Государственный строй древней Руси

Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян. Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Признаки раннефеодальной монархии:

1) переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну;

2) отсутствует юридическая ответственность правителя;

3) не сформированы институты власти;

4) полномочия и статус совета при князе никак не установлены;

5) вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом;

6) городское собрание как одна из черт ограничения власти функционировало достаточно постоянно.

Органы власти не имели постоянных полномочий.

Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной. Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.

Во главе всей Руси стоял Великий киевский князь, во главе отдельных княжеств – собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.

Со временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Население в Киевской Руси делилось на:

1) дружинников. Они подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю;

2) служилых людей, высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата, а также к этому сословию относили и слуг князей – это низшая категория;

3) крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников. Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси;

4) крестьян. Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне все более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость.

Особая категория населения – это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.

Политический режим в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти

Система государственных органов власти Киевской Руси:

1) Великий киевский князь;

2) удельные князья;

3) представительный орган – всенародное вече;

4) совещательный орган при великом князе – совет старейшин;

5) наместники великого князя в городах, посадники (в его полномочия входили суд и расправа в городах);

6) волостели – представители Великого князя в селах (они осуществляли судебные полномочия в селах и деревнях).

Признаки государственной власти в Киевской Руси:

1) она даровалась народом;

2) органы власти не имели оформленной структуры и закрепленного объема полномочий;

3) органы власти всей Киевской Руси и отдельных ее княжеств значительно между собой отличались, удельные князья формировали собственные органы власти, которые осуществляли свою власть параллельно с органами киевского князя в соответствующем княжестве;

4) взаимодействие Великого князя и удельных князей осуществлялось в порядке подчинения всех киевскому князю.

Власть Великого князя складывалась из самодержавной власти монарха и поддержки народа. Монархия в Киевской Руси не была абсолютной и полностью наследственной, народ имел право свергнуть неугодного князя. Основной функцией как Великого киевского князя, так и удельных князей являлось руководство дружиной и защита Русской земли от вторжений.

Князь опирался на собственную дружину. В случае военных действий формировалось народное ополчение.

Военные дружины мог иметь не только князь. Это право принадлежало всем крупным феодалам. Поэтому народное ополчение созывалось великим князем из свободных вооруженных граждан, участвующих на вече, а также из крупных феодалов и их собственных дружин. Таким образом, вооруженные силы Киевской Руси складывались из дружины Великого князя и народного ополчения.

Князь осуществлял свою власть по дворцово-вотчинному принципу.

Вотчина князя складывалась из:

1) земли, населенной людьми князя;

2) земли всего княжества с пригородами.

Дворцово-вотчинная система власти означала абсолютную власть в пределах вотчины князя, где проживали люди князя, и ограниченную – на другой территории. Князь обладал и судебными полномочиями. Его суд считался лучшим, непредвзятым.

Вече – всенародное собрание, обладавшее силой высшего органа власти и полномочиями по разрешению важнейших государственных вопросов: войны и мира, избрание и свержение князя и др. Вече возникло еще в догосударственный период развития восточно-славянского общества и по мере укрепления княжеской власти и становления феодализма теряло свое значение (кроме Новгорода и Пскова).

Вече обладало высшими судебными полномочиями. Именно оно не только ставило вопрос о доверии князю, но и разрешало этот вопрос.

Призвание князя оформлялось договором между вечем и князем.

Изгнание князя осуществлялось в форме «выреда», т. е. уничтожения ранее подписанного договора. Народ по решению вече не только мог изгнать князя, но и убить или посадить в тюрьму.

Вече – институт демократии. Оно просуществовало до монголотатарского нашествия.

Вече было чрезвычайным органом, формировавшимся из всех свободных вооруженных граждан Киевской Руси. Подобным институтом в отдельных городах было городское собрание. Вече заседало неограниченно по времени. Решения на вече принимались единогласно.

Государственный строй древней руси

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Раннефеодальное Киевское государство образовалось путем объединения мелких княжеств (или на базе договоров, или силой оружия). С образованием Древнерусского государства (882 год – объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега.) власть великого князя усиливалась и принадлежала старшему среди Рюриковичей.

Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Отношения сюзеренитета-вассалитета ставили всех подчиняю­щихся князю феодалов в положение служилых людей. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина и «слуги под дворским». Крупные феодалы-землевладельцы пользо­вались большей автономией.

Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI―XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти — «снема», т.е. Феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руково­димые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения).

В своей деятельности князь опирался на совет, состоявший из бояр и «княжих мужей”. Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превраща­ются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства.

В этот момент десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Складывались два центра власти: княжеский дворец и боярская вотчина, принцип этот устанавливается в ходе дальнейшего процесса фео­дальной раздробленности.

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание (вече). Выросшее из традиции племенных сходов, оно приобретает более формализованные черты: для него готовится «повестка дня», подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют «старцы градские» (старейшины).

Определяется компетенция веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом веча был совет, состоявший из «лучших людей» (городского патрициата, старейшин). Органом местного крестьянского самоуправления оставалась терри­ториальная община (вервь). В ее компетенцию входили земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решением судебных споров, расс­ледование преступлений и исполнение наказаний.

Длительный процесс возникновения древнерусской государственности продолжался с VII по XI в. Сложились основные признаки государства: аппарат управления с великим князем во главе; свод законов «Русская Правда» (первая половина XI в.); границы русского государства признавались в договорах с большинством соседей; власть государства признавали 5-7 млн. жителей Древней Руси X-XI вв.

Предыдущие статьи: Следующие статьи:

  • Становление древнерусского права
  • «Русская правда» как памятник права. общая характеристика.
  • Феодальная раздробленность русских земель: причины и последствия
  • Особенности государственного строя Новгорода и Пскова.
  • Особенности государственного строя Владимиро-суздальского княжества.

Относительно единое государственное образование под названием Русь у восточных славян возникло в IX-X вв. Сначала сформировались два протогосударственных объединения восточнославянских племен – вокруг Киева на юге и вокруг Новгорода на севере. Однако в конце IX в. новгородский князь Олег (впоследствии прозванный Вещим, годы княжения – 879-882 в Новгороде, 882-912 в Киеве) завоевал Киев, убив правивших там Аскольда и Дира. С этого времени начинается история единого русского государства с центром в Киеве.

Вопрос о происхождении русского государства до сих пор является спорным. Сторонники Норманнской теорииутверждают, что «государство» славянам подарили варяги, приглашенные в Новгород в середине IX века. Авторами этой теории, разработанной еще в XVIII в., были историки Г.Ф. Миллер и Г.З. Байер. Противники этой теории (М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский) тогда же начали доказывать, что «государство» у славян возникло самостоятельно и ничего нового варяги славянам не принесли.

Во главе государства стоял Киевский князь, звавшийся Великим князем. Его родственники по мужской линии (братья, племянники и т.д.) были просто князьями. Они были рассажены по главным городам Руси и именовались по названиям этих городов (Владимирский князь, Черниговский князь и т.д.). В менее значимые города были рассажены бояре-посадники, выходцы из старшей дружины и местной родовой знати. Если до конца X века Киевский князь был как бы первым среди равных, то с начала XI века это был уже полновластный правитель государства.

Решать государственные дела Великому князю помогала Дружина. Она делилась на Старшую, куда входили «княжие мужи», наиболее близкие к князю дружинники, и Молодшую, куда входили «отроки», не принимавшие участия в принятии государственных решений. У каждого из князей также была своя дружина. При этом стоит обратить внимание на то, что дружинники обладали относительной свободой и достаточно легко, по свидетельству С.М. Соловьева, могли переходить от одного князя к другому. Старшие дружинники, наряду с представителями родоплеменной знати, входили в состав княжеской думы. В городах при решении особо важных государственных дел также собиралось вече, народное собрание. При этом на севере страны (Новгородская земля) решение веча имело нередко большую силу, чем решение боярина-посадника или князя.

Окончательно структура славянского государства оформилась при князе Владимире (получившем впоследствии прозвище Красно Солнышко, годы княжения – 980-1015). Он рассадил своих сыновей в девяти крупнейших городах Руси. При этом окраинные финноязычные и балтоязычные племена были обложены данью. Согласно установленной системе престолонаследия, Киевский трон (стол) занимал самый старший по мужской линии Рюрикович – чаще всего, старший сын или младший брат умершего Великого князя.

Важным шагом в становлении княжеского единовластия было принятие на Руси Христианства в 988-990 гг. Будучи монотеистической религией (религией с одним богом), оно способствовало укреплению власти Великого князя.

До середины XI в. большая часть пахотных и пастбищных земель принадлежала свободным крестьянским общинам, которые ежегодно выплачивали сначала полюдье киевскому князю (Великий князь с дружиной выезжал из Киева и объезжал все славянские племена в течение нескольких месяцев), а затем натуральный налог местным князьям, которые переправляли определенную часть сборов в Киев. Только с середины XI в. в летописях начинает упоминаться боярское землевладение – вотчины. Вотчинами, как правило, владели бояре, потомки «княжих мужей» (старших дружинников) и местной племенной знати (родственники вождей).

Изначально ядром военной организации в Древнерусском государстве была княжеская дружина, решавшая боевые задачи, как внутри государства (по подчинению славянских племен и сбору дани), так и за его пределами (походы русских князей (Олега, 907; Святослава, 970-971) на Византию). На помощь дружине, в случае необходимости, князья собирали полк (народное ополчение), как правило из посадского мужского населения своих городов и близ лежащих деревень. Вои (воины, входившие в полк), в отличие от дружинников, имели легкое вооружение и передвигались пешком.

Доходы Великого князя в правление Олега и Игоря (годы княжения 912-945) формировались за счет полюдья(дань, собираемая непосредственно самим князем с подчиненных племен). Осенью после сбора урожая князь с дружиной отправлялся из Киева и объезжал все племена, входившие в состав Древнерусского государства. При этом размеры полюдья нигде оговорены не были и зависели от прихоти князя. После того, как князь Игорь в 945 г. был убит в процессе сбора полюдья в древлянской земле, его вдова и преемница княгиня Ольга разработала иную систему взимания дани. По всей Руси были устроены становища и погосты, куда местное население свозило дань. Таким образом, теперь княжеский путь во время сбора полюдья пролегал от одного становища к другому. Однако уже в правление Святослава, сына Игоря (годы княжения – 945-972) была налажена система сбора дани, при которой для князя отпала необходимость покидать Киев. Рассаженные по русским городам дети Великого князя собирали дань каждый в своей земле и оговоренную часть ее отсылали отцу в Киев.

Другим источником дохода Великих князей были завоевательные походы. Из победоносных походов на Византию, Хазарский каганат или в Великую степь русские князья приводили в значительных количествах пленников, скот, привозили золото и другие ценности.

Единое русское государство в основных чертах сформировалось в IX-XI веках. Однако оно имело целый ряд недостатков, которые в итоге привели к распаду Киевской Руси на множество мелких княжеств. Одной из основных причин наступления раздробленности было несовершенство системы престолонаследия. Киевский престол наследовался по прямой мужской линии, т.е. всякий раз власть получал самый старший из рода Рюриковичей. Это привело к тому, что уже в X веке между сыновьями Святослава вспыхнула усобица (борьба за трон), в результате которой Владимиру, единственному оставшемуся в живых из Святославичей, удалось занять престол в Киеве. Однако после смерти самого Владимира в 1015 г. история вновь повторилась. Борьба за Киевский престол завершилась победой Ярослава Владимировича (Мудрого, годы княжения – 1019-1054). Результатом же междоусобной борьбы между наследниками Ярослава Мудрого стал распад русского государства.

5.Источники древнерусского права.

Как и у других народов, один из главных источников права у славян — обычай. Обычаи, или устойчивые правила поведения, формируются уже на этапе догосударственного развития, в условиях родоплеменных отношений. Когда часть обычаев превращается в норму поведения и общины или их старейшины начинают принуждать к исполнению этих норм своих нерадивых или выбивающихся каким-либо другим образом из общинной жизни сочленов, можно говорить о появлении обычного права. Обычное право выражается в юридических действиях (фактах), в их однообразном повторении (скажем, община при любых обстоятельствах защищает каждого общинника круговой порукой). Оно выражается также в юридических сделках или судебных актах (применение кровной мести за убийство родича) и в словесных формулах (в законе, пословицах): «Вор ворует, мир горюет»; «Муж крепок по жене, а жена по мужу»11 Томсинов В.А. Хрестоматия по истории отечественного государства и права IX в. — 1917 г. — М.: Зерцало, 1999. C. 27. и т.п.

Обычное право весьма консервативно, оно часто долго соседствует с правом публичным в условиях, когда уже складывается государство и все институты права. На Руси долго считали, что поступать по старине, значит поступать по праву. «Что старее, то правее»22 Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. — М.:Норма, 2000. C. 79., — говорит пословица. В то же время обычное право, не будучи закреплено в законе, способно изменяться вместе с жизнью. К древнейшим нормам обычного права восточных славян относились кровная месть, круговая порука, умыкание невесты, многожёнство, особая словесная форма заключения договора, наследование в кругу семьи и др. Часть их мы обнаруживаем в древнерусском законодательстве уже в качестве норм публичного права, часть их видоизменяется, некоторые утрачиваются. Кровная месть, к примеру, запрещается в XI в. и заменяется денежным штрафом.

По мнению Портнова В.П., право у восточных славян возникло одновременно с государством, никакого так называемого общинного права до возникновения государства не существовало. Источником права в этот период было, прежде всего — обычное право, нормы которого до нас не дошли. Известно, что примерно в IX веке действовал так называемый Закон русский. Вероятнее всего, что это был сборник письменный, в котором имелись нормы обычного права11 Портнов В.П. История государства и права России. Лекции. — М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999. С. 9..

Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского права, исторически первым источником, которого были правовые обычаи — нормы обычаев доклассового общества, санкционированные возникающим государством. Среди них можно встретить кровную месть, принцип талиона — «равным за равное». Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют «Законом русским». Поэтому вторым источником права Киевской Руси — это собственное законотворчество раннефеодального государства в первые десятилетия его существования, обобщавшее судебную практику. Ко второй половине XIX в. в Среднем Поднепровье — Русской земле произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд этих племен в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Нормы Закона Русского учитывались великими киевскими князьями при заключении договоров с Византией.

Русская летопись донесла до нас тексты 3-х таких договоров: 911, 944 и 971 гг. Договоры регулировали торговые, союзные и военные отношения между двумя государствами, устанавливали разные виды наказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совершённые на чужой земле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и др. Эти памятники демонстрируют довольно высокий уровень права не только Византийской империи, но и Руси, выступавших в них как равные партнеры. В текстах договоров 911 (ст. 5) и 944 (ст. 6) годов прямо указывается на существование уже к этому времени закона русского (в первом случае) и устава и закона русского (во втором), на основе которых законодатель разрешает спорные вопросы. Договоры 911, 944 и 971 гг. содержали нормы торгового права, например, правила регистрации отдельных товаров «наволок»11 Предпринимательское право: Учебник для вузов / Под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТА-ДАНА. Закон и право, 2000. С. 14..

Третий источник древнерусского права — право византийское, его рецепция (усвоение), а через него — частично и права римского. Принятие христианства Русью (988 г.), усвоение христианской культуры, более тесное общение с Византией и другими странами произвели настоящий переворот во всех сферах правовой жизни Древней Руси. Обычное право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковному праву и должно было подвергнуться пересмотру. С христианством на Русь пришла церковь со своими каноническими законами, со своими служителями, начиная с митрополитов-греков и кончая духовными лицами менее высокого ранга, которые составили образованную элиту общества, стремившуюся к усовершенствованию русского права.

На протяжении двух последующих столетий, XI и XII , Русь как прилежная ученица усваивала чужое право, приспосабливая его к условиям местной жизни. На Русь в то время хлынул поток переводной греческой литературы, как светского, так, главным образом, религиозного содержания: евангелия, псалтыри, жития святых, хроники, апокрифические сочинения и пр., составлявшие круг чтения средневекового русского читателя. В этом потоке немаловажное значение занимали кодексы византийского права, которые стали изучаться и применяться и в законотворчестве, и в судебной практике. Первыми пришли сборники церковного права: Номоканон (законы и правила) Иоанна Схоластика, Номоканон патриарха Фотия. Переводы их получили на Руси название Кормчих книг (сборники канонических и юридических установлений). Из сводов светских законов Византии на Руси хорошо знали Эклог (отбор) императоров Льва Исавра и Константина Компронима, Книги законные, содержавшие законы земледельческие, уголовные и др.

Под влиянием византийского права уже в XI в. все членовредительные и болезненные наказания уступили место денежным штрафам, произошли серьезные изменения в семейно-брачном праве, появились нормы в праве, защищающие честь и достоинство личности и др.

Переворот, произведенный в древнерусском обществе и праве христианством и византийским правом, сказался, в первую очередь, на положении церкви и церковных людей. Это нашло отражение в церковных уставах, принятых русскими князьями до нас дошли: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др. Они содержат положение о церковной десятине, которую со времен Владимира Святого русская церковь получала из казны на содержание; церковные люди освобождались уставами от всяких сборов и частично от юрисдикции княжеского суда; церковь получила право надзора за правильностью мер и весов, совершения брачного союза и др. Уставы, таким образом, позволяют выяснить отношения государства и церкви, помогают восстановить правовые нормы, не нашедшие отражения в Русской Правде. Это ценный источник изучения права.

Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Уставы Владимира Святославича, Ярослава, внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.

Устав Владимира определял взаимоотношения княжеской власти с церковью. Он предусматривал установление налога в пользу церкви так называемая десятина. Во времена Владимира церковное землевладение ещё не получило развития, поэтому тогда десятина являлась основным источником дохода духовенства. Церковь по Уставу получала право суда в отношении духовенства и всех людей подвластных церкви. Кроме того, перечислялись дела, которые рассматривались церковным судом в отношении любых лиц. К компетенции церкви относились главным образом дела в области семейно-брачных отношений.

Устав Ярослава посвящался главным образом семейно-брачным отношениям, преступлениям против семьи и нравственности. Встречались наказания за эти деяния как бы двойственные и от; князя и от епископа. Почти все наказания имущественного характера. Только в одном случае предусматривалась смертная казнь — ст. 13 Устава. В этой статье устанавливалась ответственность мужа за двоежёнство. Устанавливалось наказание 40 гривен в пользу епископа, а незаконная жена (как правило, молодая) заключалась в монастырь. Если же муж причинял зло своей законной жене (например, убьет раздосадованный на то, что его разлучали с более молодой), то в этом случае, возможно, было применение смертной казни. В Устав Ярослава встречаются статьи, которые носят ярко выраженный классовый характер. За изнасилование и оскорбление женщины устанавливался штраф, размер которого зависел от положения потерпевшей. Если потерпевшая была женой или дочерью боярина, то наибольшая сумма. Если малого боярина, то меньше, если простого человека, то ещё меньше11 Чибиряев С.А. История государства и права России. — М.: Былина, 2000. C. 122..

От церковных уставов князей пошла история церковного законодательства. В качестве источников использовались статьи из правовых сборников других славянских народов. Использовался, например, «Закон Судный людом» из Болгарии. Значение имели и Кормчие книги — византийские сборники церковно-гражданских постановлений, большей частью относящиеся к области семейно-брачного права.

Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в последующие периоды отечественной истории.

6.Русская Правда и её редакции.

Русская Правда составлялась на протяжении длительного времени (в Х1-Х11 вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Впервые ее текст был обнаружен В.Н.Татищевым в 1738 г. Русская Правда — первый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI-XII вв. Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV-XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объёму, структуре. О происхождении этого законодательного памятника в литературе не выработано единого мнения, как, собственно, и о толковании его содержания. Учёные спорят об этом на протяжении более 250 лет, с того времени, когда в 1738 г. В.Н. Татищевым был обнаружен и подготовлен к печати первый список Русской Правды.

Все сохранившиеся тексты по содержанию принято делить на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращённую. Древнейшая из них Краткая Правда, состоящая из двух главных частей: Правды Ярослава и Правды Яросяавичей. Правда Ярослава включает в себя первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Вероятнее всего, она возникла во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Пытаясь заручиться поддержкой новгородцев, конфликтовавших с его наёмной варяжской дружиной, Ярослав, стремясь задобрить новгородцев, «дал» им Правду, повелев им «по ее грамоте ходите»11Кудимов А.В., Шафиев М.М. Источники права Древней Руси / Кудимов А.В., Шафиев М.М. // История государства и права. — 2006. — № 10. — С. 10..

Правда Ярославичей (ст. 19-43 Краткой Правды) вобрала в себя законодательную и судебную практику сыновей Ярослава Мудрого и может быть датирована временем между 1054 (годом смерти Ярослава) и 1072 — годом смерти одного из его сыновей. Правда Ярославичей включает следующие два десятка статей Краткой редакции (так называемый Академический список). Как явствует из ее заголовка, сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии ближайшего окружения. Составление текста относится примерно к середине XI в.

Со второй половины того же столетия стала формироваться Пространная редакция, сложившаяся в окончательном варианте в XII в. По уровню разработки правовых институтов это уже следующий этап в развитии древнерусского права, хотя наряду с новыми постановлениями Пространная Правда включает и видоизмененные нормы Краткой редакции. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан правовой статус различных категорий населения. Создание второй редакции Русской Правды — Пространной Правды относят ко времени княжения Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого. Но и она не представляет собой созданного в одно и то же время единого свода законов. Её составляющие — Суд Ярослава Владимировича (ст. 1-52), обобщивший законодательную практику князя Ярослава Мудрого, и Устав Владимира Всеволодовича Мономаха (ст. 53-121), целиком состоящий из постановлений этого князя. В Пространной Правде представлено (в группах статей) не только уголовное право, но и право наследственное, основательно разработан юридический статус категорий населения (о чём уже шла речь), содержится банкротский устав, введенный в 1113 г., после известного киевского восстания, определяются нормы процессуального права и пр.

Сокращенная редакция считается сжатым вариантом Пространной Правды, возникшим позднее, в XIII-XIV вв., в условиях феодальной раздробленности. Но её происхождение ещё более туманно, чем происхождение двух предыдущих редакций. При столь однозначном выводе трудно объяснить, почему в ней присутствуют статьи, которых нет в Пространной Правде, и пропущены статьи, заимствованные в Пространную Правду из Краткой.

Сокращенная редакция представляет собой выборку из статей Пространной Правды, приспособленных для регулирования более развитых общественных отношений периода политической раздробленности на Руси.

7.Устав князя Владимира Святославича о десятинах,судах и церковных людях.

Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных — закон, определявший место церковной организации в государстве, источники её материального обеспечения и сферы юрисдикции. В основе Устава лежит грамота о выделении церкви Богородицы (Десятинной церкви) в Киеве — десятины от поступлений княжеских, суд., торг. пошлин, от приплода скота и сборов урожая. Грамота была переработана в первоначальный Устав, в связи с учреждением епископ, кафедр, распространением на них церковной десятины и установлением церковной юрисдикции в начале 11 в. (до 1011). Устав известен в семи редакциях, относящихся к 12–14 вв., и более чем в двухстах списках.

Добавить комментарий