Характеристика ветвей государственной власти

Законодательная власть — это область (ветвь) государственной власти, делегированная народом своим представителям в парламенте, что дает им исключительное право принимать законы. Органы законодательной власти, как правило (но не всегда), являются выборными и имеют разные названия: Верховный Совет, Государственная Дума, Конгресс, Сейм, Фолькетинг, Альтинг. Парламенты могут быть двухпалатные как в федеративных (США, Россия), так и в унитарных государствах (Великобритания, Франция), и однопалатные (Израиль, Новая Зеландия, Украина).

Парламент — единственный представительный орган народа и единственный законодательный орган, который полностью или частично создает другие высшие органы государства, определяет основы внутренней и внешней политики государства и принимает участие в ее осуществлении, контролирует деятельность других высших органов и должностных лиц.

Функции парламента:

o представительская — реализуется через обязанность представлять интересы народа, его различные слои с помощью депутатского корпуса (постановления парламента как представительного органа имеют политический характер),

o законодательная — реализуется через право издавать законы (основная деятельность, имеющая юридический характер);

o финансовая — реализуется через право принимать решения по финансовым вопросам (ежегодно утверждать бюджет страны);

o установочная — реализуется через право участвовать в формировании высших исполнительных, а также судебных органов;

o контрольная — реализуется через право осуществлять контроль за деятельностью правительства, других высших органов и должностных лиц;

o политическая — реализуется через право определять основы внутренней и внешней политики И через обязанность принимать участие в ее осуществлении.

Исполнительная власть — область (ветвь) государственной власти, обладающий правом управлять страной, выполнять законы и другие нормативные акты, принятые законодательной властью.

Носителем исполнительной власти в масштабах всей страны является правительство. Название правительства устанавливается конституцией и законодательством. В основном правительство имеет официальное название — Совет или Кабинет министров. Например, в Швейцарии это Федеративная Совет, в Италии-Совет Министров, в Японии-Кабинет. Возглавляет правительство его председатель. Как правило, это премьер-министр (например, во Франции) или председатель Совета Министров (Италия), канцлер (Германия), государственный министр (Норвегия). В президентских республиках (США), где такой должности нет, главой правительства (администрация президента) является непосредственно президент.

В Украине высшим органом исполнительной власти является Кабинет Министров Украины, который возглавляет премьер-министр. Систему исполнительной власти в Украине, кроме Кабинета Министров, составляют центральные органы исполнительной власти — министерства, государственные комитеты, другие ведомства, местные (областные и районные) государственные администрации.

Исполнительная власть осуществляется главным образом через государственное управление и основывается на иерархических отношениях подчиненности. Исполнительная власть, будучи ответственным перед законодательной властью, подотчетной и подконтрольной ей, не исчерпывается одним только «исполнением законов» (исполнительской деятельностью). Она также призвана отрабатывать пути и способы реализации законов и других законодательных актов, заниматься текущим управлением, выдавать по всем вопросам своей компетенции нормативно-правовые акты (постановления и др.), имеют подзаконный характер. Такое подзаконное регулирование общественных отношений является распорядительной деятельностью правительства.

Основные функции органов исполнительной власти:

o исполнительская — непосредственное выполнение нормативных предписаний правовых актов, принятых органами законодательной власти. Особым видом исполнительской деятельности являются административные (управленческие) услуги — публично-правовая исполнительно-обязательственная деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, направленная на юридическое оформление условий, установленных законодательством, которые являются необходимыми для надлежащей реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц, которые обращаются к ним с этой целью (регистрация, лицензирование, сертификация и т. д);

* распорядительная — осуществление управления путем издания подзаконных (управленческих) актов и выполнения организационных действий (соответствующих распоряжений)

Поскольку на исполнительную власть возложена наибольшая часть общегосударственных функций, она действует непрерывно и везде на территории государства (в отличие от законодательной и судебной власти), опирается на людские, материальные и другие ресурсы. В Украине его осуществляют чиновники структурные звенья трех организационно-правовых уровней — высшего (правительства), центрального (министерств, других ведомств), местного (Советом Министров АР Крым, местными государственными администрациями области и районов, городов Киева и Севастополя). Для предотвращения возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами важны действенные механизмы «сдержек и противовесов» как со стороны законодательной (через развитое законодательство и контроль), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор).

Судебная власть — независимая отрасль (ветвь) государственной власти, обладающего исключительным правом осуществлять правосудие, принимать решения в процессе судопроизводства и доводить их до исполнения.

Судопроизводство — это процессуальная форма осуществления правосудия; установленный законом порядок рассмотрения и разрешения дел судами; правовая форма реализации судебной власти. В Украине судопроизводство осуществляется судами общей юрисдикции и специализированными судами (хозяйственными, административными) на основе норм процессуального права, а решения по делам выносятся на основе норм материального права. Судопроизводство Конституционного Суда и судов общей юрисдикции является раздельным. Конституционный Суд — единственный орган конституционной юрисдикции в Украине.

Юрисдикция судов в Украине распространяется на все правовые отношения, возникающие в государстве.

Основные функции судебной власти:

o охранная (профилактическая) — охрана прав и свобод человека, вынесение частных определений об обнаружении судом нарушений прав граждан;

o контрольная — сдерживания других ветвей власти в рамках права посредством судебного контроля;

o правосудная (защитная) — защита прав и свобод человека в случае их нарушения, восстановления нарушенных прав, привлечения правонарушителей к юридической ответственности;

o конституционного надзора — надзор за соблюдением конституционной законности, то есть за соответствием Конституции, нормативных актов государства (Конституционный Суд),

Правосудие — это форма защиты права судебной властью, что выражается в справедливом (доброкачественном) рассмотрении и разрешении судом гражданских, уголовных, административных дел, а также экономических споров в целях установления истины, чем обеспечивается охрана прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства. Решение суда является актом правосудия по защите нарушенного или оспариваемого права. Если принятое судом решение реально не исполнено, судебные процедуры по защите прав человека не могут считаться завершенными.

Основные принципы правосудия: независимость — любое позазаконне вмешательства в деятельность судов, судебных заседателей, присяжных заседателей по осуществлению правосудия является недопустимым и влечет предусмотренную законом ответственность; исключительность — делегирование функций суда, а также присвоение его функций другим органом или должностным лицом не допускается.

Общая характеристика трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательная (представительная) власть формируется на основе выборов, когда народ делегирует своим представителям власть и таким образом управомочивает представительные органы осуществлять государственную власть. Следовательно, представительные органы, наряду с всенародно избранным президентом, обладают верховенством государственной власти в стране, т.к. их власть является производной от народа.

Законодательная власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также путем наблюдения и контроля за деятельностью аппарата исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

L Однако первичным среди этих двух высших органов государственной власти является парламент, т.к. только он может принимать решения облекаемые в форму закона и обязательные для исполнения всеми государственными органами, организациями и гражданами. Парламент олицетворяет высшую законодательную власть. Название данной ветви власти «законодательная» вовсе не означает, что, кроме законодательной деятельности, парламент не выполняет никакой другой. Так, важной функцией законодательной власти является финансовая, которая практически воплощается в его конституционном праве ежегодно утверждать государственный бюджет. Парламент также наделен правом участия в формировании высших и центральных государственных органов исполнительной власти и высших судебных органов, осуществляет контроль за работой правительства и других органов исполнительной власти, принимает решения об отстранении от власти президента и других высших должностных лиц и т.д.

Законодательная власть реализуется избираемым (иногда частично назначаемым парламентом — высшим представительным (законодательным) органом государства), который может иметь как двухпалатную, так и однопалатную структуру. Двухпалатный парламент обычно включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю, как, например, сенат (верхняя) и палату представителей (нижняя). Верхняя палата является противовесом нижней палате и предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты.

Руководство палатами парламента осуществляют председатели палат, которые ведают внутренним распорядком палаты и председательствуют на заседаниях. Председатель палаты представляет парламент во взаимоотношениях с другими государственными органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов и т. д.

Каждая из палат на весь срок своих полномочий образуют комитеты и комиссии (постоянные, временные, смешанные) которые являются рабочими подготовительными органами по различным направлениям деятельности палат. Их задача состоит, главным образом, в предварительном рассмотрении законопроектов.

Парламент обладает большими полномочиями в сфере законотворчества, наделен правом издавать законы, устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и определенные судебные функции: привлекать президента, членов правительства к судебной ответственности путем импичмента.

Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях. Порядок работы парламента определяется его регламентом, в котором закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование.

Исполнительная власть в отличие от законодательной власти, носит производный характер, т.е. производна от парламента или главы государства, поскольку формируется этими государственными органами.

Задачи органов исполнительной власти состоят, главным образом, в исполнении решений принятых носителями верховной власти — парламентом и президентом, т.к. исполнительная власть носит подзаконный характер и все действия, и акты органов исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить,

— направленные; исполнение:закона,.»@дцрда «их, название исполнительные, Однако в настоящее время роль правительства в осуществлении государственной власти во многих государствах мира постоянно повышается, и они не только исполняют решения принятые парламентом, но и сами, порой, направляют деятельность парламента.

Исполнительная ветвь власти отличается следующими признаками: — первый признак заключается в том, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства.

— другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы и имеет в своем распоряжении вооруженные формирования — армию, органы безопасности, полицию.

Следовательно, исполнительная власть — это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется государством через правительство (президента) и его органы на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительство призвано обеспечивать охрану существующего конституционного строя, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство (президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат. Правительства (премьер-министры) большинства стран обладают правом законодательной инициативы и могут оказывать решающее воздействие на законодательный процесс.

За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как правило, солидарную политическую ответственность, которая выражается в отказе ему парламентом в доверии. Этот отказ оформляется при помощи специальной, законодательно закрепленной, парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и по общему правилу к его замене новым. Однако правительство (в целях уравновешивания властей) может, не выходя в отставку, может инициировать досрочный роспуск парламента (нижней палаты) и добиться проведения внеочередных парламентских выборов.

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому представителю центральной власти — губернатору, префекту. Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления. В случае, когда управление реализуется выборными органами, они имеют определенную самостоятельность по отношению к центральным органам исполнительной власти.

Судебная власть состоит из органов осуществляющих правосудие, которые, в демократическом правовом государстве играют особую роль в системе сдержек и противовесов при разделении властей.;, Особая, роль суда в. осуществлении государственной власти заключается в том, что он выступает как арбитр при разногласиях между государственными органами, реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, и среди всех государственных органов, только судебная власть наделена правом, отправлять правосудие. В этом гарантии независимости самого суда, а также гарантии прав и свобод граждан и демократической государственности в целом. – Отсюда такие признаки судебной власти как гласность, состязательность независимость, коллегиальность.

Таким образом, судебная власть — специфическая, независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.

Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикций.

В России власть раздельная, и делится она на три ветви по традиционной схеме на: исполнительную, законодательную и судебную. У каждой ветви власти есть свои органы регулирования, их системы структурированы, а работа слажена и подконтрольна Правительству.

Исполнительную власть в стране проводит правительство. Президент государства не выступает главой только одной исполнительной власти, он объединяет все власти, таким образом, способствуя согласованному и эффективному функционированию всех ветвей на благо государства и ее народа.

Основной задачей органов исполнительной власти выступает реализация Конституции, всех законов, указов президента, решений высокопоставленных органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти включают Правительство государства, федеральные министерства и ведомства, сюда также входят другие государственные органы исполнительной власти, а также правительства, министерства и другие органы исполнительной власти областей в составе страны.

Сюда зачисляются также главы администраций областей, мэров городов государственного значения со своим рабочим аппаратом, и главы администраций городов и других административных образований.

Что касается законодательной власти, то она не стала исключением. В структуре этой ветви власти почетное место занимает Федеральное Собрание. Итак, Федеральное Собрание – Парламент РФ – это представительный и законодательный орган, который состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

В сферу влияния этой ветви власти попадает система создания новых законов, направленных на обеспечение благосостояния населения страны,и пересмотри регулирование старых и давно принятых законов для того, чтобы их функционирование имело больший эффект влияния и обеспечения нормальной жизни народа в государстве.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется тремя видами судов: Конституционным судом, Верховным судом и Высшим арбитражным судом. Вся судебная система в России регламентирована Конституцией и Федеральным конституционным судом.

Вполне очевидно, что основная задача судебной системы состоит в защите прав и интересов предприятий и предпринимателей, которые охраняются законом, причем не только внутри страны, но и за ее пределами. У судебного порядка защиты преимущества определяются его независимостью, так как суд подчиняется только закону.

Политическая система механизмы ее функционирования.

Политическая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых политических институтов и организаций, при помощи которых осуществляется завоевание, утверждение и функционирование политической власти в обществе.

Взаимодействие политической системы с окружающей средой осуществляется путем «вход-выход». Из среды на вход поступает информация и действия в виде требований и поддержки. Требования можно определить как действия и мнения индивидов и групп по поводу распределения ценностей в обществе. К ним можно отнести также другую подобную информацию: ожидания, мнения, мотивации, идеологии, интересы, предпочтения членов данной системы. Поддержка включает все варианты позиций и поведения индивидов и групп, которые соответствуют системе. Это те силы, которые поддерживают систему и тем самым дают ей возможность сохраниться.

Существует 3 типа поддержки:

— Поддержка политического сообщества в целом (необходим минимальный консенсус в обществе);

— Поддержка политического режима (признание членами общества норм функционирования политической системы, политических ценностей, распределения властных ролей);

— Поддержка политических авторитетов (поддержка органов власти или конкретных политических лидеров).

Формы поддержки:

1) Материальная поддержка (выплата налогов)

2) Соблюдение законов;

3) Участие в политической жизни (голосование на выборах)

4) Почтительное, уважительное отношение к власти, государственной символике и официальным церемониям, внимание к официальной информации.

Функции выхода:

1) Функция нормотворчества – выработка авторитетных правил, определяющих и регулирующих формы поведения людей и групп в обществе. Это законы и другие нормативные акты.

2) Функция «применения правил» — связана с приведением правил и законов в действие.

3) Функция «контроля за соблюдением правил» Этим занимаются судебные и правоохранительные органы.

4) Функция «политической коммуникации» — обеспечивает распространение и передачу политической информации между управляющими и управляемыми, а также между различными составляющими системы.

Механизм функционирования политической системы включает в себя и обратную связь, посредством которой решения политической системы влияют на будущие требования и поддержку. Обратная связь – основной механизм устранения напряженности в обществе, но эта функция выполняется, только когда система способна реагировать на поступающие в нее требования.

Добавить комментарий