Государственный и общественный строй римской республики

В истории римского государства различают три основных периода:
1. древнейший царский — от основания Рима его первым царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г. до н.э.;
2. республикан­ский — охватывает примерно пятивековую историю (509—27 гг. до н.э.);
3. имперский — распадается на два подпериода:

· период принципата, когда принцепс (первый в списке сенато­ров) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики — глав­ного жреца (понтифика), главнокомандующего армией, трибуна и др.;

· период домината (от dommus — господин), который зна­менует дальнейшую эволюцию властной и территориальной струк­туры империи.

Общественный строй

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций — завоеванных Римом стран. Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем:

· нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев. Сенаторы занимают высшие посты в государственном аппарате и армии и становятся наиболее прочной опорой императорской власти;

· сословие всадников с имущественным цензом от 400000 до миллиона сестерциев превратилось в служилое сословие, поставлявшее кадры для императорской администрации в Риме, провинциях и для командных должностей в армии;

· провинциальная знать, сословно не оформленная, но игравшая влиятельную роль в местном управлении. К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы.

Происходят изменения и в положении рабов. Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов. Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства.

Развиваются и формы эксплуатации, которые появились еще в республике, — широкое распространение получают пекулий и колонат.
Сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы. Однако положение этих слоев населения становится все более неустойчивым, что влечет за собой во II-III вв. распространение самопродажи в рабство и особенно колоната. Колон становится в сельском производстве такой же заметной, а со временем и более заметной фигурой, как и свободный крестьянин и раб. Ряды колонов со временем пополняют не только свободные и вольноотпущенники, но и «варвары», селившиеся в приграничных областях Римского государства. Колонат из договора аренды, заключаемого на определенный срок (5 лет), в силу неизбежно возникавшей задолженности колонов становится пожизненным, а затем и наследственным. Колоны превращаются в людей, зависимых от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться.

Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.

Государственный строй

Период империи начинается с возвышения Августа (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.) и заканчивается разграблением Рима варвара­ми и смещением последнего императора в 476 г.
Установлению имперского управления предшествовало много перемен в социальной и политической жизни римлян — граждан­ские войны, установление военных диктатур. В 44 г. до н.э. постоянным диктатором становится вождь попу­ляров, людей свободных, но не знатных, человек выдающихся способностей и дарований Гай Юлий Цезарь.
После убийства Юлия Цезаря сторонниками восстанов­ления аристократического республиканского строя его внучатый племянник Октавиан Август обрел ряд важных властных полномо­чий (военные, жреческие, административные), которыми удачно воспользовался. Все это привело к окончательному установлению автократической (названной впоследствии императорской) фор­мы правления, а реформатор заслужил почетное прозвание Бо­жественного (Августа).

Обладал правами:

1. вето на распоряжения всех магистратов;

2. наблю­дать и посылать чиновников для управления сенатскими провин­циями, расположенными в завоеванных областях;

3. издавать законы с правом высшего уголовного и гражданского суда;

4. стал главным блюстителем культа (с 12 г.).

Его правление относится к начальному этапу принципата, при котором фактичес­кий верховный правитель (первое лицо государства) получает наи­менование принцепса (первого в списке сенаторов, открывающе­го и закрывающего его заседания).

Принципат

Период принципата характеризуется неспешным преобразованием властных функций верховного правителя при формальном сохранении прежних учреждений. Институт принцепса был изве­стен еще в царский период и означал влиятельное лицо либо в общине (принцепс цивитатис), либо среди лиц, перечисленных в списке сенаторов (принцепс сенатус).

Первый император Окта­виан Август использовал этот термин и титул в значении «первый гражданин Римского государства».

Государственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией либо республиканской империей, и для этого имеются достаточные основания. Первые принцепсы сде­лали свои полномочия пожизненными и стремились к совмещению нескольких высших магистратур одновременно. Принцепс становил­ся одновременно консулом, цензором, народным трибуном и пер­восвященником (главным жрецом — понтификом). Власть его в области управления государством-империей соперничает с анало­гичными полномочиями сената. Последний в период империи узур­пирует некоторые властные полномочия народного собрания — по принятию закона и по одобрению в должности высших магистра­тов. В этом соперничестве принцепс стремился к единоначалию, а сенат — к коллективному контролю и влиянию, в итоге побеждала вторая ориентация.

Наибольшую автономию сохраняла в этот период должность претора, сочетавшего административные функции с полномочия­ми уголовной юрисдикции. Однако в это же время появляется слой императорских чиновников, составивших личный Совет при принцепсе (консилиум принципис) или подчиненных префекту претория — высшему должностному лицу над группой менее властных префектов и кураторов. При Адриане (117—138 гг.) личный Совет возглавлял начальник императорской гвардии, который сочетал верховные судебные полномочия с верховным командованием.

Управление в провинциях строилось по линиям двух иерар­хий — императорской и сенатской, что дало соответствующие наименования самим провинциям, поделенным на императорские и сенатские. Императорские управлялись назначаемыми самим императором легатами, сенатские -— проконсулами и пропреторами. Сенатские провинции фактически имели двойное подчинение — сенату и императору. Различие в способах управления повлекло различия в способах финансирования этого управления и приве­ло к созданию наряду с казной императора казны сенатской. Так оформился режим правления, который историки назвали двоевла­стием (диархией).

Доминат

Доминат возник как следствие прекращения этого двоевластия в пользу принцепса, и произошло это в правление Диоклетиана (с 284 г.). Формально император считался неограниченным властителем, доминусом (от слова «господин»), что подтвержда­лось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. Последний со временем присвоил и стал осуществ­лять законодательные полномочия: его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и они становились законами. Императорские установления (консти­туции) стали основным способом изготовления законов. В этот же период возникает институтапелляции, в силу чего император становится и высшей судебной инстанцией.

В правление Диоклетиана проводятсяреформы по реоргани­зации управления территориями, а также военная, финансовая и др.:

1. империя делится на 12 диоцезов, которые в свою очередь подразделяются на провинции;

2. в армии производится специализация функций отдельных войск: были созданы пограничные войска, мобильные внутренние и утверждена преторианская гвардия;

3. податная систе­ма обновляется введением натуральных и денежных налогов (по­земельный налог), а также введением полноценной монеты в обеспечение содержания чиновников и армии.

Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные воен­ные должности. Его власть в значительной мере зависела от ар­мии, которая приносила ему присягу и нередко была главной си­лой, поддерживавшей его восхождение к верховной власти (период правления так называемых солдатских императоров). В области внешнеполитической императоры присвоили себе исключительное право на объявление войны и мира.

Продолжала развиваться система имперского чиновничества. Все должности делились на три категории:

1. придворные;

2. гражданские;

3. военные.

Придворные должности занимали важнейшее место во всей иерархии. Здесь были должности заведующего царским дворцом, начальника личной канцелярии императора, заведующего казной и финансами др.

Гражданские должности охватывали сферу управ­ления территориями. В столице каждой провинции во главе иерархии находился городской префект, которому подчинялись викарии, специальные префекты и кураторы.

Большое значение приобрел Совет при императоре, который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. В состав Совета входили по общей формуле «свита, друзья, единомышленники, союзники» императора. Создается также полиция, внешняя и тайная, для рас­следования преступлений.

С разделением империи на Восточную и Западную оба импе­ратора продолжают именоваться Августами, их помощники стано­вятся преемниками. Заранее назначаемые преемники именуются Цезарями. Этот режим выглядит уже как военно-бюрократическое самодержавие.

Общественный строй в Риме, в период республики (V-IV вв. до н.э) развивался по 2 основным направлениям:

  • Борьба плебеев и патрициев.
  • Изменение характера рабства.

Плебеи с самого начала установления республики начинали борьбу за рабство с патрициями:

В сфере экономики плебеи допускались к общему полю и ограничение долгового рабства, от которого в основном страдали плебеи.

В политической сфере плебеи добивались допуска к патрицианским должностям и в сенат.

В социальной сфере плебеи требовали отмены запрета брака с патрициями, вхождения в жреческие коллегии.

В своей борьбе плебеи опирались на свое численное превосходство и регулярно прибегали к сецессии (право выхода) – т.е. уход из города с угрозой основать свое плебейское государство. Всего сецессией плебеи воспользовались 3 раза:

Первая произошла через несколько лет после установления республики и была вызвана злоупотреблением консулов при разрешении судебных споров о долгах. В результате 1 сецессии плебеи добились права избирать из своего состава своих должностных лиц – 2 народных трибунов. Эти должностные лица получили право вето («я запрещаю») на решение консулов и сената. Народные трибуны избирались на плебейских собраниях по трибам.

Вторая сецессия произошла в середине 5 века до н.э.

Для предотвращения злоупотребления со стороны консулов плебеи потребовали записи обычаев и патриции согласились с условием, что будет избрана специальная коллегия из 10 патрициев – законодателей (децелебры).

Вторая сецессия в 451г. до н.э. децелебры составили 10 досок законов (таблиц) и заявили о необходимости дополнения этих законов и поэтому в следующем году вновь были избраны. После добавления 2 таблиц децелебры отказались сложить с себя полномочия и установили в Риме тиранию. В результате 2 сецессий плебеи добились свержения тирании и восстановления должности консула и народных трибун.

Законы 12 таблиц закрепили запрет браков между патрициями и плебеями. Но через несколько лет был принят закон, который разрешал браки между патрициями и плебеями. Большое значение имел закон Петелия, который существенно ограничил долговое рабство. В ответ на это уступки патрициии стали создавать новые потрицианские должности – преторов (цензоров), которые проводили перепись населения и включали новых членов в сенат.

Большинство плебеев страдали от малоземелья и требовали допуска к общему полю, но, к вопросу о допуске к патрицианским должностям относились безразлично (индифферентно).

Важное значение имело принятие в 367 г. до н. э закона Лициния-Секстилия, который состоял из двух проектов:

  • допуск плебеев к общему полю.
  • допуск плебеев к должности консула.

К началу 3 века до н. э плебеи стали избираться на все остальные должности, входить в Сенат и жреческие коллегии.

Патриции не соглашались признавать в качестве общегосударственных законов решения, принятые на плебейских патрицианских собраниях – плебесциты. В 287 г. до н.э. был принят закон, по которому плебесциты были приняты общеобязанными.

Так завершилась борьба плебеев и патрициев, и в Риме сложился новый сословный слой. Патриции и верхушка плебеев объединились в сословие нобили – крупные землевладельцы, аристократия.

Второе сословие – всадники – зажиточные торгово-ремесленные круги. Остальная часть рядовых граждан составила сословие плебеев.

К 3 веку до н.э. в Риме изменился характер рабства. Рабство стола классическим (основная производственная сила).

Расцвет Римской республики наступил в 3 веке до н.э. Формально высшими органами государственной власти считались комиции – народные собрания. К 3 в. до н.э. крупные комиции потеряли всякое значение.

Реально действовали два вида народных собраний:

Центуриатные комиции, которые, в основном, избирали высших должностных лиц;

Трибунные комиции, которые, в основном, принимали законы и избирали народных трибунов.

Эти 2 народных собрания были ограничены в своих полномочиях – они не обладали законной инициативой и лишь голосовали. Кроме того, голосование было не единолично, а по центуриям и трибам.

Де-факто, центральным органом Римской республики был Сенат; в сфере законодательства все законопроекты обсуждал и закреплял Сенат. В сфере финансов Сенат был держателем и распространителем общей государственной казны. В сфере административной Сенат контролировал должностных лиц. В сфере военной и военно-политической Сенат принимал решения о мобилизации, о войне и мире.

Вел в лице своих представителей переговоры. Высшие должностные лица старались не конфликтовать с этим органом, т. к. надеялись после окончания полномочий войти в его состав и получить выгодные должности в провинции. Кроме того Сенат был постоянно действующим органом. Важную роль играли магистратуры – должностные коллегии. Делились на высшие и низшие. Высшие магистратуры могли быть носителями империума – консулы, преторы, цензоры…

Кроме того, все должности делились на одинаковые (обычные) и экстраординарные, которые избирались или назначались в чрезвычайных условиях (децембиры, диктаторы).

Диктатор назначался по решению Сената на срок ≤ 6 месяцев с предоставлением неограниченных полномочий. Магистраторы действовали на основе принципов:

  • выборность;
  • коллегиальность;
  • срочность (на 1 год);

принцип безвозмездности, т.е. должностные лица не получали вознаграждения, поэтому избирались из состава нобилета и, отчасти всадников.

Т.о. в Риме существовала аристократическая республика.

Характеристика общественного строя

Положение населения. В 509 году до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики — период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, неуклонно расширявшие границы Римского государства, превращавшие его в могущественную мировую державу.

Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю становилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собственность.

Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота — люмпен-пролетарии. В силу того, что рабство поначалу имело патриархальный характер, борьба между крупными рабовладельцами и мелкими производителями, которые чаще всего сами обрабатывали землю и работали в мастерских, долгое время составляла основное содержание истории Римской республики. Только со временем противоречие между рабами и рабовладельцами выступает на первый план.

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами — свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный.

Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. Так, после разгрома Карфагена в рабство было обращено 55 000 человек, а всего во II-I вв. до н.э. — более полумиллиона (число римских граждан, имевших имущественный ценз, в это время не достигало 400 000). Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля — покупка рабов за границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее значение имело их естественное воспроизводство. Можно отметить и то обстоятельство, что несмотря на отмену Законом Петелия долговой кабалы, фактически она, правда в ограниченных размерах, продолжала существовать. К концу периода республики получает распространение и самопродажа в рабство.

Рабы были государственные и частновладельческие. Первыми становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских. Положение частновладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Если в начале римской истории, в период патриархального рабства, они входили в состав семей римских граждан и, целиком подчиняясь домовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального (священного, основанного на религиозных верованиях) права, то в период расцвета республики эксплуатация труда рабов резко интенсифицировалась. Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких свободных производителей. Особенно тяжелым было положение рабов в крупных рабовладельческих латифундиях. Положение рабов, занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значительно лучше было положение талантливых работников, учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была практически неограниченной. Все произведенное рабом поступало хозяину: «что приобретается через посредство раба — приобретается для господина». Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания его существования и работоспособности.

Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтересованность рабов в результатах своего труда, что в свою очередь заставляло рабовладельцев искать более эффективные формы эксплуатации. Такой формой стал пекулий — часть имущества хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.), которую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяйства и получения части дохода от него. Пекулий позволял хозяину более эффективно использовать свое имущество для получения дохода и заинтересовывал раба в результатах своего труда. Другой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свободные, вольноотпущенники и рабы. У колонов было личное имущество, они могли заключать договоры и вступать в брак. Со временем положение колона становится наследственным. Однако в рассматриваемый период колонат, как и пекулий, еще не получил большого распространения.

Неэффективность рабского труда привела в конце республиканского периода к массовому отпуску рабов на волю. Вольноотпущенники оставались в определенной зависимости от своего бывшего хозяина, превратившегося в их патрона, в пользу которого они были обязаны нести определенные материальные и трудовые повинности и который в случае их бездетности наследовал их имущество. Однако развитие этого процесса в период, когда рабовладельческий строй еще развивался, противоречило общим интересам господствующего класса, и поэтому во 2 году до н.э. был издан закон, ограничивший эту практику.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Помимо них. к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В среде рабовладельцев в конце III-II в. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников.

В высшее сословие (нобили) входили самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Экономической базой нобилей было крупное землевладение и громадные денежные средства. Только они стали пополнять сенат и избираться на высшие государственные должности. Нобилитет превращается в замкнутое сословие, доступ в которое новому человеку был практически невозможен и которое ревниво охраняло свои привилегии. Только в редких случаях люди, не принадлежавшие к нобилитету по рождению, становились высшими должностными лицами.

Второе сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В I в. до н.э. развивается процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные судебные должности. Между отдельными их представителями возникают родственные отношения.

По мере расширения пределов Римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуострова (полностью завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они отличались от римских граждан по своему правовому положению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы — древние латины и латины колоний. За первыми признавались имущественные права, право выступать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых ее городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, пользовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в. до н.э.) всем латинам были предоставлены права римских граждан.

Второй категорией свободных, не имевших прав римских граждан, были перегрины. К ним относились свободные жители провинций — стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности. К перегринам относились также свободные жители иностранных государств. Перегрины не имели прав латинов, но получили имущественную правоспособность. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей — патронов, в отношении которых находились в положении, мало отличавшемся от положения клиентов.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей — домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки. Последний был лицом «собственного права», члены же его семьи назывались лицами «чужого права» — права домовладыки. Вступая в имущественные правоотношения, они приобретали имущество не для себя, а для него. Но ограничения в частном праве не влияли на их положение в публичном праве. К тому же эти ограничения стали ослабевать, стало признаваться право членов семьи на приобретение собственного имущества.

Правовое положение лица изменялось с утратой того или иного статуса. Наибольшие изменения происходили с утратой статуса свободы (плен, обращение в рабство). Она означала потерю и статусов гражданства и семьи, т.е. полную потерю правоспособности. С утратой статуса гражданства (изгнание) терялась правоспособность гражданина, но сохранялась свобода. И наконец, утрата статуса семьи (в результате, например, усыновления главы семьи другим лицом) вела к потере только «собственного права».

Период империи подразделяется на два этапа: 1) эпоха Ранней империи – принципат (27 г. до н.э. – 283 г. н.э.), когда формально республиканские учреждения еще сохраняются, однако фактически единственным верховным правителем был принцепс – первый в списке сенаторов; 2) эпоха Поздней империи – доминат (283–476 гг.), период абсолютно неограниченной власти одного человека – императора. Власть императора обожествлялась.

Общественный строй Ранней империи. Основными классами римского общества I–II вв. н.э. были классы рабов, рабовладельцев и мелких производителей – собственников земли, мастерских.

Рабы оставались главной производительной силой римского общества, но в их положении происходят изменения. Поскольку иссякал приток новых рабов, так как не всегда завоевательные войны были успешными, рабовладельцу уже экономически невыгодно доводить эксплуатацию раба до потери им сил и здоровья. Болес того, законодательство императора Адриана запрещало беспричинное убийство раба. Это приводило к смягчению классового протеста рабов, снижало вероятность восстаний. Получил дальнейшее развитие пекулий, поощряющий экономическую активность предприимчивых рабов.

Свободные производители-собственники работали в своих мелких земледельческих хозяйствах без рабов, однако они не могли конкурировать с крупными латифундиями. Поэтому свободный земледелец постепенно превращался в арендатора некогда собственной земли. Для II в. н.э. характерно распространение арендных отношений и колоната. Колон – это был юридически свободный человек, имевший право уйти от землевладельца после истечения срока договора (как правило, пять лет). Обычно колон за это время настолько опутывался долгами и обязательствами, что уйти не мог и превращался в пожизненного арендатора земли. Это было выгодно и землевладельцу: он становился его господином, давал ему землю, орудия труда, продукты, разбирал споры колонов между собой. Колоном становился крестьянин, потерявший землю, вольноотпущенник, поденщик, городской плебей, раб-пекулиант, посаженный на землю, варвар в пограничных провинциях Рима.

Класс рабовладельцев не был однородным. В него входили: сенаторское сословие, служилое чиновничество (всадники), муниципальная знать, городская верхушка, крупные торговцы и судовладельцы. Господствующее положение в классе рабовладельцев занимало сенаторское сословие, состоящее как из древнего римского нобилитета, так и из богатой провинциальной знати. Они были сенаторами, занимали высшие государственные должности в правительственном аппарате, армии, управляли провинциями. Достаточно сказать, что наименьший ценз для сенаторов составлял 1 млн сестерциев. При этом, занимая высшие государственные посты, сенаторы получали огромное жалование – 600 тыс. сестерциев и носили титул «светлейшего, совершеннейшего». Второе сословие составляли всадники. Они превратились в служилое сословие, занимали высшие посты в имперских канцеляриях, администрации императора и армии. Высшей должностью, доступной всаднику, были должности командующего преторианской гвардией, префекта Египта. Всадники-чиновники получали большое жалование: 100–300 тыс. сестерциев и носили почетное звание «выдающиеся». Третьим сословием была муниципальная знать – зажиточные горожане, владевшие средними имениями, мастерскими, торговыми предприятиями (все, кто владел имуществом в 100 тыс. сестерциев и выше). Из них выбирались должностные лица в органы городского самоуправления.

Государственный строй принципата. В 27 г. до н.э. сенат объявил Октавиана императором. Считалось, что император является все еще республиканским магистратом, правда, пожизненным и обладающим высшей властью. Он был первым в списке сенаторов и первым высказывал свое мнение при обсуждении в сенате каких-либо вопросов. Император был командующим армией, верховным жрецом, народным трибуном, цензором. Из числа преданных ему сенаторов он назначал наместников, которые действовали в соответствии с мандатом, императорскими инструкциями. При Октавиане Августе складывается государственный аппарат, казна (фиск). В конце II в. н.э. государственный аппарат империи приобрел законченный вид и был относительно централизованным.

Во главе стоял император, обладавший всей полнотой государственной власти. Юридически нового императора избирал сенат. В управлении он опирался на императорский совет, состоявший из преторианских префектов (командиров дворцовой стражи императора) и начальников ведомств императорской канцелярии. Большую роль в управлении играла императорская канцелярия, состоявшая из нескольких отделений.

Сенат юридически считался законодательным органом, поскольку императорские указы, чтобы обрести силу закона, вносились в сенат. Сенат утверждал магистратуру – исполнительную власть (20 квесторов, 18 преторов, 12 консулов). Территория Римского государства делилась на 45 провинций: 34 императорские и 11 сенатские. Сенатские провинции были бедными, доходы от них были малыми, а императорские – богатыми, но менее спокойными, поэтому там стояли римские войска. Управлялись провинции Рима наместниками, которых назначал император. Следовательно, принципат являлся монархией, прикрывавшейся республиканскими институтами, однако реальная власть принадлежала принцепсу.

Общественный строй в период домината. Римское рабовладельческое общество в III–IV вв. переживает глубокий кризис. Он связан с упадком системы классического рабства, лежащего в основе рабовладельческой экономической системы. Рабовладельческая товарная вилла, городские ремесла и торговля приходят в упадок. Напротив, укрепляется система латифундиального хозяйства. Огромные поместья – латифундии, земли в которых обрабатывались колонами, имевшие собственные ремесленные мастерские, были слабо связаны с городским рынком ввиду натурального хозяйства.

В составе класса рабовладельцев на первый план выходит прослойка крупных латифундистов, земельных магнатов, контролирующих обширное население, располагающих значительными запасами продуктов. Как правило, это были влиятельные сенаторы, высшие чиновники и военные, получавшие налоговые льготы от императора. Доминирующую роль в господствующем классе играл сам император и его родственники. Экономической основой их могущества стало императорское землевладение. Наряду с ними в правящем классе выделяется и духовная элита, связанная с появлением мировой религии – христианства. Возникает церковное землевладение.

Социальная структура римского общества IV в. имела переходный характер. Уменьшается роль рабов в производстве, но, напротив, возрастает роль колонов. Удовлетворяя требования землевладельцев, Закон 332 г. (эдикт о вечном прикреплении колонов к их участкам) положил начало прикреплению арендаторов к земле. Самовольно покинувшие поместья возвращались силой. В то же время Закон запрещал сгонять колонов при продаже земли. Аналогично запрещалось и самовольное повышение лежащих на колоне тягот и повинностей. Прикрепление колонов к земле было пожизненным и потомственным. Подобная политика закрепощения проводилась и в отношении ремесленников (по императорскому эдикту 317 г. предписывалось, чтобы мастера монетного дела «навсегда оставались в своем состоянии»), и корабельщиков и др. Таким образом, непосредственное присвоение прибавочного продукта стало основной формой эксплуатации крестьян и ремесленников. Класс свободных собственников-производителей постепенно разоряется и пополняет армию зависимых колонов или свободных членов ремесленных коллегий. Таким образом, внутри разлагающегося рабовладельческого общества зарождается сословная структура будущего феодального общества.

Государственный строй в период домината. В период Поздней империи верховная власть в государстве принадлежала одному лицу – императору. Императоры порывают с республиканской традицией и управляют единолично. Взамен титула принцепс появился титул dominus – «владыка, господин». Управление страной император осуществлял, опираясь на совещательный орган, подготавливающий законопроекты, – государственный совет (консистория, т.е. «учреждение, где стоят вместе»: члены совета не могли сидеть в присутствии императора), а также на центральные ведомства (финансовое, военное и т.д.), которые и управляли империей. Государственный аппарат приобрел жестко централизованный характер и подчинялся императору, который назначал чиновников сроком на один год. Сложилась иерархия чинов («табель о рангах»): редактор законов; заведующий императорской казной; управляющий коронными имуществами; начальник императорской канцелярии. Провинции управлялись наместниками,, которые также имели канцелярии, издавали эдикты.

Установление домината связано с реформами императора Диоклетиана (284–305 гг.), пытавшегося преодолеть экономический и политический кризис империи. Он провел ряд реформ, направленных на повышение управляемости империей и укрепление армии, способной оберегать ее границы. Главной среди них была реформа государственного управления. Вводилась система власти в империи, которая называлась тетрархией, т.е. власть четырех. Верховная власть была поделена между четырьмя соправителями: два августа, управлявшие Западной и Восточной частями империи, назначали своими помощниками (преемниками) соправителей – двух цезарей. Через 20 лет августы передавали власть цезарям (соправителям). Так вводился порядок, гарантирующий преемственность верховной власти, ограничивающий возможность ее узурпации. Однако августы и цезари не были равноправны. В системе тетрархии высшей властью обладал старший август – Диоклетиан. Тетрархия органично сочетала абсолютизм и сакральность высшей власти с ее военно-административной оперативностью.

Повышению управляемости территорий способствовала административная реформа. Диоклетиан разделил территорию империи на 101 провинцию, учредив на завоеванных территориях новую администрацию. В целях подрыва сепаратизма старых провинций он разделил функции гражданской и военной власти, прежде находившиеся в руках префектов. Несколько провинций составляли диоцез во главе с викариями. Им подчинялись наместники провинций – ректоры. Власть императора (старшего августа) опиралась на армию. Диоклетиан осуществил военную реформу с целью повысить полицейские и охранительные ее функции. Во-первых, численность армии увеличивалась на треть, так как землевладельцы были обязаны посылать в императорскую армию рекрутов, число которых было пропорционально площади обрабатываемой земли и количеству проживающего на ней населения. Во-вторых, армия была разделена на две части-. одна из них, постоянная, была размещена на границах империи, а другая – маневренная, мобильная, обеспечивала внутреннюю безопасность.

Укрепление единства государства тесно связано с обеспечением экономической стабильности. Экономическое оздоровление Диоклетиан начал с денежной реформы: он выпустил полноценную золотую монету, но золотого содержания в ней оказалось мало, ее стали подделывать. Поэтому реформа не удалась. Диоклетиан изменил систему налогообложения. Налоговая реформа была призвана обеспечить содержание огромной армии и бюрократического аппарата империи. Он ввел подушный налог, взимавшийся натурой. В основу налогообложения были положена площадь обрабатываемой земли (или размеры производимой ремесленниками продукции) и количество обрабатывающих ее людей. Учет земли и работников осуществлялся с помощью переписи населения и имущества, проводимой раз в 15 лет. Налог устанавливался на пять лет. Государство активно вмешивалось в экономику, что было обусловлено потребностью в деньгах для содержания государственного аппарата. Население страдало от роста цен на продукты питания и предметы первой необходимости, что отрицательно сказывалось на способности населения платить налоги. В 301 г. Диоклетиан издал эдикт о твердых ценах на продаваемые товары. За продажу товаров выше установленных цен полагалось наказание, вплоть до смертной казни. Помимо максимальных цен на пшеницу, рожь, мак и прочие товары, эдикт установил еще и максимальные размеры заработной платы – батраку, парикмахеру, учителю, стенографу, адвокату, архитектору и др. Укреплению единства государства могла бы способствовать мировая религия – христианство. Однако Диоклетиан увидел в ней организацию, стремящуюся конкурировать с государством, поэтому он был противником христианства.

Окончательное оформление домината приходится на правление императора Константина (306–327). Хотя формально тетрархия была упразднена, деление Римской империи на четыре части для удобства управления осталось. Теперь эти части назывались префектурами. Ими управляли назначаемые императором высшие чиновники – префекты претория. Должность префекта была превращена в гражданскую. Командование армией было изъято из рук префектов и передано военным магистрам, которых было четыре: два начальника пехоты и два начальника конницы. Подобное разделение функций военной и гражданской префектур подрывало сепаратизм и самостоятельность местной власти и обеспечивало взаимный контроль друг за другом. Префекты претория и военные магистры подчинялись непосредственно императору, входили в состав консистории – высшего совета. Деление на провинции и диоцезы (шесть в западной и семь в восточной части) сохранилось. Провинция состояла из небольших округов, управлявшихся окружной администрацией.

Константин стоял во главе разветвленного государственного аппарата. Он был верховным военачальником, непогрешимым источником законов. Его особа была священной. При доминусе был высший совещательный совет – консисториум, члены которого назначались императором. Все высшие чины в государстве были разделены на шесть категорий в порядке иерархии: благороднейшие, сиятельные, почтеннейшие, светлейшие, совершеннейшие и выдающиеся.

Укреплению единства государства способствовала церковная реформа Константина. Он понял, что христианство и католическая церковь могут стать прочной опорой абсолютной власти императора. В 313 г. Миланским эдиктом Константин объявил христианство равноправной религией наравне с другими и разрешил ее свободное исповедание. Никейский собор 325 г. провозгласил христианство государственной религией Римской империи. В экономической сфере политика Константина была направлена на финансовое оздоровление: он выпустил новую золотую монету – солид, содержащую только золото и разменную серебряную монету. При Константине завершается процесс закрепощения крестьян-колонов и ремесленников, что способствовало упорядочению налогообложения. Согласно императорской конституции 332 г., колон был лишен права переходить из одного имения в другое. Не подчинившийся колон заковывался в кандалы, как раб, и возвращался прежнему собственнику. Лицо, принявшее беглого колона, уплачивало его господину полную сумму причитающихся с беглого колона платежей. В армии профессия воина стала наследственной. В нее стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице, вплоть до высших должностей.

В 375 г. Римская империя была разделена на Западную со столицей в Риме и Восточную (ставшую Византией) со столицей в Константинополе. В 476 г. германские племена во главе с Одо- акром покорили Западную Римскую империю, свергнув малолетнего императора Ромула-Августула. Восточная империя – Византия пала под натиском турок в 1453 г.

Добавить комментарий