Государственный строй сеньориальной монархии во Франции

Франция существует как самостоятельное государство со времени раздела Франк­ской империи (843 г.) и выделения Западно-Франкского королевства, которому достались земли к западу от Рейна. Называться Францией страна стала лишь в X в.

История средневекового государства во Франции может быть разделена на следую­щие периоды.

— период сеньориальной монархии — IX-XIII вв.;

— период сословно-представительной монархии — XIV-XV вв.;

— период абсолютной монархии — XVI-XVIII вв.

В период сеньориальной монархии, установившейся в эпоху феодальной раздроблен­ности (IX-XIII вв.) номинальное единое королевство фактически делилось на многие поч­ти независимые феодальные владения, причем в XI в. дробление продолжалось также внутри отдельных герцогств и графств.

Складывание двух основных классов феодального общества — сеньоров и зависимого крестьянства — в целом завершилось к X в. К этому времени сеньоры — бенефициарии добились превращения бенефиция из пожизненного пожалования в наследственную фео­дальную собственность — феод. Оформилась феодальная иерархия, возглавляемая королем, с характерной для нее системой сюзеренитета-вассалитета. Отношения вассалитета покоились на иерархической структуре земельной собственности: номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король — верховный сеньор, или сюзе­рен, а крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. Они, в свою очередь, также имели вассалов, более мелких феодалов, которым жаловали земельные владения. В целом феодальная лестница состояла из следующих ступеней:

— наверху стоял король — сюзерен;

— далее — пэры, то есть «равные королю», герцоги и графы;

— вассалы и подвассалы разных ступеней — арьер-вассалы;

— в самом низу — простые рыцари, шевалье, своих вассалов не имевшие.

Зависимое крестьянство составляли сервы и вилланы. Первоначально положение

сервов было еще близко к позднеантичному рабству — часть сервов использовалась в каче­стве безземельных дворовых работников, часть была посажена на мелкие земельные наде­лы. Сервы наследственно подчинялись судебно-административной власти одного и того же сеньора, уплачивали ему поголовную (подушную) подать и оброк, исполняли барщину и были ограничены в таких гражданских и хозяйственных правах, как:

— право перехода из сеньории в сеньорию;

— право отчуждения земельного держания;

— право свободы наследования;

— право выбора брачной партии.

Для вилланов, которые считались лично свободными держателями земли, принадле­жавшей феодалу, характерны отсутствие наследственных личных повинностей (их повин­ности раскладывались не на личность, а на земельный надел), более широкие возможности отчуждения земельного держания, а также переселения в другую вотчину, на свободные земли или в город.

Развитие сельского хозяйства, отделение от него ремесла и рост населения способст­вовали. начиная с X в., возникновению новых и возрождению старых римских городов как центров ремесла и торговли, хотя правовое положение горожан еще мало отличалось от положения остальных феодально зависимых людей.

В период феодальной раздробленности король, номинальный глава государства, из­бирался крупными землевладельцами — вассалами короля и высшими иерархами церкви.

В органах центрального управления дворцово-вотчинная система уживалась с управ­лением, основанным на вассальных отношениях:

— дворцовую систему, как и прежде, представляли министериалы (сенешал, конне­табль, королёвский казначей, канцлер);

— управление, основанное на вассальных отношениях, осуществлялось в виде съезда крупнейших феодалов страны, называемого Королевской курией или Великим советом.

Местное управление характеризовалось тем, что власть короля признавалась только в его собственном домене, а в земельных владениях крупных феодалов были свои системы местного управления.

Во главе административных единиц — бальяжей стояли бальи — королевские чинов­ники, на которых было возложено текущее управление, сбор налогов, наблюдение за дея­тельностью судебных органов, проверка подготовки ополчения.

В судебной системе действовала сеньориальная юстиция — судебную власть между собой делили сеньоры, причем объем их судебных правомочий определялся ступенью иерархической лестницы, на которой они находились.

Армия состояла из рыцарского ополчения вассалов, исполнявших военную службу, которой они были обязаны сеньорам. Во время войн созывалось народное ополчение.

В середине XIII в. король Людовик IX (1226-1270 гг.) провел ряд реформ, направ­ленных на усиление центральной власти:

1)административную (образование Малого Королевского совета — постоянного со­вещательного органа при короле; учреждение королевских ревизоров, осуществляющих надзор за деятельностью должностных лиц местного управления);

2)финансовую (образование Счетной палаты — высшего финансового органа страны; введение единой королевской монеты на территории государства)

3)судебную (допущение обжалования приговоров, вынесенных сеньориальными су­дами, в королевский суд; запрещение частных войн между феодалами и судебных поедин­ков в пределах королевских владений и ограничение их вне владений короля; создание специального судебного органа — Парламента, в дальнейшем ставшего высшим апелляци­онным судом).

⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 26

Сеньориальная монархия во Франции, формирование правовых основ сословного строя. Реформы Людовика IX.
Сеньориальная монархия во Франции. В IX- XII вв. в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как «первый среди равных». Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести упорную борьбу с непокорными вассалами. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным землевладельцам (герцогам Бургундии и Нормандии, графам Фландрии, Тулузы, Шампани и др.). Такая форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета-вассалитета, может быть определена как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней фактически была разделена между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально-вассальными отношениями, и приобрела тем самым частноправовой характер.
Становление сеньориальной монархии (IX-XI вв.) означало упадок центральной государственной власти, подрыв внутреннего единства страны, ослабление ее внешнеполитического положения. На данном этапе развития средневекового общества во Франции эта форма государства наиболее точно отражала существующую социальную политическую реальность. В условиях экономической и политической децентрализации отдельные феодалы более эффективно осуществляли государственные функции, чем это делала королевская власть.
Политическая раздробленность не могла остановить поступательного движения общества во Франции. Когда в XII-XIII вв. постепенно начинают вызревать новые экономические потребности, связанные с развитием городов и товарно-денежного хозяйства, политическая децентрализация постепенно прекращается, уступая место противоположной тенденции — неуклонному усилению королевской власти. В XIII в., особенно после реформ Людовика IX, центр политической власти в сеньориальной монархии постепенно перемещается к королю, уже реально выступающему в качестве сюзерена всех феодалов во Франции.
В IX-Х вв. во Франции, когда королевская власть была особенно слабой, король избирался верхушкой светских и духовных феодалов, хотя и с соблюдением династического принципа. Первоначально функции королевской власти были крайне ограниченными, хотя формально у короля сохранялись некоторые традиционные привилегии. Он считался главой французского войска, законодательствовал, осуществлял суд. Другие королевские полномочия также существовали лишь в теории, а не на практике.
формирование правовых основ сословного строя. В IX-XI вв. феодальные отношения во Франции получают дальнейшее развитие и становятся повсеместно господствующими. Становление господствующего класса феодалов непосредственно связано с развитием феодальной собственности на землю и сложной системы вассальных отношений. Хотя отношения между сеньором и вассалом строились на основе договора, стороны в нем не занимали равного правового положения. Вассальный договор содержал в себе элементы иерархии и зависимости, так как получатель феода (фьефа) обязывался признавать верховенство сеньора (сюзерена). Большая экономическая и политическая значимость вассальных договоров была причиной того, что они заключались публично и посредством торжественного и тщательно разработанного обряда. Главное в нем составляло официальное введение вассала во владение землей (инвеститура) и его клятва верности своему сеньору (оммаж). Вассальные договоры четко фиксировали обязанности сторон. Сеньор наряду с предоставлением феода должен был обеспечить защиту вассала и переданной ему земли. Обязанность вассала выражалась прежде всего в военной службе на сеньора. Первоначально вассальные договоры считались заключенными на срок жизни сторон, носили персональный характер. Но вскоре обязанности, связанные с ними, стали передаваться по наследству. Уже к XI в. феод, т.е. наследственное родовое поместье, утверждается как основная форма поземельной собственности. Если вассал нарушал клятву верности сеньору и не выполнял своих обязанностей, он должен был вернуть феод. Но юридический механизм разрешения споров между сеньорами и вассалами (в суде сеньора), как правило, был малоэффективен.
К XI в. в связи с процессом феодализации и последовательными раздачами земли возникла сложная структура класса феодалов, состоящего не только из сеньоров и вассалов, но и подвассалов разных ступеней (арьер-вассалов). В самом низу феодальной лестницы находились рыцари (шевалье), которые не имели своих вассалов и выступали как сеньоры лишь по отношению к своим крестьянам.
На вершине феодальной лестницы стоял король, но многие крупные феодалы — герцоги и графы — считали себя равными королю (пэрами) и часто фактически не признавали по отношению к нему вассальных обязанностей. Основная масса феодалов (арьер-вассалов) не подчинялась королю, как, впрочем, и другим крупнейшим феодалам, так как действовал принцип: «вассал моего вассала — не мой вассал».
С середины XII в. в связи с начавшимся экономическим подъемом и ростом городов, явившихся естественным союзником королевской власти, отношения внутри класса феодалов претерпевают некоторые изменения. Короли начинают добиваться признания вассальной зависимости и клятвы верности от всех феодалов в стране. Этот процесс, в ходе которого произошло превращение арьер-вассалов в непосредственных вассалов короля, получил название иммедиатизации.
В IX-XI вв. происходит окончательное оформление класса феодально-зависимых крестьян. Он складывается из многочисленных категорий сельского населения, известных еще Франкской империи (свободные общинники, рабы, полусвободные и т.д.).
В XI-XII вв. в связи с быстрым ростом городов увеличивается новая прослойка феодального общества, имеющая особый правовой статус, — городское население. Первоначально правовое положение горожан мало чем отличалось от остальной массы феодально-зависимых людей. Но с XII в. во Франции начинается широкое движение за освобождение городов от власти отдельных сеньоров и за самоуправление. Города путем вооруженной борьбы или иными средствами (выкупы и т.п.) добивались предоставления им специальных хартий вольностей.
Реформы Людовика IX. Большую роль в повышении авторитета королевской власти и укреплении центральной администрации сыграли реформы короля Людовика IX (1226-1270 гг.).
• военная реформа: создание городской милиции, отрядов наемников.
• Запрещение частных войск в королевском домене
• Образование специализированных центральных ведомств (малый королевский совет, парламент (высший суд во Франции), счетная палата и тд)
• Денежная реформа: на территории королевского домена введена единая королевская монета, на территории других доменов она обращалась наравне с другими монетами.
Реформы Людовика IX, активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности, способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Таким образом, происшедшие в XIII в. изменения в общественном и государственном строе заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.

Сословно-представительная монархия во Франции (общественный и государственный строй).

.Сословно-представительная монархия во Франции. Великий мартовский ордонанс. Возникновение Генеральных штатов, их структура и функции.
В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства — сословно-представителъная монархия. Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов.
Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Короли лишили их права собирать налоги на политические цели. В XIV в. было установлено, что для взимания сеньориальной подати (тальи) необходимо согласие королевской власти. В XV в. Карл VII вообще отменил сбор тальи отдельными крупными сеньорами. Король запрещал феодалам устанавливать и новые косвенные налоги, что привело постепенно к их полному исчезновению. Людовик XI отнял у феодалов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была лишь единая королевская монета.
Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии — вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраняли в XV в. свои независимые армии, которые давали им некоторую политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк).
Постепенно исчезло сеньориальное законодательство, а также посредством расширения круга дел, составлявших «королевские случаи», существенно ограничивалась сеньориальная юрисдикция. В XIV в. была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.
В 1303 году была выдвинута формула: «король является императором в своем королевстве». Она подчеркивала полную независимость французского короля в международных отношениях. легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле. Был выдвинут также тезис: «всякое правосудие проистекает от короля», в соответствии с которым король получил право рассматривать любое судебное дело сам или же делегировать это право своим слугам.
Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т.д. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.
Именно к началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения — Генеральные штаты и провинциальные штаты.
Генеральные штаты. Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т.д.), имевшие место еще в XII-XIII вв. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году имел под собой вполне конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции.
Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля.
Высшее духовенство (архиепископы, епископы, аббаты), а также крупные светские феодалы приглашались лично. Генеральные штаты первых созывов не имели выборных представителей от дворянства. Позднее утверждается практика, согласно которой среднее и мелкое дворянство избирает своих депутатов. Выборы проводились также от церквей, конвентов монастырей и городов (по 2 — 3 депутата). Но горожане и особенно легисты иногда избирались и от сословий духовенства и дворянства. Примерно 1/7 часть Генеральных штатов составляли юристы. Депутаты от городов представляли их патрицианско-бюргерскую верхушку. Таким образом, Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества.
Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно.
Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по вопросам, выносимым на обсуждение, в том числе при голосовании, была связана инструкцией избирателей. После возвращения с заседания депутат должен был отчитаться перед избирателями.
Великий мартовский ордонанс 1357 г. Согласно нему, решения Штатов должны были считаться окончательными и входить в силу без королевского одобрения. Финансовые субсидии могли бы расходоваться только на предписанные Штатами цели. Сословия записали за собой право собираться регулярно в любом месте для «устройства хорошего управления государством». Была сделана даже попытка поставить под контроль Штатов королевскую администрацию. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.

Общественный строй сеньориальной монархии в Германии XIII в. характеризуется переменами в правовом статусе различных групп населения. Эти изменения обусловлены процессами политической децентрализации и распадом Германии на княжества – самостоятельные государства. Герцогства, территориальные княжества, представляли собой замкнутые политические образования, обладающие государственным суверенитетом. Они возникали на основе крупных феодальных вотчин, что сопровождалось трансформацией правового статуса земельного вотчинника в князя, превращением его в верховного собственника земли с иммунитетными привилегиями.

Возникновение княжеской автономии было вызвано рядом причин. Во-первых, германские императоры нуждались в военной помощи князей для осуществления внешних аннексий и сохранения своей власти в Италии. Взамен они были вынуждены законодательно закреплять за князьями высшие государственные права и предоставлять политические привилегии. Во-вторых, в Германии не сложился союз короля с городами, вследствие чего города не могли способствовать централизации королевской власти. В-третьих, неравномерность экономического развития отдельных территорий препятствовала складыванию устойчивых хозяйственных связей. К тому же в Германии не было единого экономического центра, который мог бы стать центром политического объединения. Каждая область жила обособленно. В XII в. князья получили право чеканить свою монету, взимать таможенные пошлины, собирать налоги, иметь свой суд, решения которого обжалованию не подлежали. Они могли строить крепости и даже издавать свои законы. Императоры не раз подтверждали государственно-правовую самостоятельность князей. Пользуясь этим, курфюрсты и князья церкви взимали поборы с городов, в своих узкокорыстных интересах регламентировали работу рынков, цеховых организаций. Они запрещали городам иметь свои самоуправляющиеся коммуны и образовывать союзы городов. Все это явилось причиной того, что рост ремесленного производства, городов и торговли не привел к возникновению общегерманских рыночных связей.

Экономическая и политическая автаркия (замкнутость) обусловила существование наряду с имперскими сословиями, сложившимися в масштабах всей страны и выраженных в иерархии «военных щитов», земских сословий, сформировавшихся в границах территориальных княжеств. Имперская сословная структура включала: 1) светских и церковных князей – держателей имперских ленов; 2) имперских рыцарей; 3) бюргерство имперских городов. Земская сословная структура состояла из земского дворянства, духовенства и горожан княжеских городов.

Дворянство становится все более неоднородным. С одной стороны, аристократическая верхушка – курфюрсты, с другой – разоряющееся низшее дворянство. С развитием капиталистического уклада и появлением огнестрельного оружия полностью исчезает среднее дворянство. Духовенство, будучи крупным земельным феодалом, разделяется на высшее (епископы и аббаты) и низшее (городские и сельские священники). Бюргерство было неоднородным. Верхние слои городского населения образовывали патрициат из купечества и земельных собственников. Городская верхушка держала в своих руках управление городом, передавала городские должности по наследству. Патрициату противостояло среднее бюргерство; ремесленники, полноправные мастера. В самом низу городской иерархии был городской плебс, подмастерья, поденщики.

Крестьянство по-прежнему делилось на лично зависимых и поземельно зависимых. Развитие товарно-денежных отношений сделало экономически невыгодным труд крепостных крестьян.

Происходит ослабление крепостной зависимости и появление свободных, экономически самостоятельных крестьянских хозяйств. Наиболее состоятельные свободные крестьяне арендовали крупные земельные участки у феодалов, уплачивая за аренду чинш. Часть земли арендаторы оставляли себе, а другую часть сдавали в аренду более бедным крестьянам. Крупные арендаторы со временем становились мелкими помещиками. Однако лично завистные крестьяне, особенно на юго-западе Германии, были обременены дополнительными поборами. Поземельно зависимые крестьяне выполняли четко фиксированные повинности. На северо-западе Германии возрос спрос на сельскохозяйственные продукты и шерсть, который стимулировал развитие хозяйств арендаторов-мейеров.

Государственный строй сеньориальной монархии был юридически закреплен «Золотой буллой» 1356 г., изданной императором Карлом IV (1347–1378). Будучи чешским королем, Карл IV в целях установления спокойствия в империи пошел на уступки князьям. «Золотая булла» учредила такую форму сеньориальной монархии, как олигархия курфюрстов, признав полную государственную самостоятельность курфюрстов и политическое равенство королю.

Во главе империи номинально был император, которого избирала коллегия курфюрстов – четыре светских князя и три духовных – большинством голосов. Император не обладал реальной властью, у него не было общеимперской постоянной армии, профессиональной бюрократии, а имперская казна была пуста: попытка ввести общеимперский налог на содержание армии и аппарата государства была заблокирована курфюрстами. Он признавал самостоятельность курфюрстов, обязывался не вмешиваться во внутренние дела князей. Узаконены были частные войны и коалиции князей. Курфюрстам разрешалось свободно владеть монетной и горной регалиями. Верховную власть осуществляла коллегия курфюрстов – постоянно действующий орган управления империей. Она имела право суда над императором и его смещения. Прерогативой коллегии являлось взимание пошлин и право высшей юрисдикции.

В качестве сословно-представительного органа с совещательными функциями был учрежден рейхстаг. Он состоял из трех курий (коллегий): курии курфюрстов; курии князей и графов и курии имперских городов. Крестьянство и мелкое дворянство не имели своего представительства в имперском рейхстаге. Рейхстаг созывался два раза в год императором. Компетенция его не была четко определена и включала вопросы: войны и мира, финансовые, международные, о территориальных изменениях, изменениях в имперском праве и т.д. Вопросы обсуждались по куриям отдельно. Принимаемые решения исполнялись за счет средств отдельных земель, поэтому деятельность рейхстага не была эффективной при различиях интересов княжеств.

В Германии существовал общеимперский суд, члены которого (14 – назначались курфюрстами и князьями и 2 – городами) должны были обеспечивать «вечный земский мир». Возглавлял имперский суд император. Вся территория империи была разделена на 10 судебных округов во главе с князьями-амтманами, которые приводили в исполнение решения суда, опираясь на воинские формирования.

В отдельных землях в этот период уже складывается сословно- представительная монархия. Во главе княжества стоял князь. Его власть не была абсолютной, она ограничивалась сословнопредставительными учреждениями – ландтагами. Они не имели права решающего голоса при обсуждении земских вопросов, однако по финансовых вопросам требовалось их согласие. В некоторых княжествах существовали свои двух- или трехпалатные ландтаги, в которые иногда, кроме дворянства, духовенства и горожан, допускались представители свободного крестьянства. Земский ландтаг исполнял следующие функции: был верховным судом княжества; высшей апелляционной инстанцией в пределах земли; избирал князя в случае прекращения династии; решал вопросы войны и мира; вотировал новые налоги, контролировал их расходование. Самостоятельной политико-административной единицей были города. Законодательная власть в них принадлежала городскому совету, где заседало бюргерство. Совет состоял из комиссий. Исполнительная власть принадлежала магистрату во главе с бургомистром.

Добавить комментарий