Характеристика государственных органов власти и местного самоуправления

Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в структуру органов государственной власти. Такое конституционное положение называется принципом организационной обособленности. Конституция РФ устанавливает, что население выступает субъектом формирования органов местного самоуправления как основы демократического строя. Не ограничивая население в формах волеизъявления и организационных формах местной власти, представители органов государственной власти могут попасть в ситуацию неопределенности субъекта местного самоуправления и потери контроля над социальными и экономическими процессами в муниципальных образованиях.

Для однозначного определения статуса местной власти в настоящее время применяется вышеупомииаемый Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (см. подробнее гл. 7). В данный документ с момента его принятия уже внесено более 80 поправок, многие из которых касались структуры и порядка формирования органов местного самоуправления.

Конституционная норма о необходимости учета местных традиций и особенностей также учтена в указанном Федеральном законе. Основой территориальной организации и границей деятельности органов местного самоуправления является муниципальное образование.

Особенностью формирования органа местного самоуправления является закрепление за ним конкретного вопроса местного значения и соответствующих полномочий. Большое влияние оказывает и тип муниципального образования: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ или внутригородская территория города федерального значения.

Органы местного самоуправления являются основными, но не первичными субъектами местного самоуправления. Такой вывод обусловлен тем, что именно население выступает субъектом формирования органов местного самоуправления. Федеральным законодательством предусмотрено всего два способа формирования органов местного самоуправления, непосредственно на муниципальных выборах и через процедуру образования представительным органом местного самоуправления.

Структуры органов местного самоуправления (рис. 10.2) предусматривают наличие таких органов местного самоуправления, как:

  • • глава муниципального образования;
  • • местная администрация — исполнительно-распорядительный орган;
  • • представительный орган муниципального образования (совет депутатов, городская дума и т.п.);
  • • контрольно-счетная палата — муниципальный орган внешнего финансового контроля;
  • • иные органы местного самоуправления.

Рис. 10.2. Структура органов местного самоуправления

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

К таким случаям относятся закрепление уставом муниципального образования:

  • • формирования исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Это возможно только в муниципальных образованиях, имеющих статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения (рис. 10.3);
  • • образования местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.

Рис. 10.3. Модель структуры органов местного самоуправления в малых сельских поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным

правом, не более 100 человек

Многообразие моделей построения органов местного самоуправления зависит от порядка формирования представительного органа местного самоуправления и комплектования должности главы муниципального образования.

В муниципальном праве при построении организационных структур используется уникальный подход к совмещению трех должностей. Так, глава муниципального образования, относящийся к выборным должностным лицам, может быть одновременно депутатом представительного органа и главой исполнительного органа (местной администрации). Такое сочетание должностей позволяет значительно экономить бюджетные средства на оплату труда и устранять конфликты между исполнительными и представительными органами в условиях законодательного отсутствия их организационного соподчинения. Также эта модель решает проблему нехватки квалифицированных управленческих кадров в сельских поселениях. Эта модель может быть представлена в двух способах комплектования должности главы муниципального образования в сельских поселениях (рис. 10.4 и 10.5).

Представленные модели формирования структур в сельских поселениях используются также и в городских поселениях. Выбор модели формирования структуры органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании определяется его уставом.

Рис. 10.4. Модель структуры органов местного самоуправления в сельских поселениях с использованием системы представительства

Рис. 10.5. Модель структуры органов местного самоуправления в сельских поселениях с элементами прямой демократии

Представительный орган муниципального образования является одним из важных звеньев системы органов местного самоуправления, и поэтому порядку его формирования законодатель уделяет большое внимание.

Самые сложные организационные структуры встречаются на уровне муниципальных районов. Одновременно с традиционными способами формирования представительного органа местного самоуправления районам — посредством прямых выборов депутатов и главы района могут использоваться модели представительства, т.е. одним из депутатов района становится глава каждого поселения, входящего в состав этого района, посредством процедуры представительства при нехватке глав для распределения всех мандатов районных депутатов, могут также делегироваться депутаты этих поселений. 11орма представительства в данном случае определяется исходя из численности населения каждого поселения.

В п. 4 ст. 35 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в отношении представительного органа муниципального района указано, что он:

  • 1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства;
  • 2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района .

Следует отметить, что федеральным законодательством установлен количественный состав депутатов в представительных органах местного самоуправления.

Так, численность депутатов представительного органа поселения и городского округа не может быть менее:

  • 7 человек — при численности населения менее 1 тыс. человек;
  • 10 человек — при численности населения от 1 тыс. до 10 тыс. человек;
  • 15 человек — при численности населения от 10 тыс. до 30 тыс. человек;
  • 20 человек — при численности населения от 30 тыс. до 100 тыс. человек;
  • 25 человек — при численности населения от 100 тыс. до 500 тыс. человек;
  • 35 человек — при численности населения свыше 500 тыс. человек.

В отношении района указано, что численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Для городов федерального значения установлен также свой норматив. Это связано с высокой плотностью населения в данных муниципальных образованиях. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения не может быть менее 10 человек.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статус главы муниципального образования также влияет на организационные связи в системе органов местного самоуправления. Следует обратить внимание на следующие нормы о позиционировании главы муниципального образования:

  • 1) обычно он избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
  • 2) если в поселении численность жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек, то глава муниципального образования избирается на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и исполняет полномочия главы местной администрации;
  • 3) в случае избрания на муниципальных выборах он либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;
  • 4) в случае избрания представительным органом муниципального образования глава исполняет полномочия его председателя;
  • 5) глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации (за исключением сельских поселений);
  • 6) в случае формирования представительного органа муниципального района посредством процедуры представительства от имени поселений глава исполняет полномочия председателя районного представительного органа.

Основным и встречающимся повсеместно является такой орган местного самоуправления, как местная администрация. Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом в каждом муниципальном образовании. Она наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения на основании устава муниципального образования и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления на основании федеральных законов и законов субъектов РФ.

Методические рекомендации Ханты-Мансийского округа — Югры по типовой структуре исполнительно-распорядительного органа содержат рекомендацию о том, что, учитывая полномочия главы администрации муниципального образования как руководителя исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, в администрацию муниципального образования Ханты-Мансийского округа Югры «должны входить следующие структурные подразделения в соответствии с функциональной направленностью:

  • • но вопросам бюджета, финансов и учета;
  • • занимающиеся вопросами управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • • по вопросам развития экономики, транспорта, инвестиций, предпринимательской деятельности;
  • • по вопросам градостроительства, жилищной сферы, коммунального хозяйства;
  • • занимающиеся вопросами в области обеспечения безопасности, правопорядка;
  • • по вопросам использования земли, других природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • • по вопросам образования, здравоохранения, физической культуры и спорта;
  • • в полномочия которых входят вопросы культуры, сохранения местных традиций и обычаев;
  • • в полномочия которых входят реализация политики управления персоналом, формирование высококвалифицированного кадрового состава для замещения должностей муниципальной службы;
  • • осуществляющие взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, полномочия в области планирования.

Также в структуре администрации, в обязательном порядке, необходимо наличие структурных подразделений, занимающихся вопросами правовой и кадровой работы, а также организационной работой и вопросами взаимодействия со средствами массовой информации».

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Относительно новым институтом в организационной системе местного самоуправления является контрольно-счетный орган муниципального образования. Контрольно-счетный орган образуется представительным органом муниципального образования и обычно называется «контрольно-счетная палата». Этот орган выполняет функции внешнего финансового контроля и действует на основании специального Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» .

Многие городские и сельские поселения для минимизации своих затрат заключают соглашения с муниципальными районами и передают контрольные полномочия в контрольно-счетную палату муниципального района.

В целом можно отметить, что первичный выбор организационных структур местного самоуправления уже состоялся. В уставах муниципальных образований уже закреплены выбранные модели построения организационных структур. В случае изменения модели формирования органов местного самоуправления это должно быть отражено в уставе муниципального образования. Нормы о новом порядке формирования органов местного самоуправления и об изменении организационного взаимодействия вступают в силу только по окончании срока действия полномочий действующего представительного органа муниципального образования.

Проанализировав предложенные организационные модели местного самоуправления. предусмотренные федеральным законодательством, можно отметить, что законодатель пытался учесть все особенности управления системами жизнеобеспечения населения и решения вопросов местного значения. Тем не менее в 2014 г. шло обсуждение новой концепции местного самоуправления. В рамках этой концепции, рассмотренной Конгрессом муниципальных образований Российской Федерации, предлагается дальнейшее расширение организационных возможностей и увеличение моделей организации систем местного самоуправления. Особо обсуждается вопрос в отношении малых сельских поселений и городских агломераций как особых территорий, требующих собственных новых структур органов местного самоуправления.

Для эффективного функционирования системы государственного и муниципального управления значение имеет взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления. Характер, механизмы, объем и содержание такого взаимодействия продолжают оставаться предметом дискуссий.

Местное самоуправление и государство имеют много общего. Они выступают формами народовластия. Статья 3 Конституции РФ прямо указывает на это: «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Государственная власть и местное самоуправление относятся к формам осуществления публичной власти, так как служат общему, совокупному интересу государства и общества.

Являясь формой осуществления публичной власти, местное самоуправление характеризуется присущими государственной власти чертами:

— наличие необходимых властных полномочий;

— издание нормативных актов;

— их обязательность к исполнению;

— применение санкций за неисполнение;

— наличие собственного аппарата, реализующего государственную или муниципальную власть;

— универсальный характер;

— осуществление специфических функций (формирование и исполнение бюджета, установление и отмена налогов и сборов).

В системе отношений «государство – местное самоуправление» первому отводится роль ведущего, второму можно претендовать только на место ведомого:

1. Статус местного самоуправления определяется государством в Конституции РФ и федеральных законах. Необходимость конституционного признания местного самоуправления в связи с Европейской хартией приобрела универсальный характер: «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и по мере возможности в Конституции государства» (ст. 2 Хартии).

2. Государство выступает гарантом осуществления местного самоуправления (ст.12 Конституции РФ – в Российской Федерации местное самоуправления признается и гарантируется).

3. Органы государственной власти гарантируют местному самоуправлению право на судебную защиту (ст.133 Конституции РФ, ст.11 Хартии).

4. Местные дела решаются муниципальными органами, хотя и самостоятельно, но в русле общей государственной политики. Пожалуй самым красноречивым примером в подтверждение данного тезиса служит реформирование жилищно-комунального хозяйства в нашей стране. Затеваемое по инициативе государства, оно во всех отношениях ляжет тяжелым бременем на муниципальные органы. Местное самоуправление активно вовлечено в осуществление государственных планов и в других сферах.

5. Органы местной власти наделяются отдельными государственными полномочиями. Их изъятие также возможно по инициативе государства.

6. Содержание и объем полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления определяются государством. Следовательно, изменение данных параметров также в его воле. В литературе, посвященной местному самоуправлению, этот феномен часто определяют как невозможность муниципальных органов устанавливать собственную компетенцию. Действительно, это прерогатива государственной власти.

Таким образом, местное самоуправление привязано к государству очень прочными нитями. Не будет преувеличением признать, что оно полностью от него зависит, ему подчинено и живет по его законам. Однако отметим, что осуществление федеральными и региональными органами государственной власти исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления Федеральный закон № 131 допускает только в случаях и порядке, установленных российским законодательством. Необходимо заметить, что данное ограничение, прежде всего, касается исполнительно-распорядительных полномочий.

Муниципальное управление активно взаимодействует государственным управлением по вопросам, сочетающим триединый интерес: государства в целом, его отдельного региона (субъекта федерации), конкретного местного сообщества. Взаимодействие строится на следующих принципах: законности; добровольности; учета совместных интересов и взаимной ответственности; сохранения независимости муниципальной власти.

Взаимодействие органов государственного и муниципального управления при решении вопросов, имеющих взаимный интерес, а также принимаемые при этом правовые акты должны основываться на соблюдении требований федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, уставов муниципальных произвольных действий их участников. При заключении договоров и соглашений должна быть соблюдена добровольность.

Основными формами взаимоотношений государственных и муниципальных органов власти, осуществляемых без взаимной передачи полномочий друг другу, являются договоры и соглашения, а также совместное создание государственно-муниципальных организаций, выполняющих общие задачи и функции.

Для организации постоянного взаимодействия и решения отдельных вопросов, а также для разработки условий заключаемых договоров соглашений органы государственной власти и органы МСУ создают совместные координационные, консультативные, совещательные и иные постоянно или временно действующие рабочие группы, решения которых носят рекомендательный характер.

Поскольку МСУ отведена роль ведомого целесообразно рассмотреть полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления.

Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления:

— определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых ФЗ-131;

— правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;

— правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

— правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления:

— правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных ФЗ-131;

— правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

— правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

— правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном ФЗ-131;

— входят в состав конкурсной комиссии, формируемой для проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации по контракту.

Наделение ОМС отдельными государственными полномочиями

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Органы государственной власти осуществляют контроль осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Полномочия ОГВ субъектов Федерации в сфере территорий и границ муниципальных образований

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 12 ФЗ-131).

Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии со ст. 13 ФЗ-131.

Полномочия субъектов Федерации по регулированию муниципальной службы

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, ФЗ-131, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культур ной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.

К органам местного самоуправления относятся:

  • представительный орган муниципального образования;

Представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Этот орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Устав муниципального образования определяет численный состав представительного органа местного самоуправления и его полномочия.

  • глава муниципального образования;

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Указанный Закон устанавливает случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (например, смерть, отставка по собственному желанию, отрешение от должности, отзыв избирателями).

  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации может быть глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, который определяется в уставе муниципального образования.

  • контрольный орган муниципального образования;

В соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования формируется контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.). Он образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления также управляют и распоряжаются муниципальной собственностью:

  • ведают муниципальной казной, то есть единым нераспределенным фондом денежных средств муниципального образования;
  • определяют порядок использования муниципальных земель. водных объектов, лесов;
  • контролируют работу муниципальных предприятий — заводов, фабрик, мастерских, магазинов, — которые принадлежат муниципальному образованию;
  • распоряжаются собственностью муниципального образования от его имени.

Они имеют право:

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

  • передавать муниципальное имущество организациям или отдельным лицам в хозяйственное ведение: собственником остается муниципальное образование, а ведут хозяйственную деятельность директор и трудовой коллектив;
  • сдавать имущество в аренду, то есть в пользование и владение другого лица за определенную (арендную) плату; продавать имущество;
  • приватизировать — по решению населения, которое определяет и порядок, и условия приватизации муниципального имущества.

Органы государственной власти:

  • устанавливают государственную защиту и обеспечивают гарантии самостоятельности местного самоуправления;
  • помогают в хозяйственно-финансовом отношении;
  • осуществляют государственно-правовое регулирование;
  • определяют государственную политику развития местного самоуправления;
  • осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, устанавливают их государственную (конституционно-правовую) ответственность.

Орган государственной власти -особая политическая организацию (или одно должностное лицо), наделенную необходимыми материальными средствами, государственно-властными полномочиями (компетенцией), в том числе правом принятия правовых актов внешнего действия, имеющую четкую организационную структуру (право единоличных органов создавать при себе государственные органы).

Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления носит многообразный взаимный характер. Их отношения базируются на принципах законности, взаимоуважения и взаимной ответственности, согласования интересов.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Органы государства и органы местного самоуправления.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Органы государства и органы местного самоуправления.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Органы государства и органы местного самоуправления.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Добавить комментарий