Государство понятие признаки функции

Государство — это политико-правовая орга­низация общества, обеспечивающая его единство и территориаль­ную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

Понятие государства рас­крывается через характеристики, показывающие его социаль­ное предназначение, уникальность и отличия от других догосударственных и негосударственных форм организации общественной жизни людей.

Основные признаки государства являются:

1) Неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие государства и права как основополагающий признак государства.

С момента возникновения государство и право объединяют такие факто­ры, как социальная среда, территория, экономическая основа и политическая природа, социальное назначение, одинаковое нравственно-духов­ное содержание. Эта взаимосвязь проявляется как на сущностном уровне, так и в системно-структурном и деятельностном аспектах.

Взаимозависимость государства и права означает то, что они не могут существовать друг без друга. Государства вынуждены упорядочивать общественные отношения с помощью права, устанавливать определенный пра­вопорядок, использовать правовую форму для осуществления публичной власти.

Взаимодействие этих явлений проявляется в следующем. Государство активно участвует в правотворческой деятель­ности, отражает волеизъявления народа или его большин­ства в виде правовых актов, осуществляет правоприменитель­ную деятельность, в необходимых случаях обеспечивает реали­зацию права государственным принуждением. Право юридически оформляет государство, закрепляет сис­тему государственных органов, их компетенцию, устанавливает предел осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т. е. придает государству и его дея­тельности легитимный характер. С помощью права определя­ются вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым.

2) Наличие у государства публичной (политической) власти.

Отличительные характеристики публичной (политической):

— она оторвана от общества, возвышается над ним и одновременно представляет интересы всего общества и выступает от его имени;

— реально воплощается в профессиональном слое управленцев, состоящих на государственной службе, работающих в государственных органах, которые в совокупности образуют государственный аппарат (механизм);

— осуществляется государственными органами, которые используют при этом имеющиеся экономи­ческие, организационные и иные ресурсы;

— реализация обеспечивается её ав­торитетом, политическим и правовым сознанием населения, управленческими технологиями и государ­ственным принуждением.

3) Государственный суверенитет — это политико-правовое свойство (признак) государства, выражающее верховенство и независимость государственной власти.

Верховенство государственной власти внутри страны обозна­чает:

— универсальность ее властной силы, которая распространяет­ся на все население, на все организации и учреждения, полити­ческие партии и общественные объединения;

— уникальность ее властных полномочий, в силу которых орга­ны государственной власти могут отменить, признать ничтож­ным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон;

— наличие у государственной власти таких средств воздействия, которыми не обладает никакая другая власть.

Независимость государственной власти проявляется в ее ис­ключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои вопросы, осуществлять любую законную дея­тельность как внутри государства, так и вне его.

4) Государство — это территориальная организация населения. В государственно-организованном обществе на смену кровно родственному принципу организаций населения пришел прин­цип его территориальной организации. Государство имеет стро­го локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, пре­вращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в кото­рых появляется новый правовой институт подданство или гражданство.

5) Система налогов, сборов, займов. Государство само по себе не является производителем материальных благ, поэтому для содержания государственного аппарата, силовых структур, а также для выполнения ряда социальных функций (поддержка образования, здравоохранения, культуры) оно устанавливает налоги, подати, пошлины и другие денежные сборы.

Основные подходы к пониманию сущности государства

Сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

Классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.
В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии.

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Социальное назначение государства вытекает из его сущности

Одним из спорных вопросов теории государства и права является вопрос о соотношении в природе государства классовых и общесоциальных начал.

Государство, как это было показано выше, возникает тогда, когда развитие экономики достигает опреде­ленного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выде­ление определенного элитарного слоя, занимающегося управле­нием: либо в сфере политической (в «восточном» обществе), либо в политической и экономической сферах (в Европе). Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах преж­де всего привилегированных социальных групп, классов.

Однако зарождение социального неравенства, социальной несправед­ливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда появляется, хотя бы у части людей, возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это приводит не только к сущест­венному улучшению социального управления, но и к возникнове­нию науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества. Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществля­емую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего, привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа харак­тера такой власти, для определения сущности государства.

Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так, в древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает. Власть однозначно принадлежит классу рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих производителей — рабов. Последние не только не участвуют в осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются «говорящими орудиями». Аналогичное положе­ние власти и в феодальном обществе. Она находится в руках класса феодалов — земельных собственников. Крестьяне не имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены юридических прав и нередко находятся в собственности (полной или частичной) феодалов. И в рабовладельческом, и в феодаль­ном обществе налицо явное социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти.

Более сложна оценка характера власти в буржуазном госу­дарстве. Формально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется юридически в декларациях и конституциях. Фактически же в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная принадлежность власти экономически господствующе­му классу — буржуазии. В восточных государствах власть нахо­дилась в руках бюрократического чиновничьего аппарата (точ­нее, его верхушки). При этом она также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, стоящих у власти.

Во многих случаях эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от других слоев общества и особым местом в системе рас­пределения общественного продукта, присваивая значительную его часть, и особым отношением к средствам производства, становясь фактически их реальными собственниками, закабаляя и самих производителей, которые попадают в положение «кол­лективного рабства», хотя формально они свободны и являются собственниками земли. Подобное всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с господствующей частной собственностью на основные средства производства.

Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную самостоятель­ность», становится во многих случаях практически от общества независимым. Это может достигаться, например, за счет бала­нсирования между антагонистическими классами, натравливания их друг на друга, как это имело место во Франции при бонапар­тистском режиме в 50-60-х гг. XIX в. Но тот же результат нередко получается посредством осуществления жестких мер подавления любого инакомыслия, любого противодействия дей­ствиям правящей верхушки. Такое положение было, например, в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитар­ных или авторитарных режимов стран Латинской Америки.

Значит, классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем соци­альные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государствен­ная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п.

Тем не менее установление классового (сословного) харак­тера государственной власти не исчерпывает проблемы сущнос­ти государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания го­сударства и политической власти.

Общесоциальный подход в понимании сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства, основными из которых являются теория элит, технократическая теория, теория «государства всеобщего благоденствия», теория солидаризма и пр. Так, например, Л. Дюги, один из сторонников теории солидаризма, называл учение о классовой борьбе «отвратительной доктриной» и утверждал, что социальная солидарность требует взаимной поддержки различных слоев общества, совместно выполняющих социально значимые функции. Дюги особо отмечал социальные обязанности государства – поддержка образования, здравоохранения, социальное обеспечение и пр. На этот факт есть ряд доказательств.

Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отра­жает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы).

Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониаль­ной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение независи­мости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев и пр.

В-третьих, при определенных условиях может возникнуть го­сударство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.

И, наконец, самое важное. Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян — феодалов, без рабочих — капиталистов. Условием существова­ния чиновничьего аппарата в восточном государстве является труд общинников и т.д. Поэтому стоящие у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населе­ния.

Значит, любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интере­сах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.

Обще­социальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В госу­дарстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые инте­ресы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различ­ных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в рабовладельчес­ком обществе. Вся полнота власти, юридических прав, возмож­ностей реализовать свои интересы принадлежит господствую­щему классу.

Однако существующее мнение о полном бес­правии рабов, «ужасных» условиях жизни, принудительном ха­рактере труда, беззащитности от любого произвола, видимо, преувеличено. Низкая производительность труда в тот период неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно превышало число свободных. При этом раб, занятый на сельско­хозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда — мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении.

Действовали и иные методы воздей­ствия — идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и социальной розни (положение рабов не было одинаковым: в Афинах, например, рабы выполняли обязанности полицейских) и, несомненно, экономические методы — матери­альная заинтересованность раба в результатах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т.п.). Были защищены рабы в определенной степени и юриди­чески, как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль рабо­владельческого государства.

Значение общесоциальной сторо­ны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к ка­питализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринима­телей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ и т.п. привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится мень­ше, повышается политическая стабильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляю­щей государственной деятельности снижается доля его клас­сового содержания.

Итак, для полного и объективного познания государства, пони­мания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать положения и других теорий государства: элитарной, технократической, плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др.

Теория «государства всеобщего благоденствия», автором которой был английский ученый Д. Кейнси, отстаивала идею активного вмешательства государства в экономику в целях предотвращения кризисных явлений и оказания населению целого ряда социальных услуг (выплата пенсий, пособий по безработице и т.п.). При этом утверждалось, что государство перестало быть классовым и начало выражать интересы всех слоев населения, обеспечивая всеобщее благоденствие.

Перечисленные немарксистские теории, равно как и другие, в общем-то по-разному трактуют сущность государства. Но все эти теории объединяет одно: они отвергают классовый характер государства и исходят из того, что государство выражает волю и интересы не столько экономически господствующих классов, сколько всего общества. Особенно это относится к современным государствам. В этой связи надклассовый подход в понимании сущности государства нередко именуют общесоциальным.

Значительная часть российских исследователей считает, что отдельно взятые классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как классовый, так и общесоциальный, надклассовый. В то же время одни, используя оба этих подхода, трактуют сущность государства в его историческом развитии. Начиная с древнейших времен и примерно до середины ХХ в., государство, по их мнению, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства. Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода (после Второй мировой войны), утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов.

Что же касается сущности государства, то она видится в том, что государство – это единственная политическая организация, которая в силу присущих ей качеств исторически возникла как организация социального управления, т.е. управления обществом. Она не была навязана обществу извне, а объективно сформировалась в самом обществе. Эта организация может носить классовый или сословный характер, быть подчинена интересам каких-либо классов или социальных групп, проводить эти интересы в жизнь и навязывать их всему обществу, но во всех случаях она остается организацией, осуществляющей управление обществом, организацией, создающей и обеспечивающей в нем необходимый порядок. Изменение соотношения классовых и общесоциальных начал в государстве меняет только содержание деятельности государства, но не меняет его сущности. Сущность государства, как и сущность любых предметов или явлений, всегда остается неизменной.

Стоит критически относится к утверждению, что для современных государств не свойственна классовая природа. Современное государство по-прежнему выполняет классовые функции. Но в отличие от предыдущих этапов развития государства, сейчас классовость проявляется не столько во взаимоотношениях внутри государства, сколько во взаимоотношениях между государствами.

Основы теории государства и права

Происхождение государства

При обучении студентов юридическим и экономическим наукам часто выясняется, что они с течением времени утрачивают понимание основных категорий общей теории права, которая была изучена на начальных курсах. В связи с этим необходимо напоминание о них при изучении отраслевых дисциплин. Причем для лучшего осмысления данных понятий способствует сопровождение их конкретными примерами и жизненными ситуациями.

Государство – это понятие: *В теории права: определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения, обладающая внутренней структурой, имеющая специальные органы для реализации своих полномочий; Под которым в Конституционном праве России подразумевается определенные совокупности органов законодательной, исполнительной и судебной власти «парламент, правительство и суды», действующих в масштабе страны или субъекта Российской Федерации «иной территориально-политической единицы» с местными их представителями; *Как субъект Международного публичного права – основной участник международных отношений.

Включает как политическую организацию власти, так и население с определенной территорией. Основным характеризующим его качеством является суверенитет.

Поэтому перед изучением юридических, в т.ч. связанных с регулированием предпринимательской «хозяйственной» деятельности, обучающимся желательно восстановление в памяти общих понятий и первичных сведений о праве, как теоретический базе для дальнейшего изучения отраслей права.

В настоящее время у хозяйственников существует большая свобода и выбор вариантов поведения. Но с другой стороны, это сопряжено и с ответственностью за их последствия. При выходе лица за широкие рамки дозволенного «разрешенного, незапрещенного» и, вторжение в сферу неодобряемого обществом и запрещаемого государством, оно будет привлекаться к юридической ответственности.

Право имеет множество функций, в том числе и экономическую, которая устанавливает: правила игры в системе рыночных отношений; упорядочивает производство, распределение и обмен товаров; закрепляет право собственности и формы хозяйствующих субъектов

Вопрос о возникновении государства интересовал ученых с древних времен, и почти у каждого юриста — государствоведа есть свое научное мнение по этому вопросу.

Существует более десятка теорий происхождения государства, у каждой их которых есть свои плюсы, и минусы, в частности к ним относятся:

1. Теологическая или религиозная. Теория Формы Аквинского – средневекового мыслителя. Государство имеет божественное происхождение.

2. Патриархальная. Теория Платона и Аристотеля – древнегреческих философов. Государство является продуктом естественного развития семьи, т.е. патриарх в государстве – то же, что глава семейства в своей семье.

3. Договорная. Теория: в древности – ранний буддизм, учения Мо цзы; античная философия – сочинения Эпикура, Тита Лукреция Кара; голландского философа Г. Гроция; английского мыслителя – Т. Гоббса, Д. Локка; ученых – французских Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбаха; российского – А.Н. Радищева. Государство возникло в результате общественного договора, по которому люди, находящиеся до этого в «естественном» первобытном состоянии, отказываются от части своих прав и свобод в пользу единой цели государства в обмен на гарантии личной безопасности.

4. Насилия: Внешнего — Теория Аравийского мыслителя Л. Гумплович. Государство возникает в результате завоевания одного племени «народа» другим, в итоге завоевания возникает рабство. Внутреннего – Теория К. Каутского. Племя — победитель подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает работать на себя, платить дань или подати.

5. Психологическая. Теория ученых: французского Г. Тард и русского Л.И. Петражицкого. Причины возникновения государства лежат в особенностях человеческой психика: одни подчиняются более сильным, а другие – властвуют над слабыми.

6. Ирригационная. Теория немецкого ученого К. Виттфогеля. Государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений. В определенных регионах «Междуречье, Египет, Китай» существование невозможно без строительства оросительных каналов. Осуществление таких работ и мобилизацию масс людей может только постоянно действующая организация власти и управления, т.е. государство.

7. Расовая. Теория французский ученого Ж.А. Гобино, немецкого философа Ф. Ницше. Причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы.

8. Инцестная «половая». Теория ХIХ века, французского этнографа и социолога К. Леви-Строс. Причиной возникновения государства стало введение запрета инцеста, т.е. кровосмешения между родственниками. Необходимость следить за соблюдением этого запрета потребовала создания в обществе особой группы людей. Эти же люди применяли в случае его неисполнения принуждение. Постепенно они стали выполнять и иные общественные, а затем и государственные функции.

9. Органическая. Теория английского ученого Г. Спенсер. Общество и государство похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с законами анатомии и физиологии. Этой теорией государство рассматривается как произведение сил природы, некое непостижимое биологическое существо. Все части этого существа специализируются на выполнении определенных функций, например, деятельность правительства аналогична действиям человеческого мозга.

10. Спортивная. Теория испанского ученого Х. Ортега-и-Гасета. Развитие спорта способствовало появлению государства. Например, у некоторых племен существовали обычаи посвящения во что-либо. Для проведения обряда создавались специальные органы, функции которых были похожи на функции государства.

11. Классовая. Теория К. Маркса, и Ф. Энгельса. Возникновение государства есть результат объективных социально-экономических процессов, приводящих к возникновению в обществе антагонистических классов. Государство возникает там и тогда, где и когда происходит разделение общества на классы.

Понятие, признаки, функции, типы и формы государства

Определений государства больше, чем теорий его происхождения, поэтому, разберем два распространенных варианта:

Первый в краткой форме: Государство – это коллективная организация людей расположенная на определенной территории имеющие систему власти способную к выполнению своих обязательств перед населением.

Признаки государства:

— наличие публичной государственной власти;

— территориальная организация населения;

— государственный суверенитет;

— осуществление нормотворчества;

— сбор налогов.

Функции государства: Внутренние:

— охранительные;

— регулятивные;

— экономические;

— социальные;

— налогообложение и взыскание.

Внешние:

— внешнеполитическая;

— внешнеэкономическая.

Формы государства: Форма правления «способ организации власти»:

Монархия:

— обособленная;

— парламентская.

Республика:

— президентская;

— парламентская;

— смешанная.

Формы государственного устройства:

— унитарная;

— конфедерация;

— федерация.

Политический режим:

— демократический и антидемократический.

Второй в расширенной форме с конкретным разбором: Государство – это особая организация публичной, политической власти господствующего класса «или иной социальной группы, блока классовых сил, всего народа», располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая представляет общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

Основные признаки государства: наличие аппарата управления «механизма государства, публичной власти», отделенного от общинного строя, в управлении участвуют не все члены общества. При этом у аппарата управления существуют свои интересы отличные от интересов всего общества; взимание с населения налогов и сборов; деление населения по территории. Для каждого государства характерно наличие четко ограниченной территории, на которую распространяется его действие, и населения, проживающего на этой территории и являющегося гражданами государства.

Часто территорию и население называют отдельными важнейшими признаками государства; в отличие от других организаций, государство – это единственная организация, осуществляющая публичную власть в масштабе всей страны; важнейшим признаком государства является его внутренний и внешний суверенитет, то есть независимость от других государств при решении вопросов внутренней и внешней политики; наличие специального аппарата принуждения, государства, безопасность граждан и обеспечение реализации их прав и свобод, а также выполнение ими своих обязанностей; издание общеобязательных правил поведения «норм права».

Общественно-политические отношения, выражающие наиболее принципиальные свойства, взаимосвязи и взаимодействие в механизме организации и функционирования государства, называется государственным строем.

Типы и формы государств:

В настоящее время существует два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный. Формационный подход основан на классовом подходе к изучению истории, характерном для марксизма. На основе этого подхода выделяются несколько типов государства «общественно-экономических формаций, отличающихся друг от друга тем, в руках какого класса «социальной группы» находится рычаги государственной власти: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую формацию «переходную к безгосударственному коммунистическому обществу».

Цивилизационный подход основан на отнесении государства к той или иной цивилизации. Цивилизация – довольно емкое и неоднозначное понятие «имеются несколько сотен его определений». Согласно этому подходу, выделяют такие типы государства: восточные, западные и смешанные «промежуточные»; древние, средневековые и современные; сельскохозяйственные, промышленные и научно-технические; доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные; локальные, особенные и современные.

Форма государства включает его строение, основные составные части, внутреннюю структуру государства и основные методы осуществления государственной власти. Таким образом, форма государства состоит из трех основных элементов: форма правления; форма государственного устройства и политический режим. Форма правления – это порядок образования высших и местных государственных органов взаимоотношений между ними. В частности, высшее руководство государством может осуществляться единолично или коллективно. Различают монархическую и республиканскую формы правления «монархию и республику».

Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ей по собственному усмотрению, по праву, не переданному «делегированному» ему никакой другой властью. В отличие от монархии, в республике государственная власть делегируется одному или нескольким лицам всем народом или его частью на определенный срок. Монарх «король и император» персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Власть монарха является верховной и суверенной «независимой».

Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами он может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если сочтет его достойным своего внимания. Власть монарха бессрочна и пожизненна. Монарх считается свободным от ответственности «но не «безответственным»: как правило, за ошибки и злоупотребление в государственном управлении отвечают его советники и другие чиновники. Часто власть монарха объявляются священной «в настоящее время такая традиция сохранилась в Японии».

Виды монархии:

1. Абсолютная «абсолютистская» монархия, при которой монарх пользуется всеми перечисленными правами, безусловно, и неограниченно, независимо от какой-либо иной власти. Такая форма правления характерна для средневековья и восточной деспотии «в рабовладельческих государствах древнего Востока»

2. Парламентарная «парламентская» монархия – более современная разновидность монархической правления «она существует в настоящее время в Великобритании, Бельгии, Норвегии, Швеции». В этих государствах «царствует, но не правит». Формально он назначает главу правительства и министров, однако правительство и премьер отвечает перед парламентом. Все решения монарха приобретают юридическую силу только после одобрения законодательным органом «парламентом» и должны соответствовать конституции. Поэтому парламентскую монархию также называют конституционной

3. Дуалистическая монархия – форма правления, при которой монарх остается главой исполнительной власти, формирует правительство, назначает и смещает ответственных перед ним министров и иных должностных лиц «губернаторов, префектов и других», имеет право вето и право неограниченного роспуска парламента. Однако его властные полномочия все же ограничены, поскольку бюджет принимается парламентом. Подобные монархии существовали в прошлом в Пруссии, Румынии, Австрии и Италии

4. Теократическая монархия, при которой монарх одновременно является религиозной главой

5. В прошлые исторические периоды в разных странах существовало множество разнообразных вариантов монархической формы правления.

Виды республик:

Республикой «от выражения Цицерона Respublica est res populi — государство есть дело народа» называется форма правления, которая характеризуется наличием избираемых на определенный срок представительных органов государственной власти. Известны две основные разновидности республик: *Парламентская «парламентарная» республика, где глава исполнительной власти «пример-министр» и правительство назначаются и контролируются парламентом «точнее, парламентским большинством».

Президент – глава государства – играет в такой республике незначительную роль «например, вы часто слышите в новостях о тех или иных действиях премьер-министра – «канцлера» ФРГ, и намного реже – о президенте этой страны». Недостатки парламентской республики – неустойчивость правительства, которое меняется, как только большинство мест в парламенте занимает другая партия, и сильная зависимость его политической ситуации; Президентская республика отличается тем, что избираемый глава государства «президент» одновременно является главой правительства, которое он «обычно с согласия парламента» назначает и распускает.

Такая форма правления существует во Франции, США, России и многих других странах. Основное достоинство президентской республики заключается в том, что всенародно избранный президент выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. В чрезвычайных обстоятельствах он может быстрее принять нужное решение, чем коллегиальный законодательный орган. Президентская система правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, но и она имеет ряд недостатков.

Если президент и парламентское большинство принадлежат к различным партиям или политическим течениям, это может привести к их противостоянию и конституционному кризису. Возможность распускать парламент может в определенных условиях привести к несоразмерному усилению исполнительной власти и установлению так называемой суперпрезидентской республики, которая может перерасти в диктатуру. Фактически соотношение сил в республике зависит от политической ситуации в конкретном государстве, наличия стабильных политических партий, опирающихся на широкие массы населения и имеющих первые экономические социальные программы

Формы государственного устройства:

Форма государственного устройства «единства» – это административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными регионами государства, между центральными и местными органами. В зависимо от формы территориального устройства, различают: унитарные государства; федерации и конфедерации. Унитарное «от латинского «unus» – один» государство отличается полным политическим единством и неделимостью.

Отдельные административно-территориальные единицы «области, районы» не имеют своего собственного законодательства и судебной системы, а местные исполнительные органы власти прямо подчиняются вышестоящим как элементы единой «пирамиды» с правительством и президентом на вершине. Федерация «союзное государство» – это сложное государство, представляющее собой союз ряда государств – членов «субъектов» федерации. Каждый из них «например, какой-либо штат США, Приморский край» может иметь свое региональное законодательство, представительный орган и правительство, иногда – свою судебную систему «в России мировые судьи являются судами общей юрисдикции субъектов Федерации, но при этом входят в единую судебную систему; регионы могут создавать свои конституционные или уставные суды».

Конфедерация «от латинского «confederatio» – «сообщество» – государственно-правовое объединение, союз суверенных государств. Она создается для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода «например, в качестве военного союза». Исключение – Швейцария, где фактически федеративное государство традиционно сохраняет название конфедерации. Политический режим – совокупность способов и приемов руководства государством, уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности.

Различают две основные формы политического режима: диктатура «авторитарный режим», для которого характерно значительное ограничение прав и свобод граждан, слабость выборных органов, ограничение роли политических партий и усиление исполнительно-распорядительных органов власти, сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства; демократия «народовластие», характеризующаяся: конституционным провозглашением и «в идеале» реальным осуществлением гражданских прав и свобод; выборностью и сменяемостью центральных и местных органов государственной власти; официальным признанием принципов законности и разделения властей.

Функции государства:

Функциями государства называют основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе развития государства целями, задачами и его социальным назначением. Функции государства следует отличать от функций отдельных государственных органов.

В осуществлении функции государства, так или иначе, в большей или меньшей степени участвуют все его органы «например, реализация экономической функции обеспечивается путем деятельности не только специально предназначенных для этого органов «Минэкономразвития», но и в ходе разрешения споров экономического характера арбитражными судами, расследования преступлений в сфере экономики, деятельности глав субъектов РФ по развитию экономики регионов. Функцию же конкретного государственного органа, наоборот, не может подменять никакой другой «мировой судья не рассматривает дела, подведомственные арбитражному суду».

Государственные функции подразделяются на: внешние и внутренние.

К внешним функциям относятся:

— оборона страны;

— поддержание отношений с другими государствами;

— международная охрана окружающей среды;

— интеграция в мировую экономику и другие.

Наиболее важными внутренними функциями государства являются:

— экономическая;

— экологическая;

— культурно-воспитательная;

— охраны правопорядка, собственности, прав и свобод граждан;

— регулирование меры труда и оказание социальных услуг.

Упомянутые научные школы и концепции содержали самые разнообразные подходы к восприятию государства. Сам термин «государство» стал употребляться в Западной Европе в привычном для нас смысле в Новое время. Главная проблема при определении его сущности состоит в выборе между двумя главными вариантами ее оценки: «пессимистическим» и «оптимистическим».

Первый вариант заключается в признании того, что государство как аппарат публичной власти, осуществляя ее, действует исключительно в своих интересах (или в интересах господствующей в обществе социальной группы, слоя), хотя объявляет себя при этом защитником всей нации.

Во втором варианте предлагается признать, что государственный механизм работает преимущественно в общих (публичных) интересах под прессингом гражданского общества, умело использующего для воздействия на государство правовые средства. Принуждение в последнем случае применяется «дозировано», в той мере, которая необходима обществу, и является результатом согласования важнейших интересов большинства социальных групп.

Выделяют и третий, «средний путь» в определении сущности государства, при котором государство рассматривают как политическую организацию, обеспечивающую и интересы правящих слоев, и общесоциальные интересы.

В современной учебной и научной литературе наиболее распространенным типом определения государства является определение данного феномена через его признаки. Правда, в вопросе о признаках государства среди ученых не достигнуто единство мнений, и перечни этих признаков варьируются от одного издания к другому. Однако основные характеристики, отличающие его от иных социальных институтов, все же признаются присущими государству большинством авторов. Именно они использованы в приводимом определении.

Государство – это главное воплощение публичной власти, центральный институт общества, обладающий специальным аппаратом, способным делать свои веления общеобязательными, в том числе через принуждение, имеющий определенную политико-территориальную организацию и осуществляющий управление в масштабах всего общества.

Среди признаков государства, таким образом, можно выделить следующие его характеристики.

1. Обладание публичной властью в такой форме, которая обеспечена особым аппаратом принуждения, способным делать свои веления общеобязательными.

Этот аппарат представлен особым слоем людей, выполняющих управленческие функции и властные полномочия на профессиональной основе. Государство является центральным институтом общества, так как: 1) обладает упомянутым аппаратом и правом как универсальным регулятором общественных отношений; 2) имеет самую широкую социальную основу; 3) располагает огромными материальными ресурсами, обеспечивающими реализацию любых его целей.

  • 2. Территория – материальная основа бытия государства. Это участок суши и вод, «очерченный» государственной границей. В пределах соответствующей территории распространяется суверенитет государства, действует его власть. Для наилучшего управления территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы, в границах которых действуют институты публичной власти. Государством могут быть избраны разные модели управления на местном уровне административно-территориальной единицы: 1) управление на местах осуществляют территориальные структуры государственных органов (Китай); 2) на местном уровне управляют, координируя свои усилия, как представители государственной власти, так и органы местного самоуправления (Франция); 3) исключительно органы местного самоуправления, не входящие в систему государственной власти, осуществляют публичную власть в пределах административно-территориальных единиц (Россия).
  • 3. Население – люди, проживающие на территории государства и объединенные друг с другом и с государством не кровно-родственными связями, а правовой и территориальной принадлежностью.
  • 4. Суверенитет воплощен в верховенстве, единстве и независимости государственной власти как внутри территории государства, так и за ее пределами. Верховенство выражается в том, что только решения органов государственной власти обладают высшей силой и общеобязательностью. Единство власти проявляется в том, что все государственные органы в совокупности составляют государственный аппарат, реализующий единые функции государства. Его деятельность основана на единых принципах, подчинена единым политическим целям. Например, в демократическом государстве системообразующим является принцип разделения властей, а в социалистическом государстве – это принцип советов. Независимость означает, что никакой политический институт или орган (к примеру, центральные органы наиболее влиятельной партии, властные структуры зарубежного государства, какие-либо негосударственные структуры или международные организации) не должен вторгаться в процесс принятия государственно-властных решений, препятствовать осуществлению власти органами соответствующего государства.

Суверенитет государства произволен от народного суверенитета, а последний, в свою очередь, – от национального суверенитета.

Народный суверенитет – неотчуждаемое право народа осуществлять верховную власть в обществе, быть ее источником. Национальный суверенитет воплощен в праве нации на самоопределение, т.е. на выбор формы своего политико-правового бытия. Ею может быть не только национальное государство, но и национально-государственное образование (субъект федерации или автономия) или общественное объединение – национально-культурная автономия.

5. Налоги и займы также рассматриваются в качестве признака государства. Налоги как общеобязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц – отечественных и иностранных, – должны обеспечить необходимую финансовую основу для выполнения государством своих функций в обществе.

Некоторые авторы выделяют еще и такие признаки государства, как правотворчество и государственная символика (гимн, герб, флаг).

Роль государства в жизни общества принято рассматривать через его функции. В их реализации проявляется социальное назначение государства. Оно выражено в решении и масштабных, комплексных задач, таких как обеспечение социального управления и безопасности общества в целом, и локальных, но при этом не менее важных проблем, связанных с социальной зашитой населения.

Функции государства традиционно определяются как основные направления его деятельности.

Наиболее распространенным является деление функций государства в зависимости от их предназначения на внутренние и внешние.

К внутренним функциям принято относить:

  • 1. Упорядочение совместной жизни людей в обществе. Эта функция носит комплексный характер и включает социальное управление в сфере экономики, политики, культуры. В связи с реализацией данной функции создаются правовые нормы, обеспечивается их реализация, образуются государственные органы, определяются их полномочия. Обычно в учебной литературе специально подчеркивается, что не следует функции государства отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций.
  • 2. Умиротворение социальных конфликтов. Государство, реализуя эту функцию, предотвращает социальные конфликты путем применения необходимых правовых и политических средств согласования противоречивых интересов различных социальных групп; разрешает их, устраняя, например, причины, породившие противостояние, или подавляет выступления социальных групп (слоев). В первую очередь внимание государства привлекают антагонистические конфликты, так как их стороны видят разрешение конфликта только в уничтожении противника. Такое развитие событий представляет серьезную угрозу и для слоя властвующих, и для всего общества в целом, поэтому силовые структуры и правоохранительные органы государства стремятся устранить прежде всего именно этот тип конфликтов.
  • 3. Функция охраны правопорядка. Для того чтобы понять суть данной внутренней функции государства, важно осознавать смысл термина «правопорядок». Под ним принято понимать систему урегулированных правом общественных отношений, ставшую результатом реализации правовых норм. Для достижения такого состояния общественной жизни необходимо, чтобы государство предупреждаю и пресекало правонарушения, выявляю и задерживаю правонарушителей, привлекало их к ответственности.
  • 4. Узкосоциальная функция. Эта функция в первую очередь воплощена в усилиях государства, направленных на обеспечение интересов и защиту наиболее уязвимых социальных групп: престарелых, больных, инвалидов, женщин, малолетних – всех тех, кто оказался в тяжелых жизненных обстоятельствах. Организация систем здравоохранения, социального обеспечения и социальной защиты происходит в рамках реализации именно данной функции государства.

Внешние функции государства представлены:

  • 1) обеспечением безопасности, целостности страны, ее суверенитета. Данная функция, в частности, выражается в предотвращении или отражении агрессии со стороны других государств, в защите государственных интересов от внешнего враждебного влияния, в том числе посредством противодействия иностранным разведкам;
  • 2) функцией сотрудничества с другими государствами в политической, экономической, культурной сферах.

Важное значение в современных условиях приобретает также экологическая функция государства, которая в равной степени значима как во внутреннем, так и во внешнем аспекте, поскольку экологический кризис человечества относится к числу глобальных проблем современности, а значит, не может успешно быть преодолен только в масштабах одного государства.

Добавить комментарий