Государство и право византии

С началом истории Византии после краха Западной Римской империи происходил процесс приспособления римского права к развивающимся феодальным отношениям. Прежде всего стала формироваться феодальная поземельная собственность. Магнаты владели своими поместьями на праве частной собственности и феода. Широкое распространение среди дворянства получили проник (бенефиции), большая часть которых со временем превратилась в феоды.

В начальный период истории Византии среди крестьянского населения преобладали свободные мелкие собственники и крестьяне-общинники. Но в IX — X вв. после ослабления внешней опасности прежде всего со стороны Арабского халифата начинается наступление на свободных крестьян, которые теряли не только свою экономическую самостоятельность, но и свободу, превращаясь таким образом в феодально-зависимых крестьян.

Феодалы (в том числе и прониары) осуществляли на территории своих владений судебные и административные функции. Так, крестьяне, жившие на земле прониаров, должны были платить им оброк и отбывать барщину.

Основные институты вещных прав, регламентированные в Своде Юстиниана, были сохранены в византийском праве, где, например, говорится о владении (possesio), которое подразделялось на добросовестное и недобросовестное. В византийских кодексах говорится о сервитутах (особенно городских), об эмфитевзисе — наследственной аренде.

Обязательственное право

В Византийском праве сохранилось деление обязательств на обязательства из договоров и на обязательства из деликтов (правонарушений). В византийских кодексах говорится, например, о договорах купли-продажи, дарения, мены, займа, найма, хранения (поклажи), товарищества.

С подробностью излагаются вопросы залогового права, причем отмечается два вида залога: один с передачей заложенной вещи кредитору и другой без этой передачи (ипотека), когда в виде залога выступает земля. Также подробно регулируется договор займа, по которому был установлен максимальный размер процента (12% годовых). При этом запрещалось взимание процентов на проценты.

Договоры, как правило, заключались в письменной форме.

Брачное и семейное право

В Византии брак регулировался нормами православного церковного права, согласно которому предшествовало обручение, сопровождавшееся церковным обрядом. Обручение могло быть расторгнуто по причине нежелания обученных вступить в брак, совершения обручения без согласия родителей и опекунов, близкой степени родства между обрученными, неспособности к сожительству после вступления в брак, развратного поведения жениха или невесты, совершения преступления женихом или невестой, безвестного отсутствия в течение трех лет, тяжелой болезни, сумасшествия в течения двух лет, желания уйти в монастырь.

Брак совершался путем церковного обряда (венчания). Для признания брака действительным необходимо было соответствовать следующим требования: достижение брачного возраста (для невесты — 12 лет, для жениха — 14 лет); согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов; не состоять в другом браке; отсутствие родства и свойства в определенных степенях.

Разрешалось вступать в брак не более трех раз. Византийское право разрешало расторжение брака путем развода при следующих обстоятельствах: совершение государственного преступления, покушение одного супруга на жизнь другого, истребление утробного плода, прелюбодеяние; легкомысленное поведение жены (участие в пирах с посторонними мужчинами, отлучка на ночь из дома; посещение женой без ведома мужа публичного зрелища); неспособность к брачному сожительству; длительное безвестное отсутствие одного из супругов; пребывание в плену (поскольку человек, взятый в плен, становился рабом); психическое заболевание; уход одного из супругов в монастырь; посвящение в сан епископа.

Кроме того, жена имела право на развод в следующих случаях: если муж оскорбил жену, стараясь свести ее с другим мужчиной; если муж без основания обвинил жену в прелюбодеянии.

Расторжение брака путем развода производилось только по судебному решению.

Что касается имущественных отношений между супругами, то речь идет прежде всего о приданом и предбрачных подарках, которые супруги не имели права отчуждать за некоторыми исключительными случаями (например, для приобретения нового имущества, которое может дать более крупный доход; для уплаты долгов жены; для пропитания родителей, мужа или брата).

Муж имел право пользования доходами с имущества, входившего в состав приданого.

Жена имела право обратиться в суд с иском против мужа, растратившего ее приданое.

Наследственное право

В византийском праве говорилось о наследовании по закону и завещанию. В первом случае устанавливалось четыре ступени законных наследников: нисходящие (сыновья и дочери, внуки); восходящие (отец и мать), боковые родственники (брат, сестра), вдова наследодателя в половинной части (вторую часть получает казна). Выморочное имущество переходит полностью казне.

Завещание оформлялось в письменном виде, оно должно было подтверждаться подписями свидетелей. Завещание было недействительным, если оно сделано лицом, не достигшим 14 лет, глухонемым, слабоумным, пьяным, находившимся под опекой за расточительство, совершившим преступление, отрекшимся от христианства. Завещание ограничивалось обязательной долей в пользу детей и родителей, называемой фалкидионом. Приданое и предбрачные подарки были собственность жены.

Византийское право приводит перечень оснований, по которым можно было лишить наследства детей и родителей (например, оскорбительное отношение к завещателю, совершение преступления, позорное поведение, отступление от православной веры).

Византийское право сохранило такие институты римского наследственного права как фидеикомиссы и легаты. Почти полностью были восприняты положения римского права об опеке и попечительстве. Опека над малолетними (лица мужского пола до 14 лет и женского до 12 лет) устанавливалась по завещанию или по решению родственников или властей. Над несовершеннолетними (мужчины и женщины до 25 лет) учреждалось попечительство, которое устанавливалось также над расточителями и слабоумными.

Уголовное право

Уголовная ответственность наступала для лиц, достигших 7-ми летнего возраста.

В системе наказаний закреплялось социальное неравенство. Так, пособники похищения свободных женщин подвергались телесному наказанию, острижению и изгнанию, а раб наказывался сожжением.

Господин мог безнаказанно убить своего раба. Византийское право учитывало формы виновности, знало понятие невменяемости.

В двух случаях разрешался самосуд: убийство ночного вора, а также любовника жены, застигнутого с поличным на месте свидания.

Наказывалось не только оконченное преступление, но и покушение на него, если имел место факт приготовления к нему. Умысел к совершению государственных и религиозных преступлений был наказуемым. За соучастие (подстрекательство, попустительство, укрывательство, пособничество) установлено такое же наказание, как и за само преступление.

При назначении наказания учитывался рецидив. Так за кражу в первый раз вор подлежал телесному наказанию, за второй раз ему отсекали руку.

Византийское право предусматривало следующие виды преступлений.

Государственные преступления: измена, заговоры против императора; другие действия, направленные против государства и царя. Например, передача неприятелю военной тайны. За все это смертная казнь путем сожжения.

· Религиозные преступления: вероотступничество, совращение в иудейскую религию, раскол, святотатство — кража мертвых, колдовство и лжеприсяга. Наиболее тяжкие религиозные преступления наказывались смертной казнью путем отсечения головы или повешения. За клятвопреступление и лжесвидетельство — отсечение языка.

· Преступления против личности. Убийство наказывалось смертной казнью путем отсечения головы, а за убийство родственников — сожжение. За нанесение телесных повреждений — членовредительские наказания. К преступлениям против личности были также отнесены побои, истязания, клевета, продажа свободных людей в рабство.

· Преступления против собственности. За совершение кражи — бичевание и штраф в двойном размере цены похищенного имущества; за грабеж — штраф в четвертном размере; за разбой — сажание на кол. К этому виду преступления относился также поджог, а также неосторожное обращение с чужим имуществом.

· Преступления против нравственности и семьи: прелюбодеяние, кровосмешение, изнасилование, растление малолетних, мужеложество, скотоложество, многобрачие, насильственный брак, обольщения. Некоторые из этих преступлений наказывались смертной казнью, другие членовредительством (за половые преступления — отсечение носа, кастрация — за скотоложество), изгнанием. За похищение женщин — отсечение руки.

В византийском уголовном праве закреплялась множественность наказаний за одно и то же преступление. В качестве дополнительного наказания нередко применялась конфискация имущества (например, имущество государственных преступников). Кроме того, имущество умерших еретиков, дети которых не являлись православными, замужней женщины, находившейся в связи со своим рабом, подлежало конфискации.

Изгнание чаще всего применялось как дополнительное к членовредительскому наказанию. Острижение применялось только как дополнение к членовредительскому наказанию.

Процесс

В византийском праве по уголовным делам все более усиливались начала следственно-розыскного инквизиционного процесса, для которого были характерны презумпция виновности, признание вины — высшее доказательство, допрос под пыткой, тайна и письменность процесса, запрещение представительства со стороны обвиняемого. По уголовным делам судьи обязаны были допрашивать обвиняемых и свидетелей, каждого в отдельности.

В качестве свидетелей не допускались женщины, несовершеннолетние, развратники, слабоумные, слуги, домашние, бедные, глухие, изобличенные в подлогах, еретики и евреи против христиан.

Суд мог потребовать от свидетелей принесения присяги. В отличие от свидетелей по гражданским делам, свидетели по уголовным делам вызывались по распоряжению судебных органов и их явка в суд была обязательной.

Представители сенаторского сословия имели привилегии. Они были подсудны только префекту столицы. Сенаторы не могли подвергаться пыткам за исключением тех случаев, когда они обвинялись в государственных преступлениях. Приговор в отношении сенаторов вступал в законную силу после утверждения его императором.

При рассмотрении гражданских дел закреплялась состязательная форма процесса.

Специфика и этапы политико-правового развития Византии

Византийское государство возникло в 395 г. в результате раздела императором Феодосием I единой Римской империи на две части: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю – Византию. Название государства происходит от древней мегарской колонии Византий, на месте которой римский император Константин Великий в 330 г. основал новый город Константинополь. Византию именовали «христианской империей ромеев», а подданные Восточной Римской империи считали себя ромеями, т.е. римлянами, державу – ромейской, императора – василевсом, являющимся продолжателем традиций римских императоров.

Византийская империя превратилась в мировую державу, в состав которой до начала арабских завоеваний (VII в.) входили обширные территории: Балканский полуостров, Малая Азия, Месопотамия, Сирия, Палестина, Египет, часть Армении, острова Крит, Родос, Кипр. На этих землях жили греки, даки, фракийцы, иллирийцы, армяне, грузины, сирийцы, евреи, эллинизированные малоазийские племена и др. Грекам принадлежало, однако, главенствующее положение, а греческий язык был наиболее распространенным. В борьбе с арабскими и славянскими нашествиями (вторая половина VII в.) территория империи сократилась вдвое. Византия стала намного однороднее по национальному составу и превратилась в греко-славянское государство. Его экономической основой было свободное крестьянство, а земля находилась в распоряжении крестьянской общины.

Развитие средневекового византийского государства и права имело существенные отличия но сравнению с Западной Римской империей и феодальными монархиями Западной Европы. Специфика государственно-правового развития была обусловлена влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

Во-первых, запаздывающий характер формирования феодального государства и права в Византии: законченные черты институты централизованной феодальной монархии в Византии приобретают лишь в IX–XI вв. Это было связано с тем, что кризис рабовладельческого хозяйства в богатых восточных провинциях Римской империи ощущался менее остро, чем в Западной Римской империи. Обособление в отдельное государство восточных провинций способствовало экономическому подъему и концентрации материальных и военных ресурсов. В результате развития производительных сил мелкое самостоятельное хозяйство стало наиболее выгодной формой земледельческого и ремесленного производства. Эта экономическая тенденция к укреплению и распространению индивидуального хозяйства пробивала себе дорогу на Востоке с бо́льшим успехом, чем на Западе. Она выразилась в массовом переводе рабов на пекулий и в городе, и в деревне. К тому же рабский труд играл меньшую роль в сельском хозяйстве восточных провинций по сравнению с западными. Главными производителями были колоны и свободные общинники. Большинство колонов было прикреплено к земле и несло повинности в пользу государства и своих господ, а свободные крестьяне жили соседскими общинами («митрокомиями») и были связаны круговой порукой в уплате налогов фиску (казне).

Во-вторых, государство в Византии было сверхцентрализованным: сильная императорская власть, централизованный бюрократический аппарат и религиозное единство в лице православия имели решающее значения для сохранения целостности, экономического прогресса и обеспечения преемственности власти на протяжении одиннадцати веков ее существования. Огромные размеры территории, потребность в устойчивых экономических связях между областями и провинциями, бесконечные набеги варваров обусловили существование сильной самодержавной власти императора в течение всей политико-правовой истории Византии. Византийская автократия (самодержавие) опиралась на поддержку православной церкви и многочисленных народов империи, сплотившихся в борьбе против внешних врагов. Для отражения внешней угрозы в провинциях гражданская и военная власть была сосредоточена в руках генерал-губернаторов (стратегов). Разделение труда в масштабах империи, хозяйственная специализация областей и провинций, бурное развитие ремесла и торговли объективно требовали создания устойчивых экономических связей, товарно-денежных отношений, которые могли быть гарантированы лишь сильной императорской властью. Государство активно вмешивалось в экономическую жизнь, регулируя ее с помощью громоздкого бюрократического аппарата.

Его содержание дорого обходилось подданным империи: их облагали новыми налогами, нещадно эксплуатировали. Для подавления народных восстаний и волнений также было необходимо сильное государство.

В целях обеспечения внешней безопасности, поддержания гражданского мира и стабильного экономического благополучия постоянно совершенствовались государственный аппарат, армия, карательные органы. Это позволило Византии, в отличие от Западной Римской империи, покоренной варварами, обеспечить защиту своих границ от внешних вторжений руками самих варваров (они составляли основную часть наемного войска) и благодаря помощи союзных племен. Волны варварских нашествий не смогли разрушить существующий порядок и систему хозяйствования и лишь способствовали постоянному совершенствованию системы управления империей.

В-третьих, византийское государство представляет собой специфическую форму неограниченной монархии – автократию (самодержавие). Византийская автократия не может быть отнесена ни к восточным деспотиям, ни к феодальным монархиям в Западной Европе, она представляет, в известном смысле, синтез обеих авторитарных систем правления. Длительное время развитие государственных и правовых учреждений Византийской империи осуществлялось путем рецепции (заимствования) политических институтов, системы управления и законодательства Римской империи. Западная политическая традиция предполагает теологическую и правовую легитимацию власти императора. Несмотря на указания о божественном характере императорской власти, она до IX в. была не наследственной, а выборной. В восточной политической традиции заимствуются сакральность персоны императора и неограниченный характер самодержавной власти.

Но для византийской автократии характерна более высокая степень жестокости и насилия в реализации интересов господствующего класса, сочетающаяся с лицемерием и обманом. Одним из существенных отличий самодержавной власти византийского императора является опора на православную веру как на важнейшее средство легитимации своей власти. В теории «согласия и единомыслия» император рассматривался в качестве «верховного государя и священника», способного устанавливать основы христианской веры. В отличие от западного феодализма, где церковь боролась за политическую гегемонию, в Византии церковь была встроена в государственную власть в качестве элемента механизма духовного подавления масс и опоры императорской власти. В этом смысле византийское государство относится к идеократическим, где одним из важных источников самодержавной власти является идея, единая идеология, способная интегрировать население вокруг правителя. Таковой выступала концепция самодержавной власти.

История средневекового византийского государства и права насчитывает свыше тысячи лет – с 395 г. до завоевания столицы Византии – Константинополя турками в 1453 г. Политико-правовая история Византийской империи отличается от развития феодального государства и права в Западной Европе и с точки зрения эволюции форм устройства государственной власти подразделяется на три этапа.

  • 1. Ранневизантийская автократия (IV–VII вв.). На этом этапе византийское государство сохраняло основные черты позднеримской империи: громоздкий военно-бюрократический аппарат, законодательство, местное управление. Государственный строй данного этапа – военно-бюрократическая монархия рабовладельческого тина, в которой власть императора объявлялась божественной и носила самодержавный характер. Однако всесилие императорской власти на практике было ограничено сохранением некоторых политических традиций римской республиканской государственности: выборности императора, сената, оппозицией политических партий знати. Режим рабовладельческой автократии не был устойчивым: во-первых, происходил переход от рабовладения к феодально-сословному строю, а во-вторых, в результате набегов варвары (славяне), селились на землях империи и возрождали старинные общинные порядки, несовместимые с рабовладением.
  • 2. Классическая феодальная автократия (VII–XII вв.). На этом этапе происходило интенсивное формирование феодальных порядков, а централизованное государство приобретает черты совершенного самодержавия. Императорская власть достигает наивысшего расцвета, она опирается на поддержку православной церкви и кодифицированное законодательство.
  • 3. Феодальная раздробленность и распад единого государства (XIII–XV вв.). Поздневизантийская феодальная автократия характеризуется упадком императорской власти и ростом политического влияния полунезависимых феодальных княжеств, частыми междоусобными войнами. Это привело к гибели Византийской империи, которая была завоевана турками в 1453 г.

Добавить комментарий