Гражданская дееспособность иностранных граждан

Иностранный гражданин — это лицо, имеющее особую правовую связь — гражданство — с определенным государством. В связи с этим на гражданина любого государства, находящегося вне пределов юрисдикции своего отечества, распространяется по крайней мере два правопорядка: своего государства и иностранного, на территории которого лицо находится. Так, Закон о гражданстве РФ дает следующее определение: «иностранный гражданин — лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации» (статья 11 Федерального закона «О гражданстве в Российской Федерации» № 1948-1 от 21.11.1991 г., с дополнениями и изменениями). Ключевыми для понимания правового статуса индивидуумов-иностранцев в РФ выступают конституционные предписания, во-первых, о том, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» (пункт 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации). Кроме того, в Российской Федерации «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими» (статья 18 Конституции) и это означает, что в обоснование защиты нарушенных прав и свобод лицо может ссылаться, а судебное учреждение обязано применить нормы, зафиксированные в соответствующих международных документах и иным образом закрепленные в международном праве. Конституция РФ закрепляет в отношении иностранцев принцип национального режима: «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ» (пункт 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации). При этом важно заметить, что национальный режим предоставляется иностранным гражданам в нашей стране в безусловном порядке, то есть без встречного требования о взаимности в отношении наделения аналогичным режимом российских граждан в конкретном зарубежном государстве. В то же время Российская Федерация вправе применить реторсию, то есть ответное ограничение в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц (статья 1194 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Итак, правосубъектность иностранных граждан в любой стране складывается из правового регулирований гражданской правоспособности и дееспособности иностранцев. По общему правилу, гражданская правоспособность лица — это его способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникающая с момента рождения и устанавливаемая законом.

Правоспособность присуща любому человеку как биосоциальному индивиду и не зависит от его умственных способностей или состояния здоровья. Она возникает с момента рождения конкретного физического лица и прекращается с его смертью или после объявления в установленное порядке данного человека умершим на основании презумпции безвестного отсутствия в течение определенного законом срока.

Таким образом, исходя из данного определения в нашей стране иностранец может стать обладателем тех прав, которых он не имел на своей родине. Вместе с тем в России могут не приниматься во внимание некоторые из гражданских прав иностранцев, предоставленных им отечественным законодательством.

Как устанавливается частью третьей Гражданского кодекса, гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом (статья 1196 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Иностранцы, в силу предоставляемого им национального режима, вправе заниматься на территории Российской Федерации предпринимательской, благотворительной и иной деятельностью; самостоятельно или совместно другими субъектами создавать в установленном порядке юридические лица; иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их в гражданских правах россиянами, но и возложение на эти лица обязанностей, вытекающих из гражданского законодательства Российской Федерации (например, обязанности по возмещению в соответствующих случаях морального и имущественного вреда).

Законом предусмотрено разделение всех иностранцев на две категории: постоянно проживающих и временно пребывающих на территории нашей страны, предоставляя первым больший объем прав по сравнению со вторыми. Отнесение лица к той или иной категории зависит не от срока его пребывания на территории РФ, а от критерия степени устойчивости правовой связи иностранца с нашим государством, цели и характера нахождения его на территории России. Закон исходит из того, что факт постоянного проживания какого-либо лица в стране существенным образом определяет его правовое положение. Поэтому в таких вопросах, как трудовая деятельность, обеспечение жилищем, предоставление медицинской помощи, образование, иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, полностью приравниваются в правах к гражданам России.

Несмотря на то, что в нашей стране правовое положение иностранцев в целом приравнивается к правовому положению российских граждан, статус первых и вторых не может совпадать полностью. Поэтому федеральное законодательство Российской Федерации устанавливает определенные изъятия прав иностранных граждан. Так, иностранные граждане не могут занимать высшие государственные должности, избирать и быть избранными в представительные органы власти, нести воинскую повинность, быть судьями, прокурорами, нотариусами, командирами экипажей речных, морских и воздушных судов, машинистами железнодорожных локомотивов и так далее. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать должности капитана, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации. Вместе с тем согласно той же статье предусматривается возможность вхождения лиц указанных категорий в состав судовой команды. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, за исключением рыбопромыслового флота, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в состав экипажа рыбопромыслового судна — федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с законодательством РФ о привлечении и использовании в Российской Федерации труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

В Воздушном кодексе Российской Федерации устанавливается: в состав летного экипажа гражданского воздушного судна Российской Федерации могут входить только граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом. Однако иностранные граждане допускаются в состав авиационного персонала наравне с российскими гражданами, если у них наличествует необходимый документ и признана его действительность.

В ряде российских законов для иностранцев содержатся ограничения для осуществления права на занятие определенными видами деятельности. Так, например, в области предпринимательской деятельности к иностранцам предъявляются дополнительные требования: иностранцам предоставляется право заниматься предпринимательской деятельностью в России при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства.

Под гражданской дееспособностью физического лица обычно понимается его способность своими действиями приобретать гражданские права и обязанности. Для того чтобы быть дееспособным, человек должен осознавать и правильно оценивать характер и значение совершаемых им действий, имеющих правовое значение. Поэтому это свойство индивида зависит, в отличие от правоспособности, от его умственного состояния. В настоящее время законодательство практически всех государств мира определяет, что дееспособным в полном объеме гражданин становится с момента достижения установленного в законе возраста совершеннолетия, который в различных странах определяется по-разному. Вопросы дееспособности иностранных граждан традиционно определяются в основном по личному закону (lex personalis), который, как известно, существует в двух своих разновидностях — закона гражданства (lex nationalis, или lex patriae) и закона местожительства (lex domicilii). В соответствии с частью третьей Гражданского кодекса РФ, «гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом» (пункт 1статьи 1197 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Это значит, что вопросы, определяющие способность человека вступать в брак, приобретать собственность, осуществлять трудовую деятельность, совершать различного рода сделки, регулируются по праву государства, гражданином которого является иностранец (или по праву его места жительства).

Для лиц без гражданства гражданская дееспособность устанавливается по праву постоянного места жительства.

Что касается несовершеннолетних лиц, то они мог быть либо полностью недееспособными, либо обладать ограниченной дееспособностью.

Законодательством России предусматривается несколько специальных правил, которые ограничивают действие классического принципа определения дееспособности иностранцев по личному закону:

  • — это касается сделок, совершаемых иностранцами (лицами без гражданства) на территории Российской Федерации: «физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности» (пункт 2 статьи 1197 Гражданского кодекса Российской Федерации). Это означает, что иностранец, заключая в России договор мены, купли-продажи, залога, займа и другие сделки, не может впоследствии оспаривать их действительность, ссылаясь на то, что в момент заключения сделки он не достиг установленного законодательством государства, гражданином которого он является, соответствующего возраста или были выявлены какие-либо другие препятствия для участия в сделке;
  • — гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении сделок, совершаемых в России, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в РФ, определяется по российскому праву: «к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, применяется право страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для требования о возмещении вреда» (пункт 1 статьи 1219 Гражданского кодекса Российской Федерации), что означает, если иностранец, достигший восемнадцатилетнего возраста и приехавший в нашу страну совершит соответствующее правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в гражданском порядке в соответствии с действующим российским законодательством, то он не избежит гражданско-правовой ответственности, даже если в стране его гражданства полная дееспособность наступает не в 18 лет, а позднее.

Решение вопросов о признании в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву (пункт 3 статьи 1197 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В вопросах ограничения и лишения дееспособности иностранцев существует немало расхождений в материальном праве различных государств: не во всех государствах признаются основаниями для ограничений дееспособности такие обстоятельства, как расточительство, болезненные наклонности (алкоголизм, наркомания и так далее), различен порядок объявления ограниченно дееспособным или недееспособным.

Важное значение имеет и вопрос, — какое государство вправе объявить лицо ограниченно дееспособным или лишенным дееспособности, то есть чей суд либо иной орган компетентен вынести по этому поводу решение.

В целях установления известной стабильности в подобного рода вопросах, в договорах о правовой помощи, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, указанные вопросы подверглись международно-правовому урегулированию.

Под гражданской дееспособностью физического лица обычно понимается его способность своими действиями приобретать гражданские права и обязанности. Для того чтобы быть дееспособным, человек должен осознавать и правильно оценивать характер и значение совершаемых им действий, имеющих правовое значение. Поэтому это свойство индивида зависит, в отличие от правоспособности, от его умственного состояния. В настоящее время законодательство практически всех государств мира определяет, что дееспособным в полном объеме гражданин становится с момента достижения установленного в законе возраста совершеннолетия, который в различных странах определяется по-разному. Haпример, в России, Англии и Франции граждане признаются полностью дееспособными с 18 лет, в Германии в день окончания 18-го года жизни, в Швейцарии и Японии в 20-летнем возрасте. В США в разных штатах совершеннолетие наступает в возрасте от 18 лет до 21 года.

В соответствии с частью третьей Гражданского кодекса РФ, «гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом».

Это значит, что вопросы, определяющие способность человека вступать в брак, приобретать собственность, осуществлять трудовую деятельность, совершать различного рода сделки, регулируются по праву государства, гражданином которого является иностранец (или по праву его места жительства).

Для лиц без гражданства гражданская дееспособность устанавливается по праву постоянного места жительства.

Что касается несовершеннолетних лиц, то они мог быть либо полностью недееспособными, либо обладать ограниченной дееспособностью. Так, в частности, в ФРГ ребенок, не достигший семи лет, признается абсолютно недееспособным. В то же время, в возрасте от 7 до 18 лет вправе совершать сделки с согласия своего законного представителя или, в некоторых случаях, самостоятельно.

Во Франции несовершеннолетний считается недееспособным до достижения 18 лет. Его имуществом в период времени управляют родители или опекуны. От также совершают сделки от его имени. Однако в определенных случаях несовершеннолетний вправе самостоятельно осуществлять акты гражданско-правового характера получив предварительное согласие родителя или опекуна. По достижении несовершеннолетним французом 16-летнего возраста некоторые из совершаемых им сделок признаются действительными и при отсутствии такого согласия (заключение трудового договора, распоряжение своим заработком или вкладом в банке и др.). В Англии до достижения 18 лет физическое лицо считается несовершеннолетним, и его дееспособность ограничена независимо возраста.

В ряде стран континентальной Европы по специальному решению суда несовершеннолетний может быть объявлен совершеннолетним.

Указанная процедура получила в законодательстве соответствующих государств наименование «эмансипация». Однако, хотя эмансипация несовершеннолетнего и расширяет в значительной степени его дееспособность, она не влечет за собой в полной мере тех же правовых последствий, что и естественное достижение совершеннолетия. Правовое положение эмансипированного приближается к правовому положению совершеннолетнего, но полностью с ним не совпадает, поскольку законом установлен ряд ограничений в отношении возможности самостоятельного совершения сделок эмансипированным подростком. Дубовик О. Л. Гражданское право — М.: Юристъ, 2006 — С. 78

Законодательством России предусматривается несколько специальных правил, которые ограничивают действие классического принципа определения дееспособности иностранцев по личному закону

1. Во-первых, это касается сделок, совершаемых иностранцами (лицами без гражданства) на территории РФ: по статье 1197 ГК РФ «физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности».

Это означает, что иностранец, заключая в России договор мены, купли-продажи, залога, займа и другие сделки, не может впоследствии оспаривать их действительность, ссылаясь на то, что в момент заключения сделки он не достиг установленного законодательством государства, гражданином которого он является, соответствующего возраста или были выявлены какие-либо другие препятствия для участия в сделке.

2. Гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении сделок, совершаемых в России, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в РФ, определяется по российскому праву: «к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, применяется право страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для требования о возмещении вреда».

Это означает, например, что если иностранец, достигший восемнадцатилетнего возраста приехавший в нашу страну на своей машине, собьет пешехода, то он не избежит гражданско-правовой ответственности, даже если в стране его гражданства полная дееспособность наступает не в 18 лет, а позднее.

3. Решение вопросов о признании в РФ физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.

В вопросах ограничения и лишения дееспособности иностранцев существует немало расхождений в материальном праве различных государств: не во всех государствах признаются основаниями для ограничений дееспособности такие обстоятельства, как расточительство, болезненные наклонности (алкоголизм, наркомания и т. д.), различен порядок объявления ограниченно дееспособным или недееспособным. Ерофеев А. А. Иностранцы в РФ — М.: Проспект, 2006 — С. 123

Важное значение имеет и вопрос, — какое государство вправе объявить лицо ограниченно дееспособным или лишенным дееспособности, т. е. чей суд либо иной орган компетентен вынести по этому поводу решение.

В целях установления известной стабильности в подобного рода вопросах в договорах о правовой помощи, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, указанные вопросы подверглись международно-правовому урегулированию.

Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства в МЧП

Для международного частного права характерен дифференцированный

подход к физическим лицам, находящимся в пределах юрисдикции конкретного государства, основанный, во-первых, на разделении на соответствующие категории, а во-вторых, на установлении определенного правового режима в отношении каждой из них.

Таких категорий, как правило, три. Прежде всего это собственные

(отечественные) граждане данного государства. Затем следуют иностранные граждане и, наконец, лица без гражданства. В последние годы становится все более актуальным выделение в отдельную позицию и еще одной группы лиц — беженцев.

Иностранный гражданин — это лицо, имеющее особую правовую связь —

гражданство — с определенным государством. В связи с этим на гражданина

любого государства, находящегося вне пределов юрисдикции отечественного

государства, распространяются по крайней мере два правопорядка:

национального государства и иностранного, на территории которого лицо

находится. Иностранные граждане на территории других стран обладают

правоспособностью, определяемой местным правопорядком. Большей частью это осуществляется на основе принципа национального режима.

По общему правилу гражданская правоспособность лица — это его

способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникающая с

момента рождения и устанавливаемая законом. Иностранные граждане, обладая определенным объемом правоспособности, которая предоставлена им собственным (отечественным) правопорядком, во время своего пребывания на территории другого государства не вправе ссылаться на тот объем правомочий, которыми они располагают в своем государстве. В то же время объем прав,которыми наделены иностранные граждане в другом государстве, зачастуюможет быть более значительным, нежели тот, который они имеют в своемотечестве. Поскольку, как было отмечено ранее, весьма распространенным приопределении правового положения иностранных граждан в международнойпрактике является принцип национального режима — уравнивания иностранцев в правах с собственными гражданами, за некоторыми изъятиями, допускаемымиотечественным законом, то соответствующим ответом на вопрос будет служить

освещение наиболее характерных исключений из общего правила о

правоспособности субъектов гражданско-правовых и гражданско процессуальных отношений.

Дееспособность иностранных граждан в МЧП подчиняется в принципе

личному закону (lex personalis). В общем виде он означает, что перечисленные вопросы разрешают­ся по праву того государства, к которому принадлежит физическое лицо.

Выделяют два виды личного закона: закон гражданства (lex nationalis) и закон места жительства (lex domicilii). В России используется смешанная система.

По основному правилу личным законом физического лица считается право стра­ны, гражданство которой это лицо имеет. Это означает, что:

1. правовой статус гражданина РФ будет определяться по российскому праву. Более того, если он имеет также иностранное гражданство, все равно будет применяться российское право, поскольку он рассматривается РФ только как ее гражданин;

2. правовой статус иностранного гражданина будет определяться по праву государ­ства, гражданином которого он является. Исключением являются два случая:

• при наличии у лица нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства;

• если иностранный гражданин имеет место жительства в России, его личным зако­ном является российское право.

Закон места жительства применяется также при определении правового положения лица без гражданства.

Что касается правового положения иностранцев в России, то к ним применяется национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Национальный режимозначает уравнение в правах и обязанностях иностранных лиц с российскими гражданами. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ:

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным догово­ром Российской Федерации.

В соответствии со с ФЗ «Об основах государствен­ного регулирования внешнеторговой деятельности» установлен национальный режим в отношении товаров, работ, услуг, информации и интеллектуальной собственности, про­исходящих из иностранных государств: им предоставляется режим не менее благоприят­ный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам (работам, услугам, информа­ции, интеллектуальной собственности) российского происхождения или непосредствен­но конкурирующим товарам российского происхождения в отношении продажи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке РФ.

Распространение национального режима на иностранных лиц не означает полно­го уравнения их с гражданами России, российскими организациями в правах и обязанно­стях. Главное, чтобы любые изъятия из национального режима имели общий, а не дис­криминационный характер, т.е. они должны быть направлены на любого иностранного лица вне зависимости от его принадлежности к конкретному государству2.

Например, п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ:

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях… и иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

А также п.п. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О правовом положении иностран­ных граждан в РФ»:

1. Иностранный гражданин не имеет права…

быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.

Режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранным лицам предос­тавляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставлен лицам третье­го государства. Он уравнивает в правах иностранных лиц из разных государств.

Этот режим устанавливается только международными договорами РФ.

(Минская конвенция) стран СНГ являет собой исключительно важный документ с точки зрения полноты освещения и

решения анализируемой части вопросов, так как впервые в многостороннем

масштабе закрепила унифицированные нормы в области определения

правоспособности на началах национального режима (ст. 1), а в части

дееспособности — на принципах гражданства для граждан договаривающихся государств и домициля (постоянного местожительства) для лиц без гражданства, проживающих на их территориях (ст. 23). Следует отметить, во-первых, что содержание данной Конвенции в рассматриваемой сфере нетрадиционно, ибо распространяет действие своих норм не только на

собственных граждан участвующих в ней государств, но и на другие группы

лиц, в том числе, как подразумевается в ее положениях, на лиц без гражданства, чего не было в практике заключения двусторонних договоров. Во-вторых, в рамках осуществления физическими и юридическими лицами стран СНГ судебной и иной защиты своих личных и имущественных прав сфера действия Конвенции расширена еще более. Например, в силу ст. 1 правовая защита предоставляется гражданам каждой из договаривающихся сторон, а также лицам, проживающим на ее территории, в таком же объеме, что и собственным гражданам данной договаривающейся страны. На этом основании граждане

каждой из договаривающихся сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру и иные учреждения других договаривающихся государств, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной договаривающейся страны.

Для целей определения право- и дееспособности иностранных граждан с

помощью международно-правовых средств немалый интерес представляет

собой регулирование, создаваемое как непосредственно межгосударственными соглашениями, так и актами органов международных (межправительственных) организаций.

Правоспособность иностранцев и лиц без гражданства

Под правоспособностью принято понимать способность предприятия или человека обладать правами, прописанными в законе, и нести соответствующие обязательства. Подробнее об этом аспекте рассказывается в статье «Что такое гражданская правоспособность (содержание)?».

Обратите внимание! Ст. 1196 ГК РФ устанавливает, что правоспособность лица формируется его личным законом. Но правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства по общему правилу равна правоспособности граждан РФ. Подобная точка зрения изложена в ст. 4 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

К сделкам с участием таких лиц применимы правила действующего гражданского права (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Соответственно, иностранцы и апатриды обладают такими же правами, независимо от своего происхождения, расы, цвета кожи, национальной принадлежности, языка.

Они наряду с российскими жителями могут:

  1. Приобретать имущество, а также пользоваться им в полной мере.
  2. Распоряжаться и управлять своим имуществом, например, дарить, завещать, продавать и т. д.
  3. Приобретать другие имущественные и неимущественные права, разрешенные законом.

Ограничения правоспособности

В некоторых случаях гражданская правоспособность иностранцев ограничивается. Подобные исключения допускаются при необходимости защиты интересов, безопасности, сохранения территориальной целостности страны, а также прав, интересов и здоровья людей (п. 2. ст. 1 ГК РФ).

Можно привести следующие виды ограничений, установленные отдельными нормативными актами:

  1. Невозможность занимать государственные посты, связанные с такой службой, избираться в представительные органы власти, а также занимать определенные должности (судья, прокурор, нотариус и т. д.) (ст. 32, 33 Конституции РФ).
  2. Невозможность приобретения в собственность земли сельскохозяйственного назначения (ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ), участка в морском порту (ч. 2 ст. 28 ФЗ «О морских портах в РФ…» от 08.11.2007 № 261-ФЗ).
  3. Невозможность осуществления архитектурной деятельности без посредства российского архитектора или архитектурного бюро (если нет специального международного соглашения) (ст. 3.1 ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» от 17.11.1995 № 169-ФЗ).
  4. Невозможность быть капитаном, старпомом, старшим механиком, радиоспециалистом на судне, плавающим под флагом РФ (ст. 56 Кодекса торгового мореплавания РФ, ст. 27 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
  5. Невозможность быть членом экипажа экспериментального воздушного судна за исключением случая, установленного п. 3.1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ.
  6. Недопустимость выступать в качестве редакции или учредителя СМИ, самой организации, осуществляющей вещание, в отсутствие соответствующего международного соглашения (ст. 19.1 закона РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991№ 2124-1).
  7. Необходимость в получении специального разрешения при желании осуществлять трудовую деятельность (ст. 327.3 ТК РФ).
  8. Другие ограничения, зафиксированные в законе.

***

Говоря о правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства, следует руководствоваться условиями ст. 1196 ГК РФ, в соответствии с которыми иностранец обладает всеми правами и обязанностями наряду с гражданином РФ. Однако из этого правила есть исключения, которые могут устанавливаться отдельными правовыми актами.

Добавить комментарий