политике государства по привлечению инвестиций;
• внесение предложения в Государственную Думу о праве законодательной инициативы регионов для внесения изменений в федеральное законодательство;
• ужесточение средств борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями.[
В заключении следует сказать, что жизнеспособность и процветание любой социально-экономической системы в значительной степени зависит от рациональной инвестиционной политики. Эта политика затратная и рискованная по определению. Инвестиций не бывает без затрат – сначала необходимо вложит средства, и лишь в дальнейшем, если расчеты были верны, сделанные затраты окупятся. Невозможно предугадать все обстоятельства, ожидающие инвестора в будущем, — всегда существует ненулевая вероятность того, что сделанные инвестиции будут полностью или частично утрачены. Но, несмотря на это, инвестиционная деятельность – это интересная, важная и сложная проблема, которую невозможно полностью показать и раскрыть всю ее сущность в одной работе, но которая очень важна для развития экономики как внутри страны, так и на мировом уровне: достаток завтрашнего дня создаётся сегодняшними инвестициями.
Механизм инвестиционной модели развития предполагает ответ на вопрос, кто и на базе каких принципов принимает решения о капитальных вложениях. В России за годы реформ произошел переход от так называемого «государственно-ориентированного» к «рыночно-ориентированному» механизму. Государство в значительной мере ушло из инвестиционного процесса, отдав его предпринимательскому сектору. В то же время предпринимательский сектор оказался не в полной мере готов взять на себя бремя основного инвестора (вместо государства) из-за особенностей приватизации, незавершенности процесса формирования корпоративного сектора, отсутствия альтернативных источников финансирования инвестиций. Свой отпечаток наложили и диспропорции, унаследованные от плановой экономики (гипертрофированная роль крупных и крупнейших предприятий, излишняя и плохо организованная горизонтальная интеграция, отсутствие эффективной вертикальной интеграции западного образца).
Спецификой российской модели является то, что формирование корпоративного сектора началось с сырьевых, наиболее рентабельных, но в то же время наиболее капиталоемких отраслей, создавая дефицит инвестиций в других секторах экономики.

Государство в своей сути содержит определенную форму государственного аппарата.

Определение 1

Под государственным аппаратом понимают систему управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, при помощи которых государство исполняет свои основополагающие функции.

Различные органы государственного аппарата в границах своих полномочий призваны распоряжаться ресурсами всего общества с целью отстаивания интересов каждого гражданина в отдельности.

Содержание

Принципы функционирования государственного аппарата

К основным принципам государственного аппарата следует отнести:

  • конституционность и законность действий государственных органов;
  • ответственность аппарата перед избирателями за результаты своей работы;
  • деидеологизация государственного аппарата и сотрудников;
  • демократизм — суть его в возможности широких слоев населения принимать участие в принятии и обсуждении законов;
  • гуманизм – отношения государства и человека основываются на человеколюбии, уважении к личности каждого;
  • равноправие — все граждане, вне независимости от национальной, половой, религиозной или другой принадлежности равны перед законом и судом.
  • справедливость — в регулировании отношений преимущество отдается средствам убеждения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Государственный аппарат 420 руб.
  • Реферат Государственный аппарат 260 руб.
  • Контрольная работа Государственный аппарат 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Структура государственного аппарата

В системе государственной власти можно выделить три основные ветви. Это органы:

  • законодательной власти (парламент страны, представительные органы в субъектах и муниципальных образованиях);
  • исполнительной власти (правительство страны, исполнительные органы в субъектах и муниципальных образованиях);
  • судебной власти, надзорных и иных контролирующих ведомств.

В государственном аппарате выделяют административные образования:

  • департаменты,
  • правления и комитеты,
  • специальные отделы и др.

В ходе работы данных структурных единиц осуществляется квалифицированная подготовка решений.

Замечание 1

Работа в государственном аппарате в связи с особой ее значимостью и важностью для страныи общества предполагает наличие специального статуса неприкосновенности для лица, принимающего политические решения (например, неприкосновенность президента, главы правительства, генерального прокурора, судьи, депутатов и иных категорий лиц из политической элиты).

Работник государственного аппарата получает статус государственного служащего. Такой статус предполагает, с одной стороны, некоторые ограничения правомочий субъекта по распоряжению собственным временем, с другой — наличие особых льгот и систем зашиты. На государственной службе отдельно выделяется институт отставки, когда после определенного срока службы лицо может претендовать на почетную пенсию. Также государственная служба предполагает создание специального порядка, установленной законом формы и процедуры замещения и отстранения от должности специалистов на конкретных должностях в государственных интересах.

Государственный аппарат является важнейшим и неотъемлемым механизмом любого государства. Суть любого государственного аппарата заключается наделении властными полномочиями специальных субъектов для реализации ими полномочий органов государственной власти.

В литературе выделяются две подсистемы государственных органов (в зависимости от их места в государственном аппарате):

  • подсистема высших органов государства (государственная дума, президент, правительство и т. д.);
  • подсистема органов правопорядка (суды, органы прокуратуры), силовые структуры (армия, полиция, федеральная служба безопасности и др.).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Цель работы — исследовать механизм современного Российского государства, выявить проблемы и направления совершенствования государственного аппарата.

выявить проблемы и направления совершенствования государственного аппарата современного российского государства.

1.1 Понятие, основные черты и структура механизма государства

Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки.

Поскольку механизм государства состоит из соответствующих органов, логично рассматривать его через анализ понятия и признаков государственного органа.

Орган государства — это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические признаки. К числу наиболее существенных признаков государственного органа относятся следующие:

Наличие государственно-властных полномочий, обладание ими — важнейший признак государственного органа, в тесной связи с которым находятся и другие его признаки.

Представление о государственном органе было бы неполным без указания на то, что его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данный орган, — отдельное лицо или группа, коллектив людей.

По такому критерию, как юридический источник их легитимности, органы государства подразделяются на:

На основе принципа разделения властей, в зависимости от того, к какой ветви власти относятся, государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов являются их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

Проблемы укрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его рабочая часть, то есть механизм, действовала четко, слаженно и эффективно.

Структура государственного аппарат современного российского государства

2.1 Президент Российской Федерации

Некоторые свои полномочия он осуществляет совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя Правительства и других высших должностных лиц государства).

Этот вывод обусловливают два обстоятельства;

2.2 Органы представительной и законодательной власти

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. Ее главная функция — принятие законов.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.

— рассмотрение и утверждение законов, принятых Госдумой;

— утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

— назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора и другие вопросы.

— дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

2.3 Органы исполнительной и судебной власти

— разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

— обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

Деятельность Правительства осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных органов исполнительной власти. Их система включает в себя:

Судебная власть — одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

При этом не потребуется изменения действующей Конституции РФ, так как в ее статье 119 предусмотрена возможность установления федеральным законом дополнительных требований к судьям судов Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Конституции Российской Федерации, и дает ее толкование.

Проводимая в стране судебная реформа призвана решить задачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающего требованиям правового государства, способного обеспечить действенную защиту прав граждан.

Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат).

Главный ресурс бюрократов — именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата — сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата — верный признак его бюрократического загнивания.

1 Государственный аппарат Российской Федерации

Государственный аппарат — система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Государственный аппарат является важнейшим составным элементом любого государства. С его помощью осуществляется управление государственными и отчасти общественными делами.

Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования, что и является, по сути, государственным аппаратом.

Органы государственной власти — важнейшая часть этого механизма, выравнивающая, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.

Система органов государственной власти Российской Федерации строится на определенных принципах, которые в совокупности позволяют государственному механизму осуществлять свои функции. Прежде всего, органы государственной власти действуют на принципе суверенитета государственной власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене. Суверенитет государственной власти основывается на принципе суверенитета народа и осуществляется в форме прямой (непосредственной) и представительной демократии.

Другим важнейшим принципом системы органов государственной власти является принцип единства системы государственных органов. Это означает, что вся система органов государственной власти должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства. При этом Президент как глава государства координирует функциональную деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Но не все органы государственной власти субъектов РФ образуют единую, построенную на иерархической основе структуру с органами государственной власти Российской Федерации.

Важнейшим принципом системы государственных органов Российской Федерации является принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Как уже отмечалось, Конституция РФ определяет компетенцию самой Федерации и совместную компетенцию Федерации и ее субъектов.

Важнейший принцип системы органов государственной власти — принцип выборности. Этот принцип распространяется на формирование высших представительных органов Российской Федерации и ее субъектов — Президента РФ, Президентов и других высших должностных лиц субъектов Федерации. С принципом выборности ряда органов государственной власти тесно связан и принцип участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти. Граждане участвуют, прежде всего, в выборах представительных органов государственной власти и в выборах органов местного самоуправления.

Еще один принцип системы органов государственной власти — принцип гласности и открытости в порядке формирования и деятельности этих органов. Этот принцип предполагает широкое освещение деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации, периодическую информацию широких слоев населения о работе этих органов, проблемах, стоящих перед ними.

И наконец, важно выделить принцип разделения властей, на котором строится система органов государственной власти в Российской Федерации и ее субъектах. В соответствии с этим принципом органы государственной власти РФ делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые соответственно осуществляют основные функции государственной власти (правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную).

В соответствии с принципом разделения властей (ст.10 Конституции РФ), устанавливающим самостоятельность и независимость трех ветвей власти система органов государственной власти в Российской федерации представлена законодательной, исполнительной и судебной властью. Главой государства является Президент РФ.

В соответствии с Конституцией (ст. 80) Президент «является главой государства», «гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина».

Необходимо отметить, что Президент, являясь главой государства, по конституционной модели не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти, что подтверждается нормами Конституции. Согласно ст. 10 Конституции, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В тоже время, согласно ст.11 Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. Законодательную власть осуществляет парламент (ст. 94), исполнительную власть РФ — Правительство РФ (ст. 110), судебная власть принадлежит судам (гл. 7). Таким образом, Президент тоже осуществляет государственную власть, не представляя ни одну из ее ветвей.

В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Так, согласно положениям ст. 83 и 84 Конституции РФ:

* с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ, по предложению которого назначает на должность и отрешает от нее заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров

* назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ, высшее командование Вооруженных Сил РФ

* представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, и ставит вопрос об освобождении с этой должности

* представляет в Совет Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, кандидатуру Генерального Прокурора РФ, ставит вопрос об освобождении последнего от должности. Назначает судей федеральных судов РФ

* формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, формирует Администрацию Президента РФ

* назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ и др.

В соответствие с принципами демократии и принципами республиканской формы правления, согласно положениям ст. 81 Конституции:

* Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

* Президент избирается народом, следовательно, его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Так, Президент избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В силу этого он получает мандат доверия не от парламента, как, например, в ФРГ или Италии, а от всего населения России.

* Президент избирается сроком на четыре года, при этом, одно и тоже лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.

Конституционно закреплены две формы прекращения пребывания в должности и исполнения обязанностей Президента России: срочная, т.е. окончание срока, и досрочная, согласно п.2 ст.92, включающая в себя такие виды как отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия и отрешение от должности.

Президент РФ может быть отрешен от должности по решению Совета Федерации, которое должно быть принято 2/3 голосов от общего числа. Вопрос об отрешении Президента от должности может быть поставлен только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения (2/3 от общего числа депутатов) в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а также заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения такого обвинения. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в 3-х месячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента — в противном случае обвинение будет считаться отклоненным (п.3 ст.93).

Во всех случаях досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий выборы нового президента должны состояться не позднее 3-х месяцев с момента официального прекращения полномочий предыдущего.

Органы законодательной власти — Федеральное собрание РФ в составе двух палат — Государственной думы и Совета Федерации, парламенты — законодательные и представительные органы республик в составе Российской Федерации: Государственный совет Татарстана, Народный хурал Бурятии, Государственное собрание (курултай) Башкортостана и т.д.; законодательные представительные органы других субъектов Федерации (краевые, областные, городские думы или законотворчества собрания и т.д.). Основная их функция — осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов. Все органы законодательной власти являются выборными, т.е. формируются на самой демократической основе путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На общефедеральном уровне орган законодательной власти представляет население всей страны, а законодательные органы субъектов Федерации представляют население только этих субъектов.

Кроме законодательной функции, эти органы осуществляют финансово-бюджетные полномочия на соответствующем уровне, а также контроль за деятельностью исполнительных органов власти; хотя последняя функция на всех уровнях развита явно недостаточно и в большинстве случаев не имеет принципиального значения.

Законодательные органы на всех уровнях являются органами коллегиального характера, которые принимают решения большинством голосов и решения которых носят обязательный характер. Система органов законодательной власти не является иерархически подчиненной, но это не значит, что не должно быть определенной координации законодательства субъектов Федерации и самой Федерации.

Работа депутатов в законодательных органах в подавляющем большинстве случаев осуществляется на профессиональной основе, что означает, что депутаты не могут заниматься никакой другой деятельностью или получать какие-либо дополнительные доходы, кроме зарплаты депутата. Профессионализм депутатов должен гарантировать в данном случае их независимость от любых юридических или физических лиц.

Основное назначение органов исполнительной власти — деятельность по организации исполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти. Эти органы обладают также полномочиями распорядительного характера, т.е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т.д.

В системе органов государственной власти Правительству Российской Федерации принадлежит особое место. Конституционному положению Правительства РФ в системе органов государственной власти посвящена отдельная шестая глава Конституции. Вместе с тем о Правительстве упоминается и в других главах Конституции. Эта особенность российской Конституции, так как во многих зарубежных демократических конституциях о правительстве говорится очень скупо, некоторые зарубежные Конституции просто упоминают о нем, другие вообще о нем умалчивают. Выделение целой главы в Конституции РФ, посвященной Правительству, прямо подчеркивает ту особую роль, которую Правительство должно играть в системе органов государственной власти Российской Федерации.

Правительство действует в течение срока полномочий Президента (т.е. в течение четырех лет). В соответствии с Конституцией Правительство прежнего состава слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. При этом до сформирования Правительства нового состава старое Правительство продолжает выполнять свои полномочия и прекращает их выполнение после утверждения состава нового Правительства. Возглавляет Правительство Председатель, который назначается на свою должность Президентом с согласия Государственной думы. Совет Федерации в назначении председателя Правительства не участвует.

Членам Правительства запрещено заниматься какой-либо иной оплачиваемой деятельностью в государственных, коммерческих, общественных организациях, кроме преподавательской, научной или иной творческой работы. Члены Правительства не могут быть одновременно депутатами Государственной думы или депутатами других представительных органов.

Правительство имеет право в полном составе подать в отставку, если сочтет невозможным осуществление возложенных на него функций до окончания срока своих полномочий. Подать в отставку имеют право и отдельные члены Правительства. Отставка всего Правительства или отдельных министров принимается или отклоняется Президентом РФ. Никакого утверждения со стороны Государственной думы такой отставки не требуется. Отставка Правительства или его отдельных членов оформляется указом Президента.

Правительство РФ — это коллегиальный орган, основной организационной формой работы которого являются заседания, где обсуждаются и принимаются все основные решения. Процедура проведения заседаний определяется Регламентом Правительства, который утверждается самим Правительством.

Правительство Российской Федерации руководит федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти и контролирует их деятельность. Министерства и другие органы исполнительной власти подчинены Правительству и несут перед ним ответственность за выполнение порученных им задач. Правительство утверждает положения о федеральных министерствах и других федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

По Конституции РФ третьей отраслью власти появляется судебная, которая осуществляется только судами на основе закона.

В соответствии с законом судебная система РФ включает в себя: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, одноименные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды и арбитражные суды края, области, суды и арбитражные суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов, а также районные суды, мировые суды и военные суды.

Судьи Конституционного суда РФ, Верховного и Высшего арбитражного суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Но в соответствии с нормами закона никакой суд не может быть упразднен, если вопросы, которые входят в его ведение при осуществлении правосудия, не были переданы в юрисдикцию другого суда.

Конституционный суд РФ — судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо должен осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда РФ определяются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде РФ» 1994 г. Конституционный суд РФ действует в целях защиты основ конституционного строя, основных прав человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Конституционный суд решает исключительно вопросы права. Он состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Основными принципами деятельности Конституционного суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Решения Конституционного суда обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Верховный суд РФ может рассматривать дела особой важности в качестве суда первой инстанции, а также в качестве второй инстанции в порядке судебного надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, а также военным судам округов, флотов, групп войск и их видов.

Высший арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров, осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики. Статус арбитражных судов определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» 1995 г., арбитражным процессуальным кодексом 1995 г., Федеральным законом «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» 2001 г. и другими федеральными законами.

Высший арбитражный суд рассматривает экономические споры между РФ и ее субъектами, между самими субъектами РФ; рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в порядке надзора; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в законную силу судебные акты, изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных актов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дает разъяснения по вопросам судебной практики, осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности других арбитражных судов, в том числе и по их кадровому и материально-техническому обеспечению, решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ.

Таким образом, представлен и был рассмотрен государственный аппарат Российской Федерации в первом вопросе моей контрольной работы.

Под системой или структурой государственного аппарата по­нимается его внутренняя организация, соотношение и взаи­мосвязь составляющих частей, их виды и характерные особен­ности.

Система государственного аппарата образуется из государ­ственных органов. В федеративном государстве в нее входят федеральные государственные органы и органы субъектов фе­дерации.

В современных демократических государствах органы госу­дарства действуют на основе разделения на органы законода­тельной, исполнительной и судебной власти.

Органами законодательной власти являются законодательные собрания — парламенты. В федеративных государствах имеют­ся законодательные органы субъектов федерации. Основная функция органов законодательной власти — принятие законов. К органам исполнительной власти относятся правительство, министерства, ведомства, госкомитеты и другие органы цент­ральной власти. Соответствующая структура органов исполни­тельной власти формируется в субъектах федерации федератив­ных государств.

Основной задачей органов исполнительной власти является исполнение законов и осуществление исполнительно-распоря­дительной деятельности.

Органы судебной власти состоят из Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда и соответствую­щих судов на местах. В федеративных государствах действуют также суды субъектов федерации. В некоторых странах сущест­вуют отдельные уголовные, трудовые, административные и другие суды.

Наряду с органами законодательной, исполнительной и су­дебной власти во многих странах существуют органы прокура­туры, армия, министерство внутренних дел, службы безопас­ности и внешней разведки, в отношении которых у ученых нет единого мнения, к какой ветви власти они относятся. Некото­рые ученые считают, что в связи со спецификой их назначения и деятельности они находятся как бы вне системы разделения властей и занимают особое, самостоятельное положение. Это утверждение обосновывается тем, что прокуратура осущес­твляет надзор за органами исполнительной, а в некоторых случаях и судебной власти. Армия предназначена для ведения боевых действий по защите границ своего государства. При этом решение об использовании армии и ведении военных действий принимается совместно высшим органом законода­тельной власти и главой государства или правительства.МВД,служба безопасности и внешней разведки являются закрыты­ми системами, осуществляют специфическую деятельность и подчиняются во многих государствах непосредственно главе государства.

Другие ученые считают, что несмотря на перечисленные осо­бенности, все эти органы относятся к исполнительной власти, поскольку они не выполняют законодательных или судебных функций. Их деятельность лежит в сфере исполнения законов. Поэтому с определенной долей условности можно сказать, что они являются органами исполнительной ветви власти.

В системе органов государственного аппарата существуют основные или главные органы, которые указаны в Конститу­ции страны, закрепляющей структуру, права и обязанности этих органов, их взаимоотношения между собой, порядок фор­мирования, деятельности, прекращение полномочий.

В государствах, где существует разделение властей на зако­нодательную, исполнительную и судебную, их органы могут оказаться изолированы друг от друга, что может привести к негативным последствиям. Поэтому необходимо их взаимо­действие. Эту роль выполняет глава государства: монарх или президент. Их положение в различных странах и в различные исторические периоды было неодинаковым.

При абсолютной монархии, например, глава государства -монарх осуществлял и законодательную, и исполнительную, и судебную власть. В настоящее время монархи в европейских странах могут созывать парламент, подписывать и опубликовы­вать законы, назначать или утверждать главу исполнительной власти, министров с учетом мнения партийного большинства парламента, формально являться верховным главнокомандую­щим, представлять страну в международных отношениях. Ре­ально же, как правило, в практической деятельности государ­ственных органов они не участвуют.

Президент избирается либо населением, либо парламентом, либо на основе особой процедуры, например, в США.

В парламентских и президентских республиках роль и права президента различны.

В парламентских республиках роль президента незначитель­на. Его акты не имеют силы без подписи главы правительства или соответствующего министра. Правительство формируется парламентом.

В президентских республиках президент — центральная по­литическая фигура. Он формирует правительство, является гла­вой государства и правительства, верховным главнокомандую­щим, обладает правом отлагательного вето по отношению к за­конам, принимаемым законодательным органом. В некоторых странах имеет право распускать парламент.

Законодательным органом является парламент. Конституция определяет его количественный состав, порядок формирова­ния, деятельности и другие вопросы. Основная функция парла­мента — принятие законов, утверждение бюджета, контроль за деятельностью правительства в форме запросов депутатов, нап­равляемых министрам, на которые они обязаны ответить, а так­же обсуждения его работы на пленарных заседаниях законода­тельного органа.

Парламенты в зависимости от государственного устройства, исторических традиций могут быть одно- и двухпалатные. В фе­деративных государствах вторая палата формируется из предста­вителей субъектов федерации и представляет их интересы.

Исторически вторая или верхняя палата выполняла функцию контроля со стороны господствующих привилегированных классов за деятельностью нижней палаты, состоящей из предс­тавителей простого народа. В Англии, например, верхней пала­той является палата лордов.

В Конституции определяются полномочия каждой палаты, порядок их деятельности и другие вопросы. Так, например, ука­зано, что палаты заседают отдельно, они избирают сами своих руководителей, их заместителей. Палаты образуют комитеты и комиссии. Конституция регулирует также порядок формирова­ния и деятельности исполнительной власти, как правило, ее ос­новного органа, — правительства, определяет его состав, полно­мочия, структуру, порядок отставки и т.д.

В федеративных государствах существуют два правительства:

федеральное и каждого субъекта федерации. Структуру, поря­док формирования и деятельности правительства субъектов фе­дерации определяет его основной закон.

Конституция определяет виды верховных или высших судеб­ных органов, порядок их формирования, состав, полномочия, порядок деятельности. Имеются также специальные законы о внешних и других судебных органах.

Таковы основные органы государственного аппарата, зак­репленные в конституции — основном законе страны. Эти ор­ганы являются высшими в стране. Они формируют подчинен­ные им соответствующие органы государственного аппарата.

Добавить комментарий