Государство в политической системе

Государство в политической системе

Государство занимает в политической системе общества центральное место. Это обусловлено сущностью и некоторыми признаками государства как социального института.

1.Назначение государства состоит в организации управления обществом. Иначе говоря, государство – это специальное учреждение, предназначенное для принятия управленческих, политических решений в масштабах всего общества. Никакой другой элемент политической системы не имеет такого специального назначения.

2.Государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства.

3.Для организации управления обществом государство располагает специальным аппаратом управления, законодательными, исполнительными, судебными и контрольно-надзорными органами, т.е. особой публичной властью. Другие элементы политической системы не имеют публичных органов.

4.Государство имеет значительную экономическую основу для своей политической деятельности. В собственности государства могут находится целые отрасли промышленности, учреждения финансово-кредитной системы . Государство имеет право на сбор денежных средств с населения, организаций (налоги, сборы).

5.И, наконец, самое существенное в характеристике государства как основного элемента политической системы общества: государство обладает суверенитетом (верховенство власти внутри страны и её независимость от всех внешних властей). Иные элементы политической системы не обладают суверенитетом, над ними возвышается государство как суверенная власть.

6.Принимаемые государством как верховной политической властью управленческие решения обязательны к исполнению всеми гражданами и их объединениями. Суверенитет государства проявляется в том, что только государство может издавать обязательные для исполнения нормативные акты; в том, что только государство имеет право на законное применение силы, принуждения и располагает для этого специальным аппаратом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества и отличается от других субъектов политической системы:

  • выступает в качестве единственного официального представителя всего народа;
  • является единственным носителем суверенитета;
  • обладает специальным аппаратом публичной власти;
  • издаёт нормативные акты, которые обязательны для исполнения всеми субъектами;
  • владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);
  • определяет главные направления развития общества.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политической системы, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями.

1.Государство может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий, движений и т.д.

2.Государство регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах.

3.Государство может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

Политические партии: понятие, признаки, виды.

Партии в современном понимании являются относительно молодыми общественными институтами, хотя термин «партии» употреблял еще Аристотель. Буквальное значение понятия партия (от лат. part — часть) — группа, часть более крупной общности. Ранее термин использовался для обозначения групп, соперничающих между собой в сфере власти, аристократических группировок. Например, в Древней Греции существовали «партия жителей горы» и «партия равнины», в Древнем Риме — «партия Цезаря» и «партия Суллы».

Формирование современных партий произошло в период развития буржуазных отношений в Европе и связано с развитием парламентаризма и представительной демократии в Европе и США в конце XVIII-XIX вв.
Специалисты выделяют следующие этапы в истории становления современных политических партий:
• партии как аристократические группировки — XVII-XVIH вв. (например, «виги» и «тори» в Великобритании);
• партии как политические клубы, так называемый клубный период — конец XVIII — начало XIX в. (например, «якобинский клуб» во Франции);
• современные массовые партии как партии определенного класса — вторая половина XIX в.

Перечисленные этапы в своем развитии полностью прошли английские партии: виги (либеральная) и тори (консервативная). Первой массовой партией в Европе считается основанное в 1861 г. «Либеральное товарищество» в Англии. Непродолжительный исторический период становления политических партий в России характеризовался некоторым запаздыванием, активное формирование партий началось в начале XX в., в «думский период».

Существуют разные подходы к определению понятия «партия»:
• либеральный: партии — это группы людей, придерживающиеся одной идеологии (союз единомышленников);
• классовый: партия — авангард определенного класса;
• институциональный: партия — организация, действующая в системе государственной власти.

Определение современной партии.

Партии — это добровольные общественно-поли тические организации, созданные и действующие на идеологической основе, ориентированные на завоевание либо соучастие во власти на государственном уровне. Более конкретно сущность партии можно понять с помощью ее признаков. Выделяются следующие основные признаки партий: • борьба за власть, стремление к осуществлению или соучастию во власти;
• организация (структурированность, устойчивость, управление);
• наличие программы и устава;
• наличие аппарата управления;
• носитель определенной идеологии;
• наличие социальной опоры в обществе, поиск общественной поддержки;
• постоянство, долговременность существования (по сравнению, например, с политическим движением).

Партии, по сравнению с движением, являются единственными в политической системе чисто политическими организациями, всегда ведущими борьбу за власть и имеющими развернутую идеологию. Движение — компактное сообщество больших групп людей, объединяющихся на основе общих социальных, экономических, политических, и духовных интересов, и не ведущее непосредственную борьбу за власть. Движения объединяются на основе одной общей идеи (а не развернутой идеологии) и отличаются по одному наиболее существенному признаку: идеологическому — социалистическое, либеральное, консервативное, фашистское, религиозное; национальному — интернациональное, национально-освободительное, национально-сепаратистское; классовому — рабочее, крестьянское, буржуазное, дворянское; половозрастному — женское, молодежное, движение ветеранов и т. д.

Партии занимают особое место в обществе. С одной стороны, они представляют собой институты политической системы общества, как политические организации. С другой стороны, они, как негосударственные общественные объединения, выражающие интересы различных групп населения, выступают в качестве структур гражданского общества. Партии являются необходимым атрибутом демократического общества, поскольку соответствуют плюралистической социальной структуре общества, многообразию социальных групп и интересов в обществе.

Политическая система РК — это система общественных отношений, возникающих между различными социальными группами, организациями и государством в связи с осуществлением политической (государственной) власти.

Конституционное регулирование политической системы РК нашло отражение в следующих положениях:

  • 1. Закреплены институты представительной и непосредственной демократии.
  • 2. Установлены широкие гражданские и политические права и свободы личности.
  • 3. Признается политическое многообразие.
  • 4. Не допускается возложение на общественные объединения функций государства.
  • 5. Запрещены создание и деятельность общественных объединений, посягающих на конституционный строй, целостность страны, разжигание национальной, социальной и иной розни, военизированных негосударственных формирований.
  • 6. Запрещена деятельность политических партий и профсоюзов иностранных государств, их финансирование иностранными государствами и юридическими лицами, международными организациями, партий на религиозной основе.
  • 7. Признается идеологическое многообразие. Запрещается пропаганда программных, уставных требований политических партий в учебном процессе учебных заведений.

Субъекты политической системы РК: политические партии, общественные объединения, массовые движения, СМИ, государство.

Массовые движения — менее формализованные общественные образования, как правило, не имеющие строго членства, четкой структуры, от их имени обычно выступают их руководящие органы. Создаются для достижения какой-либо политической или иной цели. Позже распадаются или реорганизуются в более стабильные политические организации (общественные объединения или партии).

Средства массовой информации нередко называют «четвертой” властью, поскольку через них пропагандируют свои политические взгляды все другие субъекты политической системы, формируется политическое и правовое сознание граждан. В Конституции провозглашено свободное получение и распространение информации в РК, созданы условия для развития независимых СМИ, государство осуществляет поддержку СМИ через конкурсный порядок размещения госзаказа в СМИ и продажи радиочастот, предоставление официальной информации и т.д.

Государство является основным субъектом политической системы, поскольку официально представляет все общество, регламентирует правовой статус других субъектов политической системы, охраняет их права от нарушений, располагает для этого целой системой юридических, силовых и иных средств, обладает суверенитетом и т.д.

Конституционная характеристика государства

Конституция РК характеризует государство в нескольких аспектах:

  • 1) как определенную политическую организацию общества, располагающую своей территорией и проживающим на ней населением;
  • 2) определяется цель построения в РК демократического, светского правового и социального государства;
  • 3) провозглашается форма правления (президентская) и форма государственного устройства РК (унитарная);
  • 4) определяется правовой статус высших и местных органов государства;
  • 5) закрепляются принципы организации власти в обществе (народный суверенитет; разделение властей; гуманизм; демократизм; законность;
  • 6) закрепляются основные направления внешней и внутренней политики РК;
  • 7) закрепляются государственные символы и столица РК.

Государство в политической системе

Государство занимает важное место в политической системе. Вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи. Овладение государственной властью ставят своей задачей многочисленные политические партии и движения.

Особое место и роль государства в политической системе обусловлены свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное звено этой системы. В частности, государство:

1) объединяет абсолютно все население, проживающее на его территории, независимо от национальной, социальной, профессиональной и иной принадлежности;

2) выражает общие интересы общества, является официальным представителем общества в целом;

3) определяет основные направления развития и функционирования общества;

4) вправе принимать властные решения, которые распространяются на всех, кто находится на его территории;

5) обладает государственным суверенитетом, т. е. верховенством, единством и независимостью от какой-либо иной власти;

6) является носителем политической власти и распространяет свою юрисдикцию на соответствующую территорию;

7) располагает специальным аппаратом управления и принуждения: судебными органами, армией, тюрьмами, другими карательными органами и учреждениями. Это придает государству реальную силу. Никакие другие органы, кроме государственных, не вправе применять принуждение в отношении всех граждан;

8) располагает широким арсеналом средств воздействия на граждан, юридических лиц и др. в целях подчинения их своим предписаниям. Это и меры убеждения, и принуждения, и договорные формы, и рекомендации, и поощрения, и меры контроля и надзора и др. Государство также определяет процедуры осуществления другими компонентами политической системы своей деятельности, границы последней, например порядок участия в избирательных кампаниях.

Одновременно государство использует так называемое социальное партнерство, т. е. привлекает к своей деятельности для сотрудничества негосударственные объединения, в том числе союзы предпринимателей, религиозные организации, профсоюзы и др. Тем самым расширяется социальная база государства и усиливаются процессы демократизации последнего.

Таким образом, государство обладает единством законодательных, управленческих, судебных и контрольных полномочий, и это единственная полновластная организация на территории страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями. Их власть распространяется только на членов данного объединения (политической партии, корпорации и др.), они могут применить принуждение только в отношении своих членов, выражают интересы объединившихся людей, наконец, они не вправе принимать общеобязательные акты, поскольку их решения касаются только членов конкретного объединения. Не обладают они и правом взимать налоги и другие обязательные платежи: их члены уплачивают лишь добровольные членские взносы. Они не наделены суверенитетом, напротив, подчиняются тому режиму правовых отношений, который устанавливает для них государство.

Государство является собственно политической организацией и частью политической системы. В литературе ведется спор о том, правильно ли считать государство главным, ключевым, центральным звеном политической системы. По мнению М. Н. Марченко и С. А. Комарова, правильнее говорить, что государство особое, а не главное звено политической системы. Главным звеном они считают личность.

Кроме того, рассмотрение государства как главного звена политической системы привело бы к смешению государства с такими разнопорядковыми явлениями, как экономические, социальные, идеологические основы политической системы. Однако эти доводы вряд ли убедительны. Представляется, что государство можно отнести к центральному, главному звену политической системы. Подчеркивание же особого места государства в этой системе, по существу, и означает выражение особости в его главной роли среди других элементов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Основное отличие государства от других политических институтов общества состоит прежде всего в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах — полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.

Политические партии и массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например, таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему — органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества .

Среди различных элементов политической системы государство выделяется еще и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, которые дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это по-разному — путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения.

Следует отметить, что в некоторых странах общественные организации могут иметь в своем распоряжении неприсущие им юридические рычаги воздействия. Однако они, в отличие юридических средств воздействия, находящихся в руках различных государственных органов, носят ограниченный характер. Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их правом издания юридических актов.

Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене.

Конечно, названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства в политической системе общества .

В рамках предложенного ранее понимания политической системы как совокупности взаимодействий политических субъектов, организованных на единой нормативно-ценностной основе, рассмотренные точки зрения можно объединить. В самом деле, любое государство в самом широком смысле этого понятия есть союз людей, политическая общность, подчиненная единой верховной власти; это организация, управляемая на основе системы норм, предполагающих принудительную регуляцию поведения и имеющая своей главной целью обеспечение общих интересов и выражение общей воли, а также защиту прав и свобод человека. Государство как политический институт, в отличие от других институтов, характеризуется также:

  • а) наличием особой группы людей, осуществляющей верховную власть, делегированную ей определенным классом или большинством общества, и выполняющей функции управления общими делами;
  • б) монополией на принуждение в отношении членов общества в интересах господствующего меньшинства или большинства населения данной страны;
  • в) правом от имени общества осуществлять внутреннюю и внешнюю политику;
  • г) исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения в пределах данной территории, а также правом взимания налогов для собственного содержания и других общественных нужд.

Поскольку государство — политический институт особого рода, это политическое сообщество людей, более того, по определению русского историка В. Ключевского, — высшая ступень человеческих сообществ, ему свойственны также другие, не менее существенные, социально-политические характеристики .

Современное государство немыслимо без институтов, обеспечивающих общие права человека и систему главнейших социально-политических и правовых ценностей, а также единого языка (или общих несколько языков) как средства общения. Политическое сообщество людей возможно при наличии единого экономического й культурного пространства. Наконец, любое государство существует не в социальном вакууме, а в рамках мирового сообщества, что определяет его признаки в качестве субъекта этого сообщества.

Являясь формой организации совместной жизни людей, государство, однако, не тождественно обществу в целом, а всегда лишь часть его. А именно: исторически сложившаяся система политических и социально-политических связей и правовых отношений между людьми, регулирующих многочисленные акты общезначимых видов поведения и деятельности.

Многообразие и разнокачественность составных элементов государства связаны с его спецификой как многофункционального политического института, являющегося к тому же важнейшим социальным феноменом. Не все стороны социального характера государства прямо вписываются в категорию «политической системы». Тем не менее в реальной действительности (а не в теоретической абстракции) без них политическая система как феномен социальной жизни людей не существует.

Государство является главным звеном политической системы, ее центральным структурным элементом и занимает в политической системе особое место:

  • — центральный аппарат государственной власти (Глава государства, Правительство, Парламент, Верховный суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие право вое положение и механизм действия всех элементов политической системы;
  • — средний уровень политической системы образуют аппараты управления и другие органы власти на местах. Структура среднего уровня служит связующим звеном между высшим уровнем политической системы и обществом;
  • — нижний уровень политической системы имеет неоднородную и сложную структуру.

Структурными элементами массового уровня являются: политические группировки, партии, народные движения, массовые политические и неполитические организации, пользующиеся политическим влиянием.

Государство находится в постоянном и многообразном взаимодействии с элементами массового уровня. Многообразие форм и методов политического взаимодействия обусловлено, с одной стороны, всеохватным характером государства, с другой стороны, особенностями, которые присущи другим элементам политического общества .

Государство как политическая организация имеет открытые и теневые структуры, которые призваны решать политические задачи гласными и негласными методами. Так называемые теневые структуры в целях решения государственных задач работают в режиме секретности, используют негласных сотрудников и негласные методы деятельности. В ряде случаев официальные государственные учреждения осуществляют негласные функции, а высшие должностные лица государства скрывают смысл открытых политических действий, то есть ведут политическую игру.

Необходимость теневых элементов и функций на верхнем и среднем уровнях политической системы обусловлены наличием противостоящих и противоборствующих элементов в политическом обществе, которые в случае необходимости осуществляют скрытные действия.

Политическое общество в целом играет арбитражную роль, так как стремится контролировать деятельность государственного аппарата. Общественный контроль осуществляется различными ассоциациями, массовыми, в том числе забастовочными движениями, народными обществами, состоящими из ветеранов, женщин, молодежи и творческих лиц.

Формами контроля и воздействия на государственную власть выступают гласные и негласные средства и действия участников политического процесса. Гласными, открытыми путями воздействия на государственную власть являются: использование средств массовой информации, участие в массовых акциях одобрения или протеста и демократических процессах (выборы, референдумы, митинги). Негласные теневые воздействия на государственную власть проявляются в политических интригах с помощью групп давления, так называемых мозговых центров, близкого окружения, элитарных клубов, товарищеских групп, парламентских лобби и политических фракций.

Добавить комментарий