Государственный и народный суверенитет соотношение понятий

Вопрос № 1. Как Вы считаете, почему Конституции придают особые юридические свойства? С чем связана ее оценка как «закона законов»? Как соотносятся конституционные нормы с общепризнанными принципами и нормами международного права?

Конституционное право занимает ведущее место и играет доминирующую роль. Обуславливается это, с одной стороны, важностью тех общественных отношений, которые опосредуются и регулируются с помощью норм конституционного права, а с другой стороны – их разнообразием и широтой. В отличие от других, отдельно взятых отраслей права, регулирующих общественные отношения преимущественно в какой-либо одной сфере или части сферы жизни общества (экономической, социальной и др.), конституционное право воздействует на общественные отношения, складывающиеся одновременно в целом ряде областей жизни общества и государства. Это и экономическая, и политическая, и социальная, и духовная сферы.

Конституционно право можно определить как упорядоченную совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя России, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

В Конституции Российской Федерации 1993г. также идет речь о приоритете общепризнанных международных норм права в области защиты прав и свобод человека, хотя на российское законодательство и не возлагается обязанность нормативного развития этих положений. В статье 15 Конституции РФ говорится, в частности, что общепризнанные нормы и принципы международного права, а также международные договоры РФ являются частью ее правовой системы, хотя и занимают подчиненное место по отношению к Конституции РФ как высшему закону страны. Они не могут действовать вопреки ей. Оговорка допускается лишь по отношению к нормам, регулирующим права и свободы человека. В соответствии с Конституцией РФ «общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации».

ТЕМА 13. Федерализм и его конституционно-правовые признаки в Российской Федерации

В науке конституционного права под федерацией понимают сложное государство, состоящее из государственных либо национально-территориальных образований. Федерацию также понимают как союз нескольких государств или территориальных образований.

Каково, на Ваш взгляд, основное предназначение федеративного устройства? На основе анализа главы 3 Конституции выскажите свое мнение по вопросу о том, какой федерацией является Россия – национально-территориальной, территориальной или национальной? В чем это проявляется? Какие факты говорят в пользу того или иного вывода?

Федерация, в отличие от унитарного государства (простого унитарного государства, не обладающего признаками государственного суверенитета, и части которого являются административно-территориального единицы) и от конфедерации (временного союза государств, который образуется для достижения политических, военных, экономических и иных целей), является сложным и союзным государством и предназначена для объединения государственных образований по национально-территориальному (как в РФ) или по территориальному (как в США) принципу, а также обладает государственным суверенитетом и другими признаками государственности.

Федерация – это форма государственного или национального государственного устройства, основанная на политических образованиях, обладающих определенной сферой государственной самостоятельности. Федерация есть сложное государство, где центр власти один, так как в ней одна, единая система власти; федерализм не является многоцентрализмом власти. Децентрализм всегда имел тенденцию к созданию многих центров власти, независимых друг от друга и лишь условно контролируемых властью федерации. Федерализм, в силу своего объединительного начала, стремится соединить различные центры власти, свести их к единству, сохраняя их автономность во взаимоотношениях между собою и властью федерации. В этом, собственно, и состоит предназначение федеративного государства, направленного на соединение политических или территориальных образований в единое государство.

Главой 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» установлено, что в состав РФ входят субъекты, и территория РФ состоит из территорий ее субъектов, внутренних вод и территориальное моря, воздушного пространство над ними. А так как принцип построения многих субъектов (республик, краев) носит национальный характер, то очевидно, что строение Российской Федерации придерживается национально–территориального принципа построения федерации.

ТЕМА 14. Конституционные принципы государственного устройства и структура Российской Федерации

Вопрос № 1. В Конституции РФ закреплены основополагающие принципы ее государственного устройства, такие, как федерализм (ст.1 и 5), суверенитет (ч.1 ст.3 и 4), равноправие (ч.1 и 3 ст.5) и самоопределение (преамбула), обеспечение и защита прав человека, единое правовое и территориальное пространство, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, государственная ценность России (ст.5) и др.

Проанализируйте существующие понятия суверенитета и сформулируйте собственное определение суверенитета Федерации. Каково, на Ваш взгляд, соотношение суверенитета с самостоятельностью субъектов Федерации? Как Вы думаете, не противоречит ли суверенитету Федерации наличие у республик своего суверенитета?

Государственный суверенитет является верховенством государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах, и не допускает постороннего вмешательства.

Юридическая природа федерации заключается в следующем: т.к. в науке государственного права федерацией называется союз государств, основанный на договоре и учреждающий их законное, упорядоченное единение, — это означает, что федерация возможна только там, где имеется налицо несколько самостоятельных государств, стремящихся к объединению. Федерация отправляется от множества (или, по крайней мере, от двоицы) и идет к единению и единству. Это есть процесс отнюдь не центробежный, а центростремительный. Федерация не расчленяет (не дифференцирует, не разделяет, не дробит), а сочленяет (интегрирует, единит, сращивает). Таково типичное возникновение классического федеративного государства: снизу — вверх, от малого — к большому, от множества — к единству; это есть процесс политического срастания, т.е. целесообразное движение от разрозненности ко взаимопитающему единению. При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически-срастающиеся малые государства сохранят свою «самостоятельность» и в чем они ее утратят; обычно самостоятельность предоставляется им во всем, что касается каждого из них в отдельности и что не опасно для единства. Таким образом, само понятие «федерация» означает единение нескольких суверенных субъектов. Но немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального и административно-территориального. С целью предотвращения данной противоречивости Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, которые подразделяются на три группы: предметы ведения РФ, предметы ведения субъектов РФ и предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов. С целью гармонизации федеральных отношений разрабатывается гибкая политика межнационального согласия: разрабатывается концепция государственной политики России по предотвращению и урегулированию межнациональных конфликтов, в основу которой положен принцип приоритетности мирных политических средств разрешения возникающих противоречий.

ТЕМА 15. Гражданские правоотношения.

Известно, что все субъекты гражданского права делятся на три вида:

  • физические лица;

  • юридические лица;

  • государственные и муниципальные образования.

Всем им присущи два признака: «правоспособность» и «дееспособность».

Проанализируйте существующие понятия правоспособности и дееспособности субъектов гражданского права и охарактеризуйте особенность этих признаков применительно к каждому из них.

Каждый субъект гражданского правоотношения наделен определенной правосубъектностью, т.е. специальной правовой возможностью быть их участником. Предпосылками и составными частями правосубъектности выступают правоспособность и дееспособность.

Гражданская правоспособность – это абстрактная, общая способность субъекта иметь предусмотренные законом гражданские права и обязанности. Гражданская правоспособность может быть общей и специальной.

Общая правоспособность заключается в абстрактной возможности иметь любые допускаемые законом гражданские права и обязанности. Такой правоспособностью обладают, например, физические лица.

Специальная же правоспособность отличается от общей тем, что ее объем определяется целями деятельности обладающего ею лица. Так, например, в соответствии с ч.2 п.3 ст.50 ГК, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Но наличия одной правоспособности недостаточно, для того чтобы стать субъектом права. Необходимо одновременно наличие еще и дееспособности.

Гражданская дееспособность субъекта – это способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать и исполнять гражданские обязанности.

Современным базовым принципом большинства правовых систем мира является признание равной гражданской правоспособности всех граждан независимо от пола, имущественного положения, расы и т.д. Правоспособность приобретается с рождением и исчезает со смертью.

Ранее гражданским законодательством некоторых стран предусматривалась возможность лишения человека всех гражданских прав — гражданская смерть. В настоящее время использование таких мер вышло из широкого правоприменительного оборота.

В Российской Федерации гражданская правоспособность гражданина признаётся в равной мере за всеми гражданами. Содержание гражданской правоспособности граждан указано в ст.18 Гражданского кодекса Российской Федерации: «граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных, охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права».

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Содержание правоспособности юридического лица определяется целям деятельности, предусмотренными в его учредительных документах. Моментом создания юридического лица считается согласно закону момент его государственной регистрации. Статья 51 ГК РФ предписывает, что юридическое лицо «подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемым законом о регистрации юридических лиц» и что нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или «несоответствие его учредительных документов закону» влечет за собой отказ в государственной регистрации юридического лица. Моментом прекращения существования юридические лица считается в соответствии с ГК РФ завершение ликвидации юридические лица. Согласно п.8 ст.63 ГК РФ «ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц».

РФ – это суверенное государство. Государственный суверенитет РФ – независимость и свобода многонационального народа России в определении своего политического, экономического, социального и культурного развития, а также территориальная целостность, верховенство РФ и независимость ее во взаимоотношениях с другими государствами.

Суверенитет РФ – «естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции» (Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.).

Предпосылкой образования суверенного государства является нация как историко-культурное объединение людей. Многонациональный народ России – единственный носитель суверенитета и источник государственной власти. Государственный суверенитет РФ складывается из прав отдельных народов России, поэтому РФ гарантирует право каждого народа России на самоопределение в пределах территории РФ в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах, сохранение национальной культуры и истории, свободное развитие и использование родного языка и т. д.

Структурные элементы государственного суверенитета РФ: 1) самостоятельность и независимость государственной власти РФ; 2) верховенство государственной власти на всей территории РФ, включая ее отдельных субъектов; 3) территориальная целостность РФ.

Самостоятельность и независимость государственной власти РФ предполагает, что РФ самостоятельно определяет направления как внутренней, так и внешней политики.

Для обеспечения права государственной власти РФ на независимое определение политики, экономики и других сфер жизнедеятельности общества Конституцией устанавливается: 1) полнота власти РФ при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение субъектов РФ; 2) верховенство Конституции РФ и законов РФ на всей ее территории; 3) исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством РФ; 4) полномочное представительство РФ во внешних отношениях; 5) право РФ осуществлять свои полномочия во всех формах, предусмотренных законодательством.

Верховенство государственной власти РФ – установленное Конституцией РФ верховенство федеральных государственных органов власти в регулировании внутренних отношений РФ с ее субъектами.

Таким образом, высшей юридической силой в РФ обладают: Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы по отношению к законам субъектов РФ. Суверенитет РФ предполагает целостность и независимость территории РФ.

Территория РФ включает в себя территории отдельных административно-территориальных единиц, которые обладают определенной степенью государственности, – субъектов РФ, однако территория РФ составляет единое целое и является неделимой.

Субъекты РФ не вправе выходить из состава РФ, тем самым изменяя ее границы, они наделяются правом устанавливать и изменять только административно-территориальные границы в пределах РФ.

РФ имеет собственную официальную государственную символику, определяющую ее суверенитет во взаимоотношениях с иностранными государствами.

Суверенитет государства — политико-юридическое свойство государственной власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие вовне. Различают две стороны государственного суверенитета1′. внутреннюю: выражает верховенство и полноту государственной власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, ее монопольное право на зако-

Термин суверенитет (фр. — верховная власть) применительно к государству впервые употреблён Жаном Боденом (Франция, XVI век).

Раздел II. Теория государства

нодательство, управление и юрисдикцию’ внутри страны в пределах всей государственной территории;

внешнюю: выражает независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Внутренний суверенитет называют ещё законодательным суверенитетом, поскольку он предполагает право законодательной власти издавать законы.

В Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года указаны следующие признаки государственного суверенитета Украины:

1) верховенство (иначе: прерогатива власти) — отсутствие другой более высокой общественной власти на территории страны: государственная власть может отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

2) самостоятельность — возможность самостоятельно принимать решения внутри страны и вовне при соблюдении норм национального и международного права;

3) полнота (иначе: универсальность) — распространение государственной власти на все сферы государственной жизни, на все население и общественные организации страны;

4) неделимость власти государства в пределах его территории — единство власти в целом и только функциональное ее разделение на ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную; непосредственное осуществление властных велений по их каналам;

5) независимость во внешних сношениях — возможность самостоятельно принимать решения вовне страны при соблюдении норм международного права и уважении суверенитета других стран,

‘ 6) равноправие во внешних сношениях — наличие в международных отношениях таких прав и обязанностей, как и у других стран.

Юрисдикция (лат jurisdictio — суд, судопроизводство) — объем правомочий соответствующих государственных органов (суда, арбитражного суда, административных органов и др.) разрешать споры о праве и дела о правонарушениях, в частности оценивать действия лица с точки зрения правомерности и применять юридические санкции к правонарушителям.


Глава 4. Государственная власть и государство

К указанным признакам суверенитета следует добавить:

7) неотчуждаемость — невозможность произвольного отчуждения легитимной и легальной власти, только наличие закреплённой законом возможности делегировать суверенные права государства органам местного самоуправления (в унитарном государстве), субъектам федерации и органам местного самоуправления (в федеративном государстве).

В Конституции Украины 1996 г. провозглашается: «Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию» (ст. 2).

Суверенитетом обладают любые государства независимо от величины их территории, количества населения, формы правления и устройства. Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международно-правовых документах.

Государство имеет суверенные права:

право войны и мира;

право издавать законы;

право формировать государственные органы;

право определять свою атрибутику (символику и др.);

право устанавливать налоги;

право назначать своих представителей в другие государства и международные организации;

право вступать в межгосударственные союзы и др. Однако государство не вправе делать всё, что считает необходимым, по отношению к другим государствам. Против таких действий предостерегает международное право. Например, государствам запрещается применять силу против других государств, за исключением самообороны или уполномочия со стороны Совета безопасности ООН. Другим ограничением свободы действий государства является юридическая обязанность исполнять заключенные им договоры. Так, члены Европейского Союза заключили между собой договор, согласно которому большая часть их экономической жизни подлежит руководству Союза. Кроме того, Европейский Союз имеет собственную систему права и свой собственный суд, который исходит из принципа, что в случае возникновения противоречий между законами Союза и законами государства-члена приоритет принадлежит законам Союза. Несмотря на эти ограничения, члены Европейского Союза остаются суверенными государствами.


Раздел 11. Теория государства

Следует отличать суверенитет государства от суверенитета народа и суверенитета нации.

Суверенитет народа (народ — граждане всех национальностей, проживающие на территории данной страны) означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состава его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Суверенитет народа, закрепленный в конституции, — качественная характеристика демократии, демократического режима в государстве. В ст. 5 Конституции Украины записано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета народа?

Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда) отсутствие внешнего суверенитета государства влечет утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического состояния. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником государственного суверенитета.

Суверенитет нации’ означает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права. Основные права нации —

‘ Нация (в юридическом отношении) равнозначна термину «народ». В термин «нация» вкладывается и смысл гражданства. Нация — граждане государства различных национальностей, которые объединены сходством в решении существенных политических и психологических проблем. Это сходство возникает вследствие проживания на одной территории и длительного общения друг с другом. Нация (в этническом отношении) — этносоциальная общность, у которой сформировалось самосознание своей идентичности (общность исторической судьбы, психологии и характера, склонность к национальным, материальным и духовным ценностям и т.п.), а также территориально-языковое и хозяйственно-экономическое единство. Население — совокупность физических лиц, вис зависимости от их национальности и гражданства, законно проживающие на территории конкретного государства.

Глава 4. Государственная власть и государство

гарантированная законом мера свободы (возможности) нации, которая в соответствии с достигнутым уровнем эволюции человечества способна обеспечить её существование и развитие. Мера свободы закреплена в качестве международного стандарта как общая и равная для всех наций. Основные права нации:

— право на существование и свободное развитие, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность реализовать право на политическое самоопределение (государственная самоорганизация — вплоть до создания самостоятельного государства);

— право на свободное развитие национальных потребностей — экономических и социальных;

— право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев, традиций;

— право распоряжаться природными и материальными ресурсами на своей территории;

— право на мирное сосуществование с другими народами и нациями;

— право на экологическую безопасность и др.

Таким образом, суверенитет нации, ее полновластие означает обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы, относящиеся к развитию национальной свободы и национальных потребностей, право на уважение национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений. Полновластие одной нации невозможно без соблюдения суверенитета других наций и народностей, без уважительного отношения к их национальным потребностям и правам.

Украинский народ политически самоопределился, создав самостоятельное независимое государство. Государство Украина содействует консолидации и развитию украинской нации, сохранению исторической памяти, традиций и культуры, учитывает этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность её коренных народов и национальных меньшинств. Конституция Украины определила украинский язык государственным языком, подчеркнув, что государство обеспечивает всестороннее развитие как украинского языка во всех сферах

Раздел II. Теория государства

общественной жизни, так и свободное развитие, использование и защиту русского и других языков национальных меньшинств (ст. 10).

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета нации в многонациональных государствах?

В многонациональном государстве его суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциальной общности. Он включает в себя обязанности по отношению к другим нациям, которые являются современниками «титульной» нации, существуют параллельно с ней.

Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из объединившихся наций достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики).

Главное состоит в том, чтобы нация, составляющая большинство в стране и давшая название государству, не использовала свой перевес для ограничения прав представителей другой нации. Противоправна и недопустима любая национальная дискриминация или стремление одной нации подчинить другую.

Согласно Уставу ООН, любое государственное образование должно уважать права нации на самоопределение и обеспечить гарантии данного права. Однако право на самоопределение не тождественно праву на государственный суверенитет. Нельзя ставить знак равенства между правом народов на самоопределение и правом на отделение, на вхождение в состав того или иного государства, а также выход из состава государства. Национальный суверенитет не обязательно предполагает государственный суверенитет. Самоопределение может иметь форму культурной автономии, т.е. развитие национального языка, ведение преподавания на родном языке, восстановление и развитие собственной культуры, искусства и т.п. Если все народы, входящие в многонациональное государство, будут добиваться права создания самостоятельного государства (государственного суверенитета), то мир будет вовлечен в хаос.

Глава 4. Государственная власть и государство

Государственный, народный и национальный суверенитеты взаимосвязаны в демократическом государстве.

Украина как суверенное демократическое государство воплощает в себе суверенитет государства, суверенитет нации и суверенитет народа. Реализация в Украине права на политическое самоопределение, вплоть до отделения (высшая ступень национального суверенитета, влекущая установление государственного суверенитета) является объективно закономерным процессом.

Книга: Теория государства и права. Скакун О.Ф.. Главы 1-17.

Суверенитет государства — политико-юридическое свойство государственной власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие извне.

Отличают две стороны государственного суверенитета:

внутреннюю: выражает верховенство и полноту государственной власти в отношении всех других организаций в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

внешнюю: выражает независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Внутренний суверенитет называют еще законодательным суверенитетом, поскольку он предполагает право законодательной власти издавать законы.

В Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. указаны такие признаки государственного суверенитета Украины:

1) верховенство (иначе: прерогатива власти) — отсутствие другой более высокой общественной власти на территории страны: государственная власть может отменить, признать недействительным любое проявление всякой другой общественной власти;

2) самостоятельность — возможность самостоятельно принимать решения внутри страны и извне за соблюдение норм национального и международного права;

3) полнота (иначе: универсальность) — распространение государственной власти на все сферы государственной жизни, на все население и общественные организации страны;

4) неделимость власти государства в пределах его территории — равно-особовість власти в целом и только функционален ее разделение на ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную; непосредственное осуществление властных велений по их каналам;

5) независимость во внешних отношениях — возможность самостоятельно принимать решения извне страны за соблюдение норм международного права и уважения суверенитета других стран;

6) равноправие во внешних отношениях — наличие в международных отношениях таких прав и обязанностей, как и у других стран.

В указанных признаков суверенитета следует добавить:

7) неотчуждаемость — невозможность произвольной отчужденности легитимной и легальной власти, лишь наличие закрепленной законом возможности делегировать суверенные права государства органам местного самоуправления (в унитарном государстве), субъектам федерации и органам местного самоуправления (в федеративном государстве).

В Конституции Украины провозглашается: «Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию» (ст. 2).

Суверенитетом обладают любые государства независимо от размера их территории, количества населения, формы правления и устройства. Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международных правовых документах.

Государство имеет суверенные права:

право войны и мира;

право издавать законы;

право формировать государственные органы;

право определять свою атрибутику (символику и др.);

право устанавливать налоги;

право назначать своих представителей в других государствах и международных организациях;

право вступать в межгосударственных союзов и др.

Однако государство не имеет права делать все, что считает необходимым, относительно других государств. Против таких действий предостерегает международное право. Государствам, например, запрещается применять силу против других государств, за исключением самообороны или уполномочивания со стороны Совета Безопасности ООН. Другим ограничением свободы действий государства является юридическая обязанность выполнять заключенные ею договоры. Так, члены Европейского Союза заключили между собой договор, согласно которому большая часть их экономической жизни подлежит руководству со стороны Союза. Кроме того, Европейский Союз имеет собственную систему права и свой собственный суд, который исходит из принципа, что в случае возникновения противоречий между законами Союза и законодательством государства-участницы приоритет принадлежит законам Союза. Несмотря на эти ограничения, члены Европейского Союза остаются суверенными государствами.

Следует отличать суверенитет государства от суверенитета народа и суверенитета нации.

Суверенитет народа (народ — граждане всех национальностей, проживающих на территории данной страны) означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Суверенитет народа, закрепленный в конституции, — качественная характеристика демократии, демократического режима в государстве. В ст. 5 Конституции Украины записано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета народа?

Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда), отсутствие внешнего суверенитета государства влечет за собой потерю суверенитета народа как внутренней свободы его политического состояния. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником государственного суверенитета.

Суверенитет нации означает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права. Основные права нации — гарантированная законом мера свободы (возможности) нации, которая в соответствии с достигнутым уровнем эволюции человечества способна обеспечить ее существование и развитие. Мера свободы закреплена в виде международного стандарта как общая и равная для всех наций.

Основные права нации:

— право на существование и свободное развитие, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность реализовать право на политическое самоопределение (государственная самоорганизация — вплоть до создания самостоятельного государства);

— право на свободное развитие национальных потребностей — экономических и социальных;

— право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев, традиций;

— право распоряжаться природными и материальными ресурсами на своей территории;

— право на мирное сосуществование с другими народами и нациями;

— право на экологическую безопасность и др.

Следовательно, суверенитет нации, ее полновластия означает обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы, касающиеся развития национальной свободы и национальных потребностей, право на пбвагу национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений. Полновластие одной нации невозможно без соблюдения суверенитета других наций и народностей, без уважительного отношения к их национальных потребностей и прав.

Украинский народ политическое самоопределился, создав самостоятельное независимое государство. Государство способствует консолидации и развитию украинской нации, сохранению исторической памяти, традиций и культуры, учитывает этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность ее коренных народов и национальных меньшинств. Конституция Украины определила украинский язык государственным языком, подчеркнув, что государство обеспечивает всестороннее развитие как украинского языка во всех сферах общественной жизни, так и свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств (ст. 10).

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета нации в многонациональных государствах?

В многонациональном государстве ее суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как етносоціальної сообщества. Он содержит в себе обязанности в отношении других наций, которые являются современниками «титульной» нации, существуют параллельно с ней.

Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из наций, которые объединились. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение-путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из наций, которые объединились, достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональном государстве (например, охрану общих государственных границ, осуществлением совместной финансовой, налоговой и оборонной политики).

Главное заключается в том, чтобы нация, которая составляет большинство в стране и дала название государству, не использовала свое преимущество для ограничения прав представителей другой нации. Противоправной и недопустимой является любая национальная дискриминация или стремление одной нации покорить другую.

Согласно Уставу ООН любое государственное образование должно уважать права нации на самоопределение и обеспечить гарантии данного права. Однако право на самоопределение не тождественно праву на государственный суверенитет. Нельзя ставить знак равенства между правом народов на самоопределение и правом на отделение, на вхождение в состав того или иного государства, а также выход из состава государства. Национальный суверенитет не оба ‘обязательно предполагает государственный суверенитет. Самоопределение может иметь форму культурной автономии, то есть развитие национального языка, преподавание на родном языке, восстановление и развитие собственной куль-

туры, искусства и т.д. Если все народы, входящие в многонационального государства, будут добиваться права создания самостоятельного государства (государственного суверенитета), то мир будет утягнуто в хаос.

Государственный, народный и национальный суверенитеты являются взаимозависимыми в демократическом государстве.

Украина как суверенное демократическое государство воплощает в себе суверенитет государства, суверенитет нации и суверенитет народа. Реализация в Украине права на политическое самоопределение, вплоть до отделения (высшую ступень национального суверенитета, что приводит к установлению государственного суверенитета), является объективно закономерным процессом.

Книга: Теория государства и права. Скакун О.Ф.. Главы 1-17.

Теория государства и права. Скакун О.Ф.. Главы 1-17.
Раздел И. ВСТУПЛЕНИЕ В ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Глава 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. §1. Понятие и признаки юридической науки
§2. Объекты, предмет, метод, функции юридической науки
§3. Юриспруденция как система юридических наук
Глава 2. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА. §1. Возникновение общей теории государства и права
§2. Предмет теории государства и права
§3. Функции теории государства и права
§4. Метод теории государства и права
§5. Теория государства и права в системе общественных наук
§6. Теория государства и права в системе юридических наук
Раздел II ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА. Глава 3 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. §1. Основные теории происхождения государства
§2. Общие закономерности возникновения государства
§3. Признаки государства, отличающие его от социальной (публичной) власти первобытнообщинного строя
§4. Особенности возникновения государств у разных народов мира
Глава 4 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВО. §1. Понятие власти. Соотношение политической и государственной власти, государственной власти и государства
§2. Понятие и признаки государства
§3. Сущность государства
§4. Суверенитет государства и его соотношение с суверенитетом народа и суверенитетом нации
§5. Функции государства
§6. Типология государств
§7. Некоторые научные концепции современного государства
Глава 5 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА. §1. Гражданское общество и государство
§2. Политическая система общества и государство
§3. Правовые формы взаимоотношений государства и общественного объединения
§4. Правовые формы взаимоотношений государства и коммерческой корпорации
§5. Относительная самостоятельность государства
Глава 6 ФОРМА ГОСУДАРСТВА. §1. Понятие и структура формы государства. Виды форм государственного правления
§2. Классификация форм государственного устройства
§3. Виды форм государственного (политического) режима
Глава 7 МЕХАНИЗМ И АППАРАТ ГОСУДАРСТВА. §1. Механизм государства
§2. Аппарат государства. Орган государства. Институт государства
§3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
§4. Виды органов государства. Разделение властей как принцип организации работы государственного аппарата
§5. Общая характеристика трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной
§6. Система \\»сдержек и противовесов\\» органов законодательной, исполнительной и судебной власти
§7. Управление в административно-территориальных единицах. Местное самоуправление
§8. Профессиональная и государственная служба.
§9. Служба в органах внутренних дел
Глава 8 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ В УКРАИНЕ. §1. Высший представительный орган государственной власти
§2. Глава государства
§3. Высший исполнительный орган власти
§4. Представительные органы власти на местах
§5. Исполнительные органы власти на местах
§6. Судебные органы власти
§7. Правоохранительные и контрольно-надзорные органы
§8. Роль органов внутренних дел в механизме правового государства
§9. Министерство юстиции и Высший совет юстиции
Глава 9 СОЦИАЛЬНАЯ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. §1. История идеи о правовом и социальном государстве
§2. Понятие и признаки социального правового государства
§3. Личность и государство
Раздел III ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. Глава 10 ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ДЕМОКРАТИИ. §1. Понятие и признаки демократии
§2. Функции и принципы демократии
§3. Формы и институты демократии
§4. Демократия и самоуправление
§5. Демократия как общечеловеческая ценность
§6. Демократия и права социальных меньшинств (меньшинств)
Глава 11 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. §1. История идеи прав человека. Теория трех поколений прав человека
§2. Основные права человека и гражданина. Международные стандарты в области прав человека
§3. Система основных прав и свобод человека и гражданина
§4. Система обязанностей человека и гражданина
§5. Система прав ребенка
§6. Система гарантий прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в демократическом государстве
§7. Социально-правовой механизм обеспечения (реализации, охраны и защиты) прав человека
§8. Международная защита прав человека
§9. Роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека
Глава 12 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ
§1. Пролетарская (социалистическая) теория демократии
§2. Теория \\»плюралистической демократии\\»
§3. Теория элитарной демократии
§4. Теория демократии партисипаторної
§5. Теория корпоративной демократии
§6. Теория \\»компьютерной демократии\\»
Раздел IV ТЕОРИЯ ПРАВА. Глава 13 ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ПРАВЕ. §1. Термин \\»право\\»
§2. Происхождение права
§3. Признаки, отличающие нормы права от норм поведения в первобытном обществе
§4. Основные юридические источники формирования права у разных народов мира
§5. Современные концепции правопонимания
§6. Понятие и признаки права
§7. Сущность права
§8. Принципы права
§9. Функции права
§10. Ценность права
§11. Соотношение права и закона
§12. Соотношение национального и международного права
§13. Право, экономика, политика: их взаимосвязь и взаимовлияние
Глава 14. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА И СИСТЕМА ПРАВА. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО МАТЕРИАЛА. §1. Понятие и структура правовой системы
§2. Понятие, основные признаки и структура системы права
§3. Предмет и метод правового регулирования как основы формирования системы права
§4. Публичное и частное право
§5. Отрасль права
§6. Институт и подотрасль права
§7. Система законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства
§8. Понятие отрасли и института законодательства. Причины расхождения некоторых отраслей права и отраслей законодательства
§9. Структура системы законодательства. Виды отраслей законодательства
§10. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов
Глава 15 НОРМЫ ПРАВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. §1. Понятие, признаки и виды социальных норм, их соотношение с техническими нормами
§2. Нормы морали и нормы права: их связь и взаимодействие
§3. Нормы-обычаи и нормы права
§4. Корпоративные нормы и нормы права
§5. Понятие и признаки нормы права
§6. Виды норм права
§7. Специализированные (нетипичные) нормы права
§8. Структура нормы права и нормы-предписания
§9. Классификация структурных элементов нормы права по степени определенности и составом
§10. Способы (формы) изложения норм права в статьях нормативно-правового акта
Глава 16 ПРАВОТВОРЧЕСТВО. §1. Понятие правотворчества, его отличие от законотворчества
§2. Принципы и функции правотворчества
§3. Стадии правотворческого процесса
§4. Виды и формы правотворчества государства
§5. Виды правотворчества гражданского общества
§6. Судебная правотворчество-особый вид правотворчества
§7. Юридические источники (формы) права
Глава 17. ПРАВОВОЙ АКТ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР. §1. Правовой акт
§2. Понятие нормативно-правового акта и его отличие от других правовых актов
§3. Виды нормативно-правовых актов
§4. Понятие и признаки закона
§5. Законодательный процесс
§6. Виды законов
§7. Конституция — основной закон гражданского общества и государства
§8. Действие нормативно-правового акта во времени
§9. Действие нормативно-правового акта в пространстве и по кругу лиц
§10. Понятие подзаконного нормативно-правового акта.
§11. Ведомственный акт
§12. Подзаконный нормативный акт органа местного самоуправления. Подзаконный нормативный акт местного органа исполнительной власти
§13. Подзаконный нормативный акт государственного предприятия, учреждения, организации. Подзаконный нормативный акт коммерческой организации
§14. Международный договор

На предыдущую


Добавить комментарий