Государство типология

Государственное устройство может быть типологизировано по различным признакам.

Типология государственного устройства

По форме правления
  • Монархия (абсолютная, конституционная);
  • республика (президентская, парламентская, президентско-парламентская)
По административно-территориальной организации
  • Унитарное государство;
  • федерация;
  • конфедерация
По политическому

режиму

  • Авторитарное;
  • тоталитарное;
  • демократическое
По социально-экономи-ческой, классовой природе
  • Рабовладельческое;
  • феодальное;
  • буржуазное;
  • социалистическое

Форма государства – способ организации и осуществления государственной власти. Она раскрывает, как организована власть, какие органы власти имеются, какие методы используются для осуществления власти; отражает исторические, географические, экономические и национальные особенности данного государства.

Форма государства складывается из трех элементов: формы государственного правления, формы государственного устройства, политического режима.

Форма правления – организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Существует две формы правления: монархия и республика.

Монархия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному (обычно наследственному) правителю, а также государство во главе с таким правителем.

Существует неограниченная (абсолютная) и конституционная монархия.

Разновидности монархий в современном мире

Абсолютная

Конституционная

Дуалистическая

Власть монарха не имеет серьезных ограничений Власть монарха ограничена на основе конституции или парламентом Власть монарха ограничена в сфере законодательства и широко представлена в ис-
полнительной сфере

Страны

Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман Андорра, Бельгия, Ве-ликобритания, Дания, Испания, Норвегия, Таиланд, Япония Кувейт, Иордания, Марокко

Неограниченная (абсолютная) монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх – единый носитель суверенитета.

Ограниченная монархия выступает в двух видах: конституционная, когда власть монарха ограничена конституцией, и парламентская, когда полномочия монарха ограничиваются действием парламента. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены преимущественно в сфере законодательства и широко представлены в сфере исполнительной власти. При парламентской монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере управления. Правительство образуется на основе парламентского большинства и ответственно только перед парламентом. В настоящее время монархический строй функционирует в 15% стран мира.

Республика – форма государственного правления, при которой органы власти формируются по принципу выборности. Высшая власть находится у выборных представительных органов. Глава государства выбирается населением.

Существуют парламентская, президентская и смешанная республики.

Президентская

Парламентская

Смешанная

  • Ведущую роль в политической жизни общества играет президент;
  • президент (как и парламент) избирается народом;
  • президент является главой государства и исполнительной власти;
  • власть в стране более устойчива: законодательная и исполнительная ветви вынуждены сотрудничать
  • Тон в политической жизни страны задает парламент;
  • выборный парламент формирует и контролирует правительство;
  • президент избирается парламентом и является лишь номинальным главой государства;
  • власть может быть менее стабильной, если парламент раздроблен на конфликтующие пар-тийные группы
  • Глава государства избирается населением и назначает правительство;
  • правительство несет ответственность перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом

Страны

Боливия, Венесуэла, Мексика, США Израиль, Индия, Исландия, Италия, ФРГ, Турция Австрия, Аргентина, Болгария, Бразилия, Литва, Польша, Португалия, США, Франция, Финляндия

Президентская республика – форма государственного устройства, когда президент является главой государства и главой исполнительной власти. Он избирается народом и поэтому несет ответственность перед ним.

Президент не может распустить парламент, а парламент, в свою очередь, не может распустить правительство. Президенту необходима поддержка парламента по главным вопросам. Отношения между ветвями власти основываются на системе сдержек и противовесов.

В парламентской республике ведущая роль принадлежит парламенту, правительство формируется парламентскими парти-ями. Правительство несет ответственность перед парламентом. Президент избирается парламентом или коллегией выборщиков. Президент – номинальный глава государства. В парламенте одна политическая партия.

Смешанная республика – соединяется сильная президентская власть и эффективный контроль парламента за деятельностью правительства.

Административно-территориальная организация власти предполагает следующее деление.

Унитарное государство – единое, простое государство, которое состоит из административных территориальных единиц, не обладающих собственной властью. Единые законы, сильное централизованное государство. Существует две разновидности:

децентрализованное – региональная организация формируется на местах (примеры: Великобритания, Испания, Италия);

централизованное – региональная организация формируется путем назначения руководящих лиц из центра (примеры:
Узбекистан, Казахстан).

Федерация – союзное государство, состоящее из множества государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство имеет как положительные стороны (государственное единство; централизация власти в сочетании с самостоятельностью членов федерации), так и отрицательные (возникает вопрос об объеме суверенитета).

Конфедерация представляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности. По сути, конфедерация не является в строгом смысле слова государством. На практике конфедерация – это обычно союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения совместной политики в определенных целях (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т.д.). Долгое время примером конфедерации был Швейцарский союз (1291–1798 и 1815–1848). Швейцарская конфедерация представляла собой объединение 22 суверенных кантонов с целью обеспечения внешней и внутренней безопасности. Постепенно конфедерация преобразовалась в федерацию: в ведение центральных органов были переданы военный бюджет, армия, назначения дипломатических представителей. Конфедерацией были США со времени завоевания независимости в 1776 г. до принятия конституции континентальным конгрессом в 1787 г. (точнее, до введения ее в действие в 1789 г.). Конфедерацией являлся Германский союз в 1815–1867 гг. Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из нежизнеспособных форм государственного устройства.

Типы государств по политическому режиму будут подробно рассмотрены в теме 5 «Политические режимы».

По социально-экономическим, классовым признакам
(в зависимости от экономического базиса) государства делятся на рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические. Однако трактовка государства как орудия реализации интересов экономически господствующего класса сегодня в полной мере выявляет свою односторонность, ограниченность, недооценку социокультурных факторов. В современных политологических трактовках государства акцент делается на выполнении им общесоциальных задач.

В учебной юридической литературе по теории государства и права кроме традиционных формационного и цивилизационного подходов к типологии государств, встречаются и иные классификации. Например, типология государств по их отношению к религии (по типу государственно-конфессиональных отношений) предполагает деление на светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

В светском государстве религиозные объединения отделены от государства, они не вправе выполнять государственно-правовые функции, вмешиваться в деятельность государственных органов. Государство гарантирует свободу совести и вероисповедания, религиозных объединений, если их деятельность не нарушает права и интересы государства, общества и граждан. Ни одна из религий (конфессий) не является государственной и не обладает какими-либо преимуществами.

Клерикальным считается государство, где одна из религий официально имеет статус государственной, занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Происходит тесное сотрудничество государства и церкви в различные сферах общественной жизни (например, школьное образование, телевидение, деятельность учреждений культуры), формировании государственных органов, правотворческой и правоприменительной деятельности. Государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа.

Однако в клерикальном государстве слияния государства и церкви не происходит. К клерикальным государствам в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др.

Для теократических государств характерно слияние государственного аппарата с церковью, т.е. государственная власть принадлежит церкви. Глава государства одновременно является высшим духовным лицом, государственные органы состоят из священнослужителей.

Религия имеет статус государственной, и религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;

Теократическими государствами являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:

1) церковь лишается своей экономической основы — собственности;

2) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

3) религиозные объединения не обладают нравами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;

4) священнослужители и верующие репрессируются;

5) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы;

6) свобода совести, по существу, сводится к свободе пропаганды атеизма.

Атеистическими государствами были СССР, а также некоторые бывшие социалистические государства (ГДР, Югославия, Албания и др.).

Кроме того, в учебной литературе по теории государства и права мы встречаем типологии предполагающие деление государств по политическому режиму на демократические и антидемократические; тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В зависимости от характера взаимоотношений государства и общества различают: полицейские, правовые и социальные государства.

По форме правления выделяются монархические и республиканские типы государств.

Согласно либертарно-юридической концепции типологии государств (В.С. Нерсесянц) можно выделить: этнический тип государства (государства древнего мира), сословный тип государства (феодальные государства в средние века), индивидуалистический тип государства (буржуазные государства в новое время) и гуманитарно-правовой тип государства (современные правовые государства в новейшее время).

А.Б. Венгеров по историческому типу государства различает: город-государство, государство азиатского типа, государство античного типа, государство феодального типа, государство буржуазного типа, государство тоталитарного типа.

По способу производства (В.С. Афанасьев) выделяются крестьянские, промышленные и научно-технические типы государств.

Таким образом, можно выделить достаточно большое количество типологий государств существующих в современной юридической науке, но главным требованием к типологии остается то, что критерий для классификации государств должен носить обобщающий и значимый характер.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под типологией государств?

2. В чем суть формационного подхода к типологии государств и каково его содержание?

3. Что понимается под цивтизационным подходом к типологии государств?

4. Назовите современные типологии государств?

5. Какова типология государств по их отношению к религии?

Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. – М.: Эксмо, 2010. С.76.

Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права: учебное пособие / Н.А. Пьянов. – Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Ун-та, 2008. С.58.

Теория государства и права. Учебник / под ред. Проф. В.Ы. Лазарева. – М.: Право и закон, 2002. С.374.

Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов. – М.: Издательство Юриспруденция, 2000. С.86-94.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5

Типология есть учение о типах — больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков.

Типология государства — это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Феодальное государство — это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.

Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Смена исторических типов происходит тремя путями. Фактически каждое государство в процессе своего исторического развития в той или иной степени использовало все варианты смены своих государственно-правовых систем.

Революция — резкое и быстрое изменение существенных признаков государственно-правовой системы с целью укрепления и формирования другой общественно-экономической формации. Ядром революции является акт, как правило, насильственного овладения государственной властью.

Наиболее точно сущность революций выразил в афористичной форме французский писатель Виктор Гюго, сказавший, что нищета порождает революцию, а революция — нищету.

Эволюция — постепенное, преимущественно ненасильственное, изменение существенных признаков государственно-правовой системы с той же, что при революции, целью.

Конвергенция — постепенное сближение различных формаций и государственно-правовых систем, в частности капиталистической и социалистической. По своей сути конвергенция — проявление эволюционной смены типа государства и прав.

Достоинства формационной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим — процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

Цивилизационный подход: основан на отнесении государства к определен­ной цивилизации

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.

Представители данного подхода: А. Тойнби «Постижение истории», Шпенглер «Закат Европы», Данилевский «Россия и Европа»

Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является теория стадий экономического роста, автор которой — Уолт Ростоу. Согласно этой теории, все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства.

Вторая стадия — это период трансформации общества в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности.

Третья стадия — «сдвиг», «взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости». В этой стадии достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения.

Пятая стадия — это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг. В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия».

Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства является английский историк А. Тойнби. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Цивилизация, по Тойнби, — это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных и иных признаков. В соответствии с этим он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих рядом друг с другом.

Отличаются друг от друга цивилизации прежде всего достижениями материальной и духовной культуры. Так, египетская цивилизация отличается от вавилонской, римская от индусской, христианско-православная от западной и т.д. История цивилизаций напоминает развитие человека: цивилизации возникают, развиваются, стареют, умирают.

Одни из его последователей представляют такую картину всемирно-исторического прогресса:

1 ступень — египетско-вавилонская цивилизация;

2 ступень — персидско-иудейская и античная цивилизации;

3 ступень — византийско-славянская — восточная (Россия) + западная цивилизация + исламская;

4 ступень — Апокалипсис.

Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества. С позиций цивилизационного подхода государство служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.

Недостатки:

1) отсутствие четкого определения цивилизации и культуры

2) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

3) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство — только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

Типы государства

Типология есть учение о типах — больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология государства — это его классификация, пред­назначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

Главным критерием первого подхода выступают социально-эконо­мические признаки (общественно-экономическая формация). В его ос­нове лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответ­ствующий ему тип надстройки (государство, право и т. п.). Именно ба­зис (тип производственных отношений) является, по мнению предста­вителей формационного подхода (Маркса, Энгельса, Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминиру­ет и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и пра­во. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следую­щие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабов­ладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и был превращен в говорящее орудие труда.

Феодальное государство — это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Кресть­яне здесь находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство прохо­дит различные стадии развития: капиталистическое, монополистичес­кое , индустриальное, постиндустриальное государство.

Социалистическое государство как государство высшего типа, по мне­нию представителей формационного подхода, есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства про­изводства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием «эксплуататорс­кое государство». Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

Социалистическое же государство — антиэксплуататорское по сво­ей природе — считается «полугосударством» или «государством не в соб­ственном смысле слова». Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно «засыпает» и в конечном итоге «отомрет», выполнив свою задачу построения бесклассового ком­мунистического общества.

Достоинства формационной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мне­нию представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его.

Смена одного типа другим — процесс объективный, естественно-исто­рический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрог­раммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, нацио­нальные, культурные и т. п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные при­знаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: Тойнби, Сорокин, Шпенглер, Вебер и другие. В ча­стности, по мнению одного из сторонников данной позиции А. Тойн­би, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отли­чающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивили­зации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мек­сиканскую, иранскую и т. п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государ­ствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосно­вывается идеей единства, целостности современного мира, приорите­том идеально-духовных факторов.

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга зам­кнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходит не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивили­зации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций высту­пает творческая элита, которая увлекает за собой «инертное большин­ство». Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поко­лений людей.

Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религи­озный и национальный подходы к сущности государства);

2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, полу­чается более «заземленная» (географически адресная) типология госу­дарств.

Недостатки:

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в каче­стве признаков цивилизаций, авторы по сути дела (вольно или неволь­но) дали типологию не столько государства, сколько общества. Государ­ство — ведь только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадаю­щими с критериями общества, как более широкого и объемного поня­тия.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная ти­пология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, вы­ступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духов­но-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и дол­жны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

Форма государства

Форма государства как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация власти в данном государстве, как осуществляется власть, какими органами, какими методами. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

Под формой правления понимается система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти, т.е. организация высших органов власти в том или ином государстве. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия в переводе с греческого означает единовластие. В современном понимании монархия это не только власть одного, но власть наследуемая. Эта власть нередко обожествляется. В Японии до 1945 года император считался сыном богини солнца Аматер асу. Согласно ст.1 Конституции Японии 1946 года, император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. Символом единства и постоянства государства называет короля ст.56 Конституции Испании 1978 года.

Под монархом понимается носитель власти: король, царь, император, шах и т.п.

В зависимости от полномочий монарха выделяют различные монархические формы правления.

Абсолютная монархия (в настоящее время — раритет. Оман, Саудовская Аравия имеют похожие черты) характерна для позднего периода средневековья и феодализма. Отличается тем, что в руках монарха сосредоточена вся полнота государственной власти. Монарх сам издает законы, может сам непосредственно руководить административной деятельностью или назначать правительство, вершить высший суд. Никаких юридических ограничений его власти нет. Инструментом сдерживания и противовесами абсолютизму могут быть лишь моральные, религиозные, этические нормы.

Дуалистическая монархия — первоначальная форма ограниченной или конституционной монархии. При этой монархической форме правления наблюдается разделение властей на законодательную и исполнительную. Судебная власть принадлежит монарху. Тем не менее, хотя закон принимается парламентом, монарх имеет право абсолютного вето.

Для абсолютной и дуалистической монархии типичен авторитарный режим правления.

Парламентская монархия — форма правления, существующая в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного (феодального) строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австрия и др.). Здесь наблюдается развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или, по крайней мере, либеральный режим.

Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Он лишен права действовать самостоятельно. Главный отличительный признак парламентской монархии — политическая ответственность правительства перед парламентом за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть отправлено в отставку монархом.

Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ. Если народ поддерживает правительство, то в результате выборов в парламент образуется большинство из его сторонников. Если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим и правительство будет сменено. Все это и характеризует парламентаризм.

Республика (от лат. respublika — общественное дело) — такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом. Все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок.

Республики могут быть парламентарные либо президентские.

В парламентарной республике (Италия, Австрия, Германия и др.) глава государства — выборное должностное лицо (президент). Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется при условии, что оно располагает поддержкой парламента, перед которым и несет политическую ответственность. Вместе с тем в парламентарной республике возможен досрочный роспуск парламента главой государства.

Президентская республика характеризуется тем, что во главе ее стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несет политической ответственности перед парламентом. Только в случае нарушения закона парламент может смещать должностных лиц в правительстве. Президент не имеет права роспуска парламента, избирается населением. Эта форма правления впервые была установлена в США. Здесь наиболее последовательно проведен принцип разделения властей и отношения ветвей власти строятся на основе системы сдержек и противовесов.

В некоторых странах (например, во Франции) имеет место республиканская форма правления, носящая смешанный характер, сочетающая черты президентской и парламентарной республик. В отдельных латиноамериканских странах и некоторых других характерной моделью правления является суперпрезидентская республика, которой присуща гипертрофированная и по существу неограниченная президентская власть.

Под формой государственного устройства понимают территориальную или территориально-национальную организацию, т.е. то, как устроена территория данного государства, из каких частей состоит и каково их правовое положение, как взаимодействуют центральные органы власти с органами управления составных частей государства. Государства по форме своего устройства подразделяются на унитарные, федерации, конфедерации.

Унитарное государство (Япония, Франция, Эстония и др.) — простое, единое, слитое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его членов. Территория унитарного государства делится на административно-территориальные единицы (области, округа, районы, департаменты и т. п.). В таких государствах, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший орган представительной и исполнительной власти и т. д., а также, за исключением отдельных случаев, преимущественное большинство одной нации.

Федеративное государство (Российская Федерация, Федеративная Республика Германия, Соединенные Штаты Америки и др.) — это сложное, союзное государство, сложившееся в результате объединения ряда государств или государственных образований, которые называются членами (субъектами) федерации. Члены федерации (штаты, земли, автономные республики, государства) имеют свое собственное административно-территориальное деление. Федерация имеет две системы высших органов власти — федеральные органы и соответствующие органы власти субъектов федерации, два вида правовых актов — федеральные и субъектов федерации, а также гражданство федерации и гражданство субъектов федерации.

Конфедерация (Швейцария до 1848 года, СНГ) — это менее прочное по сравнению с федерацией объединение (союз) государств, которые полностью сохраняют свою независимость. В конфедерации, в отличие от федерации, нет единой территории, единого гражданства. Субъекты имеют право свободного выхода из конфедерации, могут отказаться признать или применять акты союзной власти. На добровольной основе определяются пределы ведения конфедерации, в которые могут входить вопросы, касающиеся внешней политики, войны и мира, формирования единой армии, финансирования общей деятельности. Интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом правотворческой деятельности конфедеративных органов. Государства объединяются в конфедерации для достижения определенных целей, не приводящих к образованию нового государства.

Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность средств и методов осуществления власти. Политический режим характеризуется степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности, а также теми методами и приемами, с помощью которых осуществляется государственная власть. Различают демократический и недемократические режимы, их различные типы и виды.

Демократический режим предполагает признание за гражданами широких прав и свобод, легально действующие оппозиционные партии, формирование правительства теми партиями, которые одержали победу на соответствующих выборах и т. д.

В условиях антидемократического режима (авторитаризм, тоталитаризм) происходит попрание прав и свобод человека, подавление оппозиции, не исключается упразднение высшего представительного органа власти (парламента) или превращение его в марионеточное учреждение, формирование правительства армией, захватившей власть и т. п.

Для характеристики формы государства, его политического режима важное значение имеет понятие «демократия» (народовластие). Под ним понимается такое устройство государств, в которых правление осуществляется по воле большинства, единственным источником власти признается народ. Законодательная власть в демократическом государстве осуществляется представительным органом, избираемым населением (народное собрание, парламент). Выборы органа народного представительства осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права пои тайном голосовании. В демократическом государстве конституционные установления соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права.

Следует различать понятия «непосредственная (прямая) демократия» и «представительная демократия». Первая означает прямое участие народа в решении государственных дел путем референдума — всенародного голосования по законопроекту или иным общезначимым вопросам, вторая — участие народа в управлении государством через систему представительных выборных органов власти. Основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм. Демократический режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

Таким образом, форма правления, форма государственного устройства и политический режим определяют сущность государства.

Литература:

1) Правоведение: учебник. /Под ред. А.В. Малько. – М.: КНОРУС, 2005. – 400 с.

2) Правоведение: Учебник для неюридических вузов. /Под ред. И.Л. Хорольской. Калининград: Издательство КГТУ. – 2003. – 368 с.

Добавить комментарий