Государственный строй в России

О проекте / ИОГП / Лекции ИОГП / Органы государственной власти в XVIII в.

Органы государственной власти в 18 веке

В начале 1726 года чтобы решить насущные вопросы во внешней и внутренней государственной политике был сформирован Верховный тайный совет. При этом Сенат из-за него превратился в одну из коллегий, так как в компетенцию Верховного совета входило рассмотрение жалоб на действия Сената, а также подбор кандидатур сенаторов и др.

В середине 1726 года тайный совет получает законодательные полномочия. Отныне все законы подписывались либо Верховным тайным советом либо императрицей Екатериной Первой. Однако менее чем через год Верховный совет был упразднён, в его место в 1731 году занял кабинет министров. Уже в 1735 году данный орган получает законодательные полномочия, но в 1741 году и этот управляющий законодательный орган был ликвидирован.

Его место занимает другой центральный управляющий орган, который решает государственные вопросы – кабинет Её Величества (императрицы Елизаветы Великой). За весь период своего существования этот совещательный высший орган сохранял в различных областях свои широкие полномочия (например, в законотворчестве, внешней политике, налогообложении, назначении на должности и т. п.).

После кончины Петра Первого роль Сената в качестве управляющего органа начала постепенно снижаться . и только в 1744 году его роль усилилась. В сенатскую структуру входило четыре департамента:

  1. Департамент Судебных дел
  2. Департамент торгово-промышленных дел
  3. Департамент Финансовых дел
  4. Департамент Духовных дел.

Во времена царствования Ивана Анатольевича и Анны Леопольдовны влияние и значение Сената как органа управление снова было снижено. Над этим органом был установлен другой – Кабинет Министров.

При императрице Елизавете Петровне роль Сената снова возрастает. Этот орган наделяется судебными и законодательными полномочиями. Кроме того, к его компетенции начали относиться все вопросы по государственному управлению. В период царствования Екатерины Второй положение сената было пересмотрено. К 1763 году он становится высшим административно-судебным органом. Однако часть законодательных и судебных полномочий была передана Сенату в 1769 году. Павел Первый предлагал разделить данный орган на две части: гражданских и уголовных дел. С 1801 года Сенат стал окончательно высшей судебной инстанцией.

Интересное:

в 1894-1907 гг.

В 1905-1906 гг. напуганный Первой русской революцией император Николай II (1894-1917 гг.) вынужден был провести новые реформы, которые серьезно изменили государственный строй России.

Манифестом об усовершенствовании государственного порядка (17 октября 1905 г.) были провозглашены ряд политических свобод (совести, слова, собраний и союзов) и создание нижней палаты Российского парламента – законодательной Государственной Думы (о созыве законосовещательной Думы было объявлено еще в феврале 1905 г.). Выборы в нее проводились по новому избирательному закону (старый избирательный закон был принят 6 августа 1905 г), принятому 11 декабря 1905 г. Голосование проводилось по четырем куриям – землевладельческой (32% выборщиков), крестьянской
(43 % выборщиков), городской (22% выборщиков) и рабочей
(3% выборщиков). Российская избирательная система по этому закону не была демократической, так как выборы не были равными
(1 голос помещика = 3 голосам буржуазии = 15 голосам крестьян = 45 голосам рабочих), всеобщими (избирательных прав были лишены женщины, лица моложе 25 лет, студенты, солдаты и кочевники) и прямыми (они были двухступенчатыми для крупных землевладельцев и населения крупных городов, четырехступенчатыми для крестьян и трехступенчатыми для всех остальных избирателей).

20 февраля 1906 г.была проведена реформа Государственного Совета, превратившая его в верхнюю палату российского парламента (общего названия для его двух палат не было, так как образцом для него был германский парламент, состоявший из двух палат – бундесрата и рейхстага, не имевших общего названия). Половину членов Государственного Совета по-прежнему назначал император, другая половина стала выборной. Из 98 выборных членов Государственного совета 74 избирали землевладельцы, 12 — промышленники, 6 — духовенство, 6 — академия наук и университеты.

23 апреля 1906 г. были приняты новые «Основные законы Российской империи» (старые «Основные законы» были приняты еще в XIX веке). Они фактически стали первой российской конституцией, которая закрепила создание в России дуалистической монархии и убрала из определения царской власти слово «неограниченная» (в связи с тем, что власть императора теперь была ограничена парламентом и самими «Основными законами»).

Реформы 1905 – 1906 гг. были вторым (после великих реформ XIX века) шагом по пути превращения самодержавия в буржуазную парламентскую монархию, но эта эволюция не была завершена, и самодержавие до февраля 1917 г.оставалось полуфеодальной дуалистической монархией, поскольку:

1. Господствующим классом России оставалось полуфеодальное дворянство (В. И. Ленин называл его «крепостнически – дворянски – помещичий класс»), а русскую буржуазию к власти по-прежнему не пускали.

2. Император сохранял огромную власть («чрезвычайное законодательство», руководство внешней политикой, в том числе объявление войны и заключение мира, командование вооруженными силами, формирование правительства и т.д.), а права государственной Думы были сильно ограничены. Она контролировала только 53% государственного бюджета, в том числе 13% бюджета Военного министерства и 19% бюджета МВД, не имела права формирования правительства и могла быть в любой момент распущена императором.

3. В России не было подлинной многопартийности (не было правящей партии, большинство партий были нелегальными или полулегальными).

Слабость российской многопартийности объяснялась особенностями ее истории. В России партий не было до конца XIX в. (в Англии они появились на два века раньше, во второй половине XVII в.). Первой российской политической организацией, называвшей себя партией, была «Народная воля», созданная в 1879 г. но настоящие партии появились в нашей стране позже, на рубеже XIX- XX вв.
В 1898 г. была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), но фактически она стала партией только в 1903 г. В 1902 г.возникла Партия социалистов-революционеров (ПСР), в 1903 г.– Союз земцев-конституционалистов, в 1904 г. – либеральный Союз освобождения и черносотенное Русское собрание (формально эта организация существовала с 1900 г. но до 1904 г.занималась только культурно-просветительной работой). Таким образом, первыми в России, в отличие от Запада, возникли не консервативные и либеральные партии (типа английских тори и вигов), а левые социалистические партии. В годы первой русской революции правые и либералы попытались догнать левых. Весной 1905 г. черносотенцы создали Русскую монархическую партию и Союз русских людей, в ноябре 1905 г. – стотысячный Союз русского народа, самую мощную ультраправую партию дореволюционной России. В октябре 1905 г. в результате объединения Союза освобождения и Союза земцев-конституционалистов была создана крупная либеральная партия (в ней было около 100 тыс. членов) – Конституционно-демократическая партия, членов которой называли кадетами. В ноябре 1905 года возник «Союз 17 октября» (около 80 тыс. членов). Быстро росло и общее число российских партий, которых к началу 1906 г. было уже более 100. В это время сложилось четыре политических лагеря, объединявших близкие по социальному составу, целям и средствам политической борьбы партии:

1. Радикальный лагерь (левые), в который входили большевики, эсеры и анархисты. Их цель – социалистическая республика, средства ее достижения – массовое применение насилия (индивидуальный террор у эсеров и вооруженное восстание у большевиков и т. п.).

2. Либеральный демократический лагерь (левый центр), в который входили меньшевики, энесы (члены Трудовой народно-социалистической партии, которых Ленин называл эсеровскими меньшевиками) и кадеты. Их цель – республика (у кадетов – буржуазная, у меньшевиков и энесов — социалистическая), но средства ее достижения – исключительно мирные, без применения насилия (участие в парламентских выборах, в крайнем случае – Всероссийская политическая стачка).

3. Умеренно-консервативный лагерь (правый центр), в который входили октябристы (члены «Союза 17 октября») и партии, стоявшие между ними и кадетами – прогрессисты и мирообновленцы (члены Прогрессивной экономической партии и Партии мирного обновления). Их цель – монархия, постепенно превращающаяся из полуфеодальной дуалистической монархии, созданной в 1905-1906 гг., в классическую буржуазную парламентскую монархию английского образца. Средства достижения этой цели – новые реформы (расширение прав российского парламента, формирование ответственного перед ним правительства т. п.).

4. Реакционно-монархический лагерь (правые), в который входили Союз русского народа, Русская монархическая партия, Союз Михаила Архангела и другие черносотенные партии. Их цель – сохранение монархии образца 1905 – 1906 гг., а средства ее достижения — массовое применение насилия (политические убийства, еврейские погромы и тому подобное). Поэтому современный российский историк С.А.Степанов метко назвал черносотенцев «революционерами справа».

5.9. «Третьеиюньская монархия» (1907-1914 гг.)

3 июня 1907 г. Николай II подписал манифест о роспуске
II Государственной Думы и новый избирательный закон («бесстыжий»). Современные историки считают эту акцию императора государственным переворотом, так как царь по «Основным законам Российской империи» не имел права без одобрения Государственной Думы изменять избирательный закон, к тому же такое изменение означало качественные перемены в соотношении политических сил в России (новый избирательный закон обеспечивал господство в Думе правых и правого центра). Это было связано с тем, что по «бесстыжему» закону 1907 г. произошло перераспределение числа выборщиков по куриям (с 32% до 50% — в землевладельческой курии, с 43% до 22% — в крестьянской), призванное увеличить представительство помещиков за счет крестьян. Резко сократилось и представительство национальных окраин (число депутатов от Польши и Кавказа сократилось в два раза, от коренных народов Сибири – в полтора, народы Средней Азии вообще лишились мест в Думе).

Таким образом, две движущие силы революции, крестьянство и нерусские народы, были «наказаны» лишением своих мест в Государственной Думе. «Наказан» был и гегемон революции, пролетариат (рабочие потеряли около половины выборщиков, которых они имели по избирательному закону 1905 г.).

Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец Первой русской революции и начало нового этапа в истории российского государства – «третьеиюньской монархии» (термин В.И.Ленина) 1907-1914 гг. Её особенности:

1. Самодержавие пыталось расширить свою социальную базу за счёт буржуазии и зажиточного крестьянства.

2. Новой внутренней политикой стал бонапартизм (лавирование между дворянством и буржуазией, буржуазией и пролетариатом в социальной политике, между правыми и левым центром – в парламентской политике).

3. Власти сделали ставку на разжигание великодержавного шовинизма.

Руководителем нового политического курса стал П.А.Столыпин (в 1902-1906 гг. – гродненский и саратовский губернатор, в 1906-1911 гг. – министр внутренних дел и председатель Совета министров). Цели его внутренней политики:

1. Подавление революции (по столыпинской формуле «Сначала успокоение, потом реформы»).

2. Создание социально-экономических и политических условий для того, чтобы новая революция стала невозможна (путем проведения социально-экономических и политических реформ).

3. Превращение России в мощную в экономическом и военном плане державу.

4. Укрепление самодержавия и диктатуры полуфеодального дворянства.

Решение первой задачи, «успокоения» России, было противоречивым. С одной стороны, Столыпин решал объективно необходимую задачу уничтожения террористов и мятежников, с другой – явно превышал пределы необходимой обороны, нанося удары не только по радикальной, но и по либеральной оппозиции. В 1906-1911 гг. в России было закрыто 978 газет и журналов и более 600 профсоюзов, а около 500 получили отказ в регистрации. В начале 1911 г. из университетов уволили многих либеральных профессоров. При этом репрессивная политика Столыпина объективно готовила почву для большевистского террора. В 1905-1909 гг. военно-полевые и военно-окружные суды приговорили к смертной казни 4797 чел., из которых были казнены 2353 чел. (по 995 казней в год), что было значительно больше, чем в 1826-1906 гг., когда в России было казнено 984 чел. (по 11 казней в год). Такую политику осудил даже предшественник Столыпина на посту главы правительства С.Ю.Витте, который писал:

«Столыпин начал кровавую игру виселицами и убийствами под вывеской полевых судов без соблюдения самых элементарных начал правосудия и в итоге водворил в России положительный террор, но, самое главное, ввел во все направления государственной жизни полнейший произвол и полицейское усмотрение».

Похожую оценку столыпинским репрессиям дают и современные историки, один из которых, А.М.Анфимов отмечает: «Русь, где казнь человека была до XX века редчайшим явлением, столыпинским режимом приучилась к массовым репрессиям».

Главным средством решения второй задачи стала столыпинская аграрная реформа. Её цели:

1. Снять одну из главных причин революции – аграрный вопрос.

2. Сохранить помещичье землевладение.

3. Создать в деревне дополнительную социальную опору самодержавия – широкий слой мелких частных собственников.

4. Ускорить развитие российского сельского хозяйства.

Однако уже к 1909 г. столыпинская реформа провалилась. Созданный в ходе реформы новый социальный слой не оправдал надежд правительства. Он был слишком узким (около 6% крестьян), и столыпинские хуторяне не отказались от борьбы за помещичью землю. Переселенческая политика Столыпина не ликвидировала малоземелья в Центральной России, так как совпала с демографическим бумом в русской деревне (места миллионов переселенцев заняли десятки миллионов родившихся в это время крестьян, и в результате на одного крестьянина в центральных губерниях России приходилось земли меньше, чем до реформы). Качественного скачка в развитии российского сельского хозяйства не было (среднегодовой прирост его продукции в 1900-1905 гг. составлял 2,4%,
в 1909-1913 гг. – 1,5%). Социальные конфликты в русской деревне не сгладились, а обострились (к главной классовой войне в деревне – между основной массой её населения, крестьянами – общинниками и помещиками, добавилась вторая классовая война – между общинниками и столыпинскими хуторянами).

Причины провала столыпинской реформы:

1. Решить аграрный вопрос в России без ликвидации помещичьего землевладения было невозможно.

2. Основная масса крестьян реформу не поддержала. Стать собственниками земли решились только 27% крестьян, 72% из них – под нажимом властей. Более 50% крестьян, вышедших из общины, продали свою землю и ушли в город, пополнив ряды пролетариата. Крепкие хозяйства составили только 19% крестьян, порвавших с общиной.

3. «Двадцати лет покоя», необходимых для успешного завершения аграрной реформы, у Столыпина не было.

Провалилась и другие реформы Столыпина – его национальная политика, которая была вторым (после аграрной реформы) «китом», на которых он пытался построить новую, великую Россию (ограничение автономии Финляндии и Польши, разжигание антисемитизма и т.п.), рабочая политика, военные реформы и т.д.

Таким образом, новый политический курс, руководителем которого был Столыпин, потерпел поражение. Его причины:

1. Столыпин хотел провести свои реформы вне демократии и вопреки ей.

2. У него был острый конфликт с российской элитой, о котором Р. Пайпс писал так: «Чтобы вести страну к стабильности, ему необходима была безоговорочная поддержка двора и хотя бы в какой-то степени сочувствие либеральных и консервативных партий. Он не встретил ни того, ни другого. …Хотя отнял жизнь у Столыпина революционер, политическое его убийство совершили именно те люди, которых он пытался спасти».

3. Столыпин пытался сохранить то, что уже невозможно было сохранить, — господство полуфеодального дворянства и самодержавие.

4. Попытка заменить реформы великодержавным шовинизмом провалилась, встретив сопротивление большинства населения России.

Политический строй Российской империи на протяжении XIX — начала XX а. (до 1906 г.) развивался в рамках наследственной абсолютной монархии ш главе с императором, который имел верховную самодержавную власть, а его личность считалась «священной и неприкосновенной». Самодержец объявлял состояние войны, заключал договоры с иностранными государствами, был главнокомандующим армии и флота. Жаловал ордена, титулы, сословные права. От имени империи осуществлял судебную власть, имел право помилования, смягчения приговоров и тому подобное. Государственном аппарате империи находился в руках дворянско-помещичьей слои.

Процесс складывания абсолютной монархии в России начался в XVIII веке, когда были осуществлены радикальные меры, направленные на повышение роли самодержавца и государственного центра в регулировании всех сфер общественной жизни. Император единолично осуществлял законодательную власть и управлял государством через созданные в системе центральной власти органы управления: Сенат с широкими полномочиями во главе с генерал-прокурором и Кабинет его величества (1711 г.); Главный магистрат для управления делами городов (1720г.); Синод (1721 г), через который император управлял право славной церковью; коллегии, создававшиеся для управления отдельными крупными сферами государственной и общественной жизни (1718-1720 гг) или ведали определенными территориями (1722).

Развитие высших органов государственной власти на протяжении всего XIX века. происходила под знаком растущей централизации, бюрократизации и дальнейшей милитаризации государственного аппарата и господстве новой идеологии, которая находила свое выражение в формуле «православие, самодержавие, народность». В результате первой в имперской России реформы центрального отраслевого управления коллегии как центральные управленческие органы отдельными секторами государственной жизни заменили министерствами во главе с министрами (1802 г.). На отмен) от коллегий министерства обладали большей оперативностью в осуществлении управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялись значение и влияние канцелярий и делопроизводства. Сначала работали следующие министерства: внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции, народного просвещения, военно-сухопутных сил, военно-морских сил и иностранных дел. Министры и товарищи министров (заместители) назначались императором, вузы чиновники министерств — императором по представлению министра (пользовались правом личного доклада царю), низшие — министром. Работа министерств направлялась Комитетом министров. Органом, который координировал работу министерств, сначала (1810 г.) была возглавляемая императором Государственный совет (законопідготовчий орган, просуществовавший до 1917 г.; численность — от 40 до 80 членов, которые назначались императором или входили в него по должности), а впоследствии (1861 г.) — Совет министров во главе с царем. Совет министров была шире, чем Комитет министров, органом. С ее образованием Комитет Министров не ликвидировался, а существовал вплоть до апреля 1906 г., когда его функции взяла Совет министров. Министерства как центральные органы управления просуществовали до конца 1917 г. их заменили советскими народными комиссариатами.

Перестройку системы органов государственной власти было осуществлено царизмом под влиянием первой русской революции. На основании ряда законодательных актов — Манифеста (17 октября 1905 г.), Закона о выборах в Государственную думу (11 декабря 1905 г.), Положение о Государственной думе (20 февраля 1906 г.), Положение о государственном совете (24 апреля 1906 г.) и Основных законов Российской империи (1906 г.) -в России впервые было учреждено государственные представительные органы. Они полностью или частично создавались способом выборов и имели компетенцию обсуждения законопроектов. Первой инстанцией рассмотрения законопроектов было определено Государственную думу, второй — государственный совет. Император с тех пор наделялся правом законодательной инициативы, однако не потерял законодательной власти (без его подписи ни один закон не вступал в силу). Утверждая или отклоняя законопроект, царь сам решал его судьбу. Кроме того, согласно Основным законам (ст. 87), царь наделялся правом издавать законы вне Государственной думой в случае прекращения ее деятельности. Исключения из этого должны были составлять только законы об изменениях в Основных законах, законах о Государственной думе, государственном совете и выборы в них.

Государственная дума образовывалась способом выборов. Государственный совет наполовину назначалась царем (вторая половина ее состава избиралась). Такое создание Государственной думы и Государственного совета должно было обеспечить их полную подчиненность царю.

Выборы не были всеобщими и равными: право участия в выборах были лишены почти половину населения. Избирательное право не предоставлялось женщинам, лицам до 25 лет, студентам, военным, «бродячим инородцам», иностранным подданным, осужденным к наказанию, связанному с увольнением с должности или лишением прав. Избирательного права лишалась большое количество из тех рабочих, кто работал на предприятиях с количеством занятых менее 50.

Все избиратели делились на четыре курии; уездных землевладельцев, городских избирателей, волостных крестьян и рабочих. Для землевладельцев Украины был установлен избирательный ценз, который вполне обеспечивал им право участия в избирательных съездах уездных землевладельцев. Также имущественный ценз был установлен для курии городских избирателей (владения торгово-промышленными предприятиями, уплата промышленного или квартирного налога и т. др.). Для этих двух курий был установлен двухступенчатую систему выборов и обеспечено избрание такого количества выборной к и в, которая обеспечила бы им (помещикам и буржуазии) подавляющее большинство депутатов. Землевладельцы избирали и виборщика от 2000 избирателей, городская курия -1 виборщика от 7000 избирателей. Крестьяне избирали депутатов по чотириступеневою, а рабочие — по трехступенчатой системе выборов, с представительством один виборщик от 30 000 крестьян и один виборщик от 90 000 рабочих. Итак, избирательные льготы гарантировали широкое представительство землевладельцам.

Государственный строй.

В начале 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет. Сенат фактически превратился в одну из коллегий — Верховный тайный совет рассматривал жалобы на действия Сената, подбирал кандидатуры сенаторов и др.

В середине 1726 г. Верховный тайный совет получил законодательные полномочия. Законы подписывались императрицей Екатериной I или Верховным тайным советом.

В 1730 г. Верховный тайный совет как орган управления был ликвидирован.

Место Верховного тайного совета в 1731 г. занял кабинет министров, вначале выполнявший совещательные функции при императрице Анне Иоанновне. В 1735 г. кабинет получил законодательные полномочия, подписи всех трех министров заменяли подпись императрицы. Фактически исполнительная власть в стране принадлежала кабинету министров, который сосредоточил в своих руках все государственное управление.

В 1741 г. кабинет министров как высший орган государственной власти был упразднен. На его месте создается другой центральный орган, решающий вопросы государственного управления, — кабинет Ее Величества (императрицы Елизаветы Петровны).

За время своего существования высший совещательный орган при императоре (впоследствии при Петре III называемый Императорским советом, при Екатерине II — Советом при высочайшем дворе и др.) сохранял широкие полномочия в различных областях государственного управления: законотворчестве, налогообложении, внешней политике, назначении на должности и т. д.

После смерти Петра I роль сената как высшего органа управления стала снижаться. Влияние сената усилилось только в 1744 г. В структуру сената входили четыре департамента: Духовных, Финансовых, Торгово-промышленных и Судебных дел.

В период царствования Ивана Антоновича и Анны Леопольдовны значение сената как органа, руководившего деятельностью центральных органов управления, снова снизилось. Над ним был усилен контроль кабинета министров. При императрице Елизавете Петровне роль сената вновь значительно возрастает. Сенат наделяется законодательными и судебными полномочиями. К его компетенции стали относиться все вопросы государственного управления.

В период царствования Екатерины II снова было пересмотрено положение сената. К 1763 г. сенат стал высшим административно-судебным органом, в состав которого входило шесть департаментов: государственные финансы и секретное делопроизводство, судебные дела, дела провинций, военные дела, местная администрация, местные суды. Часть судебных и законодательных полномочий была передана Совету при высочайшем дворе, созданному в 1769 г.


Павел I рассматривал сенат как судебное учреждение и предлагал разделить его на два департамента: уголовных и гражданских дел.

С 1801г. сенат окончательно становится высшей судебной инстанцией.

Система губернского и местного управления, сформированная при Петре I, в XVIII в. продолжала развиваться и укрепляться. В 1775 г. была проведена губернская реформа. Основной административной единицей, объединяющей центр империи и ее окраины, была губерния во главе с губернатором. При губернаторе состоял коллегиальный орган — Губернское правление, находящееся под надзором сената. Состав правления включал самого губернатора и двух советников, назначаемых сенатом. Губернское правление исполняло следующие функции: общее управление губернией, публикация законов, указов и распоряжений императора, надзор за исполнением, наложение ареста на имущество, рассмотрение жалоб и др.

В начале XVIII в. в системе государственного аппарата появилась полиция. К компетенции полицейских органов относились: охрана порядка, борьба с преступностью, поимка беглых, городское благоустройство, контроль за ценами и др.

В 1782 г. в соответствии с Уставом благочиния в городах стали создаваться новые полицейские органы — управы благочиния. Они подчинялись губернскому правлению. В состав управ входили городничие (в столицах — полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам и два ратмана, избиравшихся горожанами.

Территория города делилась на полицейские части во главе с частным приставом. Часть разделялась на кварталы, возглавлявшиеся квартальными надзирателями и поручиками. Кварталы делились на дворы.

В компетенцию управы благочиния входили: дознание и розыск, задержание преступников, исполнением законов, наблюдение за порядком, исполнение решений губернского правления и судов, пресечение нарушений, рассмотрение мелких уголовных дел и др.


В ведении полицейских органов находились городские тюрьмы. Для содержания политических и особо опасных преступников создавались специальные тюрьмы и крепости.

По Учреждению об управлении губерниями, изданному в 1775 г., стали создаваться смирительные дома, в которых содержались лица, не совершившие никаких преступлений, но подвергнутые заключению в административном порядке и обвиненные в «непотребном и невоздержанном житии».

В 1775 г. были созданы работные дома, предназначавшиеся для содержания неимущих. Они были заняты на самых тяжелых работах в системе мануфактурных и других государственных производств.

В 1718 г. была образована тайная канцелярия — новый карательный орган. В 1726 г. этот орган был упразднен. Ее контрольно-розыскные и надзорные функции перешли сначала к сенату и Верховному тайному совету, а затем к созданной в 1731 г. канцелярии тайных розыскных дел. После ликвидации в 1762 г. канцелярии функции тайной полиции были возложены на Тайную экспедицию сената, находящуюся под контролем императрицы Екатерины II.

Для осуществления налоговых и штрафных взысканий были образованы Доимочная канцелярия и Канцелярия конфискации с Аукционной камерой для продажи конфискованного имущества.

Правовое положение населения.

В период абсолютной монархии происходило дальнейшее расширение и закрепление привилегий дворян. 26 января 1718 г. был принят Указ о подушной переписи, который закреплял привилегированное положение дворянства. Оно объявлялось неподатным сословием в отличие от других групп населения, которые платили подушную подать.

Монопольное право дворян на земельную собственность устанавливалось Указом о единонаследии 1714 г., Инструкциями межовщикам 1754 и 1766 гг. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Только дворяне могли владеть землей и, следовательно, эксплуатировать живших на этих землях крепостных крестьян. Основными способами расширения дворянского землевладения были следующие: пожалование из дворцовых и государственных земель, освоение окраинных земель и захват крестьянских наделов.

Опорой абсолютной монархии было среднее и мелкое дворянство, добивавшееся уравнения в правах вотчины и поместья. Указом о единонаследии, принятым 23 марта 1714 г., были ликвидированы правовые различия между вотчиной и поместьем, они стали именоваться недвижимостью. Создавалась система майората, направленная против дробления дворянских имений и разорения дворянства. Майоратный порядок действовал при наследовании по закону: недвижимое имущество передавалось старшему сыну, а движимое имущество делилось поровну между остальными наследниками. Это положение Указа вызвало недовольство со стороны дворян, и в 1731 г. Указ о единонаследии был отменен.

Рассматриваемый период характеризуется консолидацией дворянства в единое сословие.

С 1762 г. в соответствии с манифестом Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы.

Заключительным актом, консолидирующим дворянское сословие и закрепляющим его привилегированное положение, стала Жалованная грамота дворянству, принятая Екатериной II 21 апреля 1785 г. В ней подтверждалась свобода дворян от обязательной службы, от уплаты личных податей, постойной повинности, от телесных наказаний. Закреплялось право собственности дворян на землю и полезные ископаемые в ее недрах. Им разрешалось иметь фабрики и заводы, заниматься торговлей. Дворяне получили право формировать свои сословные организации — уездные и губернские дворянские собрания. Судить дворянина мог только дворянский суд. Без согласия императора он не мог быть лишен жизни, чести и сословного звания.

Духовенство как сословие складывалось в процессе развития феодализма. Владея большим количеством земли и крестьян, оно представляло собой значительную политическую силу. В период абсолютизма, когда церковь была подчинена государству, усилилась и правовая регламентация духовного сословия. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское).

Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных, удельных (дворцовых).

В XVII—XVIII вв. поселения вокруг основанных предприятий, заводов, крупных центров торговли стали преобразовываться в города. Оформлялось городское сословие. В соответствии с регламентом Главного магистрата 1721 г. посадское население делилось на знатных, регулярных граждан и «подлых» людей.

Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. В первую гильдию входили: банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих кораблей, золотых и серебряных дел мастера, живописцы, иконописцы и др. Ко второй гильдии относились столяры, портные, сапожники и другие ремесленники и мелкие торговцы. Гильдии управлялись гильдейскими сходами и избираемыми на них старшинами.

Посадское население формировало органы самоуправления — посадские сходы и магистраты. Посадские сходы избирали посадского старосту, членов магистрата и должностных лиц по казенным сборам. Посадское население несло рекрутскую и постойную повинности. Оно облагалось различными денежными сборами: «стрелецкие деньги», «десятая деньга», сборы с бань, постоялых дворов и т. д. Введенная подушная подать заменила почти все посадские налоги.

1) Государственный строй в России в 18 веке.

Развитие сословно-представительной монархии в конце 17го века превратилось в ее упадок. Кризис сословно представительных органов привел к тому, что в стране участились дворцовые перевороты. Усилению власти царя в свою очередь противодействовали центробежные тенденции: с одной стороны независимость боярской аристократии, с другой стороны – огромные размеры России. Вопрос о престолонаследии встал после того, что в 1682 году умер сын Алексея Михайловича Фёдр. Претендентов было двое: Петр, которому было 10 лет и его старший брат – Иван. В борьбу за власть вмешалась сестра Софья. Денастийный кризис затянулся на 7 лет и в 1689 году успешно разрешился в пользу Петра, именно с Петром 1 мы связываем возникновение абсолютизма в России.

Абсолютизм (абсолютная монархия) характеризуется признаками:

1) Наличие сильного бюрократического аппарата.

2) Наличие регулярной армии

3) Абсолютная власть царя (императора)

4) Сильно развитое законодательство, иногда переходящее в легисломанию (страх к законодательству).

Переход к абсолютной монархии был оформлен реформами Петра 1, которые продолжались с 1698 по 1725 год. Всего Петр проводил более 20 реформ, из который можно выделить 5:

1) Создание армии и флота

2) Создание промышленности и торговли

3) Государственная реформа

4) Сословная реформа

5) Церковная реформа

Абсолютная монархия просуществовала в России в плоть до 1906го года, когда появились ограничения конституционного характера.

Государственный строй:

Развитие государства при Петре 1 происходило в сторону усиления централизации власти вокруг императора. В октябре 1721 года благодарный Сенат и Синод присвоил Петру Первому титул Императора и Отца отечества за победу в Северной Войне. В древности титул императора присваивался Римским полководцам за выигранные войны, после императорами именовали всех правителей Римской империи. О начала 18 века в мире существовало 4 империи: Китайская, Японская, Турецкая (Атаманская) и Империя Моголов в Индии. Российская Империя стала 5ой и престиж страны резко возрос. Титул императора был отражен и в правовых источниках; воинском артикуле 1715 года говорилось в ст. 20 в примечании: Император никому отчета в своих действиях не дает, кроме всевышнего. В другом месте говорилось о том, что повиноваться государю не за страх, а за совесть сам Бог повиливает.

Император издавал указы, которые были обязательны к исполнению, управлял войском, флотом, вел дипломатические переговоры, учувствовал в военных действиях, объявлял войну и заключал мир, решал вопросы о престолонаследии и был высшей судебной инстанцией.

Все эти функции свидетельствовали о абсолютной власти монарха, ярко проявилась эта тенденция: указ о престолонаследии 1722 года. У Петра 1 не осталось наследников мужского населения, и Петр в своем указе разрешил назначать наследником любого, есть письмо Петра первого Сенату, наспанное в 1711 году во время Прусского похода; в этом письме Петр указывает Сенату, чтобы избрали новым царем лучшего из Сената. Он действовал до 1797 года, пока его не отменил Павел 1. По указу 1762 году престол наследовала природная немка Софья-Фредерика-Доратея-Августа-Ангальт-Цербцкая , будущая Екатерина 2, которая никаких прав на престол не имела, более того когда Павел Первый стал совершеннолетним не передала ему престол..

Вторым по значению государственным органом был Сенат. В 1704 году перестала собираться Боярская Дума и встал вопрос о создании нового органа власти, так как с расширение функция государя требовался штат надежных помощников. Сенат был создан в 1711 году во время подготовки Прусского похода и первоначально состоял из 9ти сенаторов, которые являлись ближайшими сподвижниками Петра 1го. Сенат обладал широкими полномочиями, особенно в отсутствии императора, по этому сенаторы могла заключать мир, объявлять войну, т.е полностью замещать императора, но с развитием абсолютной монархии, заметив что сенат перестал исполнять свои функции, Петр назначил в 1722 году своим указом должность генерал прокурора, таким образом в России появилась прокуратура и в ее обязанности входило:

1) Надзор за законностью и исполнением закона.

2) Надзор за исполнение своих обязанностей должностными лицами

3) Надзор за поимкой преступников и раскрытием преступления

4) Другие надзорные функции.

Все эти функции прокуратуры сохранялись за нею да конца 18 го века почти неизменно. Сам Сенат в течении 18 го века несколько раз реформировался и при Анне Иоанновне превратился в Верховный Тайный Совет, при Елизавете в Конференцию, и лишь Екатерина 2 восстановила сенат и придала ему функции высшего судебного органа. Генерал-прокурор при Екатерине 2 стал играть роль второго человека в государстве. Приказная система в начале 18го века практически прекратила свое существование, но без центральных органов управления обойтись было невозможно. Поэтому Петр начинает создание коллегиального управления в России. По германским и шведским образцам были взяты коллегиальное устройство и в 1717 – 1719 годах в России было создано 11 коллегий. Наиболее важными были 3:

1) Военная коллегия

2) Адмиралтейство

3) Коллегия Иностранных Дел.

Кроме этого особую роль играла Коллегия Юстиц, главной задачей которой являлась издание законов их проверка и исполнение законов на местах.

Промышленность ведало сразу 3 коллегии, Мануфактур коллегия, Ведала заводами, Берт Коллегия – полезными ископаемыми, Штат Контроль Коллегия – расходами.

Отдельным видом коллегии был Синод, который состоял из 12 митрополитов и возглавлялся генерал-порутчиком, позже появилась должность обер-прокурора Синода.

Титул Патриарха был упразднен, так как церковь в первые годы Реформ Петра находилась в оппозиции к государю.

Еще одним моментом развития коллегий являлось коллегиальное управление, вопросы в коллегиях решались на тайном голосовании, в котором участвовали все чиновники, и результаты голосование не зависли от воли начальства. Такой способ решения дела противоречил абсолютизму как понятию и к концу 18 го века осталось всего 3 коллегии. Военная, Адмиралтейство и Коллегия Иностранных Дел.

Полиция была образована указами Петра первого 1717-1718 годах. Полиция делилась на 2 части:

1) Государственная Полиция (функции: 1. Охрана жизни и здоровья государя, его семьи и близких; 2. Поимка особо опасных гос преступников, пресечение заговоров мятежей и восстаний, 3. Расследование Дел Государственного Значения. 4. Вынесение Судебный приговоров.

2) Охрана Общественного Правопорядка. ( функции: занималась поимкой уголовных преступников, охраной общественного порядка, раскрытием уголовный преступлений.

Особым органом государственной власти являлся фискалитет.Он был создан в 1714 году и играл роль наблюдателей за исполнением закона. Указ от 17 марта 1714 года определил структуру и штаты фискалов как в центре, так и на местах. В статье первой указа на фискалов возлагалась следующая задача – проведывать и доносить тайно о всех нарушениях закона, Фискалы до создания прокуратуры выполняли ее функции по надзору за исполнением указов и регламентов должностными лицами. Фискалы должны были так же следить за доходами и расходами а так же всеми средствами изыскивать новые налоги и прибыли, особенно с крестьян. Именно с этого момента налоги стали брать с гробов, дыма, с бород, и др…

Налоги: за неправильный донос фискалы не наказывались, а за достоверную информацию получали вознаграждение – 50% штрафа. Доносы фискалов шли на самый верх и рассматривались в сенате, где существовала специальная расплавная палата, состоявшая из 2х сенаторов. На месте фискалы подчинялись губернатору на местах и докладывали ему о всех правонарушениях, затем была введена должность обер-фискала, и фискалы стали подчиняться ему.

При усилении государства система фискалитета перестала отвечать всем требованиям государственной власти. Фискалы допускали злоупотребление, один из них написал донос на целый город, в 1732 году Анна Иоанновна упразднила службу фискалитета. Местная система управления была преобразована в самый разгар северной войны – 1708 году. Вся страна была поделена на губернии (восемь):Санкт-Петербургская, Московская, Казанская…губернии были очень большими и между ними не было даже границ, по этому губернии были поделены на провинции, а провинции на дистрикты (районы). 1719 году появилось 11 губерний, а при Екатерине 2 вся страна была поделена на 50 губерний. Во главе губернии стоял губернатор, с широкими полномочиями и функциями:

1) Военные: управление войсками, постройка крепостей и укреплений, заготовка провианта, контроль за рекрутскими наборами.

2) Финансовая: надзор за повинностями и поступлением налогов

3) Полицейская: поимка беглых, возвращение их хозяевам., паспортный режим, борьба с эпидемиями, почтовое дело,

При губернаторе была создана ландратская коллегия, из 12ти дворян, губернатор советовался с ней в сложных ситуациях. И они принимали совместное решение. Петр при воеводах создает ряд должностей: земские камериры, которые занимались финансами, земские казначеи, которые занимались выдачей денег, провиантмейстеры, вальтместеры, которые ведали лесами. Таки образом был создан мощный бюрократический аппарат, который оказался бесполезен и после смерти Петра 1го упразднен.

1775году Екатерина 2 издала памятник: «учреждения к управлению губерний», губерний стало 40. затем 50 из расчета 300-400 душ, губернии делились на уезды, а уезды на волости, которая состояла из 5-10 сел.

При Екатерине 2 была создана новая система губернского управления: руководил губернией чаще всего генерал-губернатор. У него был вице-губернатор, городничий и специальный орган – губернское правление, которая состояла из губернатора, двух его советников и губернского прокурора. Вице губернатор возглавлял казенную палату и ведал доходами и расходами, казенными зданиями, откупами, монополиями и подрядами. Во главе уезда находился земский исправник или капитан-исправник, который выбирался из местного дворянства и занимался всеми делами уезда на местах власть осуществляли земские старосты, а после издания жалованной грамоты дворянства 1785 году были созданы специальные дворянские органы самоуправления. Губернский дворянские собрания и уездные, во главе собрания находился предводитель (этот термин сохранился до 1917 года), дворяне обсуждали на собраниях свои проблем и изложив проблемы на бумаге и делали представления сенату или императору.

Городское управление при Петре Первом было реформировано по городовому уложению 1721 года, по этому уложению в городах были созданы магистраты, а в уездах ратуши, они занимались народным образованием, сбором налогов, судебными и полицейскими функциями.

При Екатерине была создана новая система городского управления, жители городов имеющие доход не менее 50ти рублей. Должны были избирать и избираться в общую думу на 3 года. Общая дума выбирала шестигласную думу, как постоянный орган управления. во главе города находился городской глава. Политика была направлена на то чтобы образовать мощное полицейское государство с сильным бюрократическим аппаратом и регулярной армией.

Сословная реформа Петра первого:

1. Дворянство: характерно при абсолютной монархии является стремлениемаксимально регламентировать все стороны жизни каждого сословия, законодатель стремился определить правовой статус групп, и закрепить их социальные действия. В первой четверти 18 го века окончательно оформляется и на 2 столетия закрепляются основные сословия государства: дворянство, духовенство, городское население и крестьянство. Первым шагом к правовому оформлению дворянства как сословия, указ об отмене местничества 1686 года, окончательно же деление на бояр и дворян было упразднено указом о единонаследии 1714 года. В нем говорилась: если у помещика 20 десяти земли и 5 сыновей. То каждый из них наследует 4 десятины. В свою очередь о каждого сына еще 5 сыновей, которые наследуют 0,8 десятины. И в 3м поколении помещик превращается в крестьянина. Петр первый запретил наследование, кроме старшего сына, остальные сыновья должны были идти на военную штатскую службу. Служба при Петре Первом была пожизненной и уйти с нее можно было уйти по 2м причинам: смерть и явная инвалидность. Дворяне всеми способами стремились уклониться от воинской службы. При Анне Иоанновне срок службы лыл ограничен 25 гдами и помещики стали записывать своих сыновей еще до рождения в полки.

Добавить комментарий