Характеристика исполнительной власти

Исполнительная власть — это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов — органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность — правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ состоит из:

— Председателя Правительства РФ

— заместителей Председателя Правительства РФ

— федеральных министров

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Характеристика судебной власти в РФ.

Судебная властьв РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ — система судов РФ, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996).

В судебную систему входят:

— Конституционный Суд РФ

— Верховный Суд РФ

— Высший Арбитражный Суд РФ

— система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские)

— система арбитражных судов

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Политическая система общества.

1.Это представленные в едином целостном комплексе гос. и не гос. структуры учавствующие в политической жизни страны и осуществлении гос. власти. Элементы полит. системы:

1. государство и его органы осуществляют основной объем властвования, это ядро политической системы и главный система образующий элемент. Особое место и роль государства в полит. системе определяется тем, что оно сосредотачивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. Располагает разветвленной системой юрид. средств, которые дают ему возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействия на общественные отношения. Отличительной особенностью государства в полит. системе является то, что оно имеет специальный аппарат принуждения — правоохранительные и силовые структуры (суд, полиция, прокуратура, вооруженные силы и органы гос. безопасности).

2. не гос. структуры. Политическая партия представляет собой один из видов общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества по средствам формирования и выражения политической воли граждан. Цели и задачи полит. партий отражаются в их уставах и программах, а главной целью каждой партии является борьба за власть.

Место и роль государства в политической системе общества.

Государство и его органы осуществляют основной объем властвования, это ядро политической системы и главный система образующий элемент. Особое место и роль государства в полит. системе определяется тем, что оно сосредотачивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. Располагает разветвленной системой юрид. средств, которые дают ему возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействия на общественные отношения. Отличительной особенностью государства в полит. системе является то, что оно имеет специальный аппарат принуждения — правоохранительные и силовые структуры (суд, полиция, прокуратура, вооруженные силы и органы гос. безопасности).

Счётная палата.

Счетная палата для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Состоит из председателя, заместителя председателя и 6-ти аудиторов. Совет Федерации и Государственная Дума образуют счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом. КРФ ст. 101, ч. 5. Председатель счетной палаты РФ С. В. Степашин.

Из ФЗ «О счетной палате РФ».

Ст. 1. Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему.

Ст. 3. Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Органы федеральной исполнительной власти РФ The federal executive authorities of the Russian Federation

УДК 342

Абрамович Стелла Васильевна,

Российский государственный университет правосудия (РГУП), г. Санкт-Петербург

Abramovich Stella Vasilevna Аннотация. В статье рассмотрены вопросы системы и структуры федеральной исполнительной власти. Автору удалось выделить функциональные особенности федеральной исполнительной власти, а также проанализированы основные проблемные вопросы и перспективы их решения.

Ключевые слова: система, структура, федеральные органы исполнительной власти. Keywords: system, structure, federal bodies of executive power.

В системе органов государственной власти, органы федеральной исполнительной власти занимают одно из важных и ключевых мест, т.к. главное их назначение является -исполнение законов. Однако наиболее важной проблемой выступает отсутствие единых целей и функций с учетом его места в государственном регулировании социальных и экономических процессов в современном обществе. В действующем законодательстве используются понятия «органы исполнительной власти» и «органы государственного управления», имеют одинаковое определение в контексте административно-правового положения. Однако различные исследователи имеют свое собственное мнение о сущности исполнительной власти. Одни отмечают, что орган исполнительной власти для участия в осуществлении функций исполнительной власти. Другие авторы считают, что органы исполнительной власти — это звено государственного аппарата, которые на основе своих функций осуществляется исполнение законов. На наш взгляд наиболее полным определением является, орган исполнительной власти — это вид государственного органа, который имеет право осуществлять функцию исполнительной власти, в рамках закрепленной за ним обязанности решать проблемные задачи.

Действующие на сегодняшний день органы исполнительной власти имеют свою собственную систему органов исполнительной власти. Однако для того чтобы каждый элемент качественно функционировал необходимо, чтобы он соответствовал определенным принципам. В юридической литературе нет единой концепции, одни авторы в качестве принципов деятельности и организации исполнительной власти выделяют:

— принцип федерализма;

— принцип законности (основа — соблюдение Конституция РФ);

— сочетание централизации и децентрализации.

Далее нами будет рассмотрена структура исполнительной власти (см рис 1). Из рисунка 1, мы видим, что каждый элемент имеет свое значение, именно поэтому целесообразно рассмотреть каждый из них более детально.

Система фед. органов исполнительной власти

* МРАвИТГ ЛWCТвО РФ 1Л ОРГАНЫ ИСЛ «ЛАП И

«Д ИШЕС ПН. 4СД СЛУЖ1М МД АГТИТГТВА

—1—»1 я пир 1 | m » Пв—мгии 1 ш Р* » «г-ч imnmu Ill <фар* ■ «Е—гги «——им. МН^М » «»Р*Ч ГШ щи» и* f an Awn» Гмипараапш г>Т» ‘■итч».

Рисутюк 1 Сиоягчо федеральных органы испотмите тиной пасти

Правовая основа организации и деятельности Правительства РФ является Конституция РФ. Данный орган осуществляет исполнительную власть, носит коллегиальный характер. Он состоит из следующих элементов: Председатель Правительства РФ, заместитель и федеральные министерства. Председатель РФ может решать отдельные задачи на закрытых заседаниях. Правительство РФ активно контактирует с обществом, выступая с вопросами, которые предполагали к рассмотрению на своих заседаниях. Однако если возникнут оперативные вопросы, Правительство РФ может образовать Президиум Правительства. Решение проводиться на основе большинства. Помимо этого одним из важных элементов деятельности Правительства является подготовка ежегодных отчетов.

Система федеральных органов исполнительной власти включается в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральное министерство выступает органом исполнительной власти, осуществляющей функцию по выработанной государственной политике и нормативно-правовому регулированию. На основе Указа Президента РФ федеральное министерство осуществляет:

— самостоятельную деятельность правового регулирования в установленной сфере;

— осуществление контроля и координации деятельности.

Мы не можем не согласиться, что федеральные органы исполнительной власти выступают неким каркасом, который полностью поддерживает систему исполнительной власти.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что современное состояние федеральных органов исполнительной власти имеет свои проблемные вопросы, а именно необходимо, чтобы каждый структурный элемент имел четкий правовой статус, в зависимости от регламентации деятельности функций и полномочий. Анализ органов исполнительной власти говорит о том, что данная система имеет сложную иерархию, которая объединяет как коллегиальные, так и единоначальные органы. В настоящее время в России продолжается реформа органов исполнительной власти, что непосредственным образом сказывается на эффективности форм и методов государственного управления. В связи, с чем решение проблемы эффективности существующих форм управленческой деятельности имеет определяющее значение для деятельности органов государственной власти.

Список использованной литературы

1. Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 — 2004 годах» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 30. Ст. 3046.

2. Административное право : учебник / Россинский Б.В.,Старилов Ю.Н.- 4-е изд., пересмотр. и доп. — М. : Норма, 2009.-с 312.

4. Баглай М.В./Конституционное право Российской Федерации /6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007.- 790 с

6. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзо-теризм, политэкономия. Мн., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права. 2006. № 8.

8. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. — М., 2012. — 830 с.

9. Лапина М. А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическое пособие. М.: Издательство Института проблем риска, 2006. 238 с.

10. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

14. Черкасов К.В. Организационно-правовые основы учреждения и функционирования федеральных органов исполнительной власти на уровне федерального округа // Законодательство и экономика. 2008. № 10.

Административное право : учебник / Россинский Б.В.,Старилов Ю.Н.- 4-е изд., пересмотр. и доп. — М. : Норма, 2009.-с 312.

Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. — М., 2012. — 830 с.

Баглай М.В./Конституционное право Российской Федерации /6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2017.- 790 с

Возникновение исполнительного органа власти

Многие современные страны выступают в качестве устоявшихся структур, управление внутри которых происходит на высшем уровне. Но, важно отметить, что так было не всегда. В самом начале государства в виде форм организации общества не существовали вовсе. Так, люди просто образовывали маленькие родоплеменные общины, контроль в которых основывался на моральных нормах. В то время данный вид организации общества вполне удовлетворял потребности человека. Но во время регулирования работы множества людей данный вид общины стал совершенно бесполезен. И это повлияло на смену формации. Появилось государство. В государстве существует множество направлений деятельности, которые отвечают за здоровое функционирование страны. Так, особую роль играют ведомства исполнительного характера.

Изначально не было разделения государственных органов на исполнительные, законодательные и судебные. Такая классификация говорит о проявлении принципа разделения управления государством. Его разработка была осуществлена в период Нового времени при помощи теоретической работы Шарля Луи де Монтескье и Джона Локка. Со временем этот принцип очень быстро прошел процесс модернизации. Сегодня его применяют в большинстве стран в виде своеобразной основы работы государственных органов. Основная мысль данного принципа заключалась в том, что власть – это системное явление, которое важно осуществлять на коллегиальной основе. Кроме того, когда управление сосредотачивается в руках одного человека или же правящего верха, это негативно сказывается на жизни страны.

Замечание 1

Такая система не дает возможности думать о интересах всего населения, и качественно контролировать его работу. Таким образом, на сегодняшний день данный принцип нашел активное применение и развитие в большинстве стран мира.

Особенности системы федеральных органов исполнительной власти

Сегодня в России есть множество разных ведомств и компаний. Большинство структур имеет отношение к исполнительной ветви власти. Органы исполнительной направленности выступают в качестве особых ведомств, которые во время реализации своей деятельности реализуют функции государства. Кроме того, эти структуры предстают в качестве исполнителей законодательных норм и положений Конституции РФ. Исходя из этого, можно сказать, что система и структура федеральных органов данного направления выступает как обширная и громоздкая, так как их работа затрагивает множество вопросов.

Замечание 2

Также, важно отметить, что данную структуру можно воспринимать как буфер сред системы правовых норм и действительностью.

В состав системы и структуры федеральных органов исполнительной власти входит список определенных органов, которые входят в структуру федеральных органов исполнительной власти и обеспечивают осуществление Правительством РФ ряда задач и полномочий, которые возложены на него. Для Председателя Правительства РФ важно предлагать данную структуру не позже срока в неделю после того, как его назначили.

Для любого ведомства свойственно нести не только ряд собственных признаков, то и особую нормативную базу. Ко всему этому, есть субъекты, непосредственно координирующие деятельность определенного механизма. Президент РФ утверждает федеральные органы исполнительной власти, их систему и структуру. Для первого лица свойственно при помощи личного указа создавать структуру особых ведомств и разрабатывать их внутренние функции. Но, важно отметить, что хоть данная система и утверждается Президентов РФ, но в своей деятельности она подчиняется и Правительству РФ.

Замечание 3

В соответствии с указами Президента РФ происходит создание и упразднение министерств и ведомств, их переименование и преобразование.

На основании отраслевой компетенции данного органа власти можно сказать, что сфера предметов ведения такого рода органа находится в абсолютно обозначенном направление государственно-управленческой работы. Для многих субъектов в РФ министерства все также имеют отраслевую компетенцию, реализуют при этом государственную политику в четко обозначенном направлении работы.

Для органов межотраслевой компетенции важно реализовать координацию работы отраслевых органов данной власти относительно ряда вопросов. Сегодня задачи по координации работы на федеральном уровне находятся в области работы федеральных министерств.

В состав системы и структуры органов исполнительной власти РФ входят некоторые федеральные министерства, службы и агентства. Указ Президента РФ выступает в качестве определения ряда функций федеральных органов исполнительной власти, руководство над которыми осуществляет Президент РФ. Для постановлений Правительства РФ свойственно обозначать ряд функций федеральных органов исполнительной власти, руководство над которыми осуществляет Правительство РФ.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Специфика структуры федеральных органов исполнительной власти

Для любой совокупности чего-либо свойственно выступать в качестве механизма, в состав которого входит определенное количество элементов. Так, для структуры органов исполнительного управления характерно быть механизмом, в состав которого входит ряд взаимосвязанных частей. У каждой из них есть собственные особенности, функции и нормативная база. Так, в состав структуры федеральных органов рассматриваемого направления входят министерства, службы и агентства.

Определение 1

В качестве федерального министерства выступает федеральный орган исполнительной власти, который реализует ряд функций относительно выработки государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области деятельности, которая установлена актами Правительства РФ и Президента РФ.

Федеральные министры, которые входят в состав Правительства РФ, возглавляют федеральные министерства.

Определение 2

Под федеральной службой понимается федеральный орган исполнительной власти, которые реализует ряд функций относительно контроля и надзора в определенном направлении деятельности, а также ряд особых функций в сфере обороны, борьбы с незаконными деяниями и т.д.

Руководители федеральных служб руководят федеральными службами. Для федеральных служб по надзору в определенной области деятельности допустимо иметь статус коллегиального органа.

Определение 3

Федеральным агентством является федеральный орган исполнительной власти, который реализует ряд функций в определенном направлении относительно оказания государственных услуг, управления государственным имуществом и ряд правоприменительных функций. Исключением является функции по контролю и надзору.

Во главе данного агентства находится директор федерального агентства. Для этой структуры свойственно иметь статус коллегиального органа.

На основании указов Президента РФ в структуре федеральных органов исполнительной власти для ее реформирования допустимо вносить ряд изменений и дополнений, не противоречащих Конституции РФ и ряду федеральных законов. Данное реформирование применимо исключительно в рамках ассигнований, которые установлены федеральным законом о бюджете на текущий год.

Специфика функций федеральных органов исполнительной власти

Существует несколько функций в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти РФ. Речь идет о функциях относительно принятия нормативно-правовых актов, контроля и надзора, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг.

Замечание 4

Если говорить о функциях относительно принятия нормативно-правовых актов, то важно обратить особое внимание на издание в соответствие с Конституцией РФ ряда федеральных конституционных законов, некоторых федеральных законов, которые обязательны в исполнении рядом органов госвласти, должностными лицами и т.д.

На основании функций относительно контроля и надзора важно осуществлять действия по надзору и контролю за тем как исполняются федеральные законы, нормативно-правовые акты общеобязательных правил поведения рядом органов госвласти, местного самоуправления, некоторыми юридическими лицами и т.д. Также в сферу данных функций входит выдача разрешений на то, чтобы осуществлять определенный вид деятельности рядом граждан и юридических лиц, регистрация актов, документации, объектов и издание индивидуальных правовых актов.

Ряд функций относительно управления государственным имуществом говорит о реализации полномочий собственников в отношении федерального имущества. Сюда же относится имущество, которое передано ряду федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственным федеральным агентствам. Помимо этого, к данной функции относится процесс управления акциями открытых акционерных обществ, которые находятся в федеральной собственности.

Что касается функций относительно оказания государственных услуг, то они важны для предоставления ряду федеральных органов исполнительной власти напрямую или через ряд подведомственных федеральных государственных учреждений или иных компаний на безвозмездной основе или по ценам, которые регулируются органами госвласти, услуг компаниям и гражданам в направлении образования, социальной защиты населения и в иных сферах, которые установлены федеральными законами.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Система исполнительной власти в РФ состоит из следующих элементов:

  • федеральные органы исполнительной власти РФ;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Исполнительную власть в РФ осуществляет правительство РФ. Правительство РФ состоит из председателя Правительства РФ, заместителей председателя правительства РФ и федеральных министров (ст.110 Конст).

Значительной особенностью применения принципа разделения властей в государственном механизме России является фактическое доминирование исполнительной власти в лице Президента над всеми другими ветвями власти. По природе и характеру выполняемых, согласно Конституции России, своих функций, Президент является не только главой государства, но и фактически главой исполнительной власти. В соответствии со своими конституционными полномочиями Президент назначает с согласия Гос. Думы Председателя Правительства России, принимает решение об отставке Правительства, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и министров, представляет Гос. Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России, а также ставит вопрос о его освобождении. Являясь Верховным Главнокомандующим вооруженными силами России, Президент подчиняет себе непосредственно так называемые силовые структуры, зачастую вмешивается в повседневную деятельность правительства. Сочетание полномочий главы государства с фактическими полномочиями главы Правительства позволяют Президенту России сосредоточить в своих руках огромную, поистине «суперпрезидентскую» власть.

Добавить комментарий