Характеристика российского государства

Сущность и признаки государства, его определение.

Сущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нём, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

Сущность государства – состоит в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина.

Государство –это особая суверенная организация публичной власти, официально представляющая и охватывающая всё общество (народ, нации, классы) в пределах определённой территории и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения.

Признаки государства.

1. Публичная политическая власть.Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Публичная власть, делая свои веления всеобщими, охватывает население страны, осуществляет защиту общества в целом и каждого человека в отдельности. Политическую публичную власть отличают также универсальность, т.е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы государства.

2. Государственный аппарат.Публичная политическая власть есть особая организация, состоящая из совокупности государственных органов, которые наделены полномочиями управления (в соответствии со своей компетенцией) и осуществлять принуждение, когда в том возникает необходимость.

3. Деление населения по территории.В процессе возникновения государства кровно-родственные связи, сложившиеся в предшествующий период, утрачивают своё значение. Они уступают место территориальным связям (по месту жительства). Таким образом, жители в политическом отношении становятся тесно связанными с территорией, на которой они проживают. Переход к территориальному принципу деления населения вызывает необходимость создания систем центрального и местного управления, образование государственного аппарата, осуществляющего этот вид деятельности, и, что самое главное, — системы административно-территориального деления государства.

Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт -–подданство или гражданство.

4. Государству принадлежит суверенитет.Под которым понимается его верховенство внутри страны и его независимость от власти какого-либо иностранного государства. Суверенитет означает право государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику.

5. Важнейшим средством осуществления государственной власти выступает право.Выполняя стоящие перед ним задачи, государство обладает правом издания нормативно-правовых актом, которые распространяются на всё население и на всю территорию. Государство, как и его органы и учреждения, в своей организации и деятельности связаны правом, обязаны строго следовать правовым предписаниям. В то же время право является основным и решающим средством выражения и реализации властных велений государства.

5. Налоги, сборы, государственные пошлины.Государство имеет право устанавливать налоги, сборы и государственные пошлины, с помощью которых формируется бюджет государства, который необходим для функционирования государства (выполнение функций, целей, задач).

6. Государство обладает символикой: названием, флагом, гербом и гимном.

Статья 1 Конституции РФ устанавливает, Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 Конституции РФ характеризует государство также как социальное, а статья 14 Конституции РФ – как светское.

1. Российская Федерация – демократическое государство.Важнейшие признаки демократического государства: 1)реальная представительная демократия; 2) обеспечение прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловлены формирование Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы человека и гражданина.

2. Российская Федерация – федеративное государство.Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 89 равноправных субъектов, из которых 21 – республики, 1 – автономная область, 10 – автономные округа, 6 – края, 2- города федерального значения, 49 – области. Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие: 1) Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Федерации; 2) республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты – устав и законодательство; 3) федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации; 4) во взаимоотношении с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.

3. Российская Федерация – правовое государство.1) В конституции закреплён высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – ст. 2 – человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства; 2) независимость суда,как главного механизма гарантий прав и свобод, прямо закреплена в ст. 120 Конституции; 3) в Конституции РФ закрепляется принцип верховенства Конституции.Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить; в Конституции закреплён приоритет международного права(ч. 4 ст. 15) – во-первых, безусловно признаётся, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы, а во-вторых, в случае расхождения правил закона и международного договора России приоритет отдаётся правилам международного договора.

4. Российская Федерация – социальное государство.В Конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). В ч. 2 ст. 7 даётся некоторая расшифровка обязанностей государства: 1) охрана труда и здоровья людей; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; 3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей; 4) развитие системы социальных служб; 5) установление государственных пенсий, пособий; 6) иные гарантии социальной защиты.

5. Российская Федерация – светское государство.Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает её в следующих положениях: 1) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; 2) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

6. Республиканская форма правления.Российская Федерация провозглашена республикой, что означает выборность главы государства.

Значение Конституции в правовом государстве

Правовое государство в России провозглашает ст. 1 Конституции.

Замечание 1

Российская Федерация — правовое государство, признающее верховенство права и законодательных актов в жизни государства и общества.

Конституционные положения 15 статьи рассматривают обязанность соблюдения положений Конституции РФ для органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан, объединений нескольких лиц и др.

Россия как правовое государство устанавливает в качестве верховного акта в системе права Конституцию РФ. Этот документ обладает высшей правовой и юридической силой, прямым действием. Ее использование предусмотрено для всей территории нашего государства. Никакой Закон или правовой акт не должен вступать в противоречие с Конституцией, а любой акт, издаваемый в нашей стране и ее субъектах, должен соответствовать ее идеям и принципам.

Та же 15 статья рассматривает обязанность соблюдения законами всеми субъектами, которые были перечислены выше. В состав актов, которые должны вступать в соответствие с законами, включены правительственные и президентские нормативно-правовые акты, акты, выпускаемые ведомствами, министерствами, агентствами палаты Федерального Собрания, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления и др.

Равенство и правовая осведомленность в правовом государстве

Важнейшим показателем правового государства может являться равенство любого субъекта в отношении закона.

Замечание 2

Российская Федерация — федеративное и демократическое государство, дающее гарантию равенства человеческих и гражданских прав и свобод. Это не должно зависеть от полового и расового признака, языка и национальности, имущественного и должностного положения, происхождения и места жительства, религиозных убеждений, принадлежности к определенным объединениям в обществе и др.

В нашей стране под запретом находятся все формы ограничений прав граждан, которые могут проявляться в соответствии с социальными, расовыми, национальными, языковыми или религиозными признаками принадлежности. Лица любого пола обладают одинаковыми свободами и правами, имеют равные возможности в процессе их реализации.

Россия, как и любая другая правовая страна, обеспечивает правовую осведомленность граждан и прочих субъектов правовых отношений, что касается действующего законодательства.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Значение Законов в правовом государстве

РФ — правовое государство, которое проявляет специальную заботу, определяющую формирование развитого правосознания.

В нашем государстве любой Закон подлежит официальной публикации, запрещено использование неопубликованных законов. Одно из важнейших конституционных требований состоит в положении, которое устанавливает, что нормативно-правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, не должны использоваться, если не произошла их публикация и они не были доведены до общего сведения.

Россия является полноправным участником международного сообщества, признавая составным элементом своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры государства. Конституция устанавливает положение, что если международный договор содержит другие правила, чем предусмотренные законом РФ, то необходимо применять правила международного договора.

Замечание 3

Непременным аспектом правового государства является признание норм международного права. Наша страна на достаточно высоком уровне произвела интеграцию собственного законодательства и международно-правовой системы.

Характерная черта современного государства представляет собой существование целостной системы законов, которые, в первую очередь, касаются наиболее важных сфер государственной и общественной жизни.

Для совершенствования и последующего развития Конституции РФ постоянно происходит принятие специальных законов, которые посвящены определенному типу или носителю публичной власти.

Верховное значение закона не значит, что он всесилен, поскольку правовое государство всегда совершенствует законодательство под меняющиеся условия.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Говоря о Российском государстве его можно охарак­теризовать следующим образом:

1) РФ — демократическое государство;

2) РФ — правовое государство;

3) высшая ценность РФ — права и сво­боды человека и гражданина;

4) форма правле­ния РФ — республика.

Демократическая природа РФ складывается из:

1) народовластия — как непосредственного, так и представительного;

2) федеративного устройства на основе равенства субъектов РФ;

3) политического и идеологического многообразия.

Народовластие — осуществление власти наро­да посредством принятия решения непосредствен­но (на референдуме) либо путем избрания законо­дательной (представительной) власти и через органы местного самоуправления. Народовластие в РФ осуществляется исходя из воли большинства при уважении воли и прав меньшинства.

Правовое государство — это государство, в котором во всех сферах жизнедеятельности общества обеспечивается верховенство закона.

Правовое государство подразумевает, что в нем господствует общество над государством, а не на­оборот, т. е. РФ имеет социальный характер.

В таком государстве право является объективным следствием исторических процессов, оно закрепля­ет необходимые рамки свободы и справедливости, обеспечивается государственным аппаратом и вы­ражается в международных нормах, в Конституции РФ, в законах, подзаконных актах и практике реа­лизации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т. п.

Правовое государство предполагает наличие свет­ского характера государства, т. е. в РФ не может быть объявлено в качестве обязательного ни одно из вероисповеданий,никто не может быть принуж­ден к принятию религии или отказу от нее, церковные должностные лица и иерархи не вправе занимать какие-либо государственные должности, запреща­ется дискриминация по признаку принадлежности к той или иной религии и т. д.

Гарантирование прав и свобод личности в РФ обеспечивает реализацию принципов демокра­тии в РФ, так как только государство, в котором при­знаются и гарантируются права человека, может утверждать, что в нем установлена власть народа.

Республиканская форма правления РФ озна­чает, что:

1) во главе государства стоят: Президент РФ,Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) и Правительство РФ;

2) органы государственной власти являются в Рос­сии выборными или назначаемыми, но не наслед­ственными;

3) срок полномочий органов власти устанавливается федеральными законами и не мо­жет быть пожизненным. РФ — это смешанная рес­публика, т. е. власть Президента РФ и исполнитель­ной власти уравновешивается деятельностью Федерального Собрания РФ.

Федеративное устройство России строится на принципах территориальной целостности и единства российского государства. Террито­рия всей РФ является совокупностью территорий ее отдельных субъектов, которые равны перед РФ.

Понятие конституционного строя и его основ

Каждое государство имеет определенные специфические черты, совокупность которых позволяет судить о форме или способе его организации, т.е. о госу­дарственном строе. Этот строй, закрепленный в конституции, становится конституцион­ным строем.

Конституционный строй (в узком смысле) — установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) — совокупность экономических, политиче­ских, социальных,правовых, идеологических, общест­венных отношений, возникающих в связи с органи­зацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государ­ства, а также гражданского общества и государства.

В понятие основ конституционного строя России входят закрепленные конституцией харак­теристики как демократического, правового, социального, светского, федератив­ного государства с республиканской формой правления.

Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г. Двадцать пятого декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федера­ции была официально опубликована и начала действовать.

Основы конституционного строя РФ — осново­полагающие начала и принципы, образующие теоре­тическую и нормативную базу всей системы консти­туционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ».Принципы конституционного строя РФ — основополагающие начала государ­ственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ.

Принятие конституции означает установление обязанности государства подчинять­ся конституционным предписаниям. В противном случае существование основного закона теряет всякий смысл, также как и понятие правового государства. Однако понятие конституционного строя относится не ко всякому государству. Оно применимо лишь к государству, в котором конституция признает, закре­пляет, надежно охраняет и гарантирует права и свободы человека и гражданина, все право соответствует этой конституции, а государство во всем подчиняется праву. Конституци­онный строй, следовательно, не сводится только к факту существования конституции, а предполагает наличие двух необходимых условий: конституция демократическая и она соблюдается.

Таким образом, конституционный строй — это форма или способ организации госу­дарства, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, и обеспечива­ется подчинение государства праву.

Элементы конституционного строя РФ:

1) рес­публиканская форма правления;

2) суверенитет РФ;

3) права и свободы личности;

4) источник власти — многонациональный народ России;

5) верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

6) федеративное государственное устройство;

7) гражданство РФ;

8) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судеб­ную;

9) организация местного самоуправления.

В понятие конституционного строячастовключают сло­жившийся в государстве порядок (систему) взаимоотноше­ний между гражданами, органами власти, государственны­ми и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

В связи с этим к признакам конституционного строя можно отнести:

» верховенство права;

» широкие права и свободы человека, их гарантированность;

» участие народа в осуществлении государствен­ной власти и широкое народное представительство;

» разделение властей.

Защита конституционного строя обеспечивается:

= особым порядком предложения и внесения по­правок в главе I Конституции — Основы конституци­онного строя;

= неотвратимостью наказания лиц, осуществляю­щих действия, направленные на свержение консти­туционного строя.

Основы конституционного строя определяют принципы организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обще­ством. Именно в этом заключатся значениеэтих основ.

Основы конституционного строя Российской Федерации регулируют не все, а наи­более важные общественные отношения, характеризующие российскую государствен­ность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конститу­ционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.

Конституционное закрепление основ конституционного строя обеспечивает их провозглашение от имени народов России, их государственной воли. Это обусловливает их юридическую значимость, верховенство и обязательность для всех субъектов правоот­ношений. Основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регули­рования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме все важнейшие связи, свойственные ее организации. Все они могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией Российской Федера­ции. При этом никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя (ст. 16Конституции РФ).

Благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя систему их гарантий образуют как материальные,политические, социальные, так и правовые га­рантии, а их реализация должна обеспечиваться государством.

Таким образом, основы конституционного строя это главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как кон­ституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.

Конституция Российской Федерации, прежде всего,закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гумани­стическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет госу­дарства,разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними мест­ного самоуправления.

Каждый конституционный принцип действует не сам по себе. Все они в совокуп­ности и взаимосвязи конституируют государство,дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости.

Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:

1) народовластие (оно характеризуются верховен­ством власти народа; происхождением государ­ственной власти только от имени многонациональ­ного народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);

2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;

3) верховенство закона;

4) фе­дерализм (он включает в себя территориальную це­лостность государства; верховенство государствен­ной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единствен­ной носительницей государственного суверенитета и г.д.);

5) государственный суверенитет (он вклю­чает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);

6) со­циальный характер РФ (т. е. политика РФ направле­на на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

7) светский характер российского государства (т. е. в РФ дея­тельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);

8) республиканская форма правления (осо­бенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не пре­зидентской или парламентской);

9) разделение вла­стей;

10) политический плюрализм (в РФ гаранти­руется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ являет­ся единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкурен­ции, свобода экономической деятельности).

Общество свободных людей(гражданское общество) обязывает государство слу­жить человеку, предъявляет определенные требования в отношении организации государственной власти и ее преде­лов. Основы конституционного строя содержат гарантии от уста­новления тотального государственного контроля общественной жизни.

Конституци­онные гарантии, определяющие основы конституционного строя России в экономической и политических областях, состоят в следующем:

· единство экономического пространства, свободное перемещение товаров,услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции;

· признание частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и их защита равным образом;

· отношение к земле и другим природным ресурсам как к основе жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей территории, и возможность их нахождения в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности;

· запрет на установление одной идеологии в качестве государственной или обязательной, признание идеологического и политического многообразия, многопартийности;

· право граждан создавать общественные объединения и свобода их деятельности.

Вопрос № 2.Характеристика основ конституционного строя

Вгл.1 Конституции РФ «Основы конституционного строя»закреплены правовые основы общественного уст­ройства страны. В завершающей первую главу КонституцииРФ ст. 16 записано, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституци­онного строя РФ.

Основы конституционного строя РФ услов­но можно разделить на следующие группы:

— государственного устройства — государственные ос­новы;

— политической системы — политические основы;

— экономической системы — экономические основы;

— социальной системы — социальные основы;

— правовой системы — правовые основы;

— правового статуса личности.

Основы государственного устройства конституционного строя РФ,это:

» по форме правления РФ —республика;

» по форме территориально-государственного устрой­ства РФ — федерация;

» по форме государственного режима РФ — демокра­тическое государство;

» в РФ гарантируется местное самоуправление, орга­ны которого не входят в систему органов государственной власти;

» Российская Федерация — суверенное государство;

» территория РФ целостна и неприкосновенна;

Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с ними Российская Федерация – это демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство. Все эти характеристики тесно связаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя.

Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией.

Демократический характер государства (от греч. demos и kratos – власть народа) означает, что:

— во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;

— во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;

— в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума.

Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных требований.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства – унитарной и федеративной – Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.

По поводу провозглашения Российской Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции РФ некоторые ученые и практические деятели считают, что такому утверждению место, скорее, в преамбуле Основного Закона (т. е. это пока не данность, а лишь цель, к которой стремится Россия). Конечно, современную Россию правовым государством считать нельзя. Вместе с тем после принятия Конституции 1993 г. в нашей стране сложилась принципиально иная правовая ситуация, позволяющая предполагать, что возврата к прежнему, антиправовому, тоталитарному, режиму уже не произойдет.

Конституция РФ полностью соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:

— признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;

— закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;

— устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.

Формирование правового государства – сложный и длительный процесс. Страна должна «дорасти» до своей Конституции, преодолев стереотипы правового нигилизма, повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество. Исходя из этого, закрепление принципа правовой государственности в основном конституционном тексте (т. е. в качестве нормы прямого действия) представляется обоснованным. Это следует рассматривать незыблемой основой и важной гарантией поступательного движения России к правовому государству.

Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

— во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;

— во-вторых, переход к другой – монархической – форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;

— в-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ.

Конституция РФ не дает конкретного, нормативно выраженного ответа на вопрос о разновидности республиканской формы правления в России. Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентской) республикой. Однако анализ конституционных норм, закрепляющих статус различных органов государственной власти (см. гл. 4–7 Конституции РФ), их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод, что, несмотря на особое положение Президента РФ в системе органов государственной власти, Основным Законом в России закреплена полупрезидентская (смешанная) республика.

Именно такая смешанная форма республики является преобладающей формой правления в современном мире. Смешанная форма правления закреплена и для субъектов РФ Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 провозглашает Россию социальным государством. В отличие от конституций ряда зарубежных государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.), в которых термин «социальное государство» закреплен достаточно давно, в российской Конституции это понятие употреблено впервые. Понятия социальной государственности и правовой государственности не могут противопоставляться, подлинное социальное государство может быть только правовым.

Более того, социальное государство без правовой составляющей допускает в том числе и произвольное перераспределение национального богатства в пользу социально слабых, уравниловку, обширную систему льгот и привилегий. Это ведет к порождению иждивенческой идеологии населения, потере жизнедеятельной инициативы людей, возложению на государство обязанностей, которые надлежащим образом выполнить весьма сложно (прежде всего в силу неблагоприятной экономической ситуации).

Социальное же правовое государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ.

Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. Непосредственна связь указанных положений и с социально-экономическими и культурными правами человека в Российской Федерации. Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом его ума, рук, инициативы и предприимчивости, а суть социальной правовой государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества, Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция РФ прямо не устанавливает отделение школы от церкви, однако этот признак светского характера российского государства закреплен в отраслевом законодательстве, в частности в Законе РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» с изм. и доп. и Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» с изм. и доп. В России нормативно закреплен принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; религиозным организациям допустимо обучать детей религии в таких учреждениях только вне рамок образовательной программы по просьбе родителей или лиц, их замещающих, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.

С рассмотренными характеристиками российского государства непосредственно связаны и конституционные принципы функционирования (осуществления) публичной власти: единство и разделение власти, источник власти, формы осуществления власти, признание местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти и др.

Добавить комментарий