Характеристика РФ как социального государства

Социальные права – это набор социальных благ, которые предоставляются человеку и гражданину государством. В свою очередь, понятие «социальный» означает связь человека с обществом, который затрагивает их взаимоотношения. Социальные права даны человеку для того, чтобы он смог реализовать свои интересы, связанные с жизнью в обществе. Конституция РФ — есть главный источник и гарант для человека и гражданина. Этот документ определяет права и свободы, которые предоставляются жителям России, иностранным гражданам, лицам без гражданства, находящимся или проживающим на территории нашей страны .

В Конституции РФ установлены следующие социальные права:

– право в сфере труда (на свободу труда, его вознаграждение, труд в условиях, которые отвечают требованиям безопасности, гигиены и др. – ст. 37) ;

– право на отдых (ч. 5 ст. 37) ;

– право на социальное обеспечение (ст. 39) ;

– право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 38, ст. 39) ;

– право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7, ст. 39) ;

– право на жилище (ст. 40) ;

– право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) ;

– право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) ;

– право на создание профессиональных союзов или иных общественных объединений для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30) .

Права человека определяются не только конституционными законами, но и соглашением международного уровня – Всемирной Декларацией прав человека, которая была принята на заседании Генеральной Ассамблеи ООН после завершения Второй Мировой войны, а также социальные права человека регулируются другими документами международного уровня. Социальные права гражданина являются юридической категорией, так как находятся под охраной государства. Они даются только тем людям, находящимся в правовых отношениях с государством — его гражданам.

Одной из важнейших задач Российской Федерации является обязанность защиты социальных прав своих граждан, ведь её социальная суть заключается в том, чтобы вовлечь индивидов в социальную жизнь посредством снятия каких-либо препятствий, которые возникают у гражданина, не позволяющих ему преодолеть их без помощи государства. Россия объявляет о своей готовности защищать социальные права всеми средствами и способами, которые находятся в его распоряжении, так как социальные права граждан не доступны никаким силам общества, кроме государства, ведь его полномочия абсолютны в данной сфере жизни общества.

Действительно ли Россия является социальным государством, даже если социальные права человека находятся под охраной государства?

У социального государства есть свои признаки, которые характеризуют его.

Само социальное государство ( данное понятие впервые ввел Л. фон Штейн ) означает новый этап в развитии государства, ставший возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина. Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности и т.д.

Социальное государство обладает следующими признаками:

1. Достойный уровень жизни. Государство ответственно за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, которое гарантирует достойное существование. Эту функцию государство осуществляет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Ответственность государство берет только за тех граждан, которые сами не могут удовлетворить свои потребности по возрасту, болезни, инвалидности и т.п. К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7-10 тыс. долл. на человека в год .

2. Социальное равенство. Его следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений социального неравенства множество: это и возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, пол и т.п. Государство вмешивается в трудовые отношения, уравнивая в правах мужчину и женщину при найме па работу. Имущественные различия государство сглаживает с помощью налоговой политики, перераспределяя собранные средства в пользу малоимущих .

3. Социальная защита тех, кто потерял доход или средства к существованию (по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы), а также оплата расходов на медицинское обслуживание. К средствам социальной помощи относят пенсии, пособия по безработице, выплаты из государственного бюджета, благотворительных фондов .

4. Подъем благосостояния всего общества. Показателем благосостояния является уровень нищеты. Обычно в развитых странах он не превышает 10%. а в Швеции — чуть больше 5%. Это позволяет включать в пользование материальными благами (оплата жилья, стипендии учащимся, пособия на детей и т.п.) все более широкий круг лиц. В соответствии с ч.1 ст. 7 Конституции России – «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Поскольку государство официально объявило себя социальным, то оно должно проводить социальную политику для своих граждан, осуществлять поддержку социально уязвимого населения, выстраивать справедливую экономику, которая будет устранять социальное неравенство и создавать возможности для личного, социального и культурного развития. По Конституции России наша страна должна принимать меры, направленные на борьбу с социальным неравенством в доходах граждан, устранение бедности среди населения, обеспечивать бесплатное образование и здравоохранение .

Но, на самом деле, фактически мы наблюдаем социальное неравенство уже на протяжении нескольких десятилетий — об этом свидетельствуют факты.

За последние несколько лет уровень бедности в стране значительно вырос, и российская власть предпринимает минимальные шаги по устранению этих проблем. Как мы знаем, максимальный размер пособия по безработице в России, установленный Правительством России составляет всего 4900 рублей в месяц, учитывая при этом постоянное удорожание продуктов питания, ЖКХ, прочих товаров. Подобная ситуация происходит и с пенсиями по старости и инвалидности, поскольку их размеры также довольно низкие .

В России существует проблема с трудоустройством лиц, которые освободились из мест лишения свободы или имеют непогашенную судимость. Работодатели чаще всего негативно относятся к данной категории граждан, и в большинстве случаев отказывают им в трудоустройстве, что в результате толкает их на совершение новых преступлений. Таким образом проблема социальной реабилитации граждан, отбывших наказание в исправительном учреждении остается до сих пор не решенной .

По поводу справедливого распределения доходов между населением и устранения социального неравенства можно сказать, что доходы лиц, владеющих крупными нефтегазодобывающими предприятиями, металлургическими предприятиями, банками, инвестиционными фондами, многократно превышают доходы большинства населения страны — по статистическим данным средняя заработная плата в России в большинстве регионов составляет от 12 000 до 15 000 рублей в месяц. Проблема обстоит настолько остро, что вызывает ненависть и гнев со стороны рабочих слоев населения .

Не так давно прозвучала информация о попытке ввести новый налог на медицинскую помощь для лиц, являющихся безработными, который предложили депутаты. Министерство труда считает, что безработные граждане должны оплачивать услуги врачей в государственных учреждениях здравоохранения. По сути, это нарушает право на бесплатную медицинскую помощь. Также в любом государстве, которое считает себя социальным, медицина должна быть доступна для населения, либо вовсе должна оказываться бесплатно .

Исходя из всех вышеперечисленных социальных проблем можно ли сделать вывод, что Российская Федерация является социальным государством? Возможно, у Вас появится мысль, что Россия не соответствует положениям ст. 7 Конституции и не является социальным государством. Но во многих странах существует такие же проблемы, как и в России, и это не повод лишать этих стран статуса социального государства, так как вопросы решаемы. И Россия не является исключением, потому что она на пути изменения и решения насущных вопросов, о чем говорят недавно предпринятые законы (социальная поддержка пенсионеров, ветеранов и многодетных семей, защита граждан от квартирных и банковских мошенников и усиление безопасности на дорогах, обеспечение доступа родственников в реанимацию и закон о паллиативной помощи, отмена налоговых льгот на пальмовое масло и развитие российского АПК и др.).

Список литературы:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Раздел первый, главы 1-2.

⇐ ПредыдущаяСтр 40 из 41

Характеристика РФ как социального государства находит выражение в том, что Конституция РФ в главе второй закрепляет целый комплекс социальных прав человека и гражданина, которые традиционно относят ко второму поколению прав и свобод человека и гражданина. На государство возлагается обязанность по их признанию, соблюдению и защите. В статье седьмой Конституции РФ определяются основные направления деятельности государства, надлежащая реализация которых позволит признать Россию действительно социальным государством. Всё это предусматривает необходимость создания и системы гарантий указанной группы прав человека и гражданина, которая также может рассматриваться как критерий действительности социальности государства.

Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Статья 7 «1. РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Конституция РФ регламентирует основные начала общественного устройства, регулирует важнейшие общественные отношения. Основной закон не осуществляет непосредственно государственно-правового регулирования институтов гражданского общества, но обеспечивает функции конституционного закрепления, охраны и защиты. И в этом смысле можно сказать, что гражданское общество имеет вполне определенное конституционно-правовое содержание.

Однако одно лишь провозглашение социального статуса российского государства, даже конституционное, не гарантирует автоматического роста качества и уровня жизни населения, надежной социальной защиты и социальной безопасности, минимизации социальных рисков и требуемых условий для самореализации творческого трудового потенциала личности. К сожалению, напротив, за последнее десятилетие в социальной сфере России накопилось немало острых проблем, которые не соответствуют современным критериям, параметрам и принципам социального государства.

Один из практических примеров:

Реформа в сфере образования во главе с единым государственным экзаменом (ЕГЭ). В условиях сегодняшней России, многие школы не имеют не только комплекта преподавателей, но в них отсутствуют водопровод, канализация, а зимой тепло и электричество, школьники не получают стандарта знания, а качество их обучения на порядок ниже того, что требует ЕГЭ. ЕГЭ оказывается гарантией привилегий детям, обучающимся ближе к «центру» со всеми современными удобствами и компьютерными классами.

Можно сделать вывод о том, что государство озабочено лишь экономическим положением крупного бизнеса, фактически пренебрегая условиями выживания основной части населения, что не могло не разрушить народного потенциала страны и увеличить протестный ресурс. В то же время состояние «износа» и «усталости» населения приводит к тому, что поколение детей не воспроизводит поколение родителей не только количественно, но и качественно. Это снижает численность граждан в стране, разрушает человеческий капитал, представляя угрозу национальной безопасности. Наблюдается распад социальных связей и ослабление социального потенциала, что сравнимо с процессом истощения природы при отсутствии деятельности по ее восстановлению.

Для того чтобы социальное государство функционировало в реальной жизни со всеми соответствующими социальными последствиями для населения, нужны адекватные практические механизмы его развития и реализации. Нужна активная социальная политика всех его субъектов на национальном, региональном, муниципальном и корпоративном уровнях, которая занимает особое решающее место в социальном государстве.

50. Экономическая и социальная политика: проблемы взаимодействия

Экономическая политика государства – набор инструментов, рычагов, мер и действий правительства страны, оказывающих влияние на развитие макроэкономических показателей для достижения общественно значимых целей. Экономическая политика включает финансовую, денежно-кредитную, налоговую, бюджетную, научно-техническую и инновационную, промышленную, энергетическую, инвестиционную, социальную, антимонопольную, внешнеэкономическую политику и другие разновидности направлений.

Социальная политика – совокупность мер, направленная на повышение уровня жизни населения; система взаимодействий и взаимоотношений социальных групп общества по вопросам жизнеобеспечения населения, роста уровня и качества его жизни.

Экономическую базу социальной политики составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов, государство осуществляет населению денежные выплаты по различным социальным программам.

Date: 2016-07-22; view: 2329; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14865 УДК 32:316.6

Попова Лариса Евгеньевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры уголовного права, процесса и криминалистики филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецк L.schmer@bk.ru

Россия как социальное государство

Аннотация. В статье на основе анализа положений Конституции РФ раскрываются принципы, приоритеты и проблемы построения социального государства в России. Автор делает вывод, что построение социального государства в России — это цель, задача, и мы находимся только на первой ступени его становления и развития.

Ключевые слова: политика, социальное государство, гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственная поддержка, трудная жизненная ситуация, трудоспособность, система социальных служб, государственные пенсии, пособия, гарантии социальной защиты.

Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Статья 7 Конституции Российской Федерации закрепляет один из важных конституционных принципов: «1. РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» .

Данное положение определяет политику и назначение социального государства, его цели и задачи, направленные на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Это означает, что государство обязано обеспечить своим гражданам следующие условия:

— возможность каждого трудоспособного человека зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;

— гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, потерявшим трудоспособность (больные, инвалиды, безработные, дети, пенсионеры, беженцы и вынужденные переселенцы) оказывать поддержку за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны для создания благоприятных жизненных условий и обеспечения обычного жизненного стандарта;

— гарантированный минимальный размер оплаты труда и достойный для каждого человека прожиточный минимум;

— иные гарантии социальной защиты.

Российское государство, проводя социально-экономическую политику, опирается на такие важнейшие принципы, как: свобода экономической деятельности, право человека на свободный выбор в сфере наемного труда и предпринимательства; развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства; социальная справедливость и социальная солидарность общества; развитие системы социального партнерства; участие всех граждан в управлении государственными и об-

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14865 УДК 32:316.6

щественными делами; ответственность государства за состояние и развитие эффективной социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.

На сегодняшний день некоторые из этих принципов в той или иной мере утверждаются в нашей действительности.

На основе принципов формируется государственная социальная политика, направленная на создание нормальных условий жизни для всех слоев населения, а именно: обеспечение необходимого уровня и качества жизни за счет собственных усилий для трудоспособной части населения; создание системы государственной социальной защиты и обеспечения жизненных потребностей нетрудоспособным.

Несомненно, основными приоритетами социального государства являются:

1) реализация государственной демографической политики; снижение смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличение продолжительности жизни населения ;

2) сохранение и приумножение жилья для граждан, повышение его комфортабельности;

3) развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов ;

4) обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе — рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы; разработка и реализация системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, безработица, несчастный случай и т. п.);

5) осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан; оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т. д.;

6) защита трудовых прав и интересов работников; обеспечение экологической безопасности страны; повышение роли и качества общего и профессионального образования и т. д.

Однако современные реалии позволяют сделать вывод, что деятельность государства в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной. В условиях продолжающегося экономического кризиса социальная помощь государства пока не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции РФ. Уже привычными стали такие проблемы, как бедность, безработица, преступность, многие другие. Несмотря на то, что органами местного самоуправления в последние годы уделяется все больше внимания социальной сфере, множество принимаемых мер, кардинальных изменений в области социальной политики не принесли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последние годы социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере, но такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не ориентирован на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

На наш взгляд, без планомерного, направляемого государством развития социальной сферы, науки и образования, разработки и внедрения в производство новых

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14865 УДК 32:316.6

технологии динамичное развитие экономики и высокий уровень жизни невозможны. Это подтверждается опытом социально-экономических развитых стран.

Провозгласив себя социальным государством, Россия, официально зафиксировала это в ст. 7 Конституции. Социальные права, гарантируемые гражданам, прописаны также в следующих статьях Основного закона:

1) на труд и его оплату (п. 1-4 ст. 37);

2) на отдых (п. 5 ст. 37);

3) на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38);

4) на социальное обеспечение (ст. 39); на жилище (ст. 40);

5) на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); на экологическую безопасность (ст. 42); на образование (ст. 43);

6) на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44) .

Но ведь провозглашенные статьи основного закона о социальном государстве не делают его таковым. Для его построения и развития требуется формирование эффективной социальной рыночной экономики и политики, обеспечивающей занятость, достойную заработную плату, развитое социальное страхование, поддержку семьи, материнства и детства, престарелых, молодежи и т. д., и разработка комплексной программы мер и механизмов их реализации всеми ветвями и уровнями государственной власти и местного самоуправления .

Только при достижении баланса во взаимодействии основных социальных и политических сил в обществе можно говорить о социальном государстве. Согласимся с мнением заместителя руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по социальной политике, кандидатом экономических наук В. М. Анисимовым, что для реализации положений ст. 7 Конституции Российской Федерации требуются согласованные действия всех ветвей государственной власти и общественных объединений. Чтобы весь механизм четко работал, необходимо принять федеральный закон «Об основах социальной политики», который определил бы права и обязанности всех ее субъектов — государственных органов, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных объединений .

Сегодня достаточно четко сформулированы задачи социальной модернизации. Речь идет о повышении доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.

Провозглашена первоочередная задача модернизации отечественного здравоохранения — повышение его эффективности и, что, несомненно, приведет к улучшению показателей здоровья нации.

Перед обществом и государством стоит задача не допустить утраты российским образованием своих преимуществ, усилить его инновационность, повышать и модернизировать требования к образованию.

Стратегический характер приобрели задачи в жилищной сфере.

Государству необходимо направить усилия для создания условий, обеспечивающих гражданам приобретение отвечающих современным требованиям квартир, за счет собственных средств и с помощью жилищных кредитов. Решение поставленных задач во многом зависит от темпов российской экономики на долгие годы.

Нужно отметить конкретные шаги в реализации социальных программ делаются постоянно. За последние годы в первую очередь решаются наиболее острые проблемы в сфере образования, здравоохранения, жилищной сферы, сельского хозяйства. Решаются задачи по повышению доступности и качества первичной медикосанитарной помощи, обеспеченности населения высокотехнологичной медициной .

IV 3 ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14865 УДК 32:316.6

Установление основ государственной социальной политики требует качественного правового регулирования отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.

На уровне субъектов РФ разрабатываются основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций; устанавливаются региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; проявляется забота о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуются подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивается соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.

Не остаются в стороне и органы местного самоуправления. Их задачей является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия для жизнедеятельности человека и его воспроизводства. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.

Современное состояние социальной политики в России остается под пристальным вниманием главы государства, Правительства РФ. В статье Президента РФ Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» отмечается: «Ключевая проблема социальной политики России — даже не объем ресурсов, который мы направляем на решение социальных задач. А эффективность, целевой характер проводимых мер. Нам необходимо в ближайшие годы изменить ситуацию, ликвидировать все зоны потерь в социальном секторе, когда ресурсы тратятся впустую, направляются не тем, кто в них отчаянно нуждается, а людям, которые могут легко прожить без этого; когда мы по инерции поддерживаем учреждения, не обращая внимания на эффект их работы для граждан; когда мы ставим интересы тех, кто работает в социальных учреждениях, выше интересов тех, на кого они работают. Каждый рубль, направляемый в социальную сферу, должен «производить справедливость». Справедливое устройство общества, экономики -главное условие нашего устойчивого развития в эти годы» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К сожалению, непродуманные поспешные действия по политическому и экономическому реформированию общества в сочетании с общим социальнополитическим кризисом порождают острый дефицит ресурсов. В связи с этим обостряются социальные проблемы.

На наш взгляд, только при условии государственного регулирования рыночных отношений возможно сравнительно быстрое преодоление всех негативных последствий реформ.

Стоит обратить внимание на такой негативный фактор современной России, как продолжающаяся поляризация групп населения по уровню доходов и материальной обеспеченности.

Нельзя забывать, что социальное неравенство всегда отражает политическую, экономическую и правовую стороны жизни общества. Социальные признаки (принадлежность к определенной социальной группе) у нас все еще в большой степени влияют на доступность образования, лечения и т. д., что порождает острые социальные коллизии уже в детском возрасте.

IV ^ rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14865 УДК 32:316.6

Недостаточные меры по преодолению массовой безработицы привели к росту числа нищих, бродяжничеству, преступности, проституции. В трудном положении оказались инвалиды и престарелые.

В стремлении к созданию в России социального правового государства нельзя забывать о международных стандартах важнейших прав и свобод человека, а в их числе равенство перед законом, равенство мужчины и женщины, право выбора профессии и образовательной системы, являются приоритетными для нашего российского законодательства .

Социальное государство, должно обеспечить их в полном объеме, включая и совершенствование системы социальной защиты.

Провозглашение Российской Федерации социальным государством — это принцип, задача, цель, достижение которой потребует огромных усилий. Пока мы находимся на первой ступени построения социального государства.

Ссылки на источники

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». — Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». — Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

5. Конституция Российской Федерации.

6. Анисимов В. М. Социальное государство в России — выбор времени. Основные проблемы социального развития России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2004. — № 15 (235).

8. Путин В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. — 2012. — 13 февр.

9. Попова Л. Е. Указ. соч.

Larisa Popova,

L.schmer@bk.ru Russia as a social State

Рекомендовано к публикации:

Сирик М. С., KaHdudamoM юридических HayK, доцентом, 3ae. эфедрой уголовного npaea, npo^cca и криминaлистики филиaла ФГБОУ ВПО «Кубaнский госудaрственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецк

Добавить комментарий