Государство древней Индии

Индия — государство Южной Азии, расположенное на полуострове Индостан. Индия как государство в своих настоящих границах было создано в 1947 г., когда она британским правительством была разделена на два самостоятельных доминиона Индию и Пакистан. Однако нельзя забывать, что исторические и современные границы Индии различны, многие исторические области, некогда принадлежавшие Индии, сейчас входят в состав соседних государств.

Большое влияние на судьбу Индии оказали ее внешние границы. С одной стороны, Индия благодаря своим границам изолирована от внешнего мира. На северной, северо-западной и северо-восточной границах страны находятся горные хребты (Гималаи, Каракорум, Пурвачал), а с других сторон она омывается водами Индийского океана (Аравийское море, Бенгальский залив). Эта изолированность естественно отразилась на истории и культуре Индии. Исторический путь Индии уникален, а Индийская культура отличается самобытностью.

Тем не менее на территорию Индии издревле вели горные проходы, которые служили воротами в Индию как для торговых караванов, так и для армий завоевателей. В основном речь идет о северо-западной границе, где находятся такие горные перевалы как: Хайберский, Гомал, Болан, через которые с территории современного Афганистана в Индию пришли почти все завоеватели (арии, персы, Александр Македонский, Махмуд Газневидский, Мухаммед Гури, Бабур). Кроме того в Индию можно попасть с севера и северо-востока из Китая и Мьянмы.

Если говорить о морской границе Индии, то несмотря на ее большую протяженность, Индия никогда не считалась сильной морской державой. Это объясняется тем, что береговая линия слабо расчленена, поэтому естественных гаваней на побережье, где парусные суда могли бы укрыться от ветров, мало. В основном индийские порты расположены либо в устьях рек либо устроены искусственно. Трудности для мореплавателей создавали также мелководье и рифы у берегов Индии. Тем не менее попытки попробовать себя в роли мореплавателей индийцы все же предпринимали.

В истории и этнографии Индию традиционно делят на три физико-географические области: 1)Индо-Гангская равнина, 2)Деканское плоскогорье (Декан), 3) Дальний Юг.

Индо-Гангская равнина исторически является наиболее важной частью Индии, поскольку именно там всегда находились великие империи. Эта северная равнина делится на две части пустыней Тар и горами Аравалли. Западная часть орошается водами Инда, а восточная – Гангом и его притоками. Благодаря рекам почва здесь плодородная, что вело к процветанию местного населения. Именно здесь возникали великие цивилизации древности и средневековые государства. Именно Индо-Гангская долина больше всего подвергалась завоеваниям, пять решающих битв в индийской истории произошли на ее земле.

Индию можно назвать страной контрастов. Существует известная фраза «Индия – мир в миниатюре». Если говорить о климате, то в Индии он различается от сухих морозов Гималаев до тропической жары Конкана и Коромандельского побережья. В Индии можно найти все три типа климата: арктический, умеренный и тропический. То же самое касается и осадков. В Индии есть очень засушливые места, такие как пустыня Тар, и с другой стороны самая влажная точка планеты — Черрапунджи.

Английский историк Смит называет Индию «этнографическим музеем», и не без причин. Индия музей культов, обычаев, вер, культур, религий, языков, расовых типов и различий. С незапамятных времен в Индию приходили народы, принадлежавшие к разным расам (арии, персы, греки, тюрки и т.д.). В Индии проживает множество народностей, у всех у них собственные традиции, обычаи и языки. В Индии существует огромное разнообразие религиозных направлений. Сюда входят и мировые религии – буддизм, ислам, христианство; религии местного значения – сикхизм, джайнизм и множество других. Самой распространенной религией в Индии является индуизм, ее исповедует большинство индийского населения.

Индийская культура и история одна из древнейших на земле. По оценкам некоторых историков индийская история не уступает по древности историям Египта и Шумера. Хараппская цивилизация в долине Инда возникла приблизительно в 2500 г. до н.э. и просуществовала приблизительно тысячелетие, т е до 1500 г. до н.э. Большинство основных городов этой цивилизации располагались вдоль берегов Инда. Первые масштабные исследования ее начались в 1921 г. Название эта цивилизация получила по названию первого найденного крупного города. Второй наиболее известный и крупный город Индской цивилизации был Махенджо-Даро (Холм мертвых).

Этнический состав населения долины Инда и его корни до сих пор остаются загадкой. Хараппская культура была городской, причем все города были построены по единому плану. Индийцы той эпохи вели активную торговлю с другими странами, занимались ремеслом, сельским хозяйством и скотоводством. У них была письменность, которая, к сожалению, не расшифрована, поэтому эту культуру изучают по археологическим находкам. Причины упадка этой цивилизации до сих пор четко не определены, но скорее всего она связана с природными катаклизмами. Последние центры Хараппской культуры возможно пали от рук ариев, которые пришли в Индии приблизительно в 1500 г. до н.э.

Арии – это кочевые племена, которые вторглись в Индию с северо-запада, через Хайберский проход. Практически единственным источником наших знаний об этом периоде являются литературные памятники (Веды), археологические же данные очень скудны. У древних ариев не было письменности, и ведийские тексты передавались из уст в уста, позже они были записаны на санскрите. Период первых арийских поселений, который изучается по ведам, называется ведийский период. Характерной чертой ведийской эпохи является доминирование в жизни общества религии и ритуальных культов. Многие элементы из ведийской религии вошли в индуизм. Именно в этот период наметилось разделение общества на брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Ведийская эпоха длилась до VI в. до н.э., до образования первых государств в долине Ганга.

VI в. – эпоха перемен. В этот период помимо появления первых государств, появились и новые религии, главные из которых Джайнизм и Буддизм. Буддийские и Джайнские тексты имеют не только сакральную ценность, но и историческую, поскольку информацию о государствах той эпохи мы в основном черпаем из них. По буддийским источникам в то время существовало 16 государств, которые постоянно воевали между собой. К IV в. до н.э. наметилась тенденция к объединению, количество государств уменьшилось, но политическую раздробленность преодолеть еще не удалось. Существующая политическая нестабильность в стране сделала Индию легкой добычей для Александра Македонского, который вторгся на ее территорию в 326 г. до н.э. Далеко в глубь страны великий завоеватель не пошел, он вынужден был покинуть страну, не дойдя до долины Ганга. Он оставил в Индии некоторые гарнизоны, которые позже ассимилировались с местным населением.

Магадха–Маурийская эпоха (IV в. до н.э. – I в.). После ухода Александра Македонского к правителям пришло осознание необходимости объединения, и лидером объединения стал правитель государства Магадха Чандрагупта Маурья (317 г. до н.э.) – основатель династии Маурья. Столицей Магадхи был город Паталипутра. Самым известным правителем этой династии был Ашока (268 — 231 гг. до н.э.). Он прославился как распространитель буддизма, политика его государства во многих аспектах также базировалась на религиозно-этических нормах буддизма. В 180 г. до н.э. Династию Маурьев свергла династия Шунгов. Это была слабая династия, и некогда великое государство Маурьев распалось.

До IV в. в. власть делили между собой кланы и племена. В 320 г. была основана новая династия Гуптов (IV – VI вв.), под их властью была создана обширная империя. Эпоха Гуптов – период расцвета, «золотой век» культуры Древней Индии. Наибольшим покровительством пользовались литература и архитектура. В VI в. империя Гуптов оказалась на грани распада и пала под натиском вторгнувшихся на территорию Индии кочевых племен (гунны).

После падения государства Гуптов в стране началась политическая раздробленность. Первым, кто после Гуптов попытался объединить страну в рамках единого государства, был Харша (Харшавардхан), он вступил на трон в 606 г. и правил до 646 г. Именно с него принято считать начало средневековой истории Индии. Столицей государства Харши был Канаудж. Он был правителем-просветителем. Покровительствовал литературе и науке, благосклонно относился к буддизму. У Харши не было сильных приемников, сразу после его смерти его государство распалось, и вновь последовал период политического распада. В условиях феодальной раздробленности индийские правители не смогли дать отпор новой угрозе – мусульманским завоеваниям.

Первыми из мусульман на территорию Индии вступили арабы. Арабы к своим завоевательным компаниям приступили после смерти Мухаммеда (632 г.). К VIII веку очередь дошла до Индии. В своих завоеваниях арабы ограничились территорией Синда. Основные их завоевания были связаны с именем Мухаммеда-ибн-Касима (712 г.). Их походы были грабительские, и арабы никаких коренных изменений в управление Индией не внесли, но они впервые организовали на территории Индии мусульманские поселения с отличной от традиционной индийской системой управления.

Следующим завоевателем был Махмуд Газневидский. Газна это княжество в Афганистане. Первый свой поход он совершил в 1000 г., и взял за традицию ходить в Индию каждый год. Последний свой поход он совершил в 1027 г. Постепенно Газна утратила свое политическое влияние, и ее правители уступили власть другому афганскому княжеству Гур. Правители Гура также не смогли обойти своим вниманием Индию, и возглавлял эти походы Мухаммед Гури. Первый поход он совершил в 1175 г., а последний в 1205 г.. Мухаммед Гури в качестве наместника в Индии оставил своего военачальника Кутб-уд-дин Айбека, который вскоре стал править как независимый правитель, и именно с него начинается эпоха Делийского султаната (1206-1526 гг.).

В Делийском Султанате было четыре династии: Гулямы (1206-1287 гг.), Хилджи (1290-1320 гг.), Туглаки (1320-1414 гг.), Сайиды (1414-1451 гг.), Лоди (1451-1526 гг.). Султаны Дели свои военные кампании больше не ограничивали северо-западом страны, а вели их по всей территории Индии. Основная цель их внутренней политики сводилась к завоеваниям, административная система султанов Дели была разрозненной и плохо контролировалась. В период Делийского султаната Индия подверглась нападению монголов и вторжению Тимура (1398-1399 гг.). В 1470 г. Индию посетил русский купец Афанасий Никитин. Но он посетил не Делийский султанат, а одно из государств на Декане – государство Бахманидов. Закончилась история Делийского султаната в битве при Панипате 1526 г., когда победу над правителем из династии Лоди одержал Бабур. Он стал основателем империи Великих Моголов: Бабур (1526-1530 гг.), Хумаюн (1530-1556 гг.), Акбар (1556-1605 гг.), Джахангир (1605-1627 гг.), Шах Джахан (1627-1658 гг.), Аурангзеб (1658-1707 гг.), Поздние Моголы (1707-1858 гг.). Эта эпоха насыщена событиями как во внешней, так и во внутренней политике Индии. Военная стратегия Бабура, реформы Акбара, великие строения Шах Джахана, непримиримость Аурангзеба прославили мусульманских правителей Индии далеко за ее пределами.

Новая история Индии – это эпоха европейцев. Первыми, кто открыли путь в Индию, были португальцы. Васко да Гама достиг берегов Индии в 1498 г. Они обосновались на западном побережье страны (Гоа-Диу). Их власть всегда ограничивалась береговой линией, вглубь страны они не шли. Постепенно свои приоритеты они уступили голландцам, которые начали свою деятельность с 1595 г. Еще одним претендентом на индийские торговые владения были французы, которые пришли в Индию в 1664 г.

История английской Ост-Индской компании берет свое начало с 1600 г. Отправной точкой завоевания Индии англичанами принято считать битву при Плесси 1757 г., когда английский военачальник Роберт Клайв одержал победу над правителем Бенгалии Сирадж-уд-доулой. Завершилось установление британского владычества в Индии к 1856 г. Индия стала «жемчужиной» британских колониальных владений. Она была как сырьевой базой так и рынком сбыта для Великобритании.

Индийцы не готовы были мириться со своим положением, в стране вспыхивали восстания (Великое Сипайское восстание ( 1857 — 1859 гг.), организовывалось национально – освободительное движение. Лидеры движения за независимость такие как: Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, Бал Гангадхар Тилак, Винаяка Дамодар Саваркар придерживались разных взглядов на путь к освобождению. Великий мыслитель XX века Мохандас Карамчанд Ганди (Махатма Ганди) считал, что путь к свободе лежит через «ахимсу» (ненасилие). Он пропагандировал, что бойкоты и бездействие гораздо эффективнее силовых и вооруженных методов борьбы.

20 февраля 1947 г. премьер-министр Великобритании Клемент Ричард Эттли объявил о готовности британского правительства предоставить Индии полную независимость самое позднее — к июню 1948 года. После переговоров со всеми заинтересованными сторонами и ряда согласований генерал-губернатор Индии Луис Маунтбеттен представил план раздела Британской Индии на два независимых государства: мусульманское и индуистское. На основе этого плана британский парламент разработал и принял Акт о независимости Индии, который получил королевское одобрение 18 июля 1947 г. В полночь 14/15 августа 1947 г. Индия стала независимым государством.

15 августа 1947 г. – День независимости Индии. Первым премьер-министром Индии был Джавахарлал Неру. Раздел Индии, осуществленный по религиозному принципу, сопровождался многочисленными жертвами. Те регионы, где большинство населения составляли мусульмане отошли к Пакистану, а остальные к Индии. Спорной территорией до сих пор остается Кашмир.

Согласно Конституции, принятой в 1950 г., Индия является суверенной федеративной светской демократической республикой. До 1990-х гг. власть в стране принадлежала партии Индийский национальный конгресс (ИНК) и клану Неру-Ганди. С 1990-х гг. Индия жила в условиях коалиционного правительства. На парламентских выборах 2014 г. решительную победу одержала Индийская народная партия (БДП), а на пост премьер-министра был избран Нарендра Моди.

Cмотрите также:

Monographs and Papers
Monographs and Papers

Индийские танцы
Индийский танец – понятие более многогранное; это целый мир, неразрывно связанный с музыкой, пением, театром, литературой, религией и философией.

Центры изучения Индии в России
Где в России изучают Индию

Языки Индии
Индия — огромная страна, она сама по себе представляет собой целый мир, поражает разнообразие во всём, и языки — не исключение.

Зографские Чтения
Международная конференция «Зографские Чтения»

Изучение Древней Индии
Преподавание индийских языков и литературы в Санкт-Петербургском университете началось в 1836 г, когда для чтения лекций по санскриту и сравнительному языкознанию был приглашен Р. Х. Ленц. (1808-1836), но систематическое изучение индийской филологии началось уже после создания Факультета Восточных Языков и открытия на нем кафедры индийской филологии (1958 г.).

Информационный индологический центр СПбГУ
Об Индийском информационном центре, контактная информация, область деятельности, цели.

История Индии, цивилизация долины Инда
До начала ХХ столетия считалось, что история Древней Индии начинается с прихода в неё с северо-запада воинственных кочевников — арийских племён, носителей архаичной ведической культуры, а то, что было до них — лишь первобытные примитивные племена, история которых покрыта мраком

Государство Древней Индии образовалось в устьях рек Инде, пять притоков которого образуют Пенджаб (Пятиречье) и Ганге, где были наиболее благоприятные условия для занятия скотоводством и земледелием. Очень рано в этих районах вследствие недостатка влаги была создана система искусственного орошения.

В конце 3-го тысячелетия до нашей эры с северо-запада на территорию Индии вторглись кочевые племена ариев, которые разрушили древнеиндийскую цивилизацию.

Основными периодами в истории государства и права Древней Индии можно считать:

1. Разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческого государства (II половина II тысячелетия до нашей эры);

2. Рабовладельческое государство в долине Ганга и Инда (II тысячелетия до нашей эры — IV в. до нашей эры);

3. Централизованное государство Мауриев (IV-III в.в. до нашей эры);

4. Кризис и феодализация государства (III в. до нашей эры — IV в. нашей эры). На территории Индии обитали многочисленные племена, различавшиеся по уровню развития, говорящие на разных языках. Существование ведической литературы, т. е. 4-х сборников Вед (Ригведа, Самоведа, Яджирведа, Атхарваведа) религиозного содержания, свидетельствует о том, что одни делились на родовые колена (джана) во главе с родовыми старейшинами. Племенные родовые вожди были выборными. Они были военными предводителями и отправляли жреческие и судебные функции.

Общественный строй

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Для общественного строя Индии характерно довольно длительное сохранение общинных порядков — следствие медленного развития производительных сил. Другая характерная черта- деление общества на Варны (‘Варна’ — в буквальном переводе означает «цвет» и «качество»).

Варны — это 4сословия (страты, касты), возникшие в период разложения крепостного строя: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Водной из священных книг индейцев «Рикведы» (2-е тыс. до нашей эры) говорится о том, что воплощение Брахмы- человека Пурушу разделили на несколько частей: «Его уста стали брахманами, кшатриями сделались его руки, вайшьи — это его бедра, а из ног родились шудры».

Варна брахманов занимала самое высокое положение в обществе, была сильна единство, имела монопольное право толковать законы и давать советы представителям других варн. Брахманы принимали активное участие в управлении государства. Брахман мог потребовать от членов других Варн все, что он желал. Все были обязаны содействовать брахману, его личность была неприкосновенна.

Кшатрии — вторая группа господствующего класса. Варна возникла в результате войн и постепенно превратилась в правящую Варну. Законы Ману возлагали на кшатриев обязанность «охранять» подданных, приносить жертвоприношения и изучать веды. Варна кшатриев была менее замкнута, чем первая.

Варна вайшьев была наиболее многочисленной. Она состояла из всех свободных общинников, не вошедших впервые две Варны. Это была Варна земледельцев, ремесленников и торговцев, создающих все необходимое для пропитания себе и другим. Членом варны вайшье приписывалось пасти скот, хорошо разбираться в стоимости товаров, заботится об увеличении своего имущества. Варна вайшьев являлась угнетенным классом, члены которого были обязаны платить государству высокие налоги.

Шудры занимали самое низшее положение среди Варн. Члены этой Варны были представителями покоренных армиями племен. Формально они небыли рабами. Но законы Ману возлагали на них обязанность обслуживать высшие Варны. Шудры не пользовались политическими правами, хотя лично были свободны, могли иметь семьи и приобретать имущество.

На самой низшей ступени среди свободных людей были «неприкасаемые» (чандалы и другие), рожденные от смешенных браков.

В памятниках древнеиндийского права — Законах Ману и Артхашастре упоминается о нескольких разрядах рабов. Основным источником рабства в Древней Индии были:

o а) обращение в рабов военнопленных;

o б) естественное воспроизводство;

o в) продажа свободных в рабство;

o г) долевое рабство;

o д) рабство вследствие совершения преступления.

Рабов было меньше, чем в Риме, рабский труд не является основой производства.

Государственный строй

В Индии, как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которое характеризовалось всевластием монарха, бесправным положением подданных, наличием централизованного бюрократического аппарата. В Индийском государстве имелось 3ведомства, выполнявших функции рабовладельческого государства:

  • финансовое ведомство;
  • военное ведомство;
  • ведомство публичных работ.

Царь

Как учили брахманы — государственная власть имеет божественное значение! В царской власти получает отражение внешнее единство народа в противоположность внутреннему единству, проявляющему в религии. Цари в Индии обладали верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Но царь не является верховным жрецом. Он должен был, по учению брахманов, подчиняться им. Таким образом, светская и духовная власть не были сосредоточенны в одних руках, поэтому обожествление царя не достигало никогда таких размеров, как в Египте.

Центральный аппарат возглавляли семь или восемь министров, назначаемые царем.

При царе существовал Совет, в который входили министры. С одним из министров царь совещался по наиболее важным государственным делам и вместе с ним принимал решение.

Во главе финансового ведомства стоял главный сборщик налогов с большой командой чиновников. В казну взималась 1/12или 1/6часть урожая зерновых культур, лекарственных трав и плодов, 1/50часть скота и золота и т. д. (Сборник брахманской школы Гаттамы дает точный перечень размеров налогов). Кроме налогов, взимаемых в натуральной форме, в царскую казну шли штрафы, налагаемые судьями.

Руководство военным ведомством осуществлял Военный Совет, состоящий из 30 человек. Военный Совет распадался на 6 коллегий, в каждой из которых стоял старшина офицеров (аднакша). Армия состояла из 4 родов войск (пехоты, кавалерии, боевых слонов и колесниц) и военного флота.

Ведомство публичных работ в Индии не получило такого развития, как в Египте или Вавилоне. Наблюдение за множеством каналов, руководство строительством новых домов осуществляло ведомство орошения. Основные работы выполняли вайшьи и рабы. Если земледелец или община своими силами строила водоемы или пруды, то освобождались от налогов на 4-5 лет.

Местное управление. Во главе каждого селения стоял Староста, 10 селений — десятский, во главе 20 — староста 20, сотня селений — сотский, 1000селений — тысяцкий. Они выполняли обязанность:

o а) сохранение общественного порядка;

o б) борьба с преступлениями.

Во главе города стоял главный управляющий всеми делами; городской совет, состоящий из 6 коллегий, ведавших:

  • ремесленно-промышленным производством;
  • торговлей иностранцев;
  • учетом населения города;
  • регулированием торговли и порядком на торговых местах;
  • торговлей текстильными изделиями;
  • сбором с доходов от продажи (налог равнялся 1/10части).

Судебная система в Индии

Поучению брахманов, правосудие считалось одной из главных задач государства. Высшая судебная власть принадлежала царю, который осуществлял судебную власть совместно с назначенными из брахманов советниками. Впомощь своим советникам царь назначает еще 3брахманов, сведущих в священных книгах. Встране имелись высшие и низшие суды: сторона, неудовлетворенная решением суда, могла обратится в высший суд для нового рассмотрения.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Основная характеристика государства Древней Индии

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Основная характеристика государства Древней Индии

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Основная характеристика государства Древней Индии

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Первые государственные образования возникли в северной части полуострова Индостан, в долинах рек Инд и Ганг, во 2 тыс. до н.э.

В середине 2 тыс. до н.э. на территорию вторглись племена ариев. Они разрушили древнюю цивилизацию, часть населения изгнали.

В процессе разложения родоплеменных отношений и имущественно-социальной дифференциации возникла государственность.

Периодизация:

1. Рабовладельческое государство (2 тыс. до н.э. – IV в. до н.э.)

2. Централизованное государство Маурьев (IV в. до н.э. – II в. до н.э.)

3. Период упадка, раздробленность, формирование феодальных отношений (II в. до н.э. – IV в. н.э.)

Общественный строй:

Все население жестко разделено на социальные слои – варны:

– Брахманы (жрецы)

– Кшатрии (военачальники)

– Вайшьи (ремесленники)

– Шудры (слуги)

Первые две варны управляли государством и назывались благородными, двурожденными, т.к. при жизни перейти из одной варны в другую было невозможно, но после смерти душа могла вселиться во второй жизни в тело брахмана или кшатрии, при условии, что человек в перовй жизни соблюдал законы, был предан правителям и т.д.

Представителем оппозиционной идеологии стал принц Сиддхартха Гаутама – Будда («Просветленный»). Он говорил, что если человек получит знание, он сможет управлять страной, даже если он из низшего сословия.

Знаниям учили в буддийских общинах. Первые носители этих идей преследовались, но потом власти стали приспосабливаться к этой неконтролируемой ситуации.

После принятия царем Ашокой буддизма оппозиционная идеология становится государственной.

Затем идеи брахманизма и буддизма слились, образовав религию индуизма. В чистом виде буддизм распространился в других странах.

Государственный строй:

Центральное управление: во главе магаражда.

Наибольшего развития государство достигло в период правления Чандрагупты Маурья. Он возглавил сопротивление захвату Александра Македонского и объединил народ.

При магарадже была система чиновничьего аппарата.

Паришад – коллективный орган, состоявший из брахманов и аристократов, совет при магарадже.

Пурохита – главный жрец и советник

Сенапати – главнокомандующий

Охармадьякша – верховный царский судья

Чиновники делились на 3 ведомства: военное, финансовое и общественно-строительных работ.

Местное управление:

Государство делилось на провинции, во главе которых стояли выборные или назначаемые правители.

Армией руководил военный совет, который делился на коллегии, ведавшие:

– Пехотой

– Кавалерией

– Слонами

– Колесницами

– Флотом

– Транспортом вооружения

Сформировалась сильная налоговая система, государственная монополия, чтобы содержать армию.

Право Индии.

Главный источник права – Законы Ману; полное название: Манава-дхарма-шастра

Доминировала государственная собственность в лице главы государства — раджи.

По структуре: 12 глав и 2685 статей в виде двустиший (шлок)

I глава описывает представления о происхождении Вселенной, сословий (варн), человеческого общества;

II — правила жизни в период обучения;

III-IV — правила жизни семьянина-домохозяина;

V — некоторые религиозные нормы;

VI — правила жизни отшельника;

VII — наставления об обязанностях царя и управлении государством;

VIII — наставления о судопроизводстве и юридической практике;

IX-X посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;

XI — предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов;

XII — описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.

Носили ярко выраженный социальный характер (представители разных варн за одно и то же преступление получали разное наказание). Для брахманов самым суровым наказанием было выселение.

Казуистичность: законодатели описывали конкретные деяния, старались их все предвидеть, а не описывали инцидент общими словами («повредил ногу, руку и др.», но не «нанес телесные повреждения»). Нет общих понятий.

Формализм: строго описан порядок судебного процесса

Символизм: использование символов — цветов, растений и др., символизирующих деяния.

В законах Ману были приведены 7 законных способов приобретения имущества: наследование, получение в дар или находка, покупка (для всех), завоевание (кшатрии), ростовщичество (ремесленники), исполнение работ (ремесленники), получение приношений (для брахманов).

Договорно-обязательственное право:

Договор купли-продажи, займа, найма, дарения, поклажи (перевозки), товарищество (2 и более субъекта вкладываются для достижения цели — современные ЗАО, ОАО). Договор не являлся действительным, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком или лицом, не уполномоченным заключать этот договор (рабы, шудры). Также должен заключаться добровольно с согласия двух сторон. Отсюда вытекает, что договор, заключенный с помощью обмана или насилия является недействительным.

Семейно-брачные отношения и наследственное право:

Встречается много противоречий. Доминирующим является патриархальный уклад. Семейное имущество в руках главы семьи — старшего мужчины, имел право наказывать членов семьи и слуг. Положение женщин принижено, они полностью во власти мужчин — отца, мужа или сына. Женщина приспособлена только для рождения детей, не самостоятельна.

Смешанные браки запрещались (кроме брахманов).

Наследовать могли двумя способами: наследство делилось поровну между сыновьями, либо наследовал старший сын. Дочери не наследовали, лишь получали приданое.

Преступления и наказания.

Уголовно-правовые нормы отдельно от других норм не выделялись.

Преступления:

– государственные (мятежи, заговоры и др.)

– против отдельных лиц (убийства, оскорбления и др.)

– против семейных устоев (разговор с чужой женой отдельно от всех и др.)

Наказания по принципу талиона.

Наказание зависело от варн. За оскорбление «дважды рожденного» вайшья платил штраф, шудрам отрезали язык. Однако за кражу брахманов могли наказать сильнее, чем шудр, сложность состояла в том, чтобы факт кражи доказать.

Документом, закрепившим тот факт, что при жизни можно перейти из одной варны в другой, стала Артхашастра.

Она была подготовлена в период правления Маурьев (IV в. до н.э.), после восстания Чандрагупты Маурья. Его внук Ашока принял буддизм, после чего официальной религией Империи Маурьев стал индуизм, сочетание брахманизма и буддизма.

В Артхашастре в основном представлены указания об административном управлении, что же касается имущественного и уголовного права, пользовались законами Ману.

Судебный процесс:

Четкого разделения между гражданским и уголовным процессом не было (как и в других государствах). Дела возбуждались пострадавшими либо их родственниками. Рассмотрение дела носило состязательный характер: стороны должны были убедить суд в своей правоте и представить соответствующие доказательства. При вынесении решений суд придерживался социально-классовой принадлежности сторон. Свидетелями не могли быть дети, женщины, рабы, ненадежные личности. Женщины могли свидетельствовать только против женщин, против «дважды рожденных» только «дважды рожденные». Если доказательств нет — божий суд (клятва, испытание огнем или водой, если человек выживал — невиновен), также решение могли вынести исходя из варны обвиняемого.

Активно используется розыск преступника.

Возникновение древнеиндийского государства

Индия — один из центров возникновения человеческой цивилизации. По размерам своей территории и по количеству населения она уже в далеком прошлом так же, как и теперь, принадлежала к числу самых крупных стран мира.

Само географическое положение благоприятствовало оформлению устойчивого во времени человеческого сообщества. На юге, юго-западе и юго-востоке Индия омывается обширными водными пространствами Индийского океана и Бенгальского залива. На севере расположен высочайший в мире хребет — Гималаи. Горные преграды отделяют Индию на западе от Ирана и на востоке от Индокитая.

В 1922 году на северо-западе Индии были произведены раскопки, в результате которых были обнаружены два больших города, названные по их местоположению Мохенджо-Даро и Ха- раппа. Перед взором археологов предстали города с прямыми и широкими улицами, застроенными двухэтажными кирпичными домами, системой канализации, общественными купальнями. Здесь найдены орудия труда из бронзы и меди: серпы, пилы, топоры.

Расцвет Мохенджо-Даро и Хараппы, по всей видимости, приходится на третье тысячелетие до новой эры. Источники не дают достоверных сведений о политической организации и классовой структуре Хараппской цивилизации, а также не отвечают на вопрос, в силу каких причин жители покинули эти две столицы древнейшей цивилизации. Есть предположение, что обрушившееся на людей бедствие произошло в середине II тыс. до н.э.

С этого же времени начинается процесс вторжения северных племен, называвших себя ариями и говоривших на санскритском языке. Этот язык является праматерью семьи индо-европейских языков, объединяющей латынь, романо-германские, славянские и другие языки.

Период с середины II тыс. до н.э. до первой половины I тыс. до н.э. называется ведическим. До нас дошли литературные памятники — веды, ставшие позже священными книгами индусов, а также произведения народного эпоса.

Ведический период отмечен образованием классового общества, что некоторые историки связывают с продолжавшимся ряд столетий волнообразным проникновением на территорию Индии с северо-запада индоарийских племен.

Военный вождь племени (раджа), который ранее выбирался соплеменниками и мог быть смещен, все более возвышался над племенем, подчиняя себе все органы управления и передавая свою власть по наследству.

Веды, особенно важнейшая из них — Ригведа, содержат обстоятельные сведения о разложении родоплеменного строя и становлении первых государств. Мы узнаем из вед, что власть раджи долгое время была ограничена советом старейшин, а родовая знать и жрецы составляли правящую верхушку общества. Основным занятием было скотоводство, а со временем земледелие.

В ходе расселения арийских племен на все более обширной территории и постепенно углубляющегося расслоения сельских общин родовая и военная знать присваивала огромные земли и рабов. Социальное неравенство приобретало выраженный характер, возникала необходимость подавления завоеванных народов, что приводило к созданию первых государственных образований на территории Индии, которое относят ко второй половине II тысячелетия до н.э. Процесс образования и укрепления государства в Индии был длительным. Органы власти возникали постепенно и создавались из племенных органов управления. Сами государства были долгое время небольшими и оставались в пределах той территории, которую занимало племя или союз племен.

Процесс перерастания органов племенного самоуправления в государственные органы в основном завершился к середине I тысячелетия до н.э. Власть племенного вождя (раджи) к этому времени в большинстве индийских племен переросла в монархию.

Раджа был ставленником, как правило, самого знатного, богатого и многочисленного рода. Со временем власть раджи становится наследственной. Некоторые государственные образования принимали форму республики.

Самым крупным и мощным государством в IV-III вв. до н.э. была Магадха при династии Маурьев, объединивших под своей властью почти всю территорию Индостана. В этот период в Индии достигают заметного расцвета сельское хозяйство и ремесло. В широких масштабах применяется искусственное орошение.

Создание единого государства на полуострове Индостан способствовало взаимообогащению народов, расцвету культуры, стиранию межплеменных противоречий. Однако единому государству не суждено было долго существовать. Центральная власть, державшаяся только на силе армии, не смогла удержать в подчинении конгломерат народов и племен, стоявших на разных ступенях экономического и культурного развития.

Общественный строй

Чего-либо исключительного в образовании государства в Индии не было. Однако этот процесс имел ту особенность, что в Древней Индии образование государства сопровождалось обособлением определенных общественных групп, которые со временем превратились в замкнутые сословия — варны. О существовании четырех варн повествует Ригведа.

К первой варне относилась жреческая знать — брахманы. Рядом с вождями индоариев находились их жрецы, провидцы и одержимые, в порыве вдохновения изрекавшие священные заклинания вед. Они происходили из определенных родов и составляли замкнутые ассоциации, члены которых строго оберегали свои тайны от непосвященных, передавая свои знания из поколения в поколение. Жрецы эти как хранители обычаев, традиций и сверхъестественной мудрости были как бы судьями племени, обеспечивавшими поддержание издавна установившихся порядков.

Знатные роды, в которых исполнение жреческих обязанностей стало профессией, и составили варну брахманов. Формированию жреческой верхушки брахманов, способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. По официальным представлениям, брахман — высший из людей. Его занятие — изучение священных книг, участие в суде, выработка законов и предписаний.

Царские роды, военная знать образовали варну кшатриев (наделенных могуществом). В эту категорию первоначально вхо

дили только арии, но в процессе ассимиляции завоеванных племен эта варна пополнялась местными вождями. В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную, политическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к царскому роду и к категории привилегированных наемных воинов. Кшатрии являлись полновластными распорядителями богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов — пленников.

Две последние варны были варнами непривилегированных.

К третьей варне относилась основная масса крестьян — общинников, и она получила название вайшьи (общинник, домохозяин). Название этой варны произошло от слова «виш» — народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда — подлинный демос.

Разложение первобытно-общинного строя, постоянные столкновения племен, усиление имущественного неравенства — вот основные причины того, что появилась четвертая варна — шудры, или «отбившиеся от своего племени люди», словом, люди, стоявшие за пределами общинной организации и, следовательно, лишенные земли как основного средства производства.

Однако шудра не был рабом. Несмотря на свое угнетенное и бесправное положение путь к богатству для него не был закрыт. Среди шудр можно было встретить и ремесленников, и ростовщиков, и домовладельцев. Шудра имел семью, и дети могли наследовать его имущество. Была установлена ответственность за убийство шудры, но в 16 раз меньшая, чем за неосторожное убийство брахмана.

Как бы ни было велико преступление брахмана, ему грозило лишь острижение головы, или он мог очиститься, сотворив молитву. Шудра же, позволивший себе только осудить брахмана, наказывался мучительной смертью: ему вливали в рот кипящее масло.

Переход из одной варны в другую был запрещен. Положение варн было закреплено обычаем, впоследствии и законом. Политическая власть была сосредоточена в руках брахманов и кшатриев, у них находились основные богатства. Шудра рассматривался как созданный для вечного служения брахману. А если не было рядом брахмана, то следовало служить кшатрию.

У древних народов социальное превосходство одних членов общества обычно осознавалось как их качественное превосходство и, как правило, облекалось в религиозную форму. Об этом и свидетельствует индийский миф о происхождении варн. Брахманы, говорилось в нем, произошли из уст бога Брахмы, поэтому боги вещали устами брахманов — исполнителей всех ритуальный действий, посредством которых люди общаются с богами и полу

чают их благоволение. Брахманы были создателями и толкователями законов, но они не вмешивались в дела исполнительной и военной власти, которая была в руках кшатриев.

Хотя кшатрии в социальной иерархии стояли ниже брахманов, реальное положение их в обществе было первостепенным. Сама государственная власть, военная сила, богатства находились в распоряжении кшатриев.

Они знали о претензиях брахманов на святость и особое положение в обществе, но это не мешало им держать власть в своих руках. Ведущую роль в военных действиях играли отряды хорошо вооруженных и подготовленных царских дружинников — кшатриев, сражавшихся на колесницах, слонах и в конном строю. Основную же массу воинов — пехотинцев составляли вайшьи — крестьяне-общинники.

В древних источниках всячески подчеркивалась вечность и нерушимость системы варн. Однако эти принципы не следует принимать на веру как абсолютно ненарушимые. Запрет на переход их одной варны в другую на практике нередко нарушался. Даже в варну брахманов проникали люди сомнительного (с точки зрения самих брахманов) происхождения.

Нарушались и брачные запреты, согласно которым бракосочетание молодых должно происходить в рамках одной варны. Женитьба мужчины более высокой варны на женщине низшей варны не возбранялась.

Важнейшим обрядом, подчеркивавшим различие между членами трех высших варн и шудрами, было посвящение (упанаяна), считавшееся вторым рождением по своему значению. Вот почему люди трех варн (брахманы, кшатрии, вайшьи) назывались дважды рожденными (джиджати) в отличие от единожды рожденных (якаджати) — шудр.

Такой индийский обряд есть не что иное, как известная многим первобытным обществам инициация, или прием в полноправные члены общины возмужавшего соплеменника. Однако индийское посвящение производилось не после периода ученичества или достижения совершеннолетия, как у многих других народов, а до него и открывало период обучения и возмужания.

Жизнь дважды рожденного должна была состоять из четырех периодов (ашрам). В первом периоде он становился учеником, во втором — домохозяином, в третьем — лесным отшельником, в четвертом — бродячим аскетом.

Существование последних двух ашрам, близких по характеру, было, вероятно, пережитком тех времен, когда член рода, потерявший трудоспособность и становившийся в тягость соплеменникам, должен был оставить свой род и семью. Со временем такой поступок стал считаться благочестивым и приобрел религиозный характер.

С ростом материального благосостояния переход в третью и особенно четвертую ашраму происходил все реже, и престарелые все чаще оставались в семье, окруженные всеобщим уважением.

За рамками указанных варн находились те, кого называли «самыми низкими из людей». К ним относились люди, родившиеся от строго запрещенных союзов представителей различных варн. Их называли чандалалш. Они жили вне селений. Платьем их должно было быть платье мертвых, и они должны были кочевать с места на место.

И, наконец, на самой низшей ступеньке в индийском обществе находились рабы. Общепризнано, что рабский труд не играл значительной роли в сельском хозяйстве, ремеслах. В отличие от Древней Греции, Древнего Рима, да и Египта индийские рабы могли иметь семью, свое имущество, которое передавалось по наследству. И все-таки Древняя Индия была рабовладельческим государством, где при всех особенностях системы варн основными антагонистическими классами были рабовладельцы и рабы. Последние были не более чем говорящими орудиями труда. Господин имел право распоряжаться жизнью и смертью своего раба. Единственное, за что рабы могли благодарить милосердных богов, это за то, что их не сжигали на костре. Если им и сохраняли жизнь, то она сгорала в огне эксплуатации, что побуждало «дважды рожденных» воспевать рабство в своих гимнах. Пленение не было единственным источником рабства. Обращали в рабство за долги, за совершенное преступление, а также продавали в рабство жен и детей.

Государственный строй

Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее, в правовых документах отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Варны заслоняют собой классы.

Процесс образования и развития государственных органов в Индии был длительным. Органы власти вырастали из племенных органов управления. Верховная власть была у наследственного царя. Наследник престола определялся из числа сыновей, и объявлялось это решение заранее, при жизни правителя (раджи).

Важнейшей особенностью политической организации древнеиндийского общества было то, что право законотворчества находилось у брахманских школ, придававших каждому нормативному акту религиозное звучание. Однако вряд ли можно принять на веру то, что раджа не имел влияния на законодательную деятельность.

Шаг за шагом складывался аппарат государственного управления, приобретавший черты восточной деспотии. Образовались три ведомства: финансовое (сбор налогов), военное и ведомство публичных работ (строительство оросительных каналов, водоемов, дамб).

Дошедшее до нас со времен империи Маурья политическое сочинение Артхашастра так определяет роль и место царя: он должен контролировать отчеты о доходах и расходах, выслушивать своих советников, назначать высших должностных лиц, получать секретную информацию от шпионов, проводить смотры армии и т.д. Основными отраслями управляли сановники: командующий армией, главный жрец, главный советник царя по вопросам права. Роль первого министра исполнял главный мантрин, которому и подчинялась вся армия чиновников.

Для управления провинциями направлялись чиновники, в обязанность которых входило наблюдение за сельхозработами, ирригационными сооружениями и реками, поддержание дорог. Основной же обязанностью провинциального чиновника был сбор налогов. Тюрьмы были в ведении особых учреждений.

Суд не был отделен от администрации. Управитель области был одновременно и судьей. В сельской общине суд вершил староста по целому ряду незначительных дел.

В селе было несколько должностных лиц. Староста осуществлял общий надзор за жизнью села, улаживал споры обывателей, отправлял правосудие, собирал налоги. Другой чиновник следил за состоянием урожая, третий — собирал сведения о преступлениях и проступках, следующий — охранял урожай. Специальный чиновник заведовал водоемами и распределял воду общинникам. Брахман вел дела культа. В селе был школьный учитель и непременно астролог.

В Индии существовала десятичная система. В ее основе лежит объединение сел в десятки, двадцатки, сотни и тысячи. Начальник тысячи подчинялся только царю.

В состав империи Маурья входили завоеванные государства, различные княжества. За ними была сохранена относительная автономия. Для наблюдения за подобными административными единицами направлялись царевичи или близкие родственники царя.

Появление каст. Достигнув наибольшего расцвета при царе Ашоке, империя Маурья после его смерти стала распадаться. Дорогу себе пробивают феодальные отношения. И в этот период в Индии складывается кастовый строй. Касты первоначально образовались внутри непривилегированных варн (вайшьи и шудры).

Они представляли собой замкнутые общественные группы, которые различались по их профессиональным занятиям. Появились касты купцов, земледельцев, скотоводов, домашней прислуги, ремесленников. Люди этих каст пожизненно прикреплялись к своим профессиям и передавали свои знания, свой опыт, смекалку своим детям.

И, наконец, существовала каста «неприкасаемых». Она пополнялась из отпущенных на волю рабов, преступников, из людей «без рода и племени». Уделом неприкасаемых было занятие поденной работой, ремесло могильщика и т.д. Общение с ними было запрещено для всякого, кто принадлежал к «чистым» кастам.

В Индии, как ни в одной другой стране древнего мира, сословные различия приняли законченные формы варн и каст. Эта особенность может быть объяснена тем, что оформление классовых отношений в большей части Северной Индии происходило одновременно с освоением долины Ганга, массовыми передвижениями племен и постоянными их столкновениями между собой. В этих условиях общественная дифференциация происходила зачастую не столько внутри рода или племени, сколько между ними. Поэтому такие родоплеменные институты и представления, как табу, ритуальная чистота и т.д., оказались очень живучими и оставили свой отпечаток и на оформлении сословных различий.

Важным фактором, способствовавшим сохранению обычаев и традиции, следует считать также обширный племенной мир, окружавший основные очаги цивилизации. Это мир с трудом включался в классовое общество и изо всех сил стремился сохранить устаревшие общественные явления, веками выработанные порядки.

И еще одно обстоятельство. В условиях этнической пестроты, частых распадов одних государств, племенных союзов и образования других господствующие слои многоэтнического общества стремились сохранить единство сословий. Таким образом обеспечивались привилегии высших варн, возможность поддерживать классовую и сословную солидарность при всех возможных изменениях в соотношении сил между племенами, границ между государствами.

И, наконец, развитие общественного неравенства привело к тому, что знатным родам одного племени стали ближе и «роднее» такие же по знатности роды другого племени, чем собственные соплеменники. Такое же объяснение можно отнести к кастовым структурам.

Абсолютно закостенелой сословная структура в Древней Индии никогда не была. Становление и развитие классов с их классовыми противоречиями давали о себе знать.

Законы Ману

Основным и наиболее обширным кодексом древнеиндийского права, морали и религии были законы Ману.

Поведение древнего индийца многие столетия регулировалось религиозно-правовыми нормами. Вот почему понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, не существовало.

Традиция связывает развитие правовой мысли в Индии с памятниками ведической литературы. Веды (Ригведа, Самаведа и др.) — священные книги древности содержат для правоверного индуса божественное предписание, истину. Но веды надо рассматривать только в качестве идейной основы права.

Законы Ману были составлены одной из брахманских школ. Имя мифического бога Ману придавало этим законам значение святости и непререкаемости религиозных велений. Точное время составления законов неизвестно. Предполагается, что они появились после II в. до н.э.

Законы Ману состояли из 12 глав и 2685 статей, написанных в форме двустишйй (шлок). Они трактуют не только нормы права, но и политику, мораль, религиозные предписания.

Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права, о большом влиянии на него родоплеменного строя и системы варн. В ст. 108 гл. I утверждается, что дхарма — это извечное «правило жизни», которому должны следовать все люди. Каждая варна должна руководствоваться своей дхармой, т.е. совокупностью норм и предписаний, нарушение которых влекло за собой не только религиозное осуждение, но и правовые последствия.

Свод законов Ману откровенно показывает, с какой непревзойденной циничностью господствующий класс ставит себе на службу религию. Он более чем ярко раскрывает ее классовую сущность. Законы Ману имели своей главной целью узаконить варно-кастовую структуру общества и прежде всего привилегированное положение брахманов. Свидетельство тому — обращенные угрозы и заклинания в адрес царей, непочтительно относящихся к брахманам.

Иные цари, очевидно, мало считались с претензиями брахманов. Среди брахманов также не было равенства. Одни занимались изучением вед, жертвоприношениями, обучением, а другие — мирскими делами. Так, в VIII главе говорится: «К брахманам, пасущим скот, занимающимся торговлей, а также к брахманам- ремесленникам, актерам, слугам и ростовщикам надо относиться, как к шудрам».

Вопросам государства и права в законах Ману посвящены VII, VIII, IX и частично X главы. Здесь перечисляются обязанно

сти правителя, дхармы царя-кшатрия. Ему предписывается соблюдение ряда требований: наказание преступников, осуществление правосудия с помощью опытных советников — брахманов. />Царь обожествляется. Его задача устрашить людей, сделать неотвратимым наказание. Индусская концепция богоугодного царя предписывает правителям в качестве одной из обязанностей охрану подданных. Защищая народ, царь получает право собирать налоги.

Несколько статей посвящены шудрам, наемным работникам, слугам и рабам. Законы перечисляют источники рабства: «захваченный под знаменем (т.е. в бою), рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания».

Право собственности. В сфере вещных прав право собственности и право вещного владения занимают особое место. Законы требовали, чтобы всякое владение вещью, в том числе добросовестное, было обосновано законом.

В Древней Индии не сложилось право частной собственности на землю, что обеспечивало прочность общинных и кастовых связей, которые противостояли становлению классов. Земельный фонд составляли земли царские, общинные, частные. Царь жаловал земельные участки монастырям, частным лицам. Общегосударственная собственность на землю позволяла царю вводить налоги. Так, налог с крестьян-общинников равнялся 1/6 урожая. Границы земельных владений общин и семей в полях, водоемах, садах были четко зафиксированы.

Законы Ману были написаны в период патриархального быта. Существовали огромные семьи, объединявшие под одной кровлей всех нисходящих родственников ее главы. Имущество этой семьи было общим достоянием и управлялось главой семьи. Каждая семья имела в своем владении выделенный общиной земельный участок.

Право собственности возникало при сделках: договоры куп- ли-продажи, дарения, мены, залога. Вещь мог продать только действительный собственник. За незаконное присвоение чужой собственности предусматривался огромный штраф.

Обязательственное право в рассматриваемом кодексе получило тщательную разработку. Прежде всего речь идет о договоре займа. В законах Ману прямо указано, что царь должен заставить должника уплатить долг кредитору, когда последний докажет свое право требования.

Законы знали институт поручительства. Поручитель обязывался выплатить долг из своих средств в случае несостоятельности должника. В случае смерти должника его долг переходил на старшего сына и даже на других родственников умершего.

Непогашение долга приводило к состоянию кабалы, если только должник не был брахманом и не принадлежал к более высокой варне, чем кредитор.

Законы Ману разрешали взимание процентов по займу. Они устанавливались в зависимости от варны и составляли 2% в месяц для брахмана, 3% — для кшатрия, 4% — для вайшьи и 5% — для шудры.

В Маурийскую эпоху широко практиковался договор трудового найма. Как правило, наемные лица были шудры, но, вероятно, среди наемных работников были и разорившиеся общинники, ремесленники, принадлежавшие к вайшьям. Наемные работники получали 1/10 выращенного урожая, а занятые в скотоводстве — 1/10 масла сбитого из молока коров, за которыми осуществляли уход.

Законы устанавливают, что неисполнение договора или исполнение не должным образом лишали виновника условленной платы.

Обязательственное право по законам Ману предусматривало общее правило: а) договор, заключенный рабом, пьяным, безумным, малолетним, одряхлевшим, неуполномоченным лицом, недействителен; б) нарушение договора влекло за собой не только гражданско-правовые последствия, но и такие, как изгнание за пределы государства.

Законы предусматривали обязательства, возникающие из деликтов, т.е. причинения вреда лицу или его имуществу (потрава посевов, порча чужих вещей и т.д.)

Бранно-семейные отношения древнеиндийского общества характеризуются господством мужа над женой и детьми. Брак мог быть заключен при достигнутом согласии родителей жениха и невесты. За невесту жених выплачивал родителям выкупную плату. Невеста от своих родителей получала приданое, которое приносилось в семью.

Законы и обычаи требовали незыблемости брачных отношений, но только для жены. Что касается мужа, то закон наделял его правом на развод, оговорив условия: муж обязан был терпеть жену, «которая его ненавидит», в течение года и только по прошествии этого срока он мог ее выгнать, присвоив себе все приданое; «жена, не рождающая детей, может быть изгнана на 8-м году совместной жизни, рождающая мертвых — на десятом году; только девочек — на одиннадцатом, но сварливая — немедленно».

Законодательство способствовало становлению многодетной семьи. Если у супругов не было детей, то предписывалось жене по приказу мужа сожительствовать с деверем (братом мужа) или другим родственником. Допускалось жениться на женщине, имеющей добрачных детей, и закон постановлял, что они должны считаться детьми мужа. Наследниками отцовского имущества становились сыновья. Им вменялось однако в обязанность выделить определенную долю наследственной массы своим сестрам — девицам. Последние должны были иметь приданое, чтобы выйти замуж. Каждый брат выделял сестрам по ‘Л своей доли для приданого.

Согласно традиции и законам жена должна была принадлежать к той варне, к которой принадлежал и муж. Мужчины имели право вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной из низшей варны было запрещено. В Индии существовал принцип майората, когда старший сын по наследству получал недвижимость (дом, земельный участок). Наследования по завещанию индийское право не знало.

Уголовное право и процесс не были свободны от многих пережитков прошлого — самосуда по отношению к вору, застигнутому на месте преступления, а также талиона (око за око, зуб за зуб).

Следует заметить, что в законах Ману крайне незначительно отражены преступления, направленные против царя и существующего режима.

В числе преступлений против личности указаны убийство, телесное повреждение, оскорбление словом и действием. Тяжесть наказания за эти преступления определялась в зависимости от тяжести преступления и социальной принадлежности преступника и потерпевшего.

Уголовная репрессия была направлена против тех, кто посягал на незыблемость и святость варн. О суровости наказаний за незначительное нарушение в этой области можно судить по мерам наказания. Клевета по отношению к людям низших варн наказывалась штрафом, размер которого зависел от социального положения оклеветанного. Шудра, оскорбивший или оклеветавший «дважды рожденного» наказывался отрезанием языка.

Система талиона встречается в ряде статей. «Кто поднимает руку или ногу на высшего по положению, тому следует отрезать руку или ногу» — гласит одна из шлок законов Ману.

Сурово каралось посягательство на частную собственность — повреждение и присвоение чужого имущества. Приводится различие между грабежом (присвоение чужой вещи в присутствии собственника и с применением насилия) и кражей. Вор, застигнутый на месте преступления, мог быть убит немедленно; ночная кража наказывалась посажением на кол. В остальных случаях воровства наказание определялось в виде штрафов, сумма которых зависела от размера похищенного и достигала 11-кратной его стоимости.

В кодексе упоминаются различные преступления против отдельных лиц: убийство, телесные повреждения, оскорбление. Законы ревностно защищали семейные устои. Разговор с чужой женой в уединенном месте считался серьезным преступлением.

Кастовые различия влияли на размер штрафов.

Наиболее тяжким преступлением в Индии считалось убийство брахмана. Иной была уголовная ответственность самих брахманов. В ст. 230 записано: «Нельзя убивать брахмана даже погрязшего во всяческих пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без телесных повреждений».

Карательные меры были весьма разнообразны: смертная казнь, отсечение языка, пальцев рук, клеймение, обращение в рабство и др. На лбу пьяницы выжигали «знак продавца спиртного», а лоб вора украшали изображением собачьей ноги.

В судопроизводстве не было четкого различия между уголовным и гражданским процессом. Судебные дела возбуждались по заявлениям заинтересованных лиц. Главными средствами установления судебной истины были свидетельские показания и разного рода испытания. Рассмотрение дела в судах носило состязательный характер. Спорящие стороны сами должны были убедить суд в своей правоте и представить для этого соответствующие доказательства. При вынесении приговора или решения суд придерживался формальной оценки доказательств. Суд брал во внимание и выражение лица обвиняемого, его жесты, походку, «звук голоса и цвет лица».

Свидетелями на суде не могли быть рабы, дети, люди с дурной репутацией. При разногласиях в показаниях или в случаях отсутствия прямых доказательств суд прибегал к ордалию — «божьему суду». «Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода заставляет подняться вверх, и с кем вскоре не случается несчастья, должен считаться чистым в клятве».

К обвиняемым применялись пытки: шесть палочных ударов, семь плетей, два подвешивания и вливания воды в нос, прокалывание руки иглой, сжигание сустава пальца и др. От пыток освобождались дети, старики, беременные женщины, а также брахманы независимо от тяжести преступления.

Суд не был отделен от администрации.

Добавить комментарий