Содержание
Международное право в Древней Греции
Определение 1
Международное право – это отрасль права, которая содержит комплекс определённых правовых норм, созданных специально для урегулирования взаимоотношений между государствами и международными организациями.
Предметом международного права является анализ всевозможных взаимоотношений между разными государствами и международными организациями.
Объектом международного права выступают взаимоотношения между различными группами государств, международных организаций. При этом каждое из таких образований заинтересовано в получении путём переговоров тех или иных выгод от результата взаимодействия.
Особенности международного права Древнего мира
Развитие человеческого общества на протяжении всей истории цивилизации вело к появлению определённых правил поведения. Возникшие правила в начальных ранних государствах (Древний Египет, Шумер и др.) закрепились как определённые правовые нормы, основанные на традициях и религиозных ритуалах.
Определение 2
Международным правом Древнего мира называют определённую систему юридических принципов и правовых норм, сложившихся в период с 4 тыс. до н. э. по 476 г. н. э. Данные юридические правовые нормы и принципы регулировали и управляли отношениями древних государств, друг с другом.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Международное право в Древней Греции 490 руб.
- Реферат Международное право в Древней Греции 270 руб.
- Контрольная работа Международное право в Древней Греции 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Первоначально правовые нормы стали складываться там, где зарождались древние цивилизации, случилось это около 4 тыс лет до н. э. в:
- Египте, в долине Нила,
- Месопотамии, в долинах рек Тигр и Евфрат.
В дальнейшем развитие государств ускорилось, появлялись всё новые политические образования, в том числе и на землях Балканского полуострова, на территории современной Греции.
Отметим принципы международного права характерные для Древнего мира и в том числе и для Древней Греции:
- Оставшиеся со времен родоплеменного строя соответствующие правила, которые вошли в состав обычаев и договоров.
- Вера в богов и в сверхъестественные существа, как одна из основ мировоззрения человеческого общества в то время.
- Древние цивилизации, как и Древняя Греция, были замкнуты в определённом регионе, из которого не могли выйти в силу общественного, политического и экономического развития. Древняя Греция была частью мира Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока.
- Главным источником международного права был обычай. .
Формы международного права в Древней Греции
Формирование в Древней Греции международного договорного права было обусловлено развитием социальных, политических и культурных элементов.
Главным центром жизни Греции был город-государство, который назывался полисом.
Именно в полисах формировались особенности правового и социально политического устройства Греции. В результате вступления в контакт с соседними городами-государствами и с гостями из дальних стран в полисах вырабатывались правила и нормы международного права.
К формам международного права в Древней Греции можно отнести следующие понятия
Симмахия (что в переводе значит «сражаюсь») – военно-политический союз в Древней Греции. Такой союз происходил на основе заключения соглашения полисами. Само слово «симмахия» в переводе с древнегреческого означает «сражаюсь», что отвечало смыслу такого союза. Поскольку такой союз был направлен против внешнего противника.
Пример 1
Примером такой симмахии является наиболее ранняя симмахия Пелопоннесская, во главе с Аргосом. Она возникла в VI в. до н. э. Наиболее же крупными и влиятельными военно-политическими союзами стали симмахии во главе со Спартой (Пелопоннесский союз) и с Афинами (Делосский союз). Развитие таких союзов привело к крупным кровопролитным Пелопоннесским войнам, которые подорвали могущество противоборствующих между собой Спарты и Афин.
Проксения. Слово проксения» в переводе с древнегречесского языка означает «гостеприимство». В свою очередь слово «ксения», ставшее именем, означает «гость», «чужой».
Проксения — как одна из международного права, является одной из древнейших его форм. В основе такого условленного общественного взаимодействия было то, что человек, несколько людей, а то и племя,или же целое государство могли пользоваться некоторыми привилегиями в полисе в купеческих делах и в суде перед другими иноземцами. Взамен, такие люди, их и называли проксены, должны были помогать уже в интересах самого полиса, оказавшего им гостеприимство.
Замечание 1
Проксены, в частности, могли заниматься некоей дипломатической деятельностью от лица полиса и всти переговоры с представителями других полисов и государств. В свою очередь, приезжавшие в город посольства, направлялись первоначально к проксену, через которого велись переговоры.
Амфиктионии — религиозные объединения, возникшие вокруг какого – либо святилища чтимого ими бога. Амфиктионы, в переводе с древнегреческого языка означает «вокруг живущие». Изначальная цель такого союза была в умилостивании богов приношениями различных жертв. А также устраивали различные религиозные празднества.
Замечание 2
Однако постепенно амфиктонии превратились в религиозно-политический институт международного характера. Они могли запрещать войны и провозглашать божественный мир (иеромемия).
Наиболее древней амфиктонией была Дельфийско-Фермопильская амфиктиония. Она была образована из двух таких образований: Дельфийской при храме Аполлона в Дельфах и Фермопильской при храме Деметры. Дельфийско-Фермопильская амфиктиония имела в своём составе 12 племен. При этом каждое из них каждое имело по два голоса.
Верховная жреческая верхушка Дельфийско-Фермопильской амфиктионии имела большое влияние на международные отношения и политику Древней Греции. Используя религиозное и сакральное значение святилищ, право заключать мир и объявлять «священные войны» своим противникам Дельфийско-Фермопильской амфиктионии сосредоточивала в своих руках светскую и духовную власть.
Замечание 3
Таким образом, в Древней Греции получили распространение основы будущего международного права. Полисы могли устанавливать границы, между собой заключая договоры. Иные договоры регулировали торговлю, положение приезжих иноземцев. Посольства носили временный характер и имели неприкосновенный статус. В случае возникновения международных споров мог использоваться арбитраж.
Современная Греция и международное право
Со времен Древней Греции прошло более двух тысяч лет и современная Греция мало чем похоже на свою античную прародительницу. Однако, посеянные в глубокой древности семена знаний о международном праве взошли. И теперь Греция, как и весь остальной мир, пользуется благами международного права, в основе которого лежат древние античные традиции.
Страница 2 из 3
I. Общее и особенное в греческой и римской культуре.
Греческая и римская культуры составляют в совокупности античную культуру, обладающую своей спецификой. Практически во всех ее областях проявляется главная особенность – ориентированность на человека.
Греки и римляне принимают все то, что существует на земле, им не нужны другие миры. Их боги понятны, не внушают мистического ужаса: герои мифов не раз проникали даже в подземное царство и возвращались оттуда невредимыми. Поэтому античной религии свойственно в основном положительное отношение к действительности. Греки более непосредственны, их боги ближе людям. Римляне же более формальны, они стремятся упорядочить отношения с богами: в ответ на поклонение божество должно выполнить просьбу человека. Неудивительно, что в греческой религии преобладает мифотворчество, а в римской – культовая практика.
В Греции и Риме религия не играла самостоятельной политической роли, жречество не сложилось, как это было на Древнем Востоке, в особую замкнутую секту, преследующую свои интересы. В античных государствах жрецы рассматривались как должностные лица, пекущиеся о благе своих сограждан, которое понималось очень широко. Для античной религии характерны отсутствие жесткого догматизма, терпимость: если человек не выступал против государственных культов, он мог верить во что угодно.
Положительное восприятие существующего мира, характерное для греков и римлян, проявилось в их полностью земной культуре, лишенной мистицизма. Несколько упрощенное, отчасти по-детски эгоистическое восприятие жизни сказалось в отношении к рабству: в основном оно считалось само собой разумеющимся, одним из проявлений действительности. Поэтому именно в античных государствах, где существовало классическое рабство, установилась особенно четкая граница между свободным человеком и рабом. Свободный человек считался гражданином полиса, имел права и обязанности. Были права и у рабов, но – другие.
К занятиям, достойным свободного гражданина, причислялись умственная деятельность в сфере литературы, философии, науки, искусства; в практической деятельности – земледелие, война, политика. Но в отличие от римлян греки относили к почетным занятиям и творческую деятельность, недаром сохранилось множество имен греческих архитекторов, скульпторов, художников, а римские нам практически неизвестны.
Такая разница в подходе к создателям прекрасного во многом объяснялась исходным различием в мировосприятии. У римлян с их трезвым взглядом на жизнь даже красота целесообразна. Искусство, как и все остальное, должно выполнять свое назначение – прославлять мощь и величие римского народа или отдельных людей, украшать жизнь; при этом неважно, кто создает необходимые произведения искусства. Задача выполнена – а это главное. Греки, тоже воспринимая мир таким, какой он есть, искренне любовались им, пытались его понять, стремились к гармонии, красоте, совершенству, а людей, способных создавать прекрасное, считали едва ли не равными богам. У них были представления о совершенном идеале. Не случайно в Греции любое изображение стремились приблизиться к нему, а в Риме создавались портреты, абсолютно чуждые идеализации. Любимыми постройками греков были великолепные храмы, а у римлян – здания, выполняющие практические нужды, прославляющие императоров.