Государственный кадастровый учет недвижимости

Целью создания ГКН является обеспечение гражданского оборота недвижимости.

Задачами создания ГКН служат:

Обеспечение гарантий прав собственников;

Обеспечение эффективного сбора налогов на недвижимость;

Эффективное и рациональное использование недвижимости.

Основные функции ГКН:

  • 1. Учетная. Государственный кадастровый учет объектов недвижимости для целей регистрации прав на них
  • 2. Фискальная. Формирование налогооблагаемой базы на основе определения кадастровой стоимости объектов недвижимости путем проведения массовой государственной кадастровой оценки для целей налогообложения.
  • 3. Информационная. Информационное обеспечение граждан, бизнес-сообщества, органов государственной власти и управления достоверными и юридически значимыми сведениями об объектах недвижимости, их правовом положении и кадастровой стоимости.

Основные положения ГКН

  • 1. Государственный кадастровый учет объекта недвижимости представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством факта существования объекта недвижимости и его индивидуализации, как объекта права и налогообложения.
  • 2. Сведения государственного кадастра недвижимости имеют правовой характер.
  • 3. Записи в государственном реестре недвижимости являются единственным доказательством существования объекта недвижимости в его границах, понимаемых как пространственные пределы действия прав, а также установленного публично-правового режима его использования и состава его имущества.

Место ГКН в системе регулирования недвижимости

1) Взаимосвязь ГКН с регистрацией прав на объекты недвижимости

Во-первых, единая государственная регистрация прав формируется на основе сведений ГКН.

Во-вторых, ответственность между органами регистрации прав и ведения кадастра недвижимости разграничены.

В-третьих, в перспективе информационные ресурсы ГКН и единой государственной регистрации прав будут интегрированы.

В-четвертых, для регистрации сделки с уже учтенным объектом недвижимости повторного учета не требуется в случае если объект недвижимости не претерпел изменения.

2) Взаимосвязь ГКН с налогообложением

ГКН является источником сведений по налогооблагаемой базе и налоговой ставке объектов налогообложения;

Кадастр недвижимости является одним из основных источников сведений для проведения кадастровой оценки недвижимости;

Кадастровая стоимость объектов, полученная в результате оценки фиксируется в кадастровой недвижимости;

Публичность сведений кадастра недвижимости позволяет правообладателям удостоверяться в правильности начисления налогов;

На основе баз данных по кадастровой оценке создается основа для перехода к перспективе к налогообложению в соответствии с рыночной оценкой.

3) Взаимосвязь ГКН и отраслевых учетов природных ресурсов

Кадастровый учет недвижимости и отраслевой учет природных ресурсов для целей управления ими осуществляется на единой пространственной основе, что позволит интегрировать сведения о территории;

Иерархическая схема кадастра недвижимости позволяет получать на любых уровнях управления детальные или обобщенные сведения по РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям. Кадастровым кварталам;

Информационная связь кадастра недвижимости с иными отраслевыми кадастрами будет способствовать точности их ведения;

В перспективе ставится задача информационной интеграции кадастра недвижимости и систем отраслевых кадастров.

4) Взаимосвязь ГКН и государственного прогнозирования и планирования

Информационное обеспечение органов власти;

Оперативность доступа к кадастровым данным и их совместимость с иными государственными информационными ресурсами позволит осуществлять мониторинг состояния недвижимости и прогнозировать развитие различных процессов;

Учтенная недвижимость позволит контролировать стратегически важные элементы инфраструктуры страны, то есть энергетика, транспортные коммуникации, связь, топливный комплекс и защищать их в правовом отношении.

Госуда́рственный када́стр недви́жимости — систематизированный свод сведений об учтённом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населённых пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Основное назначение: организация оборота прав зарегистрированных в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Общие положения

Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учёта сведения о таком недвижимом имуществе (кадастровые работы).

Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Содержащиеся в государственном кадастре недвижимости документы подлежат постоянному хранению; их уничтожение и изъятие из них каких-либо частей не допускаются.

Действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе, называются кадастровым учётом.

Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Сведения, содержащиеся в ГКН являются общедоступными. Заказать их можно через портал государственных услуг Росреестра (https://portal.rosreestr.ru). К сожалению, по состоянию на август месяц 2011 года отсутствует возможность получения выписки в бумажном виде посредством почтового отправления, как то предусмотрено приказом Минэкономразвития № 75 от 27.02.2010 (см. письмо Росреестра от 10.08.2011), Росреестр обещает обеспечить доступность этой функции «в ближайшее время».

См. также

  • Земельный кадастр
  • Недвижимость
  • Роснедвижимость
  • АИС учета объектов недвижимости
  • Кадастровый паспорт
  • Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Примечания

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О государственном кадастре недвижимости». Консультант плюс. Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012. Проверено 20 июня 2010.
  2. Указ президента российской федерации о федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии № 1847 от 25 декабря 2008 года.

Ссылки

  • Официальный сайт Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
  • Публичная кадастровая карта — Росеестр.
  • Журнал «Вестник Росреестра», ранее — «Кадастровый вестник».
  • Консалтинговый центр «Земинформ», ФГОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству».
  • Электронная книга «Кадастр недвижимости».
  • Получение электронной выписки кадастрового плана территории Росреестра.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это действия уполномоченного государственного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, подтверждающий существование такого имущества либо прекращения его существования.

Государственный кадастровый учет является государственной услугой, предоставляемой органом кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 №42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» и иными нормативными правовыми актами.

Государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в связи с образованием или созданием данных объектов недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением существования (снятие с учета объекта недвижимости), либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.

Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.

Проведение кадастрового учета объектов недвижимого имущества осуществляется на безвозмездной основе.

С заявлением о постановке на учет объектов вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица с приложением документов, необходимых для осуществления кадастрового учета:

— заявление о постановке на государственный кадастровый учет;

— документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя заявителя);

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— межевой план в отношении земельных участков или технический план для объектов капитального строительства;

— копия разрешения на ввод объекта учета в эксплуатацию для объектов капитального строительства;

— декларация об объекте недвижимости, созданном на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, если заявителем является гражданин, обладающий правом собственности на земельный участок, правом пожизненного наследуемого владения или правом постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, в пределах которого расположен указанный объект учета.

По результатам проведения государственного кадастрового учета сведения об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер.

Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости либо иные лица, предусмотренные Законом о кадастре.

С заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование.

Основанием для снятия с государственного учета объекта капитального строительства является заявление о снятии с государственного учета объекта учета и акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта учета.

В отношении земельного участка предусмотрено снятие с кадастрового учета при преобразовании (выдел, раздел и т.п.) земельных участков, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта.

Осуществление кадастрового учета объектов недвижимости необходимо при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с целью образования, изменения или прекращения существования объектов недвижимости в качестве объектов гражданских прав

Кадастровый учёт – это внесение данных о недвижимости в общую государственную базу с описанием её характеристик (вида недвижимости, местоположения, площади и т.д.). Внесение данных об объекте в ГКН (Государственный кадастр недвижимости) подтверждает сам факт существования этого объекта.

Закон №218 – ФЗ » О государственной регистрации недвижимости», вступивший в силу с 1 января 2017 г., объединил Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав (в котором регистрировались права на недвижимость) в единую систему.

Был создан Единый государственный реестр недвижимости, в котором учитываются и систематизируются данные о недвижимом имуществе и правах на это имущество. Все действия, связанные с оформлением недвижимости, теперь производятся в рамках одной процедуры.

Кто осуществляет государственный кадастровый учёт?

В соответствии с законом №218 – ФЗ государственный кадастровый учёт и регистрацию прав теперь осуществляет ФГБУ «ФКП Росреестра» (подведомственная организация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) и его территориальные органы.

Виды объектов недвижимости

Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственному кадастровому учёту не совпадает с классификацией гражданского кодекса.

К видам объектов недвижимости, подлежащих кадастровому учету, относятся:

  1. Земельные участки;
  2. Здания;
  3. Помещения;
  4. Сооружения;
  5. Объекты незавершённого строительства;
  6. Машино-места (гаражи);
  7. Единые недвижимые комплексы;
  8. Предприятия как имущественный комплекс.

Кадастровому учёту не подлежат морские и воздушные суда, космические корабли, участки недр, леса и многолетние насаждения.

Сроки и стоимость услуг

Непосредственно постановка на государственный кадастровый учёт осуществляется бесплатно. Госпошлину (в размере 2000 рублей для физического лица и 22000 рублей для юридического лица) нужно заплатить только за государственную регистрацию прав.

Стоимость услуги кадастровых инженеров по подготовке документов (подготовка планов помещений, межевание земельного участка, акты обследования и т.д.) очень сильно варьируются. В среднем подготовка документов для постановки на учёт жилого помещения будет стоить от 10.000 руб., жилого дома или нежилого помещения – от 25.000 руб., нежилого здания – от 50.000 руб.

Постановка на кадастровый учёт займёт от 5 до 12 дней с момента подачи заявления и всех необходимых документов (это зависит от того, где и каким способом подано заявление).

Но если в документах обнаружатся какие-нибудь неточности, этот срок может значительно растянуться. По некоторым обстоятельствам в постановке на учёт может быть отказано.

Этапы процедуры и состав необходимых документов

Первое, что нужно сделать – это заказать технический план для дома, здания или иного сооружения и межевой план для земельного участка.

Эти работы должен выполнить аккредитованный кадастровый инженер.

На сайте Росреестра есть перечень инженеров, допущенных к проведению этих работ. Также за техническим планом можно обратиться в БТИ (бюро технической инвентаризации).

Это самый длительный и дорогостоящий этап постановки на кадастровый учёт, и позаботиться о нём нужно заранее. Далее нужно подготовить весь пакет необходимых документов.

Список документов

  1. Документы, подтверждающие права на объект (свидетельство о приватизации, св-во о праве на наследство, договор купли – продажи, договор дарения, акт, изданный органами власти, судебное решение)
  2. Межевой план для земельного участка
  3. Технический план для капитального строения
  4. Документы, подтверждающие принадлежность земельного участка к определённой категории земель и виду разрешённого пользования

Следующий шаг – оплата госпошлины за регистрацию прав (присвоение кадастрового номера бесплатно!)

И наконец, подача заявления в фиксированной форме (формы заявлений есть на сайте Росреестра rosreestr.ru) с приложением паспорта заявителя, а также нотариально заверенной доверенности, если документы подаёт представитель заявителя.

Подать документы можно следующими способами:

  • Лично, в органах Росреестра;
  • По почте заказным письмом с уведомлением (в этом случае подпись заявителя нотариально удостоверяется);
  • На портале Госуслуг (документы заверяются электронной подписью);
  • Через МФЦ (многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг).

Последний этап – получение выписки из реестра после извещения о завершении процедуры.

Видео ниже расскажет вам о правильной постановке объекта недвижимости на кадастровый учет через сайт Росреестра:

Отказ в постановке на учёт

В постановке на кадастровый учёт будет отказано в случае, если:

  • Заявленное имущество не подходит под категорию «объект недвижимости» (помещение не обособлено от других помещений здания);
  • Какой-то из документов или форма заявления не соответствует требованиям закона;
  • Объект, заявленный на кадастровый учёт, образуется из другого объекта недвижимости путём раздела или выдела доли, не предусмотренных законом;
  • Объект образуется из объекта, сведения о котором в Едином государственном реестре недвижимости, носят временный характер;
  • С заявлением обратилось ненадлежащее лицо (не собственник и не его представитель);
  • Если межевой или технический планы заверены лицами, не имеющими данных полномочий.;
  • Обнаруженные в процессе проверки документов недостатки, не исправлены в предусмотренный для этого трёхмесячный срок.

Если причина для отказа в постановке на учёт не может быть устранена или отказы следуют один за другим, можно обратиться с обжалованием решения об отказе в суд.

Постановка на кадастровый учёт через суд

Решение об отказе можно сразу обжаловать в суде, если же вынесено решение о приостановлении, его сначала нужно обжаловать в Апелляционной комиссии, которые созданы при Росреестре. Их адреса и контактные данные есть на сайте Росреестра.

ВНИМАНИЕ! Заявление об обжаловании должно быть подано в течение 30 дней со дня вынесения решения. Комиссия рассмотрит его в течение месяца. Повторно подавать заявление об обжаловании, касающееся одного и того же объекта, нельзя. В случае отказа комиссии в удовлетворении заявления, снова остаётся обращение в суд.

Если указанные недочёты не могут быть исправлены, если отказы или приостановления повторяются многократно, если причины отказа остаются не ясными или заявитель не согласен с ними, закономерным решением становится обращение в арбитражный суд. Судебная практика по подобным делам достаточно обширна, и подобные дела довольно часто заканчиваются решением в пользу граждан.

Как снять с кадастрового учета объект недвижимости?

С заявлением о снятии с учёта может обратиться правообладатель, а в случае судебного решения – заинтересованное лицо.

Процедура снятия с учёта похожа на процедуру постановки на учёт.

Необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением, в котором указывается причина снятия с учёта и кадастровый номер объекта.

Необходимо предоставить копию свидетельства о собственности, кадастровый паспорт и акт обследования объекта, который должен подготовить аккредитованный кадастровый инженер.

В случае обращения в суд, кадастровые работы не производятся. В этом случае основанием для снятия объекта с учёта является судебное решение. Это касается случаев неправомерной постановки на кадастровый учёт, отсутствия реакции правообладателя на прекращение существования объекта, требования об отмене кадастрового учета незаконно построенного сооружения одновременно с требованием его сноса.

ВАЖНО! До тех пор, пока объект не снят с кадастрового учёта, он считается существующим, и на него начисляются налоги.

Основания для снятия с кадастрового учёта

  • Уничтожение объекта;
  • Разрушение объекта, в результате чего он теряет своё функциональное назначение;
  • Разрушение части здания, в результате чего в нём уже не существует отдельное помещение;
  • Судебное решение, отменяющее постановку объекта на учёт;
  • Раздел объекта на два (или более) новых объекта недвижимости.

МФЦ и Госуслуги

Услугу по кадастровому учёту можно получить не только в офисах Росреестра, но и в МФЦ (многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг), которые есть в каждом городе и оказывают услуги по принципу «одного окна».

Список и адреса всех МФЦ есть на сайте Росреестра.

На портале «Госуслуги» можно ознакомиться с полным описанием процедуры кадастрового учёта, перечнем документов, адресами предоставления услуги, сроках, основаниях и т.д., а также подать жалобу на некачественное предоставление услуги.

На сайте «Госуслуги» также можно заказать выдачу кадастрового паспорта онлайн.

Нюансы процедуры внесения изменений в кадастр недвижимости

Сведения, внесённые в кадастр, могут со временем меняться, и все изменения должны быть зафиксированы в кадастре. Это обязанность собственника. Процедура внесения изменений похожа на первичное внесение сведений в реестр недвижимости, однако существуют некоторые нюансы.

В частности, к перечню документов, перечисленных для внесения недвижимости в реестр, добавляются документы, официально подтверждающие наступившие изменения (решение местной администрации об изменении адреса, судебное решение об изменении кадастровой стоимости, постановление муниципалитета о переводе или разрешённом использовании земельного участка и т.д.) и свидетельство о госрегистрации права собственности, полученное ранее.

Тонкость состоит в том, что перечень документов, необходимых для внесения изменений данных об объекте, чётко в законе не определён, поэтому лучше будет проконсультироваться с сотрудником Росреестра, какие документы нужно предоставить в каждом индивидуальном случае.

Внесение изменений производится бесплатно. Но госпошлину придётся заплатить, если есть необходимость получить на руки кадастровый документ. Она составит от 300 до 800 руб. в зависимости от документа.

Приостановление кадастрового учёта

В отличие от отказа в постановке на учёт, приостановление предполагает, что обнаруженные в процессе проверки документов недостатки можно исправить. Как правило, приостановление происходит по следующим причинам:

  • недостаточность предоставленных документов;
  • полное или частичное совпадение в местоположении двух объектов;
  • граница земельного участка пересекает границу населённого пункта.

Добавить комментарий