Характеристика гражданского общества

Библиографическое описание:



Россия на сегодняшнем этапе развития является правовым и демократическим государством, что подтверждает её главный закон, Конституция РФ: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Одним из неотъемлемых признаков такого типа государства является гражданское общество. На данный момент в России актуальность данного института поднята на высочайший уровень, как властями, так и самим населением страны. Хотелось бы отметить, что гражданское общество в нашем государстве существенно отличается от обществ в других демократических странах, так как в его долгом формировании отразились многие стороны менталитета Россиян. Важность данной проблемы, а также направленность России в данном вопросе отражают слова В. В. Путина: «Сегодня всё больше людей стремится участвовать в жизни своей страны, города либо небольшого посёлка, браться за социально значимые проекты, приносить реальную пользу окружающим, помогать нуждающимся, тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Добровольчество, благотворительность, меценатство имеют в России глубокие корни, а чувство гражданского долга, патриотизм, доброта, милосердие всегда являлись нашими базовыми ценностями. Эти традиции нам нужно укреплять. Вижу в этом мощнейший ресурс развития России, консолидации общества, обеспечения социальной и межнациональной гармонии».

В данной статье мы проанализируем состояние гражданского общества в России и предложим некоторые варианты по улучшению его состояния, но для начала хотелось бы определить суть данного понятия и его основные черты, а также дать историческую справку гражданского общества в России.

Под гражданским обществом понимается состояние социальной сферы государства, при котором созданы все возможности для соблюдения и исполнение субъективных прав и обязанностей, развития правосознания и правовой активности граждан, а также в политике. Как ранее отмечалось, у данного явления есть глубокие корни в истории России. Можно сказать, что гражданское общество начало появляться в момент предпосылок создания правового и демократического государства и продолжает развиваться вместе с развитием данного государства, а также помогает этому развитию.

Американский политолог О. Энкарнасьон считает, что гражданское общество охватывает обширный и разнородный мир организаций, созданных частными индивидами для отстаивания своих интересов и ценностей. Этот мир включает в себя свободно созданные низовые организации граждан, такие, например, как ассоциации людей, проживающих по соседству, так же как и иерархически организованные группы типа общенациональных союзов и этнических ассоциаций.

Б. Н. Чичерин трактует понятие гражданского общества, как совокупность частных отношений между людьми, управляемых гражданским или частным правом.

В понимании Гегеля гражданское общество- это частная собственность, религия, мораль, семья, долг, законы, а также реализованные в них юридические отношения между членами общества, ибо без них, без соотношения с другими людьми человек не может достичь всех своих целей.

В научных источниках нет существенных различий в трактовке понятия данного явления, при этом выделяются характерные признаки гражданского общества. К ним относят: экономическую свободу, демократичность и легитимность государственной власти, разделение ветвей власти, политический и идеологический плюрализм, взаимная ответственность государства и граждан и др.

Во время последнего десятилетия СССР главной задачей являлось разделение государства и общества, данная проблема существует и в наше время, являясь уровнем социума, который определяет путь развития России. Это означает нахождение того или иного минимума социальности, который бы не подпадал под тотальное огосударствление. В России существует целое многообразие форм политической и правовой организации граждан, являющееся огромным ресурсом для всестороннего развития России. Гражданское общество невозможно без чувства ответственности населения за решения проблем, как в общественных интересах, так и в государственных. Поэтому государство обязано поддерживать данные объединения и давать им больше самостоятельности в решении важных вопросов государственного значения.

Что же касается развития гражданского общества в России, то на него огромное влияние оказали радикальные реформы последнего десятилетия 20 века и не совсем положительное. В данный период произошло крушение коммунистической системы, а также было выдвинуто направления на переход к правовому государству с рыночной экономикой и гражданским обществом. Но власти пришли к отказу от такого принципа социальной справедливости, что означало к ухудшению уровня жизни большинства населения. Государство попросту отказалось от своих прямых обязанностей перед населением о создании социальных, экономических и иных условий, что привело к криминализации большей части этого общества. Всё это привело к почти полному разрушению гражданского общества.

Ещё в 2004 году В. В. Путин признал ошибки, совершенные тогда. «Переход к демократии и рыночной экономике вначале 90-х был самым активным и решительным образом поддержан гражданами России, которые сделали окончательный и бесповоротный выбор в пользу свободы. Это было огромным и реальным достижением российского народа, одним из самых больших достижений нашей страны в ХХ веке. Но какую цену мы вынуждены были заплатить за это? Деструктивные процессы разложения государственности при развале Советского Союза перекинулись… на саму Российскую Федерацию. Политические спекуляции на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ привели тогда к очень тяжелым последствиям. За чертой бедности оказалась фактически треть населения страны. При этом массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье всех денежных вкладов и всех своих сбережений, не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства».

В настоящее время состояние гражданского общества в России значительно отличается от состояния в последние десятилетия ХХ века. Сейчас в стране уровень развития гражданских движений достигает небывалых величин. Создается все больше гражданских объединений в различных сферах жизни: экономические, культурные, спортивные, объединения по возрастам, политические. Однако проблема современных гражданских движений заключается в их качественном развитии, т. е. огромное количество объединений являются не профессиональными в своей сфере и реально не отстаивающими интересы своих участников.

Данная проблема проявляется в том, что главным направлением объединений является получение финансовой помощи, а также решение вопросов определенной группы людей, а не большинства людей. Мы говорим о том, что сегодня гражданское общество стало более корыстным, а это означает, что для тех самых определенных групп людей оно является незаконным способом заработка. Это подтверждает 160 и 201 статьи УК РФ. Однако вместе и с негативными проявлениями в гражданском обществе появились положительные. Так общества реагируют на сиюминутные проблемы людей, а так же развиваются в различных направлениях.

Что заставляет государство облегчить контроль над деятельностью объединений, а это в свою очередь приводить к развязыванию рук данных обществ и усилению инициативности. Это приводит к эволюции гражданского общества и выходу некоторых объединений из границ неполитичности, что ставит вопрос об отношении этих объединений к гражданскому обществу. Все эти факторы говорят об усилении иерархичности элементов гражданского общества. Вскоре можно будет говорить, хоть и в переносном смысле, о гражданском обществе как о государстве в государстве.

Но вместе с осложнением структуры и усилением самостоятельности общества приходит самодостаточность. По мнению А. Хлопина, «особое соотношение целого и части с характерной для каждой части самодостаточностью, не оставляющей места для общественных интересов, обрывает социальное взаимодействие многих добровольных объединений в российском Третьем секторе». Все это говорит о том, что многие объединения, во-первых, чаще всего не знают о родственных объединениях, а во-вторых, у них просто отсутствует потребность в объединение с ними из-за недостаточного осознания общих интересов, а это уже, как мы говорили, проблема качественного развития.

Еще одна проблема кроется во взаимодействии гражданского общества с органами государственной власти и местного самоуправления. Такие связи сводятся к скрытому характеру и нелегальным способам таким, как взятка. Гражданское общество — это общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых. Это означает, что государству необходимо решить не только проблему инициативности граждан, но и улучшить экономическую составляющую, т. е. систему социальной поддержки граждан.

Гражданское общество может качественно существовать лишь в условиях политической и экономической стабильности государство. Для этого государство должно направить свои действия на установление экономического порядка для благополучия своего населения. Так называемая рыночная реформа, проведенная в нашей стране являлась попыткой достижение достойного достатка всего населения и уменьшения расслоения населения, и эта попытка оказала очень положительное влияние. Рынок ориентирован на решение задач в социальной сфере.

В России существует так же одно из неразрешимых противоречий, кроющееся в менталитете законотворчества. Оно заключается в предпочтении нашего государства к изданию расплывчатых, двусмысленных и неопределенных норм права, которые порождают коллизии в праве и неразрешимые ситуации в социуме, зависящим от этих норм. Такие акты издаются из-за того, что данное законодательство быстрее приспосабливается к окружающей обстановке и почти не доставляет хлопот государству.

Однако государство нашло способ использования таких расплывчатых норм в своих целях — монополия на официальное толкование данных норм. Существует точка зрения, что власти используют данную способность для всестороннего контроля частной жизни граждан, что уж говорить о гражданских правах и обязанностях людей, они просто нивелируются. А это уже приводит к несвободному гражданскому обществу, а значит к еще одной проблеме гражданского общества в России.

Между гражданским обществом и правовым государством существует взаимозависимость, которая проявляется в гарантиях, даваемых государством, и участии гражданского общества во многих сторонах государственной жизни. Развитие правового государство означает увеличение гарантий и возможностей гражданского общества, а значит его улучшению. Однако такому улучшению препятствуют некоторые факторы такие как:

1) не обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом;

2) недостаточное качественное развитие гражданских обществ;

3) увеличиваются корыстные побуждения граждан, что приводит к действиям направленным не на удовлетворения общих интересов, а на получение прибыли незаконным путем с помощью гражданских объединений;

4) ухудшаются взаимосвязи между родственными гражданскими объединениями и усиливается их отдаленность от всего общества, а так же ухудшается результат деятельности данных объединений;

5) проблема коррупции во взаимоотношениях между гражданским обществом и властями;

6) отсутствие твердого экономического фундамента для гражданских обществ;

7) расплывчатость и двусмысленность российского законодательства

8) ставится под сомнение свобода слова и прессы — через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям.

Мы считаем, что общество в современной России пока что нельзя точно назвать гражданским, так как оно является неким объектом манипуляции со стороны государства.

Становлению именно гражданского общества могут содействовать ряд факторов, которые мы предлагаем:

1) реальное признание гражданских, политических и социальных прав всего населения;

2) улучшение качества образования и его доступности, а также перенаправление его с интровертного характера на экстравертный;

3) развитие системы доверия между обществом и государством, но также усиление наказания за преступления в сфере гражданских объединений;

4) деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма;

5) финансовая поддержка политических объединений;

6) создание более точной и упрощенной законодательной базы;

В конце нам хотелось бы подвести итог и обозначить перспективу становления гражданского общества в современной России. У российского общества однозначно существуют трудности, не позволяющие назвать его с точностью на сто процентов гражданским: здесь и излишняя подконтрольность государству, и отсутствие экономической основы для него, и ограниченность частной жизни граждан, и отсутствие необходимого качественного развития, и т. д.-, однако в сравнении с прошлыми периодами истории России общество в ней достигает новых величин, усложняется, увеличивает количество сторон жизни государство, в которых оно участвует. Все это показывает потенциал и перспективу становления гражданского общества в России, однако не без помощи государства и при исправлении названных нами выше проблем. Гражданское общество имеет закономерную возможность на существование в нашей стране, и оно будет существовать.

Литература:

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, Россия, государство, общество, объединение, проблема, государственная власть, демократическое государство, качественное развитие, массовая информация.

Итак, что же собой представляет гражданское общество как объект социологии, в том числе и политической социологии?

Гражданское общество смогло возникнуть лишь на определенном этапе развития человечества, а именно в XVIII в., когда размежевание понятий «государство» и «общество» произошло не только в научной мысли, но и началось в реальной жизни. Хотя на предшествующих ступенях развития европейских обществ существовали его отдельные элементы, незрелые формы, как самостоятельное, самодовлеющее явление гражданское общество сформировалось на том рубеже, когда человек стал демонстрировать принципиально новые черты поведения и образа жизни. Это было вызвано процессом становления и развития буржуазного общества, когда люди и созданные ими общественные объединения и организации получили возможность действовать как самостоятельная социальная сила, влияние которой в значительной степени зависело от уровня и степени сознательности, творчества участников реального исторического процесса. В отличие от условий рабовладельческих и феодальных отношений человек в массовом порядке оказывался ответственным за судьбу экономических преобразований, а впоследствии и за устройство политической жизни. О том, что появление человека как гражданина связано лишь с определенным этапом развития общества, свидетельствует и замечание К. Маркса, что «быть рабом или быть гражданином – это… отношения человека А к человеку В», которые устанавливаются посредством и при помощи общества.

Именно при появлении капитализма люди на качественно новой основе стали воздействовать на ход общественной жизни. Резко возросло участие отдельного человека в решении различных жизненных проблем. Вместе с тем люди все чаще начинают действовать сообща – не как одиночки в древние эпохи или средние века, а как классы, социальные группы и слои, включаясь в политические и другие объединения и организации.

Если подвести итог сказанному и осуществить отбор характеристик, которые даны гражданскому обществу, то эти данные можно свести к следующему.

  • 1. Гражданское общество – это реализация идей взаимоответственного и равноправного сотрудничества государства и оппонирующих ему сил в лице общественных организаций, объединений и движений.
  • 2. В гражданском обществе публичная и частная жизнь имеют автономный статус, который построен на взаимном учете интересов друг друга. Более того, частная жизнь выводится из-под контроля государства и все больше регулируется социальными установлениями, одобренными обществом ценностями, ориентированными на человека.
  • 3. Гражданское общество – это общество, в котором неотъемлемым приоритетом пользуются права и свободы личности, что позволяет дистанцироваться от националистических, теократических и охлократических тенденций. Иначе говоря, актуальной ценностью продолжает оставаться лозунг, провозглашенный еще в период Французской революции конца XVIII в.: «Свобода, равенство, братство».
  • 4. Гражданское общество – это общество, в котором постоянно расширяются возможности самоуправления во всех его видах и проявлениях, что создает максимум условий и возможностей для соучастия людей в делах общества и государства.
  • 5. Гражданское общество – это постоянное согласование интересов всех участников исторического процесса, его основных сил, достижение и реализация принципов конвенционализма.
  • 6. Гражданское общество – это общество, которое обеспечивает социальную защиту, гарантирует соблюдение прав и свобод человека.

Все это позволяет утверждать, что гражданское общество – это совокупность организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, определенных общечеловеческих ценностей, которыми руководствуются люди и каждый человек в своей публичной и частной жизни.

Эти формы реализуются в специфической деятельности, когда четко проявляется приоритет интересов общества над интересами государства, приоритет интересов социальных групп и обществ, которые представлены идеологией и практикой различных общественно-политических движений и объединений, претендующих на то, чтобы быть оппонентом политической власти. В этой связи нужно подчеркнуть, что если различия между государственным устройством различных стран могут быть большими, то, наоборот, различия между гражданскими обществами этих стран могут быть не так велики и значительны, как в области политических отношений. Все это создает благоприятные условия для социологии, ибо сравнение гражданских обществ создает обстановку максимального взаимопонимания и даже идентификации многих сторон жизни людей. И это убедительно демонстрируют широко используемые рейтинги, которые стали внедряться и использоваться для сравнения развитости стран. Согласно Индексу человеческого развития, в 2013 г. Россия занимала 55-е место среди 186 стран, по качеству жизни 105 из 111, по благосостоянию 61 из 142, по удовлетворенностью жизнью 34 из 36, по индексу счастья 122 из 152 стран. Очень важно использование данных такого комплексного мониторингового исследования, как «Европейский барометр», охватившего 26 стран Европы и ведущегося более 15 лет. Отказ от такого подхода ведет к тому, что методологическая ущербность становится исходным пунктом вульгаризированных представлений о гражданском обществе. Как показала жизнь, такая интеллектуальная ограниченность ведет к тупику, потере исторической перспективы.

Логика общественного развития подтверждает необходимость постоянного сопоставления жизнедеятельности классов, социальных групп и слоев не только внутри определенного общества, но и между различными типами обществ. Об этом свидетельствует и та объективная реальность, которая подталкивает ученых к сравнению различных взглядов, мнений, суждений людей в условиях неоднородных социально-экономических систем. Однако в условиях развития еще одной концепции и соответствующей практики – грядущего глобального общества – нельзя не замечать и определенные негативные моменты: под лозунгом взаимного обогащения экономической, политической, социальной и культурной жизни происходит вестернизация или даже американизация жизни народов, что становится все более очевидным и поэтому вызывает различные формы протеста, вплоть до открытого противостояния.

Вместе с тем этот импульс – нахождение и сравнение различных видов жизнедеятельности с учетом специфики каждой страны – не должен игнорироваться, ибо он характерен для каждого гражданского общества. В нем всегда присутствовали и в будущем все больше будут присутствовать как глобальные, так и конкретные проблемы, волнующие все человечество и (или) отдельные его слои и группы.

Очень важен еще один момент: несмотря на огромные различия по основным характеристикам существующих обществ и соответствующих государств, им присущи общие, объединяющие их черты, что не отрицает права на дальнейшее сохранение конкретных особенностей. Именно это характеризует сущность политической социологии, как и социологии в целом: основным ее объектом является гражданское общество, в котором общее находится в органическом единстве с особенным и единичным. В условиях, когда человечество все больше ориентируется на гуманистические цели, значение изучения различных политических и социальных сил становится показателем общественного прогресса в широком смысле слова.

* * *

Так как субъектами гражданского общества являются негосударственные организации, образования, движения и объединения, то вполне логично, что в последующих главах дается анализ этих общественных сил, которые наряду с присущими им функциями участвуют в той или иной мере в политической жизни, так или иначе взаимодействуют с государством и с различной степенью результативности влияют на принятие и реализацию политических решений.

Гражданское общество – это совокупность социальных образований, групп, коллективов, объединенных специфическими интересами – экономическими, этническими, культурными, реализуемыми вне сферы деятельности государства. Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи ценностей от поколения к поколению. Это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности.

Особенность гражданского общества состоит в разделении политической и социальной сфер, политических и социальных функций. Правовой статус человека противопоставлен его социально-экономической роли в гражданском обществе. Частные права, частные интересы освобождены от контроля со стороны государства.

Главное предназначение гражданского общества – достижение согласия, или консенсуса, между различными социальными силами и интересами, противодействие различным разрушительным силам и направление их в созидательное русло. Гражданское общество существует за счет органического сосуществования в его рамках разнородных социальных сил, институтов, организаций, заинтересованных групп, которые объединены стремлением к общей гармоничной жизни.

Одна из основных характеристик гражданского общества – светское начало (в отличие от средневековой теократии – господства религии в общественной жизни). Имеют право на существование общественное и частное, общество и государство, право и мораль, политическая идеология и наука, религиозное и светское. Государство демократическое не нуждается в религии для своего признания, а вера – личное дело верующего, который сам выбирает церковь, конфессию (или не выбирает, если находится на позициях атеизма). Свобода совести – одно из основополагающих прав личности и гражданина.

Так как центральным элементом гражданского общества является отдельно взятая личность, в гражданском обществе присутствуют и институты, содействующие всесторонней реализации этой личности, ее интересов, целей и устремлений.

Институты гражданского общества:

– семья;

– родственные связи;

– общины;

– профессиональные организации;

– творческие и научные союзы, ассоциации, фонды;

– трудовые коллективы;

– социальные слои, сословия, классы;

– общественные организации и т. д.

Единицей социальных взаимодействий в гражданском обществе является группа. Группа – это совокупность людей, объединяющихся для реализации определенной цели. Характерная черта группы – функциональная зависимость ее членов друг от друга. Группа действует в силу своих интересов, установок, ценностей. Если эти цели будут сформулированы четко и определенно, жизнеспособность группы будет эффективной. Группы классифицируются:

– по роли в жизни общества;

– размерам;

– предназначению;

– функциям.

Существуют так называемые заинтересованные группы, объединенные общностью интересов, например ассоциации финансистов, предпринимателей, врачей, адвокатов; молодежные, женские организации и т. д.

1.Первой качественной характеристикой гражданского общества является его правовой характер. Исходным критерием гражданского общества являются интересы, права и свободы личности. Свобода и справедливость представляют собой в условиях гражданского общества социальные факторы, упорядочивающие деятельность людей, коллективов и организаций.

Гражданское общество не может функционировать без создаваемых и охраняемых государством стабильных правовых норм. Так, к основным правам и свободам граждан относятся: защита чести и достоинства личности; право на определение и указание своей национальной принадлежности; право на личную и семейную тайну; право на жизнь; право на свободу совести; неприкосновенность жилища, неприкосновенность личной жизни граждан, тайна переписки; право на судебную защиту, право на обжалование действий должностных лиц, органов государственной власти; право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства; право на свободный выбор языка общения; право на информацию и др.

2.Вторая качественная характеристика гражданского общества носит функциональный характер. Она связана с тем, что основой функционирования гражданского общества является не просто создание определенного пространства для реализации частных интересов, но и достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества.

3.К чертам современного гражданского общества относится обеспечение оптимального, гармоничного сочетания частных и общественных интересов.

Таким образом, с учетом всех этих характеристик, гражданское общество можно определить, как основанную на самоорганизации систему социально-экономических и политических отношений, функционирующую в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, рассматриваемого в качестве высшей ценности гражданского общества.

Добавить комментарий