Государственный строй России при абсолютной монархии

Государственный строй периода абсолютной монархии в России

Власть монарха. Образование абсолютизма справедливо связывают с единоличным правлением Петра / (1689—1725). Укрепление единовластия сопровождалось многообразными коренными реформами всех основных сторон жизни общества на фоне ведения Северной войны (1700—1721). Такой преобразовательный курс большинством исследователей прошлого и современности оценивается как исторически прогрессивный. Именно в условиях радикальных преобразований царская власть распространилась на все основные сферы жизни: законодательную, исполнительную, судебную и военную, а также внешнеполитическую и религиозную. Власть монарха (с 1721 г. императора) получила всестороннее юридическое закрепление в «Воинских Артикулах», а в Духовном регламенте давалось религиозное обоснование самодержавия, действующего, как говорили идеолога того времени, в интересах «общего блага».

В 1722 г. был издан Устав о престолонаследии, но которому монарх мог по своей воле определять своего преемника что еще более усилило полномочия царя. Однако Петр, как известно, не успел воспользоваться таким своим правом и не назначил себе преемника до своей преждевременной кончины в январе 1725 г.

Государственный аппарат. Серьезные преобразования коснулись всего государственного аппарата, который перестраивался в интересах новой политики и правящего сословия. Земские соборы после 1653 г. перестали собираться в широком составе и заменились совещаниями, а в 80-е годы прекратили свое существование. На смену сословно представительным учреждениям приходят новые органы, создающиеся на основе бюрократического централизма.

XVIII век — век обюрокрачивания дворянства и одворянивания бюрократии. Реформы государственного аппарата при Петре первом делятся на три этапа.

Первый этап (1699—1710) — частичные преобразования в высших органах, в органах самоуправления и военные реформы;

Второй этап (1710—1719) — ликвидация старых центральных органов, создание новой столицы — Санкт-Петербург (1713), образование Правительствующего Сената, первая областная реформа. С 1715 г. вводилось новое деление территорий страны: губернии стали делиться на провинции, а провинции на доли, т.е. уезды, затем переименованные в дистрикты. Всего было создано 50 провинций. Во главе дистрикта ставился комендант, т.е. пред ставите ль государства.

Третий этап (1719—1725) — образование новых органов отраслевого управления (коллегий); вторая областная реформа, закрепившая деление губерний на провинции и уезды, реформа церковного управления и создание Синода (1721 г.). Проводится финансово-налоговая реформа, создается правовая основа для всех учреждений: принимаются регламенты и Генеральный регламент 1720 г.;

вводится новый порядок прохождения службы, регулируемый Табелью о рангах 1722 г. В это же время, после окончания Северной войны в 1721 г., Россия становится империей, а Петр получает титул императора и отца Отечества.

Боярская дума постепенно угасала и в начале в. собиралась уже в довольно узком составе — из 30—40 человек. С 1704 г. к ее заседаниям присоединялись начальники приказов. В 1708 г. Боярская дума была ликвидирована, вместо нее появился узкий малочисленный орган, названный Консилией министров, а затем и иной по сословному составу орган, названный в 1711 г. Правительствующим Сенатом. Это был бюрократический высший орган государственной власти. Члены сената (сначала девять), назначались царем из числа его непосредственного окружения, независимо от знатности и присягали ему на верность. В первом составе Сената только трое его членов принадлежали к старинной титулованной знати — князья М.В. Долгорукий, Г.И. Волконский, П.А. Голицын, лишь трое в прошлом были членами Боярской думы — И.А. Мусин-Пушкин, Т.Н. Стрешнев, Г.А. Племянников.

Созданный вначале для управления страной в период отсутствия царя Сенат затем стал постоянным органом, который в отсутствие царя мог при необходимости издать законы. По в 1722 г. по решению царя это право у него отняли, однако оставили право законодательной инициативы и обширные надзорные функции в отношении госаппарата и высших должностных лиц. Законопроекты разрабатывались и после утверждения царем публиковались Сенатом. Он был также высшей апелляционной инстанцией, а по наиболее важным делам и судом первой инстанции. Осуществлял он и контрольно-ревизионные функции (сенатские ревизии). Сенату были переданы функции упраздненного Разрядного приказа. При Сенате была учреждена канцелярия во главе с обер-секретарем, в составе которой был образован разрядный стол, ведавший государственной службой. Связь с губерниями Сенат осуществлял через особых губернских комиссаров (по двое от каждой губернии), состоявших при губернском столе сенатской канцелярии.

Сенаторы назначались на должность, приносили присягу на верность государю и государству и получали за службу жалование.

По указу Петра I в заседаниях Сената не должно было быть болтовни, говорить надлежало только о деле. Суровые меры принимались для пресечения злоупотреблений. За нерадение к службе и государственным интересам Петр I сурово взыскивал с Сената.

Таким образом, в XVIII в. появляется новая знать, получающая за службу жалование. Государственный аппарат по положению правительственных учреждений и обслуживающего персонала делится на два уровня: высший (правящий) и низший (исполнительский). Структуру госаппарата Петр уподоблял часовому механизму (по совету известного ученого Лейбница). Появляется и новая военная бюрократия в лице офицерского корпуса.

В рассматриваемый период устаревает приказная система управления и идет поиск новых организационных форм. Появляется новый вид органов центрального государственного управления — коллегии. Практическое образование коллегий заняло время с 1712 по 1718 г.

В 1715 г. в список входило шесть коллегий, в 1719 г. — девять, затем 11. 12-й коллегией стал священный Синод в 1721 г. Штат адмиралтейской коллегии включал 17 человек. Коллегиальное управление характеризуется следующими признаками:

  1. подчинение госаппарата по вертикали;
  2. возвышение роли документов и письменных бумаг;
  3. определение обязанностей канцелярских служащих, среди которых главное должностное лицо — секретарь.

Коллегии заменяли ранее действовавшие приказы, не имевшие четкой компетенции. Это был крупный шаг вперед, так как создавалась стройная для того времени система отраслевого управления.

Главными были три коллегии: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел, их президенты входили в состав Сената.

Следующие три коллегии руководили промышленностью и торговлей: Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия и Коммерц-коллегия. Другие коллегии (Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия и Ревизион-коллегия) вели сбор финансов, контроль за их расходованием. Имелись также Духовная коллегия (затем Синод), Вотчинная коллегия, Юстиц-коллегия. Структура коллегии строилась единообразно: президент, вице-президент, четыре советника и четыре асессора. Решения принимались письменно. Дела решались голосованием, при равенстве принималось решение, за которое голосовал президент. Коллегии сочетали административные и судебные функции. Коллегиальность часто была фиктивной, неправосудие имело место в больших масштабах.

Большую роль в новых условиях играл Кабинет, или Ближняя канцелярия. — орган, учрежденный в 1699 г. при Боярской думе, имевшая функции финансового контроля. Он просуществовал до создания Ревизион-коллегии.

В 1704 г. был образован Кабинет (или личная Канцелярия царя), просуществовавший до 1727 г. Компетенция его развивалась по линии управления и законодательства, что отражало усиление соответствующих властных полномочий царя. В нем сосредоточивались военные и иные донесения, отчеты, проекты законодательных актов, иностранные источники и другие важные документы. Уставы и указы Петра I, исходившие из Кабинета, сразу принимали силу закона. Через него царь поддерживал связь с Сенатом, Синодом, коллегиями и губернаторами.

Создалась и система контроля — как за центральными учреждениями (Сенатом и коллегиями), так и за местными. Сначала деятельность Сената контролировалась дежурными штаб офицерами гвардии, имевшими широкие полномочия и следившими за исполнением данной Сенату инструкции, проведением в жизнь указов. Позднее, в 1722 г., появилась специальная должность — генерал-прокурор Сената («око» государя). В его ведении была канцелярия, через которую шли важные документы. Он мог опротестовать и приостановить решения Сената с последующим докладом царю, штрафовать и арестовывать непокорных сенаторов, проводить проверку исполнения.

Прокуроры вводились во все коллегии (обер-прокуроры) и местные органы (губернские прокуроры). Имел место и негласный контроль, который вели фискалы, «тайно проведывавшие» о всяких нарушениях указов государя и возбуждавшие через прокуратуру дела о преследовании государственных преступников. Институт фискалов был введен одновременно с образовавшем Правительствующего Сената.

Местное самоуправление и города. В первой четверти XVIII в. местное самоуправление неоднократно перестраивалось, как в ходе областных реформ, так и после них.

В 1702 г. губные учреждения заменились воеводами, и при них были выборные советы дворян.

В 1708 г. страна разделилась на восемь губерний. Затем их число увеличилось до 11, а в конце правления Петра I до 14. Губернаторы ведали военными делами, податями и полицейскими функциями. Назначались они царем и подчинялись Сенату. При губернаторах состояли выборные ландратские коллегии, члены которых утверждались Сенатом. Губернатор все дела вносил на их рассмотрение. Большинство членов ландрата занимались на местах управлением.

В 1727 г. местное управление сосредоточилось в руках губернаторов, воевод и их канцелярий.

Развивались и города. Уже в 1699 г. Петром 1 города изымались из ведения приказов и воевод и в них создавались земские избы, а в столице была образована Бурмистерская палата (ратуша). Это были выборные органы самоуправления. Земские избы ведали сбором податей и судом, избирались они как горожанами, так и государственными крестьянами, подлежавшими ведению изб, но позднее они попали под опеку губернаторов.

В 1721 г. по реформе городского управления были созданы магистраты, а в Петербурге Главный магистрат, который руководил местными магистратами. Обер-президент и президент (для Петербурга) Главного магистрата назначались правительством. Магистраты занимались вопросами городского самоуправления и делами зарождавшейся буржуазии.

Президент, бургомистры и ратманы избирались на городской сходке из «умных» богатых людей. Избрание их должно быть утверждено Главным магистратом.

В малых городах действовал бургомистр и несколько ратманов. Магистраты судили «купецких и ремесленных людей» по всем преступлениям, кроме «великих государственных дел». Приговоры к смертной казни утверждались главным магистратом. В их ведении находилась местная полиция. Магистраты могли составлять полицейские регламенты, которые утверждались царем или Сенатом, а также занимались вопросами управления, сбора налогов, податей. Жалобы на их неправомерные действия разбирал Главный магистрат.

После разделения граждан на регулярных и нерегулярных, первые получили гильдейское самоуправление по внутренним делам гильдий, а вторые объединились в цехи, во главе которых стоял выборный алдерман (старшина).

После смерти Петра I Главный магистрат был упразднен, а городские (городовые) магистраты были подчинены губернаторам и воеводам.

Вооруженные силы. Атрибутом абсолютной монархии является регулярная армия. Посредством войска самодержавие осуществляло как внешние, так и внутренние функции, связанные с защитой территорий (включая завоеванные) и удержанием в повиновении народных масс. Изменения в госаппарате не могли не повлечь изменений в организации вооруженных сил. XVII век предъявил к армии требования быть в постоянной готовности к осуществлению обеих функций, что потребовало создания регулярной армии. Стрельцы, городовые казаки и дворянское ополчение показали свою недостаточную боеспособность, так как они отвлекались от службы, занимаясь ведением хозяйства.

Следует отметить, что первые солдатские, драгунские и рейтарские полки были созданы уже в правление Михаила Федоровича, но это не были регулярные части, поскольку они образовываюсь лишь для нужд войны, т.е. на время. Однако эта форма воинских частей была прогрессивной, и к 1680 г. в России был уже 41 солдатский полк (61288 человек), 26 рейтарских и копийских (30472 человек), причем русские офицеры к тому времени уже вытесняют иностранцев; появились и первые русские генералы: Шепелев, Косогов, Змиев.

Войска руководствовались «Уставом ратных и пушечных дел» и книгой «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», изданной в 1647 г. Именно 1647 г. Петр I считал началом регулярного войска и воинского устава.

В царствовать Алексея Михайловича (отца Петра I) была попытка создания регулярного флота. На Демидовских верфях был построен для Каспийского моря корабль «Орел» и другие суда.

Однако в общегосударственном масштабе, как известно, армия и флот стали регулярными лишь при Петре I, что было обусловлено потребностями ведения Северной войны. Обнаружив непригодность дворянского ополчения, Петр I провел военную реформу, вводя с 1699 г. воинскую повинность в форме рекрутских наборов. Согласно этой реформе, население города и деревни (20 дворов каждые пять лет, затем 100 дворов ежегодно) поставляли в армию по одному рекруту, срок службы которых был 25 лет. Таким образом создавалась регулярная национальная армия, состоявшая из крестьян и горожан, делившаяся на определенные воинские части (полки и т.д.).

Государственный строй — система политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений в государстве, которая устанавливается основными законами (Конституцией, основополагающими законами, декларациями о независимости и т. д.), а также структура государства, обусловленная социально-экономическим развитием общества и соотношением политических сил в стране. Понятие «государственный строй» является более широким, чем «конституционный строй», который представляет собой систему отношений и ценностей, устанавливаемых и охраняемых конституцией.

По мнению ряда авторов, понятие «государственный строй» является тождественным строю конституционному.

Форма устройства являет собой территориальную организацию, структуру страны при соответствующем распределении полномочий среди региональных и центральных уровней власти.

Сложными следует назвать государства, объединенные отдельными образованиями, имевшими все признаки государственности, в том числе, и суверенитет. При этом часть своих суверенных прав элементы структуры страны передали центральным высшим органам добровольно.

Основные виды государственного строя:

1. Унитарная структура страны. Государственный строй этого типа характерен для Португалии, Дании. В этих странах разделение территории осуществляется только на секторы, не наделенные суверенитетом. В таком государстве существует только одна Конституция, денежная система, структура органов власти и законодательства. Унитарные страны могут иметь в своей структуре автономные образования, отдельные элементы федерализма (в некоторых случаях такая форма называется «регионалистской»). В качестве примера, характеризующего последнее определение, можно привести Италию. В этой стране существует двадцать областей, разделенных на провинции (в областях функционируют советы, выполняющие распорядительные, законодательные и прочие задачи).

2. Федеративный государственный строй характеризует страну, как союз, в котором его субъекты (составные элементы) и образования имеют признаки государства. К этим признакам относят конституцию, структуру госвласти и прочее. Вместе с этим органы власти в субъектах и образованиях, а также силовые структуры страны (полиция, вооруженные силы) подчиняются общефедеральным органам.


Федерация может быть территориальной – в этом случае большая страна разделена по территориям. Такой государственный строй имеют США.

3. Империя представляет собой достаточно большое и сложное государство, объединяющее прочие народы или страны в результате колонизации, завоевания и прочего. Такая структура основывается на принуждении и насилии. Империя распадается при их исчезновении (так произошло с Римской, Российской империями).

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

Для характеристики территориальной организации федеративного государства чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти единого государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:

  • Простая форма (унитарное государство);
  • Сложная форма (федерация, конфедерация).

Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права они рассматриваются и изучаются в рамках данного института.

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).

Пётр I ввёл новую систему местных государственных органов в России:

1) В 1708 году страна была разбита на 8 губерний, во главе каждой губернии назначался губернатор. Губернатор, как правило, был военным лицом. Губернатор предлагал кандидатуры членов губернских правлений, которые утверждались Сенатом. Число губерний тоже постоянно росло.

2) В 1719-1720 годах Пётр разделил губернии на провинции. Во главе провинции стоял провинциальный воевода и его канцелярия.

3) Провинции делились на уезды, во главе с уездными воеводами и уездными канцеляриями.

4) Пётр два раза пытался ввести элементы городского самоуправления. Первая попытка в 1699 году, он создал в городах Ратуши, но Северная война не позволила им развиться. В 20 годы 18 века в городах были созданы магистраты, отвечавшие за развитие торговли и промышленности в городах, члены магистратов избирались городским населением, но жалования не получали. Естественно, членами магистратов были самые богатые горожане. К 1775 году страна насчитывала 23 губернии, 66 провинций, 180 уездов. Но война под руководство Емельяна Пугачёва (1773-1775) показала неспособность местных властей решать задачи. Как результат, 7 ноября 1775 года Екатерина Вторая издала «Учреждение для управления губернией».

Учреждения для управления губерниями:

1) Теперь страна была разбита на 50 губерний. Деление на провинции упразднялось, каждая губерния делилась на 10-12 уездов. Критерием деления было количество населения (Душ. В то время понималась только мужская душа). В губернии должно было проживать 200-300 тысяч душ, в уезде – 10-12 тысяч душ.

2) Во всех губерниях вводился одинаковый штат чиновников, разбив их на 5 сфер:

· Правительственная сфера (Губернаторы, губернские правления).

· Финансовая сфера (В губерниях создавались казённые палаты, во главе с губернскими казначеями).

· Судебная сфера (На уровне губерний судебные органы делились на: Высшие, т.е. в каждой губернии была палата гражданского суда, палата уголовного суда, совестный суд. Совестные суды рассматривали дела сирот, вдов, арестованных, которым в течении 5 дней не было предъявлено обвинение. Низшие суды – верхняя и нижняя расправа, земский суд и т.д.)

· Органы, занимающиеся вопросами общественного благоустройства: Приказы общественного призрения, занимались устройством и надзором за багадельнями (Дом престарелых), домами умалишённых, смирительными домами, в которые помещались женщины лёгкого поведения, карточные игроки, дети, непослушные родителей. Так же – врачебные управы. Была одна на губернию, в ней служило 3 человека: инспектор, штат-физик (Составлял топографическое описание губерний), акушер (Кто принимает роды).

Эта система, созданная Екатериной Второй, просуществовала до середины 19 века.

· Органы надзора. В каждой губернии была должность губернского прокурора, так же при нём – губернская прокуратура.

Со второй половины 18 века и, особенно, в первой половине 19 века, к России стали присоединяться новые национальные районы, в которых вводилось особое управление:

Закавказье. Грузия была присоединена к России по георгиевскому трактату 1783 года, но фактическое присоединение произошло в 1801 году. В Грузии было создано «Грузинское правительство», где не было ни одного грузина, русские чиновники, которое опиралось на русскую армию, которая постоянно находилась в Грузии. В 1826-1828 годах состоялась русско-персидская война, в результате которой были присоединены Армения и Азербайджан. В то время не было деления по национальности. В этот период территория закавказского края была разделена на две части: Тифлиская губерния и Каспийская область (Центр – Шемах).

В 1808-1809 годах состоялась последняя русско-шведская война. Россия отвоевала и присоединила Финляндию. Фрейлина при императорском дворе Димидова-Карамзина уговорила Александра Первого дать Великому княжеству финляндскому автономию. В Финляндии введена должность генерал-губернатора.

После разгрома Наполеона в 1815 году к России была присоединена центральная часть Польши с Варшавой. Польша получила конституцию, согласно которой:

1) Российский император отдельно венчался на польский трон. В то время, когда российского императора не было на территории Польши, его функции выполнял наместник царства польского. Им стал брат Александра первого – Константин.

2) В Польше создавалось своё правительство – Госсовет. Так же создавался парламент, он был двухпалатный: верхняя палата Сенат, нижняя – посольская изба.

В. И. Ленин определял государственный строй России как «самодержавие… с боярской Думой и боярской аристократией». Советские историки рассматривают XVII век как время, в которое феодальная сословно-представительная монархия постепенно переходила к монархии абсолютной. Окончательно этот процесс завершился в результате реформ Петра I, когда сформировалась, по определению В. И. Ленина, чиновничье-Дворянская монархия XVIII века.

Социальной базой самодержавия были служилые феодалы — дворяне, которые в XVII в. уже занимали руководящее место в государстве. В результате бурного роста помещичьего землевладения, поощряемого правительством, дворянству принадлежала большая часть земли и крестьянских дворов. Опираясь на дворянство, цари из династии Романовых усиливали свою самодержавную власть. С одной стороны, они старались ликвидировать или хотя бы ослабить сословно-представительные учреждения (Боярская дума, Земский собор), которые ограничивали самодержавие, а с другой — укрепляли бюрократический государственный аппарат и постоянную армию. Крупные шаги по усилению самодержавия были сделаны царем Алексеем Михайловичем (1645 — 1676).

Боярская дума перестала быть чисто сословным органом бояр-вотчинников и княжеской аристократии. Она пополнялась за счет приближенных царя, не относившихся к родовитому боярству, «думных дворян» и «думных дьяков». В 70-х годах из 97 членов Боярской думы 27 были представителями дворянства и приказной бюрократии. В полном составе дума собиралась редко, только для торжественных церемоний или приема послов. А большинство вопросов управления решалось в «Ближней», или «Комнатной думе», куда входили доверенные лица Алексея Михайловича, даже не имевшие «думного чина». Часто Алексей Михайлович принимал важные решения единолично, после совета со своим ближайшим окружением. Роль Боярской думы в системе управления государством падала.

Постепенно прекратился созыв земских соборов. Последними земскими соборами, сыгравшими важную роль, был собор 1649 г., утвердивший Соборное уложение, и собор 1653 г., решавший вопрос о воссоединении Украины с Россией. Во второй половине XVII в. деятельность земских соборов замирает.

Укреплению самодержавия способствовала отмена в 1682 г. местничества, что ликвидировало монополию княжеско-боярской знати на замещение высших государственных и военных должностей. Разрядные книги, которыми регулировались местнические споры, были сожжены, а боярам было указано «у всяких дел и в городах быть без мест».

XVII век справедливо называли «веком приказов», их насчитывалось до 80. Приказная бюрократия — думные дьяки, дьяки и подьячие — превратились в много численное и влиятельное сословие. Разветвленная сеть Приказов контролировала все стороны жизни страны. Приказы были ведомственными и территориальными, государственными и дворцовыми, а над всей приказной системой при Алексее Михайловиче был поставлен особый Приказ тайных дел. По словам современника, «в тот приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают», через него царь «государство свое правит по своей воле». При царе Федоре Алексеевиче (1676 — 1682) приказная система была реорганизована. Приказов стало меньше, но функции их были разделены более четко. В местном управлении учреждались «разряды», т. е. большие военно-административные округа (Смоленский, Казанский), во главе которых стояли приближенные царя. Складывание централизованной бюрократической системы подготавливало переход к абсолютной монархии.

Значительные изменения были произведены в армии. На смену поместной дворянской коннице и стрельцам пришли полки «иноземного строя» — постоянное войско, которое набиралось из добровольцев или «даточных людей», проходило военное обучение под командованием офицеров-иностранцев, поступивших на службу к царю (отсюда название — полки «иноземного строя»). Для нового войска были составлены воинские уставы. В 1647 г. издан устав «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей». Во второй половине XVII в. «солдатские» и «рейтарские» (кавалерийские) полки составляли наиболее боеспособную и большую часть армии. В 80-х гг. в Дворянском ополчении и в стрелецких полках насчитывалось 51 тыс., а в солдатских и рейтарских полках — 60 тыс. человек. Русская постоянная армия приобретала черты, свойственные вооруженным силам абсолютной монархии.

Эволюция государственного строя России подготовила государственные, административные и военные ре формы Петра I. Отец будущего преобразователя, царь Алексей Михайлович, был дальновидным и деятельным правителем, лично принимал участие в управлении государством, сам читал челобитные и другие документы, составлял или редактировал важнейшие указы. Дореволюционные историки называли его «тишайшим государем», но это неверное представление. Алексей Михайлович избегал внешних эффектов, но принимал рискованные решения и жесткие меры в борьбе с политическими противниками. Он жестоко подавлял народные выступления, которых было много в годы его правления. При Алексее Михайловиче Россия провела несколько успешных войн, значительно расширивших территорию государства.

Становление политической системы в России совпадает по времени с рыночными преобразованиями экономики. Новая система стала формироваться в условиях, по существу, мгновенного разрушения советской политической системы. Время, прошедшее после распада СССР, оказалось явно недостаточным для утверждения новой демократической политической системы, что является целью политического строительства в России.
Пока еще нет достаточных оснований утверждать, что политическая система в России является в полной мере демократической. Она характеризуется целым набором черт, присущих переходному состоянию системы власти. Аналитики характеризуют современную политическую систему страны, как «авторитарную демократию» или «режимную систему», для которых характерны известная слабость государства и незрелость гражданского общества.

Отличительными особенностями российской политической системы являются:
— гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов;
— номинальность разделения властей — законодательной и исполнительной, центральной и региональной, занятых постоянным «перетягиванием каната»;
— неэффективность государства как основного социального института, непосредственно управляющего обществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни;
— сочетание форм авторитарно-олигархического правления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью;
— фактическая подконтрольность правительства президенту и его полная зависимость от политической конъюнктуры, а не результатов деятельности;
— множественность режимов (частичное соблюдение демократических процедур на федеральном уровне и авторитаризм в ряде регионов);
— бесконтрольная концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и новоявленных собственников, разбогатевших криминальными методами;
— использование нелегитимных, криминальных методов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности;
— малочисленность и организационная слабость партии, лишенных социальной базы и неспособных выполнять основную функцию — посредника между властью и обществом;
— широкие масштабы лоббистской деятельности, нерегулируемой законодательными актами и неподконтрольной обществу;
— неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит;
— отсутствие в обществе легитимных «правил игры», т. е. единой идейно-ценностной и нормативной систем, которые позволяли бы гражданам ориентировать свое поведение.

Сложившийся в обществе порядок легализован Конституцией 1993 г., которая зафиксировала результат силового разрешения конфликта между президентом и законодательной властью, незавершенность процесса формирования государства Одна из особенностей политической системы России состоит в том, что избираемые голосованием институты государства (президент и Дума), участвуя в формировании исполнительной власти, реально никакой ответственности за ее деятельность не несут. Правительство, назначенное президентом и только ему подотчетное, в любой момент может быть отправлено в отставку по соображениям политической целесообразности или вследствие «подковерной» борьбы. Согласно Конституции Российской Федерации, Государственная Дума зависит от решений Совета Федерации, формирующегося на основе регионального представительства. При этом законодательная власть Федерального собрания, в свою очередь, ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и, во-вторых, практикой издания исполнительной властью многочисленных подзаконных актов, способных сорвать выполнение любых законов. В рамках действующей политической системы партии практически не имеют возможности выполнять роль посредника между обществом и властью, что xapaктерно для демократических государств. Победа партии на выборах не дает ей возможности проводить курс, заявленный в программе, а статус Думы не позволяет эффективно контролировать исполнительную власть. Более того, политические партии, представленные в парламенте, превратились в элемент политического режима и не являются противовесом корпоративным группам правящей элиты. Они оказались неспособными выполнять функции защиты интересов избирателей, не стали пока преградой на пути коррупции и криминализации политической жизни. Словом, предстоит еще немало сделать для того, чтобы демократия получила адекватное выражение в функционировании политической системы.

Заключение.

Исследование политических систем позволяет составить реальное представление о реализации политической власти, степени свобод и правовом положении личности в конкретной стране в определенный исторический период времени. Политический режим никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая распространенных указаний на демократический характер государства), однако зачастую непосредственным образом отражается на их содержании, ведь он указывает на социальную природу власти: какие группы господствующего класса находятся у власти, на поддержку каких социальных слоев опирается эта власть. Вообще политический режим является функциональной характеристикой власти, сущностью государственного строя, он показывает, какие силы получили доступ к рычагам государственной власти, какие цели они преследуют.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, дает более широкий выход энергии и социальному творчеству личности, чем другие типы политических режимов. Она выступает мощным средством преодоления различных видов диктатуры и деспотических правлений. Однако независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс предлагается стране, вся деятельность властей в конечном счете подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков в стране.

Обстановка в мировом сообществе конца 20 века свидетельствует, что антидемократические системы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии. В этой связи возникает надежда, что следующее столетие станет окончательной ее победой.

Добавить комментарий