Государство понятие сущность и признаки

Государство — публично-властная, политико-правовая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, которая в обязательном порядке обладает аппаратом управления и принуждения, механизмом сбора налогов и законодательными органами.

Под государством разные философы и правоведы понимали:

«Сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан» Аристотель

«Машина для угнетения одного класса другим, машины, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» В.И. Ленин

«Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка» Л. Гумплович

«Союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы» М. Т. Цицерон

Признаки государства:

1. население

2. территория

3. суверенитет

4. взаимосвязь государства и права

5. система налогообложения

6. публичная государственная власть

Сущность государства

Сущность государства – состоит в том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах она осуществляется. Сущность государства раскрывает понятие предназначения государства.

Подходы к определению сущности и предназначения государства:

1. Классовый подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит и осуществляется в интересах экономически-господствующего класса – собственников орудия и средств производства.

2. Общесоциальный подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит всему обществу, лавируя между интересами отдельной личности, социальной группы, классов или всего населения страны.

3. Диалектический подход к сущности государства – власть это отражение единства и борьбы противоположностей – одновременно принадлежит и господствующему классу и всему обществу.

Характеристика основных внешних функций государства

Функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач для достижения целей, обусловленных его сущностью и назначением.

Внешние функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире.

В современный период Российскому государству присущи следующие внешние функции:

  • 1) Функция обороны страны – деятельность государства по поддержанию достаточного уровня обороноспособности страны для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов и др. Несмотря на улучшение международной обстановки, у России еще немало внешнеполитических проблем, поэтому роль данной функции велика.

  • 2) Функция поддержания мира и мирового порядка – деятельность государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению и ликвидации химического и ядерного оружия, укреплению решения о нераспространении оружия массового поражения и новейших военных технологий. Кроме того, участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, военно-техническое сотрудничество с другими странами.

  • 3) Функция делового сотрудничества с другими государствами — проявляется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и укрепление политических, экономических, правовых, правоохранительных, культурных и иных отношений, сочетающих интересы данного государства с интересами других государств.

  • 4) Функция интеграции в мировую экономику — в самостоятельную функцию выделилась лишь в последний период развития Российского государства. Данная функция означает использование возможностей для эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Так Россия вступила в основные международные организации, заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом.

10. Внутренние функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач.

В современный период Российскому государству присущи следующие внутренние функции:

  • 1) Экономическая функция: заключается в выработке и государственной координации основных направлений развития экономики. Используются экономические методы: налоги, займы, кредиты, льготы и др.

  • 2) Функци социальной защиты — направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизнедеятельности для своего общества и социальную защищенность личности (поддерживать малоимущие слои населения, здравоохранение, строительство и др).

  • 3) Функции развития культуры, науки и образования – призвана обеспечить культурный и общеобразовательный уровень развития граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования различными учреждениями культуры и искусства, государственную поддержку развития науки и образования. Т.е. развивать театр, литературу, кино, музыку, искусство, спорт, радио, телевидение и др., сохранение памятников, заповедных зон, музеев, библиотек.

  • 4) Функции налогообложения: заключаются в сбое налогов, т.к. налог все больше становится главным методом системы управления, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической.

  • 5) Экологическая функция — выражается в разработке природоохранительного законодательства, с помощью которого устанавливается правовой режим природопользования, в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.

  • 6) Функция охраны прав и свобод гражданина, всех форм собственности, правопорядка – деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью”.

1. Государство организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.

Признаками государстваявляются:

• наличие публичной власти;

• суверенитет;

• территория и административно-территориальное деление;

• правовая система;

• гражданство;

• налоги и сборы.

2. Публичная властьсовокупность

• аппарата управления;

• аппарата подавления.

Аппарат управления подразумевает органы законодательной и исполнительной власти и другие органы, с помощью которых осуществляется управление.

Аппарат подавления специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государственной воли. Это:

• армия;

• полиция (милиция);

• органы безопасности;
• прокуратура;

• суды;

• система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т. д.).

Публичная власть:

• отделена от общества;

• не имеет общественного характера и непосредственно народу не подконтрольна (имеется в виду контроль за властью в догосударственный период);

• осуществляется особым слоем людей (чиновниками, депутатами и др.. служащими), наделенных государственно властными полномочиями, как правило, специально для этого подготовленными, для которых управление (подавление) является основным видом деятельности;

• опирается на писаное формализованное право;

• подкреплена принудительной силой государства. Государственный суверенитетнезависимость власти данного государства от всякой иной власти.

Государственный суверенитет может быть:

• внутренним;

• внешним.

Внутренний суверенитет полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исключительное право принимать законы.

Внешний суверенитет полная независимость во внешнеполитической деятельности государства.

Государственный суверенитет не следует путать с народным суверенитетом. Народный суверенитет исходный принцип демократии, кото рый означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, организации), однако без суверенитета (например, при оккупации) оно не может быть полноценным.

Территория государствато пространство, на которое распространяется его юрисдикция.

Территория обычно имеет специальное деление, именуемое административно-территориальным(области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удобства управления.

В настоящее время (в отличие от догосударственного периода) имеет значение принадлежность человека к определенной территории, а не к племени или роду.

Правовая системаюридический «скелет» государства. Государство, его институты, власть закреплены в праве и действуют (в цивилизованном обществе), опираясь на право и правовые средства.

Гражданствоустойчивая правовая связь лиц, проживающих на территории государства, с данным государством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Налоги и сборыматериальная основа деятельности государства и его органов — денежные средства, собираемые с физических и юридических лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др.

Государство отличается от других государственных организаций. Оно выделяется наличием определенных признаков. Помимо основных признаков государства, без которых оно не может существовать, каждому государству присущи дополнительные, или факультативные признаки. Они являются не обязательными, но помогают наиболее полно охарактеризовать государство. Данные признаки второстепенны.

Можно выделить следующие дополнительные признаки государства:

армия;

единый язык общения;

государственная символика (герб, флаг, гимн);

гражданство (подданство);

международное признание;

денежная валюта;

Охарактеризуем данные признаки:

  • 1) Армия: данный признак некоторые ученные относят к основным признакам. Армия в современной ситуации используется для защиты территориальной целостности страны. Также армия применяется для подавления внутренних конфликтов в стране и для поддержания правопорядка. Она применяется против антиконституционных действий, которые будут направлены на нарушение целостности государства. Однако армия есть не у всех государств. Таким государством является Ватикан, Коста-Рика. Отсутствие армии еще не говорит о полном отсутствии каких-либо военных образований, призванных выполнять функции вооруженных сил страны. Беляева О.М. Теория государства и права в схемах и определениях — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 32 с. Данная организация призвана охранять границы государства и его суверенитет. Армия призвана отражать агрессию со стороны других государств. Чтобы обеспечить обороноспособность страны устанавливается воинская обязанность. Армия имеет определенный состав. Так, например, состав Вооруженных Сил России следующий: виды, род войск, воинские части, центральные органы управления, учреждений и организации.
  • 2) Единый язык общения: формируется на протяжении долгого исторического периода. В некоторых государствах в конституциях закреплено несколько языков, которых принято считать государственными. Эти страны: Ватикан, Швейцария, Бельгия. Государственный язык используется в обучении, законотворчестве, делопроизводстве.
  • 3) Государственная символика (герб, флаг, гимн): отсутствие либо герба, либо флага государства еще не говорит о том, что государство перестало оставаться государством. Данная символика отсутствовала в рабовладельческих и феодальных государствах. Государственная символика способна меняться с течением времени, она изменчива. Флаг, гимн, герб служат для выделения страны среди других стран, они отличают ее от них.

Герб является официальным символом государства. В Российской Федерации, например, на государственном гербе изображен золотой двуглавый орел на красном фоне.

Государственный гимн также является официальным символом государства и представляет собой музыкальное произведение. Гимн может исполняться как со словами, так и без них. Оба этих исполнения равнозначны.

Государственный флаг, также как и герб, и гимн, выполняет отличительную функцию. В Российской Федерации государственный флаг является прямоугольным полотнищем, с тремя равными полосами: верхняя полоса — белого цвета, та, что посередине — синего, нижняя полоса — красного цвета.

4) Гражданство (подданство): в странах с республиканской формой правления установлено гражданство, а в странах, где установлена монархия — подданство.

Гражданство — это связь лица с государством, в котором оно проживает, это наличие взаимных прав и обязанностей человека и государства, а также взаимная ответственность. Оно выступает своего рода гарантией того, что лицо будет отвечать перед законом (в случае его нарушения) той страны, чье гражданство оно имеет, независимо от того, где было совершено правонарушение.

Подданство — это связь, возникающая между человеком о монархом.

На современном этапе развития различие понятий подданство и гражданство является лишь словесным. В некоторых странах и монархиях данные термины трактуются как равнозначные.

  • 5) Международное признание: государство может нормально существовать и без международного признания. Примером может служить РСФСР, созданный в 1917 году. Достаточно признания со стороны одного самостоятельного государства новообразованного государства. Признание государства означает его легитимацию по отношению к другим странам. Обычно признание нового государства происходит для установления с ним дипломатических отношений.
  • 6) Денежная валюта: денежная единица, которая используется в данной стране. Во многих государствах есть своя национальная валюта. Например, в Российской Федерации национальная валюта — это российский рубль. Денежная единица в некоторых странах потеряла национальные корни и стала международной, например, евро и доллар. Валюта представляет из себя законное средство платежа на территории данного государства. Волюта должна быть платёжеспособной и подлинной.

Данные признаки, несмотря на то, что являются необязательными и присущи не всем государствам, но помогают наиболее полно понять и раскрыть такое понятие как государство, помогают выстроить полный и целостный его образ. Факультативные признаки помогают понять грань между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной и негосударственной организациями- с другой. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 61 с.

Добавить комментарий