Гуманизм принцип

Основу конституционализма составляет идея гуманистического развития государства и общества, главный смысл которой – ориентация общественного и человеческого сознания на установление мира и гармонии, поиска согласия и поступательного развития. Высшее проявление гуманизма – права и свободы человека и гражданина, их обеспечение государством и обществом.

Гуманизм прав и свобод проявляется не в существовании их как таковых, а в том, что формулировка прав и свобод базируется на нравственных и духовных ценностях, на гуманистической задаче гармоничной жизни личности в обществе и государстве, на Земле в целом.

Гуманистическая направленность Российской Федерации емко выражена в ст. 2 Конституции РФ, определяющей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Сам человек и гражданин рассматривается как личность, положение которой в государстве и обществе строится на признании всеобщности и универсальности действия прав и свобод, а также равноправия граждан Российской Федерации.

Выражение «высшая ценность» – не юридическая, а нравственная категория, но, попадая в конституционный текст, она превращается в категорию правовую, т.е. в обязательное правило для всех членов общества – как облеченных, так и не облеченных властью.

Правовой принцип о высшей ценности нрав и свобод был выработан и закреплен благодаря демократическим движениям и опыту конституционного развития стран Западной Европы, США, а также стремлениям либеральных и демократических движений России с начала XIX в.

Конституционным определением прав и свобод человека как высшей ценности Российская Федерация признала требования таких общепризнанных актов международного права, как Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Устав Совета Европы от 5 мая 1949 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и многих других.

Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения. Вместе с тем это не означает, что государство полностью воздерживается от участия в сфере прав и свобод граждан, в отношениях, складывающихся в гражданском обществе. Не вмешиваясь без объективной потребности в эти отношения, оно в то же время обязано не допускать злоупотребления правами и свободами, ибо их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц, в том числе общие законные интересы.

Признавая конституционные права и свободы, государство в законах конкретно определяет содержание, объем, пределы этих прав, гарантии их соблюдения, а также обязанности каждого человека (например, уплата налогов, охрана окружающей среды) и гражданина (военная служба и др.).

Согласно ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека в Российской Федерации неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это говорит о том, что в основу современной российской государственности положены гуманистические идеи о незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина.

В ст. 18 Конституции РФ провозглашается, что права человека и гражданина определяют смысл, содержания и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях столкновения прав и свобод с принципом целесообразности при решении того или иного вопроса приоритет должен отдаваться правам и свободам.

Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Признание означает закрепление в Конституции РФ и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права. Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми. Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает отсутствия у государства права ограничивать действия людей, поскольку ограничение необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Отделить такую ограничительную, а по существу правозащитную, деятельность государственных органов от соблюдения прав и свобод человека часто бывает очень трудно, но без такой четкой границы деятельность государства грозит выродиться в произвол.

Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется и в подходе к институту гражданства, под которым понимают правовую связь лица с конкретным государством, ведущую к установлению взаимных прав и обязанностей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного лица в полном объеме. Разница между правами человека и правами гражданина может быть невелика, однако только гражданство предоставляет права в сфере осуществления государственной власти (например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти). Преимущество гражданства заключается также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами страны.

К основам конституционного строя относится также закрепленный в ст. 6 Конституции РФ принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. Это означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в гражданстве и различие между гражданством по рождению и гражданством приобретенным.

Для Конституции РФ и действующего российского законодательства характерны широта охвата прав и свобод, детальное регулирование их отдельных видов, создание разветвленной системы гарантий правового положения личности.

Гуманность права – одна из базовых характеристик, которая обеспечивает возможность выполнения правом своих функций. Уголовное право регулирует вопросы применения мер принуждения к преступникам – самым опасным из правонарушителей. Что есть гуманизм в уголовном праве? Какова должна быть его реализация в конкретных нормах уголовного права?
Многие считают, что гуманизм проявляется посредством наличия в уголовном праве механизмов, направленных на облегчение условий жизни лицам, отбывающим наказание и вообще лицам, совершившим преступления. Например, это амнистия, обратная сила уголовного закона, смягчающего наказание или устраняющего преступность какого-либо состава. Сюда же можно отнести установление за отдельные преступления более мягких наказаний либо специальных условий освобождения от уголовной ответственности (в ряде норм Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) такие условия указываются в примечаниях к статьям, посвящённым конкретным преступным составам).
Данное понимание нередко происходит из восприятия уголовного права в качестве некоего карательного инструмента, «меньшего из зол».
Однако следует понимать, что гуманизм – это вовсе не «жалость» к преступнику, а обеспечение оптимального развития и безопасного существования общества посредством защиты его интересов, а также интересов государства и личности. Уголовное право – это вовсе не «карательная», «тёмная сторона» права, это один из инструментов устранения негативных проявлений жизни общества, средство гуманизма.
Следует понимать, что уголовное наказание – это не «месть» преступнику за нарушение какой-то нормы права. Это комплекс мер, направленный на достижение трёх целей (ст. 43 УК РФ): восстановление социальной справедливости; исправление осуждённого; предупреждение совершения новых преступлений (в теории права это называется частной и общей превенцией).
Таким образом, сущность наказания является вовсе не карательной (обращённой к преступнику). Это – цепочка действий конструктивного характера, которые призваны восстановить справедливость, исправить осуждённого и предупредить совершение новых преступлений. В этом и заключается реальный гуманизм права – и к обществу, и к преступнику.
На это можно возразить, приведя в пример изъяны исправительной системы, условия содержания в местах лишения свободы и т.д. Однако следует понимать, что к праву как таковому эти негативные аспекты нашей действительности не имеют прямого отношения. Это как раз говорит о том, что применение права далеко от совершенства, и его нужно оптимизировать. Но непрофессионализм, коррумпированность и организационные изъяны отдельных правоприменителей ни в коей мере не могут быть расценены как основание для дискредитации права и его норм. Коррупционная деятельность и злоупотребления сами являются преступными, потому проблематика касается исключительно организационного аспекта, направленного на оптимизацию работы правоохранительных органов и исправительной системы – чтобы цели, заложенные в праве, достигались.
Гуманизм права заключается в защите общества, поддержании правопорядка и оптимальном регулировании общественных отношений в целях обеспечения благоприятного существования и развития общества, а также – в конечном счёте – каждой личности.
Неверная трактовка сущности гуманизма права приводит к проявлению «гуманности» к лицу, совершившему преступление, – в ущерб гуманизму, который необходимо проявлять к обществу, государству, личности, чьи интересы нарушаются преступником. Подобные действия препятствуют достижению определённых правом целей наказания. Достижение этих целей необходимо для обеспечения общественной безопасности.
А невыполнение правовых норм влечёт нарушение принципа гуманизма, так как право призвано именно обеспечивать гуманизм.
Каково должно быть проявление гуманизма в конкретных нормах уголовного права?
Вопрос об обратной силе уголовного закона
В ст. 10 УК РФ речь идёт о действии обратной силы уголовного закона, устраняющего преступность деяния, смягчающего наказание или иным способом улучшающего положение лица, совершившего преступление.
Это значит, что если был принят закон, улучшающий положение преступника, то должна действовать его обратная сила, т.е. этот закон будет распространять своё регулирование не только на вновь совершаемые преступные (или уже не преступные) деяния, но и на совершённые в прошлом. Таким образом, если преступник, например, отбывает наказание за совершённое ранее преступление, а вновь принятый закон упраздняет преступность данного деяния, то данное лицо должно быть освобождено.
Однако данная статья прямо противоречит ч. 1 ст. 9 УК РФ: «Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния».
Это значит, что лицо, совершившее преступление, должно быть привлечено к уголовной ответственности в соответствии с действующим на момент совершения преступления Уголовным законом. Наказание также назначается в соответствии с действующим на момент совершения преступления Уголовным законом.
К примеру, Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ было декриминализовано оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК РФ). Ранее данное деяние считалось преступлением. Так, приговором Фурмановского городского суда Ивановской области от 26 июня 2002 г., гражданин был осуждён по ст. 264 ч. 2 УК РФ к 4 годам лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на три года, по ст. 265 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы без лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности. Позже постановлением президиума Ивановского областного суда от 6 сентября 2002 г. по делу N 44у-71 наказание было изменено, и по ст. 265 УК РФ гражданин был осуждён к 2 годам лишения свободы.
Декриминализация данного деяния приводит к освобождению совершившего его лица.
Преступление – это всегда виновное деяние. Лицо, совершая это деяние, совершает его виновно, то есть знает или должно знать об общественной опасности совершаемого деяния, его противозаконности и наказуемости. В таком случае, если вина соответствует норме действующего на тот момент Уголовного закона, то и наказание должно соответствовать этой вине, в соответствии с ч. 1 ст. 9 УК РФ.
Как уже говорилось выше, ключевым для понимания сущности уголовного права и уголовного наказания должно быть восприятие наказания не как «мести» за конкретное преступление, а как комплекса мер, направленного на достижение нескольких целей. Речь не идёт о том, что преступника нужно «покарать». Исходя из такого понимания, может сложиться впечатление, что, если преступление перестало квалифицироваться как таковое, то есть деяние было декриминализовано, то «карать» больше не за что, и преступник должен быть освобождён.
Однако не учитывается то, что наказание подразумевает полноценное исправление преступника, т.е. в том числе и морально-исправительный процесс, изменяющий личность в лучшую сторону, устраняющий его правовой нигилизм. Преступления порождаются правовым нигилизмом. Если лицо совершило нарушение уголовного права, значит, требуется исправление. Если деяние декриминализировано, то это не значит, что лицо в прошлом не совершало преступление под воздействием своего правового нигилизма. И это также не значит, что данное лицо больше не совершит новых преступлений. А предотвращение совершений новых преступлений – это ещё одна из целей уголовного наказания. Что касается такой цели, как восстановление социальной справедливости, то речь идёт о защите прав общества, государства и лиц, которым преступник причинил ущерб своим преступлением. Прерывание уголовного наказания как процесса, которое произойдёт в случае действия обратной силы закона, улучшающего положение преступника, также препятствует достижению этой цели. Получается, что никто не застрахован от ситуации, когда права, которыми кто-либо обладает, не будут защищены, так как в будущем, возможно, может быть принят закон, декриминализирующий какое-либо преступление. А это является также и нарушением принципа неотвратимости наказания, который позволяет эффективно решать проблему преступности.
Из данных проблем следует сделать вывод, что закон здесь не может иметь обратной силы, так же, как и в случае, когда наказание усиливается или положение лица ухудшается. Именно равное отношение к обратной силе закона и в случае улучшения, и в случае ухудшения положения преступника позволяет достичь оптимального правового баланса, способствующего достижению целей уголовного права и, в частности, целей уголовного наказания.
«Закон обратной силы не имеет» — это утверждение, свойственное самой сущности права. В погоне за гуманизмом не следует делать изъятия из закона, нарушая принципы права, которые исторически на гуманизме же и строятся. Право создано для упорядочивания отношений в обществе, для обеспечения его безопасности – в этом и проявляется гуманизм: в обеспечении порядка и безопасности.

Как течение философской мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения (XV-XVIвв.) и достиг своей высшей точки развития в работах просветителей ХУШв., которые не только выражали уважение к человеку, но и требовали создания благоприятных для него условий общественной жизни.

Политические требования, проникнутые духом гуманизма, нашли свое воплощение в так называемых буржуазных правах и свободах, которые были завоеваны в ходе длительных гражданских и религиозных войн, сопровождавших в Европе эпоху Реформации. Новый юридический статус был нужен человеку для утверждения и развития своей «естественной» природы. Однако в XIX веке К.Маркс убедительно доказал, что отчужденному человеку предоставление политических свобод содействует лишь отчуждению. После Маркса гуманизм стал пониматься как возвращение человеку человеческого, как преодоление отчуждения.

С точки зрения марксизма, гуманизм как последовательно проведенный принцип социальной политики — это, во-первых, осуществление социалистической революции, в ходе которой уничтожаются эксплуататорские классы, и, во-вторых, упразднение частной собственности, т.е. упразднение труда в условиях частной собственности, когда рабочий отдален от продукта собственного труда4.

Российские коммунисты упразднили частную собственность насильственно, когда сохранялись объективные предпосылки отчужденного труда и существования классов. Поэтому советский человек остался отчужденным — он стал рабом коллективной собственности и коллективных форм жизни. Понимая это, мы должны видеть источник реабилитации марксизма. Поэтому вопрос о способах преодоления отчуждения человека в современном мире имеет не только философскую, но и политическую окраску. Политическая власть в России неустойчива не в силу невыполнения обещанных реформ, а по причине своей антигуманности. Это обстоятельство объясняет склонность российского правительства и парламента к непрерывной демонстрации любви к социально незащищенным группам населения.

Понимание гуманизма как преодоления отчуждения, т.е. возвращения человеку человеческого, имеет неявную гипотезу в виде убеждения в изначальной доброте человека. Только будучи уверенным в том, что человек по своей природе добр, можно без опасения требовать человечности. Но если человек по своей природе зол? В этом случае человеку непозволительно быть самим собой, и гуманизм оказывается губительным для человеческой цивилизации.

Мы здесь вновь возвращаемся к вопросу о сущности человека. Человек — существо духовное, способное к трансцендентному. Он постоянно ведет борьбу с ситуацией, которая ограничивает его бытие. Чтобы сохранить конечное, он вынужден стремиться к бесконечному. Чтобы устроить свои земные дела, он должен воспринимать себя частицей Космоса. В христианской философии это однозначно выразил Н.А.Бердяев: «Человечен не человек, а Бог»5.

По своей природе человек ни добр, ни зол. Он — сама возможность того и другого. Но добро оказывается недоступным, когда в центр мироздания человек ставит самого себя. Делать добро — это признавать значимость другого. Самовозвеличивание человека рискованно для общества и природы: посягая на мировые законы, он лишает себя здоровой среды и безопасных условий деятельности.

В мире нельзя существовать не сосуществуя6. Нельзя не считаться с иерархией мира, с подчиненностью человека природным законам и всеобщей гармонии. Как только человек отъединяет себя от мира, пытаясь частным образом достичь благополучия за счет чего-то иного, он неизбежно наказывает себя либо последующие поколения — в XX веке это стало очевидным для всех (безумное отношение к природе, вооружение в ущерб коллективной безопасности, достижение социальной справедливости на костях свергнутых эксплуататорских классов и т.д.).

Стало быть, основное требование гуманизма состоит в осознании своего единства с миром, с другими людьми. И.Кант сформулировал этот императив в виде морального запрета относиться к человеку как средству достижения собственной цели. Человек — не средство, а цель7.

Но что это значит — относиться к человеку как цели? Цель предполагает стремление к ней. Можно ли стремиться к тому, что вызывает ужас, отвращение или безразличие? Здесь, пожалуй, мы подошли к главному.

Гуманизм своим содержанием имеет любовь к человеку. Только в этом случае оправданно стремление к нему, лишь в этом случае мы искренни в сближении с другими людьми. Единство с миром доступно лишь тем, в ком нет ненависти и страха.

Любовь — это состояние человека, когда он всецело принадлежит миру. Эта принадлежность другому переживается человеком с радостью и ликованием, однако было бы грубой ошибкой называть любовью собственно эмоциональное переживание человека. Любовь — это полнота человеческого бытия, поскольку мне нет надобности отгораживаться от внешнего мира или другого человека. Любовь побуждает к заботе и уважению, проникновению в мир другого человека и самоотдаче8.

Какие же отсюда следуют выводы для разумной правовой политики? Разумеется, дело не в том, чтобы обязать человека к любви, хотя в политике этого домогаются многие лидеры. Если любовь возможна как переживание единства человека с человеком, человека с миром, мы должны признать, что всякое следование норме и формальное подчинение закону исключают гуманное отношение к человеку. И гуманизм права определяется мерой, в которой возможно правоприменителю или исполнителю норм права доверяться собственным человеческим переживаниям — любви и состраданию, что противоречит нормативной природе права. Это противоречие резко и однозначно сформулировал Н.А.Бердяев: «Этика закона—беспощадна к человеческой личности»9.

Во-первых, гуманизм, положенный в основу права, обязывает законодателя допустить возможность таких поступков, в которых интересы конкретной личности ставятся выше интересов справедливости. В соответствии с принципом гуманизма решения суда, должностных лиц или рядовых граждан должны определяться интересами личности. Это предполагает доверие государства к тем, кто принимает решения — суду присяжных, конституционному суду и т.д.

Во-вторых, государство, придерживаясь принципа гуманизма, обязывает себя уважать выраженную в правовых поступках волю. Оно не вправе предрешать вопрос о том, что добро и что предпочтительней для тех или иных участников правоотношений. Поэтому гуманизм исключает патернализм в государственной жизни, когда власть претендует на покровительство несмышленого народа.

В-третьих, государство обязано создать процессуальные гарантии судьям, коль скоро тем предоставляется возможность принятия решения в акте личного сопереживания. Судьи не обязаны отчитываться перед кем-то относительно мотивов принятого решения.

Мы видим, что гуманизм весьма труден для реализации в правовой жизни. Его последовательная реализация подрывает исходные основания права, в частности, его нормативную природу и принцип справедливости, без которых нет ни права, ни правосудия. Поэтому общество принимает этот принцип постольку, поскольку его осуществление не нарушает других, более фундаментальных основ социально-правового устройства.

Становясь фактом правовой жизни, гуманизм содействует человеческой солидарности и взаимопроникновению интересов. Отказ от гуманизма лишает право экзистенциальной опоры, которой является личность. В этом случае оно утрачивает для личности всякую ценность, сохраняя при этом функции, свойственные ему как социальному институту. Такое положение дел не исключает постановки вопроса о «социальной ценности» права, поскольку оно остается средством социального управления, общения, производства духовных ценностей и утверждения их в отношениях между людьми. Но эта жизнь права индивиду, стремящемуся к обретению свободы, безразлична.

1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Комментарий к статье 7

Принцип гуманизма, закрепленный в ст. 7 УК РФ, состоит в том, что уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека, а наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Гуманизм уголовного законодательства Российской Федерации проявляется в первую очередь в том, что, применяя наказание, государство не стремится отомстить преступнику за совершенное им деяние, причинить ему физические или психические страдания, унизить человеческое достоинство. Хотя, несомненно, наказание причиняет и должно причинять страдания, лишает преступника определенных благ (иначе оно не было бы наказанием), но целью наказания является исправление лица, совершившего преступление, привитие ему навыков правопослушной жизни, привлечение к общественно полезной деятельности и тем самым возвращение в общество его полноправным членом. Гуманизм уголовного закона проявляется и в том, что наказание не только служит фактором воздействия на лицо, совершившее преступление, но и служит предупреждению преступлений, удерживая от их совершения и, следовательно, избавляя лицо от кары, являющейся элементом наказания.

Уголовное законодательство, обеспечивая гуманное отношение к человеку, не содержит в себе тех видов наказаний, которые сопряжены с причинением человеку излишних страданий, унижения, позора и мучений. В ст. 21 Конституции РФ отмечено: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Отрицание жестоких видов наказания, пыток принято и мировым сообществом (Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г., Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 г.), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.)).

Принцип гуманизма нашел свое отражение и в ряде уголовно-правовых институтов, позволяющих смягчить наказание, применить его условно, освободить от наказания, отбывания наказания, освободить от уголовной ответственности. Государство, исходя из принципа гуманизма, стремится без необходимости не применять меры уголовно-правовой репрессии, сокращает основания применения наиболее жестких из них, например пожизненного лишения свободы и смертной казни. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что принцип гуманизма заключается в установлении уголовным законом минимума мер уголовно-правового принуждения и их направленности на достижение цели социализации человека, совершившего преступление.

После второй мировой войны во многих европейских странах начался период демократизации, гуманизации. Из бывших колоний в метрополии стали приезжать многочисленные искатели работы и лучшей жизни из Африки, Азии и других континентов. ООН разработала и приняла Декларацию прав человека 1948 г., в соответствии с которой стало развиваться национальное право демократических государств. Впервые высший законодательный документ – Основной закон ФРГ 1949 г. в ст. 20 закрепил положение о том, что «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством». После этого события стало модным быть и слыть государством демократическим и социальным. Принимаемые новые конституции и законы стали широко употреблять такие характеристики государств, как «социальное», «государство благоденствия» (Великобритания, Норвегия, Австрия, Швейцария).

В 80-е гг. Бразилия, Колумбия, Перу и др. и в 90-е Россия, Украина и другие страны закрепили в своих конституциях статьи о социальном государстве. В целом с конца 40‑х гг. до настоящего времени произошло нормативное закрепление характеристики государств как социальных, что стало одной из сущностных характеристик гуманного государства.

По сути, социальное государство, как и учения о нем, возникает на базе правового государства.

Сами названия «правовое государство» и «социальное государство» некорректны, так как все государства имеют право и состоят из определенного социума. Куда вернее название «гуманное государство», тем более что хорошо известно понятие «гуманный закон».

Государственная власть в гуманном государстве обязана поддерживать равенство в правах и свободах всех классов, наций и иных социальных общностей, а также отдельных индивидов.

В настоящее время лидером в практике построения гуманного государства считается США. В конце XX в. на планете не было и нет другой страны, которая бы обладала таким влиянием на другие государства и народы, где граждане пользовались бы таким набором социальных услуг, где уделялось бы такое большое внимание развитию науки, образования и здравоохранения. Специфика государственной власти в США определяется не только историей становления этого государства, его культурой, экономикой, но и религией. Именно благодаря протестантизму здесь развивалась капиталистическое предпринимательство, поскольку протестантизм осуждает желание быть бедным, проповедует прагматизм. Принадлежность к церкви рассматривается как одно из условий порядочности человека.


В этом отношении хорошим примером может служить история жизни Дж. Рокфеллера-старшего (1839–1937), который рассматривал достаток как благословение свыше. Американцы гордятся своими правами человека, хотя и здесь не всегда все выполняется. Как и во всех социальных государствах, в США велика роль высшего органа законодательной власти – Конгресса, состоящего из двух формально равных палат – сената и палаты представителей, которые избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Глава исполнительной власти на федеральном уровне – президент США – избирается на 4 года путем двухступенчатых косвенных выборов. В силу 22-й поправки (1947) к Конституции США одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух раз. В США существует реально действующий институт импичмента.

Он начинается с инициативы импичмента по решению юридического комитета палаты представителей Конгресса, которая рассматривает это решение, и после прений простым большинством голосов от общего числа членов принимает решение о выдвижении обвинения против должностного лица и предания его суду сената. В сенате вопрос слушается как обычное судебное дело, а решение принимается, если за него проголосовало 2/3 его членов. Так осудили четырех судей, привлекали к суду президентов США Джонсона (1868), Никсона (1974) и Клинтона (1999). Хотя президенты США не самые любимые государственные деятели в современном мире, ни у кого не вызывает сомнения демократический характер выборов.

Съезды республиканцев и демократов, выдвигающие кандидатов в президенты США, широко транслируются в средствах массовой информации. Обсуждаются не только сами кандидаты, их близкие, но и уровень порядка и сервиса на съездах. Главное, на что делают акцент претенденты на пост президента США, это доказать, что при их правлении безопасность государства и его граждан будет максимальной, что они будут стремиться к установлению равенства в образовании, здравоохранении и медицине. Президенты США ставят цель сделать свою страну сильнее, сплоченнее и более уважаемой в мире. США в современном мире являются единственной супердержавой, межконтинентальной империей, но США не достигли еще уровня гуманного государства.


Гуманным государством является Швейцария. Тот, кто побывал в Швейцарии, смог почувствовать своеобразие этой страны. Этоиспытывали в свое время М. А. Бакунин, В. И. Ульянов (Ленин) и др. Страна демократическая, доступная, повсюду уважительное отношение людей друг к другу. Все это свидетельствует о высоком уровне общей и правовой культуры граждан, материальном достатке населения. Возникает мысль, что в стране цветов, чистоты и порядка население обладает высокой политической и правовой культурой, имеет гуманную государственную власть.

Глава 3 Федеральной конституции Швейцарской конфедерации устанавливает, что Конфедерация и кантоны принимают на себя обязательства в дополнение к индивидуальной ответственности и личной инициативе в том, чтобы любое лицо пользовалось социальным страхованием, услугами здравоохранения, семья была защищена, а ее создание поощрялось, любой трудоспособный мог обеспечить свое содержание трудом на справедливых условиях, иметь жильё, а лица трудоспособного возраста могли получить начальное и непрерывное образование, соответствующее их способностям. Конфедерация и кантоны принимают на себя обязательства по защите граждан в старости, а также инвалидов, больных, безработных, сирот и вдов.

Проблемы есть в любом государстве, но решают их по-разному. Легитимность государственной власти в гуманном государстве зависит от того, насколько часто она советуется с народом, проводит референдумы.

Первый референдум в мире прошел в 1439 г. в Швейцарии. Референдум как форма непосредственной демократии предусмотрен ныне конституциями более 20 государств, а в 13 государствах он проводится, не будучи закрепленным в конституции.

Референдумы возможны по законопроектам, действующим законам, важным вопросам государственного значения, в соответствии с конституцией Швейцарии и другими законами; по вопросам местного значения, которые проводятся в соответствии с конституцией, законами и уставами муниципальных образований.

Законодательство демократических стран выделяют такие виды референдумов, как конституционный; обычный; дозаконодательный (консультативный); послезаконодательный; обязательный; факультативный; местный и др. В Швейцарии есть и свои специфические проблемы, а также проблемы, свойственные всем странам с рыночной экономикой. Потерявший работу в течение года получает пособие в размере 90% от заработной платы.

Достаточно интересен и поучителен опыт Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. В Великобритании имеется специальное законодательство против дискриминации по расовому и половому признаку (Акт о расовых отношениях 1976 г., Акт о дискриминации по признаку пола 1975 г. с поправками 2002 г.).

Они закрепляют равенство в трудовой и социальной сферах, устанавливают ответственность за проявление дискриминации. С 1918 г. мужчины, достигшие 21 года, получили право голоса, а женщины с 30 лет. С 1999 г. женщины стали иметь это право с 21 года.

Граждане Великобритании обладают всей полнотой прав и свобод. Гражданство в порядке натурализации предоставляется тем, кто прожил на территории Великобритании определенное время, добропорядочен, хорошо знает английский язык (гэльский – для Шотландии, валлийский – для Уэльса), постоянно проживает или работает в Великобритании. При заключении брака с гражданином Великобритании требования упрощаются. Гражданство британских зависимых территорий не предусматривает права свободного въезда на территорию Великобритании, но позволяет в упрощенном порядке получить гражданство Великобритании.

Главным правом личности по законам Великобритании является право не подвергаться произвольному и безосновательному физическому ограничению свободы, что закреплено было еще в 1679 г. в Хабеас корпус. К личным правам относится тайна переписки и телефонных переговоров, защита от электронных средств контроля за личной жизнью, свобода совести и вероисповедания, неприкосновенность жилища.

К числу гуманных государств приблизились и многие государства Востока. Так, в Омане при абсолютной монархии существуют бесплатное образование и медицинское обслуживание.

Эффективность реализации правовых норм всегда рассматривалась как соотношение между фактическим результатом их действия и социальными целями, для достижения которых эти нормы были приняты. Массовое отклонение реального поведения людей от предписанного правовой нормой, исключает ее эффективность.

Некоторые нормы Конституции РФ не реализуются на практике, так как нет условий их реализации, и во многом не способствуют развитию общества и государства, а поэтому в ближайшее время должна быть принята новая конституция, закрепляющая суверенитет российского народа, оптимальную форму государства, обязанность государства обеспечивать права граждан на труд и другие права и свободы.

В СССР в конце 1960-х – первой половине 1980-х гг. формировалось гуманное государство социалистической модели, соответствующее существующему тогда в стране уровню развития экономики и общей культуры населения. В стране была ликвидирована безработица, реализовывались права на труд, бесплатное образование и здравоохранение, на достойную заработную плату и материальное обеспечение в старости.

В гуманном государстве одной из важнейших задач является и укрепление здоровья людей. Конституция РФ 1993 г. ст. 7 закрепила, что Российская Федерация есть социальное государство. Социальное государство должно проводить гуманную политику. Государственная власть гуманного государства действует в соответствии с законом.

Гуманное государство – это явление конкретно-историческое, которое имеет тенденцию своего развития по пути совершенствования формы государства. В этом государстве создается то первичное, без чего невозможна реализация и защита прав граждан – эффективная система управления и обеспечения безопасности всего общества и государства, ведется активная борьба с преступностью и сепаратизмом, отсутствует коррупция и мафия, улучшается качество и уровень жизни граждан. Такая модель гуманного государства формировалась в СССР в конце 60-х – первой половине 80-х гг.

В гуманном государстве создается механизм сверхсильной власти, который поддерживает справедливый правопорядок, внутреннее общественное спокойствие. В то же время в стране наблюдается паритет интересов государства и граждан, их прав и свобод, существует идеологический и политический плюрализм, судебная защита прав индивида от незаконных действий государства в лице его органов и должностных лиц, право на обращение в суд в случае несоблюдения конституции.

Добавить комментарий