Характеристика судов общей юрисдикции

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 14

Понятие «суды общей юрисдикции» введено Законом о судебной системе в целях их ограничения от конституционных и арбитражных судов.

Суд общей юрисдикции-суд который осуществляет правосудие по гражданским,уголовным делам,возникающим из административных правонарушений.

Задачи судов общей юрисдикции:

-охрана от всяких посягательств закрепленного в КонституцииРФ общественного строя,его политической и экономической систем;

-охрана социально-экономических,политических и личных прав и свобод граждан;

-охрана прав и законных интересов учреждений,предприятий и организаций.

Деятельность судов направлена на всемерное укрепление правопорядка и законности,предупреждение преступлений и иных правонарушений,воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов,уважения к правам,чести и достоинству граждан.

Систему судов общей юрисдикции составляют:

*федеральные суды общей юрисдикции;

*суды общей юрисдикции субъектов РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

-Верховный Суд РФ;

-верховные суды республик,краевые,областные суды,суды городов федерального значения,суд автономной области,суды автономных округов;

-районные суды,городские суды,межрайонные суды;

-военные суды;

-специализированные суды,полномочия,порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов РФ относятся мировые судьи.

Суды общей юрисдикции рассматривают:

1)все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав,свобод и охраняемых законом интересов,за исключением дел,которые в соответствии с законодательством рассматриваются другими судами;

2)все уголовные дела;

3)иные дела,отнесенные Конституцией РФ,федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Приоритетом как российского,так и европейского права являются права человека,закрепленные в Конституции РФ и Европейской Конвенции «О правах человека».

28.Районные суды, их задачи, порядок образования, полномочия.

Районный суд создается федеральным законом в судебном районе,территория которого охватывает территорию одного района,города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ.

Приближение правосудия к месту нахождения лиц,участвующих в деле,находящихся в отдаленных местностях,образовано постоянное судебное присутствие.

Компетенция районного суда:

*Районный суд рассматривает все уголовные,гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции,за исключением дел,отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

*В случаях,установленных федеральным законом,районный суд рассматривает дела об административных нарушениях.

*Районный суд вправе обратиться на основании ч.4ст.125 КонституцииРФ в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона,подлежащего применению в конкретном деле.

*Районный суд рассматривает апелляционные жалобы,представления на решения мировых судей,действующих на территории соответствующего судебного района.

*Районый суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Председатель районного суда и его заместитель назначаются на должность Президентом РФ сроком на 6 лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. Одно и тоже лицо может быть назначено на должность председателя (зам.предс.)одного и того же районного суда неоднократно,но не более двух раз подряд.

Функции председателя районного суда:

-организует работу суда;

-устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

-распределяет обязанности между своими заместителями,судьями;

-организует работу по повышению квалификации судей;

-осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда,в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда,а также распределяет обязанности между ними,принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности,организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

-регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

-осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Заместитель председателя районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей,установленным председателем районного суда.

29. Верховный суд республики, краевой (областной)суд,суд города федерального значения,суд автономной области,суд автономного округа и их компетенция.

Верховный суд республики,краевой, областнойсуд,суд города федерального значения,суд автономной области,суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции,действующими в пределахтерриториисоответствующего субъекта РФ,и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам,действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Краевые,областные и др.приравненные им суды имеют следующие структурные подразделения:

*судебная коллегия по гражданским делам;

*судебная коллегия по уголовным делам;

*президиум.

Судебная коллегия верховного суда республики,краевого,областного суда,суда городов федерального значения,суда автономной области,суда автономного округа рассматривают:

1)в качестве суда первой инстанции дела,отнесенные федеральными законами к подсудности верховного суда республики,краевого…округа;

2)в качестве суда апелляционной инстации дела по жалобам,представлениям на решения районных судов,принятый ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу,а также на промежуточные судебные решения верховного суда республики,краевого…округа,вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

3)в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам,представлениям на промежуточные судебные решения верховного суда республики,краевого…округа,вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

4)дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений,принятых соответствующей судебной коллегией.

Президиум верховного суда республики,краевого…округа образуется в составе председателя,зам.председателя суда входящих в состав президиума суда по должности,и других судей соответствующего суда в количестве,определяемом Президентом РФ.

Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Основные полномочии Президиума суда:

-рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившую в законную силу решения районных судов и мировых судей,апелляционные определения верховного суда республики,краевого…округа,а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

-утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам и суд.коллегии по угол.делам из числа судей этого суда;

-ежегодно представляет по предложению председателя верховного суда республики,краевого…округа на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав судебной коллегии судей верховного суда республики,краевого…округа,принимающей решение по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда,арбитражного апелляционного суда,арбитражного суда первой инстанции в республиках,краях,областях,городах фед. значения,автоном.области,автоном.округах,а также по другим вопросам,предусмотренным законом РФ по статусу судей РФ;

-рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики анализу судебной статистики;

-заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий,рассматривает вопросы работы аппарата суда.

Организационные полномочия председателя областного суда:

*руководит организацией работы судебных коллегий,распределяя судей по коллегиям;

*руководит работой аппарата суда;

*созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

* представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней Пленуму Верховного Суда РФ;

*распределяет обязанности между заместителями председателя;

*организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата;

*организует работу по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;

*вносит представления в организации и учреждения об устранении нарушений закона;

*ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб.

1. Понятие и система судов общей юрисдикции.

Суд общей юрисдикции — государственный орган отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции — совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции:

1) Верховный суд Российской Федерации

Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

2) Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)

Военные (флотские) окружные суды.

3) Городские и районные суды.

Гарнизонные военные суды.

4) Мировые судьи.

2. Законодательство о судах общей юрисдикции.

Законодательство о судах общей юрисдикции — это совокупность нормативных правовых актов разной юридической силы, призванных регламентировать деятельность судов общей юрисдикции.

Система законодательства о судах общей юрисдикции:

1) Глава 7 Конституции Российской Федерации.

2) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

4) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

5) ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

6) Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

7) ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»

8) ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»

3. Задачи и функции судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

Задачи функции судов общей юрисдикции:

— Защита нарушенных или оспариваемых прав.

— Защита и охрана прав и свобод человека и гражданина.

— Деятельность по укреплению законности и правопорядка в обществе.

— Деятельность по предупреждению предупреждений преступлений и административных правонарушений.

— Деятельность по защите основ конституционного строя РФ.

— Деятельность по защите целостности и безопасности РФ.

— Деятельность по осуществлению правосудия.

— Деятельность по контролю за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц.

— Деятельность по изучению и обобщению судебной практики.

— Деятельность по ведению и анализу судебной статистики.

— Деятельность по разъяснению законодательства.

— Деятельность по разработке предложений по совершенствованию законодательства РФ.

4. Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе.

Подведомственность — разграничение полномочий по реализации судебной власти между различными судами (разграничение компетенции).

Подсудность — разграничение дел, которые подлежат рассмотрению по 1-ой инстанции, между конкретными судами.

По своей сути понятие подсудности отвечает на вопрос, какой конкретно суд будет рассматривать конкретное дело по 1-ой инстанции.

Подсудность в гражданском процессе подразделяется на родовую подсудность и личную подсудность.

Родовая подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается характером дела, его объективной стороной.

Личная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается личными обстоятельствами участников процесса — их места проживания, места реализации правоотношений.

Подсудность в уголовном процессе подразделяется на предметную и местную.

Предметная подсудность характеризуется тем, что по ней происходит определение конкретного суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основываясь на разграничении предметов ведения судов.

Местная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основывается на территориальных характеристиках уголовного дела.

Судебная система Российской Федерации — система специализированных органов власти (судов), осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации.

Структура судебной системы РФ:

1. Суды общей юрисдикции:

Ø Верховный Суд

Ø Верховный Суд республики, краевой (областной)

и иные приравненные к ним суды

Ø Районные суды

Ø Мировые судьи

Ø Военные суды

2. Федеральные арбитражные суды:

Ø Арбитражные суды

Ø Высший Арбитражный Суд

Ø Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

Ø Арбитражные апелляционные суды

Ø Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

3. Конституционный Суд

4. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ

. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах рФ и военные суды.

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.

2. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов рФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов рФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

30 .СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

– рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

– проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

– рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

– проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

– обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;

– разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;

– разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

– реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

Не обязательно! Как дополнение. ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Судебная власть характеризуется следующими основными признаками.

1. Судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.

2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд – орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных народных и арбитражных заседателей.

3. Исключительность судебной власти. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

4. Единство судебной власти находит свое выражение в общих принципах организации и деятельности судов. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Основной закон запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов.

5. Независимость, самостоятельность и обособленность судной власти. При выполнении своих функций суды подчиняются только Конституции РФ и закону. Вмешательство в деятельность суда в какой бы то ни было форме в целях воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет за собой уголовную ответственность. Судебная власть неделима, решение суда не требует дополнительного утверждения. Суды образуют обособленную систему, организационно никому не подчиненную.

6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства (форма реализации судебной власти), что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе.

В соответствии с законом (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного, уголовного, арбитражного (разновидность гражданского и административного).

7. Процессуальный порядок деятельности. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры, является важной гарантией законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.

8. Подзаконность судебной власти – действие в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение закона. Судьи независимы и подчиняются только Конституции рФ и федеральному закону (ст.120 Конституции, ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).

Подзаконность судебной власти распространяется как на все ее проявления, так и на все органы, ее осуществляющие.

9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Решение суда подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Федерации.

10. Народное представительство в осуществлении судебной власти. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей предусмотрено ч. 5 ст. 32 Конституции РФ.

/. Характеристика районного суда 2. Полномочия районного суда

‘. Районный суд — основное звено подсистемы судов общей юрисдикции. Именно районный суд рассматривает по первой инстанции большин­ство гражданских и уголовных дел.

ФКЗ «О судебной системе РФ» определяет порядок создания и упразд­нения районных судов. Районные суды создаются в районах, городах,

не имеющих районного деления, в районах (округах) городов. Возмож­но создание одного районного суда на район и расположенный на его территории город (города).

2. Полномочия районного суда:

**• рассмотрение по первой инстанции следующих категорий дел:

а) уголовные дела, за исключением дел, отнесенных УПК РФ к компе­тенции вышестоящих судов;

б) гражданские дела, за исключением дел, которые рассматриваются мировыми судьями, военными и другими судами (статьи 113, 114_1 -116 ГПК РСФСР). В субъектах РФ, где не назначены (не избраны) на должность мировые судьи, дела, относящиеся к их компетенции, рас­сматриваются судьями районных судов единолично. В случае когда при объединении нескольких связанных между собой требований, измене­нии предмета иска или предъявлении встречного иска новые требова­ния становятся подсудными районному суду, а остальные — мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде;

в) гражданские дела особого производства: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим; о признании граждани­на ограниченно дееспособным или недееспособным; о признании иму­щества бесхозяйным; об установлении неправильности записей в кни­гах актов гражданского состояния; по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные действия; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя. Особенностью таких дел является то, что при их рассмотрении суд не разрешает какого-либо спора, а лишь решает вопрос об установлении каких-либо фактов, име­ющих юридическое значение;

г) гражданские дела из административно-правовых отношений. Такие дела рассматриваются на основании жалобы гражданина на неправомерные действия (решения) органов государственной власти, органов местно­го самоуправления, общественных органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц;

• рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушени­ях, подведомственных судам;

• пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам гражданских дел, по которым этот же суд ранее уже вынес судебное решение;

• проверка приговоров и иных судебных решений мировых судей;

• деятельность по обеспечению исполнения вынесенных ими приговоров и иных судебных решений (рассмотрение дел об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о снятии судимости и т. п.). Законодательство строго регламентирует всю процедуру рассмотрения и разрешения всех категорий дел с целью обеспечения вынесения законного и обоснованного судебного решения, недопущения какого-либо посторон­него влияния на судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной ин­станцией по отношению к мировым судьям, действующим на террито­рии соответствующего судебного района.

9, Права и обязанности судей и народных заседателей. Председатель районного суда

/. Основные права судей и народных заседателей

2. Основные обязанности судей и народных заседателей

3. Функции председателя районного суда 1. Основные права судей и народных заседателей:

• судьи и народные заседатели в ходе судебного заседания имеют равные права по исследованию доказательств, задаванию вопросов сторонам, свидетелям и другим допрашиваемым лицам, принятию решений по существу дела, заявленным ходатайствам и отводам и т. п.;

• судья (председательствующий) вправе принимать необходимые меры для нормального хода судебного заседания и руководства им;

• судья вправе истребовать доказательства от граждан и организаций; вно­сить представления в государственные органы, общественные органи­зации и должностным лицам об устранении причин и условий, способ­ствовавших совершению правонарушения; запрашивать информацию от государственных органов, общественных организаций и информацион­ных центров. При этом указанные органы и должностные лица обязаны выполнять требования судей, своевременно реагировать на их запросы и представления;

• судьи вправе вносить в Верховный Суд РФ предложения о даче разъяс­нений по вопросам применения законодательства;

• судьи вправе ставить на обсуждение конференций судей вопросы, пред­ставляющие интерес для судейского сообщества.

2. Обязанности судей и народных заседателей:

• судьи и народные заседатели обязаны в своей деятельности строго со­блюдать закон исходя из обеспечения прав и свобод человека и граждани­на, охраны общественных и государственных прав и законных интересов;

• судьи обязаны участвовать в изучении и обобщении судебной практи­ки, работе по повышению уровня правовых знаний народных заседате­лей и работников аппарата суда;

• судьи и народные заседатели в своей служебной и внеслужебной дея­тельности обязаны не допускать поступков, могущих нанести ущерб авторитету судебной власти, достоинству судьи либо вызвать сомнения в компетентности и беспристрастности судьи;

V судьи обязаны проходить квалификационную аттестацию и повышать свой профессиональный уровень;

• судьи обязаны оказывать народным заседателям помощь при рассмот­рении дел: своевременно знакомить с подлежащими рассмотрению де­лами, действующим в соответствующей области законодательством и практикой его применения;

• судьи и народные заседатели не вправе нарушать тайну совещания в совещательной комнате и разглашать сведения, которые стали им изве­стны в ходе закрытого судебного заседания.

Народные заседатели своевременно вызываются в суд для рассмотре­ния дел. При этом предприятия и организации, где они работают, обязаны свободно отпускать их для выполнения функций по рассмотрению дел. Народные заседатели избираются коллективами по месту работы или службы, месту жительства сроком до 5 лет. В случае истечения полномо­чий народного заседателя во время рассмотрения конкретного дела с его участием эти полномочия продляются до окончания рассмотрения дела. За выполнение своих функций народные заседатели получают вознаг­раждение из федерального бюджета. Народные заседатели привлекают­ся к выполнению своих обязанностей не более чем на 2 недели в тече­ние года. Продление этого срока допускается в случае необходимости закончить дело, начатое с участием этого народного заседателя. 3. Организационное руководство районным судом осуществляет его пред­седатель. Если районный суд состоит из одного судьи, то он одновре­менно является и его председателем.

Помимо участия в судебных заседаниях председатель районного суда выполняет следующие функции:

• распределяет дела между судьями;

• ведет личный прием;

• организовывает работу по приему граждан и рассмотрению заявлений и

жалоб;

• организовывает работу с народными заседателями для повышения уровня

их правовых знаний;

• руководит обобщением судебной практики и ведением судебной стати­стики;

• вносит в государственные органы, общественные организации и долж­ностным лицам представления об устранении причин и условий, спо­собствовавших совершению правонарушений;

• руководит аппаратом суда и представляет к назначению администрато­ра суда;

• осуществляет иные функции.

В случае временного отсутствия председателя суда (отпуск, болезнь и пр.) его функции выполняет заместитель либо один из судей соответ­ствующего суда. Если же этот суд состоит из одного судьи, то по реше­нию председателя суда субъекта РФ его функции выполняет судья из ближайшего районного суда.

10. Организация работы в районном суде

/. Принципы распределения дел между судьями

2. Основные направления организационного обеспечения работы суда

3. Аппарат районного суда «I, Принципы распределения дел между судьями:

• функциональный (предметный) принцип предусматривает, что каждый судья рассматривает определенную категорию дел (уголовные дела, тру­довые споры, дела из семейных правоотношений и т. п.);

• территориальный принцип: каждый судья рассматривает все категории дел, возникших на закрепленной за ним территории;

• предметно-территориальный принцип: каждый судья рассматривает только дела определенной категории, возникшие на закрепленной за ним тер­ритории;

• беззональный принцип: каждый судья рассматривает все гражданские дела, заявления по которым поступили к нему во время осуществления им приема населения, и те уголовные дела, которые передал на его рас­смотрение председатель суда.

2, Основные направления организационного обеспечения деятельности судов:

• планирование деятельности суда и отдельных судей, предусматривающее время выполнения работ с аппаратом суда, повышение правовых зна­ний народных заседателей, изучение судебной практики и состояния законности в районе, время судебных заседаний по конкретных делам, график приема населения судьями, время и место совещаний судей и т. п.;

• прием населения, который ведется председателем, всеми судьями суда и работниками аппарата в строго установленное время;

• обобщение судебной практики, включающее ее сбор, изучение и форму­лирование выводов;

• работа с кадрами суда: формирование аппарата суда, повышение ква­лификации судей и работников аппарата;

• ведение статистической отчетности по всем направлениям деятельно­сти суда: рассмотрение различных категорий дел, исполнительное про­изводство и т. п.;

• ведение работы с законодательством, включающее отслеживание измене­ний законодательства и хранение контрольных экземпляров нормативно-правовых актов и разъяснений судебной практики Верховным Судом РФ;

• делопроизводство, то есть фиксирование движения дел, поступивших и исходящих документов и т. п.

3. Непосредственное организационное и техническое обеспечение работы суда осуществляет аппарат суда:

• руководящие работники аппарата суда;

у’ администратор суда, который назначается начальником управления (от­дела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ, действует под контролем Судебного департамента, но непосредственно подчиняется председателю суда и является его первым помощником; V1 консультанты, которые назначаются председателем суда из числа лиц, обладающих определенными юридическими знаниями для ведения су­дебной статистики, обобщения судебной практики, выполнения рабо­ты с законодательством и т. п.; *•’ заведующий канцелярией, который организует работу канцелярии и

отвечает за нее;

• секретари суда — ведут делопроизводство по делам, рассматриваемым конкретными судьями, обеспечивают хранение вещественных доказа­тельств, заканчивают делопроизводство по делам, рассмотрение кото­рых закончено, и сдают их в архив и т. п.;

V секретари судебных заседаний — ведут протоколы судебных заседаний, вызывают народных заседателей, участников судебного заседания, сви­детелей и пр.

Понятие и общая характеристика судебной системы РФ, ее структура.

Cудебная система — совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 ко­торой, в частности, сказано:

«1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом…
Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной сис­темы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Консти­туции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими суда­ми в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

В ст. 125 определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, при­званного контролировать конституционность законов и иных право­вых актов. Этот суд занимает особое место. Ему напрямую не подчиня­ются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную прак­тику, а равно практику других правоохранительных органов.

Что касается Верховного Суда РФ, о котором говорится в ст. 126 Конституции Российской Федерации, то ему отведено несколько иное место. У него есть свои подсистемы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсисте­мы, он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт им разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура судебной системы

Структура судебной системы в целом определяется предписания­ми не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодатель­ных актов:

  • Закона о судоустройстве;
  • Закона об арбитражных судах;
  • Закона о военных судах;
  • Закона о мировых судьях.

Подсистемы (блоки) федеральных судов:

  1. Конституционный Суд РФ;
  2. Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор:
    • федеральные суды общей юрисдикции;
    • федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает обособленное по­ложение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Консти­туции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими феде­ральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

В ведение судов судов общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ) передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют «гражданскими”, «гражданскими (общими) ” или «общими (гражданскими)” судами.

Особую ветвь судов общей юрисдикции образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они «осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

  • гарнизонных военных судов;
  • окружных (флотских) военных судов;
  • Военной коллегии — одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.

Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

Из приведенных конституционных положений и положений назван­ных законодательных актов можно сделать следующий вывод:

  • Правосудие должно осуществляться только су­дебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования — даже те, в наименовании которых присутствуют слова «суд” или «судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитраж­ный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Вер­ховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) — не относятся к чис­лу органов судебной власти, реализующих полномо­чия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение испол­нения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной сис­темы, в частности, потому, что это противоречило бы ч. 2 ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», где сказано, что «в Россий­ской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (ус­тавные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, со­ставляющие судебную систему Российской Федерации”.

Суды федеральные и суды субъектов РФ

Суды в Российской Федерации подразделяют­ся на два вида:

федеральные суды;

  1. Конституционный Суд Российской Федерации;
  2. Верховный Суд Российской Федерации;
  3. кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  4. арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

суды субъектов Российской Федерации;

  1. конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
  2. мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Вся судебная система Российской Федерации — единое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее:

«Единство судебной системы Российской Федерации обеспечива­ется путем:

  • установления судебной системы Российской Федерации Консти­туцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конститу­ционным законом;
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями ус­тановленных федеральными законами правил судопроизводства;
  • применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обще­признанных принципов и норм международного права и международ­ных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
  • признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования федеральных судов и мировых судей из федераль­ного бюджета”.

Для обеспечения единства судебной системы принципиальное зна­чение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст. 17 Закона о судебной системе этот порядок пред­полагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государствен­ных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов РФ:

  • высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верхов­ный Суд РФ), созданные на основа­нии предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только пу­тем внесения поправок в нее;
  • другие федеральные суды создаются и упраздняются только фе­деральными законами;
  • суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъек­тов РФ и должности мировых судей) создаются и упраздняются с со­блюдением требований федеральных законов и законов соответству­ющих субъектов РФ.

Добавить комментарий