Государственный надзор за геологическим изучением

6.1. Понятие и цели государственного контроля за использованием и охраной недр

Государственный контроль за использованием и охраной недр (далее – геологический контроль) – это деятельность компетентных государственных органов по проверке соблюдения требований законодательства, установленного порядка осуществления деятельности в области недропользования, в том числе выполнение обязательных мероприятий по геологическому изучению недр, охране и восстановлению окружающей среды. В соответствии со ст. 37 Закона РФ «О недрах», задачами государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности. Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами, а так же органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленной компетенции.

Государственный контроль за использованием и охраной недр осуществляется в информационной, предупредительной и карательной формах. Целью информационного контроля является сбор, обработка и оценка информации о деятельности недропользователя. Целями предупредительного контроля являются пресечение выявленных нарушений требований горного законодательства, их устранение и ликвидация негативных последствий. Карательный контроль имеет целью наказание лиц, виновных в нарушении требований горного законодательства, непосредственных виновников совершения правонарушения. Для реализации возложенных на них задач, государственные инспекторы, осуществляющие государственный геологический контроль, имеют право:

1) проверять в установленном порядке соблюдение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, при выполнении работ по геологическому изучению и использованию недр, а также документы, являющиеся объектом мероприятий по контролю и относящиеся к предмету проверки;

2) посещать для проведения проверок без предварительного уведомления при предъявлении служебного удостоверения организации независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие геологическое изучение и использование недр;

3) давать пользователям недр, должностным лицам, ответственным за проведение работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, обязательные для исполнения указания по устранению нарушений требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а так же предписания по соблюдению условий лицензионных отношений;

4) подготавливать представления о приостановлении всех видов работ по геологическому изучению недр, если они проводятся с нарушением требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением недр, направлять указанные представления в Федеральное агентство по недропользованию для принятия соответствующих решений;

5) уведомлять в письменной форме пользователя недр и орган, предоставивший ему лицензию на пользование участком недр, о результатах проверки, выявленных нарушениях требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а при необходимости вносить предложения о приостановлении, ограничении или прекращении права пользования недрами;

6) прекращать в установленном порядке самовольное пользование недрами и застройку площадей залегания полезных ископаемых;

7) рассматривать дела об административных правонарушениях в области недропользования, применять штрафные санкции в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

8) передавать в случае необходимости материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, в компетентные органы для рассмотрения вопроса о привлечении таких лиц к уголовной ответственности;

9) осуществлять иные правомочия, предусмотренные действующим законодательством.

Способом проведения геологического контроля являются периодические проверки на основании приказа компетентного государственного органа. Государственный контроль за использованием и охраной недр осуществляется в ходе плановых и оперативных проверок объектов недропользования, при согласовании планов развития горных работ, технических проектов и осуществлении иной разрешительной деятельности. Основные требования при его проведении, а так же полномочия должностных лиц, осуществляющих проверку, закреплены Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр». Рекомендуется проведение совместных целевых проверок выполнения условий лицензий на пользование недрами территориальными органами МПР России и администрациями субъектов Российской Федерации. Годовые и квартальные графики и планы проведения проверок разрабатываются и взаимно согласовываются руководителями государственных органов, организующих совместные проверки.

Продолжительность проверки не может превышать один месяц, в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года. Пользователи недр обязаны создавать должностным лицам, осуществляющим государственный геологический контроль, необходимые условия для работы, предоставлять документы, являющиеся объектом мероприятий по контролю и относящиеся к предмету проверки, давать объяснения по вопросам, входящим в компетенцию органов, осуществляющих государственный геологический контроль.

В случае выявления в ходе проверки нарушений условий лицензионного соглашения, данные нарушения фиксируются документально. Протокол о выявленных нарушениях заполняется на каждое нарушение отдельно и подписывается должностным лицом, осуществляющим проведение проверки, и уполномоченным на то представителем недропользователя. По каждому факту нарушений отбирается объяснение. В случае нарушения существенных условий лицензии, а так же при систематических нарушениях (2 и более раза подряд), деятельность недропользователя приостанавливается в установленном законом порядке. При проведении проверки пользователи недр обязаны создавать должностным лицам условия для работы, предоставлять необходимые документы, давать объяснения по возникающим в ходе проведения проверки вопросам. Лица, необоснованно препятствующие осуществлению проверки, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к осуществляющим проверку должностным лицам, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность, в том числе уголовную.

Результаты проведения проверки оформляются актом проверки установленной формы. В акте проверки указываются основание проведения проверки, даты начала и окончания проверки, вид проверки (плановая или внеплановая), объект контрольной проверки, реквизиты проверяемой организации – пользователя недр (юридический и фактический адрес). В акте отражается состояние проверяемого объекта, его местонахождение, наличие лицензии на пользование недрами и иных документов (свидетельство о государственной регистрации, лицензии на виды деятельности, договоров подряда и т.д.), наличие проектных документов и необходимых согласований (экспертиз, заключений и т.д.),выполнение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, установленных норм и правил, условий лицензии на пользование недрами, выполнение установленных проектной документацией показателей за последние 3 года. В случае выявления нарушений, в акте перечисляются все выявленные нарушения требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, выполнение условий лицензий на пользование недрами, с указанием на соответствующие пункты, части статей законов и иных нормативных правовых актов. Акт завершает общий вывод о соблюдении (или несоблюдении) пользователями недр требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. К акту проверки прилагаются необходимые для обоснования выводов и рекомендаций комиссии (должностного лица органа государственного геологического контроля) материалы. Член комиссии по проведению проверки, не согласный с общим выводом, вправе приложить особое мнение. Решения органов, осуществляющих государственный геологический контроль, могут быть обжалованы в суд (арбитражный суд) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Обжалование решений органов государственного геологического контроля в суде приостанавливает их исполнение до рассмотрения дела по существу и вынесения решения судом (арбитражным судом).

В целях анализа достоверности информации и разработки рекомендаций, необходимых для рационального использования недр и природных ресурсов при разработке полезных ископаемых, обеспечения использования подземного пространства в рамках существующих норм и правил, соблюдения безопасности жизнедеятельности населения в районах горных работ, осуществления контроля за исполнением лицензионных условий на недропользование Министерством природных ресурсов РФ создана система аудита недропользования. Аудит недропользования – это процедура проверки деятельности недропользователей на соответствие нормативным актам в сфере недропользования и охраны окружающей среды, соблюдению требований лицензионных соглашений и выработке рекомендаций по повышению эффективности использования ресурсов недр. Основными задачами аудита недропользования являются:

– определение направлений повышения рационального и комплексного использования природных ресурсов и охраны недр;

– контроль за выполнением условий соглашений (договоров) о разделе продукции в части поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения на стадиях процессов заключения, исполнения и прекращения соглашений (договоров) о разделе продукции;

– контроль за исполнением лицензионных условий на недропользование, в части недопущения незаконной переуступки лицензий, безлицензионного (самовольного) пользования недрами, своевременного и правильного внесения платежей за право пользования недрами;

– снижение отрицательного воздействия недропользования на окружающую природную среду, на здоровье населения и персонала предприятий недропользователей;

– подготовка рекомендаций по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности субъектов недропользования.

Аудит недропользования проводится специализированными организациями и независимыми аудиторами, имеющими соответствующую лицензию, аттестация аудиторов и аудиторских фирм проводится Министерством природных ресурсов РФ. Аудит недропользования проводится на основании договора, заключенного между недропользователем и аудитором, и финансируется за счёт собственных средств заказчика.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на организацию и проведение государственного контроля за соблюдением условий лицензии при разработке месторождений общераспространённых полезных ископаемых и пользовании участками недр местного значения, определяются субъектами Российской Федерации самостоятельно. Деятельность данных органов субъекта Российской Федерации осуществляется под контролем органов государственного геологического контроля.

6.2. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами

В соответствии со ст. 38 Закона РФ «О недрах», задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (далее – государственного горного надзора), является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр. Обязанности по ведению данного надзора возложены на органы государственного горного надзора и их территориальные органы. Главными принципами осуществления государственного горного надзора являются:

  1. принципиальность, настойчивость и последовательность в обеспечении государственных интересов при использовании полезных ископаемых – невозобновляемого вида природных ресурсов;
  2. использование экономических механизмов рационального природопользования в сочетании с мерами административного воздействия;
  3. гласность и открытость надзорной деятельности;
  4. полное использование предоставляемых органам государственного горного надзора прав в сочетании с широким сбором и глубоким обобщением информации по результатам надзорной деятельности и использованием опыта научных и производственных организаций;
  5. профилактика правонарушений;
  6. непрерывное совершенствование организации и методологии системы государственного горного надзора, его организационной структуры;
  7. планирование надзорной деятельности, четкое распределение задач, прав и обязанностей руководителей и работников службы охраны недр;
  8. высокая компетентность и непрерывное повышение квалификации инспекторского состава.

Порядок организации и формы проведения государственного надзора закреплён Методическими указаниями по ведению государственного горного надзора за охраной недр. В целях организации государственного горного надзора за организациями – недропользователями и отдельными объектами пользования недрами закрепляется инспектор горного надзора. В зависимости от вида разрабатываемого полезного ископаемого, сложности производимых горных работ и иных факторов может применяться индивидуальное закрепление инспектора за одним или несколькими организациями и объектами либо осуществление надзорной деятельности инспекторами в составе группы.

Основными объектами государственного горного надзора являются:

1) объекты открытой и подземной добычи полезных ископаемых, включая шахты, рудники, карьеры, разрезы, прииски, промыслы, дражные и сапропелевые разработки, объекты старательской добычи и подземной газификации, скважины по добыче нефти, газа, лечебных минеральных, теплоэнергетических и промышленных вод, комплексы геотехнологической добычи полезных ископаемых, включая подземную добычу соли, кучное выщелачивание, а также соответствующие накопители отходов добычи, включая отвалы, терриконики, амбары и др.;

2) ликвидированные или законсервированные объекты пользования недрами (шахты, рудники, скважины), являющиеся источником потенциальной опасности для населения и окружающей природной среды;

3) объекты, не связанных с добычей полезных ископаемых, включая полигоны подземного захоронения отходов, подземные хранилища газа, промышленной продукции и продуктов питания; строящиеся подземные коллекторы глубокого заложения, выработки метро, подземные выработки специального назначения и др.

Государственный горный надзор ведётся за всеми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, обладающими лицензией на пользование недрами, вне зависимости от того, ведутся ими или нет работы, связанные с пользованием недрами. Основной формой осуществления государственного горного надзора является обследование предприятия – недропользователя, которое включает проверку как соблюдения установленных требований по безопасности ведения горных работ и охраны недр непосредственно на горном отводе, включая вопросы сохранности запасов, наличия сверхнормативных потерь, состояния бортов карьеров, откосов отвалов и иных горных выработок, маркшейдерских знаков и др., так и состояния геолого-маркшейдерской службы организации – пользователя недр, имеющейся разрешительной, проектной, нормативно-технической, геологической, маркшейдерской и иной документации. Комплексное обследование охватывает все горные отводы, предоставленные в пользование данному предприятию, и проводится не реже чем один раз в пять лет. Целевое обследование охватывает ограниченный круг вопросов, в который включаются только вопросы, наиболее определяющие уровень охраны недр и безопасности ведения горных работ, охраняемых зданий и сооружений в данной организации. Целевое обследование недропользователей проводится не реже одного раза в год, обследование организаций по добыче общераспространенных полезных ископаемых – не реже одного раза в три года. В целях проверки ранее выданных предписаний проводится оперативное обследование. При проведении обследований необходимо проверить:

  1. наличие утвержденной и согласованной в установленном порядке разрешительной документации;
  2. правильность и своевременность внесения налогов на добычу полезных ископаемых;
  3. соответствие направлений работ и объемов потерь при добыче и переработке минерального сырья согласованным годовым планам развития горных работ;
  4. обеспечение полноты отработки запасов и недопущение сверхнормативных потерь полезных ископаемых, достоверность учета запасов, своевременность и обоснованность их списания с учета организации;
  5. выполнение установленных мер охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок;
  6. состояние геологического и маркшейдерского обеспечения горных работ;
  7. знание работниками поднадзорной организации правил и норм охраны недр;
  8. исполнение ранее выданных предписаний и рекомендаций.

Выявленные в результате обследования нарушения подлежат документальному закреплению. Протокол заполняется по каждому факту выявленного нарушения и подписывается инспектором горного надзора и представителем недропользователя. Об устранении выявленных нарушений недропользователю выдаётся предписание с указанием видов нарушений и сроков устранения по каждому нарушению отдельно. Предписания должны основываться на действующих требованиях законодательных и иных нормативных актов, однозначно пониматься и не выходить за рамки установленной компетенции и полномочий органов государственного горного надзора. При обнаружении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, должны быть незамедлительно приняты все необходимые меры по предотвращению угрозы, включая эвакуацию людей и приостановку работ. В случае неудовлетворительного состояния исполнения установленных законодательством, лицензионными соглашениями, стандартами (нормами, правилами) требований, органы горного надзора имеют право направлять предложения в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, о приостановке действия лицензии или об ее изъятии либо требовать от недропользователей разработки и реализации комплекса мероприятий по поэтапному приведению работ в удовлетворительное состояние.

6.3. Государственная горноспасательная служба

Являясь опасными производственными объектами, объекты пользования недрами представляют повышенную угрозу для жизни, здоровья и имущества граждан, состояния окружающей среды. Технологические процессы, используемые при геологическом изучении недр, разработке месторождений полезных ископаемых, связаны с особым риском для жизни и здоровья работников предприятий – недропользователей. Закон РФ «О недрах» (ст. 24) предусматривает, что непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору. Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:

1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами – лиц, имеющих соответствующее специальное образование;

2) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;

3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам;

4) правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;

5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон;

6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей;

7) запрещение ведения горных работ, если температура воздуха, а также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок кислорода, вредных, взрывоопасных газов и пылей не соответствуют требованиям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил;

8) осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов;

9) управление деформационными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное нахождение людей в горных выработках;

10) разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.

Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений – профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами.

Государственная горноспасательная служба и служба по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Задачи аварийно-спасательных служб были определены Федеральным законом от 22 августа 1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». В соответствии со ст. 1 данного закона, аварийно-спасательная служба – это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования. Профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются в федеральных органах исполнительной власти по решению Правительства Российской Федерации, в организациях – по решению руководства организаций по согласованию с уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы.

В соответствии с Положением о государственном контроле за использованием и охраной недр, органом государственного геологического контроля является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, органом государственного горного надзора – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и их территориальные органы (Постановление Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр». СЗ РФ. 2005. № 20. Ст. 1885.) Подробнее о их компетенции см. Главу III настоящего учебника.

СЗ РФ. 2005. № 20. Ст. 1885.

Методические указания по участию органов Госгортехнадзора России в лицензировании пользования недрами РД 07-361-00 (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 29 мая 2000 г. № 28)

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». СЗ РФ. 2001. № 33 (Часть I). Ст. 3436.

Форма акта и иных документов, оформляемых в ходе проведения проверки, установлены приказом МПР РФ от 23 марта 2006 г. № 58 «Об утверждении Порядка оформления результатов контрольных проверок органом государственного геологического контроля, а также формы предписаний по устранению выявленных нарушений и актов проверок» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 мая 2006 г. № 19.

Приказ МПР РФ от 2 апреля 1998 г. № 95 «О создании системы аудита недропользования». Текст приказа официально опубликован не был.

Лицензирование аудиторской деятельности прекращается с 1 июля 2008 года.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр», органом государственного горного надзора является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. // СЗ РФ. 2005. № 20. Ст. 1885.

Утверждены постановлением Госгортехнадзора РФ от 4 февраля 2002 г. № 9.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 4. // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3503.

Перечень функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их ведомственная принадлежность установлены Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // СЗ РФ. 2004. № 2. Ст. 121.

связанных с пользованием недрами

В соответствии со ст. 38 Закона РФ «О недрах», задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (далее – государственного горного надзора), является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр. Обязанности по ведению данного надзора возложены на органы государственного горного надзора и их территориальные органы8. Главными принципами осуществления государственного горного надзора являются:

  1. принципиальность, настойчивость и последовательность в обеспечении государственных интересов при использовании полезных ископаемых – невозобновляемого вида природных ресурсов;

  2. использование экономических механизмов рационального природопользования в сочетании с мерами административного воздействия;

  3. гласность и открытость надзорной деятельности;

  4. полное использование предоставляемых органам государственного горного надзора прав в сочетании с широким сбором и глубоким обобщением информации по результатам надзорной деятельности и использованием опыта научных и производственных организаций;

  5. профилактика правонарушений;

  6. непрерывное совершенствование организации и методологии системы государственного горного надзора, его организационной структуры;

  7. планирование надзорной деятельности, четкое распределение задач, прав и обязанностей руководителей и работников службы охраны недр;

  8. высокая компетентность и непрерывное повышение квалификации инспекторского состава.

Порядок организации и формы проведения государственного надзора закреплён Методическими указаниями по ведению государственного горного надзора за охраной недр9. В целях организации государственного горного надзора за организациями — недропользователями и отдельными объектами пользования недрами закрепляется инспектор горного надзора. В зависимости от вида разрабатываемого полезного ископаемого, сложности производимых горных работ и иных факторов может применяться индивидуальное закрепление инспектора за одним или несколькими организациями и объектами либо осуществление надзорной деятельности инспекторами в составе группы.

Основными объектами государственного горного надзора являются:

1) объекты открытой и подземной добычи полезных ископаемых, включая шахты, рудники, карьеры, разрезы, прииски, промыслы, дражные и сапропелевые разработки, объекты старательской добычи и подземной газификации, скважины по добыче нефти, газа, лечебных минеральных, теплоэнергетических и промышленных вод, комплексы геотехнологической добычи полезных ископаемых, включая подземную добычу соли, кучное выщелачивание, а также соответствующие накопители отходов добычи, включая отвалы, терриконики, амбары и др.;

2) ликвидированные или законсервированные объекты пользования недрами (шахты, рудники, скважины), являющиеся источником потенциальной опасности для населения и окружающей природной среды;

3) объекты, не связанных с добычей полезных ископаемых, включая полигоны подземного захоронения отходов, подземные хранилища газа, промышленной продукции и продуктов питания; строящиеся подземные коллекторы глубокого заложения, выработки метро, подземные выработки специального назначения и др.

Государственный горный надзор ведётся за всеми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, обладающими лицензией на пользование недрами, вне зависимости от того, ведутся ими или нет работы, связанные с пользованием недрами. Основной формой осуществления государственного горного надзора является обследование предприятия – недропользователя, которое включает проверку как соблюдения установленных требований по безопасности ведения горных работ и охраны недр непосредственно на горном отводе, включая вопросы сохранности запасов, наличия сверхнормативных потерь, состояния бортов карьеров, откосов отвалов и иных горных выработок, маркшейдерских знаков и др., так и состояния геолого-маркшейдерской службы организации — пользователя недр, имеющейся разрешительной, проектной, нормативно-технической, геологической, маркшейдерской и иной документации. Комплексное обследование охватывает все горные отводы, предоставленные в пользование данному предприятию, и проводится не реже чем один раз в пять лет. Целевое обследование охватывает ограниченный круг вопросов, в который включаются только вопросы, наиболее определяющие уровень охраны недр и безопасности ведения горных работ, охраняемых зданий и сооружений в данной организации. Целевое обследование недропользователей проводится не реже одного раза в год, обследование организаций по добыче общераспространенных полезных ископаемых – не реже одного раза в три года. В целях проверки ранее выданных предписаний проводится оперативное обследование. При проведении обследований необходимо проверить:

  1. наличие утвержденной и согласованной в установленном порядке разрешительной документации;

  2. правильность и своевременность внесения налогов на добычу полезных ископаемых;

  3. соответствие направлений работ и объемов потерь при добыче и переработке минерального сырья согласованным годовым планам развития горных работ;

  4. обеспечение полноты отработки запасов и недопущение сверхнормативных потерь полезных ископаемых, достоверность учета запасов, своевременность и обоснованность их списания с учета организации;

  5. выполнение установленных мер охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок;

  6. состояние геологического и маркшейдерского обеспечения горных работ;

  7. знание работниками поднадзорной организации правил и норм охраны недр;

  8. исполнение ранее выданных предписаний и рекомендаций.

Выявленные в результате обследования нарушения подлежат документальному закреплению. Протокол заполняется по каждому факту выявленного нарушения и подписывается инспектором горного надзора и представителем недропользователя. Об устранении выявленных нарушений недропользователю выдаётся предписание с указанием видов нарушений и сроков устранения по каждому нарушению отдельно. Предписания должны основываться на действующих требованиях законодательных и иных нормативных актов, однозначно пониматься и не выходить за рамки установленной компетенции и полномочий органов государственного горного надзора. При обнаружении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, должны быть незамедлительно приняты все необходимые меры по предотвращению угрозы, включая эвакуацию людей и приостановку работ. В случае неудовлетворительного состояния исполнения установленных законодательством, лицензионными соглашениями, стандартами (нормами, правилами) требований, органы горного надзора имеют право направлять предложения в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, о приостановке действия лицензии или об ее изъятии либо требовать от недропользователей разработки и реализации комплекса мероприятий по поэтапному приведению работ в удовлетворительное состояние.

Лекции — Горное право
(586.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc 587kb. 17.11.2011 22:24

  • Горное право
  • Певзнер М.Е. Горное право
  • Перчик А.И. Горное право
  • по экологии Горное дело и окружающая среда
  • Перчик А.И. Горное право Учебник для вузов
  • Паспорта специальностей — Юридические науки
  • Горное право
  • Цивільне право
  • Хозяйственное право
  • Кашанина. Основы российского права
  • Основи інтелектуальної власності
  • Конспект лекции — Гражданское право РФ (общая и особенная часть)

1.doc

1 2 3 4 5 6 Реклама MarketGid:

Он состоит из Государственного геологического контроля и Государственного горного надзора.
^ Государственный геологический контроль – это контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Государственный горный надзор – это контроль за безопасным ведением работ в сфере недропользования.
Часть 3: «Государственный геологический контроль»
Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является (статья 37 Закона РФ «о недрах»):
^ Обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учёта и отчётности.
В соответствии с Законом РФ «О недрах», «Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр», Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400, Функции по осуществлению государственного геологического контроля осуществляет Росприроднадзор и его терр. органы.
^ Правовое регулирование государственного геологического контроля осуществляется в соответствии с:

  1. Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 № 293;
  2. Административным регламентом Росприроднадзора по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным приказом МПР России от 03.12.2007 г. № 319.

Административный регламент определяет последовательность и сроки действий по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Государственный геологический контроль осуществляется должностными лицами, посредством проведения контрольных проверок.
^ Что подлежит контролю:
— соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативно правовых актов РФ, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

— выполнение условий недропользования, содержащихся на пользование участками недр;
— наличие технических (технологических) проектов, планов и схем развития горных работ;
^ Что подлежит контролю:
— соответствие текущего состояния работ по геологическому изучению и рациональному использованию запасов ПИ показателям, установленным в проектной документации;
— достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов ПИ;
— соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности недропользователями в фонды геологической информации в пределах своей компетенции;
— достоверность данных, необходимых для расчёта платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых;
— соблюдение установленного порядка экспорта минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
— сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технологичекой документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
— выполнение установленных в соответствующих разрешениях условий:
— создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок;
— проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов;
— прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе РФ (в пределах своей компетенции).
Часть 4: «Осуществление государственного геологического контроля»
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами установлен ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
С учётом его положений и на основе Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, подготовлен:
Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнении. Государственной функции по осуществлению государственного геологического контроля за геологическим изучением, региональным использованием и охраной недр, утверждённый Приказом Минприроды России от 3 декабря 2007 г. № 319.
4.1.: «Виды проверок»
Проверки, проводимые должностными лицами, осуществляющими государственный геологический контроль, могут быть плановыми и внеплановыми.
Выездная проверка – проводится с выездом на объекты работ, связанных с пользованием недрами, с целью визуального изучения состояния вопросов проверки.
^ Документарная проверка – проводится без выезда на объекты работ, связанных с использованием недрами.
4.2.: «Документарная проверка»
Документарная проверка осуществляется в следующих случаях:
— погодные и климатические условия не позволяют осуществить выезд на объекты работ, связанных с пользованием недрами;
— при проведении сезонных работ;
— при отсутствии транспортного сообщения с объектами проведения работ, связанных с пользованием недрами;
— если представляется возможным оценить соответствие деятельности пользователя недр обязательным требованиям или иным требованиям, установленным законодательством РФ, без выезда на объект работ. Связанных с пользованием недрами.
^ Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора.
4.3.: «Выездная проверка»
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности пользователя недр обязательным требованиям, связанным с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
^ Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения проверяемой организации-недропользователя.
4.4.: «Комплексная и целевая проверка»
По своим задачам и полноте охвата вопросов по государственному геологическому контролю проверки делятся на комплексные и целевые.
^ Критерии для принятия решения о проведении целевой проверки:
— проведение проверок выполнения ранее выданных предписаний;
— проведение проверок по устранению нарушений, указанных в уведомлениях, выданных Роснедрами и его территориальными органами;
— обращения граждан и организаций;
— выявление фактов самовольного пользованиями недрами;
— необходимость рассмотрения конкретных вопросов недропользования.
^ Критерии для принятия решения о проведении комплексной проверки:
— проведение проверки по совокупности вопросов, находящихся в компетенции проверяющих органов;
— проведение проверки в отношении пользователя недр осуществляется впервые;
— проведение комплексной проверки в отношении пользователя недр осуществлялось более 5 лет назад.
4.5.: «Плановые проверки при осуществлении государственного геологического контроля»
В соответствии со статьёй 9 ФЗ № 294-ФЗ устанавливается порядок проведения плановых проверок.
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований.
^ Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в 3 года.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых Росприроднадзором ежегодных планов.
^ Проверяемая организация должна быть извещена о плановой проверке не менее, чем за 3 дня.
4.6.: «Внеплановые проверки при осуществлении государственного геологического контроля»
В соответствии со статьёй 10 ФЗ № 294-ФЗ устанавливается порядок проведения внеплановых проверок.
^ Предметом внеплановой проверки является:
— соблюдение в процессе осуществления деятельности обязательных требований;
— выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора);
— проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде;
— проведение мероприятий по обеспечению безопасности государства;
— проведение мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— проведение мероприятий по ликвидации последствий причинения такого вреда.
^ Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  1. Истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  2. поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридичексих лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) нарушение прав потребителей.
Внеплановая выездная проверка предприятий, относящихся в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого и среднего предпринимательства, может быть проведена по обращениям и заявлениям органами государственного контроля (надзора) только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности предприятий.
^ Внеплановая проверка проводится в форме:
— документарной проверки;
— и (или) выездной проверки;
В порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 ФЗ №294-ФЗ.
4.7.: «Организация проверок при осуществлении государственного геологического контроля»
^ Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлён руководителем органа государственного геологического контроля, но не более чем на 20 рабочих дней.
^ Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя государственного геологического контроля.
По результатам проверки должностными лицами органа государственного геологического контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в 2-х экземплярах.
При выявлении в ходе проведения проверки нарушений, являющихся основанием для принятия мер о приостановлении, ограничении или прекращении права пользования недрами. Росприроднадзор вносит в Роснедра представления о приостановлении, ограничении или прекращении права пользования недрами в случаях, предусмотренных статьёй 20 Закона РФ «О недрах».
Копия представления с комплектом документов, подтверждающих факты нарушений, направляются в специальную Комиссию Роснедр.
На комиссии рассматривается представление и по результатам рассмотрения выдаётся уведомление о необходимости устранить выявленные нарушения.

Пользователь недр должен в срок до 3 месяцев устранить выявленные нарушения.
По истечению установленного в уведомлении срока проводится внеплановая проверка Росприроднадзора.
В акте кроме общей информации о проверяемой организации и о проверяющих содержится:
— сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
— сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица.
В случае выявления нарушений обязательных требований, за исключением тех, нарушение которых в соответствии со статьёй 20 Закона «О недрах» является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны:

  1. выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
  2. принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Часть 5: «Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами»
Эти функции в соответствии с Положением о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.02.2010 №39, осуществляет Ростехнадзор.
^ Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр.
Контроль и надзор осуществляется посредством проведения проверок.
Основания для проведения проверок, регламент их проведения и контроля за устранением выявленных недостатков, а также последствия выявленных нарушений аналогичны рассмотренным ранее.
Тема: «Геологическая информация о недрах. Государственный учет и отчетнотсь.»
План лекции №7:

  1. Понятие геологической информации о недрах, право собственности на геологическую информацию;
  2. Оборот геологической и иной информации о недрах;
  3. Плата за геологическую информацию;
  4. Государственный учет и государственная регистрация;
  5. Статистическая отчетность в недропользовании;
  6. Государственный баланс запасов полезных ископаемых;
  7. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых;
  8. Классификация запасов ПИ;
  9. Государственная регистрация и государственный реестр;
  10. Государственная экспертиза запасов ПИ.

Часть 1: «Понятие геологической информации о недрах, право собственности на геологическую информацию».
Информация, получаемая в процессе геологического изучения недр, состоит из результатов измерений различных параметров, получаемых при проведении геологических, геофизических, геохимических, петрофизических и аналтических исследований.
Она делится на:

  1. первичную геологическую информацию – данные, получаемые в пунктах наблюдений, независимо от их формы;
  2. вторичную геологическую информацию, полученную в результате обработки и аналитического обобщения.

Геологическая информация о недрах может быть в виде:

  1. текстовой информации на бумажных носителях;
  2. картографической информации на бумажных носителях любых форматов или металлических основах;
  3. фотографической информации;
  4. цифровой геологической информации на электронных, магнитных, магнитооптических и других машинных носителях.

Первичная геологическая информация: данные геохимических, гидрогеологических, инженерно-геологических, эколого-геологических исследований, керн, результаты лабораторных исследований горных пород и полезных ископаемых, паспорта скважин, карты фактического материала, полевые дневники или иные формы регистрации геологических наблюдений, фотоматериалы и пр.
Вторичная геологическая информация: карты, разрезы, пояснительные записки, отчеты и пр.
^ Геологическая информация (ст. 27 Закона РФ «О недрах») – это информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах.
^ Геологическая информация может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр.
Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью.
Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет средств недропользователя является его собственностью.
Независимо от того, за чей счет получена информация, она должна быть представлена пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию.
Порядок представления информации установлен Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 № 215 «Об утверждении порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальный фонды геологической информации» (ред. от 22 апреля 2009).
Порядок и условия использования указанной информации определены приказом МР России от 12 декабря 2005 №340.
Геологическая информация предоставляется в пользование через:

  1. ознакомление с ее содержанием с правом выписок и выкопировок;
  2. предоставление копий информационных документов и материалов.

^ Геологическая информация, необходимая для выполнения научных исследований студентами, аспирантами, докторантами, соискателями ученых степеней, а также образовательными учреждениями или научно-исследовательскими организациями, представляется в пользование для ознакомления с правом выписок и выкопировок.
Для получения в пользование геологической информации в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган направляется заявка.
Геологическая информация ограниченного доступа предоставляется в пользование лицам, имеющим доступ к указанной информации.
^ Геологическая информация может быть в государственной собственности или в собственности пользователя недр.
Правом собственности на геологическую информацию обладает тот, кто потратил (затратил) средства на ее получение.
Тот, кто выполнял работы по получению геологической информации, может ее использовать для научной и преподавательской деятельности.
^ Геологическая и иная информация о недрах представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях.
^ Должностные лица федерального и территориального фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации, а также несут материальную ответственность за ее несанкционированное разглашение.
Исполнитель имеет право использовать полученную в результате проведения работ геологическую и иную информацию о недрах для научной и преподавательской деятельности, если иное не предусмотрен договором.
Часть 2: «Оборот геологической и иной информации о недрах».
Государство регулирует экспорт геологической информации, полученной за счет средств государственного бюджета:

  1. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1992 года № 540 «О мерах по регулированию экспорта геологической информации о недрах»;
  2. письмо Геолкома РФ от 21 июля 1992 года N BO-61/1848 «О реализации информации о недрах зарубежным компаниям».

^ Разрешения на экспорт выдает Росприроднадзор в соответствии с Административным регламентом по исполнению гос.функций, утвержденным приказом МПР России от 10 декабря 2007 года № 322.
^ Экспорт геологической информации, полученной недропользователями за счет собственных средств, государство не регламентирует, за исключением ограничений, накладываемых упомянутыми нормативными документами и законодательством о государственной тайне:

  1. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 года №1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;
  2. Закон РФ от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне».

Часть 3: «Плата за геологическую информацию».
В соответствии со ст.41 Закона РФ «О недрах» за пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, взимается плата.
Размер платы за геологическую информацию установлен Постановлением Правительства РФ от 25 января 2002 года № 57 «О плате за геологическую информацию о недрах».
В государственной Думе рассматривается законопроект, отменяющий плату за пользование геологической информацией, полученной за государственный счет.
Минимальный размер платы за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр составляет 10000 рублей.
Размер платы за геологическую информацию о недрах может быть увеличен с учетом представленной информации, ее вида, потребительских свойств.
^ Максимальный размер платы не может превышать величины затрат государственной средств на геологическое изучение недр, в результате которго была получена данная информация.
^ Конкретный размер платы за геологическую информацию о недрах потребителя этой информации определяется Федеральным агентством по недропользованию в соответствии с Методикой, утвержденной приказом МПР России от 15 декабря 205 года № 344 «Об утверждении методики определения конкретного размера платы за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучении недр».
^ При расчете конкретной платы за геологическую информацию учитывается:

  1. количество объектов, по которым передается геологическая информация;
  2. конкретный объем передаваемой геологической информации;
  3. стадия геологического изучения, поиска, разведки и добычи;
  4. вид геологической информации (первичная, вторичная);
  5. потребительские свойства геологической информации.

Плата за геологическую информацию поступает в доход федерального бюджета.
Часть 4: «Государственный учет и государственная регистрация».
Государственное регулирование в сфере недропользования осуществляется посредством учета за изучением и пользованием недрами.
^ Учет осуществляется посредством:

  1. статистического учета: установленные для недропользователей формы статической отчетности;
  2. ведения реестра по регистрации работ на проведение геологического изучения;
  3. ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых;
  4. составления и ведения кадастра месторождений и других геологических объектов;
  5. бухгалтерского учета.

Часть 5: «Статистическая отчетность в недропользовании».
Формы статистической отчетности в недропользовании утверждены Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 18 июня 1999 года № 44 «Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием».
^ Формы статотчетности:

  • №5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых»;
  • №6-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов нефти, газа, конденсата, этана, пропан, бутанов, серы, гелия, азота, углекислого газа»;
  • №70-тп «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче»;
  • №71-тп «Сведения о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрытых пород и отходов производства».

Постановлением Росстата от 4 июня 2007 года № 43 «Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых» ведены формы статотчетности за выполнением условий пользования недрами.

  • №^ 1-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья»;
  • №2-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых».

Часть 6: «Государственный баланс запасов полезных ископаемых».
Государственный баланс запасов полезных ископаемых – является правовой формой учета состояния минерально-сырьевой базы по видам полезных ископаемых
С его помощью достигается систематизация информации о состоянии минерально-сырьевой базы отдельно по каждому виду полезных ископаемых:

  • учет количества запасов полезных ископаемых;
  • учет их разведанности и освоенности на основе классификации запасов полезных ископаемых.

^ Обеспечивается достоверность количественных и качественных оценок минерального сырья.
Государственному балансу запасов полезных ископаемых посвящена ст. 31 Закона РФ «О недрах».
^ Государственный баланс запасов полезных ископаемых должен включать в себя сведения о запасах каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, а именно сведения:

  • об их количестве, качестве и степени изученности;
  • об их размещении;
  • о степени промышленного освоения, добыче, потерях;
  • об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.

Часть 7: «Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых».
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых (статья 30 Закона РФ «О недрах») ведется в целях обеспечения разработки федерального и регионального программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.
^ Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен:

  1. включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие:
    • количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых;
    • содержащиеся в них компоненты;
    • условия разработки месторождения:

а) горнотехнические;
б) гидрогеологические;
в) экологические;
г) другие;

  1. содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению;
  2. включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся ФОУГФН:

  • на основе геологической информации недропользователей, осуществляющих геологическое изучение недр;
  • на основе государственной отчетности недропользователей, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу.

Эта информация сдается в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с Законом РФ «О недрах», в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (статья 32 Закона РФ «О недрах).
Часть 8: «Классификация запасов ПИ».
Классификация запасов полезных ископаемых утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Приказом ^ МПР России от 01 ноября 2005 года №298 утверждена новая классификация запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов.
Однако, она не вступила в силу, и сейчас ведется работа по внесению в данную классификацию, чтобы она лучше учитывала экономические параметры разработки запасов.
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляется в соответствии с приказом МПР России от 15 декабря 2006 года № 286 «Об утверждении порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса».
Часть 9: «Государственная регистрация и государственный реестр».
Государственной регистрации и включению в государственный реестр подлежат (ст.28 Закона РФ «О недрах»):

  • работы по геологическому изучению недр;
  • участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых;
  • участки недр, предоставленные в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами.

Добавить комментарий