Хабеас корпус

Одним из наиболее важных, давно существующих и действенных способов защиты личной свободы граждан, способствовавших предотвращению произвола исполнительных органов и их должностных лиц, осуществлявших задержание подозреваемых, исторически являлась и по сей день является процедура habeas corpus (лат. буквально – ты должен доставить тело), благодаря которой, по мнению известного английского юриста Уильяма Блэкстона, было установлено «надлежащее равновесие между свободой и прерогативой”.
По некоторым данным, практика хабеас корпус возникла в Англии в XII веке, еще до Великой Хартии вольностей, и давала возможность арестованному обратиться к суду для выяснения оснований лишения свободы1. Название этого процессуального института происходит от латинской формулы Habeas Corpus ad subjiciendum — начальной строки приказа о доставке арестованного к судье.
В Великой хартии вольностей статья 39 специально оговаривала неприкосновенность личной свободы. Правило хабеас корпус постоянно употреблялось с XV века. Вначале им пользовались как средством к восстановлению свободы, нарушенной частными лицами, в основном феодалами и их подчиненными2.
Королевский приказ habeas corpus по просьбе арестованных направлялся начальникам частных тюрем о предоставлении личности в королевский суд, который рассматривал правомерность задержания. Также данный приказ использовался королевскими судами как средство, обеспечивающее явку лиц, необходимых для судебного разбирательства того или иного дела.
В течение XV-XVIвв. суд Королевской Скамьи и суд Общих Тяжб использовали приказ habeas corpus как средство контроля за местными судами, которые в то время соперничали с судами общего права, — приказ использовался в случае превышения полномочий местными судами в отношении заключения под стражу лиц.
С течением времени королевский приказ habeas corpus стал рассматриваться не как королевская прерогатива, а как право, принадлежащее самому арестованному.
Уже со времен Генриха VII данное средство судебной защиты стало применяться в случаях преследования личности со стороны короны. Однако до Акта Habeas Corpus 1679 года выпуск постановления хабеас корпус предоставлялся на усмотрение судей, которые сами не обладали независимостью. Дело выдачи такого постановления часто затягивалось; кроме того, невыполнение предписания судьи не влекло за собой никакой ответственности. Эта недостаточность правовых гарантий проявилась с особой силой в период абсолютистского правления Тюдоров и Стюартов.
Именно несоблюдение этого принципа вызвало возмущение арестом Дж. Гемпдена в 1627 году и принятие резолюции палаты общин 29 марта 1628 года, в которой говорилось: «1. Ни один свободный человек не может быть арестован или задержан в тюрьме или иначе как-нибудь ограничен в своей свободе по приказанию короля или Тайного совета.., если не будет указана какая-нибудь законная причина ареста, задержания или ограничения в свободе. 2. В приказе хабеас корпус не может быть отказано никому; он должен выдаваться по просьбе каждого лица, который подвергается аресту, задержанию… по приказу короля, Тайного совета или кого-либо другого. 3. Если свободный человек будет арестован и заключен в тюрьму» без указания законной причины, и «если это будет установлено на основании хабеас корпус, выданного такому лицу, то оно должно быть или вовсе освобождено, или отпущено под залог». Эти резолюции вошли в Петицию о праве 1628 года и в дальнейшем неоднократно повторялись в документах Английской революции.
В 1640г. Парламент постановил, что в любом случае ареста лица на основании приказа короля суды общего права обязаны рассматривать вопрос о законности такого задержания лица и выдавать приказ habeas corpus.
Дальнейшее правовое регулирование процедура habeas corpus получила в следующих актах конституционного значения: Хабеас Корпус Акт (1679) и Билль о правах (1689); Акты Хабеас Корпус 1816 и 1862гг.
В соответствии с данными актами приказ habeas corpus предписывал лицу, осуществившему задержание, доставить задержанного в суд в указанное время для разбирательства вопроса о законности произведенного задержания. Указанные парламентские акты возлагали обязанность на судью суда Королевской Скамьи распорядиться о немедленном освобождении лица из-под стражи в случае его незаконного или без должных оснований лишения свободы или помещения под стражу.
Акт 1679г., впервые в истории английского права, возложив обязанность на судью суда Королевской скамьи по выдаче приказа, прекратил собой практику, когда выдача приказа habeas corpus зависела целиком от усмотрения судей, не существовало никакого срока такой выдачи, что приводило к замедлениям и проволочкам, а также неисполнение предписания суда не влекло за собой ответственности3.
Помимо этого, Акт 1679г. содержал положение, запрещающее английскому суду под угрозой высокого штрафа избегать применения приказа habeas corpus путем перемещения задержанного лица за пределы юрисдикции английских судов (например, в Шотландию, Ирландию, на любые острова или заморские территории).
Среди недостатков Акта Хабеас Корпус 1679г. следует назвать право правительства приостанавливать действие Habeas Corpus в чрезвычайных ситуациях, большой размер залога, под который арестованный мог быть выпушен на свободу до судебного разбирательства (данный вопрос был оставлен на усмотрение судьи, что повлекло за собой злоупотребления)4, нераспространение общих положений Акта на лиц, арестованных в связи с обвинением в государственной измене, совершении тяжкого уголовного преступления, а также на лиц, содержащимся под стражей по долговоым и иным гражданско-правовым обязательствам5.
С 1686г. действие приказа Habeas Corpus стало распространяться на лиц, заключенных в тюрьму или задержанных в связи с другими правонарушениями, кроме уголовных6.
Акт Хабеас Корпус 1816г. предоставлял судье право проверки истинности фактов, на которые ссылался тюремный надзиратель в обосновании произведенного задержания – даже в том случае, если его доводы «являлись вескими и соответствовали действующему праву»7.
Согласно Акту Хабеас Корпус 1862г. английские суды общего права ограничивались в своем праве выдачи приказа habeas corpus в отношении лиц, задержанных в какой-либо английской колонии или доминионе – ввиду того, что на тех территориях были свои суды, которые имели право выдать такой приказ и обеспечить исполнение его требований. Именно поэтому в настоящее время английские суды вправе выдавать приказ habeas corpus только в отношении лиц, задержанных на территории Англии и Уэльса (задержанные на территории Шотландии и Северной Ирландии должны обращаться в соответствующие шотландские и североирландские суды)8.
На современном этапе приказ habeas corpus рассматривается как фундаментальное средство судебной защиты личной свободы граждан, которое имеет «абсолютный приоритет перед всеми другими вопросами деятельности судов»9. Основным его отличием от иных прерогативных ордеров-приказов является то, что он не носит дискреционного характера, т.е. при наличии серьезных доказательств, свидетельствующих о незаконности произведенного задержания лица, английский суд обязан выдать приказ habeas corpus и не вправе отказать заявителю на основании того, что в данной ситуации существуют альтернативные средства защиты прав заявителя, которые им не были исчерпаны.
Приказ habeas corpus как средство судебной защиты предусмотрен также п. 4. ст. 5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), которая вступила в силу на территории Великобритании с 2000г. в связи с принятием английским Парламентом Акта о правах человека (1998).
За приказом habeas corpus могут обратиться лица, в отношении которых в качестве меры пресечения выбрано заключение под стражу, лица, задержанные полицией в процессе уголовного расследования на более чем 36 часов без ордера суда на арест или лица, в отношении которых полицейские применяют физическую силу или угрожают применить силу. Осужденные по приговору суда также вправе обратиться за приказом habeas corpus.
Если во время процедуры habeas corpus Высокий суд обнаружит существенные нарушения закона при разбирательстве дела судом первой инстанции, то осужденный освобождается из-под стражи, хотя формально приговор остается в силе, или дело направляется на новое судебное разбирательство10.
Приказ habeas corpus может быть выдан в отношении лиц, дожидающихся процедуры экстрадиции, депортации и иных лиц, заключенных под стражу на основании Акта об иммиграции (1971)11, лиц, принудительно содержащихся в психиатрических стационарах закрытого типа, а также лиц, полагающих, что магистратский суд необоснованно отказал им в выдаче на поруки или запросил чрезмерную сумму залога12.
В случаях, когда перечисленные выше лица не имеют возможности лично обратиться за приказом habeas corpus, это могут сделать от их имени родственники или иные заинтересованные лица. В силу вполне очевидных причин обращение за приказом habeas corpus делается, как правило, без оповещения другой стороны (ex parte), в качестве которой может выступать полиция, служба иммиграции, должностные лица соответствующих медицинских заведений13, магистратские суды, а также частные лица (например, родители и иные родственники несовершеннолетних в случае нанесения «существенного вреда» здоровью ребенка)14.
Обращение за приказом habeas corpus должно быть подкреплено письменным показанием заявителя под присягой (аффидевитом), которое в соответствии с Правилами судопроизводства в Верховном суде (Rules of Supreme Court – RSC) направляется в апелляционное присутствие Высокого суда или отдельному судье Высокого суда. Если заявитель в своем обращении сумел привести достаточно серьезные доказательства незаконности задержания лица (prima facie case is shown), то суд направляет лицу, под контролем которого находится задержанное лицо, извещение о дне рассмотрения вопроса о выдаче приказа habeas corpus15.
В процессе рассмотрения вопроса о выдаче приказа бремя доказывания законности и обоснованности заключения под стражу ложится на лицо, осуществившего задержание лица. Как общее правило, у респондента, осуществившего задержание, нет обязанности непосредственно доставить задержанного в суд. В исключительных случаях, когда существует реальная угроза того, что задержанное лицо будет перемещено за пределы юрисдикции английских судов, приказ habeas corpus может быть выдан без оповещения лица или органа, осуществившего задержание.
В случае признания судом незаконности задержания и лишения свободы лица, такое лицо подлежит немедленному освобождению и имеет полное право обратиться в суд в общем порядке с исковыми претензиями к виновному в незаконном задержании о возмещении морального и физического вреда, причиненного незаконным лишением свободы, побоями или угрозой физического насилия16. Трактовка «незаконности» произведенного задержания лица не вызывает сомнений в случае, когда орган или должностное лицо осуществили задержание «за пределами своих полномочий» (ultra vires); однако даже в случае явного выхода за пределы полномочий реальная возможность установить такую «незаконность” всецело зависит от степени активности позиции Высокого суда, которая, как показывает практика, во многом производна от множества политических и социально-экономических факторов.
Так, например, в деле Board of Control, ex parte Rutty Высокий суд воспользовался своим правом, предоставленным Актом Хабеас Корпус (1816), проверять истинность фактов, на которые ссылается лицо, осуществившее задержание лица, в обоснование законности произведенного задержания. Дело касалось психически больного, который восемь лет назад был помещен в стационар закрытого типа на основании приказа магистратского суда. Высокий суд не нашел достаточных доказательств, свидетельствующих о законности и обоснованности приказа магистратского суда и приказал посредством habeas corpus немедленно освободить незаконно лишенного свободы.
В деле Greene v Home Secretary суд постановил, что министр внутренних дел в принципе не был обязан предоставлять суду обоснования приказа об интернировании лица, являвшегося гражданином враждебного государства, – в выдаче приказа habeas corpus было отказано без проведения какой-либо проверки фактов, лежащих в основе задержания лица.
В течение 70-х гг. XXв., как указывают Уэйд и Брадли17, английские суды крайне неохотно относились к проверке законности решений о выдворении за пределы Великобритании нелегальных иммигрантов, принятых администрацией иммиграционной службы. Однако в деле R v Home Secretary, ex parte Khawaja лорд Скарман интерпретировал положения Акта Хабеас Корпус (1816) применительно к вопросам личной свободы как налагающие на английские суды обязанность проверить истинность фактов, на которые ссылается респондент в обосновании законности произведенного задержания.
В более позднем деле R v Home Secretary, ex parte Muboyayi Высокий суд пришел к выводу, что в случае обращения задержанного лица с заявлением о проведении судебного расследования (application for judicial review), в отношении которого еще не принято решение, а также наличия угрозы того, что задержанный будет выслан из страны до судебного рассмотрения его заявления, процедура выдворения такого лица может быть приостановлена на основании приказа habeas corpus – до проведения соответствующего расследования18.
Неисполнение требований приказа habeas corpus влечет за собой ответственность за неуважение к суду, а также может повлечь наложение санкций, предусмотренных Актом Хабеас Корпус (1679).
Апелляции на решение Высокого суда о выдаче или об отказе в выдаче приказа habeas corpus направляются: по гражданско-правовым вопросам – в Апелляционный суд или Верховный суд, по уголовно-правовым вопросам – с разрешения Высокого суда – в Верховный суд 19.
_______________________________
1. Павлова Т.А. Хабеас Корпус Акт // URL: dictionary.33333.ru/index.php?word_id=103346
2. Там же.
3. Скрипилев Е.А. Английский Habeas Coprus Act в русской литературе XVIII-XX веков // Историко-правовые исследования: Россия и Англия. М., 1990. С. 20-21.
4. Там же. С. 21-22.
5. Конституции зарубежных стран. Сборник. М., 2001. С. 16, 18.
6. Скрипилев Е.А. Указ. соч. С. 15.
7. Wade E.C.S. & Bradley A.W. Constitutional and Administrative Law. L., 1994. P. 727-728.
8. Ibid., P. 728.
9. R v. Home Secretary, ex parte Chelbak . Цит. по: Wade E.C.S. & Bradley A.W. Op. cit. P. 500.
10. Калиновский К.Б. Уголовный процесс современных зарубежных государств. Учебное пособие. Петрозаводск, 2000. С. 42.
11. Более подробно о судебном контроле за решениями иммиграционной службы см.: Wade E.C.S. & Bradley A.W. Op. cit. P. 453-455.
12. Ibid., P. 500-501.
13. Акт о психических заболеваниях (1983) специально оговорил действие приказа habeas corpus в отношении случаев незаконного помещения лиц, страдающих психическими заболеваниями, в психиатрическое лечебное заведение закрытого типа. Романов А.К. Правовая система Англии. М., 2000. С. 257.
14. Там же.
15. Wade E.C.S. & Bradley A.W. Op. cit. P. 729.
16. Ibid., P. 500; Романов А.К. Указ. соч. С. 257-258.
17. Wade E.C.S. & Bradley A.W. Op. cit. P. 728.
18. Ibid., P. 729.
19. Ibid.

В 1679 году виги по­лучили в парламенте большинство мест и приняли закон, названный «Актом для лучшего обеспечения свободы подданных и для предупреждения заточений за морем» («Хабеас корпус акт»), который, прежде всего, со­здал гарантии неприкосновенности для членов вигского парламента от преследования королевских чиновников. Этот закон закреплял право арестованного английского подданного на судебную проверку оснований ареста, которая осуществлялась в установленном законом порядке, при этом предусматривалась возможность освобождения арестованного под денежный залог и поручительство. На должностных лиц и судью в случае невыпол­нения «Хабеас корпус акта» налагался штраф в размере 500 фунтов стер­лингов и применялось отстранение от должности. В дальнейшем Акт стал важнейшим конституционным документом страны.

Хабеас корпус акт, или «Акт для лучшего обеспечения свободы подданных и для предупреждения заточений за морем”. В соответствии с этим законом любой арестованный мог лично либо через родственников и знакомых обратиться в один из высших судов Англии с требованием выдать приказ о Хабеас корпус. Согласно этому приказу, лицо, в ведении которого находился арестованный, под страхом уплаты крупного штрафа в пользу потерпевшего, а в случае повторного неповиновения — увольнения от должности должно было в суточный срок доставить арестованного в суд с указанием причины ареста. Суд, рассмотрев основания ареста, выносил решение либо от­пустить под залог арестованного до суда, либо оставить под арестом, либо освободить полнос­тью. Лицо, освобожденное на основании приказа о Хабеас корпус, не могло быть арестовано вторично по тому же поводу. Штрафу в 500 фунтов стерлингов подвергался и судья, отказав­шийся выдать приказ о Хабеас корпус. Процедура освобождения до суда под денежный залог была извест­на в Англии и ранее. Однако впервые устанавливалась ответственность лиц, виновных в неисполнении предусмотренных в Акте предписаний. Действия Акта не распространялись на лиц, арестованных за госу­дарственную измену или тяжкое уголовное преступление, а также лиц, арестованных по гражданским делам. Парламент сохранил за собой право в случае народных волнений и военных действий приостанавливать Хабеас корпус акт. Позднее Акт стал одним из важнейших конституционных документов Англии. Хабеас корпус акт был утвержден Карлом II при условии, что виги не будут противиться занятию престола Яковом II. Это был первый конституционный компромисс в послереволюционной Англии, исто­рия которой развивалась под влиянием таких компромиссов.

Славная революция» 1688 г. и последующее конституционное законодательство. Билль о правах 1689 г. Акт об устроении 1701 г.

«Славная революция» и ее последствия.В 1685 году на престол взошел король Яков II (1633–1701), который проводил антибуржуазную политику.

В ответ парламент не стал его поддерживать. Тори и виги объединили свои силы и совершили «Слав­ную революцию», в результате которой в 1689 году на престол был воз­веден Вильгельм Оранский (1650–1702) – штатгальтерНидерлан­дов. В Англии утвердилась конституционная монархия, власть в цен­тре и на местах оставалась у землевладельцев, которые обязывались соблюдать интересы буржуазии. При вступлении на престол король подписал «Билль о правах», в котором устанавливалось верховенство парламента в области законодательства. В то же время у короля ос­тавалось право вето на законопроекты и значительная часть испол­нительной и судебной власти.

Акт об устроении,или Закон о престолонас­ледии был принят в 1701 году. Он определял поря­док престолонаследия после бездетного Вильгельма Оранского. Кро­ме этого, устанавливал важные для государственного строя Англии принципы – принцип контрасигнатуры и несменяемости су­дей. Первый принцип означает, что акты короля действительны лишь после подписания их соответствующим министром, а второй, — что судьи могут быть от­странены от должности только по решению парламента.

Славная революция. Новый король Яков II (1633—1701) взошел на престол в 1685 г. Он открыто проводил антибуржуазную политику, и парламент, хотя и со­стоял преимущественно из тори, не стал его поддерживать. В этих условиях тори и виги пошли на компромисс и, объединив свои силы, совершили «Славную революцию”. В результате этого события в 1689 г. на английский престол был возведен штатгальтер Нидерландов Вильгельм Оранский (1650—1702). С этого момента в Англии оконча­тельно утвердилась конституционная монархия. Сущность нового компромисса заключалась в том, что политичес­кая власть как в центре, так и на местах оставалась в руках землевла­дельцев, обязующихся соблюдать интересы буржуазии. /Билль о правах/ Новый король при вступлении на престол подпи­сал Декларацию о праве, получившую впоследствии наименование «Билль о правах”. Главное значение Билля — в утверждении верховен­ства парламента в области законодательства. Билль о правах начинается с перечисления нарушений законов, допу­щенных Яковом II. Далее указывается, что король не вправе без согласия парламента приостанавливать действие законов, освобождать кого бы ни было из-под их действия, разрешать какие-либо изъятия из законов. Король не может взимать сборов в свою пользу без согласия парламента. Набор и содержание войска возможно лишь с согласия парламента. Выборы в парламент должны быть свободными. В парламенте обес­печивается свобода слова, прений; преследование за выступление в парламенте запрещается. Подданные короля имеют право обращаться к нему с ходатайства­ми, и никого нельзя преследовать за такие ходатайства. Запрещается требовать чрезмерных залогов, штрафов, не приме­нять наказания, не предусмотренные законом. Билльо правах определил положение парламента в системе органов власти и, вручая ему широкие полномочия в области законода­тельства, провел, правда, не очень четко границу между исполнитель­ной и законодательной ветвями власти. Акт об утроении в Англии. Он был принят в 1701 г.- это важнейший кон­ституционный закон (закон о престо­лонаследии). Важное место в этом законе занял вопрос о порядке пре­столонаследия после бездетных Вильгельма Оранского и его жены. Кроме того, закон подтвердил ограничение королевской власти в поль­зу парламента. Для развития конституционного строя Англии наиболее важное значение имели следующие два положения. Одно из них устанавлива­ло так называемый принцип контрассигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, действительны только при условии нали­чия подписи соответствующего министра. Второе важное положение заключалось в установлении принципа несменяемости судей. В соответствии с Актом они выпол­няют свои обязанности до тех пор, пока «ведут себя хорошо”.

Личная власть представителя индепендентов по сво­ей сути и форме не могла обеспечить долговременные инте­ресы буржуазно-дворянской верхушки, значительно укре­пившей свои позиции в ходе революции. Поскольку глав­ным противником буржуазии и джентри стала теперь не королевская власть, а движение низов, смерть Кромвеля ускорила соглашение этих слоев с феодальной аристокра­тией в целях возвращения к «законной власти». Это нашло свое выражение в реставрации в 1660 г. монархии Стюартов.

По замыслу правящей группировки джентри и бур­жуазии, эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний рево­люции. Действительно, в так называемой Бредской декла­рации 1660 г. новый король Карл II обещал, что вопросы о содержании армии, о землях роялистов, о прощении участ­ников революции и о вероисповедании будут поставлены на разрешение парламента. Однако новая расстановка поли­тических сил в стране способствовала усилению феодаль­ной реакции. Участники революции преследовались, орга­низации пресвитериан и индепендентов были ликвидирова­ны. В то же время восстанавливались англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы государства (за исключением наиболее ненавистных Звездной палаты и Высокой комиссии), а также старый порядок их формирования.

Стремление Карла II и его преемника Якова II восстановить абсолютизм, а также симпатии монархов к католи­цизму вызвали широкое недовольство в стране. Реставра­ция лишь ускорила распад традиционных форм, восстанов­ление которых было заведомо обречено на неудачу.

Парламент, как и раньше, стал ареной политического противоборства сторонников короля и оппозиции. В это время в парламенте складываются две политические группировки:

  • партия «тори» (представители придворной аристократии и часть джен­три, ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенство);
  • партия «вигов» (оппозиция — купцы, финансовая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе ре­волюции, которых поддерживала промышленная буржуа­зия).

Определенным успехом оппозиции в борьбе с проявле­ниями королевского произвола стало принятие Акта о луч­шем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus Amendment Act, Хабеас корпус акт) 1679 г.

Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел более общее значение. Он упростил и упорядочил процеду­ру получения судебного приказа о дос­тавке арестованного лица в суд для решения вопроса о пре­бывании под стражей. Любой подданный, задержанный за «уголовное или считаемое уголовным» деяние (исключая го­сударственную измену и тяжкое уголовное преступление), имел право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать приказ «habeas corpus», адресованный должностному лицу (шерифу, тюремщику), в ведении которого находился арестованный. Получив при­каз «habeas corpus», шериф или тюремщик были обязаны в установленный законом срок доставить заключенного в суд с указанием истинных причин ареста. После рассмотрения копии предписания об аресте и выяснения мотивов задер­жания судье предписывалось освободить арестованного под денежный залог и поручительство с обязанностью явиться в суд в ближайшую сессию для рассмотрения дела по су­ществу. Исключение составляли случаи, когда лицо было арестовано в законном порядке за деяния, при которых по закону оно не могло быть взято на поруки. Кроме того, если лицо было арестовано за государственную измену или тяж­кое уголовное преступление, «habeas corpus» не выдавался. В этом случае действовала особая процедура подачи пети­ции о разборе дела и освобождении на поруки.
Лицо, освобожденное по приказу «habeas corpus», нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить задер­жанного из одной тюрьмы в другую и содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии.

Закон предусматривал ответственность должностных лиц, судей за неисполнение его предписаний: высокие штрафы в пользу заключенного и освобождение от должности.

Акт 1679 г. наряду с Великой хартией приобрел значение одного из основных конституционных документов Анг­лии, содержащих ряд принципов справедливого и демокра­тического правосудия: презумпции невиновности, соблюде­ния законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с «надлежащей судебной процедурой» и по месту совершения проступка.

В то же время можно отметить и историческую ограниченность этого закона:

  • ущемлялись права лиц, обвиненных в тяжких уголов­ных преступлениях или соучастии в них;
  • для ос­вобождения на поруки до суда требовался денежный залог, сумма которого могла быть очень значительной;
  • действие закона могло быть приостановлено парламентом, что впоследствии неоднократно происходило на практике.

Об акте 1679 г. см. Хабеас корпус акт

Хабеас корпус (лат. habeas corpus, буквально «ты должен иметь тело», содержательно — «представь арестованного лично в суд») — это существовавшее издревле, по некоторым данным, ещё до Великой хартии вольностей, понятие английского (а с XVII века — и американского) права, которым гарантировалась личная свобода. Любой задержанный человек (или другой человек от его имени) может подать прошение о выдаче постановления хабеас корпус, имеющего силу судебного предписания, которым повелевается доставить задержанного человека (букв. тело, corpus) в суд вместе с доказательствами законности задержания. Фактически этим устанавливается презумпция незаконности задержания. В Великой хартии вольностей статья 39 специально оговаривала неприкосновенность личной свободы.

Правило хабеас корпус постоянно употреблялось с XV века. Вначале им пользовались как средством к восстановлению свободы, нарушенной частными лицами, в основном феодалами и их подчинёнными, но уже со времён Генриха VII оно стало применяться в случаях преследования личности со стороны Короны. Однако до акта 1679 года выпуск постановления хабеас корпус предоставлялся на усмотрение судей, которые сами не обладали независимостью. Дело выдачи такого постановления часто затягивалось; кроме того, невыполнение предписания судьи не влекло за собой никакой ответственности. Эта недостаточность правовых гарантий проявилась с особой силой в период абсолютистского правления Тюдоров и Стюартов. Именно несоблюдение этого принципа вызвало возмущение арестом Дж. Гемпдена в 1627 году и принятие резолюции палаты общин 29 марта 1628 года, в которой говорилось:

  1. Ни один свободный человек не может быть арестован или задержан в тюрьме или иначе как-нибудь ограничен в своей свободе по приказанию короля или Тайного совета.., если не будет указана какая-нибудь законная причина ареста, задержания или ограничения в свободе.
  2. В приказе хабеас корпус не может быть отказано никому; он должен выдаваться по просьбе каждого лица, которое подвергается аресту, задержанию… по приказу короля, Тайного совета или кого-либо другого.
  3. Если свободный человек будет арестован и заключён в тюрьму без указания законной причины, и если это будет установлено на основании хабеас корпус, выданного такому лицу, то оно должно быть или вовсе освобождено, или отпущено под залог».

Эти резолюции вошли в Петицию о праве 1628 года и в дальнейшем неоднократно повторялись в документах Английской революции.

В период реставрации Стюартов билль о хабеас корпус был внесён в палату общин в 1668 году, но не стал законом. Два других подобных билля были отклонены палатой лордов в 1670 и 1675 годах. Наконец, в 1679 году был издан Хабеас корпус акт, которым ограждались интересы личности от королевского произвола.

В США положения хабеас корпус включены в Конституцию; согласно ей, приостановка этого права возможна в случае вторжения или восстания. С другой стороны, это правило не распространяется на заключённых тюрьмы в Гуантанамо. Несмотря на то, что Конгресс США после первых трёх дел, оспоривших законность заключения (дела Хамди, Расула, Хамдана, Бумедьена), принял закон (2006), лишающий «боевиков»-иностранцев права на habeas corpus; суд признал применение этого закона неконституционным (2008), а именно нарушающим положение Конституции США о допустимой «приостановке» права habeas corpus. Суд также не нашёл уважительной аргументацию правительства, согласно которой действие Конституции не распространяется на Гуантанамо.

  • 1/3 Просмотров:5 813 552 835
  • ✪ Карл II Стюарт — король Англии (рассказывает историк Наталия Басовская)
  • ✪ Всемирная юридическая история. Часть 2 / МГУ имени М.В. Ломоносова
  • ✪ Акт о престолонаследии Павла I

Добавить комментарий