Государство как ядро политической системы

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие и сущность государства, его основные признаки:

а) суверенитет;

б) наличие аппарата принуждения;

в) публичный характер власти и т.д.

2. Политическая система общества. Подсистемы политической

системы:

а) институциональная (организационная);

б) нормативная;

в) коммуникативная;

г) культурно-идеологическая.

3. Почему государство является ядром политической системы?

а) власть государства распространяется на всё общество и его социальные институты (в пределах его территории);

б) действует на основе права от имени общества;

в) может использовать различные методы, включая применение силы и др.

4. Функции государства:

а) внутренние;

б) внешние.

  1. Государство как ядро политической системы общества

Ядро политической системы — государство. Государство выступает орудием политического господства определенного класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепции современной политической науки. Причем не следует ее упрощать. К. Маркс, как известно, подчеркивал, «что государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающее из противоположности между правительствами народными массами»

Государство — многофункциональный институт. Это относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.

Таким образом, политическая система общества — это совокупность институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных объединений граждан) и норм (правовых и нравственных), в рамках которой осуществляется политическое руководство и государственное управление обществом.

Общими для государства являются следующие признаки:

1. Суверенитет государства. Только государство выступает как универсальная, всеохватывающая организация, распространяющая свои действия на всю территорию страны и всех граждан. Только оно официально представляет общество внутри страны и за ее пределами, имеет право издавать законы и осуществлять правосудие.

2. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.

3. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека, что определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения такого властного метода как принуждение у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы — армия, полиция, служба безопасности, прокуратура, суд.

4. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Обычно, оно строится на основе территориальной и этнической общности людей.

5. Обязательность членства в государстве. В политической партии или в общественной организации человек может состоять по собственному желанию. Государственное гражданство обязательно и получает его человек с момента рождения.

6. Право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания аппарата государственных служащих и для материального обеспечения так называемой бюджетной сферы: вооруженных сил, образования, науки, культуры, социального обеспечения граждан.

7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов, и общего блага. Ни одна другая организация не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

  1. Правовое государство и его признаки

Правовое государство — такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права, а право при этом выступает мерой свободы всех и каждого.

Термин «правовое государство» произошёл от нем. Rechtsstaat, обозначившем в конце 18 века доктрину, выдвинутую в поздних работах Иммануила Канта, который увязал существование Rechtsstaat c верховенством конституции страны и подчиненности ей действий государства. При этом, конституция должна ставить целью государства обеспечение мирной счастливой жизни его граждан при условии обеспечения прав их собственности. Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть. Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение. Термин «правовое государство» (по немецки Rechtsstaat) ввел в научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. В англо-саксонской терминологии аналогом «правового государства» часто называют англ. the rule of law — «верховенство права», но следует отметить неполную идентичность термина the rule of law самостоятельному понятию «правовое государство», и поэтому последнее переводят на английский как the legal state или the law-bound state. Правовое государство требует развития институтов гражданского общества, с которыми оно строит отношения на основе равенства, поэтому к нему неприменимо традиционное определение государства как способа организации общества. В правовом государстве обеспечивается верховенство права и реализуются:

  • права и свободы человека;
  • всеобщее равенство перед законом;
  • принцип разделения властей;
  • разрешение конфликтов через справедливый суд.

По мнению известного юриста Б. М. Лазарева, для правового государства характерно:

  • наличие развитого гражданского общества;
  • действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;
  • правовая защищённость человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было;
  • возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона;
  • ограничение государственной власти.

В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства.

Антитезой правового государства является деспотическое либо полицейское государство, в котором первична административная власть, законы устанавливаются правительством, правители действуют произвольно, противоречия разрешаются в бюрократическом, а не судебном порядке.

  1. Структура гражданского общества

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Гражданское общество имеет довольно сложную структуру, включающая в свой состав как горизонтальные, так и вертикальные связи. Горизонтальные связи образуются в результате обеспечения нормальной жизнедеятельности человека и состоят из:

— экономических отношений, основанные на наличие различных форм собственности, что является главным условием свободы личности;

— социокультурных отношений (национальных, религиозных и т.д.), имеющие разветвленную систему и отражающие интересы различных слоев населения. Огромную роль здесь играет культурный плюрализм, обеспечивающий равное участие в творчестве всех людей;

— отношения, связанные с индивидуальным выбором человека, с его культурными и политическими интересами и убеждениями. Каждый член общества должен обладать определенным набором гражданских качеств, которые позволяют ему сосуществовать с другими людьми, а также определенной гражданской культурой, охватывающей фундаментальные ценности гражданского населения.

В результате взаимодействия населения и государства появляются вертикальные связи гражданского общества. Плодами таких отношений являются различные партии, ассоциации, организации, социальные институты, между которыми часто возникают конфликты из -за разности интересов и представлений о том или ином явлении. Государство призвано решать подобные проблемы, основываясь на законе, и, надо сказать, без него начались бы процессы разрушения, а возможны и войны. Поэтому с одной стороны государственные органы способны изменить общество, его интересы и уменьшить самостоятельность индивидов, а с другой – необходимы для обеспечения гармоничности процессов, происходящих в обществе.

В развитом обществе есть и условия для свобод граждан, и для раскрытия правового характера государства. Власть не принадлежит одному человеку, это привело бы к возврату диктаторского режима, а разделена на несколько ветвей: законодательную, исполнительную и судебную.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 8

Центральное место в политической системе общества занимает государство как единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти. Государство в политической системе общества координирует основные стороны жизни общества. Поэтому степень «демократичности» политической системы в первую очередь зависит от сущности государства.

Государство взаимосвязано и взаимодействует с другими элементами политической системы — партиями, профсоюзами, молодежными, религиозными и иными объединениями на основе принципов сотрудничества, помощи и содействия друг другу, компромисса, а также контроля.

Выделяя государство как важнейший элемент политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представить непременно как организацию для народа. Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как Германия, Франция, Япония, США, Швеция.

Особое место и роль государства в политической системе общества определяется тем, что оно сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства.

Исключительное место и роль государства в политической системе определяется еще и наличием у него специального аппарата управления и принуждения.

Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества также и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая государственными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативные правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию.

Государство посредством использования прямых и косвенных методов воздействия на законодательной основе может принимать меры по дозированию информации, распространяемой средствами массовой информации.

50.Государственное принуждение.

Государственное принуждение — осуществляемое на основе закона государственными органами, иными уполномоченными на то организациями, должностными лицами физическое, психическое, имущественное или. организационное принуждение в целях соблюдения и исполнения правовых предписаний.

Сущность принуждения сводится к такому воздействию, в результате которого человек ведет себя вопреки своей воле, но в интересах принуждающего. Принуждается член общества к исполнению обязанностей, к соблюдению запретов.

С появлением государства, законодательства принуждение к соблюдению и исполнению норм права становится государственным по своему характеру и осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами, выступая одним из методов управления гражданским обществом. Оно выражает негативную реакцию общества, граждан на неприемлемый для них вариант поведения, который выбрало и которому следует то или иное лицо. Без принуждения практически не может обойтись ни одно государство.

Если законодательство последовательно и четко выражает идеи справедливости и свободы, то государственное принуждение к соблюдению юридических норм будет оправданным и в свою очередь справедливым, если же нет, то оно превращается в произвол. Это и происходит в государствах с тоталитарным режимом. Таковым до недавнего времени было и наше государство.

Фактическим основанием применения государственного принуждения является чаще всего правонарушение, а также иные нежелательные для других граждан, общества и государства правовые аномалии.

Государственное принуждение, осуществляемое правовым государством (Российское государство пока еще, к сожалению, таковым не является), имеет следующие особенности. Оно, во-первых, служит защите интересов граждан, государства, общества, во-вторых, является вспомогательным, дополнительным методом управления обществом.

Государственное принуждение разнообразно по видам и охватывает: а) предупреждение правонарушений и иных нежелательных для личности и общества явлений (проведение различных организационно-правовых мероприятий — осмотр неисправных механизмов и приостановление их эксплуатации, эвакуацию из районов стихийного бедствия и др.; б) пресечение правонарушения (как правило, законные насильственные действия по прекращению противоправного поведения — задержание правонарушителя, арест преступника, изъятие у него орудий преступления и т.д.); в) правовосстановление, т.е. восстановление ранее нарушенных прав гражданина (возвращение имущества, восстановление права на жилую площадь, восстановление доброго имени и др.); г) юридическую ответственность, заключающуюся в возложении на правонарушителя определенных лишений (лишение свободы, штраф и др.).

51. Понятие, принципы и сущность права

Право-норма регулирующее общественные отношения

Слово «принцип» означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления.

Каждый из принципов права имеет довольно сложное строение. Он состоит из разнообразных юридических императивов, которые тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Так, принцип законности (строгого и неукоснительного соблюдения законов) в российской правовой системе образуют следующие императивы:
а) Конституция РФ имеет высшую юридическую силу; б) законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ; в) Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы имеют прямое действие на всей территории РФ; г) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам; д) субъекты правотворчества и реализации права, все граждане и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и основанные на законах правовые акты Наряду с нормами права исходные фундаментальные положения составляют важнейший элемент содержания права. Поэтому принципам права присущи многие черты, характерные для права в целом. От норм права.они отличаются тем, что не содержат санкций, а нередко и других элементов структуры нормы (гипотезу или диспозицию).

Принципы, как и право в целом, обладают объективно-субъективными качествами. Они объективны в силу обусловленности их реально существующими экономическими и социальными, национальными и др. общественными отношениями.

Вместе с правовыми нормами принципы права оказывают значительное информационное, ориентационное и регулятивное воздействие на сознание и поведение людей. Так, принцип вины в уголовном праве ориентирует органы дознания, следствия, прокуратуры и суда на то, что лицо подлежит уголовной ответствен-ности только за такие общественно-опасные действия (бездействие) и наступившие общественно-опасные последствия, в отношении которых установлена его вина в форме прямого или косвенного умысла, преступного легкомыслия или небрежности (ст. 5, 24-28 УК РФ).

Сущность права —это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности об­щества, характером классов, социальных групп населения, от­дельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

52. Функции права понятие и классификация

Функция права — это такое направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления. Функция права представляет, как правило, направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм.

можно выделить пять групп функций права, образующих их систему:
общеправовые (свойственные всем отраслям права);межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем отраслям пр&ва);отраслевые (свойственные одной отрасли права);правовых институтов (свойственные конкретному институту права);норм права (свойственные конкретному виду норм права). Регулятивная статическая функциявыражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики).

Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются: определение посредством норм права праводееспособности (право-субъектности) граждан; закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;установление правового статуса юридических лиц; определение (предусмотрение) юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений; установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения); определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

Охранительная функция права

это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.

Неосновные собственно юридические функции права:

Рекомендуемые страницы:

Понятие политической системы общества.

Государственная власть опирается прежде всего на свой аппарат, но не только на него. Для осуществления своих главных задач государственному аппарату нужна опора, подпитка, набор инструментов, с помощью которых можно управлять обществом.

В качестве такого инструментария выступают:

  • o в первую очередь право (правовые нормы), посредством которых проявляется воля государства;
  • o прочие нормы (неправовые): нормы религиозные, нормы обычаев, нормы морали;
  • o разного рода общественные организации, и прежде всего политические организации — партии;
  • o идеологические установки, доктрины, концепции.

Именно этот инструментарий обеспечивает жизнеспособность государственной власти, им она подпитывается, на него опирается, используя для регулирования общественных отношений. Все вышеперечисленное функционирует в единой системе, которую принято называть политической системой общества. Итак, совокупность государственно-правовых явлений, связанных с властью, составляет политическую систему общества.

Схематично политическую систему общества можно изобразить следующим образом.

Из этой схемы видно, что общество — это объект управления, а политическая система общества — механизм управления. Политическая система общества содержит весь необходимый инструментарий для того, чтобы управлять общественными процессами, регулировать общественные отношения, выполнять тс задачи, которые стоят перед государством.

Помимо права, в «игре власти» и «борьбе за власть» задействованы также партии, неправовые нормы, идеология. Только право непосредственно создается государством, а другие элементы политической системы — скорее, используются государством в управлении обществом, контролируются им.

Центральным элементом — ядром — политической системы общества является само государство, состоящее из множества органов, распределенных, как правило, но трем ветвям власти: законодательной, исполнительной, судебной. Все вместе государственные органы обеспечивают целостность государства, страны, порядок в обществе, функционирование и развитие общества. Вся сфера, в которой присутствует государство, — это сфера политики. Государственная власть — это власть политическая по определению.

Под политикой можно понимать деятельность государства по определению задач, форм, содержания своих отношений с обществом, его составляющими частями (нациями, классами, партиями, стратами и др.), с учетом государственных интересов и поставленных целей. Различают, например, экономическую, социальную, национальную, культурную политику. В определенном смысле политикой является все, что связано с государственной властью, взаимодействием государства и общества, воздействием на них различных общественных сил и граждан. Политика — это борьба, переплетение интересов; определяющими в них являются интересы государства. Политика государства определяет содержание принимаемых законов и подзаконных актов. Это означает, что политика получает свое закрепление и воплощение в праве, а право — это средство обеспечения необходимой политики.

Элита и страты в обществе.

Любое общество — это сложная структура. Оно состоит из различных социальных слоев. Эти слои получили название «страты» (своеобразными стратами являлись и являются также «касты», «сословия», «классы»). Деление на «страты» производится по различным признакам — экономическим, политическим, религиозным и т.п. Страта объединяет людей одного «круга» — уровня образования, доходов, престижа и т.п. Можно выделить страты «бедных», «богатых», «среднего класса». Страты изменчивы, подвижны: люди перемещаются из одной страты в другую, хотя и не всегда. Так, известный уголовник вряд ли будет принят в высших стратах.

«Лучшие люди» общества, наиболее видные и влиятельные его представители, составляют его элиту. Следовательно, общество можно подразделить на элиту и массы. Низы массы составляют «люмпены» — люди, потерявшие социальные связи, безответственные, необразованные; именно они формируют основу преступной среды.

Различают элиту политическую, экономическую, интеллектуальную, военную, культурную и т.п. Элита — это самая активная часть населения, высший, относительно замкнутый, слой общества. Часто элиты страны перемешиваются. Очень важно, чтобы население доверяло своей элите.

Элита занимает наилучшие позиции в сфере государственной власти, доминирует в других сферах над остальными людьми. Так, в состав элиты США входят директора корпораций, высокопоставленные чиновники, генералитет, депутаты парламента; они составляют «правящую верхушку», которая связана общими интересами, ценностями, образом жизни. Произошло сращивание управленческой элиты из государственного аппарата и транснационального капитала в единый влиятельный комплекс, который и принимает все важнейшие решения, сменяя своих представителей из демократической и республиканской партии.

В советские времена в СССР в состав элиты входили руководители крупных партийных организаций (Коммунистической партии Советского Союза — КПСС), руководители больших предприятий, представители государственного аппарата. В состав современной российской элиты входят высшее руководство страны, члены парламента, лидеры партий, региональное руководство, бизнес-элита, научная элита и т.п.

Роль элиты огромна. Именно она определяет основные направления развития страны, изменения в политическом строе и политической системе общества. Элита должна отражать чаяния и устремления народа и всех его основных страт, в противном случае она потеряет доверие и столкнется с противодействием снизу, с назреванием революционной ситуации, усилением элементов хаоса, беспорядка.

Качество элиты сказывается на общественном настроении, общественном сознании, оно проявляется в политических процессах, в развитии экономики и уровне благосостояния населения. Качество современной российской элиты оставляет желать лучшего: она не патриотична, космополитична, зачастую безответственна, заражена экономическим эгоизмом, отстранена от бед и проблем простых людей и утрачивает доверие граждан. России необходимо менять элиту практически во всех сферах, а для этого растить необходимые кадры.

Лекция 7. Государство как ядро политической системы общества

Цель – показать место и роль государства в политической системе общества

Вопросы:

1. Государство: признаки, функции, сущность.

2. Форма государства

3. Государственная власть

1. Государство: признаки и функции

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Признаки государства:

1. наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним;

2. государственная власть осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия);

3. территориальная организация власти и населения.

4. налоги (займы).

Суверенитет – верховенство государственной власти по отношению к любым лицам и организация внутри общества и одновременно ее независимость во взаимоотношения с другими государствами.

Суверенитет характеризуется двумя сторонами – верховенством и независимостью.

Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок.

Независимость характеризует самостоятельность государства на международной арене.

Монополия на правотворчество – исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, общеобязательные для населения всей страны.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать, во-первых, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); и, во-вторых, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

В изучении сущности государства можно выделить несколько подходов:

a) класссовый, где решение проблем решается при помощи насилия, диктатуры;

b) общесоциальный, применении такого метода, как компромисс.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы в понимании сущности государства, в рамках которых, соответственно, религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике кон­кретного государства. Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику того или иного государства как политического института.

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Если категория «сущность государства» определяет, в чем заключается главное, закономерное в государстве, то категория «форма государства» — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементы формы государства: форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские); форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные); политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

Добавить комментарий