Государственный строй франков

Поскольку в государстве франков различия между общегосударственными вопросами и делами королевского дворца еще не проводилось, то главные управляющие королевским хозяйством — министериалы — стали приобретать значение высших должностных лиц государства и фактически возглавили государственное управление и суд. Наиболее важными министериалами были следующие:

» палатный мэр, или майордом, — главный управитель королевского дворца, а затем глава королевской администрации. Династия Каролингов обладатели этой должности упразднили ее после того, как сами заняли королевский трон;

» дворцовый граф, или пфальцграф, — сначала наблюдал за королевскими слугами, в дальнейшем стал выполнять судебные функции (руководил судебными поединками, исполнением приговоров), затем возглавил дворцовый суд;

» тезаурарий — государственный казначей, руководивший учетом материальных ценностей, поступавших в распоряжение короля;

» маршал — начальник конного войска;

» архикапеллан — духовный наставник короля, старший среди дворцового духовенства, участник королевского совета.

Система местного самоуправления свободных франков постепенно заменялась системой назначаемых должностных лиц — уполномоченных короля.

Главной территориальной единицей страны стал сельский округ (паги), включавший несколько сотен. В состав сотни входили общины (марки), первоначально представлявшие собой объединение дворов свободных крестьян по соседскому принципу и сохранявшие самоуправление: народные собрания сотен под председательством выборного сотника решали военные, административные и другие вопросы. Управление округом возглавлял граф, имевший в своем распоряжении военный отряд и командовавший ополчением паги. При правлении Меровингов выборных лиц заменяют назначаемые лица — центенарии на Севере и викарии на Юге. Они подчинялись графу и осуществляли его власть в пределах сотни.

На границах страны были созданы герцогства, состоявшие из нескольких округов. Управление ими вручалось герцогам, которые были командирами местного ополчения. На них была возложена оборона границ.

Высшую судебную власть осуществлял монарх совместно с представителями знати. Наиболее опасные правонарушения находились в компетенции королевского совета.

Основными судебными учреждениями страны были местные суды — «суды сотни». Они рассматривали подавляющую часть дел, так как поначалу члены сотни участвовали в управлении и судопроизводстве. Народное собрание сотни — мальберг — выбирало из своей среды судей -рахинбургов, как правило, состоятельных, пользующихся уважением людей. Суд проходил под руководством выборного председателя — тунгина. На судебном заседании присутствовали все свободные и полноправные жители сотни.

При Каролингах общие судебные собрания были заменены коллегиями присяжных, назначавшихся сверху: посланцы короля — миссии — получили право вместо рахинбургов назначать членов суда — скабинов. Обязанность свободных людей присутствовать на суде была отменена. Со временем судебная власть сосредоточивалась в руках феодалов. Сначала граф, центенарии или викарий лишь созывали мальберг и следили за правильностью судопроизводства. Постепенно уполномоченные короля становятся председателями судов вместо тунгинов. Из подчинения графам и маркграфам изымались только владения сеньоров, пользовавшихся иммунитетом. Вотчинники-иммунисты (сеньоры, а также высшие иерархи церкви) обладали полной властью в области суда над крестьянами, жившими на их землях.

В ходе феодализации изменилась структура войска. Общефранкские военные сборы народного ополчения свободных крестьян-франков были окончательно заменены ежегодными смотрами феодального рыцарского ополчения. Было также ограничено участие в ополчении рядовых, свободных людей.

Реформа Карла Мартелла привела к формированию большого, хорошо вооруженного конного рыцарского войска, состоявшего из держателей бенефиций, которые помогали и в борьбе с народными восстаниями.

германия государство франки

На огромной территории Римской империи было рассеяно множество варварских племен: готы, франки, бургунды, аламанны, англосаксы и пр. Римляне все чаще использовали германцев в качестве наемных солдат и поселяли их на своих границах. В V в. высшие звания римских магистратов стали носить вожди варварских племен, возглавлявшие союзные Риму армии, которые заключили соглашение о переходе под власть Рима.

Упадок императорской власти, все возрастающая непопулярность римского правления создавали благоприятные условия королям-союзникам Рима для расширения полномочий, для удовлетворения их политических претензий. Они часто со ссылкой на императорское поручение присваивали всю полноту власти, взимали налоги с местного населения и пр.

Салические франки, во главе со своим вождем Хлодвигом (481- 511 гг.), в результате победоносных войн в Галлии, иногда в противоборстве, иногда в союзе с Римом, создают обширное королевство, простиравшееся к 510 году от среднего течения Рейна до Пиренеев. Хлодвиг же, утвердившись как представитель римского императора, становится властителем земель, повелителем единого, уже не племенного, а территориального королевства. Он приобретает право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения и пр.

Формирование феодального общества и государства франков

Периодизация истории государства франков:

Государство франков миновало стадию рабовладения.

Завоевательные войны франков ускорили процесс создания Франкского государства. Глубинные же причины становления франкской государственности коренились в разложении франкской свободной общины, в ее классовом расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры.

Государство франков по своей форме было раннефеодальной монархией. Оно возникло в переходном от общинного к феодальному обществе, которое миновало в своем развитии стадию рабовладения. Это общество характеризуется^

  1. многоукладностью (сочетанием рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений),
  2. незавершенностью процесса создания основных классов феодального общества.

В силу этого раннефеодальное государство несет на себе значительный отпечаток старой общинной организации, учреждений племенной демократии.

Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства — с другой. На смену относительной централизации раннефеодального государства приходит феодальная раздробленность.

В V-VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

Социальные группы Франкского государства (по Салической правде):

  1. служилая знать;
  2. свободные франки (общинники);
  3. полусвободные литы;
  4. рабы.

Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассовом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда, правовой памятник франков, относящийся к V в., проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого распространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

Различия между социальными группами (за исключением рабов) были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало. Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату.

Наряду с рабами существовала особая категория лиц — полусвободные литы. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.

Право франков отражает начавшееся имущественное расслоение франкского общества. В Салической правде говорится о господской челяди или дворовых слугах-рабах (виноградарях, конюхах, свинопасах и даже золотых дел мастерах), обслуживающих господское хозяйство.

Вместе с тем Салическая правда свидетельствует о достаточной прочности общинных порядков, об общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши, о равных правах общинников-крестьян на общинный земельный надел.

Само понятие частной собственности на землю в Салической правде отсутствует. Она лишь фиксирует зарождение аллода, предусматривая право передачи надела по наследству по мужской линии.

Аллод

Аллод — отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение свободных франков — сложился в процессе разложения общинной собственности на землю. Он лежал в основе возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения феодалов, а с другой — земельного держания зависимых от них крестьян. Дальнейшее углубление социально-классовых различий у франков и было непосредственно связано с превращением аллода в первоначальную форму частной феодальной земельной собственности.

Процессы феодализации у франков получают мощный импульс в ходе завоевательных войн VI-VII вв., когда в руки франкских королей, служилой аристократии, королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии. Служилая знать, связанная в той или иной мере вассальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей, становится крупным собственником земель, скота, рабов, колонов. Она пополняется частью галло-римской аристократии, которая переходит на службу к франкским королям.

Столкновение общинных порядков франков и позднеримских частнособственнических порядков галло-римлян, сосуществование и взаимодействие столь различных по характеру общественных укладов и ускорило создание новых феодальных отношений. Уже в середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую (домен) и крестьянскую (держание). Расслоение «рядовых свободных» в период завоевания Галлии происходило и в силу превращения общинной верхушки в мелких вотчинников за счет присвоения общинной земли.

V-VI вв. в Западной Европе были отмечены началом мощного идеологического наступления христианской церкви. Служители десятков вновь возникающих монастырей, храмов выступали с проповедями о человеческом братстве, о помощи бедным и страждущим, о других нравственных ценностях.

Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви не могла рано или поздно не проявиться в ее властных притязаниях. Однако церковь в это время не была еще политическим образованием, не имела единой организации, представляя собой некое духовное сообщество людей, руководимое епископами, из которых по традиции важнейшим считался епископ Рима, получивший впоследствии звание папы римского.

В деятельность церкви в качестве «христовых наместников» на земле все больше вторгались и короли, которые в целях укрепления своей крайне нестабильной власти назначали епископов из своих приближенных, созывали церковные соборы, председательствовали на них, выступая иногда и по проблемам богословия.

Это было время все более тесного переплетения светской и религиозной власти, когда епископы и другие религиозные деятели заседали в правительственных органах, а гражданская администрация на местах осуществлялась епархиальными управлениями.

Бурным ростом феодальных отношений характеризуются VII- IX вв. В это время во франкском обществе происходит аграрный переворот, приведший к повсеместному утверждению крупной феодальной земельной собственности, к утрате общинником земли и свободы, к росту частной власти феодальных магнатов.

К ослаблению власти франкских королей привело прежде всего истощение их земельных ресурсов. Только на основе новых пожалований, предоставления новых прав землевладельцам, установления новых сеньориально-вассальных связей могло произойти в это время усиление королевской власти и восстановление единства франкского государства. Такую политику и стали проводить Каролинги, фактически правившие страной еще до перехода к ним королевской короны в 751 году.

Государственный строй Франкского государства

В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления:

  1. перерождение органов племенной демократии франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы;
  2. развитие органов вотчинного управления;
  3. постепенное превращение государственной власти франкских монархов в «частную» власть государей-сеньоров с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на завершающем этапе развития франкского общества (VIII-IX вв.).

Завоевание Галлии послужило мощным импульсом создания нового государственного аппарата у франков, ибо оно потребовало организации управления завоеванных областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое исключительное положение единоличного правителя.

Власть франкских королей стала передаваться по наследству. В VI-VII вв. под прямым воздействием позднеримских порядков законодательные полномочия королей усиливаются, а в капитуляриях не без влияния церкви уже говорится о священном характере королевской власти, о неограниченности ее законодательных полномочий.

С принятием христианства Хлодвигом церковь становится мощным фактором укрепления королевской власти. Именно церковь дала в руки франкских королей такое оправдание захватническим войнам, как ссылка на «истинную веру», объединение в вере многих народов под эгидой единого короля как верховного, не только светского, но и духовного главы своих народов.

Социально-экономические, религиозно-идеологические, этнографические и др. изменения в галльском обществе оказали непосредственное влияние и на процессы складывания и развития специфических черт государственного аппарата франкской империи, поглотившей в VIII-IX в. большинство варварских государств Западной Европы. Уже в V в. у франков на место старой родовой общины окончательно приходит община территориальная (марка), а вместе с ней и территориальное деление на округа (паги), сотни.

Салическая правда говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует о значительной роли органов общинного управления. Общеплеменное народное собрание в это время было заменено смотром войска — сначала в марте («мартовские поля»), затем (при Каролингах) в мае («майские поля»). Но на местах продолжали существовать сотенные собрания («малюс»), выполняющие судебные функции под председательством туигинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права («выносящими приговор»), были представителями общины.

Роль общины в судебных делах была исключительно велика. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена, сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачивали вергельд.

Складывающийся государственный аппарат отличается еще крайней аморфностью, отсутствием четко разграниченных должностных полномочий, соподчиненности, организации делопроизводства. Нити государственного управления сосредоточиваются в руках королевских слуг и приближенных.

Формирование местных органов власти происходит в это время под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами как римские наместники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функциями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоминается. Понятия «граф» и «судья» становятся однозначными, их назначение входит в исключительную компетенцию королевской власти.

Вместе с тем вновь возникающие органы государственного аппарата франков, копируя некоторые позднеримские государственные порядки, имели иной характер и социальное назначение. Это были органы власти, выражавшие интересы прежде всего германской служилой знати и крупных галло-римских землевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так, например, широко использовались на государственной службе дружинники короля. Первоначально состоявшая из королевского военного отряда свободных франков дружина, а следовательно, и государственный аппарат пополнялись впоследствии не только романизированными галлами, которые отличались своим образованием, знанием местного права, но и рабами, вольноотпущенниками, составлявшими придворный королевский штат. Все они были заинтересованы в усилении королевской власти, в разрушении старого племенного сепаратизма, в укреплении новых порядков, суливших им обогащение и социальный престиж.

Во второй половине VII в. складывается новая система политического господства и управления, своего рода «демократия знати», которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося класса феодалов в управлении государством.

В это время большую власть присваивает созданный еще ранее Королевский совет, состоящий из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серьезного решения. Знати постепенно передаются ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаблением власти королей все больше независимости, административных и судебных функций приобретают графы, герцоги, епископы, аббаты, ставшие крупными землевладельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебные штрафы.

Сохранявшееся в той или иной степени повиновение местной знати королю начинает все больше определяться ее личными отношениями с королевским двором, вассальной зависимостью от короля как сеньора.

С середины VII в., в эпоху так называемых ленивых королей, знать уже непосредственно берет бразды правления в свои руки, отстраняя короля. Сначала это делается за счет все большего усиления роли и значения должности майордома, а затем путем прямого смещения короля. Ярким примером этому может служить сама смена королевской династии у франков. Еще в VII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомов Пипинидов. Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правил страной.

Аграрный переворот VIII в. способствовал дальнейшему развитию феодального государства, той административной системы, в которой главную роль начинают играть органы вотчинного управления. Новой перестройке аппарата управления способствовало широкое распространение в это время иммунитетных грамот, в силу которых территория, принадлежащая владельцу иммунитета, изымалась (частично или полностью) из ведения государственных властей в судебных, податных, административных делах. Вотчинник таким образом получал политическую власть над своими крестьянами. Иммунитетные грамоты, как правило, санкционировали уже сложившиеся отношения политической зависимости крестьян от своих сеньоров-вотчинников.

Реформа Карла Мартелла

Сущность ее заключалась в том, что земельные пожалования королей (по сути, майордомов) военно-служилым слоям становились не полной и независимой, а условной собственностью. Непосредственной причиной введения бенефициарной системы Карлом Мартеллом была необходимость создания конницы для борьбы с вторгшимися на территорию королевства в первой половине VII в. арабами.

Майордом, т.е. глава королевской администрации, Карл Мартелл (715-741 гг.) начал свою деятельность с усмирения внутренней смуты в стране, с конфискаций земель своих политических противников, с частичной секуляризации церковных земель. Он воспользовался при этом правом королей на замещение высших церковных должностей. За счет созданного таким образом земельного фонда стали раздаваться новой знати земельные пожалования в пожизненное условное держание — бенефиций (от лат. beneficium — благодеяние, милость) при несении той или иной службы (чаще всего конной военной). Землю получал тот, кто мог служить королю и приводить с собой войско. Отказ от службы или измена королю влекли за собой потерю пожалования. Бенефициарий получал землю с зависимыми людьми, которые несли в его пользу барщину или платили оброк. Использование такой же формы пожалований другими крупными землевладельцами привело к складыванию отношений сюзеренитета-вассалитета между крупными и мелкими феодалами.

Государство и право средних веков. Периоды его развития

Падение главного оплота рабства – Римской империи – сделало возможным выход на политическую арену Западной Европы многих этносов и народов. На смену рабовладельческому строю приходил феодальный.

Система феодальных отношений возникала в различных исторических условиях. В одних случаях она складывалась в недрах самого рабовладельческого общества при его разложении, как, например, в древнем Риме, в других – при разложении родового строя.

Экономическую основу феодального государства составляли собственность феодалов на землю и другие средства производства, частная собственность лично зависимых от феодала крестьян на мелкие сельскохозяйственные орудия, безвоздмездный труд крестьянина на феодала. Монополия феодалов на землю создавала экономическую зависимость крестьянина, ведущего свое хозяйство на их земле. Экономическая зависимость была основой и личной зависимости от феодалов.

История средневековья, прошедшая под флагом феодализма, насчитывает более тысячи лет. Формой правления в феодальных государствах (за редким исключением) была монархия, которая на протяжении тысячелетия развивалась. В основу периодизации феодализма и будет положена эволюция этой формы правления. Поэтому все государственно-правовые институты стран, рассматриваемых в данном учебнике, будут исследоваться через призму раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархии.

Образование Франкского государства и его особенности

Первые упоминания о франках в исторических памятниках появились в III в. Их предки назывались по разному: хамавы, сикамбры, батавы и др. Уже при Цезаре отдельные германские племена стремились переселиться в Галлию – богатую римскую провинцию, находившуюся в центре Западной Европы, по словам Тацита, «меняя свои болота и леса на весьма плодородную землю». Германские племена в произведениях римских историков назывались франками. Название «франк» (его переводят как «отважный», «вольный») было собирательным для целой группы нижнерейнских и среднерейнских германских племен. Позднее франки разделились на две большие ветви – приморские (салические) и прибрежные (рипуанские).

Римляне использовали германцев в качестве наемных солдат и поселяли их на своих границах с целью охраны рубежей. Начиная с 276 г. франки приходят в Римскую Галлию вначале как пленные, затем как союзники римлян. Франки находились на стадии ранне-классового общества. Соседская община-марка являлась основой их социальной жизни. Ее устойчивость держалась на праве коллективной земельной собственности и равноправии членов марки – свободных крестьян-воинов. Этот фактор сыграл важную роль в превосходстве франков над всеми остальными германскими племенами.

После падения Римской империи в V в. франки захватывают Северо-Восточную Галлию. Это была значительная часть территории Римской империи. Завоеванные владения попали под власть прежних франкских вождей. Среди них известен Меровей, от имени которого произошло название королевского рода Меровингов. Наиболее известный представитель рода Меровингов – король Хлодвиг (481–511 гг.), который являлся королем салических франков. В 486 г. он захватывает Суассонскую область (последнее римское владение в Галлии) с центром в Париже.

В 496 г. Хлодвиг вместе с тремя тысячами дружинников принимает христианство. Это имело очень серьезные политические последствия. Дело в том, что другие германские племена, которые тоже пытались поживиться остатками Римской империи, были арианами, отрицавшими догматы римской церкви. Теперь Хлодвиг получил поддержку церкви в борьбе с ними. К 510 г. Хлодвиг создает обширное королевство от среднего течения Рейна до Пиринеев. Интерес представляет тот факт, что на захваченной территории Хлодвиг провозглашает себя представителем римского императора, ибо номинальное сохранение политической связи с империей было одним из способов провозглашения особых прав, и становится правителем единого, уже не племенного, а территориального королевства.

На завоеванных землях франки селились в основном целыми общинами, забирая пустовавшие земли, а также участки бывшей римской казны и местного населения. Однако в главном отношение франков с галло-римским населением было миролюбивым. Это обеспечило в дальнейшем формирование совершенно новой социально-этнической общности кельтско-германского синтеза.

Франкское государство просуществовало свыше трех с половиной столетий. Имеются разные подходы к периодизации истории франкского государства. В. Г. Графский, например, в своем учебнике приводит хронологию Стефана Любека, в которой выделяются: шестой, седьмой и восьмой века.

О. А. Жидков, Н. А. Крашенинникова выделяют в истории франкского государства два периода: I – с конца V до VII в.; II – с VII по середину IX в. Рубеж, разделявший эти периоды, характеризовался не только сменой правивших династий. Он стал началом нового этапа глубокой экономической и социально-политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство.

В основу изложения материала данного учебника положена вторая периодизация.

На первом этапе, как уже отмечалось, шел процесс захвата земель и образования раннеклассового франкского государства.

В конце VI – начале VII в. оформились четыре части Франкского государства. В каждой из них выделились знатные фамилии, обладавшие всей полнотой власти – королевские майордомы. Власть королей оказалась в их руках. Этот период получил название «эпоха ленивых королей».

Второй этап истории Франкского государства – становление, расцвет и падение династии Каролингов.

Расцвет династии Каролингов приходится на правление Карла Великого (сына Пипина Короткого), который правил с 768 по 814 г.

В результате целого ряда войн (всего при Карле было совершено около 50 военных походов) ему удалось создать огромную, не имевшую себе равных в Западной Европе империю. Она включала в себя помимо франков множество других племен и народов.

В 800 г. папа Лев III короновал Карла императорской короной. Здесь уместно заметить, что Карл провозглашался не императором франков, а императором римлян. Это показывает, какое огромное влияние на людей IX в. все еще оказывала римская традиция.

Империя Карла Великого просуществовала 20 лет. После его смерти империю сначала поделили между собой его наследники, а затем она окончательно распалась на три части. Этот распад был оформлен договором, заключенным между внуками Карла Великого в 843 г.

Таким образом, Франкское государство было образовано непосредственно путем завоевания части Римской империи. Благодаря хорошей внутренней самоорганизации франкам удалось одержать верх над другими претендентами на «римское наследство». Здесь уместно подчеркнуть тот факт, что франки, находившиеся на более низкой, чем римляне, ступени развития, не стали закабалять и уничтожать галло-римское население. Более того, они стали перенимать более совершенные методы как хозяйствования, так и управления. Именно эта тенденция, направленная на сохранение римских порядков, и привела к укреплению франкского государства.

Особенностью франкского государства является тот факт, что оно не прошло в своем развитии все три стадии, присущие феодализму. Его зарождение, расцвет и распад произошли в период ранне-феодальной монархии. Однако его роль в формировании государств Западной Европы огромна. Распад франкского государства повлек за собой возникновение новых самостоятельных государств – Франции, Германии и др.

Общественный строй франков

Основой экономики Франкского государства являлись земледелие и домашнее животноводство. Это видно из анализа статей Салической правды – основного памятника права франков, принятого в правление Хлодвига (от 486 до 510 гг.). Его изучение дает возможность познакомиться со многими сторонами жизни и быта франков, ярко представить их хозяйственный и общественный строй, проследить постепенное изменение у них социальных отношений.

Салическая правда указывает на наличие пережитков родового строя у свободных франков. Родственные связи еще имели большое значение в их жизни. Однако уже наметились тенденции его разложения. Об этом свидетельствует титул 58 «О горсти земли». В нем видно наметившееся имущественное неравенство среди франков, стремление более зажиточных выйти из родового союза, чтобы не платить штрафы за своих бедных родственников. Титул 60 «О желающих отказаться от родства» одним своим названием подчеркивает такую возможность для франка.

Салическая правда свидетельствует о наличии у франков раннеклассового общества с сохранением еще общинных родовых связей. Однако в V–VI вв. уже наметился процесс формирования франкской служилой знати, значительно укрепившейся в ходе завоевательных походов Хлодвига. Здесь можно выделить несколько социальных групп: на севере страны проживали свободные франки-общинники, служилая знать, графы, лица, состоявшие на королевской службе, литы – полусвободное население, находившееся в личной или материальной зависимости от своего господина. По мере укрепления государства важным фактором, влиявшим на правовой статус личности, являлась принадлежность к королевской службе и складывавшемуся государственному аппарату. Это наиболее ярко выражалось в системе денежных штрафов за посягательство на жизнь, телесную неприкосновенность, имущественные и иные права лиц, имевших разный правовой статус в обществе.

В переходный период от родоплеменного строя к раннефеодальному служилая знать еще не прибегала к труду свободных франков – общинников. Каждый свободный общинник имел земельный участок и пользовался общинными угодьями, где он пас свой скот и делал заимки. К правам свободных членов общины относилось участие в сельских сходах, в сотенных или окружных судебных собраниях в качестве судебных заседателей, свидетелей и приносящих клятву соприсяжников, а также право ношения оружия и участия в народных собраниях. Существенной особенностью этой совокупности прав свободных общинников является то, что каждое из них в то же время являлось и их обязанностью, но не по отношению к государственной или вотчинной власти. Это обязанность – по отношению к самой общине, к входящим в нее кровнородственным союзам. Так, например, право ношения оружия предполагало в то же время обязанность каждого соплеменника выступать в качестве участника народного ополчения; неявка на окружное судебное собрание, как и отказ выполнять функции судебных заседателей, свидетелей и соприсяжников, очень строго карались нормами обычного права.

К полусвободным относились литы. Их правовое положение было весьма специфическим. Они обладали земельными наделами, самостоятельно вели свое хозяйство, принимали участие в военных походах, судебных собраниях, могли частично распоряжаться своим имуществом и заключать сделки с другими лицами.

Их жизнь охранялась вергельдом, который был в два раза ниже, чем вергельд, назначавшийся за жизнь свободного общинника.

Социальные различия наглядно проявлялись в правовом положении рабов. Это была самая угнетенная категория населения Франкского государства. С точки зрения обычного права раб рассматривался как вещь и приравнивался к животному. Их труд использовался в качестве подсобной рабочей силы в хозяйствах свободных франков и служилой знати. Однако в отличие от рабов Афин и Рима франкские рабы обладали движимым имуществом, что явствует из уплаты ими штрафов в размере шести солидов (стоимость двух здоровых коров). Это также говорит о том, что они обладали некоторой правоспособностью.

В южной части франкского государства проживало галло-римское население: римляне – королевские сотрапезники, римляне – земледельцы, римляне, платившие налоги. 41 глава Салической правды говорит об ответственности за лишение жизни этих категорий населения.

Государственный строй Франкского государства на первом этапе (V–VII вв.)

Становление государственного строя происходит путем перерождения органов племенной демократии франков в органы государственной власти. Огромные завоеванные территории потребовали особой организации управления и их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое положение единоличного правителя. Из простого военачальника он превратился в монарха, уничтожая всех, кто стоял на его пути. Важным моментом в укреплении позиций Франкского государства послужило принятие Хлодвигом христианства. Пошел процесс складывания раннефеодальной монархии. Глава государства – король в это время стал прежде всего военным предводителем, главными заботами которого являлись охрана общественного спокойствия и усмирение лиц, выходивших из повиновения. Государственный аппарат еще только создавался, не было четкого разграничения полномочий королевских чиновников. Управление государством сосредоточивалось в руках королевских слуг и приближенных. Зарождалась так называемая дворцово-вотчинная система управления. Среди приближенных короля выделялись: дворцовый граф, выполнявший судебные функции; референдарий – хранитель королевской печати, ведавший делопроизводством короля; камерарий – следивший за поступлениями в казну и сохранностью имущества дворца.

Формирование местных органов власти происходило под влиянием позднеримских порядков. Так, вся территория государства была поделена на округа, которые возглавлялись назначаемыми королем графами. Они осуществляли полицейские, военные и судебные функции. Графства делились на сотни.

В VIII в. управление государством усложнилось. В 800 г. франкское государство было провозглашено империей.

Королевская власть приобрела особый характер и свои полномочия. Власть и личность императора получили священное признание со стороны церкви. Титул императора сделал неоспоримыми законодательные и судебные права короля. Однако, как и ранее, государственный аппарат сосредоточивался при дворе.

Местная администрация была организована следующим образом. Королевство делилось на округа – паги. Во главе каждого из них стоял граф, назначавшийся королем обычно из числа крупных землевладельцев. Он осуществлял административные, судебные, военные и фискальные полномочия. Паги, в свою очередь, делились на сотни. Во главе каждой из них стоял сотник, представитель графа в низшем суде. В некоторых областях (обычно пограничных) короли назначали герцогов, полномочия которых простирались на несколько графств (от 2 до 12). Герцог осуществлял полномочия графа в тех частях порученной ему территории, где почему-либо не было в этот момент графа; его главными задачами являлись поддержание мира в стране и организация обороны.

Право Франкского государства

Важнейшими источниками права во франкской монархии являлись так называемые варварские правды – записи обычного права варварских (германских) племен. Такие записи обычного права в конце V – начале VI в. появились у многих племен, расселившихся на территории бывшей Римской империи. В конце V в. была составлена запись обычного права вестготов (Судебник короля Эрика), несколько позднее – запись обычного права бургундов, Бургундская правда. Алеманы имели свою Алеманскую Правду, бавары – Баварскую, саксы – Саксонскую и т.д. При этом господствовал «национальный», а не территориальный принцип действия права, так что в государстве франков помимо своего законодательства применялись и варварские правды. Другими источниками являлись также акты королей, которые именовались эдиктами, декретами, капитуляриями. Они начинают появляться еще при Хлодвиге, но их число значительно увеличивается при Каролингах. Особый интерес среди актов короля представляют капитулярии, которые восполняли пробелы варварских правд, их нормы распространялись на всю территорию страны и на всех ее жителей, не взирая на национальность.

Важнейшее значение в качестве источника права имела и Салическая правда, принятая во времена короля Хлодвига (от 486 до 510 г.). Она впитала в себя прежде всего обычаи, которые являлись продуктом общинного творчества, и основывалась на таких понятиях, как честь, клятва, коллективная ответственность и т.д. Она является очень интересным памятником права, показывающим процесс перехода франков от раннеклассового общества к феодальному, и несла на себе печать старых родоплеменных отношений. Здесь особый интерес представляет то, что личность еще не была отделена от коллектива, а правоспособность человека определялась принадлежностью к роду, общине. Вне этих коллективов человек не имел никаких прав. Изгнание из общины, семьи было одним из самых тяжелых наказаний.

Первоначальный текст этой правды до нас не дошел. Наиболее древние рукописи относят ко времени Пипина Короткого и Карла Великого (VIII в.). Этот первоначальный текст дополнялся при королях Хильдеберте I и Хлотаре I (VI в.).

Салическая правда была написана на латыни и распространяла свое действие в основном на севере страны. На юге действовал кодекс Аллариха, который Хлодвиг приказал применять по делам галло-римлян.

Гражданское право. В период правления династии Меровингов у франков еще сохранялась общинная собственность на землю. Титул LIX Салической правды определял, что земля (аллод) принадлежит всей родовой общине, в совместном пользовании которой находились леса, пустоши, выгоны, болота, дороги, неподеленные луга. Франки распоряжались этими угодьями на равных правах. В то же время Салическая правда указывает на то, что полем, садом или огородом франки пользовались раздельно. Они огораживали свои земельные участки изгородью, разрушение которой влекло наказание по Салической правде (титул XXXIV).

Частная собственность на землю возникала в результате дарений, покупок у римлян, захватов не занятой никем земли. Позднее эти земли получили название аллода. Наряду с ними существовали земли, переданные собственниками в пользование и владение за определенные услуги и плату натурой, так называемый прекарий. В смутное время, когда знать вела войны за обладание землей, многие владельцы аллодов сознательно передавали его могущественным магнатам под условием покровительства, т.е. защиты от нападений других магнатов.

После реформы Карла Мартелла появился новый вид земельной собственности – бенефиций – условное держание земли, сопряженное со службой и определенными повинностями. В дальнейшем этот вид собственности становится основным.

Обязательственное право. За исключением земли все другое имущество могло быть предметом купли-продажи, займа, мены, дарения. Переход права собственности от одного лица к другому производился путем традиции, т.е. неформальной передачи вещи, которая следовала за договорами. Признавалась также и приобретательная давность, у франков она была очень короткой – один год.

Особой защитой по Салической правде обеспечивались займовые обязательства, где в титулах 50 и 52 тщательно регламентируется порядок истребования долга.

Наследственное право. Женщины первоначально не могли наследовать землю. Это право они получили только в VII в. Наследования по завещанию не было. Однако у франков практиковалась так называемая аффатомия, являвшаяся особым способом передачи имущества после смерти хозяина. Титул 46 довольно подробно определял порядок такой передачи.

Семейное право. Салическая правда не указывает на порядок заключения брака. Однако анализ ст. 3 ХХV главы позволяет сделать вывод о том, что брак без согласия родителей не заключался. Браки свободных с рабами не одобрялись, в противном случае они теряли свободу. Семейное право франков характеризуется господством мужа над женой, отца над детьми. Однако следует отметить, что власть мужа и отца у них не была такой неограниченной, как в Древнем Риме. Его власть над сыновьями прекращалась с достижением ими совершеннолетия (12 лет). Относительно дочерей он сохранял свою власть до вступления их в брак. Специфическим являлось положение жены, которая находилась под опекой мужа. Развод для нее признавался недопустимым. Если же муж решил развестись с женой, которая не была уличена в прелюбодеянии, а также в совершении преступления, он должен был оставить ей и детям все имущество. При заключении брака жених выделял невесте определенное имущество – в размере ее приданого, обычно в него входило движимое имущество (скот, оружие, деньги). Позднее в качестве приданого передавалась и недвижимость. Поэтому в случае смерти мужа в руках вдов иногда оказывалось значительное имущество. Поэтому было установлено, что лицо, вступившее в брак с вдовой, должно было предварительно уплатить родным первого мужа сумму в размере трех солидов и одного динария. Эта плата вносилась ближайшему родственнику первого мужа. Если его не оказывалось, она поступала в королевскую казну.

Уголовное право. Большая часть статей Салической правды относится к уголовному праву, нормы которого выражены в казуистичной форме, т.е. налицо отсутствие обобщающих и абстрактных понятий – «вина», «преступление», «умысел», «неосторожность» и т.д. Из анализа этих статей можно сделать вывод, что преступлением по ней является действие, наносящее физический, материальный или моральный ущерб конкретному лицу. В силу этого Салическая правда больше внимания уделяет двум видам преступлений: против личности и против имущества. К первым из них относятся все действия, связанные с нанесением телесных повреждений, убийством, оскорблением и т.д. Ко второму – все посягательства на собственность. Третьему виду – против порядка управления – посвящено лишь несколько статей.

Субъект преступления. Из текста Салической правды следует, что субъектами права являлись все слои населения. Но это не означает, что все они несли одинаковую ответственность. Наказания для раба определялись более жестокие, например смертная казнь, которая не применялась в отношении свободных франков.

Даже при рассмотрении дел о краже учитывалась принадлежность субъекта к рабам или свободным (титул 40, § 1, 5). За преступление, совершенное рабом, хозяин отвечал только в том случае, если он отказывался выдать раба на пытку. Причем ответственность для хозяина устанавливалась такая же, как если бы преступление совершил свободный человек (титул 40, § 9).

В Салической правде есть указания и на групповой субъект. Так, например, в титуле «Об убийстве скопищем» ответственность устанавливалась в зависимости от степени активности его участников. Но вместе с тем Салическая правда еще признавала в некоторых случаях равную ответственность для всех совершивших преступление (титул ХIV, § 6). Все указанное выше подтверждает тезис о том, что в обществе еще не сложилась его классовая структура.

Объективная сторона. Салическая правда признавала наказуемым только действие, бездействие было ненаказуемо. Франки уже различали такие способы хищения имущества, как кража и грабеж. Более того, принимались во внимание не только сумма похищенного, но и каким способом совершено преступление (взлом, подбор ключа и т.д.) – титул XI, § 2, 5.

Субъективная сторона. Салическая правда предусматривала ответственность только за умышленные преступления. Других форм вины она еще не знала.

Объектом преступления являлись, как правило, только те общественные отношения, которые регулировали охрану жизни, здоровья и чести человека, а также его собственности. Но были отдельные статьи, которые регулировали некоторые аспекты общественных отношений в сфере порядка управления (титул 51, § 2).

Рассмотрение состава правонарушения по Салической правде позволяет сделать вывод, что право было, как само общество и государство, несовершенным, имея признаки как родового, так и государственного строя.

Наказание. Целями его по Салической правде являлись: общее и частное предупреждение, возмездие, однако основная цель – возмещение ущерба. Салическая правда, как уже отмечалось, предусматривала различные наказания для свободных и рабов. Так, если для свободных франков наказания были преимущественно имущественными, то для рабов помимо штрафов применялись телесные наказания и даже смертная казнь (правда, лишь в исключительных случаях за тяжкие преступления) – титул 40, § 5.

Штрафы по Салической правде были очень большими. Самый маленький из них равнялся трем солидам, а это – стоимость коровы, «здоровой, рогатой и зрячей».

Штраф за убийство назывался «вира», «вергельд» (стоимость жизни). Он зависел от личности убитого. Если это епископ, то платили 900 солидов, граф – 600 и т.д. Здесь интерес представляет тот факт, что за убийство женщин платили, как за убийство человека, находившегося на королевской службе, – 600 солидов. Вполне понятно, что такие высокие штрафы были не по плечу простым франкам. В связи с этим представляет интерес титул 58 «О горсти земли», который регламентирует порядок выплаты вергельда сородичами убийцы.

Суд и процесс. В период родового строя судебные функции принадлежали собранию рода. В эпоху Салической правды судебным органом стал суд сотни – малюс, периодически собиравшийся в определенные сроки и состоявший из семи выборных рахинбургов, которые решали дела под председательством выборного тунгина. Рахинбургами выбирали обычно зажиточных людей, однако на судебных собраниях обязаны были присутствовать свободные жители сотни. Рахинбурги были обязаны судить по закону, и истец вправе был напомнить им об этой обязанности. Если же они и после этого откажут в рассмотрении дела, то они присуждаются к уплате штрафа в три солида, а если будут судить не по закону – присуждаются к уплате 15 солидов (титул 57, ст. 1–2).

С возвышением власти короля и его агентов на местах судебные функции сотни стали осуществлять графы, герцоги. Короли также стали рассматривать судебные дела. В эпоху «ленивых королей» майордомы получили право судить от имени короля вместе с некоторыми должностными лицами двора. Карл Великий предпринял важную реформу суда: отменил обязанность свободных жителей являться на все судебные собрания и заменил выборных рахинбургов назначенными королем членами суда – скабинами.

Скабинов назначали посланцы короля из числа местных земле-владельцев. Они состояли на службе у короля и судили под председательством графа. При Карле Великом появились и церковные суды для духовных лиц, а также и для мирян со смешанным составом судей по некоторой категории дел.

Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Отыскание украденной вещи, вызов в суд ответчика, свидетелей было обязанностью самого потерпевшего. Салическая правда устанавливала суровую ответственность за неявку в суд ответчика (титул 56), а также свидетелей, показания которых необходимы истцу (титул 49). Кстати, за ложные показания Салическая правда предусматривала штраф в 15 солидов (титул 43).

Что касается розыска украденной вещи, то он регламентировался 37 титулом и назывался преследованием по следам. В ходе его проведения определялось одно важное обстоятельство: в течение какого времени была найдена украденная вещь. Если до истечения трех суток, то истец через третьи лица должен был доказать, что эта вещь его. А если после кражи прошло трое суток, то тогда тот, у кого ее нашли, должен доказать добросовестность ее приобретения. Титул 47 «О розыске» определял порядок доказывания своих прав на спорные вещи. Здесь интерес представляет срок для назначения судебного разбирательства – 40 дней для тех, кто живет по одну сторону реки Луары, и 80 суток – по другую сторону.

Суд рассматривал дело в присутствии свидетелей, показания которых являлись основными видами доказательств и давались под клятвой. Количество свидетелей по закону могло быть различным в зависимости от категории дел (от 3 до 12 человек). Когда не удавалось выяснить истину с помощью свидетелей, прибегали к ордалиям, которые осуществлялись путем погружения руки обвиняемого в котелок с кипящей водой. Испытуемый должен был опустить свою руку туда и держать до тех пор, пока произносилась определенная сакраментальная формула. Обожженную руку завязывали и через некоторое время вновь осматривали на суде. Если рана на руке заживала к тому времени, испытуемый признавался невиновным, если нет – его наказывали. Однако от этой процедуры можно было откупиться, но только при наличии согласия потерпевшего (титул 53).

Таким образом, Салическая правда и в процессе предусматривала некоторые преимущества для богатых.

Приговоры местного суда приводились в исполнение графами и их помощниками.

Государственный строй франкского государства сформировался путем трансформации органов племенной демократии в органы государственной власти, возглавляемые единоличным правителем — королем.

В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для начального этапа (V-VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы. Второе — определялось развитием органов вотчинного управления, третье — было связано с постепенным превращением государственной власти франкских монархов в «частную» власть государей-сеньоров с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на завершающем этапе развития франкского общества (VIII-IX вв.).

Завоевание Галлии послужило мощным импульсом создания нового государственного аппарата у франков, ибо оно потребовало организации управления завоеванных областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое исключительное положение единоличного правителя. Из простого военачальника он превращается в монарха, добиваясь этого положения всеми средствами: вероломством, хитростью, уничтожением сородичей, других племенных вождей. Одной из важнейших политических акций Хлодвига, укрепивших позиции франкского государства за счет поддержки галло-римского клира, было принятие христианства.

С принятием христианства Хлодвигом церковь становится мощным фактором укрепления королевской власти. Именно церковь дала в руки франкских королей такое оправдание захватническим войнам, как ссылка на «истинную веру», объединение в вере многих народов под эгидой единого короля как верховного, не только светского, но и духовного главы своих народов.

Постепенный переход галльской элиты в христианскую веру становится также важным историческим фактором объединения Галлии, развития особой региональной феодально-христианской, западноевропейской (романо-германской) цивилизации.

Социально-экономические, религиозно-идеологические, этнографические и др. изменения в галльском обществе оказали непосредственное влияние и на процессы складывания и развития специфических черт государственного аппарата франкской империи, поглотившей в VIII-IX в. большинство варварских государств Западной Европы. Уже в V в. у франков на место старой родовой общины окончательно приходит община территориальная (марка), а вместе с ней и территориальное деление на округа (паги), сотни. Салическая правда говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует о значительной роли органов общинного управления. Общеплеменного народного собрания в это время у франков уже не было. Оно было заменено смотром войска — сначала в марте («мартовские поля»), затем (при Каролингах) в мае («майские поля»). Но на местах продолжали существовать сотенные собрания («малюс»), выполняющие судебные функции под председательством туигинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права («выносящими приговор»), были представителями общины.

Роль общины в судебных делах была исключительно велика. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена, сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачивали вергельд.

Король выступал прежде всего как «охранитель мира», как исполнитель судебных решений общины. Его графы, сацебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции. Салическая правда предусматривала наказание для королевских должностных лиц, отказывающихся удовлетворить требование свободного человека и применить власть к правонарушителям. Вместе с тем, ограждая в определенной мере самостоятельность общины со стороны королевских должностных лиц, Салическая правда запрещала, например, чтобы на одно общинное собрание являлось больше трех сацебаронов.

Королевские предписания, согласно Салической правде, касаются незначительного круга государственных дел — призыва в войско, вызова в суд. Но Салическая правда свидетельствует и об усилении власти королей. Так, например, исполнение королевской службы оправдывает неявку обвиняемого в общинный суд. Более того, король прямо вторгается во внутриобщинные дела, в ее поземельные отношения, разрешает чужаку селиться на общинной земле.

Власть франкских королей стала передаваться по наследству. В VI-VII вв. под прямым воздействием позднеримских порядков законодательные полномочия королей усиливаются, а в капитуляриях не без влияния церкви уже говорится о священном характере королевской власти, о неограниченности ее законодательных полномочий. Показательно, что там же появляется понятие измены королю, относимой к тяжким преступлениям.

Однако король в это время — прежде всего военный предводитель, военачальник, главной заботой которого является «порядок» в королевстве, усмирение выходящей из повиновения местной знати. С ограниченностью королевских функций было связано и отсутствие эффективно действующих органов центральной администрации, казначейства, самостоятельных королевских судов, обладающих апелляционными функциями.

Складывающийся государственный аппарат отличается еще крайней аморфностью, отсутствием четко разграниченных должностных полномочий, соподчиненности, организации делопроизводства. Нити государственного управления сосредоточиваются в руках королевских слуг и приближенных. Среди них выделяются дворцовый граф, референдарий, камерарий. Дворцовый граф выполняет главным образом судебные функции, руководит судебными поединками, наблюдает за исполнением приговоров. Референдарий (докладчик), хранитель королевской печати, ведает королевскими документами, оформляет акты, предписания короля и пр. Камерарий следит за поступлениями в королевскую казну, за сохранностью имущества дворца.

В VI-VII вв. главным управителем королевского дворца, а затем и главой королевской администрации являлся палатный мэр, или майордом, власть которого всемерно усиливалась в условиях непрекращающихся походов короля, который управлял своими территориями «из седла».

Формирование местных органов власти происходит в это время под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами как римские наместники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функциями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоминается. Понятия «граф» и «судья» становятся однозначными, их назначение входит в исключительную компетенцию королевской власти.

Вместе с тем вновь возникающие органы государственного аппарата франков, копируя некоторые позднеримские государственные порядки, имели иной характер и социальное назначение. Это были органы власти, выражавшие интересы прежде всего германской служилой знати и крупных галло-римских землевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так, например, широко использовались на государственной службе дружинники короля. Первоначально состоявшая из королевского военного отряда свободных франков дружина, а следовательно, и государственный аппарат пополнялись впоследствии не только романизированными галлами, которые отличались своим образованием, знанием местного права, но и рабами, вольноотпущенниками, составлявшими придворный королевский штат. Все они были заинтересованы в усилении королевской власти, в разрушении старого племенного сепаратизма, в укреплении новых порядков, суливших им обогащение и социальный престиж.

Во второй половине VII в. складывается новая система политического господства и управления, своего рода «демократия знати», которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося класса феодалов в управлении государством.

Расширение участия феодализирующейся знати в управлении государством, «сеньоризация» государственных должностей привели к потере королевской властью той относительной самостоятельности, которой она пользовалась ранее. Это произошло не сразу, а именно в тот период, когда крупное землевладение приобрело уже значительные размеры. В это время большую власть присваивает созданный еще ранее Королевский совет, состоящий из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серьезного решения. Знати постепенно передаются ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаблением власти королей все больше независимости, административных и судебных функций приобретают графы, герцоги, епископы, аббаты, ставшие крупными землевладельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебные штрафы.

Еще в 614 году вышеупомянутым эдиктом (ст. 12) запрещалось назначение «должностного лица (judex — вероятно, герцога или графа), как и подчиненного ему человека», если они не были местными землевладельцами. В 673 году светская знать добилась подтверждения Хильпериком II этой статьи эдикта. Функции управления, таким образом, закреплялись за крупными местными феодалами.

В поздних правдах местным правителям — герцогам и графам — уделяется не меньше внимания, чем королю. Штраф по Аламаннской правде грозит любому за невыполнение требований герцога или графа, за «пренебрежение к их повестке с печатью» Специальный титул 2-й Баварской правды посвящен герцогам, «которых народ поставил или их избрал»; он свидетельствует о широте тех дел, «которые их касаются». Здесь предусмотрено наказание в виде значительного штрафа не только за невыполнение, но и за «небрежность» при выполнении их приказов (2, 13), в частности говорится о безнаказанности в случае выполнения приказа герцога об убийстве какого-либо лица (2, 6), вероятно, «поступившего против закона» (2, 2).

Более того, по Аламаннской правде должность герцога наследуется его сыном, которому, однако, грозит «изгнание и лишение наследства» за попытку «завладеть ею грабительски» (25, 1-2), правда, король мог «простить сына… и передать ему наследство» (34, 4). Со временем все важнейшие должности в государственном аппарате стали наследственными.

Сохранявшееся в той или иной степени повиновение местной знати королю начинает все больше определяться ее личными отношениями с королевским двором, вассальной зависимостью от короля как сеньора.

С середины VII в., в эпоху так называемых ленивых королей, знать уже непосредственно берет бразды правления в свои руки, отстраняя короля. Сначала это делается за счет все большего усиления роли и значения должности майордома, а затем путем прямого смещения короля. Ярким примером этому может служить сама смена королевской династии у франков. Еще в VII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомов Пипинидов. Один из них. Карл Мартелл, фактически уже правил страной. Благодаря проведенным реформам ему удалось на определенное время укрепить единство франкского государства, переживавшего длительный период политической дестабилизации, расчленения. Сын и преемник Карла Мартелла, не желая даже формально признавать короля, произвел государственный переворот, заточил последнего царствующего Меровинга в монастырь и занял его престол.

Аграрный переворот VIII в. способствовал дальнейшему развитию феодального государства, той административной системы, в которой главную роль начинают играть органы вотчинного управления. Новой перестройке аппарата управления способствовало широкое распространение в это время иммунитетных грамот, в силу которых территория, принадлежащая владельцу иммунитета, изымалась (частично или полностью) из ведения государственных властей в судебных, податных, административных делах. Вотчинник таким образом получал политическую власть над своими крестьянами. Иммунитетные грамоты, как правило, санкционировали уже сложившиеся отношения политической зависимости крестьян от своих сеньоров-вотчинников.

Добавить комментарий