Государственный строй Германии в средние века

Тема 9

Государство и право средневековой Германии

Вопросы:

1. Образование Германии.

2. Государственный строй.

3. Золотая булла 1356 г.

4. Период феодальной раздробленности.

5. Абсолютизм в Германии.

Образование Германии

Германия образовалась в результате распада империи Карла Великого в середине IX в. После смерти сына Карла Людовика Благочестивого по Верденскому договору 843 г. империя была поделена между тремя его сыновьями. Карлу Лысому достались земли к западу от Рейна, т.е. большая часть современной Франции; Лотарь получил Италию, Бургундию и земли между Рейном и Маасом (после назывался Лотарингией) + императорский титул; Людвиг Немецкий – земли к востоку от Рейна. Первоначально это было Восточно-Франкское королевство. Потом оно стало называться Тевтонским государством, позднее – Германией. Германия состояла из нескольких герцогств: Саксония и Тюрингия, Франкония, Швабия (Аллемания) и Бавария. Позднее была присоединена Лотарингия. В ходе дальнейшего внешнего военного продвижения были присоединены славянские земли на востоке и Северная Италия на юге, что привело к образованию империи под названием «Священная Римская империя германской нации» (Оттон I в 962 г. короновался императором; священная, потому что кроме императора во главе ее стоял папа римский). Изначально герцог мало чем отличался от племенного вождя, соответственно, организация управления носила примитивный характер. К концу X в. положение меняется: герцогства сплачиваются, у немцев появляется превосходная по тому времени армия. Императоры добиваются римской короны. В X-XII вв. происходит становление сеньоральной монархии. Затем она сочетается с элементами сословно-представительной монархии. В XIV-XV вв. главными центрами политической жизни становятся отдельные королевства и княжества, входящие в состав империи, где в XVI-XVIII вв. возникают политические режимы, которые можно отнести к абсолютной монархии (Пруссия, Австрия).

Германское общество разделялось на два основные сословия: рыцарство (военное сословие) и крестьянство (податное сословие). Образованию этих сословий способствовала реформа короля Генриха I Птицелова (X в.), основной целью которого было формирование конницы для борьбы с вторгнувшимися венграми. По этой реформе все, кто мог сражаться в конном строю, были зачислены в военное сословие, все остальные – в податное.

Рыцарство было неоднородно. К ним относились светские и церковные крупные землевладельцы, а также довольно многочисленное мелкое и среднее рыцарство. В XII в. в Германии восторжествовала ленная система – вассалитет. Самым крупным собственником земли был король. Но его домен постоянно изменялся: он раздавал землю вассалам – духовным и светским феодалам, но и присоединял захваченные в ходе военных действий земли и конфискованные земли у феодалов. Податное сословие распадалось на свободное и несвободное (крепостные или холопы землевладельцев). Горожане были или земельными собственниками или торговцами и ремесленниками. В строгом смысле их нельзя рассматривать как податное население, поскольку налогами облагались не отдельные граждане, а города.

Государственный строй

В XI-X вв. в Германии происходило усиление королевской власти. Это было вызвано внешней угрозой (в т.ч. венгры), а также стремлением захватить новые земли. При этом королям, а затем императорам пришлось вести борьбу с герцогами, не желавшими расставаться со своей самостоятельностью. Королевская власть пыталась опереться на поддержку церкви. Так, император Оттон I ввел так называемые «оттоновские привилегии», сущность которых состояла прежде всего в территориальном расширении церковного иммунитета (от лат. Immunitas – освобождение от повинностей), распространенного не только на церковные владения, но и на весь округ, где они были расположены. В то же время церковный иммунитет был расширен по своему содержанию: владелец иммунитета получил право не только низшей, но и высшей королевской юстиции в пределах своего округа. Таким образом, в пределах герцогских территорий были созданы самостоятельные церковные округа, непосредственно связанные с королевской властью: король получал налоги с церковных земель в свою казну. Судебные функции на церковной земле осуществлял королевский чиновник.

Затем Оттон I завоевал Италию и был коронован папой в 962 г. (папа нуждался в его поддержке в борьбе против местных феодалов).

Государственный аппарат напоминал франков и Англию: его составляли чиновники при императорском дворе: стольник, чашник, маршал, капеллан, дворецкий (майордом), канцлер – главное должностное лицо. В начале XI в. при короле образовался гофтаг – совет, совещательный орган.

Важную роль играло собрание феодалов. Они выступали как суверенный орган в период междуцарствий. Собрания определяли компетенцию короля, издавали законодательные акты, выступали в переговоры с папой. Монархия была избирательной, и выбор осуществлялся именно ими. В виду такой роли знати, королевская власть во многом носила номинальный характер. Постепенно на базе крупных вотчин возникали княжества, благодаря тому, что феодалы получали иммунитетные привилегии.

3. Золотая булла 1356 г.

После продолжительного соперничества власть императора была низведена до роли первого среди равных. В 1356 г. Карл IV выпускает постановление, известное под именем Золотой Буллы. (Золотая булла – это двусторонняя печать, выбитая в форме медали, которая привешивалась в средние века, начиная с IX в., к наиболее важным грамотам, особенно императорским. Затем и сами грамоты получили это название. Известны еще венгерская Золотая булла, и две буллы Карла IV – богемская и брабантская; главная – нюрнбергская – 1356 г.) Эта Золотая булла состояла из 30 глав. Он даровала 7 курфюрстам (майнцскому (архиепископ), трирскому (архиепископ), кёльнскому (архиепископ), богемскому (король), пфальцскому, саксонскому (герцог) и бранденбургскому (маркграф)) исключительное право избрания королей. Их владения признавались неделимыми, они обладали правом суда на свои территорию, и король не имел права принимать апелляцию на их судебные решения. Они предъявляли императору определенные условия, которым он был обязан следовать: они стали со временем называться «избирательными капитуляциями». Порядок избрания короля был таков: как только предшествующий король умирал, в Франфуркте на Майне собирался в течение 3 месяцев съезд курфюрстов; они давали присягу, что будут руководствоваться не личными расчетами, а заботами о государственном благе. Избранный император короновался в Ахене. Всякое вмешательство папы в процесс избрания отслонялось. Таким образом, Золотая булла – это обозначение прав курфюрстов, получившие часть императорских прерогатив, и устранение влияния Рима.

4. Период феодальной раздробленности

Важной особенностью политического развития Германии в Средние века является ее постепенный распад на отдельные княжества, сохранившиеся до XIX в. Этому процессу способствовали различные обстоятельства. Во-первых, королевская власть, преследуя свои интересы, поддерживала отдельные группы магнатов, наделяя их привилегиями, что ставило власть в зависимость от знати. Во-вторых, внешняя политика королей, направленная на военную экспансию новых территорий, требовала опять же помощи феодалов. Кроме того, в середины X в. серьезной внешней опасности для Германии, которая могла бы служить факторов внутреннего политического сплочения, не существовало. В-третьих, экономическое развитие Германии было неодинаковым в разных районах, связи между регионами отсутствовали и единого хозяйственного центра в стране не было. Таким образом, когда в других государствах происходила централизация, в Германии политический распад углублялся.

Общественный строй. В период феодальной раздробленности происходят некоторые изменения в общественном строе. Слой среднего дворянства практически исчезает. Между низшим дворянством – рыцарством и курфюрстами существует значительное различие.

Немецкие города делятся на три вида: имперские города (непосредственные вассалы короля), вольные города (не платившие налоги и пользовавшиеся полным самоуправлением) и княжеские города (статус которых определялся князем, в княжестве которого они находились). Население городов было неоднородно по социальному составу: верхние слои городского населения – патрициат – образовывали купечество и земельные собственники. На следующей ступени – ремесленники, низы – плебейские массы: подмастерья, поденщики.

В сельское хозяйство Германии проникли товарно-денежные отношения, что вызвало ослабление крепостной зависимости. Наиболее самостоятельные свободные крестьяне арендовали крупные земельные участки у феодалов, уплачивая за аренду денежную повинность. Часть земли в свою очередь они сдавали бедным крестьянам. Несвободные крестьяне по-прежнему делились на прикрепленных к земле и лично несвободных.

Государственный строй. Высшее управление Германии осуществлялось коллегией курфюрстов, выполнявших роль совета при короле. Периодически собирался рейхстаг, состоявший из трех курий: курфюрстов, князей и имперских городов. Мелкое дворянство и крестьянство представителей в нем не имело. Рейхстаг собирался императором два раза в год или реже. Дела обсуждались по куриям, а затем на совместном собрании. В компетенцию рейхстага входило: установление мира между княжествами, организация общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, международные отношения, обложение имперскими повинностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств, изменения в имперском праве и т.д. Решения рейхстага приводились в действия усилиями каждого княжества отдельно. В промежутках между сессиями рейхстага император мог издавать при помощи совета курфюрстов указы, но они становились законом только после утверждения их рейхстагом. Император не имел постоянного общеимперского войска, общеимперских средств, не существовало общеимперского суда. В истории Германии были попытки укрепить императорскую власть. В частности, при императоре Максимилиане I (1493-1519 гг.) на рейхстаге в Вормсе в 1495 г. были приняты три решения: 1) установлен вечный земский мир (запрет на частные войны); 2) введена подать на имперские нужды (т.н. имперский пфенниг) – на содержание администрации и армии; 3) учрежден имперский суд (рейхскамергерихт — Reichskamergericht). Но своей цели эти решения не достигли.

Местное управление. Первоначально власть князей в отдельных землях (княжествах) была ограничена деятельностью собраний местных чинов (ландтагов) – сословных представительств духовенства, дворянства и горожан, а в некоторых землях – и свободных крестьян. По сословиям в ландтагах было три палаты (иногда две: дворянство и духовенство – вместе). Уполномоченные получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных мандатов. Если в инструкциях отсутствовало указание, как решить тот или иной вопрос, они обращались к избирателям.

Компетенция ландтагов была различна в разные периоды. Ландтаг – это, прежде всего верховный суд княжества. Когда появились особые суды, ландтаг стал по отношению к ним высшей апелляционной инстанцией. Кроме того, ландтаги оказывали влияние на назначение чиновников в княжестве, в случае пресечения правящей династии – избирали нового государя, а также решали некоторые церковные, военные и полицейские дела. Наиболее важным правом ландтагов было право регулировать налоги. Князь не мог их увеличить без разрешения ландтага. Т.е. это сословно-представительные органы, ограничивавшие власть князей.

Что касается городов, то законодательная власть в них осуществлялась советом из комиссий по отдельным отраслям городского хозяйства. Исполнительная власть принадлежала магистрату во главе с бургомистром. Члены совета и бургомистры не получали жалования. Первоначально все городское управление было в руках патрициата. В XIV в. в ряде городов произошли т.н. «цеховые революции» – движение ремесленников против патрициев. Там, где они победили, они вошли в состав советов. Во второй половине XIV в. стали возникать союзы городов, направленные на борьбу с притеснениями князей и мелких рыцарей.

Судоустройство.Суд был феодальным, т.е. осуществлялся в рамках феодального землевладения. Первоначально землевладелец имел право судить только своих крепостных, в последствии его юрисдикция распространилась на все население его сеньории. Наряду с феодальными судами существовали церковные суды, юрисдикция которых распространялась на определенные категории людей (духовенство, население церковных земель), и определенные разряды дел: о браках, духовных завещаниях и т.д. Третий вид – городские суды: в одних городах городской суд осуществляли судья и заседатели, в других – городской совет.

В целом суд и его форма варьировались в каждом княжестве. Например, в Вестфалии были распространены особые судилища – фемы. В них наряду с открытыми заседаниями проводились закрытые. На них не присутствовал иногда и сам обвиняемый (как правило – расследования в отношении преступников, по разным причинам не привлеченным к уголовной ответственности) – приговор выносился в его отсутствие и приводился в исполнение одним из членов суда (чаще всего – смертная казнь).

В середине XI в. система раннефеодальной государственности в Германии достигла своего наивысшего расцвета. Второй король из новой (Франконской) династии Генрих III (1039—1056 гг.) осуществлял твердое руководство государственной и церковной организацией страны. Он самовластно распоряжался папским престолом, смещая и назначая верховных понтификов по своему усмотрению. Однако уже к концу его царствования проявились симптомы кризиса императорской власти, которые проявились в полной мере в период полувекового царствования Генриха IV (1056—1106 гг.) .

Причины этого кризиса коренились в глубоких социальных и политических сдвигах, происходивших в Германии. Племенные герцогства (Бавария, Саксония, Алеманния, Франкония и др.), как уже указывалось ранее, представляли собой политические образования, оформившиеся раньше, чем успело сложиться само Германское государство. С распадом империи Карла Великого герцоги, опираясь на свои земельные богатства и на авторитет среди местной знати, полностью восстановили суверенитет над своими территориями. Попытки королей Саксонской династии установить свой контроль над герцогствами имели лишь частичный успех. Со временем наиболее могущественные герцогства превращались в территориальные княжества, независимые от королевской власти. Король обладал лишь формальным верховным сюзеренитетом по отношению к главам названных территориальных образований, тогда как последние располагали полнотой законодательной, судебно-административной, фискальной и военной власти в пределах своих владений .

Для превращения крупного церковного и светского магната во владетельного князя требовалось два основных условия: во-первых, сконцентрировать судебно-административные и властные полномочия по отношению к местным жителям исключительно лишь в собственных руках, изъяв эти полномочия из рук более мелких вотчинников; во-вторых, присвоить оборот, способствовала нарастанию княжеского партикуляризма.

В своем сложившемся виде германские княжества представляли собой замкнутые политические комплексы, обладавшие обособленной территорией, население которых в поземельном и личном отношениях находилось в подданстве у князя. Концентрация политической власти внутри отдельных княжеств достигалась за счет перевода вассально-ленных отношений между князем и более мелкими феодалами в разряд публично-правовых отношений. Пользуясь бессилием императорской власти, территориальные князья избавились от всякого контроля сверху и фактически приобрели полный государственный суверенитет. Со времени «междуцарствия» императорская власть вообще перестала предпринимать попытки установления административного контроля над территориальными княжествами. Княжества все более внутренне сплачивались и консолидировались как самостоятельные государственные образования на основе местных экономических и политических связей .

Высшими органами территориального княжества являлись наследственный князь и земское собрание (ландтаг). Центром управления являлся княжеский двор. Существовала единая система управления сначала с помощью министериалов, а затем княжеских чиновников. Высшие сановники и советники составляли Княжеский совет (Hofrat), в котором возрастала роль профессиональных юристов, знатоков римского государственного права, обосновывавших неограниченный характер княжеской власти.

Важнейшим условием централизации управления в княжествах было наличие в руках князей необходимых финансовых средств. Эти средства складывались из двух основных источников: доходов с личных княжеских доменов и финансовых повинностей в виде налогов и сборов, взимаемых с местного населения. Прямой налог с имущества был введен в XIII в. Значительные доходы княжеской казне приносили пошлины и акцизы, поступления от различных регалий, судебные штрафы, конфискованные по суду или выморочные имущества. Князья располагали собственным фискальным аппаратом, который зачастую действовал более эффективно, чем императорский .

В пределах своих владений князья обладали неограниченной судебной властью. Высшая юрисдикция изымалась из ведения вотчинных судов; в компетенции последних оставались в основном лишь дела, связанные с имущественными спорами крестьян между собою. Основной формой процесса в княжеских судах являлось инквизиционное судопроизводство, оставлявшее простолюдина без всякой правовой защиты и потому вызывавшее недовольство и сопротивление со стороны подавляющей массы населения княжеств.

Важнейшей опорой княжеской власти являлось постоянное войско, основанное на принципах наемничества. В качестве профессиональных наемников выступали бывшие княжеские ленники. Второй составной частью вооруженных сил являлось ополчение, в которое на основе всеобщей воинской повинности призывалось крестьянское и городское население.

Централизация политической власти в княжествах сопровождалась установлением господства князей над местной церковной организацией. На основе соглашений (конкордатов), заключаемых с папским престолом, князья приобретали полномочия назначать на церковные должности своих ставленников, а также право верховной собственности на церковно-монастырские земли в пределах своих территориальных владений .

Возникновение земских собраний (ландтагов) засвидетельствовано уже в источниках первой половины XIII в. Ландтаги являлись периодически созываемыми представительствами дворянства, духовенства и городского населения. Однако окончательное оформление ландтагов как сословно-представительных учреждений пришлось на последующий период развития германской государственности.

Таким образом, хотелось бы отметить, что «близорукая» политика королей, стремившихся сокрушить одни группировки феодальных властителей за счет некоторых уступок другим, в конечном счете, оборачивалась своими пагубными последствиями: поощряемые королями магнаты, укрепив свои позиции, со временем предавали своих благодетелей и вливались в единый фронт противников сильной центральной власти.

К XIII в. территория Германии значительно увеличилась. На востоке возникали крупные самостоятельные княжества. Во всех областях хозяйства распространялись товарно-денежные отношения, росло цеховое ремесленное производство. Северогерманские города во главе с Любеком объединились в крупный торговый союз — Ганзу. С XIII в. территориальная раздробленность страны нарастает. Князья превращаются в фактически независимых государей. Наибольшим могуществом пользовались курфюрсты (князья-избиратели), светские и духовные аристократы, оказывавшие решающее влияние на выборы королей.

В XIII — XIV вв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений. Одновременно завершается оформление системы сословий и сословного представительства. Особенностями сословной структуры Германии были дробность и отсутствие единства в масштабе всей страны. Существовали:

  • имперские сословия (в империи) — имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов;
  • земские сословия (в княжествах) — дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов.

Духовенство разделилось на:

  • высшее — епископы, аббаты;
  • низшее — сельские и городские священники.

В германских городах имущественная дифференциация привела к образованию трех различных групп:

  • патрициата — городской верхушки, которая держала в своих руках все городские должности;
  • бюргерства, которое состояло из средней части населения городов, полноправных мастеров и находилось в бппозиции к патрициату;
  • городского плебса, также занимавшего оппозицию по отношению к патрициату; к нему относились подмастерья, поденщики, неимущие горожане.

Положение крестьянского населения в Германии XIV в. в целом несколько улучшилось, поскольку вместо прежней барщинной системы феодалами вводились новые формы организации хозяйства, предполагавшие ослабление и ликвидацию личной зависимости, но в различных районах страны оно было различным:

  • в Саксонии распространилась практика отпуска крестьян на волю без земли и предоставления им наделов в аренду;
  • на юге и юго-западе Германии крестьяне владели небольшими наделами земли, барщина здесь была заменена денежной рентой;
  • на колонизированных восточных землях крестьяне находились в наиболее благоприятных условиях — они получили земельные наделы, экономическую самостоятельность и личную свободу, выплачивали феодалам умеренные фиксированные платежи.

Имущественные отношения по земскому и ленному праву.

«Саксонское зерцало» упоминает многочисленные сделки — купли-продажи, ссуды, личного найма, хранения и т.д., но в целом договорные обязательства при отсутствии развитого обмена были разработаны довольно слабо. Сделки с передачей имущества обычно заключались в суде, чтобы суд удостоверил сам факт их совершения. Более подробно регламентировались обязательства из причинения вреда, призванные охранять в основном земельную собственность от потрав, порчи посевов, нарушений межи и т.п. За причинение вреда предписывалось возмещение ущерба и уплата штрафа судье.

Развитие товарно-денежных отношений вело и к постепенному становлению новых гражданско-правовых норм, институтов, использованию норм рецепированного римского права. Появляется новая форма передачи земельных участков в собственность «с обременением». В результате такой продажи земельного участка покупатель и возможные последующие приобретатели обязаны были выплачивать первоначальному собственнику часть доходов с уча-стка. Сделка купли-продажи движимых вещей начинает предусматривать защиту прав добросовестного приобретателя. При этом, по сравнению с римским правом, права собственника вещи были более ограниченны. Собственник, доверивший свою вещь человеку, продавшему ее третьему лицу, лишался права на иск к покупателю. Он мог истребовать только украденную у него вещь. Этот принцип германского права выражался формулой «рука должна предостерегать руку».

Добавить комментарий