Государственный строй древних афин

Общественный строй.Полноправнымиафинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились: 1) право на свободу и личную независимость от другого человека; 2) право на земельный участок на полисной территории; 3) право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений; 4) право на ношение оружия и службу в ополчении; 5) право на участие в делах государства; 6) право на почитание и защиту отеческих богов; 7) право на защиту и покровительство афинских законов.

Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.

Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражда­нин, состояли в следующем: 1) беречь свое имущество и трудиться на земельном участке; 2) приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах; 3) защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет); 4) повиноваться законам и избранным властям; 5) принимать активное участие в общественной жизни; 6) почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства — литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность.

Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой- метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе: 1) права гражданства; 2) права приобретать недвижимость; 3) Права заключать браки с афинскими гражданами.

К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах. У каждого метэка должен был быть свой простат — посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась осо­бая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повин­ности. Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам.

Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Одним из источников рабства служила долговая зависимость, посколь­ку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным ли­цам, и рабов, принадлежавших государству. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право при­обретать собственность и распоряжаться ею.


Государственное устройство. По своей сущности Афинское государство являлось политической ор­ганизацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демок­ратическую республику, в которой афинские граждане пользовались рав­ными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V — IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Заме­щение государственных должностей строилось на принципах вы­борности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии;

Основными органами Афинского государства являлись: 1) Народное собрание; 2) Совет пятисот; 3) гелиэя; 4) коллегия стратегов; 5) коллегия архонтов.

Верховным органом власти былоНародное собрание — экклесия. Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению го­рода, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт «жалобы на противозаконие», охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.


Рабочим органом Народного собрания былСовет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила — территориальная единица).

Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.

Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действо-вал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, — одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов. Основными функциямиколлегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин. Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обя­занности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятель­ных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенцииколлегии архонтов относились религиозные и семей­ные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избирае­мых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кро­ме секретаря, проходили две проверки — в Совете пятисот (так называ­емую докимасию) и в гелиэе.

Высшим судебным органом былагелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каж­дой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других кол­легий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

Афинское право.

Источники афинского права: обычаи и писаные законы.Далее появляется писаное право в виде Законов Драконта.

Правовое положение населения Афинского государства. Все население делилось на свободных и рабов, среди свободных выделялись полноправные граждане и метэки. Полноправными считались жители Афин, родители которых являлись гражданами Афинского государства. Только граждане обладали правом участвовать в деятельности народного собрания. Они могли избирать и быть избранными на государственные должности. Среди обязанностей гражданина Афин нужно назвать обязательность военной службы. Богатые граждане несли различного рода повинности в пользу государства. Метэки — это проживавшие в Афинском государстве иностранцы. Они не пользовались политическими правами, им было запрещено приобретать недвижимость. Метэки были обязаны уплачивать различные сборы, призывались на военную службу. Некоторые иностранцы занимали привилегированное положение, их права и обязанности соответствовали статусу полноправных граждан.

Рабы. Рабами становились иностранцы, захваченные в плен во время военных походов; дети, рожденные рабыней. До реформ Солона в рабство можно было попасть за долги. Раб считался вещью, собственностью господина. Ответственность за ущерб, причиненный рабом, возлагалась на хозяина. Хозяин имел право наказать раба плетьми, но смертную казнь рабу мог назначить лишь суд.

Право собственности и обязательственное право. В Афинском государстве было достаточно развито право частной собственности, однако положения об абсолютных правах собственника в нем отсутствуют. Собственник нес различные повинности в пользу государства. Афиняне различали «вольные» и «невольные» обязательства, возникавшие из договоров и деликтов.

Семья и наследование. Заключение брака считалось одной из обязанностей афинянина. Долгое время брак сохранял черты договора купли-продажи, заключаемого женихом и главой семьи невесты. Афинянки полностью зависели от мужчин, они не допускались к участию в политической деятельности. Мужчины обладали большой властью и над своими детьми. Афинянин мог в любое время развестись с женой, а женщина имела право подать заявление о расторжении брака архонту. Афинское право допускало наследование по закону и наследование по завещанию. При отсутствии завещания наследство отца равными частями распределялось между сыновьями. Дочери не допускались к разделу наследства при наличии сыновей. Внебрачные дети также не могли стать наследниками по закону.

Преступления и наказания. За государственную измену, оскорбление богов, присвоение имущества храмов преступнику грозила смертная казнь. Виновному иногда предоставлялось право совершить самоубийство, для этого ему предлагали на выбор яд, меч или веревку. Обман народа оратором на народном собрании, внесение противозаконных предложений на обсуждение собрания карались штрафом. За взяточничество суд мог назначить виновному смертную казнь, выбрать в качестве наказания штраф, конфискацию имущества. Демосфен сообщает, что преступника также лишали политических прав гражданина. Дела об убийстве возбуждались в порядке частного обвинения. Преступник мог заключить с родственниками убитого сделку, уплатить им вознаграждение и освободиться от наказания. Закон предоставлял мужу, заставшему жену и другого мужчину на месте преступления (прелюбодеяния), право убить любовника. Грабителям и разбойникам грозило обращение в рабство.

Судебный процесс.Право возбудить судебное дело принадлежало полноправным гражданам, его были лишены несовершеннолетние, женщины, метэки и рабы. В Афинах существовали две разновидности судебного процесса: dike и graphe. Выбор того или иного типа процесса зависел от характера правонарушения. Процесс dike начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Истец (обвинитель) был лично заинтересован в исходе дела и добивался материального возмещения своего ущерба. Истец (обвинитель) должен был уплатить судебную пошлину и мог в любое время прекратить процесс. Процесс graphe начинался по заявлению любого гражданина. В случае положительного для себя решения истец (обвинитель), как правило, не получал никаких материальных выгод, не платил пошлину и был обязан довести дело до постановления судебного решения. Истец (обвинитель) самостоятельно вызывал обидчика в суд. Ответчик (обвиняемый) по делу мог заявить возражения. Изучив жалобу и возражения, судья рассматривал доказательства, подтверждающие позицию участников спора. По окончании предварительного расследования судья назначал день судебного разбирательства. Представленные в суд доказательства запечатывались в специальные сосуды, с тем чтобы стороны в дальнейшем не могли ссылаться на новые доказательства. Судебное заседание открывалось оглашением жалобы и возражений, затем начинались прения, после которых судьи выносили решение.

7. Общественный и государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V—IV вв. до н. э.).

Общественный строй

В V веке до н. э. рабовладельческий строй переживает эпоху расцвета. Классическое рабовладельческое общество. Сложились основные антагонистические классы: рабовладельцы – рабы, а между ними большой класс свободных мелких производителей: крестьян и ремесленников. Вместе с тем в процессе исторического развития сложился Полис как коллектив граждан, противостоящий рабам и чужестранцам. Таким образом, по правовому положению мы можем выделить три категории: афинские граждане, метеки, рабы.

  1. Права афинских граждан. Гражданин-собственник-воин (триада). Афинским гражданам-мужчинам принадлежала вся полнота политической власти, т.е. они имели формально равные политические права: право участвовать в народных собраниях, принимать законы, избирать и быть избранными на какие-либо должности. Тот, кто не участвовал в политической деятельности, считался бесполезным. Во-вторых, только афинские граждане имели право собственности на землю. Метеки к этому не допускались. В-третьих, только гражданин мог вступить в брак с дочерью гражданина. Только такой брак считался законным. Права граждан сочетались с обязанностями: военная служба (с 18 до 20 лет военную службу юноши проходили). С 20 лет допускался к прочим должностям, но быть избранным в совет мог только с 30 лет. Формально равенство граждан не исключало их фактического неравенства, определяемое их неравенством имущественным. Одни были относительно богатыми (10% богатых, 10% бедных, все остальные – средние)

  2. Метеки – чужестранцы, постоянно проживавшие на территории Афинского государства. Это люди свободные, но неполноправные. Они не имели политических прав, не имели права на недвижимость, они не могли вступить в брак с гражданами. Метеки к браку с гражданином (к браку с дочерью гражданина) практически не допускались. Дети, рождённые от союза гражданина с чужестранкой, считались незаконнорождёнными и неполноправными. Метеки несли военную службу, служили в войске. Платили налоги (афинские граждане в мирное время налогов не платили). Занятия метеков были различными. Были и мелкие ремесленники, и владельцы крупных мастерских, были крупные торговцы, были художники, были ораторы и т.д. За ними признавалось человеческое достоинство, они были свободны.

  3. Рабы были совершенно бесправны, т.е. они были вещами. С ними можно было делать что угодно. Рабы никакого имущества не имели. Всё, что они приобретали, было собственностью господина. Семьи он иметь не мог, дети, рождённые от, допустим, рабыни – тоже собственность хозяина. Наказывали рабов обычно плетьми и заковыванием в кандалы. Единственное, что запрещалось по отношению к рабам – это их убийство. Однако если господин своего раба убивал, то ему за это, как правило, ничего не было.

Источники рабства:

  • Военный плен

  • Морской разбой, пиратство

  • Естественный прирост, рождение от рабыни

  • Рабство за долги было отменено Солоном, это источником рабства не является

Рабы в Афинах составляли основу производства. Они широко использовались в земледелии (сельском хозяйстве), в ремесле, особенно в горном деле (Лаврионские серебряные рудники), в мастерских ремесленников (до 120 человека в одной мастерской). Значительное число рабов использовалось в качестве домашней прислуги. Носили за господами вещи, если господа куда-нибудь шли. 50 домашних рабов – уже считалось много. В V веке до н. э. рабство пронизывало все стороны афинской жизни, рабство классического типа, что во многом связано с развитием товарно-денежных отношений.

Государственный строй.

Форма правления в V веке до н. э. – республика.

Форма государственного устройства полисная.

Политический режим – рабовладельческая демократия.

Важнейшие органы власти и управления в Афинах:

  • Народное собрание (экклесия)

  • Совет пятисот (булэ)

  • Гелиэя

  • Выборные должностные лица

  1. Экклесия – высший орган государства. Его компетенция очень широка, оно обладает полнотой власти. При этом говорят о том, что в Афинах существовало прямое народовластие и народоправство, не было представительного правления. Каждый гражданин-мужчина, достигший 20 лет, мог участвовать в народном собрании. Рабы (скифы) следили за тем, чтобы никто чужой на народное собрание не проник. Собрание проходило на площади (агора). Обычно в народном собрании участвовало две-три тысячи человек. Кворума в Афинах не существовало. Единственное дело, для которого кворум требовался – вопрос об остракизме. Для него требовалось не менее 6 000 граждан. В IV веке до н. э. за участие в народном собрании была введена плата, и многие бедняки устремлялись на собрание ради этой платы. Народное собрание обсуждало следующие вопросы: вопросы войны и мира, заключение договоров и союзов с другими государствами, вопросы бюджета, т.е. распределения денежных средств, продовольственные вопросы, принятие в число граждан, некоторые функции суда, например, вопрос о государственной измене. Отчёты должностных лиц проводились в народных собраниях. Но, пожалуй, самое главное дело народного собрания – законодательство. Принятие законов – дело народного собрания. При этом каждый гражданин мог выступить с законопроектом. Обсуждали законопроекты тоже граждане в народном собрании. Любой гражданин мог выступить с критикой. Принятие законов требовало особой процедуры: ???? *найти в учебнике* Обязательно любой законопроект, выдвинутый гражданином, должен был поступить в совет пятисот

  2. Совет пятисот (булэ). Состоял из 500 членов, избираемых по жребию по 50 человек от каждой филы на 1 год из числа граждан, достигших 30 лет. Лица, избиравшиеся в совет пятисот, подвергались проверке, которая называлась докимасия. Проверяли, являлись ли гражданами его родители, проверяли его образ жизни, нравственное ли у него поведение и т.д. За свою службу булэвты получали плату (5 оболов, небольшая достаточно плата. + ещё 1 обол на обед). Важнейшая функция булэ – подготовка дел для рассмотрения в экклесии. Подготовка, предварительное рассмотрение всех дел, которые потом поступали в народное собрание. Следил за исполнением законов, принятых в народном собрании, наблюдал за деятельностью должностных лиц, текущее руководство в целом: чеканка монет и т.д. Совет пятисот делился на 10 частей, комиссий (притании). Год делился на десять частей, и каждая комиссия выполняла свои функции в назначенную ей 1/10 года.

  3. Гелиэя – суд присяжных. Название происходит от слова гелиос – солнце, т.е. заседания должны были начинаться с восходом солнца и заканчиваться не позднее, чем оно зайдёт. Избиралась гелиэя ежегодно по жребию из числа граждан, достигших 30 лет. Гелиэя тоже делилась на 10 частей (дикасте́рий) по 500 членов и 100 запасных. При этом состав коллегии (дикастерии), которая должна рассматривать какое-то определённое дело, определялся утром того дня, когда должно было состояться заседание (чтобы не было подкупа). В гелиэе рассматривались дела о государственных преступлениях, какие-то важные уголовные дела. Гелиэя была апелляционной инстанцией, т.е. рассматривала жалобы на решения других судов. Приговор, вынесенный в гелиэе, обжалованию не подлежал. Но гелиэя была не только судебным органом, ей принадлежала ещё важная политическая функция: право утверждать или отвергать решения народного собрания (право вето). Проверка на соответствие закона основным принципам государственного строя, демократии. Кроме того, гелиэя осуществляла контроль за деятельностью должностных лиц (докимасию осуществляла гелиэя, утверждение отчётов должностных лиц). Некоторые учёные говорят, что разделение властей мы видим уже в Афинах.

  4. Выборные должностные лица. Выборных должностей было очень много. Должности осуществлялись коллегиями. Самой важной коллегией (должностью) была коллегия десяти стратегов. Стратеги избирались, в отличие от многих, открытым голосованием в народном собрании путём поднятия рук на 1 год. Эта должность не оплачивалась и была доступна только лицам состоятельным, т.е. тем, кто получил хорошее образование. В компетенцию коллегии стратегов входило командование армией и флотом, руководство внешней политикой, финансовыми делами (распоряжались казной). Все коллегии считались равными друг другу, но фактически народное собрание выбирало первого стратега. Вот таким первым стратегом 15 лет избирали Перикла. Это члены, которые могли переизбираться несколько раз. Другая коллегия – коллегия девяти архонтов. Эта коллегия существовала с древнейших времён, в классическое время своё значение уже утратила. Их избирали по жребию на 1 год из числа кандидатов, выдвинутых по филам. Компетенция архонтов: ????? *выписать*. Ещё были коллегии: агорономы, астеномы… Каждый гражданин мог избираться в ту или иную коллегию.

В совете пятисот можно было избираться не более двух раз, но каждый там хоть один раз да бывал.

Принципы, на которых строилась деятельность должностных лиц:

  1. Выборность (все должности были выборочные)

  2. Срочность (краткосрочность) полномочий. Как правило, один год, при этом не допускалось совмещение двух должностей и вторичное избрание на одну и ту же должность (за исключением военных должностей)

  3. Коллегиальность

  4. Подотчётность

  5. Смещаемость

  6. Возмездность, т.е. оплачиваемость (кроме стратегов). Оплачиваемость служит признаком демократии.

Судебная система.

????? *выписать*

Войско.

Все граждане от 20 до 60 лет считались военнообязанными, в случае войны в определённом порядке должны были являться. Юноши с 18 до 20 лет проходили обучение. В войске главной частью были гоплиты – тяжеловооружённые войска. Были легковооружённые войска, самые богатые граждане поставляли корабли – эта их обязанность называлось триерархия. Существовал флот, существовала полиция, полиция при этом была пешая и конная. Полиция следила за соблюдением порядка на улицах и площадях, комплектовалась из числа рабов. Свободные граждане считали такую службу, в полиции, презренной.

Итак, Афинское государство по форме правления – республика, по форме государственного устройства – полисное государство, политический режим – рабовладельческая демократия. Нужно сказать, что основными чертами афинской демократии было широкое участие граждан в управлении, в политической жизни, привлечение к управлению государством всех граждан, непосредственное их участие в осуществлении политической власти, отчётность самая широкая перед народным собранием, абсолютное верховенство экклесии. Всё это проявление демократии. Основой являлся средний слой. Это было возможно благодаря существованию рабства, т.е. рабы выполняли те работы, которые занимали бы время у свободных. Опора на рабство. Демократия была рабовладельческой, т.е. основана на рабстве. Кроме того, среди свободных сограждан не все участвовали в управлении. Женщины к политической власти не были допущены. Союзников к власти не допускали, не допускали метеков.

В конце V века до н. э. началась так называемая Пелопонесская война – война между Афинами и Спартой. На стороне Афин – афинско-морской союз, а с другой стороны – Спарта и пелопонесский союз. Война шла с переменным успехом, но в конечном счёте победу одержала Спарта, которую поддержала Персия. В конце концов был распущен афинский морской союз, т.е. Афины лишились источника дохода, крестьянские хозяйства разоряются, скудеют – одним словом, в IV веке до н. э. в Афинах наблюдается кризис. В IV веке до н. э. Афины терпят поражение от Македонии, а во II веке до н. э. попадают под власть Рима. Вот таким образом заканчивается история Афин.

Государственный строй Афин

В годы правления Перикла Афинское государство управлялось народным собранием (экклесией), которое юридически обладало всей полнотой верховной власти. Экклесия никому не передоверяла своих верховных прав и пользовалась ими непосредственно. В античной Греции и, в частности, в Афинах это было в какой-то степени возможно, поскольку все граждане могли свободно поместиться на площади своего города.

Для решения государственных вопросов афинские граждане собирались примерно через каждые 10 дней. Наиболее важными делами считались избрание стратегов и других высших должностных лиц, объявление войны и заключение мира, внешнеполитические проблемы, в том числе заключение договоров о союзе, принятие отчетов у высших должностных лиц, издание различных постановлений.

Все органы Афинского государства были подчинены народному собранию. К этим органам принадлежали «совет пятисот» (булэ), гелиэя, ареопаг, коллегия десяти стратегов, избираемых по одному от каждой филы, архонты и еще ряд должностных лиц, в большинстве своем избираемых с помощью жеребьевки.

Примерно такой же, как и при Клисфене, оставалась организация булэ. Члены булэ избирались по жребию из граждан не моложе 30 лет, по 50 человек от каждой из 10 фил. Эти 50 человек составляли так называемую пританию. Каждая из пританий по очереди выполняла обязанности булэ в течение одной десятой части года. Эти обязанности состояли в подготовке дел для экклесии, а также в решении текущих вопросов в промежутках между заседаниями экклесии.

Определенную роль в законодательной деятельности играла гелиэя (суд присяжных), которая в Афинах занималась не только обычными судебными делами. Гелиэя состояла из 6 тысяч избранных по жребию присяжных судей. Судьи были разделены на 10 палат (так называемых дикастериев), в среднем по 500 человек в каждой. 100 присяжных и каждом дикастерии считались запасными.

Подкуп судей был практически невозможен из-за многочисленности присяжных заседателей. К тому же подсудимые обычно не знали, какому дикастерию будет поручено рассмотрение их дел. Во время заседания гелиасты выслушивали обвинителя, обвиняемого и свидетелей и, когда суть дела становилась им ясной, без предварительного совещания между собой приступали к голосованию судебного постановления.

В Афинах не было специальных государственных обвинителей. Любой из граждан мог возбуждать и поддержать обвинение, в том числе в тех случаях, когда оно касалось интересов государства или охраны существующего правопорядка. Не было на суде и защитников — каждый подсудимый должен был защищать себя сам. Если подсудимые не чувствовали себя достаточно подготовленными, они заучивали наизусть заранее написанные для них речи.

Если по ходу дела требовались свидетельские показания рабов, их подвергали пыткам, так как считалось, что добровольным показаниям раба доверять нельзя.

Наибольшим политическим весом из всех выборных государственных органов Афин обладала коллегия десяти стратегов. Должность стратега не оплачивалась и при Перикле. Таким образом, на нее могли претендовать только богатые граждане. Между тем в руках афинских стратегов сосредоточивались наиболее важные государственные функции.

Во время войны стратеги командовали армией и флотом, ведали всей внешней политикой Афинского государства и распоряжались значительной частью государственных финансов. Обладая такими широкими полномочиями, стратеги в то же время были подотчетны экклесии и постоянно контролировались ею.

Каждому афинскому гражданину было предоставлено своеобразное право контроля государственной системы: он мог заявлять жалобу на противозаконие (графэ параномон). Гражданин мог также обжаловать любое из поступавших в народное собрание предложений или уже принятых постановлений и законов.

Если после рассмотрения жалобы в суде присяжных (гелиэе) она признавалась справедливой, обжалованное постановление или закон отменялись, а лица, виновные в их проведении, привлекались к судебной ответственности. С другой стороны, если жалоба на противозаконие признавалась необоснованной, то жалобщик подвергался крупному штрафу.

Таков был в общих чертах установившийся в середине V века до н. э. государственный строй Афин. Это был период относительно высокого развития античной демократии, ограниченной, однако, рабовладельческой основой. Как и полностью бесправные рабы и лишенные политических прав метэки в Афинах женщины также не имели политических прав.

Количество полноправных граждан, которые могли принимать участие в экклесии, составляло весьма незначительную часть населения Аттики. К тому же далеко не все те, кто обладал в Афинах политическими правами, были в состоянии реально ими пользоваться. Прежде всего это относилось к участию граждан в народном собрании, которое в годы правления Перикла не оплачивалось. Для граждан, живших трудом своих рук, не так-то просто было бросать работу и каждый десятый день проводить на Пниксе (холм в Афинах), где собиралась экклесия.

Крестьянам Аттики, особенно тем, которые жили далеко от Афин, приходилось тратить два-три дня на посещение экклесии. В горячую пору сельских работ сделать перерыв было чрезвычайно трудно, поэтому количество присутствующих в экклесии (при общей численности афинских полноправных граждан примерно 35 тысяч человек) обычно не превышало 3 тысяч, преимущественно жителей самого города. Только в исключительных случаях, например при остракизме, требовалось, чтобы за постановление голосовало не менее 6 тысяч человек.

Утвердившийся в Афинах демократический строй вызвал острое недовольство со стороны олигархических элементов, которые группировались вокруг одного из политических деятелей — Фукидида из Алопеки. Однако борьба с олигархами закончилась победой Перикла и остракизмом Фукидида в 443 году до н. э.

Оппозиционные настроения существовали и в среде самой демократии. Городская беднота стремилась к более радикальным преобразованиям и была недовольна умеренностью проведенных реформ. Правительство Перикла пыталось ослабить рост оппозиционных настроений рядом мероприятий. Например, в Афинах затрачивались значительные средства на строительство общественных зданий. Одна из целей такого строительства — дать заработок необеспеченным афинским гражданам.

Расходы на общественные нужды покрывались не только за счет государства, но и путем привлечения частных средств. В Афинах издавна существовали литургии — особые повинности, налагавшиеся только на богатых людей, которые на свои средства должны были строить военные корабли, устраивать театральные зрелища и т. п. После победы над олигархами литургии в Афинах применялись довольно часто.

Наконец, в это время значительно шире, чем раньше, выводятся клерухии на земли союзников. Этим достигались сразу три цели. Наиболее важные в политическом и экономическом отношении пункты на территории Афинской архэ оказывались под постоянным контролем метрополии. Неимущие афинские граждане — в клерухии в основном выводились феты — обеспечивались участками земли. Выселение бедноты ослабляло радикальную оппозицию в экклесии.

В середине V века до н. э. Афины превратились в самый крупный и цветущий центр экономической, политической и культурной жизни Греции. Государственный строй Афин оказал сильнейшее воздействие на развитие политической жизни в ряде других греческих государств, в первую очередь городов, которые входили в состав возглавляемого Афинами морского союза или находились в сфере его влияния.

Отчетливо проявилось и новое направление афинской внешней политики, которое впервые наметилось еще при Фемистокле. В середине V века Афины заключили соглашения с Керкирой, Сегестой и Леонтинами в Сицилии, а также с Регием в Италии. Таким образом, перед афинскими торговыми кругами открылись пути на запад. В 443 году, стремясь укрепить свое влияние в Италии, афиняне вывели на ее южное побережье колонию Фурии. Этой колонии с самого начала был придан характер общеэллинского предприятия, что должно было повысить авторитет Афин в глазах всего греческого мира.

С целью обеспечения интересов Афин и расширения морского союза за счет включения в него причерноморских городов около 437 года Перикл предпринял понтийскую экспедицию — большой морской поход в Черное море. В результате в состав союза вступили некоторые города Западного Причерноморья.

Однако попытки Афин утвердиться в Западном Средиземноморье и усиление афинского влияния в Причерноморье обострили противоречия между Афинской архэ и городами Пелопоннесского союза. Это привело к крупнейшей в истории Древней Греции войне, которая получила название Пелопоннесской.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий