Государство по территориальному признаку

Государство — это довольно сложное социальное образо­вание. Помимо него в обществе существует множество социальных объединений, таких, как партии, массовые движения, профсоюзы, религиозные и другие организа­ции. Попытаемся отличить государство от других обще­ственных объединений, выделив его существенные при­знаки (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Признаки государства

1. Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воз­душное пространство и др. Без территории государство не существует, хотя она может со временем изменяться (уменьшаться после поражения в войне или увеличи­ваться в процессе завоеваний). Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «иностранец», «лицо без гражданства». На своей территории государство осуще­ствляет независимую власть и имеет право защищать территорию от внешнего вторжения со стороны других государств.

2. Население. Его составляют люди, прожива­ющие на территории государства. Население государства может состоять из одного народа (нации) или быть многонациональным, как, например, в России. Государ­ство будет стабильным и станет развиваться поступатель­но, если отношения между нациями будут добрососедски­ми, а не конфликтными. Чтобы все нации в государстве жили в мире и согласии, оно должно относиться ко всем нациям одинаково, не ущемляя ни одну и не давая
преимуществ ни одной из них. Каждая же нация, по­мня о своих национальных интересах, не должна их выпячивать и стремиться решить свои национальные проблемы за счет других наций.

3. Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь большой массы людей.

Власть — это способность влиять на людей в нужном направлении, или, иначе, способность подчинять своей воле.Такие властные отношения устанавливаются между населением и особым слоем людей, который им управля­ет. В отличие от первобытного общества, в государстве управление осуществляют специально этим занимающиеся люди: чиновники (бюрократы, управленцы, полити­ческая элита). Деятельность по управлению делами общества очень сложна. Достаточно сказать, что в процессе управления чиновникам приходится иметь дело со многими и

многими людьми, каждый из которых на пер­вый план выдвигает свои и только свои интересы. И все эти интересы нужно пытаться совместить. Вот почему, помимо выдающихся интеллектуальных качеств, управ­ленцам надо иметь широкие и глубокие знания об обще­стве.

Государственная власть осуществляется с помощью го­сударственных органов и учреждений. Все они объединя­ются в единую систему, называемую государственным аппаратом. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Правите­ли меняются, а государственные органы остаются (за ис­ключением случаев уничтожения государства в резуль­тате его захвата).

4. Право.Это система общеобязательных пра­вил поведения. В отличие от правил поведения, суще­ствовавших в первобытном обществе и обеспечиваемых силой общественного принуждения (например, покинув­шего поле боя соплеменники изгоняли из племени), пра­вовые нормы охраняются силой государства, т. е. спе­циальными государственными органами. Это первое их от­личие.

Второе же состоит в том, что если иные социальные нормы вырабатываются самим обществом (обычаи, тра­диции, обряды, ритуалы и др.), то правовые нормы формируются государственными органами. Для этой цели в современных государствах образуются законода­тельные органы.

Так, согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на образование, т. е. он может решать, какую ему приобрести профессию и спе­циальность, где это лучше сделать, за чей счет (государ­ства ли, предприятия, на котором он предполагает рабо­тать, или родителей). Но он не вправе бросить учиться, не закончив даже 9 классов (основную школу), посколь­ку необразованные граждане создают проблемы не только для себя, но и для всего общества (не могут полноценно участвовать в общественном производстве, а следователь­но, получать доход и поэтому склонны к совершению преступлений). Таким образом, государство стремится направить поведение людей в определенное русло, чтобы

всем живущим на его территории было безопасно и ком­фортно.

5. Правоохранительные органы.Они состав­ляют особую систему, в которую входят суды, прокурату­ра, милиция, органы безопасности, уголовно-исполни­тельные учреждения, нотариат и др. Они необходимы любому государству, потому что государственная власть осуществляется с помощью норм права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный (обяза­тельный) характер. Если к власти проявляется неуважение или если нормы права не исполняются, то с помощью пра­воохранительных органов применяются меры принужде­ния (санкции), предусмотренные в нормах права. К приме­ру, граждане, не уплатившие установленные налоги со своих доходов, подвергаются штрафу, а если это носит неоднократный характер, то привлекаются к уголовной от­ветственности.

Помимо применения санкций, правоохранительные органы используются и для предупреждения негативных явлений в обществе. Так, если подросток замечен в упот­реблении наркотиков или совершении кражи, пусть даже и мелкой, то его поставят на учет в отделении милиции и будут осуществлять за ним контроль, одновременно подсказывая ему, как лучше построить свое поведение и что может быть в противном случае. Или если гражда­нин, выезжая из России, берет с собой предметы, запре­щенные для вывоза, то ему придется не только расстаться с ними, но и заплатить штраф.

6. Армия.Она необходима для защиты тер­риториальной целостности государства. Обычно погра­ничные споры и военные конфликты возникают между соседними государствами, но современное вооружение де­лает возможным нападение и захват территории стран, находящихся далеко от государства-агрессора. Вот почему вооруженные силы пока остаются необходимым призна­ком любого государства. Армия должна быть способной отразить любую аг­рессию, но ее содержание и поддержание боеготовности требует значительных материальных затрат. Замечено, что если расходы на армию непомерно велики для стра­ны, то жизнь ее граждан не отличается достатком (быв­ший СССР, Ливия, Северная Корея и др.).

7. Налоги.Это обязательные платежи с получаемых гражданами и организациями доходов. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая законы. Налоги необходимы для содержания го­сударственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам. В нашей стране именно на налоговые средства финанси­руются образование, наука, культура, здравоохране­ние. За счет налоговых поступлений ликвидируются последствия чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий.

Сбор налогов — довольно трудная задача для любого правительства. Дело в том, что многие граждане нахо­дят множество причин их не платить. Одни считают их очень большими, другие — несправедливыми, третьи уверены, что могут сами распорядиться этими деньгами лучше государства. Однако государство ежедневно долж­но решать массу задач (содержать школы, выплачивать пенсии и пособия, строить дороги, выплачивать зара­ботную плату учителям, врачам, водителям троллейбу­сов и т. п.). Вот почему полагаться на одну лишь со­знательность налогоплательщиков оно не может и либо взыскивает налоги принудительно (например, с заработ­ной платы), либо применяет жесткие санкции к непла­тельщикам.

8. Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Иначе говоря, суверенитет — это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо.

Различают внутренний и внешний суверенитет. Внут­ренний суверенитет означает, что государственная власть может решать вопросы жизни страны исключи­тельно по своему усмотрению. Внешний суверенитет позволяет государству строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юри­дически подчиняться другим государствам.

Однако полный, или абсолютный, суверенитет госу­дарства имели на заре цивилизации. С развитием чело­вечества государственный суверенитет становится все более и более относительным, или ограниченным.

В кратком виде определение государства похоже на формулу:

Государство = власть + население + территория.

Развернутое определение выглядит следующим обра­зом.

Государство- это особая организация публичной власти общества, которая обладает суверенитетом и подчиняет себе через специальный аппарат принуждения все население, проживающее на определенной территории.

Смысл государства наиболее полно раскрывается его признаками:

  1. наличие публичной власти,то есть власти части общества над всем обществом от имени государства;

  2. территориальная организация населения,то есть государство объединяет всех людей не по кровно-родственному признаку, как в первобытном обществе, а в зависимости от территории их проживания;

  3. государственный суверенитет,то есть верховенство и независимость государственной власти в осуществлении внутренней и внешней политики. Государственный суверенитет характеризуетсяверховенством(государственная власть стоит выше всех властных структур в политической системе), независимостью(решения государственной власти принимаются без диктата властных структур как внутри страны, так и за ее пределами); неделимостью (государственная власть едина в силу единства задач, стоящих перед государством, принцип разделения власти способствует повышению эффективности выполнения этих задач, не противореча суверенитету), неотчуждаемостью(вся полнота законодательной власти принадлежит представительному законодательному органу).

Самостоятельность и независимость государственной власти выражается в её исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа.Государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны единственным источником государственной власти. Народный суверенитет — источник государственного суверенитета. Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны.

  1. населениекак составляющий элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Принадлежность людей к данному государству связана с институтом гражданства (подданства);

  2. налоговая и финансовая системы.Государство устанавливает систему налогов и сборов для формирования государственного бюджета. Затем оно распределяет эти средства для содержания публичной власти, а также армии, полиции и других принудительных органов, государственного аппарата и на различные государственные программы (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.п.);

  3. издание правовых норм,то есть государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений.

  4. государственные символы,то есть каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств.

Социальное назначение и сущность государства проявляются в его функциях,т.е. основных направлениях деятельности.

В современной науке принята классификация функций по сфере деятельности. Выделяются внутренние функции (экономическая, социальная, фискальная, охрана правопорядка, экологическая; иногда выделяют политическую и идеологическую) и внешние (оборона страны, обеспечение безопасности государства, сотрудничество с другими государствами в различных сферах). Рассмотрим функции государства подробнее:

    1. экономическая функциязаключается в задаче государства обеспечить нормальное развитие экономики, возможность граждан по реализации своих экономических интересов;

    2. социальная функцияпредполагает деятельность государства по обеспечению социального компромисса, удовлетворению социальных потребностей, по защите тех лиц, которые самостоятельно не способны обеспечить себя средствами для достойного существования;

    3. фискальная функциясводится к накоплению доходной части государственного бюджета за счет безвозмездного изъятия части имущества физических и юридических лиц и за счет доходов от деятельности государственных предприятий;

    4. охрана правопорядканаправлена на обеспечение стабильности в обществе, устранение препятствий для нормальной реализации права, на защиту личности, общества и государства от правонарушителей;

    5. экологическаяфункция предполагает деятельность государства по охране природы и рациональному природоиспользованию;

    6. политическаяфункция заключается в организации государством механизмов регуляции политических процессов;

    7. идеологическаяфункция всегда свойственна государству, даже если в конституции оно отказалось от идеологической монополии: государство призвано сплотить общество на основе единых идей (патриотизм, единство культуры, национальная идея, идея защиты демократии и т.п.). Государство также обеспечивает развитие культуры, науки и образования. Данная функция требует долговременных финансовых вложений государства, но результат этой деятельности отличается стабильностью.

При неизменности формальных признаков государство в ходе своего развития имеет различные формы. Форма государства- это совокупность существенных способов организации, устройства и реализации государственной власти. Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем заключается главное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» отвечает на вопросы, кто и как правит в обществе, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством Форма государства имеет три элемента: форма правления, форма государственного устройства, политический (государственный) режим.

Форма правления- это способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением. С давних времен различают две формы правления: монархия и республика. Монархия преобладала в государствах древнего мира и в средние века, республика стала господствующей формой правления в новое время.

Монархия -это такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству и династически.

Монархия характеризуется следующими признаками: глава государства — монарх, власть монарха передается по наследству, осуществляется бессрочно. В современном мире существуют три вида монархии: абсолютная и ограниченная (дуалистическая и парламентарная). Абсолютнаямонархия в ее «чистом» виде, характеризуется полновластием монарха, конституция и парламент отсутствуют. В настоящее время таких монархий нет: в последней из них — Султанате Омане в 1996 году монарх даровал Конституцию. Но зачастую в конституциях отмечено, что вся власть исходит от монарха, который имеет право абсолютного вето на акты парламента. Парламент, по существу, имеет лишь совещательный характер. Сегодня данный вид монархии носит полуабсолютный характер. Наиболее близкие примеры — ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, Катар, Саудовская Аравия, Оман.

Ограниченная монархия- это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом, действующим на основе конституции. Ограниченные монархии подразделяются на дуалистические и парламентарные.

В дуалистической монархиизаконы принимает парламент, а страной управляет монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство. Историческими примерами могут служить Германия в период правления Бисмарка, Англия сразу после Славной революции. Дуалистическими монархиями на сегодняшний день являются Иордания, Непал.

В парламентарной монархииправительство формируется парламентом (его формирует партия или коалиция партий, получившая большинство на выборах), нуждается в его доверии. Монарх царствует, но не правит: монарх выполняет волю парламента. Монарх даже не имеет права вето на парламентские акты (Норвегия, Япония) или столетия не применяет его (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Испания, Нидерланды).

Республика- это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т.е. источником власти выступает суверенный народ.

Республика обладает следующими признаками: выборность власти, срочность исполнения полномочий, зависимость от избирателей. Главой государства является президент, избираемый из среды граждан государства на определенный срок. Сегодня принято делить республику на президентскую, парламентскую, смешанную.

В президентскойреспублике (США, Бразилия, Грузия) глава государства является и главой правительства, зачастую министры назначаемые президентом, не образуют правительства, а входят в его кабинет. Страной управляет обычно та партия, которая победила на президентских, а не на парламентских выборах.

В парламентскойреспублике (Италия, Германия) президент обычно избирается непрямыми выборами, например парламентом, формируется из состава победившей на выборах в парламент партии, но формально назначается президентом и несет ответственность перед парламентом.

В смешаннойреспублике (Франция, Финляндия, Россия) президент обладает особым статусом (выводится за триаду разделения властей), избирается непосредственно избирателями, формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом и перед парламентом, парламент дает согласие на назначение определенных кандидатур, предлагаемых президентом.

В Российской Федерации существует республиканская форма правления, где главой государства является президент, а законодательную власть осуществляет парламент — Федеральное собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Российской Федерации присущи черты как президентской, так и парламентской республики. Это выражается в том, что Государственная Дума, во-первых, дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, во-вторых, решает вопрос о доверии Правительству РФ, в-третьих, выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности. А к ведению Совета Федерации относится вопрос об отрешении Президента РФ от должности в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. В свою очередь, Президент РФ может распустить Государственную Думу, в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ.

Форма государственного устройства- это внутренняя структура государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий взаимоотношения его составных частей. Различают две формы государственного устройства: унитарнаяи федеративная.

Унитарное государство- простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственными суверенитета (Бельгия, Дания, Франция, Италия, Норвегия, Венгрия, Португалия). В унитарном государстве единое законодательство, единое гражданство, единая денежная единица.

Разновидностью унитарных государств можно считать государства, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования. Например, это такие государства как Китай (имеет в своем составе ряд автономий — Тибет, Гонконг), Испания (область Басков), Украина (крымская автономная республика).

Федеративное государство- сложное, союзное государство, части которого, обладая в той или иной мере государственным суверенитетом, объединились для решения общих долгосрочных задач. В нем наряду с высшими с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют государственные органы и законодательство субъектов. Федерации могут быть построены по территориальному принципу (США) либо по национально-территориальному (Бельгия, Россия), бывают симметричными (Германия, Аргентина) либо асимметричными (США, Индия).

Особой формой государственного устройства является конфедерациякак временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и иных целей. Конфедерация обладает ограниченным суверенитетом. Конфедерация как форма государственного устройства существует сравнительно недолго: она либо распадается (Швейцарский Союз в 1815-1848 гг.), либо трансформируется в федерацию (США в 1781­1783 гг., Германский Союз в 1815-1867гг.). Примером современной конфедерации является Европейский Союз, СНГ.

Государственный (политический) режим- совокупность способов и приемов осуществления государственной власти. Государственный режим делится на демократический и антидемократический, имеющие свои разновидности.

Демократия- это такое устройство государств, при котором правление осуществляется по воле большинства, а единственным источником власти является народ. Демократический режим отличается следующими признаками: гарантированность прав и свобод личности, сочетание государственного и общественного механизмов преодоления социальных противоречий, идеологический и политический плюрализм, правовой характер деятельности государственных органов и др. Демократические режимы можно подразделить на либеральные (Англия в XIX в.), чистые (Швеция, США), консенсуальные (Россия, Турция) и иные подвиды.

Антидемократический режимотличается следующими признаками: отсутствие гарантии прав и свобод, подавление личности, огосударствление общественных объединений, полный контроль государства, милитаризация общественной жизни и др. Его подвидами являются авторитарный режим(Индонезия, Вьетнам, Северная Корея, Сирия), тоталитарный(СССР, гитлеровская Германия) и др.

1. Территориальная организация населения и политической власти.

На смену кровнородственным связям приходит расселение по территории. Территориальный признак обусловливает характер формирования и аппарата государства с учетом его пространственного деления.

Территория – не общественное, а естественное условие существования государства. Сама территория не порождает государства. Она лишь образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть.

Таким образом, и население, и территория являются необходимыми материальными предпосылками возникновения и сущности государства. Не может быть государства без территории и не может быть государства без населения.

2. Наличие особой публичной власти.

Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

Механизм государства является материальным выражением государственной власти. Через систему государственных органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом.

Важнейшими государственными органами являются:

· законодательные

· исполнительные

· судебные.

Особое место в механизме функционирования государства занимают органы, осуществляющие принудительные функции: армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительные учреждения

3. Наличие права.

Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству.

Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечить безусловную реализацию принимаемых им решений.

Только государство в лице своих компетентных органов издает веления, обязательные для всего населения страны.

Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью своих специальных органов (судов, администраций и др.).

4. Государственный суверенитет.

Государственный суверенитет – это верховенство и независимость государственной власти по отношению к любым другим властям внутри страны и в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

1) внутренняя сторона – исключительно монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны, в пределах всей государственной территории;

2) внешняя сторона – самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутренние дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом.

Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем:

— в универсальности. Только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;

— в прерогативе, т.е. возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти.

— в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагают другие общественные органы.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие народа, в интересах которого государство осуществляет руководство обществом.

Государственный суверенитет как особенность (свойство) государственной власти следует отличать от народного и национального суверенитета.

Народный суверенитет – это верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственных органов.

Национальный суверенитет – это право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

При определенных условиях государственный суверенитет может совпадать с народным и национальным суверенитетом.

5. Сбор налогов и займов для содержания публичной власти.

Такие сборы средств на нужды управления не были известны родовому строю, т.к. в нем не существовало особого аппарата управления, а каждый участвовал и в управлении, и в производстве.

В современных государствах часть налогов используется на социальные программы.

Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1064;

22 октября 2014 г. в Историко-социологическом институте Мордовского государственного университета им. Н П. Огарева прошел круглый стол «Развитие политическихнауки регионоведения в Республике Мордовия», приуроченный к,празднованию 20-летия Историко-социологического института

В материалах круглого стола представлены направления научных исследований в области политологии и регионоведения в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева. Анализируются исследования политико-территориальной организации общества, территориальной политики, методология политического анализа сложных

пространственных систем

д. в. доленко

политико-территориальная организация общества как объект исследования

В 2015 г. отмечает свой 20-летний юбилей кафедра политологии и регионоведения Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Она была организована на базе кафедры политологии в качестве одного из учебно-научных подразделений Историко-социологического института (созданного на основе исторического факультета). За это время на кафедре сформировалась научная школа, основным направлением которой стало исследование политико-территориальной организации общества, ее элементов, структуры, функционирования и развития.

Политико-территориальная организация общества представляет собой сложную систему территориальной организации власти и общества, центра и периферии, включающую в себя совокупность политико-территориальных единиц (регионов и поселений) и их взаимосвязей. Исследование этого объекта применительно к России предполагает прежде всего анализ этапов и механизмов ее исторического развития, включая изучение трех масштабных реформ политико-территориального деления, которые происходили в XVIII в. (губернские реформы) и в ХХ в., а также анализ тех трансформаций, которые произошли в прошлом столетии в результате распада Российской империи и Советского Союза.

При этом особый интерес представляет трансформация советской национальной федерации, субъектами которой являлись лишь национально-государственные образования, в современную национально-территориальную федерацию, субъектами которой наряду с национальными являются территориально-государственные образования.

Следующим аспектом было исследование функционирования современной политико-территориальной организации: взаимоотношений центра и субъектов Федерации, внутренней региональной политики, региональных политических систем и процессов, местного самоуправления. Важным аспектом исследований являлся анализ современной геополитики и российской геостратегии. Все эти политико-территориальные структуры и процессы на протяжении последних двух десятиле-

34 ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ ^ (29) 2015

гуманитарной науки и образования — V л

тий находились в процессе совершенствования и изменений, общий смысл которых можно определить как модернизацию. Все это предопределяет особую актуальность их изучения, причем актуальность исследования вышеназванных структур и процессов сохраняется и сегодня. Более того, в этой сфере и в настоящее время происходят динамичные процессы и качественные изменения, требующие научного анализа и осмысления. К числу важнейших из них можно отнести следующее: стратегия опережающего развития Восточной Сибири и Дальнего Востока (способы и механизмы ее осуществления); революционные изменения в федеративном устройстве, связанные с вхождением в состав Российской Федерации двух новых субъектов (Республики Крым и г. Севастополя), и обусловленные этим новые масштабные задачи в региональной политике. Кроме того, изменения в международных отношениях потребовали корректировки региональных приоритетов российской внешней политики.

Наконец, реформы в области партийной и избирательной систем, механизме избрания глав регионов предопределяют актуальность исследования регионального и местного политических процессов в новых политических условиях. Сохраняет свою актуальность исследование региональных аспектов национальных отношений в контексте реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Для кафедры регионоведения и политологии Мордовского государственного университета приоритетом в этой области является исследование политических процессов в Республике Мордовия, финно-угорских республиках и автономных округах и других регионах проживания финно-угорских народов.

И. в. Бахлов

ноц «политический анализ территориальных систем»

Научно-образовательный центр (НОЦ) «Политический анализ территориальных систем» Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева создан в 2008 г. для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, закрепления молодежи в сфере науки, образования и инноваций, проведения научно-исследовательских работ и повышения качества образовательной деятельности.

Центром были реализованы исследовательские программы в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы», 2009-2011 гг.; ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», 2010-2012 гг.; госзаказа через Миноб-рнауки России, 2012-2013 гг.; грантов Президента РФ, 2008-2011 гг. по выявлению внутри- и внешнеполитических факторов эволюции территориальной организации России в условиях кризисных и переходных ситуаций, анализу политических механизмов трансформации территориальной системы современной России, разработке сценарного подхода к процессам модернизации, трансформации и транзита в развитии российской территориальной системы, оптимизации политических механизмов территориального управления.

В 2011 г. при НОЦ была создана научно-исследовательская лаборатория «Территориальная организация финно-угорских народов и политические механизмы управления национальными регионами». Ее целью является организация научных исследований в рамках приоритетного направления развития Национального исследовательского Мордовского государственного университета «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения» с последующим внедрением полученных результатов в образовательный процесс и практику государственного территориального управления. В связи с этим новым направлением исследовательской работы НОЦ

РЕГИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, в котором обеспечивается конституционное признание и гарантирование региональной (территориальной) автономии. Р.г. создается при условии осуществления политико-территориальной региональной реформы, в результате которой территория унитарного целостного государства подразделяется на крупные административно-территориальные единицы с предоставлением им самостоятельности в политической и законодательной сферах, а также права на самоорганизацию. Соответственно региональным является государство, в котором гарантирована политическая самостоятельность территориальной автономии. Являясь следствием регионализации, Р.г., в отличие от федеративного государства, образуется на иных принципах. Оно создается путем преобразования унитарного государства, при непосредственном и решающем участии центральной власти этого государства. К признакам Р.г. относятся: 1) право территориальной автономии законодательствовать, т.е. принимать в пределах свой компетенции законы. При этом в условиях Р.г. автономиям не предоставляются учредительные полномочия. Хотя органы власти и принимают акт (устав), сходный с конституцией, тем не менее он утверждается решением общенационального парламента; 2) разграничение полномочий между центральной властью (центром) и автономиями (регионами). При этом применяемый в федеративных государствах принцип резервирования остаточной компетенции за регионами не применяется (остаточная компетенция остается за центром); 3) предоставление разным регионам различной степени автономии, т.е. признание за ними юридического неравноправия; 4) осуществление контроля за деятельностью региональных органов власти органами конституционного уровня — Конституционным судом, правительством и др.; 5) отсутствие представительства регионов в верхней палате парламента, невозможность участия в пересмотре конституции страны, отсутствие полномочий в сфере судоустройства.

(В.Ч.)

Добавить комментарий