Гражданские институты

Гражданское общество — система взаимодействия в границах права свободных и равноправных граждан государства, их добровольно сформировавшихся объединений, которые находятся в отношениях конкуренции и солидарности, вне непосредственного вмешательства государства, призванного создавать условия для их свободного развития.

Не каждое общество можно назвать гражданским обществом, т.е. обществом с достаточно развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами; независимым от государства, но взаимодействующим с ним.

Можно выделить три этапа становления гражданского общества, каждый из которых сопровождался существенными изменениями экономических отношений, общественного и государственного строя, развитием сознания индивида и общества, культуры народа и нации, преобразованиями общественной идеологии:

I (XVI—XVII вв.): процесс вызревания предпосылок (экономических, политических, идеологических) развития буржуазного общества, устранения юридического неравенства, ограничения политической власти правом;

II (конец XVII — конец XIX вв.): формирование гражданского общества в наиболее развитых буржуазных странах на началах всеобщего юридического равенства, свободного предпринимательства и частной инициативы.

III (рубеж XIX — XX вв.): развитие постиндустриального общества с машинным производством, фабричной организацией труда, общенациональным рынком; отделение власти от собственности; переход управления общественными делами практически в руки ученых-специалистов (менеджеров) при сохранении институтов традиционной демократии и политического плюрализма; расширение и углубление равноправия людей.

Сформировались три подхода к соотношению гражданского общества и государства:

1) государство и гражданское общество — совпадающие социальные системы;

2) государство и гражданское общество — разные социальные системы, первичным (ведущим) есть государство, которое контролирует гражданское общество;

3) государство и гражданское общество — разные социальные системы, государство выполняет служебную (подчиненную) роль по отношению к гражданскому обществу.

Признаки (черты) гражданского общества — в его соотношении с государством:

1) не существует до государства и вне государства;

2) не включает государство, развивается самостоятельно — без непосредственного вмешательства государства;

3) состоит из субъектов — свободных и равноправных граждан и добровольно сформировавшихся объединений, находящихся в отношениях конкуренции и солидарности;


4) обладает определенным приоритетом перед государством, однако заинтересовано в благосостоянии государства и способствует его развитию;

5) оказывает влияние на создание и функционирование государственных органов в собственных интересах;

6) вправе требовать от государства защиты жизни, здоровья, безопасности граждан, не допуская его вмешательства в их частные интересы;

7) формирует право, которое формулируется государством в законах и иных нормативно-правовых актах, гарантирует и защищает его от нарушений со стороны кого бы то ни было. Все потребности гражданского общества реализуются посредством воли государства, выраженной в форме правового акта. Первоначально в течение длительного времени гражданское общество вырабатывает норму права в рамках фактических отношений. Благодаря признанию нормы государством фактические отношения доводятся до статуса «юридических»;

8) развивается и взаимодействует с государством в границах права, которое выступает как равный и справедливый масштаб свободы и справедливости, а не как способ навязывания государственной воли.

Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

получает средства к удовлетворению жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;

удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;

удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления . Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической . Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп.

Условием включения врача в Реестр является то, что врач с медицинским учреждением имеет закрытые трудовые отношения или является основателем медицинского учреждения и где он работает в области оказания медицинской помощи. Это доля женщин в общем количестве кандидатов или в общем количестве избранных представителей на выборах в муниципальные советы. Источником данных являются Городская ратуша города и отдельные районы города. Количество неприятностей может измениться даже в течение одного срока полномочий совета, если совет не удовлетворен работой мэра, он может снять его.

— это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития , перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Женщины имеют более высокую продолжительность жизни, чем мужчины, и живут в среднем дольше, и поэтому увеличение доли пожилых женщин не вызывает удивления. Различия в ожидаемой продолжительности жизни между мужчинами и женщинами обусловлены, в частности, биологическими различиями и возникающими различиями в выборе профессии. Эта повышенная доля женщин в пожилом возрасте также имеет другие экономические и социальные последствия. Пожилые женщины часто являются вдовами, они самодостаточны или помогают своим семьям.

В этой связи речь идет, в частности, об адаптации социальных услуг к женщинам как в стационарных учреждениях, так и в области социальной помощи на местах. Увеличение образования или увеличение доли образованных в университете людей является предметом обсуждения, главным образом потому, что Чешская Республика является страной с низкой долей студентов университетов. В Праге доля студентов колледжей является самой высокой среди регионов и продолжает расти. Однако, если мы сравним Прагу с другими регионами на основе показателя доли женщин в образованном университетском населении, первое место не представляет интерес.

Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе :

  • интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода — наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности — ;
  • свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;
  • индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

Таким образом, по Локку, гражданское общество — люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство — права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

В Праге доля студентов составляет от 38, 6% до 44, 9% от общего числа студентов. Средняя доля учащихся средних школ составляет почти 42%, и эта доля несколько увеличилась за отчетный период. Наибольший прирост среди женщин, получивших высшее образование, был зарегистрирован в трех регионах: Высочинском районе, Южночешском регионе и Злинском регионе. Доля выпускников колледжей среди образованного в университете населения примерно похожа на долю женщин, получивших высшее образование среди занятых в университетском населении.

Доля женщин среди исследователей в Праге превышает средний показатель по стране. Вместе с тем, помимо региона Оломоуц, во всех этих регионах наблюдается сокращение доли женщин среди женщин. Однако, что касается доли женщин среди исследователей в Праге, их представительство уменьшается. Доля исследователей в общем числе сотрудников НИОКР составляет около 60%. Хотя доля женщин среди исследователей составляет в среднем 31%, доля исследователей-женщин в исследованиях и разработках выше и составляет около 37%.

Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества.

Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

  • получает средства к удовлетворению жизненных в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;
  • удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют , церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;
  • удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.

Это связано с тем, что персонал НИОКР включает, помимо самих исследователей, технический персонал, который работает, например, по применению методов работы для надзора за исследователями и другими сотрудниками, такими как руководители, секретари и другие сотрудники непосредственно участвующих в научных исследованиях. Одной из причин увеличения этой доли женщин среди врачей является также средний финансовый рейтинг врачей, который не является самым высоким. Число врачей в целом снизилось, но это снижение было в основном связано с количеством врачей, число которых превышало число врачей — мужчин.

Современное гражданское общество

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности . В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Доля врачей снизилась на 1, 1 процентного пункта. Доля врачей в возрасте 60-69 лет больше всего увеличилась. Доля врачей в возрасте 50-59 лет больше всего увеличилась. Доля женщин в общем числе кандидатов в% на муниципальных выборах является самой высокой по сравнению с другими регионами в Праге. Высокая доля женщин-кандидатов в муниципальных советах также находится в Устецкой и Либерецкой областях. В этих трех регионах также была самая высокая доля женщин, избранных в муниципальные советы, но их доля была меньше.

Поэтому успех женщин в смысле перехода из списка кандидатов в муниципальный совет достаточно велик. Как и в случае увеличения доли избранных представителей в муниципалитетах, доля женщин-кандидатов увеличивается. Доля кандидатов в муниципальных советах в большинстве регионов увеличилась больше, чем доля избранных представителей. Самая большая разница между увеличением доли представителей и кандидатов в муниципалитетах находится в Праге, когда доля кандидатов увеличилась больше, чем доля депутатов.

В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, компании, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

Социально-политическая сфера гражданского общества включает:

  • семью как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в которой пересекаются индивидуальные и общественные интересы;
  • общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества;
  • органы общественного самоуправления по месту жительства и работы;
  • механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов;
  • негосударственные средства массовой информации.

В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.

В Праге наблюдаются самые большие усилия женщин, чтобы попасть на руководящие должности, но реальный успех женщин на выборах меньше, чем в других регионах. График 5 Число звездных городских районов. В соответствии с ростом доли женщин в списках кандидатов и в избранных советах растет число старомодных районов. Хотя мэр избирается из городского совета и выполняет задачи, возложенные на него советом, но, несмотря на это, он является важным представителем муниципалитета, а возрастающая доля старомодных районов в городском совете указывает на большую заинтересованность женщин в принятии решений.

Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

В целом гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни. Это предполагает:

Мэр в основном находится в средних городских районах. Центр гражданского образования является наднациональным институтом, целью которого является долгосрочная поддержка концептуального развития гражданского образования в Чешской Республике. Миссия Центра образования гражданства — поддерживать граждан всех возрастов, чтобы лучше ориентироваться в общественном пространстве и более эффективно участвовать в гражданской жизни.

Гражданское образование помогает людям жить в условиях демократии и защищать демократию от тоталитарных систем. Некоторая аналогия такого образования внедряется во всех традиционных западных демократиях и в Чешской Республике, помимо профессионального и интересного образования, третьим компонентом Стратегии обучения на протяжении всей жизни является третий столп. Гражданское образование основывается, среди прочего, на историческом опыте, что без активной доли граждан демократические институты остаются пустыми раковинами.

  • признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;
  • признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;
  • утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону;
  • создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.

Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействует с правовым государством, основные функции которого сводятся к следующему:

Помимо всего прочего, он также значительно развивает гражданское самосознание, чтобы люди стали свободнее и не подвергались различным видам манипуляций, политическим разочарованиям или политическому экстремизму. Гражданское образование, естественно, затрагивает темы, которые актуальны и являются предметом политических дебатов. Поэтому любая образовательная деятельность может иметь смысл только в том случае, если они являются внепартийными.

Основные документы по гражданскому образованию

Мы поддерживаем граждан в долгосрочных интересах их окружения и в активном участии в общественных делах. Мы достигаем наших целей путем координации деятельности в области гражданского образования и реализации наших собственных проектов. Мы используем результаты профессиональных исследований, но делаем наши собственные. В конечном счете Центр гражданского образования занимается методическим пониманием развития гражданского образования на трех дополнительных уровнях.

  • выработка общей стратегии общественного развития;
  • определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества;
  • стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;
  • демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;
  • зашита границ и обеспечение общественного порядка.

За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества . Приватизация собственности, политический плюрализм, утверждение свободомыслия — все это позволило создать необходимую инфраструктуру гражданского общества. Однако ее качественные характеристики во многом имеют низкий уровень. Некоторые отечественные социологи приходят к выводу, что существующие в России политические партии не способны эффективно выполнять функцию посредника между властью и обществом, уровень социальной ответственности бизнеса невысок, степень защищенности трудовых прав наемных работников сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления и т. д.

Все формальные, неформальные и неформальные виды гражданского образования. . В этой области он должен быть экспертом и гарантом его качества. Центр сотрудничает в максимально возможной степени с иностранными партнерами, из которых он получает вдохновение и опыт. В дополнение к общему улучшению работы Центра такое сотрудничество с зарубежными партнерами должно привести к конкретной передаче интересных проектов в чешскую среду.

Президент Анджей Дуда подписал в пятницу пакет законов, в том числе Закон о Национальном институте свободы — Центр развития гражданского общества. Закон вводит новое учреждение, которое должно поддерживать неправительственные организации и распределять средства, предназначенные для них.

В итоге исследователи констатируют наличие значительных трудностей на пути построения гражданского общества в России, имеющих как объективный, так и субъективный характер. Одна из них связана с отсутствием традиций гражданской жизни в российском обществе, другая — с упрощенными представлениями о природе и механизмах формирования гражданского общества в постсоциалистических странах, с недооценкой роли государства в этом процессе.

Проект, учреждающий Институт, был подготовлен Управлением полномочного представителя правительства для гражданского общества. В соответствии с этим законом также должен быть создан Комитет по общественному бенефициару, который заключается в укреплении сотрудничества между министерствами в области сотрудничества с неправительственными организациями. Его председатель будет членом Совета министров, а его членами будут представители отдельных министерств в чине государственных секретарей. Комитет, среди прочих, давать мнения по всем проектам, которые каким-либо образом затрагивают гражданское общество.

Можно согласиться с мнением ряда социологов, считающих, что движение к гражданскому обществу сегодня невозможно без институционализации российского социума, наведения элементарного порядка, правовых норм жизни.


Первое употребление понятия «гражданское общество” у Гоббса: гражданское общество лишь составная часть государства и без государства оно будет в хаосе.

Совет директоров из 11 человек также должен работать в Институте — в качестве консультативного и консультативного органа. Польская федерация неправительственных организаций обратилась к премьер-министру Беате Шидло с просьбой не принимать ее проект. Во время парламентской работы было вызвано публичное слушание. Некоторые неправительственные организации обратились к Анджей Дуде с призывом не подписывать закон.

Утверждалось, что деятельность Института не будет подвергаться эффективному социальному контролю. Было также указано, что законопроект был подготовлен без тщательных консультаций с заинтересованными сторонами, которые не оказали реального влияния на его форму.

По Локку: общество стоит над государством и основа гражданского общества – частная собственность является священной и неприкосновенной.

Долгое время гос-во и общ-во не разграничивали, только в эпоху Просвещения возникло четкое представление о гражданском общ-ве. Наиболее полное обоснование разграничения общ-ва сделал Гегель – гражданское общ-во находится вне государства, но в тесном с ним контакте. Маркс, Энгельс поддержали и развили идеи Гегеля.

Некоторые из представленных комментариев были включены, в частности было решено, что Институт должен выполнять задачи, основанные на положениях Закона о государственной пользе и добровольческой работе. Как подчеркнула в сообщении канцелярия президента, в Законе также изменяется положение, определяющее требования, которые должны быть удовлетворены кандидатом в судьи Конституционного трибунала, добавив в качестве условия вступления в должность — также отвечающие требованиям, необходимым для того, чтобы быть судьей Высшего административного суда.

Гражданское общество – система самостоят. и независ. от гос-ва общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

Структура гражданского общества делится на сл. сферы:

Положения консультантов и помощников в органах самоуправления для ликвидации. Среди законопроектов, подписанных в пятницу, также была внесена поправка к акту о работниках местных органов власти, которая предполагает ликвидацию должностей консультантов и помощников в офисах органов местного самоуправления, включая муниципальные учреждения, стартовые старцы и маршал. Поправка была подготовлена ​​депутатами Кукиза.

Политические кабинеты, существующие до сих пор, потеряют правовую основу их существования. Закон о сотрудниках местных органов власти предусматривает, что контракты сотрудников политических кабинетов местного самоуправления, то есть лиц, занятых на должностях советников и помощников, истекают через 14 дней с даты вступления в силу Закона, — говорится в коммюнике Канцелярии.

2. Социально-политическая – семья, классы, политическая, партия, организованные движения, органы общественного самоуправления

3. Духовная – традиции, нравы, обычаи, сфера образования, науки, культуры, союзы композиторов, национальные творческие организации

Основным элементом гражданского общества является отдельный индивид, личность, а интересы, потребности индивидов осуществляются через семью, церковь, политические партии, профессиональные и творческие объединения и т.д.

Отличительный признак общества от государственных структур, где преобладают вертикальные связи, основанные на подчиненности, построение отношений на основе горизонтальных связей (равноправие партнеров).

Гражданское общество создается постепенно, вырастая естественно – оно самореализующаяся и саморазвивающаяся система, но оно функционирует более успешно, если создаются благоприятные условия:

1. многоукладная рыночная экономика

2. множество форм собственности, самостоятельных субъектов хозяйствования, предоставление инициативы гражданам.

Основополагающие условия жизнедеятельности гражданского общества: обладание членами конкретной собственностью, право использовать и распоряжаться по своему усмотрению. Собственность – единоличная или коллективная.

Основа гражданского общества – средний класс.

Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей, а государство выразитель воли всего населения примиряет и совмещает интересы по основным вопросам общественной жизни.

Гражданское общество постоянно испытывает давление со стороны государства и недостаточная развитость общества подталкивает государство к узурпации. При демократии: государство и общество равноправны и самостоятельны и решение проблем осуществляется путем компромиссов.

31. Политические партии: определение, признаки и функции.

Политическая партия – основанное на общности идей и ценностей добровольное объединение граждан, представляющих интересы определенных классов, групп и слоев и стремящихся к реализации целей, путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Американский политолог Дж. Паломбарой выделил основные признаки партии: — партия есть носитель идеологии или общих ценностных интересов. — Партия есть устойчивое и длительное объединение людей со своей структурой, включающее местные организации, поддерживающее связи с центральными органами. -Цель партии – завоевание, осуществление власти или участие в ней. -Партия стремится обеспечить поддержку со стороны граждан при голосовании на выборах через поддержку политических программ.

Функции политической партии: 1)Коммуникативная — обеспечивает связи партии с обществом. 2)Разработка программ, политических доктрин; 3)Формир полит элиты, кадрового состава гос управления из числа лидеров партии. 4)Участие в выборах и деятельность органов государственной власти. 5)Политическая социализация граждан, формирование общественного мнения.

32 Типология политических партий.

Французский политолог М. Дюверже выделил типы политических партий.

Кадровые партии – большинство европейских партий. Их структура, организация внутр жизни и деятельности нацелена на победу на выборах. В партиях нет фиксированного членства, основное звено – комитеты партий, состоящие из активистов. Они подбирают кандидатов, изучают общественное мнение, помогают кандидатам в составлении предвыборных программ. Массовые партии имеют первичные территориально-производственные организации, профессиональный аппарат управления, стремятся увеличить численный состав. Отношения в партиях строятся на основе партийной дисциплины (КПСС 20млн. человек).

Дж. Сартори дополнил классифик М. Дюверже новым типом полит партий:

Партия избирателей функционирует только в период избирательной кампании, претендует на выражение общенациональных интересов, и стремятся привлечь на свою сторону большее число избирателей независимо от политико-идеологических взглядов.

По отношению к правящему режиму партии подразделяются на: Правящая партия – партия власти, победившая на выборах и сформир Правительство. Оппозиционная — выраж интересы, ценности, котор не совпадают с целями прав режима. Их ключевые функции : * Систематическая критика действия Правительства с указанием ошибок и недостатков. * Предложение альтернативных вариантов решения социальных проблем. * Контроль действия властей, соизмерение их с Конституцией, законами, предвыборными обещаниями. * Подготовка условий для смены Правительства на очередных выборах.

Первое употребление понятия «гражданское общество” у Гоббса: гражданское общество лишь составная часть государства и без государства оно будет в хаосе.

По Локку: общество стоит над государством и основа гражданского общества – частная собственность является священной и неприкосновенной.

Долгое время гос-во и общ-во не разграничивали, только в эпоху Просвещения возникло четкое представление о гражданском общ-ве. Наиболее полное обоснование разграничения общ-ва сделал Гегель – гражданское общ-во находится вне государства, но в тесном с ним контакте. Маркс, Энгельс поддержали и развили идеи Гегеля.

Со времени основания Организации Объединенных Наций и бреттон-вудских учреждений большинство национальных государств участвовали в коллективных переговорах для решения глобальных проблем и создания глобального рынка. Эти переговоры требуют уступки суверенитета. Вряд ли есть область, на которую, по крайней мере, не затрагивается глобальное принятие решений.

На национальном уровне разные страны имеют разные политические системы для переговоров, когда неизбежные компромиссы между конкурирующими целями должны быть сделаны. Во все большем числе стран эти вопросы обсуждаются в рамках демократической системы, включающей государственные силы, политические партии, гражданское общество и частный сектор. На глобальном уровне ни одна система переговоров не превалирует. Основные правила должны быть согласованы для каждого учреждения и каждой новой оспариваемой проблемы.

Гражданское общество – система самостоят. и независ. от гос-ва общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

Структура гражданского общества делится на сл. сферы:

Анатолий Панфилов, лидер партии «Зеленые»

На глобальном уровне, где правила политического участия не установлены, каждый сектор общества, который заинтересован в результатах, попытался получить представление. Нация-государство обладает наибольшим авторитетом на мировой политической арене, поскольку большинство институтов создано национальными государствами и для них. Тем не менее, частный сектор часто находится за столом, либо по приглашению национальных государств, либо по мощью его значительных финансовых ресурсов. С другой стороны, политические партии почти полностью отсутствуют на мировой политической арене.

2. Социально-политическая – семья, классы, политическая, партия, организованные движения, органы общественного самоуправления

3. Духовная – традиции, нравы, обычаи, сфера образования, науки, культуры, союзы композиторов, национальные творческие организации

Основным элементом гражданского общества является отдельный индивид, личность, а интересы, потребности индивидов осуществляются через семью, церковь, политические партии, профессиональные и творческие объединения и т.д.

И это оставляет гражданское общество. Некоторые организации гражданского общества присутствуют на мировой политической арене — религиозные организации, тысячи неправительственных организаций и несколько общественных движений, таких как Кампания за запрещение наземных мин или юбилея. Однако присутствие гражданского общества по-прежнему очень тонкое, его полномочия ограничиваются убеждением, и его присутствие в значительной степени оспаривается.

«Без нас не решат»

Отсутствие согласованных стандартов участия гражданского общества является еще одним осложнением. Актеры из всех секторов вошли в это новое пространство переговоров с подозрением и враждебностью по отношению друг к другу. Зачем нужно заниматься гражданским обществом?

Отличительный признак общества от государственных структур, где преобладают вертикальные связи, основанные на подчиненности, построение отношений на основе горизонтальных связей (равноправие партнеров).

Гражданское общество создается постепенно, вырастая естественно – оно самореализующаяся и саморазвивающаяся система, но оно функционирует более успешно, если создаются благоприятные условия:

По меньшей мере пять веских причин для участия гражданского общества в глобальном управлении. Придание легитимности политическим решениям. Во-первых, гражданское общество может придать легитимность политическим решениям, принятым на мировой политической арене. Хотя правительства обладают полномочиями, они не обязательно имеют легитимность. Этот момент был признан с самого начала многосторонности. Национальные правительства давно признали необходимость того, чтобы общественность «владела» результатами политических обсуждений.

Это не менее верно на глобальном уровне. Международные переговорщики нуждаются в политической поддержке как для подавления националистических тенденций, так и для получения согласия на результаты. Конкуренция не всегда является позитивной силой, но в поиске наилучшего возможного результата для самого широкого круга людей она чрезвычайно полезна. Многие из наших текущих глобальных проблем очень сложны. Например, изменение климата требует понимания биологических сил, которое не является первой специальностью большинства правительственных переговорщиков.

1. многоукладная рыночная экономика

2. множество форм собственности, самостоятельных субъектов хозяйствования, предоставление инициативы гражданам.

Основополагающие условия жизнедеятельности гражданского общества: обладание членами конкретной собственностью, право использовать и распоряжаться по своему усмотрению. Собственность – единоличная или коллективная.

«единая россия» расширяет взаимодействие с институтами гражданского общества

В знак признания этого участники переговоров по глобальному изменению климата создали Межправительственную группу экспертов по изменению климата, комитет ученых для предоставления доказательств и вариантов. Сеть третьего мира, например, рассматривает влияние торговых переговоров по широкому кругу вопросов развития и предлагает наименее опасные из этих вариантов торговлю переговоров. Поддержка менее влиятельных правительств.

В-третьих, все правительства не созданы равными. Головокружительный массив переговоров, которые сейчас обрабатываются на глобальном уровне, ставит меньшие и более бедные государства в невыгодное положение. Гражданское общество может помочь устранить эти дисбалансы либо путем предоставления данных и анализа в более мелкие государства бесплатно, либо в качестве их глаз и ушей в дорогих городах, в которых происходит большинство этих переговоров.

Основа гражданского общества – средний класс.

Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей, а государство выразитель воли всего населения примиряет и совмещает интересы по основным вопросам общественной жизни.

Гражданское общество постоянно испытывает давление со стороны государства и недостаточная развитость общества подталкивает государство к узурпации. При демократии: государство и общество равноправны и самостоятельны и решение проблем осуществляется путем компромиссов.

Борьба с отсутствием политической воли. Уровень инерции на мировой политической арене высок, и государственные чиновники часто не склонны к риску. Это произошло с кампанией по запрещению наземных мин, где не было политической воли для решения этого вопроса на глобальном уровне.

Помогая государствам отбросить национализм в сторону. В-пятых, существует разница между интересами нации и интересами людей, хотя государства часто не хотят этого признавать. Например, чистый воздух отвечает интересам всех людей, но его трудно разрешить с помощью национального объектива. Гражданское общество часто может помочь государствам найти обоснование для отказа от национализма.

31. Политические партии: определение, признаки и функции.

Политическая партия – основанное на общности идей и ценностей добровольное объединение граждан, представляющих интересы определенных классов, групп и слоев и стремящихся к реализации целей, путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Американский политолог Дж. Паломбарой выделил основные признаки партии: — партия есть носитель идеологии или общих ценностных интересов. — Партия есть устойчивое и длительное объединение людей со своей структурой, включающее местные организации, поддерживающее связи с центральными органами. -Цель партии – завоевание, осуществление власти или участие в ней. -Партия стремится обеспечить поддержку со стороны граждан при голосовании на выборах через поддержку политических программ.

Почему участие гражданского общества противоречиво? Несмотря на хорошие причины, гражданское участие является спорным. Правительства часто заявляют, что представляют своих людей, и поэтому утверждают, что нет необходимости в альтернативных источниках публичного представительства. Многосторонние чиновники утверждают, что представляют коллективные интересы своих государственных акционеров и, таким образом, скрываются в «представительной» легитимности.

Эти различные источники легитимности редко признаются теми, кто хочет ограничить гражданское участие в глобальном управлении. Политические системы во всем мире позволяют органам экспертов консультировать или иным образом участвовать в политическом процессе, поэтому неясно, почему глобальная политическая арена должна быть исключительной в признании только одной формы легитимности, особенно когда формы представительной демократии все чаще подвергаются сомнению на национальном уровне.

Функции политической партии: 1)Коммуникативная — обеспечивает связи партии с обществом. 2)Разработка программ, политических доктрин; 3)Формир полит элиты, кадрового состава гос управления из числа лидеров партии. 4)Участие в выборах и деятельность органов государственной власти. 5)Политическая социализация граждан, формирование общественного мнения.

Некоторые государства по-прежнему считают, что глобальная политическая арена является международной политической ареной, в которой только государства имеют право торговаться. Это никогда не было правдой, но это мощный миф, который продолжает служить националистическим интересам. История бреттон-вудских учреждений аналогично связана с гражданским участием, равно как и история глобальных торговых переговоров.

Дисбаланс в глобальном гражданском обществе. Частично этот дисбаланс возникает из-за высоких барьеров для выхода на глобальную арену. Чтобы быть актером, требуется очень высокий уровень образования и мобильности, владение английским и, в идеале, другими языками и т.д. еще одним важным фактором являются ожидания, которые рождаются из-за различного политического фона. Граждане демократических стран считают, что они имеют право участвовать в процессах управления, в то время как другие не допускают такого права.

32 Типология политических партий.

Французский политолог М. Дюверже выделил типы политических партий.

Кадровые партии – большинство европейских партий. Их структура, организация внутр жизни и деятельности нацелена на победу на выборах. В партиях нет фиксированного членства, основное звено – комитеты партий, состоящие из активистов. Они подбирают кандидатов, изучают общественное мнение, помогают кандидатам в составлении предвыборных программ. Массовые партии имеют первичные территориально-производственные организации, профессиональный аппарат управления, стремятся увеличить численный состав. Отношения в партиях строятся на основе партийной дисциплины (КПСС 20млн. человек).

Отсутствие участия огромных групп населения является слабостью, которая будет угрожать легитимности глобального гражданского общества до тех пор, пока он не будет исправлен. Элитарный характер глобального гражданского общества. Вышеупомянутые три области, вызывающие озабоченность, чаще всего формулируются правительствами. На мой взгляд, две другие истинные причины опроса гражданского участия в глобальном управлении — это элитарность, которая, как представляется, широко распространена на всей мировой политической арене и нежелание рассматривать власть и процесс в рамках коалиций гражданского общества.

Дж. Сартори дополнил классифик М. Дюверже новым типом полит партий:

Партия избирателей функционирует только в период избирательной кампании, претендует на выражение общенациональных интересов, и стремятся привлечь на свою сторону большее число избирателей независимо от политико-идеологических взглядов.

По отношению к правящему режиму партии подразделяются на: Правящая партия – партия власти, победившая на выборах и сформир Правительство. Оппозиционная — выраж интересы, ценности, котор не совпадают с целями прав режима. Их ключевые функции : * Систематическая критика действия Правительства с указанием ошибок и недостатков. * Предложение альтернативных вариантов решения социальных проблем. * Контроль действия властей, соизмерение их с Конституцией, законами, предвыборными обещаниями. * Подготовка условий для смены Правительства на очередных выборах.

В дополнение к дисбалансу в глобальном гражданском обществе между Севером и Югом, о котором говорилось выше, в транснациональных сетях, особенно на глобальном Юге, отсутствует подлинное участие в массовых сообществах. Лидеры массового движения могут потерять связь со своими первоначальными составляющими.

Гражданское общество в современной россии

Слабые связи с национальными и местными организациями и специализированные знания, необходимые на мировой арене, могут дать некоторым группам чувство привилегии после того, как они закрепились за столом переговоров. Вторая проблема заключается в том, что сети редко решают свои внутренние отношения власти или размышляют о том, как они организованы. Например, при работе в сети сила проявляется в том, кто имеет доступ к информации, кто хорошо обеспечен ресурсами, кто находится в непосредственной близости от лиц, принимающих решения, которые имеют доступ к коммуникационным технологиям и т.д. нельзя предположить, что глобальное гражданское общество полностью демократичен.

степенную значимость имеет решение проблемы формирования наиболее результативной, полезной для общества политической элиты, обеспечения ее социальной представительности, своевременного качественного обновления, предотвращения тенденции олигархизации, отчуждения от масс и превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту. То есть необходимо найти и внедрить институты, обеспечивающие максимальную общественную эффективность политической элиты и ее подконтрольность обществу. Уровень решения этой задачи во многом характеризует социальная представительность политической элиты – представление ею различных слоев общества, выражение их интересов и мнений. Гарантии социальной представительности:

Роли, которые он играет, основаны на хорошо развитых привилегиях гражданства, определенных в национальном политическом контексте. Хотя гражданское общество твердо привержено расширению прав гражданства на глобальную политическую арену, оно было менее подготовлено в определении обязанностей, которые идут с ними. Расширение демократических принципов в глобальном управлении требует, чтобы все глобальные участники признали баланс между правами и обязанностями перед несколькими заинтересованными сторонами, включая партнеров по сети, которые присущи участию.

социальное происхождение и социальная принадлежность;

организационная (партийная, профсоюзная и пр.) принадлежность руководителей, прямо связанная с их ценностными ориентациями;

контроль государственных и общественных институтов (выборы, СМИ, группы давления, опросы общественного мнения и др.).

Большое влияние на социальную представительность, качественный состав

Как на самом деле занимается гражданским обществом? Наибольшим инструментом в гражданском арсенале является убеждение. Аналогичным образом, Международная кампания по запрещению наземных мин предложила новый глобальный договор о ликвидации наземных мин. Периодически правительствам и межправительственным организациям необходимо напоминать о том, что общественность заинтересована в их обсуждениях.

Эта роль часто проходит через протест, в отсутствие какого-либо основного процесса сбора общественных взглядов по глобальным вопросам. Без протеста общественные организации часто не слышат, независимо от их аргументов. Еще один метод, применяемый гражданскими организациями, заключается в создании условий для участия в диалоге с участием многих заинтересованных сторон. Гражданские актеры создают условия для такого диалога с помощью разнообразной тактики адвокации. Одной из наиболее значительных таких усилий было создание Всемирной комиссии по плотинам, в которую вошли представители пострадавшей общественности, должностных лиц отрасли и глобальных финансистов плотин, таких как Всемирный банк.

и результативность элиты оказывает система отбора (рекрутирования) элиты. Система отбора определяет: кто, как, из кого осуществляется отбор, каковы его порядок и критерии, круг лиц, осуществляющих отбор и побудительные мотивы его действий (селекторат).

Элитарной системе управления присущи проблемы и противоречия: между элитарностью и демократией, между элитарной системой управления и принципом равных возможностей. Элитарность, деградирующая до состояния клановости, может привести к потере устойчивости системы или даже краху.

Тема 8. Государство и институты гражданского общества

Государство. Понятие гражданского общества и его институты. Состояние гражданского общества в современной России.

Государство – это важнейший институт политической системы общества, способ социального бытия человека в условиях господства политического отчуждения. В истории политической мысли выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства: 1. «Силовая» (Д.Юм, Л. Гумплович и др.), когда государство возникает в результате внутренней узурпации (внутренней или внешней) политической власти. 2. Договорная (Т.Гоббс, Д.Локк и др.) − государство является следствием заключения между индивидами общественного договора с целью сохранения безопасности жизни и собственности и происходит из «естественного состояния». 3. Марксистско-руссоистская («экономическая»). К возникновению государства приводят объективные изменения в хозяйственноэкономической жизнедеятеяльности индивидов. При этом марксизм констатирует классовую сущность возникающего государства как института угнетения и защиты интересов господствующего класса перед другими. 4. «Патриархальная» (Р.Филмер). Согласно этой концепции, государство возникает в результате естественного разрастания семей, причем власть правителя может быть уподоблена власти отца в семье. 5. Органическая (Э.Берк). Государство представляется «организмом» (в противоположность либеральному «механицизму»), основанным

на традиционных общественных установлениях. 6. Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Государство является отражением «небесных порядков», причем государственный суверен – «помазанник божий». Решение вопроса о происхождении государства позволяет определить и перспективы его эволюции: либо постепенное сужение функционального поля государственности в пользу институтов гражданского общества (марксизм, либерализм), либо сохранение государства как разумно-традиционной формы организации управления и бытия человека (консерватизм). Античная мысль не знала сущностного разделения общественной и государственной жизни, видя в последней лишь способ решения «общих дел» всех граждан. Средневековье ограничивалось констатацией божественной сущности государства как отражения «небесного порядка вещей». Различение собственно государственно-политической сферы начинается с Нового времени, с фактической эмансипации политической и правовой систем общества. Возникшее в Новое время государство обрело свое собственное содержание (суверенная власть, рациональность администрации, религиозный нейтралитет, единство территории, постоянная армия, государственная собственность, единые правовая и судебная системы) (рис. 2.12, 2.13).

ГОСУДАРСТВО

Основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношение индивидов, социально-классовых групп

Основные признаки государства

Наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих государственную власть.

Суверенное право на принятие законов.

Монополия на легальное применение силы.

Право взимания налогов с населения.

Наличие определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства

Функции государства

Законодательное регулирование общественных отношений между социально-классовыми группами.

Экономическая (государство-предприниматель, координирующий экономический процесс).

Социальная (организация социальной жизни).

Соблюдение законов и правопорядка.

Культурно-воспитательная.

Защита национальных интересовнамировой арене

Рис. 2.12. Государство как социальный институт

ВИДЫ ГОСУДАРСТВА

По политическому

По административно-

территориальному

устройству

унитарное

тоталитарное

федерация

демократическое

конфедерация

Дополнительно выделяют:

— стабильные и нестабильные государства;

— военные и правовые государства;

— социальное государство

По социально-

классовым

правления

отношениям

Монархия:

рабовладельческое

абсолютная;

конституционная

самодержавная феодальное

Республика:

буржуазное

президентская;

парламентская;

социалистическое

смешанная

Рис. 2.13. Виды государства

Понятие гражданского общества и его институты

Государственные структуры не исчерпывают собою все общественное устройство страны. Понятие «общество» шире понятия «государства». С возникновением государства, наряду с развитием властных структур, в ходе исторического процесса развивались негосударственные структуры, не охватываемые непосредственно государственным воздействием. Эта сторона общественной жизни и получила название гражданского общества. В современной политологической литературе приводятся различные определения гражданского общества.

Гражданское общество – это негосударственная сфера общественной жизни, совокупность межличностных, семейных, общественно-экономических, культурных, религиозных отношений и структур, которые развиваются в обществе на добровольной основе, без непосредственного вмешательства государства и обеспечивают условия для удовлетворения потребностей и самореализации индивидов и коллективов.

Существуют три главные причины создания и развития гражданского общества. Первая причина кроется в частной собственности , которая является наиболее развитым институтом демократического общества. Вторая причина тесно связана с первой и заключается в существованиисвободной рыночной экономики. Третья и самая главная причина, делающая необходимым возникновение и развитие гражданского общества, заключается в многообразии интересов членов общества. Следует заметить, что только в демократическом обществе возможен широчайший спектр этих интересов. Связано это с теми свободами, которые общество предоставляет своему народу.

Для возникновения гражданского общества необходимы определенные условия, которые могут быть созданы только в истинно демократическом обществе. Основными условиями активной жизни гражданского общества являются: социальная свобода, гласность и связанная с ней высокая информированность граждан, наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий его права на существование.

Таким образом, можно сформулировать основную функцию гражданского общества, которая заключается в наиболее полном удовлетворении материальных, социальных и духовных потребностей общества.

Гражданское общество тесно взаимодействует с государством. Это взаимодействие обусловлено тем, что, во-первых, гражданское общество является важным рычагом в системе сдерживания стремления политической власти к абсолютному господству. Во-вторых, само гражданское общество нуждается в государственной поддержке, поэтому представители организаций активно участвуют в работе ряда государственных органов. В-третьих, государство заинтересовано во взаимодействии с гражданским обществом. В-четвертых, специфика гражданского общества, автономный характер и независимость составляющих его организаций не исключают непредсказуемость их действий. В связи с этим логичными являются предпринимаемые государством шаги, направленные на создание различных форм контроля над развитием гражданского общества.

В целом же следует отметить, что демократический режим предполагает тесное взаимодействие государства и гражданского общества как основы политической и экономической стабильности.

Гражданское общество структурно представлено своими организациями и объединениями во всех общественных сферах. Наибольшая их часть приходится на экономическую, социально-политическую и духовную сферы.

Институты гражданского общества представляют собой объединения людей для удовлетворения конкретной и важной потребности или достижения определенной цели личного, группового и общественного характера (рис. 2.14). К ним относятся:

1. Институт семьи. Это социальная система, имеющая черты социального института и малой группы. Функциями семьи являются рождение и воспитание детей, экономическое обеспечение членов семьи, духовное общение супругов, родителей и детей, забота о старшем поколении. Они отражают характер потребностей в ее жизнедеятельности, а также индивидуальные интересы членов семейной группы.

2. Институт собственности . Он представляет собой основное экономическое отношение между индивидуальными и групповыми участниками процесса производства, опосредованное их отношениями к средствам производства. Исторически сложившимися формами собственности являются общественная, групповая и частная, которые отличаются и зависят не только от характера применяемых орудий, но и от соотношения социальных сил, развитости государственных структур, исторических и культурных особенностей. Теоретиками гражданского общества считается, что для его стабильности и развития необходимо существование многообразия форм собственности.

3. Общественно-политические движения.Это массовые, структурно не оформленные, добровольные, самоуправляемые формирования, созданные по инициативе людей, объединившихся на основе общности интересов для выполнения общих целей. Например, пацифистские, экологические, женские, молодежные, религиозные и другие движения.

4. Группы по интересам . Это добровольные объединения людей, выражающие их различные экономические, социальные, культурные, религиозные интересы. К ним относятся: общество потребителей, любителей книги, музыки и т.д.

5. Общественно-политические организации. Создаются они для достиже-

ния в основном не политических целей, а по профессиональным признакам (профсоюзы) и социальным интересам (союзы молодежи, писателей, фонды культуры). В отличие от общественно-политических движений, групп по интересам общественные организации структурно оформлены, имеют членство, уставные правила, принимают определенное участие в политических процессах (обладают правом законодательной инициативы).

6. Общественное мнение . Это понятие означает состояние массового сознания, отражающее в скрытой или явной форме отношение общества или его части к общественным явлениям или процессам. Общественное мнение оказывает серьезное влияние на поведение отдельных людей, социальных групп, организаций и учреждений, поддерживая одни суждения, ценности, нормы и отвер-

гая другие. Объектами общественного мнения могут быть любые актуальные, вызывающие общественный интерес факты, события, проблемы. Субъектами его выступают как общество в целом, так и его отдельные структурные единицы (классы, группы, слои и т.д.).

7. Местное самоуправление . Оно представляет собой особый вид управления, при котором функционирование какой-либо социально-политической системы осуществляется не извне, а автономно, на собственной основе, при активном участии ее структур в решении внутренних проблем. Та или иная степень самоуправления свойственны предприятиям, учреждениям, поселениям и т.п.

8. Важнейшим институтом гражданского общества являются партии. Это политические организации, объединяющие идейно-политических единомышленников и защищающие интересы части народа. Они ставят своей целью реализацию этих интересов путем завоевания государственной власти или участия в ней. Им свойственны следующие функции: выявление, обоснование и представительство социально-политических интересов общественных групп; разработка идеологии и политических доктрин, осуществление на этой основе политической социализации социально-классовых групп, формирование общественного мнения; участие в образовании политической системы общества; борьба за государственную власть, участие в ее осуществлении; подготовка кадров для выдвижения в государственный аппарат. Цели, идейно-политические позиции, организационные вопросы, функции партий излагаются в их программах, уставах, платформах и других документах.

Собствен-

Институты

Общественно-

гражданского

самоуправ-

политические

общества

движения

Обществен-

по интере-

ное мнение

Общественно-

политические

организации

Рис. 2.14. Институты гражданского общества

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34

ЧЕЛОВЕК. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО

УДК 323.21

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY IN MODERN RUSSIA

В.Ю. Голубовский, И.Ю. Никодимов, Т.Н. Синюкова V.Yu. Golubovskiy, I.Yu. Nikodimov, T.N. Sinyukova

Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского, Россия, 109004, Москва, ул. Земляной вал, 73 Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovskiy,

73 Earth wall St, Moscow, 109004, Russia

Ключевые слова: гражданское общество, социальные интитуты, системный подход, трехсекторная теория.

Key words: civil society, social institutions, systems approach, three-sector theory.

Аннотация. Одной из важнейших практических и теоретических проблем в сегодняшней реальной действительности является проблема гражданского общества. Без становления и развития этого субъекта общественнополитических и социально-экономических процессов невозможно рассчитывать на вывод страны из кризиса и на скорейшее возрождение России.

Идеи индивидуальной свободы, обеспечения интересов личности и частной собственности исторически лежат в основе концепции гражданского общества. На наш взгляд, оно представляет собой некую субстанцию, в которую вплетены исторические, правовые, идеологические и прочие традиции . Основным элементом гражданского общества выступает личность, но его несущие конструкции — это все те социальные институты, которые призваны содействовать всесторонней реализации индивида, его прав, интересов, целей, устремлений.

Одним из аспектов нашего исследования является рассмотрение основных институтов, структуры гражданского общества. Структура — внутреннее устройство чего-либо , а структура гражданского общества — это совокупность элементов, которые его составляют и взаимосвязи между ними. Проблема строения гражданского общества актуальна в связи с необходимостью выявления механизма его функционирования. Значение и сложность этого вопроса заключается в том, что в данный момент отсутствует какое-либо единое мнение относительно того, что относится к структурам гражданского общества, и каким образом они связаны между собой.

В исследовательской литературе, на наш взгляд, можно выделить четыре основных подхода к структурированию (систематизации) гражданского общества: институциональный, системный, секторный и комплексный.

Распространенным подходом является институциональный взгляд на систему гражданского общества. Подробно этот вопрос изучен М.Б. Глотовым, где автор рассматривает понятие «социального института». В отличие от юридических институтов, которые представляют собой совокупность установленных законом норм и правил взаимоотношений между членами общества, социальные институты — это формы существования социальных общностей, призванные организовывать и управлять процессами совместной жизнедеятельности людей в различных сферах и отраслях общества .

Автор выделяет четыре основные группы социальных институтов: социальные институты сфер материального и духовного производства, политической и бытовой сфер.

В соответствии с данным подходом в качестве структур гражданского общества можно выделить следующие институты:

— негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

— совокупность независимых от государства производителей (например, частные фирмы);

E-mail: ktiigp@mgutm.ru

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34

— общественные объединения и организации;

— политические партии и движения;

— сфера воспитания и негосударственного образования;

— система негосударственных средств массовой информации;

— семья;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— церковь и т.д. .

Достоинством институционального подхода следует признать то, что он позволяет выделить и описать отдельных субъектов гражданского общества, реализующих те или иные его интересы, описать количественно — качественные показатели. Однако, этого явно недостаточно для комплексного анализа его структуры . Справедливо то, что предложенные представителями институционального анализа схемы строения социального института не отражают его структуры и представляют собою порой произвольный набор элементов.

Значим, на наш взгляд системный подход структурирования гражданского общества. Следует отметить, что зачастую само понятие «структура» употребляется в качестве синонима «система».

Интересна работа А. К. Жаровой «Гражданское общество: системный подход», где обосновывается позиция: гражданское общество можно признать системой на том основании, что она обладает всеми ее признаками: делимостью, сложностью, наличием взаимосвязей, наличием цели функционирования . Гражданское общество состоит из систем и множества различных локальных подсистем, имеющих «свои» цели и «свои» ценности, образующих структуру общества. Автор выделяет пять основных систем: социальная, экономическая, политическая, духовно — культурная, информационная.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними.

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта.

Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы — государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.

Информационная система в настоящем времени, отражающем процесс глобализации, является одной из наиболее значимых, объединяющих вышеперечисленные системы. Данная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации, через электронные каналы связи. Эта система поглощает реальный мир и переводит в виртуальный. Моделью этой системы стал Интернет .

Говоря о системном подходе, мы понимаем, что каждую систему можно разбить на подсистему в соответствии с их функциями и т.д. .

Мы считаем, что данный подход не может описать главные черты, дух гражданского общества (качества граждан) — самодеятельность, инициативу, свободу, сотрудничество, солидарность и др. Необходимо изучить другие подходы для исследования гражданского общества.

Структура гражданского общества может быть рассмотрена с точки зрения трехсекторной теории. В этой связи представляет практический и научный интерес исследования

А. Ю. Сунгурова. Автор рассматривает гражданское общество в двух плоскостях: в горизонтальной и вертикальной. Горизонтальное деление включает в себя: политическое сообщество, экономическое сообщество и некоммерческие организации, так называемый третий сектор (неприбыльный). Первые два сектора — это совокупность государственных институтов и деловых частных организаций и предприятий. Третий сектор рассматривают как сферу активности, развиваемой между семьей и более широкими секторами прибыльного бизнеса и правительства. Главной функцией таких организаций является, в той или иной степени, расширение свободы и наделение населения властью, вовлечение в процесс социальных изменений, в развитие социальной защиты . В идеале, в нормальном демократическом обществе, эти три сектора взаимодействуют, оказывают друг на друга соответствующее взаимное влияние. В ходе переговоров и происходит решение всех основных вопросов, которые есть в государстве. Вертикальное — это уровень гражданской активности (собственно гражданского общества) и уровень негражданского (криминализированного) сообщества.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34

Под гражданским обществом, понимается совокупность свободных ассоциаций граждан (и многообразных связей между ними), уважающих законы государства, права человека и не позволяющих вмешиваться в свою деятельность.

Под «негражданским обществом», понимается совокупность ассоциаций людей, не уважающих и не соблюдающих законы государства.

Такой подход, на наш взгляд, многоаспектен и охватывает не только горизонтальные и вертикальные связи институтов гражданского общества и государственных структур, но и частично касается вопроса об их предназначении.

Существует комплексный подход, предложенный А. Г. Здоровым, где модель гражданского общества находится в срединном (посредническом) положении между деятельностным уровнем формализованных отношений и частных отношений граждан, выступая в роли своеобразного медиатора .

Согласно предлагаемой модели в системе гражданского общества автор выделяется политическую, экономическую, социальную, духовную и правовую подсистемы, определяющиеся средой развития гражданского общества и исполняемые им функции.

На фоне данных подсистем действуют институты гражданского общества, которые можно подразделить на три сферы их активности — политическую, экономическую и «третий сектор” в соответствие с приоритетом своего создания и представления соответствующих интересов общества перед государством.

Автор предлагает использовать понятие пограничных, или гибридных, форм, к которым он относит политические партии, бизнес-сообщества, средства массовой информации и т.д. К той же пограничной сфере относит и органы местного самоуправления, выражающие «низовые» интересы и занимающие промежуточное место между органами государственного самоуправления и общественной самоорганизацией.

Анализируя вышеизложенное, мы делаем вывод, что каждый из подходов имеет свои плюсы и минусы, но так как структура имеет свойство к видоизменению в зависимости от уровня своего развития, от стоящих перед обществом целей и задач, от складывающихся отношений внутри, то для того чтобы оценить текущее состояние гражданского общества нужен анализ количественно — качественных параметров его элементов (в первую очередь, институтов гражданского общества), которые являются важнейшим признаком его существования. Следовательно, секторный и комплексный подходы наиболее приемлемы для сегодняшних реалий.

В структуре гражданского общества институтам отведено центральное место, к их числу можно отнести довольно много ассоциаций, сообществ, союзов самого широкого спектра деятельности. Мы будем понимать, что институты гражданского общества — это добровольное, саморегулируемое объединение граждан в определенные группы, общества, союзы, организации, не зависящие от государства, но тесно взаимодействующие с ним, основной задачей которого является реализация гражданских инициатив, направленных на удовлетворение различных социально — экономических, политических, нравственных, этических и иных потребностей и интересов.

Очень важно, на наш взгляд, выделить две основные трактовки строения гражданского общества: широкую и узкую. При широкой — многие исследователи данного феномена , его институтами считают следующие организации, явления и процессы;

1) добровольные, саморегулируемые общности людей некоммерческого и коммерческого характера:

— партии, иные общественные организации, в том числе профессиональные, творческие, ветеранские, культурные, спортивные, этнические, конфессиональные, женские, молодежные, экологические, экспертные;

— группы интересов ;

— потребительские и производственные кооперативы, хозяйственные общества и товарищества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— казачьи общества ;

— общественное (местное) самоуправление;

2) не публично-властные экономические, социальные, культурные, духовно-нравственные и прочие отношения, прямо и косвенно обусловленные частной хозяйственной и нехозяйственной жизнедеятельностью граждан, урегулированные не правовыми нормами, закрепленными законами, иными нормативными правовыми актами, а моралью, обычаями, традициями;

3) независимые адвокатура, средства массовой информации, частная военная и правоохранительная деятельность ;

4) официальное признание и надлежащая правовая охрана демократических ценностей, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-ориентированного рыночного уклада в экономике, гражданских инициатив, благотворительности;

5) гражданская культура, основанная на демократической политической культуре.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34

На наш взгляд, безусловно, в широкой трактовке авторы стремятся раскрыть как можно больше явлений и процессов, имеющих непосредственное отношение к гражданскому обществу, и в этом ее достоинство. Так, авторы пишут, что наиболее востребованным в современной России структурным элементом (институтом) гражданского общества является гражданская культура.

Позволим себе не согласиться так как, такое мнение исходит из не вполне правильного толкования самого понятия «социальный институт». Если обратиться к определению данного понятия, то социальный институт — «это устойчивая форма социальной практики, включающая совокупность ценностей, норм, статусов, социальных связей, организаций, с помощью которых организуется общественная жизнь и обеспечивается стабильность общества» . Любой институт характеризуется как внешней (учреждения, организации), так и внутренней (ценности, нормы, стандарты поведения) стороной. Поэтому представляется не совсем корректным в связи с этим выделять гражданскую культуру в виде института гражданского общества.

При узкой трактовке гражданское общество, «представляет собой автономную от государства сферу самоорганизации граждан, …включает в себя два типа институтов: группы интересов и политические партии. Отличие данных институтов заключается в том, что если политические партии образуются вокруг широких социальных интересов с целью их реализации посредством выдвижения своих кандидатов на выборах и возложения на себя ответственности за деятельность правительства, то группы интересов формируются вокруг партикулярных интересов с целью их реализации либо путем самостоятельных действий групп, либо обращения к органам государства» .

На сегодняшний день существует огромное множество различных объединений граждан: партии, общественные палаты, общественные организации, общественные объединения (движения), организации общественной самодеятельности и др. Нередко все они охватываются общей дефиницией «общественные организации и объединения».

Впервые общественные объединения и организации стали рассматриваться как результат действия различных групп индивидов в трудах А.Бентли, который в «Процессе управления» вышел за рамки формального, институционального подхода, господствовавшего ранее, и подчеркнул необходимость исследования не только политико-правовых норм и идей, но также групп и организаций, на деле контролирующих публичную власть. Тем самым, было положено начало целому направлению науки, которое исходило из групповой природы политики, включающей взаимодействие государства и гражданского общества. В свою очередь, гражданское общество было представлено не только индивидами, но, в первую очередь, их объединениями, которые могли лоббировать свои интересы и оказывать давление на публичную власть. К сожалению, «интересы нации, социальных групп, личности и их защита часто лишь декларируются в программах и лозунгах различных партий, движений, организаций и т.д., отчасти для идеологического воздействия на сознание людей, а отчасти для успокоения собственного самолюбия» .

Классификация общественных объединений и организаций довольно сложна из-за их многообразия, что подтверждается данными статистики (Таблица 1). В наиболее общем виде принято различать: общественные организации; общественные объединения (движения) и учреждения общественной самодеятельности (фонды, клубы, представительства). В соответствии со статьей 7 ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.

Общественные организации, по общему правилу, должны иметь фиксированное членство, избираемые на форумах (съездах, конференциях) руководящие органы, устав и учреждаются в организационно-правовой форме некоммерческих организаций.

Общественные движения либо не имеют фиксированного членства, либо состоят из коллективных членов — иных общественных объединений и(или) организаций, нередко дополняемых индивидуальными членами (лидерами), которыми могут быть известные общественные и государственные деятели. Они могут иметь устав, руководящие органы, обычно состоящие из лидеров и назначенных на паритетных началах представителей коллективных членов.

Как институт гражданского общества общественные объединения являются формой обеспечения баланса публичных, корпоративно-групповых, частных и др. интересов на основе динамического взаимодействия с властными институтами. Роль государства в данном контексте, как отмечает

А.В. Павроз, «сводится к функции независимого и незаинтересованного арбитра, призванного поддерживать «правила игры», сохранять равновесие среди соперничающих групп, обеспечивать им равный доступ к процессам выработки политики и фиксировать в своих решениях достигнутый баланс интересов; что позволяет общественным объединениям стать гарантом их признания, обеспечения, реализации и защиты» .

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34

Таблица 1 Table 1

Общее число общественных объединений, политических партий и некоммерческих организаций, зарегистрированных в Российской Федерации на 1 января 2014 г.

The total number of public associations, political parties and non-profit organizations registered

in the Russian Federation on January 1, 2014

Всего зарегистрировано В том числе зарегистрировано в 2013 г.

Общественные объединения — всего 103325 6086

в том числе:

общественные организации 53655 4340

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

из них благотворительные 1603 70

общественные движения 1739 1.36

из них благотворительные 10 4

общественные фонды 5158 207

из них благотворительные 1990 65

общественные учреждения 915 94

из них благотворительные 4 —

органы общественной самодеятельности 212 51

иные виды общественных объединений 41646 1258

из них:

профессиональные союзы 30059 336

национально-культурные автономии 1014 94

Политические партии 76 28

Некоммерческие организации — всего 89617 8,347

в том числе благотворительные фонды 6560 889

Филиалы и представительства международных организаций, иностранных и некоммерческих неправительственных организаций 204 7

Так, массовые общественные объединения, как правило, непосредственно участвуют в политической жизни, в частности, выдвигают своих кандидатов на общегосударственных и местных выборах. Они не ставят своей целью извлечение прибыли, однако могут заниматься предпринимательством, иной не запрещенной законом деятельностью исключительно для обеспечения своих нужд. Основная цель таких организаций — удовлетворение и защита социальных, профессиональных, экономических, культурных и иных интересов их членов. Осуществляя соответствующие функции, некоторые массовые объединения граждан находятся в диалоге с государством по поводу решения значимых проблем (борьба с терроризмом, экстремизмом, коррупцией), а также оказывают давление на публичную (государственную, местную) власть, в том числе путем организации демонстраций, забастовок, пикетирования.

Более точное представление о характере общественных организаций и объединений дает их практическая деятельность, но и она бывает противоречивой поскольку ситуации, с которыми сталкиваются эти институты гражданского общества, вызывают необходимость в компромиссах и разного рода поворотах в их стратегии и тактике. Сущность общественной организации (объединения) определяется по тому, как в действительности она решает конкретные вопросы, затрагивающие жизненные интересы различных социальных слоев и групп, прежде всего, тех, которые данная общественная организация официально представляет. Ее название, программа, численный и социальный состав, персональный состав лидеров, другие параметры и характеристики являются лишь дополнительными критериями при определении сущности общественной организации.

Что касается партий, то, являясь «самой политической из всех общественных организаций», она до сих пор выступает предметом дискуссий по вопросам ее происхождения и роли в политическом процессе. Спорным остается вопрос относительно того, включать ли партии в структуру институтов гражданского общества или нет. С этих позиций, к гражданскому обществу должно быть отнесено все то, что не имеет политического характера . Однако с такой точкой зрения сложно согласиться. В противном случае, как отмечалось, и общественные организации нельзя отнести к гражданскому обществу, так как и все они при определенных условиях могут быть политизированы.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34

С учетом вышеизложенного вызывает интерес вопрос о взаимодействии данных институтов гражданского общества с государством. Ключевой идеей, необходимой для формирования и эффективного сотрудничества государства и общества, по мнению А. Аузана, является договороспособность .

Кроме того, Л.И. Никольская считает, что рассматривать государство и гражданское общество исключительно с антагонистических, конфликтных позиций нельзя. Как полагает автор, именно сотрудничество, взаимный консенсус становятся приоритетными характеристиками гражданского общества, способствующих установлению «обратной связи для взаимодействия с государством» .

Справедливо отмечает В. В. Путин, что «нельзя прожить особняком, не помогая слабым, не расширяя ответственность за пределы своей семьи либо профессиональной группы или ассоциации. Сегодня это понимает все большее и большее число граждан. Идет становление гражданской активности. Люди начинают соотносить свою собственную жизнь с заботами об окружающих, с устремлениями всего народа и интересами государства … Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики». «Мы должны поддержать растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимательского класса участвовать в жизни страны. В том числе мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим поселком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни» .

Все выше изложенное свидетельствует о том, что сегодня даже при всех публикациях, можно констатировать — данная тематика актуальна и востребована не только со стороны ученых, исследователей политиков, но и граждан России. Изучение институтов гражданского общества находится на начальном этапе и полагаем, что наши выводы найдут теоретическое и практическое применение в понимании этого феномена. Итак, мы считаем:

1. В исследовательской литературе выделяют четыре основных подхода к структурированию (систематизации) гражданского общества: институциональный, системный, секторный и комплексный. Проанализировав мы делаем вывод, что каждый из подходов имеет свои плюсы и минусы, но так как структура имеет свойство к видоизменению в зависимости от уровня своего развития, от стоящих перед обществом целей и задач, от складывающихся отношений внутри, то для того чтобы оценить текущее состояние гражданского общества нужен анализ количественно — качественных параметров его элементов и, в первую очередь, институтов гражданского общества, которые являются важнейшим признаком его существования. Следовательно, секторный и комплексный подходы наиболее приемлемы для сегодняшних реалий.

2. Мы будем понимать, что институты гражданского общества — это добровольное, саморегулируемое объединение граждан в определенные группы, общества, союзы, организации, не зависящие от государства, но тесно взаимодействующие с ним, основной задачей которого является реализация гражданских инициатив, направленных на удовлетворение различных социально — экономических, политических, нравственных, этических и иных потребностей и интересов.

3. Существует огромное множество различных общественных организаций, что дает достаточно оснований считать, что институты гражданского общества существуют и, более того, достаточно успешно функционируют, защищая разнообразные интересы и объединяя граждан для достижения общих целей. С их помощью общество приобретает четкую институциональную структуру. Способствуя решению злободневных социальных проблем.

4. Предполагаем, что необходимо развивать концепции взаимодействия (сотрудничества) государства и институтов гражданского общества в условиях сегодняшних реалий, которые должны строится прежде всего на согласии, договоренности и включать: правовое оформление и систематизацию разнообразных форм взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти, совершенствование механизмов общественного контроля и мониторинга, привлечение институтов гражданского общества к выработке и реализации государственной политики, повышение уровня правовой культуры и правосознания в обществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. На наш взгляд, важным инструментом эффективной политики, реализации функций институтов гражданского общества и достижение наиболее главных стратегических и тактических целей является формирование позитивного имиджа институтов гражданского общества и власти. Поскольку именно имидж часто оказывается ответственным за определенные международные решения в отношении той или иной политической ситуации в какой-либо стране.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34

Список литературы References

1. Аузан А. Общественный договор: взгляд из 2009 года. Электронный ресурс: http://polit.ru/ article/2009/05/25/auzan/

Auzan A. Obshchestvennyy dogovor: vzglyad iz 2009 goda. Elektronnyy resurs: http://polit.ru/article/2009/05/25/auzan/

3. Ван Гиг. Д. Н. Прикладная общая теория систем. Кн.1. М., 1981. С. 336.

Van Gig. D. N. Prikladnaya obshchaya teoriya sistem. Kn.1. M., 1981. S. 336.

5. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация.

Социологические исследования. 2003. № 10. С. 13-19.

7. Демидов А.И., Долгов В.М, Малько А.В. Политология. М.: Гардарики, 2004. 397с.

Demidov A.I., Dolgov V.M, Mal’ko A.V. Politologiya. M.: Gardariki, 2004. 397s.

11. Красильщиков А.В. Политический капитал экономических организаций современной России. Бизнес в законе. 2008. №1. С.194-195.

12. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. М., 1999. С. 192.

Kurganov S.I., Kravchenko A.I. Sotsiologiya dlya yuristov. M., 1999. S. 192.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Никовская Л.И. Конфликтные аспекты взаимодействия государства и гражданского общества в России: состояние и особенности развития в регионах. Материалы научного семинара. 2003. №2. С. 74.

15. Никодимов И.Ю., Рожкова Л.П., Лаптева Е.В. О некоторых страницах истории казачества. Мир экономики и права. 2011. №4. С. 47.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34

Nikodimov I.YU., Rozhkova L.P., Lapteva Ye.V. O nekotorykh stranitsakh istorii kazachestva. Mir ekonomiki i prava. 2011. №4. S. 47.

17. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. http://www.ozhegov.org/words/ 34838.shtml.

Ozhegov S.I. Tolkovyy slovar’ russkogo yazyka. http://www.ozhegov.org/words/34838.shtml.

18. Остапенко А.С. Общественные объединения в контексте «демократии участия»: диалог гражданского общества и государства. Государственная власть и местное самоуправление. 2010. №8.

19. Павроз А.В. Группы интересов и лоббизм в политике. С-Пб., 2006. С.44.

Pavroz A.V. Gruppy interesov i lobbizm v politike. S-Pb., 2006. S.44.

20. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года. Рос. газ. 2012; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года. Рос. газ. 2013.

21. Сунгуров А.Ю. Гражданское общество и его развитие в России. Уч. Пос. С-Пб., 2007. С.16-17.

Добавить комментарий