Гуго гроций

10 апреля 1583г. (428 лет назад) в дворянской семье голландского города Делфт родился один из будущих величайших юристов в истории и основоположник международного права — Гуго Гроций.

Уже с детства Гроций проявлял феноменальные способности. В 11 лет он поступил в Лейденский университет, который считался одним из лучших в Европе, а, спустя 5 лет, получил степень и занялся адвокатской практикой. Однако интересы молодого человека отнюдь не ограничивались юриспруденцией. Будучи еще подростком, Гроций опубликовал свою первую книгу, в которой собрал собственные комментарии на «Сатирикон» античного мыслителя и педагога Марциана Капеллы (не путать с «Сатириконом» Петрония, который лег в основу одноименного фильма Федерико Феллини), а в 18 лет — стал официальным историографом Голландского государства. Молодого человека также ужасно занимали религиозные споры пост-реформационной Европы, в которых он принимал активное участие и даже посвятил им несколько апологетических трактатов. Но его страстью и работой, все же, оставалась юриспруденция.

Рукописная страница
сочинения Гроция О жителях
Индии (приблизительно
1604-1605гг.)

Благодаря широким политическим и дипломатическим связям, Гуго Гроций прекрасно понимал те сложные межгосударственные отношения, которые приводили к постоянным конфликтам в Европе. Пустив в ход свой богатый юридический опыт, он предложил собственное решение проблем. В своих трудах Гроций впервые в мировой практике начал разработку основ и принципов международного права.

Свои размышления по вопросам права, и не только международного, Гроций изложил в 2 трудах: «О жителях Индии» («De Indis»), в одной из глав которого («Mare Liberum» — Свободное море) предложил свой вариант установления морских границ, и «О праве войны и мира» («De iure belli ac pacis»).

К созданию первого трактата Гроция подтолкнул вероломный захват голландскими военными португальского корабля «Санта Катарина», на борту которого был обнаружен уникальный груз — китайский фарфор. Даже несмотря на официальное состояние войны между Соединенными провинциями и Габсбургами, в состав империи которых входила Португалия, захват судна вызвал международный скандал. С одной стороны, часть членов Голландской Ост-Индской кампании, равно как и правительство, выступали против нападения, которое в действительности не имело политического подтекста и было лишь личным решением командира голландского корабля. С другой стороны, в мировой практике не существовало соответствующих законов, кодифицировавших морскую торговлю и

Титульный лист главного
труда Гуго Гроция О праве
войны и мира взаимоотношения между морскими державами. Для разрешения сложившейся ситуации и с учетом международной напряженности голландское правительство обратилось к Гуго Гроцию.

Для разрешения спора Гроций прибегнул к теории «естественного права», основы которого, по его мнению, португальцы нарушили своей несправедливой узурпацией власти на Востоке. Главным разделом его трактата стала глава о «свободном море». В ней он вывел положение о том, что водное пространство является общей территорией для всего международного сообщества, а потому морской торговлей могут заниматься все державы. Такой хитрой юридической уловкой о статусе морей Гроций стремился оправдать действия голландских моряков. Однако это была лишь первая попытка разобраться в сложных международных отношениях. Дальнейшее их изучение вылилось в фундаментальное сочинение «О праве войны и мира».

Хотя Гроций много лет был юридическим рупором борьбы с Испанией, большинство своих идей он позаимствовал именно из естественного права и трудов католических испанских мыслителей XVI столетия. Однако Гуго Гроций создал современный синтез этих теорий, что сыграло решающую роль в становлении «нового» естественного права. Он первым попытался вывести его из сферы богословских спекуляций и направить в политическое и общественное русло.

Гроций определил примат человеческой личности в общественной жизни и установил различие между «правом» и «законом», которые до него никак не различались. Теперь же под «правом» понималось прирожденное право индивида, которое должно стать основой и опорой любого законодательства. Более того, Гроция считал, что сообщество людей имеет полное право само выбирать форму правления и границы действий верховной власти. «Народ может выбирать любой вид правления, ибо тот или иной правопорядок следует оценивать не с точки зрения преимуществ его формы, а с точки зрения осуществления воли людей». Несмотря на существование подобных идей в прошлом, закрепление принципа Гроция имело совершенно революционный характер.

Гроций, бывший непосредственным свидетелем войны между Нидерландами и

Статуя Гуго Гроция в его
родном городе Делфте
(Голландия) Испанией, пытался истолковать с юридической точки зрения понятия войны и мира. По его мнению, понятие о том, что война противоречит естественному праву, ошибочно, хотя она и является несомненным злом. Для него принципиально важным стал термин «справедливая война».

Еще раньше существовало мнение о том, что войны не всегда одинаковы. Справедливыми войнами традиционно считались крестовые походы, которые организовывались под предлогом борьбы за веру. Гроций, как человек более практичный и рациональный, считал «справедливыми» — оборонительные войны, в ходе которых одна из сторон стремится защитить целостность своего государства и имущество его граждан. Любые же попытки захвата — несправедливы. Тем не менее, полагал Гроций, всякие «войны ведутся для заключения мира», чтобы впоследствии уже по мирному договору определить ущерб или приобретения каждой из сторон; и только мир, а не война, могут их юридически оформить. Поэтому мир в системе Гроция становится не концом войны, а ее целью.

Любопытно, но в этом миротворческом контексте Гроций предстает едва ли не основоположником пацифизма. Однако большинство из его нововведений раз и навсегда изменили историю права, а вместе с тем жизнь и статус западного человека.

Гуго Гроций (1583–1645) – голландский ученый, выдающийся политический деятель и юрист, основоположник рационалистической концепции естественного права.

Гуго Гроций (латинизированное имя Hugo Grotius от голландского Huigh de Grool) родился в голландском городе Дельфте. Семья Гроция не являлась коренной в Дельфте, а прибыла сюда в XIV в. из северной Франции.

Необыкновенные способности Г. Гроция проявились уже в детстве: в восемь лет он писал стихи на латыни; в 11 – стал студентом Лейденского университета; в 14 – публично защитил тезисы по философии. В 15 лет ему довелось стать участником посольства во Францию. После непродолжительной беседы Гроция с французским королем Генрихом IV, последний произнес свое знаменитое «Вот чудо Голландии!» В 16 лет Гроцию присвоили степень доктора нрава в Орлеанском университете, но без привычной защиты. Основанием присвоения ученой степени послужило «примерное поведение, глубокое изучение литературы, известное имя и широкий круг знакомств среди ученых».

На родине Г. Гроций сделал головокружительную карьеру. В 1599 г. ему предложили должность адвоката сначала в Суде Голландии, а затем в Высоком суде Голландии и Фрисландии. В 1603 г. он становится историографом Голландии и Западной Фрисландии. В 1607 г. назначается на должность генерального адвоката и первого государственного инспектора в Суде Голландии, Зеландии и Западной Фрисландии. Это наиболее высокая должность, которую мог занимать юрист.

Через несколько месяцев после назначения Гроций женился на дочери старшины одного из городов Зеландии – Марии ван Рейгерсберг (1590–1653), образованной и отважной женщине, которая в самые трудные минуты жизни всегда оставалась опорой для своего мужа.

Примерно в то же время он пишет и частично издает значительную научную работу, опубликованную в 1609 г. под названием «Свобода морей» (на русский язык работа до сих пор не переведена). В ней Гроций опровергает притязания португальцев и испанцев на исключительное господство над морем и мореплаванием, на монополию торговли и запрет торговли другим народам, основанных якобы на титулах первооткрывателей, войны, завладении, папского дарения, давности или обычая. Он завершает свои рассуждения выводами, что Нидерланды должны защищать свое право торговли с туземцами индийского океана миром, договорами или войной. Эта книга имела широкий общественный резонанс, особенно у англичан.

В 1613 г. Гроций был назначен на должность ротспенсионария Роттердама, что было значительным шагом вперед в его политической карьере. Затем Гроций получает место в Генеральных штатах. В том же году он принимает участие в англо-нидерладской конференции, состоявшейся при английском дворе и посвященной вопросам незаконного промысла рыбы в британских водах, а так же конкуренции между Ост-Индскими компаниями обеих стран.

По возвращении домой Гроций был вовлечен в политико-религиозную борьбу двух противоборствующих группировок, стоившую ему карьеры и свободы. Оказавшись в стане проигравшей партии в 1618 г., он был приговорен к пожизненному заключению, а его книги было запрещено не только печатать, но даже хранить.

В тюрьме Гроций написал «Введение в голландскую юриспруденцию» (1621), ставшее учебником в университетах. Основное значение этого трактата заключается в попытке систематизировать право Голландии, состоящее из хаотичного смешения римского реципированного права, обычаев и законов Голландии. В Южной Африке в период 1859–1901 гг. данный трактат был признан официальным правом.

В 1621 г. с помощью жены ему удалось совершить побег – охранник вынес его из тюрьмы в сундуке из-под книг. Гроций бежал во Францию, где был радушно принят королем Людовиком XIII, назначившим ему солидную пенсию.

В ответ Гроций посвящает королю Франции свое главное сочинение «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (1625). Данный трактат обессмертил имя Гроция и сделал его фигуру самой значительной в международном нраве.

Несмотря на хороший прием во Франции, Гроций чувствовал себя изгнанником. Это ощущение усиливалось тем, что он не был принят в официальных политических и научных кругах, по-видимому, из-за его кальвинистского вероисповедания. Более того, в 1626 г. Ришелье, с которым у Гроция не сложились отношения, лишил его пенсии, формально мотивируя это скудностью казны.

Гроций в течение 10 лет не оставлял попыток вернуться на родину. Однако разрешения на въезд в страну от голландских властей он так и не получил; ему было возвращено только конфискованное имущество.

В 1634 г. Гроцию предложили представлять интересы шведской королевы при французском дворе. Последующие 10 лет дипломатической службы не принесли Гроцию удовлетворения ввиду постоянных конфликтов в недружественном французском окружении. Он многократно пытался оставить службу, но каждый раз получал отказ. В 1644 г. королева Швеции все же удовлетворила его просьбу об отставке.

Гроций возвратился в 1645 г. в Стокгольм через Голландию, где соотечественники устроили ему теплый прием. В Швеции он отказался от очередного предложения государственной службы и направился на родину. Только теперь, по прошествии многих лет, власти Голландии, наконец-то, не возражали против его приезда. Но судьба распорядилась по-своему: корабль, на котором плыл Гроций, потерпел крушение, а он, простудившись, заболел и вскоре, 28 августа 1645 г. умер. Последними его словами были: «Понимая многие вещи, я ничего не достиг».

Политико-правовые взгляды Гроция основаны на естественно-правовой теории и исходят из природы человека, социальных качеств людей.

Мыслитель различает право естественное и право волеустановленное. Согласно Гроцию «мать естественного права есть сама природа человека». Естественное право определяется им как «предписание здравого разума». Оно выступает как основание и критерий для различения дозволенного и недозволенного по самой своей природе, а не в силу волеустановленных предписаний или норм. Источником естественного права является именно разумная природа человека, т.е. присущее ему стремление «к спокойному и руководимому собственным разумом общению… с себе подобными». Правила или требования естественного права включают: воздержание от чужого имущества, возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной выгоды, обязательное выполнение обещания, возмещение причиненного ущерба, воздаяние виновникам заслуженного наказания. Предписания естественного права являются вечными и неизменными. И хотя в трудах ученого нередки ссылки на Бога и Священное Писание, однако Бог в доктрине Гроция подчинен законам природы: «естественное же право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом».

Волеустановленное право должно соответствовать предписаниям естественного права. Источником волеустановленного права является либо воля Бога, либо воля людей, поэтому оно делится на право «божественное» и право «человеческое». Человеческое право в свою очередь состоит из внутригосударственного права и права народов (международного права), получающего «обязательную силу волею всех народов или многих из них». Таким образом, все виды права являются производными от права естественного и должны исходить из его принципов и соответствовать им.

Причиной возникновения государства Гроций считал общественный договор. Идея договорного возникновения государства высказывалась в истории политико-правовой мысли задолго до Гроция, но только у Гроция договор о создании государства рассматривается как исходное понятие теории государства, как основа самого государства. Возникновение государства и внутригосударственного права он объясняет естественным стремлением людей к общению. В то же время в догосударственном состоянии людям были свойственны общность собственности и чувство взаимной симпатии, однако с появлением частной собственности и неравенства между ними началась вражда. Убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств противостоять вражде и насилию, люди сознательно объединились в государство. Начиная с Гроция почти все теоретические построения XVII–XVIII вв., объясняющие сущность, причины, способы создания государства, исходили из этой посылки.

Под влиянием идей Аристотеля и Цицерона Гроций определял государство как «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».

Признаком государства является верховная власть. К ее атрибутам Гроций относил: издание законов (как в религиозной, так и в светской сферах), правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться даже несправедливым предписаниям власти. Его позиция сводилась к тому, что поскольку с заключением соглашения (договора) о создании государства и учреждения гражданской власти все люди лишаются своих прав и свобод, постольку они лишаются и нрава на сопротивление. Однако в исключительных случаях он считает возможным сопротивление граждан насилию властей, в частности если насилие угрожает чьей-либо жизни. Следовательно, исключительным случаем, оправдывающим организацию сопротивления верховной власти, является нарушение с ее стороны фундаментального естественного права человека – права на жизнь. Примечательно, что Гроций в данном случае имеет в виду жизнь отдельного человеческого индивида.

Г. Гроций считается отцом науки международного права. Именно ему принадлежит идея анализировать вопросы международного права с точки зрения юриспруденции, а не политики, как это было принято раньше. Гроций приходит к выводу, что предметом юриспруденции являются вопросы права и справедливости. Это отличает ее от предмета политики, изучающей вопросы целесообразности и пользы.

Одним из принципов международного права мыслитель считал незыблемость договоров между государствами. Международные отношения должны опираться на принципы разума, справедливости, права, равенства, сотрудничества, созданного по доброй воле суверенных государств единого международного правопорядка.

Признавая неизбежность войн, Гроций делил их на справедливые и несправедливые. Мыслитель осуждал несправедливые – захватнические войны и считал, что их зачинщики должны нести ответственность. Если же война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчиняться принципам естественного права. Справедливыми он считал войны оборонительные. По Гроцию, всякая война должна вестись с учетом требований и принципов международного права, которое фактически обладает верховенством но отношению к правовым системам отдельных государств.

Книга Гроция «О праве войны и мира» уже в 1627 г. была внесена в Индекс запрещенных книг (издававшийся Католической церковью список книг, чтение которых запрещалось под угрозой отлучения от церкви); тем не менее, за 30 последующих лет вышло более 40 ее изданий

Разработанные Гроцием теория естественного права и идея общественного договора сразу же приобрели интернациональный характер.

Происхождение права и государства

(право, 10 класс,

профильный уровень)

Проблема :

Что появилось раньше:

право или государство?

С. 6:

Какие точки зрения высказывают ученые?

Вспомним:

  • Право — это
  • Государство — это

система общеобязательных,

формально определенных

норм,

санкционированных

и охраняемых государством

для регулирования

общественной жизни

особая организация власти,

обладающая

аппаратом принуждения

и выражающая интересы

народа или его части

Обратим внимание:

  • Планета Земля образовалась около 4,7 млрд. лет назад
  • Жизнь на Земле возникла около 3-3,5 млрд. лет назад
  • Человек появился около 2 млн. лет назад
  • Человек современного типа (Homo sapiens) появился около 40 тыс. лет назад
  • Право и государство возникли около 5 тыс. лет назад

Средства

организации и управления

обществом

Социальные нормы

Власть

способность и возможность

оказывать определяющее

воздействие на деятельность,

поведение людей с помощью

воли, авторитета,

права, насилия

правила поведения,

регулирующие

отношения

между людьми

Социальные нормы первобытного общества

Причины

возникновения

экономические

биологические

природные

религиозно-обрядовые

демографические

санитарно-

гигиенические

психологические

Приведите примеры, иллюстрирующие данные причины

Социальные нормы первобытного общества

Виды

обычаи

простейшие

нормы морали

религиозные

нормы

мифология

табу

Социальные

нормы

Признаки

первобытных

обычаев

Консерватизм

Привычка

в результате

многократного

повторения

Обеспечение

мерами общественного

воздействия

Причины возникновения

права и государства

экономические

социальные

  • переход от присваивающего

к производящему хозяйству

  • общественное разделение труда
  • появление излишков в результате роста производительности труда
  • появление частной собственности
  • разложение рода

и возникновение семьи

  • появление антагонизма
  • раскол общества на классы

Социальные нормы первобытного общества

Нормы

права

государство

род, племя

государственное принуждение

способ

обеспечения

убеждение и принуждение рода, племени

форма

выражения

сознание людей

государственные акты

государственная

воля

воля рода, племени

Слайд «работает» с применением триггеров (интерактивны поля в среднем столбце, при щелчке по ним появляются надписи в соответствующей строке). Порядок работы с линиями сравнения учитель может определять сам.

одновременно с государством

время возникновения

одновременно с человеком

уровень стабильности

динамичны

консервативны

Публичная

власть

Легализованное

принуждение

Административно-

территориальное

деление

Признаки

государства

Государственный

суверенитет

Налоговые

институты

теологическая

ирригационная

насилия

договорная

органическая

Теории

происхождения

государства

произведение сил природы

психологическая

волюнтаристская

патриархальная

классовая

деятельность сильной личности

?: Возможно ли

объяснить причины возникновения государства

в рамках только какой-либо одной теории?

Теории образования государства

1. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ – государство происходит из семьи, это результат разрастания семьи. Государственная власть есть продолжение власти отца.

Автор –

АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ (384 – 322 до н.э.)

Аристотель – древнегреческий философ и ученый-энциклопедист

Теории образования государства

2. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ – государство является результатом божественного сотворения мира.

Автор – ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274) –был самым влиятельным богословом эпохи Средневековья.

Carlo Crivelli — Saint Thomas Aquinas .

Теории образования государства

3. ДОГОВОРНАЯ – государство возникло как объединение людей на добровольной основе (договоре).

Авторы:

ГУГО ГРОЦИЙ

(1583-1645)

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632-1677)

Гуго Гроций : юрист-легенда и отец международного права.

Теории образования государства

4. РАСОВАЯ – люди делятся на высшие и низшие расы.

Первые призваны господствовать.

Автор – ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844 — 1890) –

немецкий философ представитель иррационализма.

Фридрих Вильгельм Ницше подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию.

Теории образования государства

5. ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ – государство возникает как завоевание одной части общества другой

Автор –

КАРЛ КАУТСКИЙ

(1854 – 1938)

Карл Каутский немецкий экономист, историк и публицист,

один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии.

Теории образования государства

6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — у одних людей есть потребность властвовать, а другие способны лишь подчиняться

Автор – ЛЕВ ПЕТРАЖИЦКИЙ

(1867 – 1931)

Петражицкий Лев Иосифович русский правовед,

социолог, автор психологической теории права

Теории образования государства

ВОПРОС:

Какая из теорий вам кажется наиболее правдоподобной и почему?

создание законов — только государство обладает исключительным правом издавать законы

единство территории – государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определенной территории

налоговые сборы – обязательные сборы в пользу государства (на содержание госаппарата, армии, развитие образования, здравоохранения и т.п.)

суверенитет Внутренний суверенитет – верховенство государственной власти. Внешний суверенитет – независимость от других государств.

публичная власть – специальный аппарат, включающий и органы принуждения. Ее особенность – распространяется на все население страны.

Проблема :

Что появилось раньше:

право или государство?

Какой из признаков не характеризует государство?

политические партии

суверенитет

Поля ответов интерактивны (неправильный вариант исчезает, правильный выделяется).

правоохранительные органы

публичная власть

Признаком любого государства является

президентское правление

государственный суверенитет

федерализм

независимость судебной власти

Любое государство характеризуется

политическим плюрализмом

верховенством права

наличием аппарата управления

соблюдением прав человека

Домашнее задание:

  • § 1
  • Вопросы
  • Задания

Биография Гроция Гуго

Гроций Гуго ( 1538 — 1645 ) — известный голландский юрист, государственный деятель и писатель, родился в 1583 г.
Восьмилетним мальчиком он писал уже латинские стихи; в одиннадцать лет он сделался студентом лейденского университета. Здесь он удивлял своих учителей (Скалигера, Юния и др.) своими обширными познаниями, к которым, казалось, и университет не мог ничего прибавить.
15 лет Гроций участвовал в посольстве, отправленном во Францию, ко двору Генриха IV. Король уже раньше знал Гроция по оде, посвященной ему, и, представляя его своим царедворцам, воскликнул: «вот чудо Голландии».
В Орлеане Гроций изучал право. Вернувшись на родину, он занялся адвокатурой, выступая иногда и на ученом поприще; так он издал «Satincon» Марциана Капеллы, снабдив его очень ценными комментариями.
Тогда же он перевел и некоторые математические и астрономические сочинения классических писателей и написал три латинских трагедии («Adamus exul», «Chris tus patiens» и «Sophomphaneos»).
В 1601 г. Гроций был назначен историографом Голландской республики, в 1607 г. — генеральным фискалом, в 1618 г. — ратспенсионарием в Роттердаме. В этой должности, соответствовавшей должности синдика в немецком городе, он принял участие во внутренних политико-религиозных распрях страны, как сторонник знаменитого Ольденбарневельда. Победителем из борьбы вышел Мориц Оранский, представитель идеи централизации.
Ольденбарневельд был казнен (1619); Гроций заключен в тюрьму, но бежал во Францию, где провел 11 лет, пользуясь пенсией от Людовика XIII. После неудачной попытки снова водворяться на родине, Гроций, по предложению шведского канцлера А. Оксенштирна, перешел на службу к стокгольмскому двору (переписка Гроция с канцлером теперь издана) и был назначен шведским послом в Париж (1634). В 1645 г. Гроций вышел в отставку и в том же году умер.
Несмотря на чрезвычайно сложную общественную и дипломатическую деятельность, Гроций успел оставить после себя ряд трудов богословских, юридических, исторических и смешанного содержания.
Из его богословских трудов самые известные: комментарии на св. Писание («Annotationes in Vet. et in Novum Testam.»), которые Лейбниц предпочитал всем до него существовавшим; «De veritate religionis christianae» (1662), перевод, не только на европейские, но и на азиатские языки; «Via ad pacern ecclesiasticam».
Сын Гроция издал все богословские трактаты отца в Амстердаме («Opera Theologica»). О религиозных воззрениях Гроция см. Creuzer, «Luther и. Н. Grotius» (Гейд., 1846). Из юридических сочинений Гроция самое замечательное — «De jure belli et pacis», благодаря которому он считается, по справедливости, основателем всеобщего государственного права, философии права и международного права.
Гроций исходит из идеи общежительности (sociabilitas); принципом права он считает безопасность общества (societatis custodia). Это право он называет естественным, его источник видит в здравом смысле; оно отличается от позитивного права, божественного или человеческого, которое всегда произвольно.
Божественное право, в его глазах — право общее, относящееся ко всему человечеству; он его ставит рядом с естественным правом; но он допускал еще специально божественное право, приложимое к одним израильтянам. Гроций дал толчок изучение права; стали открывать кафедры с специальною целью изучать и комментировать его знаменитый трактат. См. Herlenstein, «Darstellung der Rechtsphjlosophie des H. Grotius» (1850); Hely, «Elude sur ie droit de la guerre de Gr.» (1875).
Очень известен в XVII столетии был и трактат Гроция «De Man libero». Этот труд он написал против притязания Испании на исключительное право торговли в Индии; он защищал здесь проект свободного пользования морями. Этот трактат изучался всеми прибалтийскими государями в разгар борьбы из-за «dominium maris Baltbici».
К юридическим трудам Гроция следует отнести еще «De imperio summarum potesta tum circa sacra» (1677). Большое значение имеют и исторические труды Гроция. Благородный патриот с особенным воодушевлением занимался историей своей родины; «Annales et historiae de rebus Belgicis» доставили Гроцию почетное место в историографии XVII стол. и до сих пор не потеряли своего значения.

Гуго Гроций (1583-1645) — первый крупный теоретик естественного права. Его главный труд — это три книги «О праве войны и мира». В них объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права.

Под естественным правом он подразумевал то, «что возникает из самой природы» в отличие оттого, что является следствием волеустановленного (например, возникновение государства путем договора, его прав и законов). Естественное право, которое покоится на основе требований здравого разума, считал Гроций, облекается в научную форму. Волеустановленное право изменчиво во времени, неодинаково в разных местах. Но надо стремиться к тому, чтобы волеустановленное право исходило из естественного права. Не будучи в полной мере свободным от теократических подходов, Гроций предполагает, что божественное право есть проявление волеустановленного права. Но Богу чужда неправда, поэтому он не может предписать что-либо противное естественному праву.

Гроций исследовал раннюю историю человеческого общества, именуемую им как «естественное состояние без государства и частной собственности». Стремление людей к общению, а не божественное установление побудило их заключить договор о создании государства, цель которого — защита частной собственности, соблюдение права и общей пользы. Важнейшим признаком государства является верховная власть, непосредственным носителем которой, в зависимости от формы правления, может быть одно лицо, группа лиц или собрание либо их сочетание.

Международное право Гроций рассматривает с позиции общей оценки права, отличительным признаком которого является сила. Поэтому война, как состояние борьбы силы, не противоречит естественному праву. Но это не означает, что все войны допустимы.

Гуго Гроций первый из идеологов ставит на научно-теоретическую основу проблему о справедливых и несправедливых войнах. Справедливые войны — оборонительные, для сохранения целостности государства, защиты имущества; несправедливые — захватнические, в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов. Конечной целью войны должно быть заключение справедливого, основанного на естественном праве мира. Разработанная Гроцием теория естественного права и общественного договора быстро приобрела сторонников в других странах. А его учение о мире, основанное на принципах равенства и сотрудничества между народами и государствами, на идее международного правопорядка, дало основание считать Гуго Гроция «отцом международного права».

Шестаков С.Ю. История политических и правовых учений. 2010

Добавить комментарий