Государство как субъект

Будучи носителем власти и воздействуя посредством законодательных запретов и дозволений на рыночные отношения, государство одновременно является субъектом гражданского права, наделенным особыми правовыми чертами, и выступает участником разнообразных рыночных операций. Стремление освободить российское государство от хозяйственной деятельности, выраженное в экономических программах последних лет и заявлениях правительственных деятелей, ответственных за развитие экономики, может ограничить сферы и интенсивность участия государства в имущественном обороте, но не изменит его общего правового статуса как особого субъекта гражданского права. Это необходимо как для отечественных рыночных отношений, так и для международных экономических связей, в которых современные государства активно участвуют и являются гарантом их развития.

ГК определяет основы гражданско-правового статуса государства в гл. 5. Нормы по этому вопросу содержатся и в других главах ГК, а также в ряде федеральных законов, прежде всего, в Бюджетном кодексе, определяющем порядок распоряжения финансовыми ресурсами государства.

Россия — федеративное государство, и ГК признает субъектами гражданского права наряду с Российской Федерацией ее субъекты (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и округа), а также муниципальные образования (городские и сельские поселения). В совокупности их принято именовать в литературе обобщенным термином «государственные образования».

Конституционно-правовой статус отдельных государственных образований имеет принципиальные различия. Российская Федерация является суверенным, международно признанным государством, в то время как ее субъекты и муниципальные образования не обладают суверенитетом, входят в ее состав, в силу собственных законов могут иметь различный объем полномочий и систему органов. Однако с точки зрения гражданского законодательства как субъекты гражданского права они в принципе равны: ГК устанавливает в гл. 5 для всех государственных образований общие правила выступления в имущественном обороте.

Согласно ст. 124 ГК государственные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками таких отношений — гражданами и юридическими лицами. При этом к ним применяются нормы гражданского законодательства, относящиеся к юридическим лицам, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Эти важные формулировки ГК означают, что государственные образования являются собственниками, могут совершать гражданско-правовые сделки всех видов, быть носителями иных гражданских прав и несут ответственность по своим обязательствам, а также могут защищать свои права согласно нормам гражданского законодательства. Специфика государственных образований проявляется прежде всего в особом порядке их возникновения и прекращения, а также в структуре органов, представляющих их в имущественных отношениях. Кроме того, государственные образования не могут быть носителями ряда гражданских прав, субъектами которых являются, в силу своих физиологических свойств, граждане.

Для выступления в имущественном обороте государство в соответствии с основными началами гражданского права должно обладать правоспособностью, т.е. способностью быть носителем гражданских прав и обязанностей. ГК прямо не говорит о наличии у государства этого качества, однако из смысла и назначения его норм, прежде всего ст. 125, следует, что государство правоспособностью обладает. Выяснения требует, однако, вопрос об объеме такой правоспособности. В литературе она оценивается по-разному: как общая, специальная, целевая. Большого практического значения этот спор не имеет, ибо очевидно, что государственные образования должны обладать гражданской правоспособностью во всех сферах имущественного оборота, представляющих для них интерес, кроме тех, которые связаны с физиологическими качествами граждан (физических лиц).

Будучи субъектом гражданского права и носителем права собственности, государственные образования могут использовать все предоставляемые гражданским законодательством способы возникновения и защиты гражданских прав. Этот правовой аспект выражен в некоторых нормах ГК недостаточно четко. Так, в ст. 153 ГК сделками названы только действия граждан и юридических лиц, а в п. 1 ст. 1064 ГК говорится о возмещении вреда, причиненного имуществу гражданина и юридического лица, и не называются государственные образования. Пробел восполняет ст. 124 ГК, согласно которой к государству применимы нормы, относящиеся к юридическим лицам.

Свою правоспособность государственные образования реализуют не как таковые, а через свои органы, круг которых определен в Конституции РФ, федеральных законах, а также в законах субъектов РФ. От имени Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях практически выступают преимущественно Правительство РФ, Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Круг органов других государственных образований, представляющих их в гражданско-правовых отношениях, определен в законах субъектов РФ, а также в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. Согласно Закону г. Москвы 1995 г. от имени г. Москвы выступает Мэр города, который своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности (ст. 52). Органы местного самоуправления и их компетенция определены в гл. 6 Закона г. Москвы.

Государство может выступать в имущественном обороте также с использованием института представительства, что прямо допускается п. 3 ст. 125 ГК; это значит, что в предусмотренных законодательством случаях от имени государственных образований могут по специальному поручению выступать государственные органы, юридические лица и граждане. Осуществление некоторых гражданско-правовых операций государство возлагает на специализированные организации, прежде всего банки. Такие представители получили наименование агентов государства.

Реализация полномочий Российской Федерации как собственника в отношении находящихся в федеральной собственности акций в открытых акционерных обществах, в том числе «золотой акции», осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. Согласно Положению права акционера от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое выдает необходимые письменные директивы своим представителям в органах названных АО. В этих случаях также используется гражданско-правовой институт представительства.

В ряде статей ГК в качестве представляющего государственные образования органа называется казна (ст. 214, 215, 1069-1071), причем определение ее правового статуса не дается. Согласно действующему ныне законодательству Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов РФ и является органом, обеспечивающим исполнение государственного бюджета и его кассовое обслуживание. Таким образом, казна имеет специальные статус и задачи; поэтому в гражданско-правовых отношениях с третьими лицами от имени государства должны выступать Министерство финансов РФ и его нижестоящие органы, как это и имеет место на практике.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Глава 1. Основные характеристики государства
  • 1.1 Причины и формы возникновения государства
  • 1.2 Понятие и основные признаки государства
  • Глава 2. Характеристика государства как субъекта гражданского права
  • 2.1 Особенности гражданской правосубъектности государства
  • 2.2 Участие государства в вещных правоотношениях
  • 2.3 Участие государства во внешнеэкономическом обороте
  • 2.4 Судебный иммунитет государства
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Содержание

Введение

Актуальность темы исследования. Государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.

Государство осуществляет власть и обладает суверенитетом. Суверенитет государства выделяет его на фоне остальных субъектов гражданского права. Вот основные из свойств государства, превращающих его в особый субъект права:

? государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;

? государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны;

? государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения;

? государство пользуется иммунитетом.

Относительно правоспособности государства нельзя не отметить тот факт, что правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц, в чем-то она шире, в чем-то уже.

Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы исследования.

Целью работы является анализ государства как субъекта права.

На достижение указанной цели направлено выполнение следующих задач:

? рассмотреть основные характеристики государства;

? исследовать особенности правосубъектности государства;

? охарактеризовать государство как субъекта гражданского права.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с деятельностью государства.

Предметом исследования являются нормы права, регламентирующие статус государства как субъекта права.

Методологическую основу работы составили базовые положения диалектического метода исследования. В работе применялись общенаучные методы познания: анализ, логический, объективизм, диалектический. Также использовались специально-юридические методы познания: сравнительно-правовой, технико-юридический и другие.

Нормативно-правовую основу исследования составили: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие и правосубъектность государства

Государство — это политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

В каждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и свои слабые стороны, за которые их можно критиковать.

Поэтому здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и другие, которые в наибольшей мере соответствовали характеру данных задач.

Таким образом, можно заключить, что проблема появления государств вовсе не решена раз и навсегда. Могут зародиться новые причины и формы такого возникновения, что, бесспорно, только обогатит теорию государства.

Термин «государство» может быть использован в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти.

Обратимся к определению понятия «государства», которое дает нам большой юридический словарь: «государство — это (в теории права) — определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти; распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий — механизм государства, его аппарат».

В.В Лазарев считает, что государство есть организация политической власти определенного общества. «Государство вообще», как известно, бывает лишь в теории, в обобщениях.

На практике же функционируют конкретные государства конкретных обществ. Именно из обобщения деятельности конкретных государств выводятся параметры более совершенного государства, и с этих позиций оцениваются конкретные государства.

Государство можно считать первой политической организацией. У разных народов государства возникали по разному, на различных стадиях развития, в различные исторические промежутки времени. Но общими для них были факторы: совершенствование орудий труда и его разделение, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых (классовых) интересов. Государство является не единственной политической организацией классового характера. Наряду с возникновением государства и в его рамках возникали различные негосударственные организации и объединения, которые отражали интересы определенного круга людей и принимали участие в политической жизни общества. Примерами таким организациям могут стать объединения собственников — общины, гильдии и цеха, сложившиеся в феодальном обществе. Или разного рода политические партии и движении, которые существуют наряду с государством в нашем обществе. Но, тем не менее, государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны.

Основное отличие государства от других политических институтов общества состоит, прежде всего, в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе.

Властная сила государства универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах — полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.

Государство — сложное социальное образование, которое можно познать только путем абстракции. Выявим далее присущие государству функциональные признаки.

Первым признаком, мы выделяем территорию — пространственную основу государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя может изменяться во времени (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии).

Территория государства занята его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

Население, также является признаком государства, оно представляет собой человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) — понятия не тождественные.

Народ (нация) — это социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.

Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства, например, федерализация или автономизация.

Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т.п.

Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь, зависит от ее легитимности. Следует рассмотреть понятие «легитимность власти» означающее:

1) ее законность, т.е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными;

2) ее поддержка населением;

3) ее международное признание.

Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

Налоги, т.е. обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы, создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для выполнения других общих дел. В основном налоги взимаются принудительно, однако развитые формы государственности переходят постепенно к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе как самостоятельная. Иначе государственная власть юридически стоит над властью других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически выполнять приказы других государств. Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет — это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет — это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но постепенно он становится относительным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп. Мнение международного сообщества может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна и сужается он с большей скоростью нежели внутренний.

Итак, на основании изложенного приходим к выводу, что государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории) использующая право и специальный аппарат принуждения.

Глава 2. Характеристика государства как субъекта гражданского права

2.1 Особенности гражданской правосубъектности государства

Государство как субъект гражданских правоотношений может иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становятся именно публично-правовые образования в целом, а не органы их исполнительной или законодательной власти, либо органы местного самоуправления.

Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе и по участию в гражданских правоотношениях, устанавливается актами публичного, а не частного (гражданского) права.

Имущество казны, состоящее, прежде всего из средств соответствующего государственного или местного бюджета, и составляет материальную базу для самостоятельного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.

Материальную базу для самостоятельного участия государства в гражданских правоотношениях составляет имущество, принадлежащее ему на праве собственности.

Как собственник своего имущества государство независимо от других участников и выступает в гражданских правоотношениях как вполне самостоятельный, равноправный и имущественно обособленный субъект.

Таким образом, мы рассмотрели особенности участия государства в вещных правоотношениях.

Таким образом, Российская Федерация является самостоятельным участником внешнеэкономического оборота.

Однако по мере развития международного имущественного (коммерческого) оборота этот принцип все более становится препятствием для его участия в этих отношениях, а также для привлечения необходимых иностранных инвестиций.

Такой подход действительно последовательно уравнивает государство с другими участниками частноправовых отношений в сфере международных коммерческих связей.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что государство является особым субъектом права. Это выражается в том, что государство:

? участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а для наиболее эффективного отправления публичной власти в целях, провозглашенных его основным законом;

государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а для наиболее эффективного отправления публичной власти в целях, провозглашенных его основным законом.;

? некоторые элементы гражданской правоспособности государству принадлежать не могут, например, заключение договора коммерческой концессии, выдача банковской гарантии и др.

? государство участвует в гражданском обороте не само по себе, а через свои государственные органы, исполняющие функции представителя его интересов в подконтрольных ему сферах деятельности;

Непосредственное участие государства осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих не как юридические лица, а как законные представители государства, от его имени и в пределах их компетенции.

? государственные и муниципальные фонды имущества во главе с Российским фондом имущества основном получают доходы от сделок с имуществом.

Органы, уполномоченные действовать от имени государства, могут вступать в соответствующие отношения как непосредственно, так и через посольства, консульства или торгпредства, которые должны иметь для этого специальные полномочия.

4. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. — М.: Инфра-М, 2008. — 790 с.

5. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть / Отв. ред. Е.А. Суханов. — М.: Волтерс Клувер, 2008. — 616 с.

6. Кашанина, Т.В., Кашанин, А.В. Основы российского права: Учебник / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. — М.: НОРМА, 2008. — 345 с.

9. Лазарев, В.В., Липень, С.В. Теория государства и права: Учебник / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Спарк, 2007. — 511 с.

10. Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Юристъ, 2010. — 541 с.

11. Мелехин, А.В. Теория государства и права: Учебник / А.В. Мелехин. — М.: Маркет ДС Корпорэйшн, 2007. — 633 с.

12. Назаренко, Г.В. Теория государства и права: Учебное пособие / Г.В. Назаренко. — М.: Проспект, 2005. — 476 с.

13. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — М.: Юристъ, 2007. — 520 с.

Размещено на Allbest.ru

Государство — не обычный вид юридического лица. Это особый субъект правоотношений (так считали еще римские юристы). Эти особенности проявляются в том, что:

• государство не имеет ни правоспособности, ни дееспособности (в отличие от физических и юридических лиц);

• она не имеет и специальной компетенции (в отличие от других коллективных субъектов);

• именно государство устанавливает и определяет задачи, принципы и цели своей деятельности, а также определяет права и обязанности граждан и других субъектов;

• только она имеет право самостоятельно определять для себя круг обязанностей и предмет ведения;

• только она официально представляет общество как внутри страны, так и за ее пределами — во взаимоотношениях с другими государствами.

Государство имеет общий и конкретный правовой статус, который реализуется с помощью двух систем: системой внутреннего законодательства и системой международного права.

Общий статус в системе внутригосударственного права определяется нормами (правами и обязанностями) конституции, а в системе международного права — нормами (правами и обязанностями) международного сообщества, которые являются одинаковыми для всех ее членов. При этом каждое государство не только обладает правами и обязанностями, установленными международным правом, но и создает международно-правовые нормы и принципы. Поэтому каждое государство имеет общий международно-правовой статус.

Конкретный правовой статус государства зависит от тех конкретных различных правоотношений, участником которых является государство как внутри страны, так и на международной арене.

Государство как организация всего общества призвана выражать публичные, общие интересы и, следовательно, действовать на основе норм публичного права.

За пределами и внутри страны государство является важным участником таких публичных отношений:

1) международно-правовых — заключает двусторонние и многосторонние договоры на основе норм публичного международного права;

2) конституционно-правовых — предоставление национального гражданства, награждение гражданина государственной наградой или присвоении ему почетного звания;

3) уголовно-правовых — осуществляет борьбу с преступностью именем государства и тому подобное.

Таким образом, государство через государственную власть выступает как властный субъект правоотношений.

Государство выступает и как субъект правоотношений на основе норм частного права:

• международных — заключает договоры на основе норм международного частного права;

• внутренних гражданско-правовых — выпускает государственный заем; принимает передачу наследства в пользу государства.

В сфере частноправовых отношений государство является равноправным участником и не имеет никаких льгот или преимуществ.

Государство управляет определенной долей собственности, не закреплена за отдельными государственными организациями и учреждениями, а принадлежит обществу в целом. Эта доля государственного имущества и средства государственного бюджета составляют государственную казну страны. Поэтому в частноправовых отношениях выступает не государство в целом в единстве своих функций и органов, а государство как общегосударственная казна в виде своих финансовых организаций, действующих в определенной области коммерческой, хозяйственной деятельности.

Определенность и стабильность правового статуса государства, регулируется нормами внутригосударственного права, положительно влияет на ее международно-правовой статус, повышает ее авторитет и открывает широкие возможности для сотрудничества с другими государствами.

Содержание правовых отношений (фактический, юридический)

Правоотношения — это сочетание фактических общественных отношений и юридических норм, поэтому различают их фактический и юридический смысл.

Фактический (материальный) содержание правоотношений — это реально осуществляемые участниками правоотношений действия, направленные на реализацию их субъективных прав и юридических обязанностей.

Юридическое содержание правоотношений — это зафиксированные в нормах права субъективные права и юридические обязанности их участников.

Правовое регулирование осуществляется преимущественно через механизм реализации правомочий и юридических обязанностей, именно этим оно отличается от любого другого нормативного регулирования. Права и обязанности субъектов в пределах отдельно взятых правоотношений, корреспондируются друг другу, составляют их юридическое содержание.

Субъективное право всегда принадлежит уполномоченному лицу, имеющему определенный интерес: материальный, духовный, политический, семейный и тому подобное. Возможное поведение по реализации определенного интереса составляет содержание субъективного права и основанная на желании уполномоченного лица. Пределы желаемого поведения четко очерченные нормами позитивного права.

Юридическая обязанность, как и субъективное право, очерченный определенными правовыми нормами, то есть представляет собой меру должного, необходимого поведения. Требовать выполнения обязанностей вне установленной степени является нарушением закона.

Государство является особым субъектом гражданского права:

· государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а для наиболее эффективного отправления публичной власти в целях, провозглашенных его основным законом;

· государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;

· государство пользуется иммунитетом во внешнеэкономической деятельности, т. е. неподсудностью в отношениях с иностранными субъектами права.

Особенности правоспособности государства:

· правоспособность государства является специальной, исходящей из целей, для которых оно существует;

· некоторые элементы гражданской правоспособности могут принадлежать только государству такие как государственная монополия на определенные виды деятельности и др.;

· некоторые элементы гражданской правоспособности государству принадлежать не могут, например, заключение договора коммерческой концессии, выдача банковской гарантии и др.

Особенности дееспособности государства:

· государство участвует в гражданском обороте не само по себе, а через свои государственные органы, исполняющие функции представителя его интересов в подконтрольных ему сферах деятельности;

· государство участвует в гражданском обороте не как единое целое, а как совокупность субъектов разных уровней, независимых друг от друга: Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 1046;

I. Государство является юридическим лицом

А) Оно обладает всеми атрибутами юридического лица,

и для этого достаточно напомнить о некоторых из них, не давая их исчерпывающей характеристики.

Государство обладает материальным достоянием: это государственная и частная собственность.

Оно располагает штатом государственных служащих (чиновников).

Оно заключает договоры, возлагает на себя ответственность, выступает в качестве стороны при судебном разбирательстве; в отношении государства может быть вынесено судебное решение об уплате возмещения за убытки или выплате судебных издержек; сотни раз в год Государственный совет выносит постановления по делам, ответчиком по которым выступает государство.

Отдельные ученые-юристы и практики не всегда пра-

вильно осознают это; в жалобах часто встречаются следующие выражения: «жалоба, по поводу действий министра внутренних дел» или «против действий префекта». Однако когда приходится обращаться к административному судье или когда хотят привлечь к ответственности орган управления, иск следует предъявлять не к министру или префекту, а к государству. А уточнить это тем более важно, что префект, как было видно, может выступать и от имени другого коллектива. Исковые формулировки типа: «Я подаю иск против префекта», «Я требую от префекта возмещения за ущерб» — не имеют никакого смысла, потому что судебное решение будет обязывать не префекта и не он будет выплачивать возмещение. В случае необходимости это сделает либо государство, если префект действовал от его имени, либо местный управленческий коллектив. Уже само такое различение наглядно показывает, что государство обладает всеми признаками юридического лица.

Б) Вышеозначенные атрибуты сосредоточены в понятии единства государства. Государство представляет собой не одно из юридических лиц, а единое юридическое лицо. Для иллюстрации этого положения можно привести несколько примеров.

1) С финансовой точки зрения правосубъектность государства выражена в принципе единства государственного бюджета. Этот принцип содержит, конечно, исключения, ибо существуют специальные счета казначейства или дополнительные бюджеты, но они не дают оснований отрицать за государством качество юридического лица. Кроме того, существует такой инструмент государства, как казначейство, которое занимается всем, что относится к государственным доходам и расходам.

2) Государство как юридическое лицо по-своему проявляет себя в административных правоотношениях. Следует хорошо уяснить, что, подобно тому, как специальный счет казначейства не дает основания для признания за его обладателем прав юридического лица, притязать на такое право не может и министерство. Министерства являются составными звеньями государственного аппарата управления. Видный теоретик по вопросам юридических лиц профессор Мишу, а также Каррэ де Мальбер в работе «Вклад в общую теорию государства» привели довольно яркую, хотя и непочтительную, иллюстрацию, сравнивая министров с заведующими отделами крупных магазинов. Крупный магазин представляет собой такую организацию, которая может принадлежать юридическому лицу, например компании; он состоит из определенного числа отделов, во главе которых стоят заведующие отделами. Но

отдел крупного магазина не обладает признаками юридического лица; если заведующий отделом заключит договор или совершит ошибку или же допустит грубое обращение с клиентом, он, конечно, несет за это ответственность, но при этом действует от имени компании, которая владеет крупным магазином, а не от имени своего отдела трикотажных изделий или обувного отдела.

3) Этот принцип единства государства существует также в гражданских правоотношениях. Он проявляется в том, что государство не может предъявить иск самому себе, как и гражданин не может обратиться с иском в суд против самого себя. В то время как на государство может быть подана жалоба какой-либо коммуной, не может быть и речи ни о какой жалобе государства в отношении самого государства. Случается так, что два министра не могут прийти к соглашению, например в вопросах ответственности, но они не могут предъявлять иски друг к другу. Они должны договориться между собой и защищать общую позицию перед судьей, если гражданин обратился с иском, потому что каждый из них представляет государство как целое.

В принцип единства государства в гражданских правоотношениях были внесены некоторые исключения, касающиеся жалоб на превышение власти. Такая жалоба представляет собой объективную жалобу на конкретное действие, а не жалобу на физическое или юридическое лицо. На этом основании Государственный совет в порядке исключения установил, что один орган государства может возбуждать исковое производство по поводу решения другого органа государства, потому что в данном случае происходит не предъявление иска государством самому себе, а опротестование конкретного решения. Такая судебная практика сложилась на основе судебных постановлений 1933 и 1935 годов по поводу жалоб одного министра на решение другого.

Потенциально возможность подачи жалобы одним органом государства против другого находит ныне более широкое применение в связи с привлечением граждан к осуществлению управленческой деятельности. Одним из средств обеспечения такого участия является создание комиссий из представителей заинтересованных граждан и их наделения правом принятия решений. Подобное встречается довольно редко. Вообще комиссии могут давать только заключения, которые носят консультативный характер. Но за последние несколько лет отмечается тенденция наделять такие комиссии правом принятия решений. Комиссии не обладают признаками юридического лица, они действуют от имени государства, которое

оказывается в данном случае стороной, даже если в комиссии нет ни одного государственного служащего. Но коль скоро такое решение принято, Государственный совет посчитал, что министр не имеет никакого права его отмены или пересмотра. Действительно, предоставление министру возможности отменять решение комиссии ограничивало бы реальный характер участия населения в управлении. Но поскольку решение влечет за собой ответственность государства, министр располагает правом апеллировать к суду. Таким путем он может обжаловать решения этих комиссий перед административным судьей, несмотря на то, что и министр, и комиссии действуют от имени государства. Эти особенности никак не умаляют существа и ценности принципа единства государства.

Возьмем для примера юридическое лицо классического типа. Оно имеет собственность, штат служащих, заключает договоры, принимает на себя ответственность, словом, образует единое целое. Но оно имеет и присущие только ему характерные особенности.

II. Государство обладает тремя особыми преимуществами, которые отражают его верховенство во всей правовой системе. Это идеи суверенитета, универсальности и примата государственного интереса.

А) Суверенитет государства.

Государство суверенно в международном общении и обладает полнотой внутренней юрисдикции. Не заостряя специального внимания на первом вопросе, который относится к международному публичному праву, отметим, что в перечне юридических лиц, регламентируемых нормами публичного права, единственным правомочным лицом, поддерживающим международные связи и непосредственно являющимся субъектом международного права, безусловно, является государство.

Суверенитет государства двояко проявляется и во внутреннем плане.

1) Во-первых, в числе юридических лиц, регламентируемых нормами публичного и частного права, государство является единственным, которое обладает тем, что некоторые теоретики права называют компетенцией по вопросам наделения компетенцией. Это означает, что только государство вправе определять объем своих прерогатив. Все другие юридические лица обладают только такими правами и прерогативами, которые были признаны или предоставлены государством. Государство в принципе может ограничить полномочия коммун. По его инициативе недавно были созданы новые юридические лица, каковыми являются регионы. С этой точки зрения государство обладает очевидными преимуществами.

2) Во-вторых, государство осуществляет контроль за всеми другими юридическими лицами, причем весьма широкий и действенный.

Во-первых, оно контролирует само их существование. Оно может создавать и упразднять их. Юридические лица, в противоположность физическим, создаются и исчезают отнюдь не естественным образом, их рождение и смерть в юридическом смысле—результат распорядительной деятельности государства и его органов.

С другой стороны, государство контролирует их уставы в той мере, в какой в них необходимо зафиксировать пределы их прав и обязанностей.

Наконец, государство осуществляет надзор за их деятельностью путем осуществления ряда контрольных полномочий.

Б) Универсальность государства одновременно является территориальной и функциональной.

1) Она является территориальной в том смысле, что государство распространяет свою деятельность на всю территорию страны, включая заморские территории, в то время как местные управленческие коллективы осуществляют свою деятельность лишь на части территории страны, обозначенной к тому же самим государством.

2) Эта универсальность является также функциональной, и по этому признаку государство отличается от других общественных учреждений. Каждое юридическое лицо распространяет свою деятельность на точно очерченную область, в то время как область деятельности государства настолько обширна, что само это понятие едва ли имеет смысл. Функции государства универсальны. Оно может заниматься всем, по праву осуществляя экономическую, социальную, культурную и политическую деятельность. Оно может вторгаться во все сферы, в то время как общественное учреждение, например университет, вправе осуществлять лишь строго определенную и специально отведенную ему функцию. Государственный совет сформулировал эту идею в лапидарной форме: «Принцип специализации, касающийся юридических лиц, подпадающих под режим публичного права и обладающих ограниченной компетенцией или компетенцией, определенной актами об их учреждении», не применяется в отношении государства1. В одной из песен Пьера Мак-Орлана говорится о «ноже, не имеющем специального назначения»; о государстве же можно было бы сказать, что оно является «юридическим лицом без специально обозначенных целей».

1 Постановление Государственного совета от 25 апреля 1970 года по делу общества Юнипэн.

Не следует забывать о том, что такая универсальность государства выходит за рамки управленческих прерогатив. Государство является также законодателем и судьей. Эти аспекты вытекают либо из конституционного права, либо из организации судебной системы. Но они показывают, что такое юридическое лицо, как государство, осуществляет деятельность, которая далеко выходит за пределы административной области.

В) Примат государства

Суверенитет и универсальность характерны для всех государств. Во Франции к этому следует добавить и преимущества государства, которые встречаются не везде, и в особенности не в одинаковой степени даже в сопредельных странах, как, например, в ФРГ или Соединенном Королевстве. Действительно, государство обладает у нас огромным влиянием по сравнению с другими юридическими лицами, регламентируемыми нормами публичного права; это проявляется в численности штата служащих, в объеме сделок и договоров и т. д. В этом состоит один из аспектов и последствий административной централизации и вместе с тем—одна из трудностей любой попытки проведения децентрализации. Однако меры, принятые после 10 мая 1981 года с целью передачи местным управленческим коллективам части компетенции, финансовых средств и служб, если и не кладут конец таким преимуществам, то все же значительно ограничивают их.

Добавить комментарий