Государство группа население

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая12345

Рассмотрим статьи Федерального закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 14.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», касающиеся охраны здоровья отдельных групп населения:

Статья 24. Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья

1. В целях охраны здоровья и сохранения способности к труду, предупреждения и своевременного выявления профессиональных заболеваний работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, работники, занятые на отдельных видах работ, проходят обязательные медицинские осмотры.

2. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. В случае выявления при проведении обязательных медицинских осмотров медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, работник может быть признан врачебной комиссией медицинской организации на основании результатов экспертизы профессиональной пригодности временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ.

4. В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.

Статья 25. Права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу (направляемых на альтернативную гражданскую службу), и граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, на охрану здоровья

1. Военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим (далее — военнослужащие и приравненные к ним лица), а также граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на прохождение военно-врачебной экспертизы для определения годности к военной службе или приравненной к ней службе и для досрочного увольнения с военной службы или приравненной к ней службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.

2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы или приравненной к ней службы и показаниях для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

примечание.

В соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года часть 3 статьи 25 после слов «федеральным органам исполнительной власти» будет дополнена словами «и федеральным государственным органам».

3. Военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования — на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

примечание.

В соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года часть 4 статьи 25 после слов «федеральными органами исполнительной власти» будет дополнена словами «и федеральными государственными органами».

4. Порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

5. Граждане при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности к военной службе или приравненной к ней службе.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 246-ФЗ)

примечание.

В соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года часть 6 статьи 25 после слов «в федеральных органах исполнительной власти» будет дополнена словами «и федеральных государственных органах».

6. Особенности охраны здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также отдельных категорий граждан, проходящих военную службу или приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, определяются законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность этих органов.

Статья 26. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи

1. Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период из числа лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях охраны материнства и детства.

3. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

4. При оказании медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется охрана лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности указанных лиц, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Клиническая апробация, испытание лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий и дезинфекционных средств с привлечением в качестве объекта для этих целей лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускаются.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 55-ФЗ)

6. В отношении лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, договор о добровольном медицинском страховании расторгается.

7. Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 51. Права семьи в сфере охраны здоровья

1. Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения в целях предупреждения возможных наследственных и врожденных заболеваний у потомства.

2. Отцу ребенка или иному члену семьи предоставляется право при наличии согласия женщины с учетом состояния ее здоровья присутствовать при рождении ребенка, за исключением случаев оперативного родоразрешения, при наличии в учреждении родовспоможения соответствующих условий (индивидуальных родовых залов) и отсутствии у отца или иного члена семьи инфекционных заболеваний. Реализация такого права осуществляется без взимания платы с отца ребенка или иного члена семьи.

3. Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.

Статья 52. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья

1. Материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством.

2. Каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

3. Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 53. Рождение ребенка

1. Моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов.

2. При рождении живого ребенка медицинская организация, в которой произошли роды, выдает документ установленной формы.

3. Медицинские критерии рождения, в том числе сроки беременности, масса тела ребенка при рождении и признаки живорождения, а также порядок выдачи документа о рождении и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья

1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

1) прохождение медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные организации и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

2. Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

3. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Социальная группа – устойчивая форма взаимоотношений, в которой совокупность людей объединена по нескольким чертам, разделяющие ожидание друг друга. Впервые социальную группу выделил Гоббс, назвав её объединением людей, согласно общим интересам, целям и задачам.

В отличии от массовых сообществ социальные группы отделяет: взаимодействие на постоянной основе, приводящее к стабильности и прочности группы; наличие определённых черт, присущих каждому члену группы; создание структурных организаций в обществе.

Характеристики социальных групп и общностей:

  • По демографическому признаку (половозрастная структура);
  • По этническому происхождению (представители определённой нации, племени);
  • По расовому критерию (монголоидная, европеоидная или негроидная раса);
  • По территориальному размещению;
  • По профессиональной деятельности;
  • По уровню образования, измеряемого в годах;
  • По вероисповеданию;
  • По классовому признаку (низший, средний и высший);
  • По политическим взглядам.

Классификация социальных групп

Разновидность социальных групп

1) Характер взаимодействия:

  • Первичная группа – взаимодействие индивидов характеризуется эмоциональной стороной, межличностным характером общения. К примеру: семья, близкий круг общения.
  • Вторичная группа – совокупность индивидов, где взаимодействие обусловлено формальным общением и достижением общих целей и задач без эмоциональной окраски. Главная задача индивида – выполнение поставленных задач. Примерами выступают производства, организации.

2) Способ организации и регуляции действий:

  • Формальная группа – юридически закреплённая совокупность людей, в которой взаимоотношения диктуются формализованными правилами, законами. Такие группы направлены на достижение поставленных целей. В группе чётко закреплённая иерархия и уставной порядок действий (организации, предприятия).
  • Неформальная группа – совокупность индивидов на основе межличностных отношений и общих взглядов и целей. Группа не обладает юридическим статусом. Глава группы представлен неформальным лидером. К примеру: дружеские компании, фанатские сообщества.

3) Принадлежность индивидов к группе:

  • Ингруппа – индивид ощущает свою принадлежность к группе, считая её «своей» (семья, компания).
  • Аутгруппа – индивид, не принадлежащий к группе, и оценивающий её как чужую (другая семья, конфессия, класс).
  • Референтная группа – реально существующая или мнимая группа, в которой главенствует присущая ей система ценностей и правил, которые служат индивиду идеалом. В обществе референтная группа выполняет следующие функции: нормативная – даёт индивиду систему норм, оценок и ценностей, сравнительная – позволяет человеку определить своё место в социальной системе общества, путём сравнения себя и других индивидов.

4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:

Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:

  • малый количественный состав (2-30 человек);
  • межличностные отношения и близость индивидов;
  • длительное время существования;
  • наличие общих целей и задач;
  • наличие общевыполняемых правил, целей, норм;
  • высокий уровень информативности каждого члена;
  • наличие лидера;
  • разделение социальных ролей;
  • эмоциональное общение индивидов;

Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)

Виды и характеристика больших социальных групп

Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.

Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.

Общество – самая большая социальная группа.

В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.

Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:

  • общность личностных и общественных интересов;
  • общность задач, целей и ценностей.

Функции коллектива:

  • предметная – достижение поставленных задач;
  • социально-воспитательная – формирование ценностей и норм в обществе.

5) Социально-значимые признаки:

Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.

Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.

Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.

Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.

  1. Публика – группа, носящая кратковременные интересы, но связанные эмоциональной окраской (митинги, демонстрации, выставки).
  2. Масса – объединение людей, не имеющее общие интересы и опосредованные контакты. Масса оказывает формирующее воздействие в моде, субкультуре, вкусах.

Функции социальной группы:

  • первичная и вторичная социализация;
  • ознакомление и принятие ценностей и правил в обществе;
  • даёт ощущение принадлежности к социальной общности.

Также, выделяют группу маргиналов. Маргиналы – индивид или группа индивидов, отличающиеся выходящими за рамки правилами и ценностями, которые приняты в обществе. При позитивном варианте маргиналы приобщаются к иной социальной группы и перенимают характерные ей черты Негативный вариант заключается в закреплении отклоняющегося поведения, в результате чего маргиналы несут деклассированное и паразитическое общение.

  • Социальная стратификация и мобильность
  • Молодёжь как социальная группа
  • Этнические общности
  • Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Затронув в большей степени теоретический вопрос — Зарождение расцвет и упадок элит — и держа в уме один из способов их формирования — выборы, невозможно обойти вниманием такое привычное, ежедневное и вместе с тем такое непонятное явление, как государство (не то, которое «страна», а то, которое «власть»)
То, что это явление непонятное, можете проверить сами, задав вопрос «Что такое государство» своим друзьям и знакомым. Обещаю незабываемые впечатления и целый набор штампов, расшифровать которые их носитель не в состоянии.
Старшее поколение, хорошо отдрессированное на занятиях по марксизму-ленинизму, чеканит ленинское: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы», но ломаются на просьбе расшифровать слово «Машина».
Новое поколение или таращит глаза и съезжает в хохму, или ходит по кругу:

И те, и другие, стар и мал, все едины в одном: государство — это некий бездушный «ящик с гайками», который, тем не менее, самым мистическим образом обладает всеми человеческими свойствами — думает, говорит, делает… Одним словом — готовый киборг из популярного сериала со Шварцнегером. Мы сегодня постараемся десакрализировать и демистифицировать эту загадочную штуковину, максимально упростив существующие определения.
Итак, государство — этот самый аппарат, он же механизм, он же система, «населено» чиновникми — самыми обычными людьми, отнюдь не наделенными какими-то уникальными способностями и уж тем более, какими-то невероятными, недоступными простому смертному, знаниями.

То есть государство — это просто организованная группа лиц. Как говорит «мудрая» википедия: «Госуда́рство — это организация.»
Всё остальное — механизмы, институты, системы управления, аппараты насилия — это только обвеска для решения главной задачи, ради которой эта группа существует. Кстати — тут тоже не совсем и не всем ясно. Вопрос внутри государства «Ради чего мы тут собрались?» рождает массу ответов, большая часть которых не выдерживает критики.
— Государство обеспечивает порядок…
— Но ведь и самоорганизующееся население тоже способно поддерживать порядок. И оно его успешно поддерживает, например, вдали от органов власти и в условиях паралича этих органов. Значит, возможность обеспечения порядка уникальным свойством государства не является…
— Государство защищает суверенитет…
— Да ну? А что ж это практически всегда и везде, и сейчас, и в исторической ретроспективе приходится формировать народное ополчение, срочно вооружать население, чтобы защитить этот самый суверенитет, потому что по-другому защитить его у государства никак не получается…
Перечислять такие диалоги можно бесконечно, пока путём исключения неуникальных функций государства, не наткнёмся на одну, которая никаким другим институциям не свойственна — это функция силового перераспределения ресурсов. Соединив вышеупомянутое определение (государство — это просто группа людей) и выявив эту уникальную функцию, получаем стройное, понятное, непротиворечивое и простое определение:
Государство — это группа людей, главная задача которых — отобрать и поделить.
А теперь вернемся к элите, определение которой для простоты тоже возьмем в википедии («академка» в этом отношении не сильно отличается): Эли́та (от лат. eligo, англ. фр. élite — избранный, лучший) — в социологии и политологии — совокупность людей, занимающих высокие посты в управлении государством и экономике.
И тогда круг замкнётся, где элита как раз и будет той группой людей, главная задача которых — отобрать и поделить. Теперь объект под названием «государство» имеет четкую дефиницию и предназначение.
Такая конкретная и однозначная дефиниция необходима для того, чтобы лучше понять место государства (группы людей. называемых государством, властью, элитой) в системе общественных отношений и квалифицированно определить (спрогнозировать) тенденции его развития. Когда знаешь, что власть умеет исключительно отнимать и делить:

  1. Перестаешь ожидать от государства то, что оно, государство, обеспечить не в состоянии
  2. Прекращаешь обращаться к государству с несоответствующими запросами и вопросами
  3. Начинаешь выбирать среди элит ту, которая нежнее отбирает и справедливее делит, а не фотогеничнее.

Начинаешь относиться к власти (государству, элите) примерно также, как относишься к любой другой сервисной службе, чем оно фактически и является.
Безопасность, комфорт, а также стоимость того и другого — вот что реально и ежедневно интересует граждан, если убрать мистификацию, которой окружена и сама власть, и её функции.
Государству (элите, власти) приходится не только отбирать, но и отдавать. Не только требовать, но и соответствовать.

То, что правящие элиты постоянно находятся в движении, меняются местами и очень эффектно борятся за место под Солнцем, видно каждому любопытному с любого места социальной лестницы. То, что рядом с любым, даже самым авторитарным троном, толкутся сразу несколько элитарных групп, часто антагонистических, признаётся всеми. А вот то, что воюют они не только между собой, и не только за симаптии сюзерена, но и за симпатии управляемого населения, вот это очевидно далеко не для всех. Хотя историческими примерами, когда пренебрежение интересами плебса заканчивается трагедией для патрициев, напичканы все учебники истории.
Абсолютно неочевидной для очень многих является аксиома, что в основе любой власти, даже самой авторитарной, лежит гражданское согласие, а оно невозможно без самих граждан. Обмануть-запугать получается далеко не всех и не всегда, и уж совсем точно — не на всё время. А значит, приходится не только отбирать, но и отдавать, не только требовать, но и соответствовать.
Новые технические возможности — новая элитарная головная боль
Элиты (власть, государство) сами еще не осознали, насколько хрупким является гражданское согласие именно сегодня, когда технические возможности фиксирования событий и распространения информации превратили всё население в журналистов, а интернет — в одну большую газету. Сбылась мечта перестройщиков — гласность достигнута полная и абсолютная. Все дела и делишки элиты моментально становятся достоянием общественности. Всё хуже и хуже получается изображать, что делаешь одно, а на самом деле — совсем другое. Имитировать патриотизм сегодня гораздо сложнее, чем имитировать оргазм. Приходится оправдывать ожидания населения, ибо…
Народ простит всё, кроме обманутых ожиданий
Особенно сейчас, когда можно выбирать между конкурирующими группами в одной стране. Если ни одна из них не устраивает, ни легко и ни просто, но вполне возможно поменять сразу все элиты вместе со страной. Пустеющая Прибалтика — яркий пример реализации именно такого сценария. Весь вопрос в личной квалификации и востребованности самого гражданина. Поездив по миру и побывав на всех континентах, уверенно говорю, что при кажущейся безработице работать реально некому и рабочие руки нужны везде и много. Наблюдается перепроизводство офисных работников и явный, уже кричащий недостаток рабочих и ИТР практически по любой специальности.
А есть ведь ещё внутренняя эмиграция, которая для властей еще страшнее, непонятнее и опаснее. Одним словом, когда низы сильно не хотят жить по-старому, у верхов тоже жизнь не получается. За прошедшие столетия государство (власть, элита) более-менее сносно научилось справляться с активным проявлением недовольства через ликвидацию несогласных. А что прикажете делать с игнором, в который уходят недовольные граждане, да так успешно, что выполнять свою основную задачу государству становится всё сложнее — отнимать становится нечего и не у кого.
Рецепт приготовления съедобного государства
Этот рецепт существует совсем не в области контроля и не в области совершенствования аппарата насилия. Насилие способно разрушить, но не способно строить. Контроль способен отслеживать соответствие плану, но не способен планировать и проектировать. Отбирать и делить получается только тогда, когда за тобой признают это право и согласны с предложенным вариантом перераспределения. И то, и другое возможно только там, где государство умеет договариваться с неселением, а не только нагибать и врать. Грубое насилие и такая же грубая манипуляция возможны в отношении люмпенов, но с них нечего взять. С высококвалифицированными специалистами по-любому приходится договариваться. А наша всё более технократическая цивилизация способна выжить только при наличии таких специалистов.
За всем отчаянным манипулированием и ложью, с которыми срослись современные элиты, понемногу проступают контуры другого государства, которому каждый отдельно взятый гражданин нужен гораздо больше, чем элиты — гражданам. Зависимость управляющего государства от управляемых граждан становится всё очевиднее. Хреновому государству очень скоро становится просто некем управлять.
Открытые границы, глобальный рынок, единое информационное пространство и транснациональные компании делают естественным процесс перетекания населения туда, где безопаснее и комфортнее. А когда к этой свободе добавится энергетическая независимость, из ныне существующих государств (элит) останутся только те, кто сможет предложить обычным людям что-то действительно достойное и интересное, ради чего стоит пожертвовать частью своего личного суверенитета и дохода.
Взаимная ответственность гражданина и государства является единственным скрепом такого союза. Она является главным дефицитом XXI века, и именно о ней мы подробно поговорим в следующей главе. Продолжение следует.

Добавить комментарий