Государство его признаки и формы

Повторительно-обобщающий бинарный урок в форме круглого стола

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания о государстве, его признаках,
  • функциях, формах, полученные в процессе изучения курса обществознания;
  • использовать материал о государственном устройстве стран мира, полученный на других уроках.

Обучающая цель:

  • отрабатывать умение выделять существенные признаки,
  • ранжировать полученные сведения, использовать знания, полученные на других уроках.

Воспитательная цель:

  • воспитывать активную гражданскую позицию, умение ориентироваться в политической жизни своей страны и стран мира.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Человек — существо биосоциальное. Представить его вне общества сложно, но общество — это сложная система, влияние которой на человека разнообразно. 4 года вы изучаете это взаимодействие, и сегодня мы попытаемся с вами заполнить только одну страницу этого процесса.

? Но для этого вспомните, какие вы знаете основные сферы общества?

— Это экономическая, политическая, социальная, духовная сферы.

? Какая из этих сфер является, по вашему мнению, определяющей и почему?

— Политическая сфера, т. к. от того кому принадлежит власть, зависит и развитие всех остальных сфер жизнедеятельности общества.

? Что такое политическая система?

— Политическая система — это система институтов, в рамках которых происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.

? Что, по вашему мнению, является основным институтом политической системы?

— Государство.

Цель нашего урока: обобщить и систематизировать те сведения о государстве, которые вы получили в течение всего периода обучения на всех уроках. Для того, чтобы лучше разобраться в данном вопросе мы пригласили гостей из Великобритании мисс Анн Беннет, из Соединенных Штатов Америки мисс Анастасия Браун, из Германии мисс Катарина Лакманн, мисс Ерика Шлиманн, мисс Сабина Зальцманн и представителя Российской Федерации Екатерину Катеву.

1. Государство, его признаки.

? Что такое государство?

— Государство — это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

? Каковы признаки государства?

Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница).

Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления).

Суверенный характер власти (главенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях).

Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений).

Исключительное право на взимание налогов и сборов с населения, денежную эмиссию.

Обязательность членства в государстве.

претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.

2. Функции государства.

? Что такое функции государства?

— Функции государства — это основные направления деятельности государства, в которых выражается его роль и назначение в обществе.

? Какие функции государства вы можете выделить?

— Внутренние функции — это основные направления деятельности государства внутри общества и страны.

— Внешние функции — это основные направления деятельности государства, проявляющиеся во взаимоотношениях с другими странами.

К внешним функциям относятся:

  • защита общества, государства от внешней угрозы;
  • взаимодействие с другими государствами и международными организациями.

— Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих направлений общественных отношений 9охрана прав и свобод граждан, экологическая безопасность, защита государства от внешней угрозы).

— Регулятивная функция — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами).

Самыми многочисленными функциями государства являются внутренние функции, которые условно можно объединить в 4 группы. ? Какие?

1. Политическая — государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов.

2. Экономическая — государство регулирует экономические отношения и структурные отношения в экономике (национализация, приватизация и др.)

3. Социальная — осуществление государством программ развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры.

4. Идеологическая — воспитание граждан общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации.

3. Форма государства.

? Что такое форма государства?

— Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют. Условно форма государства включает в себя форму правления, форму государственного устройства и форму политического режима.

? Что представляет форма правления?

— Форма правления определяет, кому принадлежит власть, то есть это способ организации верховной власти.

? Что такое форма государственного устройства?

— Форма государственного устройства определяет соотношение государства в целом и его отдельных частей.

? Что такое политический режим?

— Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

? Какие формы государственного устройства вы знаете?

— Унитарное государство — единая политическая однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. (Великобритания, Швеция, Дания, Франция, Испания, Италия).

— Федерация — устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах, распределенных между ними и центром полномочий; имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы. (США, Германия, РФ, Мексика, Бразилия).

— Конфедерация — постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет.( Швейцария, СНГ).

? Какие формы правления вы знаете?

— Монархия. В монархиях (от греч. единовластие) формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти. Монархическая форма правления сохранилась сегодня в 1/3 стран мира, в которых проживают примерно 459 млн. человек. К европейским странам. В которых существует монархия, относятся Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция. Существует несколько разновидностей монархического правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) — всевластие главы государства; Конституционная монархия — государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной. А о парламентской монархии нам расскажет наша гостья мисс Анн Беннет.

Переводчик: монарх считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично — исполнительскими, а иногда имеет право на отмену решений парламента, которым практически не пользуется.

— Республика. В республиках (лат. общее дело) источником власти является народное большинство, высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок. В современном мире существуют парламентская, президентская республики. Слово предоставляется представителям Германии мисс Шлиманн, мисс Лакманн, мисс Зальцманн. В Германии президент — глава государства, исполнительная власть принадлежит главе правительства. Правительство ответственно только перед парламентом.

Слово предоставляется мисс Браун — представительнице США. В США президентская республика, в которой президент — глава государства и правительства. Правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом.

А теперь послушаем о форме правления в нашем государстве. Слово предоставляется представителю РФ Екатерине Катевой (работа с Конституцией РФ).

? В каком государстве вы бы хотели жить, от чего это зависит: от формы правления, от формы государственного устройства?

— Это зависит от политического режима.

? Какие политические режимы вы знаете?

— Тоталитарный режим — это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства

Признаки тоталитарного режима:

  • наличие единственной массовой партии;
  • наличие официальной господствующей идеологии;
  • наличие мощного аппарата контроля и принуждения, репрессии;
  • подчинение экономики государству;
  • внеэкономическое принуждение к труду;
  • фиктивность законодательства.

— Авторитарный режим — политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль за политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом.

Признаки авторитарного режима:

  • носителем власти является один человек или группа лиц, народ отчужден от власти;
  • централизация власти и ее неподконтрольность гражданам;
  • запрещение политической оппозиции;
  • потенциальная опора на силу, которая, правда, не всегда используется;
  • отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во внеполитические сферы жизни.

— Демократический режим — политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Признаки демократического государства:

  • признание народа единственным источником власти;
  • признание прав и свобод граждан в равной мере за всеми гражданами государства;
  • правовой характер деятельности государственных органов;
  • обязательное участие в осуществлении государственной власти выборных представительных органов.

Итак, правовое государство является основой демократического государства. Основными признаками правового государства являются:

  • главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
  • реальное разделение властей на три ветви;
  • взаимная ответственность личности и государства;
  • реальность прав и свобод человека и гражданина, признание их высшей ценностью;
  • равенство всех перед законом;
  • политический и идеологический плюрализм;
  • стабильность законности и правопорядка в обществе.

Домашнее задание: опираясь на эти признаки, 1 ряд доказывает наличие признаков правового государства в нашей стране, 2 ряд — отсутствие этих признаков.

Итог урока: мы с вами систематизировали тот материал о государстве: его признаках, функциях, формах, с которым познакомились на разных уроках.

Презентация.

. Исторические типы государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.

При рабовладельческом государстве господствующий класс присваивал практически весь продукт, созданный трудом рабов. Рабы были лишены всяких политических и юридических прав, в т. ч. права иметь семью.

Феодальное государство характеризовалось неограниченной властью владельцев земельной собственности — феодалов, или помещиков. Феодалы имели право передавать крестьянам в пользование небольшие участки земли, за что крестьяне обязаны были отдавать своим хозяевам часть произведенного продукта, а также безвозмездно работать на них.

Буржуазное государство провозгласило равенство людей перед законом. Оно предоставило гражданам право свободно нанимать работников или продавать свою рабочую силу владельцам собственности.

Социалистический тип государства призван ликвидировать имущественное и социальное неравенство, эксплуатацию наемного труда, обеспечить социальную справедливость и реальное равенство людей перед законом.

Форма управления — организация верховной государственной власти, которая предопределяет порядок образования и структуру государственных органов и их взаимодействие с населением.

Известны 2 формы правления:

1.Монархияверховная власть принадлежит одному лицу — монарху и переходит по наследству. Известны две разновидности монархии: абсолютная (власть правителя(Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней)) и конституционная( ограничение власти монарха. Законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству(Англия, Бельгия, Дания ).

2.Республика_ глава государства является выборным и сменяемым, а высшим органом власти — избираемый всем населением коллегиальный представительный орган(парламент, сенат, совет, собрание и т. д.)

. Известны три разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная.

В парламентскойреспублике правящая партия формирует правительство, возглавляемое премьер-министром. Это лидер данной партии, он становится фактическим главой государства. Официальный глава государства — президент или конституционный монарх в системе власти занимает символическую роль. Канада, Австралия, Индия.

Президентская республика характеризуется жестким разделением властей (законодательной, исполнительной и судебной) и широкими полномочиями президента. Он одновременно является главой государства и правительства. Президент избирается непосредственно населением. Парламент может ограничить действия президента и правительства посредством принимаемых законов и через утверждение бюджета, а президент обладает отлагательным вето на решения парламента. (США, Латинская Америка)

Смешанные республики характеризуются наличием отдельных черт первых двух разновидностей республиканской формы правления. Президент, как и парламент, избирается непосредственно народом и является главой государства. Правительство формируется президентом и ответственно перед ним и парламентом. (Франции, Финляндии, России,.)

Под формой государственного устройства понимается территориально-организационная структура государства. По этому признаку различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства.

Унитарные, или единые, не имеют в своем составе никаких государственных образований (автономий), подразделяются лишь на административно-территориальные единицы (области, провинции, департаменты) и отличаются высокой степенью централизации политической власти.

Федерацияхарактеризуется наличием нескольких государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью. Каждое из них имеет свою конституцию, законодательную, исполнительную и судебную власть.. К ведению федерации относятся важнейшие вопросы государственной жизни: оборона страны, внешняя политика, финансы, налогообложение, формирование высших органов государственной власти,

Конфедерация- союз суверенных государств, образуемый для координации некоторых своих действий, преимущественно внешнеполитических и военных. В них обычно отсутствуют единые органы государственной власти и управления, а создаются специальные учреждения для координации действий субъектов союза по реализации намеченных задач.

15.Правовое государство и основные принципы его функционирования. .

Право -это система определенных норм и принципов, составляющих правовую основу государства.

Государство и право тесно связаны между собой. Право служит средством организации государственной власти. Зависимость права от государства обусловлена тем, что само его существование невозможно без государства, поскольку оно и разрабатывает правовые нормы, и проводит их в жизнь. Правовым является такое государство, деятельность которого подчинена установленному демократическим путем закону. Иначе говоря, это государство, в котором господствует право.

Принципы правового государства:

1.Принцип правового равенства- формальная независимость друг от друга субъектов права. Это относится к взаимоотношениям личности и государства, Данный принцип предполагает ограничение властью своих прав и свобод ею же созданными законами.

2.Принцип верховенство закона — предусматривает равенство субъектов и объектов полит. отношений перед законом. Закон должен быть один для всех, и все должны быть перед ним равны.

3.Принцип неотчуждаемости прав и свобод граждан. Он предусматривает признание за личностью прав и свобод, соблюдение которых является обязанностью всех.

4.Принцип разделения властей — законодательный, исполнительный и судебный, но не исключает взаимосвязь между ними.

Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остро дискуссионной.

Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучная технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

Классовый подход при раскрытии сущности государства — крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств, по меньшей мере, теоретически неверно.

Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства — его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество — от разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.

В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с обще социальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых, сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла обще социальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится обще социальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

На государство и его сущность наряду с обще социальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные, и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за обще-социальные и общенациональные.

Признаки государства

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Каковы же эти признаки?

1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В до государственном обществе, принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Власть существовала и в до государственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т.п.).

3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет — обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, — это колония либо доминион.

Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

  • а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;
  • 6) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон);
  • в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

В Советском Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть не была ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин глубокого кризиса общества и государства.

4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Формы государства

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел — именно «так — организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

  • а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
  • б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;
  • в) методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция — требование молодой буржуазии, монархия — уступка феодалам.

На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. «Многонациональный состав населения, — писал И.А. Ильин, — предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам». События в Югославии, сложная ситуация в бывших республиках СССР, межнациональные распри подтверждают слова И.А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным».

Форма государства—

  1. порядок (способ) организации и осуществления государственной власти в стране.

  2. совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

Структура формы государства— устойчивое единство элементов, их связей, целостности, связей элементов с целым.включает в себя:

форму государственного правления,

форму государственного устройства,

форму политического (государственного) режима.

Структурные элементы государства:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – оражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

форма государства определяет:

1) порядок формирования органов государственной власти;

2) структуру государственных органов;

3) особенность территориальной самостоятельности населения;

4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

5) специфику отношений государственных органов и населения;

6) приемы, способы, методы осуществления политической власти

Форма государства

Форма государственного правления — порядок образования и организации высших органов власти в государстве

  1. Монархия— форма государственного правления, при которой государственная власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица — монарха, передается по наследству, не зависит от населения (как правило, не утверждается им)

виды монархий:(примеры к каждому виду – см. картинку)

1) восточная деспотия, основанная на азиатском способе производства;

2) античная (рабовладельческая);

3) феодальная:

а) раннефеодальная

б) сословно-представительная

в) абсолютная

4) конституционная.

  1. Республика — форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется представительным общенациональным органом власти (парламентом), избранным населением

виды республик:

  1. античная;

  2. средневековая (феодальная);

  3. буржуазная;

  4. социалистическая.

современные виды республик:

  1. парламентская — глава государства (президент) не может влиять на состав и политику правительства, которое формируется парламентом и подотчетно ему. Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра. Здесь осуществляется принцип верховенства парламента, избираемого населением страны. Президент избирается парламентом или более широкой коллегией с участием парламента (Италия, Греция, Индия, ФРГ, Чехия, Венгрия).

  2. Президентская — Глава государства (президент) лично или с последующим одобрением верхней палаты парламента формирует состав правительства, которым руководит сам. Правительство, как правило, несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. Президент избирается непарламентским путем — прямыми или непрямыми выборами населения (США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Швейцария, Иран, Ирак).

  3. смешанная (полупрезидентская) — Глава государства (президент) предлагает состав правительства (прежде всего кандидатуру премьер-министра), который подлежит обязательному утверждению парламентом. Исполнительная власть принадлежит не только президенту, но и премьер-министру, возглавляющему правительство. Президент вправе председательствовать на заседаниях правительства. Президент избирается внепарламентским путем (Украина, Финляндия, Франция).

Форма государственного устройства — порядок разделения территории государства на определенные составные части и соотношение власти между ними и государством в целом

Форма государственного режима — порядок осуществления государственной власти определенными способами, методами и средствами

  1. Форма современного российского государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

характерные черты государственного строя:

1) демократизм;

2) федерализм;

3) республиканская форма правления;

4) разделение властей;

5) политическое, идеологическое многообразие;

6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления;

7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации;

8) правовое государство;

9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Форма правления: полупрезидентская (парламентско-президентская) республика.

Гос. Устройство:федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма:

1) добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ;

2) равноправие субъектов Российской Федерации;

3) самоопределение народов, наций и национальностей;

4) государственная целостность;

5) разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.

Государственно-правовой режим: демократический

Современная Россия по форме представляет собой президентскую республику с сильной исполнительной властью. Это подтверждается,

  1. увеличением срока президентских полномочий с четырех до шести лет;

  2. главы регионов ныне не избираются непосредственно населением путем прямых выборов, а назначаются парламентами субъектов Федерации по представлению Президента РФ;

  3. он же назначает всех руководителей в системе МВД РФ, а также в системе регионов.

Наличие сильной исполнительной власти подтверждается полномочиями главы Правительства РФ, который:

1) руководит Правительством РФ и организует его работу;

2) обеспечивает функционирование системы федеральных органов исполнительной власти;

3) обеспечивает единство системы исполнительной власти в масштабе страны. Россия по государственному устройству – централизованная федерация.

Это обусловлено конституционными установлениями:

1) единство правового пространства (ч. 2 ст. 4);

2) единство экономического пространства (ч. 1 ст. 8);

3) единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5);

4) единство системы исполнительной власти в пределах федерального ведения и полномочий

Центра по предметам совместного ведения с субъектами Федерации (ч. 2 ст. 77).

Централизация проявляется также в полномочиях федерального Центра вмешиваться в чрезвычайных ситуациях в дела субъектов, а также в учреждении федеральных округов и назначении Президентом РФ полномочных представителей в этих округах.

В форме правления России присутствуют демократические и авторитарные признаки. Авторитарности политического режима способствует конституционное перераспределение полномочий, которое смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальные рычаги воздействия на его политику у других ветвей власти серьезно ограничены.

С другой стороны, проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества:

власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема;

действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы);

существует система разделения властей в государстве;

гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»;

формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти;

отсутствует ведущая идеология;

в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности;

существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 26

Понятие «государство» многозначно, трактовка этого явления общественной жизни вызывает не только научные, но и политические дискуссии. Вместе с тем существуют такие признаки государства, с которыми согласны все исследователи. Они позволяют предложить следующее краткое определение: государство– это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций и т. д. Государство – главный институт власти. Посредством государства органы власти реализуют свою политику.

Таким образом, понятия «власть», «государство» и «политика» теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. Есть три основных теоретических подхода к пониманию сущности государства: общественный, классовый (марксистский) и политико-правовой.

Согласно общественному подходу, государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа. Сущность классового (марксистского) подхода можно выразить так: государство появилось с разделением общества на классы и служит орудием классового господства, подавления одних классов другими. По мнению сторонников политико-правового подхода, государство является источником права, которое организует жизнь общества и самого государства. Определенный смысл есть во всех трех позициях. К ошибкам и заблуждениям ведет абсолютизация одной из них.

Государство характеризуется рядом устойчивых признаков.

1. Наличие публичной власти, имеющей определенную социально-классовую, экономическую основу.

2. Существование особой политической организации.

3. Деление населения по территориальным единицам (территориальное деление населения в масштабах всей страны).

4. Суверенитет, т. е. независимость во внешних и внутренних делах.

5. Выполнение ряда функций, в основе которых лежат определенные обязанности по отношению к обществу: защита территории, борьба с преступностью, обеспечение общих интересов и целей и др.

6. Закрепление за государством ряда монопольных прав: издание законов, выпуск денежных знаков, сбор налогов и др.

В паре взаимосвязанных феноменов «общество – государство» ведущую, определяющую роль играет общество. Именно оно порождает государство, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы. В новое время, когда обменные отношения превращаются в господствующие, государство – лишь сторона гражданского общества, которая, помимо прочего, обусловливает его демократический характер. Свободе и равенству товаровладельцев на рынке должны соответствовать их политические свобода и равенство в государстве.

Л. Спиридонов, правовед

Государство всегда имеет определенную форму, которая зависит от особенностей формы правления, формы государственного устройства и политического режима (рис. 1).

По форме правлениягосударства различаются в зависимости от того, как образуются органы власти, как складываются взаимоотношения между ними, кому принадлежит верховная власть. Если верховная власть осуществляется одним лицом и приобретается в порядке наследования, то перед нами монархия. Если органы верховной власти (в современном мире это, как правило, парламент) избираются на всенародных выборах, то речь идет о республике.

Монархии бывают абсолютными (власть единолично осуществляется монархом) и конституционными, или парламентарными (власть монарха существенно ограничена законодательной властью представительного органа, формирующего исполнительную власть). Некоторые исследователи выделяют также дуалистические монархии, в которых законодательная власть принадлежит представительным выборным органам, подчиненным монарху, возглавляющему исполнительную власть.

Республики бывают президентскими (президент сочетает полномочия главы государства и правительства, не несет прямой ответственности перед парламентом и не может его распускать; например, США), парламентскими (президент является главой государства, но исполнительную власть осуществляет премьер-министр формируемого парламентом правительства; например, Италия, Индия) и смешанными (им свойственны черты как парламентской, так и президентской республики, сильная власть президента сочетается с широкими правами парламента; например, Франция, Россия).

Форма государственного устройстваопределяется особенностями деления страны на административно-территориальные единицы и автономные образования. С этой точки зрения различают унитарные и федеративные государства (§ 21).

Политический резкимхарактеризуется совокупностью средств и способов осуществления государственной власти. Режимы бывают демократическими и антидемократическими (тоталитарными и авторитарными).

Рис. 2. Виды политических режимов

Признаки демократического режима (демократии): народовластие; правительство, основанное на согласии управляемых; правило большинства (решения принимаются большинством голосов при уважении волеизъявления меньшинства); строгое соблюдение прав и свобод человека; свободные и честные выборы; равенство граждан перед законом; независимое судопроизводство; социальный, политический, идеологический и другой плюрализм; терпимость, сотрудничество, готовность к компромиссу. К демократическим странам относятся, например, Германия, Италия, США, Франция, Индия и др.

Признаки тоталитарного режима противоположны перечисленным выше: тираническая, диктаторская власть; тотальный контроль за поведением, деятельностью и мышлением людей; бессудные репрессии; милитаризация общественной жизни; монопартийность и моноидеология и др. Таковы, например, германский фашизм 1930—1940-х гг., СССР сталинского периода, режим М. Цзэдуна в Китае, режим «красных кхмеров» в Камбодже в 1970-е гг.

При авторитарном режиме власть, как правило, соблюдает основные гражданские свободы, но ведет себя по отношению к обществу весьма жестко; власть сосредоточена в руках одного лица или группы лиц; правление осуществляется на силовой основе; выборы проводятся нерегулярно и часто фальсифицируются; средства массовой информации не отражают весь спектр мнений различных слоев населения и т. д. Режим Франко в Испании; генерала X. Перона в 1960-е гг. в Аргентине; генерала А. Пиночета, установленный в Чили в 1973 г., – примеры авторитарных режимов.

Добавить комментарий