Хартия вольностей

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 16

К нач. XIII в. в Англии складываются предпосылки для перехода к новой форме феодального гос-ва — монархии с сословным представительством. Однако укрепившая свои позиции королевская власть не проявляла готовности привлекать к решению вопросов государственной жизни представителей господствующих сословий. Напротив, при преемниках Генриха II, терпевших неудачи во внешней политике, возрастают крайние проявления монархической власти, усиливается административный и финансовый произвол короля и его чиновников. В связи с этим признание права сословий участвовать в решении важных политических и финансовых вопросов происходило в Англии в ходе острых социально-политических конфликтов. Они приняли форму движения за ограничение злоупотреблений центральной власти. Это движение возглавляли бароны, к кот. периодически присоединялись рыцарство и масса фригольдеров, недовольных чрезмерными поборами и вымогательством королевских чиновников.

Социальный характер антикоролевских выступлений явл. особенностью политических конфликтов XIII в. Не случайно эти мощные выступления в XIII в. сопровождались принятием документов, получивших большое историческое значение.

Основными вехами этой борьбы были конфликт 1215 года, закончившийся принятием Великой хартии вольностей.

Великая хартия вольностей 1215 года была принята в результате выступления баронов при участии рыцарства и горожан против короля Иоанна Безземельного. Официально в Англии этот документ считается первым конституционным актом.

Закрепляя требования и интересы разнородных и даже противоборствующих, но временно объединившихся сил, Хартия явл. противоречивым документом, не выходит за пределы феодального соглашения между королем и верхушкой оппозиции.

Большинство статей Хартии касается вассально-ленных отношений короля и баронов и стремится ограничить произвол короля в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями. Эти статьи регламентируют порядок опеки, получения рельефа, взыскания долга и т.п. (ст. 2-11 и др.).

Вместе с тем среди чисто «баронских» статей Хартии выделяются такие, которые имели общеполитический характер. Наиболее откровенно политические претензии баронства выражены в ст. 61. В ней прослеживается стремление к созданию баронской олигархии путем учреждения комитета из 25 баронов с контрольными функциями в отношении короля. Несмотря на целый ряд оговорок (о процедуре контроля, ссылки на «общину всей земли»), эта статья прямо санкционировала возможность баронской войны против центральной власти. Статьи 12 и 14 предусматривали создание совета королевства, ограничивающего власть короля по одному из важных финансовых вопросов — взиманию «щитовых денег». Соответственно определялся и состав этого «общего» совета (ст. 14) только из непосредственных вассалов короля. Статьи 21 и 34 были направлены на ослабление судебных прерогатив короны. Статья 21 предусматривала подсудность графов и баронов суду «равных», изымая их из-под действия королевских судов с участием присяжных.

Интересы рыцарства в наиболее общем виде выражены в ст. 16 и 60, где говорится о несении за рыцарский лен только положенной службы и о том, что положения Хартии, касающиеся взаимоотношений короля с его вассалами, относятся и к отношениям баронов с их вассалами.

Очень скупо говорится в Хартии о правах горожан и купцов. Статья 13 подтверждает за городами древние вольности и обычаи, ст. 41 разрешает всем купцам свободное и безопасное передвижение и торговлю без взимания с них незаконных пошлин. Наконец, ст. 35 устанавливает единство мер и весов, важное для развития торговли.

Большое значение имела многочисленная группа статей, направленных на упорядочение деятельности королевского судебно-административного аппарата. Данная группа статей (ст. 18-20, 38, 39, 40, 45 и др.) подтверждает и закрепляет сложившиеся с XII в. судебно-административные и правовые институты, ограничивает произвол королевских чиновников в центре и на местах. Так, по ст. 38 чиновникам нельзя было привлекать кого-либо к ответственности только по устному заявлению и без свидетелей, заслуживающих доверия. В ст. 45 король обещал не назначать на должности судей, констеблей, шерифов и бейлифов лиц, не знающих законов страны и не желающих их добровольно исполнять. Хартия также запрещала в ст. 40 взыскивать произвольные и непропорциональные судебные пошлины. Особую известность получила ст. 39 Хартии. Она запрещала арест, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне закона, изгнание или «обездоливание каким-либо образом» свободных людей иначе, как по законному приговору равных и по закону страны. В XIV в. ст. 39 Хартии неоднократно уточнялась и редактировалась парламентом как гарантирующая неприкосновенность личности всех свободных.

Судьба Хартии отчетливо продемонстрировала бесперспективность баронских претензий и необратимость процесса государственной централизации Англии. Через несколько месяцев после окончания конфликта Иоанн Безземельный, опираясь на поддержку папы, отказался от соблюдения Хартии. В дальнейшем короли неоднократно подтверждали Хартию (1216, 1217, 1225, 1297 годы), однако из нее было изъято более 20 статей, в том числе 12, 14 и 61-я.

Из политических институтов, предусмотренных «баронскими» статьями Хартии, более или менее утвердился Большой совет королевства, имевший совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов. В сер. XIII в. он часто именовался «парламентом». Однако такой «парламент» не был ни сословным, ни представительным учреждением

47. Английский парламент.

Парламент окончательно сложился в правление Эдуарда I (1272—1307). С этого времени английское феодальное государство приобретает форму сословной монархии. Создание парламента еще более укрепило феодальное государство, сплотило все эксплуататорские группы. Опираясь на парламент, король энергично проводил антикрестьянскую политику. В то же время он, стремясь подорвать опасное для королевской власти политическое влияние светской и духовной аристократии, провел проверку и частично отменил судебные привилегии крупных феодалов, запретил церковным учреждениям приобретать земли без разрешения короля. Эдуард I и его преемники нуждались в парламенте, так как видели в нем противовес крупным феодалам. Парламент давал возможность королю больше опираться на рыцарство и городскую верхушку. Даже субсидии королю, утвержденные парламентом, легче собирались и давали большие суммы, чем прежние произвольные поборы.

По своей структуре английский парламент отличался от французских Генеральных штатов. В него приглашались личными королевскими письмами архиепископы, епископы, аббаты крупнейших монастырей и бароны. Кроме того, туда вызывались по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от наиболее крупных городов. Рыцари и городские представители избирались на местных собраниях в графствах и в городах наиболее зажиточными людьми. Массы свободного крестьянства и городская беднота не были представлены в парламенте. Вилланам прямо запрещалось участвовать в выборах.

Король договаривался с парламентом относительно обложения населения налогами. Эдуард I пытался иногда собирать налоги и повышать пошлины и без согласия парламента. Своими вымогательствами он вызвал недовольство рыцарства и горожан, которых поддержали и бароны. В 1297 г. под угрозой нового конфликта Эдуард I издал «Подтверждение хартии», официально утвердившее право парламента участвовать в установлении налогов. Разумеется, основная масса налогоплательщиков — крестьянство и трудящиеся города, не имевшие представительства в парламенте, — никакого участия в этом не принимали.

В первой половине XIV в. парламент стал делиться на две палаты: верхнюю — палату лордов, где заседали прелаты и бароны, и нижнюю — палату общин, где заседали рыцари и представители городов: вместе они имели численный перевес над баронами. Прочный союз рыцарства и городской верхушки в парламенте обеспечил им большее политическое влияние по сравнению с сословно-представи-тельными собраниями других стран, в частности с Генеральными штатами Франции. В XIV в. помимо права устанавливать налоги парламент приобрел право участвовать в издании статутов (законов), которые обычно принимались королем и палатой лордов по петиции палаты общин.

Многие буржуазные историки, особенно английские и американские, восхваляют английский парламент как якобы «надклассовый» орган народного представительства. В действительности же английский парламент, как и всякое средневековое сословно-представитель-ное собрание, стоял всецело на службе класса феодалов и отчасти городской верхушки и ничего общего не имел с «народоправством». Несмотря на отдельные столкновения с королем, в целом парламент не столько органичивал его действия, сколько подкреплял их своим авторитетом. В частности, парламент активно поддерживал все антикрестьянские мероприятия феодального государства.

Возникновение парламента и сословной монархии отразило успехи политической централизации Англии и, в частности, факт складывания в стране общегосударственных сословных групп — баронов, рыцарства и горожан. В свою очередь, парламент своим возникновением способствовал дальнейшему укреплению феодального государства. Являясь орудием господствующего класса, парламент все же играл в Англии XIII—XIV вв. прогрессивную роль, поскольку он ограничивал политические притязания наиболее реакционного слоя феодалов — баронства — и направлял политику короля в интересах более передовых слоев общества того времени — рыцарства и верхушки горожан. Допущение в парламент городских представителей означало официальное признание определенных прав и возросшего значения городского сословия.

Восстание Уота Тайлера.

К концу XIV в. положение английского крестьянства значительно ухудшается. Особое возмущение его вызывали новые налоги, связанные с возобновлением Столетней войны при короле Ричарде II (1377—1399). В 1377 г. парламент ввел единовременный поголовный налог, взысканный снова в 1379 г., а затем в утроенном размере в 1380 г. Этот налог и злоупотребления при его взимании послужили непосредственным поводом к. восстанию.

Оно вспыхнуло весной 1381 г. на юго-востоке Англии, в графстве Эссекс. Крестьяне прогнали сборщиков податей и некоторых из них убили. Восстание сразу же приняло ярко выраженный антифеодальный характер. Оно быстро охватило большую часть графств Англии (25 графств из 40). Крестьянские отряды громили монастыри и феодальные поместья и жгли документы, фиксировавшие крестьянские повинности. Особенную их ненависть вызывали церковные феодалы — епископы и аббаты, а также королевские судьи и другие представители государственного аппарата; их крестьяне считали главными виновниками бедствий народа. Крестьян поддерживала городская беднота соседних городов.

Главным вождем восстания стал деревенский кровельщик Уот Тайлер, по имени которого обычно называют восстание. Он был знаком с военным делом, обнаружил способности хорошего организатора и пользовался большим авторитетом среди восставших.

Двумя большими отрядами крестьяне Эссекса и Кента подступили к Лондону. Их целью было встретиться с Ричардом II и попросить его облегчить их положение. Крестьяне в массе верили в «доброго короля» и приписывали все свои беды его дурным советникам. Вопреки приказу мэра городская беднота не позволила запереть ворота перед восставшими. Вступив в Лондон, крестьяне стали жечь и разрушать дома самых ненавистных народу королевских советников; разбив тюрьмы, они выпустили заключенных. Лондон оказался во власти крестьян. Король фактически стал их пленником. Они предали казни как «изменников» особенно ненавистных вельмож, в том числе и главу английской церкви архиепископа Кентерберийского Седбери, который был одновременно канцлером Англии.

Первое свидание крестьян с королем состоялось в лондонском пригороде Майл-Энде. Они предъявили королю требования, получившие название «Майл-Эндская программа». В ней они добивались отмены крепостного состояния и барщины, установления единообразной невысокой денежной ренты (4 пенса с акра), свободной торговли во всех городах и местечках Англии и амнистии для принявших участие в восстании. Программа отражала интересы более зажиточной и умеренно настроенной части крестьянства. Она не посягала на феодальный строй в целом, а имела в виду лишь ликвидацию барщины и крепостничества. Королю пришлось согласиться на эти требования. Часть крестьян поверила королевскому слову, покинула Лондон. Но многие из восставших, особенно бедняки Кента, не удовлетворенные этими уступками, вместе с Уотом Тайлером и Джоном Боллом остались в Лондоне. Они потребовали нового свидания с королем. Тем временем городская беднота Лондона начала расправу со своими обидчиками и притеснителями. Лондонские богачи перепугались и стали собирать силы против повстанцев.

Король был вынужден вторично явиться на свидание с крестьянами в Смитфильд. Требования, известные как «Смитфильдская программа», шли значительно дальше майл-эндских. Теперь крестьяне потребовали от короля отмены «всех законов», имея в виду в основном «рабочее закрнодательство», изъятия земель у церкви и дележа их между крестьянами, настаивали на возвращении захваченных сеньорами общинных угодий. Они выдвинули требование отмены всех привилегий сеньоров и уравнения сословий, а также отмены крепостного права. Эта программа была направлена против феодальной эксплуатации, крепостничества и сословного строя.

Путем обмана и вероломства феодалам удалось справиться с восстанием. Во время переговоров лондонский мэр предательски убил Уота Тайлера.Вооруженный отряд из рыцарей и богатых горожан прискакал на выручку короля. Крестьянам надавали обещаний и убедили их разойтись по домам. Лишенные своего вождя крестьяне вторично дали себя обмануть. Их последние отряды ушли из Лондона.

Рыцарские отряды направились вслед за крестьянами и разгромили их. Во всех районах восстания королевские судьи произвели жестокую расправу. Мучительной казни подверглись вожди восстания, в том числе и Джон Болл. Король, отказавшись от всех своих обещаний, разослал приказ, чтобы крестьяне беспрекословно выполняли все те повинности в пользу сеньоров, которые они несли до восстания.

Восстание 1381 г. потерпело поражение в силу Стихийности, недостаточной организованности, интересы зажиточного и среднего крестьянства, с одной стороны, и бедноты — с другой, не совпадали.

Несмотря на свирепую расправу, крестьянские волнения продолжались в разных частях страны вплоть до середины 90-х годов XIV в. Непрекращающееся брожение крестьянства выразилось и в росте влияния в его среде еретического учения лоллардов. Под давлением этих обстоятельств господствующий класс и феодальное государство вынуждены были пойти на уступки — несколько облегчить тяжелые налоги, смягчить свирепое «рабочее законодательство». Наиболее существенным результатом восстания было то, что оно устрашило феодалов и тем ускорило освобождение крестьянства от крепостничества, которое подготовлялось всем ходом экономического развития Англии в XIV в. В конце XIV в. и в XV в. большинство вилланов выкупились на волю.

Таким образом, восстание Уота Тайлера нанесло последний удар по барщинной системе хозяйства. Оно покончило с явлениями сеньориальной реакции и определило победу того более прогрессивного пути в развитии английской деревни, который вел к укреплению мелкотоварного крестьянского хозяйства и к разложению крепостнического манора.

49. Джон Уиклиф и его учение.

Джон Уиклиф (Виклиф) (1320 или 1324 — 31 дек. 1384) родился в семье небогатого дворянина, владельца небольшого поместья в Йоркшире (Англия). В 16 лет поступил в Оксфордский университет, где сначала получил степень бакалавра теологии, затем доктора теологии. Занимался работами по физике, математике, логике, астрономии. Богословской деятельностью занялся после переговоров с нунцием папы Григория XI в Брюгге летом 1374 года, где протестовал против злоупотреблений Римской курии в Англии.

В 1376—1377 годах Уиклиф читал курс лекций, в кот. осуждал алчность духовенства, ссылаясь на то, что ни Христос, ни Его апостолы не обладали ни имуществом, ни светской властью. В 1377 году был привлечён Лондонским епископом к суду прелатов за антипапские высказывания. В 1378 году папа издал специальную буллу, осуждающую учение Уиклифа, однако благодаря заступничеству королевского двора и Оксфордского университета, Уиклифу удалось сохранить свободу.

После поражения крестьянского восстания 1381 года придворные и дворянство отошли от Уиклифа. Под давлением Кентерберийского архиепископа Оксфордские богословы осудили 12 его тезисов, признав их еретическими. Уиклиф и его последователи были изгнаны из Оксфордского университета, а затем отлучены от церкви. После этого Уиклиф скрылся в Латтерворте, где занимался переводом Библии на среднеанглийский язык и написал свой главный труд «Триалог», в кот.изложил свои реформаторские мысли. 31 декабря 1384 года Джон Уиклиф умер от инсульта.

Взгляды Уиклифа были повторно осуждены на Римском соборе в 1412 году и на Констанцском соборе в 1415 году. Останки Уиклифа были сожжены согласно постановлению собора.

Основные идеи

Уиклиф выдвигал теорию, согласно кот. право на владение и собственность даются лишь праведностью; неправедное духовенство лишено такого права; право решать, следует сохранить собственность тому или иному церковнику или нет, должно быть предоставлено гражданской власти. Уиклиф учил, что собственность явл. плодом греха; Христос и апостолы не имели никакой собственности, и священники также не должны иметь никакой собственности. Эти доктрины вызвали негодование всего духовенства, кроме членов нищенствующих орденов. Уиклиф выступал против притязаний папства на взимание поборов с Англии и защищал право короля на секуляризацию церковных земель. Идеи Уиклифа, особенно в отношении секуляризации церковных земель, пользовались поддержкой королевского правительства и некоторых крупных феодалов во главе с Джоном Ланкастером.

Уиклиф отвергал епископскую степень, учение о чистилище; не признавал необходимым таинство освящения; устную исповедь считал насилием совести и потому предлагал довольствоваться внутренним раскаянием человека перед Богом.

Уиклиф выступал против учения о действительном присутствии Христа в евхаристии, допуская только его духовное присутствие. Уиклиф учил, что каждый человек прямо связан с Богом без каких-либо посредников. Церковь как промежуточное звено между человеком и Богом не нужна.

После наступления Великого западного раскола в 1378 году, Уиклиф стал клеймить папу как антихриста и утверждать, что принятие Константинова дара сделало всех последующих пап отступниками.

Влияние Уиклифа

Учение Уиклифа и при его жизни, и после смерти до самой Реформации было популярно в низших слоях населения как в Англии, так и в материковой Европе, особенно в Чехии, где его идеи были подхвачены реформатором Яном Гусом и его последователями гуситами. В 1415 году по решению Констанцского собора Уиклиф и Гус были признаны еретиками, в результате чего Ян Гус был сожжён на костре.

Война Алой и Белой розы.

кровавые междоусобные войны феод. клик, принявшие форму борьбы за англ. престол между двумя линиями королев. династии Плантагенетов: Ланкастерами (в гербе — алая роза) и Йорками (в гербе — белая роза). Начались в условиях: 1) кризиса крупного вотчинного х-ва и падения доходности вотчин крупных феодалов, отстранившихся от участия в хоз. жизни, 2) поражения англичан в Столетней войне (1453), лишившего феод. аристократию доходов от грабежа Франции, 3) подавления восстания Джэка Кэда (1450; см. Кэда Джэка восстание), что подорвало прогрессивные силы, выступавшие против феодальной анархии.

Противостояние перешло в стадию открытой войны в 1455, когда в Первой битве при Сент-Олбансе победу праздновали йоркисты, после чего английский Парламент объявил Ричарда Йорка протектором королевства и наследником Генриха VI. Однако, в 1460 в битве при Уэйкфилде Ричард Йорк погиб. Партию Белой розы возглавил его сын Эдуард, в 1461 коронованный в Лондоне как Эдуард IV. В том же году йоркистами были одержаны победы под Мортимер-Кросс и при Таутоне. В результате последнего основные силы ланкастерцев были разбиты, а король Генрих VI и королева Маргарита бежали из страны (король вскоре был пойман и заключён в Тауэр).

Активные боевые действия возобновились в 1470, когда перешедшие на сторону ланкастерцев граф Уорик и герцог Кларенс (младший брат Эдуарда IV) вернули на престол Генриха VI. Эдуард IV с другим своим братом герцогом Глостером бежали в Бургундию, откуда вернулись в 1471. Герцог Кларенс вновь переметнулся на сторону брата — и йоркисты одержали победы при Барнете и Тьюксбери. В первом из этих сражений был убит граф Уорик, во втором погиб принц Эдуард — единственный сын Генриха VI, — что вместе с последовавшей в том же году в Тауэре смертью (вероятно, убийством) самого Генриха, стало концом ланкастерской династии.

Эдуард IV — первый король из династии Йорков — мирно царствовал вплоть до своей кончины, последовавшей неожиданно для всех в 1483, когда королём на короткое время стал его сын Эдуард V. Однако, королевский совет объявил его незаконнорождённым (покойный король был большим охотником до женского пола и кроме официальной жены, был тайно обручён ещё с одной женщиной (или даже с несколькими); кроме того, Томас Мор и Шекспир упоминают ходившие в обществе слухи, что и сам Эдуард был сыном не герцога Йорка, а простого лучника), и брат Эдуарда IV Ричард Глостер был коронован в том же году как Ричард III. Его короткое и драматичное правление было наполнено борьбой с явной и скрытой оппозицией. В этой борьбе королю поначалу способствовала удача, но количество противников только возрастало. В 1485 силы ланкастерцев (в основном — французских наёмников) во главе с Генрихом Тюдором (праправнуком Джона Гонта по женской линии) высадились в Уэльсе. В произошедшем при Босворте сражении Ричард III был убит, и корона перешла к Генриху Тюдору, короновавшемуся как Генрих VII — основателю династии Тюдоров. В 1487 граф Линкольн (племянник Ричарда III) пытался вернуть корону Йоркам, но в сражении при Стоук Филд был убит.

Война Алой и Белой роз явилась последним разгулом феодальной анархии перед установлением абсолютизма в Англии. Она велась со страшным ожесточением и сопровождалась многочисленными убийствами и казнями. В борьбе истощились и погибли обе династии. Населению Англии война принесла усобицы, гнет налогов, расхищение казны, беззакония крупных феодалов, упадок торговли, прямые грабежи и реквизиции. В ходе войн значительная часть феодальной аристократии была истреблена, многочисленные конфискации земельных владений подорвали ее могущество. В то же время увеличились земельные владения и возросло влияние нового дворянства и торгового купеческого слоя, которые стали опорой абсолютизма Тюдоров.

3 февраля 2018 1434

Великая хартия вольностей или Magna Carta – один из старейших правовых документов мира, частично действующих по сегодняшний день. На основе этого документа развивалось английское право, идеи равенства людей перед судом, защиты прав человека и другие идеи. «Магна Карта» имеет латинское название и была написана на средневековом варианте латыни.

История возникновения Magna Carta

Документ был составлен в 1215 году и состоял из требований знати Англии к английскому королю Иоанну Безземельному, который часто злоупотреблял своей властью. Хартия ограничивала права короля, а также регулировала множество государственных вопросов – налогообложение, наследственное право, английскую церковь, судоустройство, феодальные повинности и другие области.

Первоначально Magna Carta имела вид сплошного, неразделенного на статьи и абзацы текста, записанного на одном куске пергамента. В XVIII веке один английский юрист разделил хартию на части, чтобы документ было удобно читать. Всего получилось 63 статьи, это деление используется до сих пор.

Для Иоанна Безземельного хартия не имела большого значения, она нужна была только для того, чтобы выиграть время и собрать силы, чтобы подавить мятежников. Король пренебрегал многими положениями из Великой хартии вольностей и вскоре совсем отказался ее исполнять. Но документ продолжал существовать, и многие другие монархи Великобритании опирались на некоторые положения из хартии. Изначально консервативный, этот документ постепенно изменялся и дополнялся статьями, которые соответствовали изменениям в обществе и государстве.

Magna Carta и наши дни

Сегодня в Великобритании действует четыре статьи из Великой хартии вольностей, поэтому ее считают самой древней частью некодифицированной британской конституции. Эти статьи защищают права английской церкви, предоставляют вольности Лондону и запрещают лишать людей свободы или имущества без законного приговора. Современные английские юристы могут сослаться на положения Великой хартии, чтобы напомнить суду о праве равенства людей.

Magna Carta используется не только в Великобритании, но и в Соединенных Штатах. В современной американской конституции нет ссылок на этот документ, но он продолжает упоминаться в судах, на него до сих пор ссылаются юристы, хотя никакой юридической силы в США он не имеет.

Великая хартия вольностей (Magna Charta libertatum, Great Charter of liberties) — хартиями (от χάρτης — лист папируса) называются в английской истории те королевские грамоты, которые даруют или подтверждают различные льготы всему народу или отдельным общинам. Первую хартию вольностей издал Генрих I в 1100 г., по случаю своей коронации; король утвердил ею свободу церкви, т. е. отказался от продажи духовных должностей и от доходов с вакантных кафедр, а главное, уничтожил те злоупотребления феодальными правами, которые были в обычае у его предшественников, Вильгельма Завоевателя и Вильгельма II Рыжего, при переходе ленов по наследству, при выдаче замуж наследниц и вдов умерших баронов. Бароны, в свою очередь, должны были отказаться от тех же злоупотреблений феодальными правами по отношению к их собственным вассалам. Особая хартия, данная Генрихом I городу Лондону, предоставила горожанам на откуп графство Миддльсекс, с правом избирать из своей среды шерифа и юстициария для разбора тяжб. Короли Стефан и Генрих II своими хартиями подтвердили вассалам вольности, данные Генрихом I. Но краеугольным камнем англ. свободы сделалась Великая хартия вольностей, исторгнутая баронами у короля Иоанна Безземельного в семнадцатый год его царствования. Поводом послужила неудачная война с Францией. Вследствие отказа короля уничтожить злоупотребления и утвердить вольности, северные бароны взялись за оружие и двинулись к Лондону, где их сочувственно встретили горожане. Здесь, на Руннимедском лугу, 15 июня 1215 года король должен был принять требования баронов, изложенные в 49 статьях. Эти статьи баронов (capitula quae Barones petunt, Articles of the Barons) легли в основание Великой хартии вольностей, выработанной в 63 статьях. Великая хартия обеспечивала вольности не только баронам, но и вообще всем свободным людям. Первая статья утверждала за Церковью свободу выборов на духовные должности. Ряд статей отменял злоупотребления феодальными правами: установлен точный размер рельефа, т. е. побора в пользу короля при переходе лена по наследству; хищничество опекунов в именьях малолетних запрещено; выдавать наследниц дозволено только за людей, равных им по сословию; вдов нельзя принуждать к замужеству. Соблюдение всех этих вольностей, данных королем его ленникам, сделано (ст. 60) обязательным для всех светских и духовных феодалов в отношении к их людям. Крайне важна статья 12-я, положившая основание правам английского парламента. Здесь определены три случая, когда король мог требовать с ленника денежной субсидии (auxilium, aid): на выкуп в случае своего плена, при женитьбе старшего сына и выдаче замуж старшей дочери. Всякая другая субсидия, или «деньги со щита» (scutagium, scutage, т. е. денежный побор взамен обязательной для ленника военной службы), могла быть установлена только общим собранием ленников всего королевства (per commune consilnim regni). По статье 14 на это общее собрание королевства архиепископы, епископы, аббаты, графы и крупные бароны (majores barones) приглашались каждый именным призывом, а все другие ленники короля — общим призывом, по графствам и сотням, через шерифов и бальи; это различие в призывах повело впоследствии, при Эдуарде III, к отделению нижней палаты от верхней. Статья 39 положила основание свободе личности; ни один свободный человек не мог быть арестован, заключен в тюрьму, лишен собственности или покровительства законов, изгнан или подвергнут другой каре иначе, как по суду равных ему и по закону страны. Статья 18 утвердила объезды королевских судей по графствам: четыре раза в год два юстициария должны были объезжать графства и с 4 рыцарями, избранными собранием графства, разбирать гражданские дела по вопросам владения. По ст. 17 тяжбы по частным искам должны разбираться в каком-нибудь определенном месте, независимо от передвижения королевского суда; с Генриха III эти тяжбы разбирались в Вестминстере, а ко времени Эдуарда I для них выработалась особая палата — Court of Common Pleas. Статья 20 ограничила размер административных штрафов (amerciaments), налагавшихся взамен полной конфискации собственности (misericordia regis) за нарушение обязанностей по отношению к королю (overseunessa regis). Собственность свободного человека в размере, необходимом для сохранения социального положение (contenementum), товар купца и сельскохозяйственный инвентарь виллана были сделаны неприкосновенными при взыскании этих штрафов. Самые приговоры должны были произноситься не административным порядком, а соседями, под присягой; графы и бароны штрафуются равными им. Остальные статьи хартии утверждали привилегии города Лондона, уничтожали злоупотребления шерифов и бальи, вводили единство мер, свободу въезда и выезда из Англии в мирное время, уничтожали неприкосновенность лесов, ставших заповедными при королях Ричарде и Иоанне. Наконец, важная 61 статья обеспечивала соблюдение самой Великой хартии: все бароны избирали из своей среды 25 лиц для надзора за соблюдением вольностей. Если король нарушит хартию и не исправит нарушение по требованию 4 из этих баронов в 40-дневный срок, — все 25 баронов могут прибегнуть к насилию против короля, т. е. отнимать у него замки и земли, щадя только его личность и семью. Каждый может принести присягу повиновения этим 25 баронам и заодно с ними теснить короля, пока тот не загладит свою ошибку. В малолетство Генриха III сказалась реакция против Великой хартии: регент Вильям Маршаль, граф Пемброк, издал ее вновь, в 1216 году, с важными изменениями: опущены были статьи 12 и 14 о правах ленников собираться и утверждать налоги и статья 61, о праве сопротивляться нарушению вольностей. Те же пропуски сделаны и при новом издании хартии, в 1217 г.; кроме того, тогда введены две статьи, легшие в основу статутов Эдуарда I: «Quia emptores» и «De vins religiosis». Первая ограничивала свободных людей в их праве отчуждать свои земли, а вторая запрещала передачу ленных земель Церкви. В том же 1217 г. издана была еще «Лесная хартия» (Charter of the Forest), уничтожившая ограничение прав собственников над лесами. Во время смут в царствование Генриха III понятие «общего совета королевства» значительно расширилось вследствие призыва в парламент представителей от графств, городов и бургов. В царствование Эдуарда I вольности английского народа опять доходят до уровня Великой хартии. Во время похода короля во Фландрию бароны согласились дать субсидию только под условием утверждения хартии и новых добавочных статей; утверждение это было дано королем в Генте в 1297 году. Новые статьи в латинском списке известны как статут «De Tallagio non concedendo». Эти статьи восстанавливали запрещение собирать поборы без разрешения парламента: никакие субсидии и никакой поземельный налог (tallagium, talliage) не мог отныне собираться без общего согласия духовенства, графов, баронов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. С падением средневекового социального строя часть статей Великой хартии утратила свое значение; зато вольности политического и гражданского характера, данные первоначально только баронам или свободным людям вообще, сделались в новой истории Англии достоянием всей нации. Таким образом, этот договор о феодальных отношениях послужил исходным пунктом для ее государственного и гражданского права. Почти все права, которых постепенно добивался парламент, представляют собою подтверждение или дальнейшее развитие начал, впервые высказанных Великой хартией. «Петиция о правах» (Petition of Right); поданная Карлу I Парламентом в 1628 г., все еще требовала права утверждать налоги, данного 12-й статьей Великой хартии и статутом De Tallagio. Habeas Corpus Act 1679 г., ограничивший предварительное заключение без суда тремя днями, был только дальнейшим развитием 39 статьи Великой хартии. Те же начала, при восшествии на престол Вильгельма Оранского, легли в основание «Билля о правах» (Bill of Rights), на котором до сих пор покоятся конституционные права Англии.

Лучшее издание хартий Генриха I, Иоанна и Генриха III дано в «Statutes of the Realm» (Volume I, 1810). Здесь мы находим и facsimile Великой хартии. В основание текста положен оригинал, хранящийся в Линкольнском соборе (Lincolina), которому официальная комиссия издателей (Record Commission) отдала преимущество перед двумя списками, принадлежащими Британскому музею. Статуты и хартия Эдуарда I переизданы затем «The Statutes, Revised Edition» (Vol. I, Лондон, 1870). Из старых изданий важно Blackstone, «The Great Charter» (Оксф,, 1759). Для широкого круга публики назначено издание Stubbs, «Select Charters» (Оксфорд).

Для истории и истолкования Великой хартии см. Gneist, «Englische Verfassungsgeschichte» (русский перевод под ред. С. А. Венгерова); Stubbs, «The Constituoual History of England» (Vol. I и II); Pauli, «Geschichte von England» (т. III). Русский перевод хартии с истолкованием дал Ясинский: «История Великой хартии в XIII ст.» (Киев, 1888).

Е. Щепкин.

Хартия Генриха I1

Публикуется по: Памятники истории Англии XI—XIII вв. / Пер. с лат. Д. М. Петрушевского. М., 1936. С. 40-45

Генрих, Божьей милостью король англов, всем баронам и верным своим, как англам, так и франкам, привет.

1. Знайте, что я по Божьему милосердию и с общего согласия баронов королевства Англии коронован в короли этого коро­левства. И так как королевство было утеснено несправедливыми взиманиями, то я из почтения к Богу и из любви, которую к вам всем имею, святую Божью Церковь прежде всего делаю свобод­ной; так что не буду ни продавать, ни отдавать на откуп и после смерти архиепископа, или епископа, или аббата не буду ничего брать из домена Церкви или с людей ее в то время, пока не всту­пил еще в нее преемник . И все худые обычаи, кото­рыми несправедливо было утеснено королевство Англии, отныне уничтожаю, каковые худые обычаи здесь частью излагаю.

2. Если кто из баронов моих, графов или других, которые от меня держат, умрет, наследник его не будет выкупать свою зем­лю, как делал во время брата моего, но будет вносить за нее справедливый и законный рельеф. Подобным же образом и люди баронов моих будут вносить своим сеньерам за свои земли справедливый и законный рельеф.

3. И если кто из баронов или других людей моих захочет выдать замуж свою дочь, или сестру, или племянницу, или внучку, или родственницу, пусть об этом переговорит со мною. Но я ничего не буду брать из ее имущества за разрешение на это и не буду запрещать ему выдавать ее, если только он не захочет соединить ее с врагом моим. И если после смерти баро­на или другого человека моего останется наследницей дочь, я ее буду выдавать по совету баронов моих вместе с ее землею. И если после смерти мужа останется его жена и будет бездетной, она получит свою вдовью часть и приданое; и я не выдам ее замуж иначе, как согласно ее желанию.

1 Генрих I — английский король (1100 — 1135 гг.).

4. Если же останется жена с детьми, она получит вдо­вью часть и приданое, пока будет, согласно закону, соблюдать свою телесную чистоту, и я не выдам ее замуж иначе, как сог­ласно ее желанию. Опекуном земли и детей будет или жена, или другой из родственников, который должен иметь на это больше прав. И повелеваю, чтобы бароны мои подобным же образом поступали относительно сыновей, и дочерей, и жен своих людей .


5. Общую плату с монетчиков, которая бралась по городам и графствам, которой не было во время короля Эдуарда, на будущее время совершенно запрещаю взимать. Если кто будет схвачен, или монетчик, или другой, с фальшивой монетой, в отношении к нему пусть будет применена законная справедли­вость.

6. Все тяжбы и все долга, которые подлежали уплате в поль­зу моего брата, прощаю, за исключением законных моих фирм и за исключением тех обязательств, какие были заключены в отношении к наследствам других или в отношении к имуще-ствам, которые по большей справедливости принадлежали дру­гим. И если кто заключил какое-либо обязательство в отноше­нии к своему наследству, и его объявляю расторгнутым, а также прощаю все рельефы, которые должны были быть уплачены по закону за следуемые им наследства.

7. И если кто из баронов или людей моих заболе­ет, то как сам он распределит или распорядится распределить свое движимое имущество, так и я согласен, чтобы оно было распределено. Чтобы, если он из-за похода или из-за болезни не распределит своего движимого имущества и не распорядится его распределить, жена его или дети либо родственники и люди его, имеющие на то право, распределили его на поль­зу души его, как найдут лучше.


8. Если кто из баронов или людей моих совершит правонарушение, он не будет давать денежного залога, опреде­ляемого произвольно, как это он делал во время отца моего и брата моего, но сообразно роду проступка будет платить штраф так, как бы он платил до времени отца моего, во время других предшественников моих. Чтобы, если он будет обвинен в веро­ломстве или в каком-либо злодеянии, он заплатил возмещение, как будет справедливо.

9. Тайные же убийства, до того дня, когда я был коронован в короли, все прощаю, а те, которые были совер­шены после этого, должны быть справедливо возмещены соглас­но закону короля Эдуарда1.

10. Заповедные королевские леса по общему совету баронов моих я удержал в моей руке, как их имел отец мой.

11. Рыцарям, которые служат за свои земли рыцарскую служ­бу, собственным пожалованием даю согласие на то, чтобы земли их доменов2 были свободны от всяких денежных взиманий и от всякой работы для того, чтобы они, облегченные от такого боль­шого обременения, были надлежащим образом снабжены ло­шадьми и оружием, чтобы быть годными и готовыми для служ­бы мне и для защиты королевства моего.

12. Крепкий мир во всем королевстве моем установляю и повелеваю впредь его соблюдать.

13. Закон короля Эдуарда вам отдаю с теми исправлениями, какими отец мой его исправил по совету баронов своих.

14. Если кто взял что-либо из моего имущества или из иму­щества кого-либо после кончины короля Вильгельма, брата мо­его, пусть немедленно будет отдано все без всякого штрафа. И если кто что-либо оттуда удержит, тот, у кого оно будет най­дено, заплатит мне тяжелое возмещение.

15. Свидетелями были Маврикий, лондонский епископ, и Гундульф епископ, и Вильгельм, выбранный в епископы, и Ген­рих граф, и Симон граф, и Уолтер Джиффард, и Роберт де Монфор, и Рожер Биго, и Генрих de Portu, в Уестминстере, когда я был коронован. Привет вам.

1 Под Законами короля Эдуарда здесь понимаются англосаксонс­кие законы и судебные обычаи, существовавшие до нормандского за­воевания. Все они сложились до царствования Эдуарда (1042— 1066 гг.), и нет ни одного закона, который можно было бы с уверенностью при­писать Эдуарду Исповеднику. Так называемый Leges Edwardi Confessoris, сборник законов Эдуарда Исповедника, представляет со­бой позднейшую компиляцию (возможно XII в.), составленную глав­ным образом из старых судебников.

2 Домен, terra dominica, здесь противопоставляется земле держате­лей как земля, находящаяся в руках самого сеньора и под его соб­ственной обработкой.

Великая ассиза1

Публикуется по: Памятники истории Англии XI—XIII вв. / Пер. с лат. Д. М. Петрушевского. М., 1936

7. Великая ассиза есть некое королевское благодеяние ми­лостью государя по совету магнатов народам пожалованное, которым жизни людей и целости государства оказывается та­кая спасительная забота, что если кто желает сохранить за собою право на ту землю, какою он владеет как свободным держанием, то люди могут отстранить двусмысленный исход поединка2… Из великой справедливости ведь возникло это правовое установление; ибо право, которое после многих и длинных отсрочек едва выясняется через поединок, благода­ря благодеянию этого установления удобнее и скорее обнару­живается. Ибо ассиза эта не ожидает столько законных отсро­чек, сколько поединок, как это будет видно из последующего. А благодаря этому сберегаются и труды людей, и издержки бедных. Кроме того, насколько больший имеет вес в судеб­ных делах данное слово многих достойных свидетелей, чем только одного, настолько на большей справедливости зиждет­ся это установление, чем поединок. Ибо в то время как поеди­нок возникает из свидетельства одного присяжного, это уста­новление требует присяги по меньшей мере 12 полноправных людей.

1 Так называемая Великая или Большая ассиза (Magna Assisa, Grand или Great Assize), изданная английским королем Генрихом II (1154 — 1189 гг.), представляла собой особую форму иска для споров о соб­ственности на землю, и одноименный королевский указ был направлен на регламентацию связанной с ней сложной процедуры.

2 Судебный поединок был введен в Англии после нормандского завоевания. Сражались боевыми топорами, причем каждая сторона имела право выставить вместо себя заместителя. Некоторые церков­ные учреждения держали на жаловании лиц, обязанных сражаться за них на суде. К поединку прибегали лишь после того, как были исчер­паны другие способы выяснения дела (через принесение присяги от­ветчиком). В случае недовольства решением суда побежденная на по­единке сторона имела право вызвать на поединок всех членов суда и этим крайне затянуть процесс.

Начинают дело по этой ассизе в таком порядке. Тот, кто с самого начала положил себя на ассизу1, испросит приказ о мире2 для того, чтобы впредь не быть привлеченным в суд противни­ком силою приказа, благодаря которому между ними перед этим возникло судебное дело о держании, из-за которого держащий положил себя на ассизу…

10. Посредством таких приказов приобретает мир тот, кто держит и кладет себя на ассизу, до тех пор пока противник, явившись в курию, испросит другой приказ, чтобы четырьмя полноправными рыцарями из графства и из соседства было из­брано 12 полноправных рыцарей из того же соседства, которые под присягою скажут, кто из тяжущихся имеет больше прав на искомую землю…

12. Но следует иметь в виду, что когда в курию появляются в назначенный заранее день четыре рыцаря, готовые избрать 12 других… то явится ли или не явится тот, кто держит, тем не менее этими четырьмя рыцарями и под их присягой будет про­изведено избрание 12…

14. После того как произведено будет избрание 12 рыцарей, они должны быть приглашены явиться в курию, готовые ска­зать под присягой, кто из них, т. е. держащий или ищущий, большее имеет право в своем иске…

16. В день же, заранее назначенный 12 рыцарям для произ­водства расследования, придет ли тот, кто держит, или не при­дет, расследование это без замедления должно быть произведе­но…

17. Затем приступают к расследованию, хорошо ли известно самое право самим присяжным, или же некоторые знают, а не­которые не знают, или никто не знает. Если никто из них не знал правды об этом, и это было засвидетельствовано в курии клятвою их, то следовало обратиться к другим, пока не най­дутся такие, которые знают правду об этом деле. Если же неко­торые из них знали правду об этом, а некоторые не знали, тог­да, отстранив незнающих, следует призвать в курию других, пока не найдется по крайней мере 12 согласных в этом. Затем, если некоторые из них будут говорить в пользу одного, а неко­торые в пользу другого из тяжущихся, должны быть при­соединены к ним другие, пока по крайней мере 12 будут соглас-

1 То есть просит, чтобы его дело разбиралось в суде присяжными.

2 Приказ о прекращении дела, уже начатого в обычном порядке.

но показывать в пользу той и другой стороны. Каждый из тех, кто был призван для этого, должен присягнуть, что он не будет говорить об этом неправды и, зная, не будет скрывать правды; а чтобы иметь знание тем, кто приносит присягу об этом, требу­ется, чтобы они знали об этом через посредство собственного зрения и слуха, или со слов своих отцов, или со слов, которым бы они верили как собственным…

Кларендонская ассиза1

Публикуется по: Памятники истории Англии XI —XIII вв. / Пер. с лат. Д. М. Петрушевского.

М., 1936

Начинается Кларендонская ассиза, изданная королем Генри­хом II, с согласия архиепископов, епископов, аббатов, графов, баронов, всей Англии.

1. Прежде всего постановил названный выше король Генрих по совету всех баронов своих для охраны мира и сохранения правосу­дия, чтобы по отдельным графствам производилось расследование и по отдельным сотням через посредство 12 полноправных людей сот­ни и через посредство четырех полноправных людей каждой дерев­ни под клятвой, что они будут говорить правду: есть ли в их сотне или в их деревне какой-либо человек, которого на основании факти­ческих данных или по слухам обвиняют в том, что он разбойник, тайный убийца или грабитель или такой, который есть укрыватель разбойников, или тайных убийц, или грабителей, после того, как государь-король стал королем. И это судьи пусть расследуют в сво­ем присутствии, а шерифы в своем.

2. И если окажется, что обвиняемый на основании фактиче­ских данных или на основании слухов, на основании клятвен­ных показаний, названных выше, есть действительно разбой­ник, или тайный убийца, или грабитель, или укрыватель их пос­ле того, как государь-король стал королем, то он должен быть арестован и подвергнут испытанию водой и даст клятву, что не был разбойником или тайным убийцею, или грабителем, или ук­рывателем их после того, как государь-король стал королем.

3. И если сеньор того, кто был арестован, или его управ­ляющий, или люди его попросят дать его им на поруки в течение трех дней после того, как он был арестован, пусть он будет от-

1 Assisa de Clarenduna, изданная Генрихом II в 1166 г.

дан на поруки и сам он, и его имущество, пока не явится сам он на испытание1.

4. И когда разбойник, или тайный убийца, или грабитель, или укрыватели их будут арестованы на основании названных выше клятвенных показаний, то если судьи так скоро не явятся в это графство, где они были арестованы, то шерифы доведут до сведе­ния ближайшего судьи через какого-либо сведущего человека, что они арестовали таких людей; и судьи со своей стороны известят шерифов, куда они хотят, чтобы и они были при­ведены к ним; и шерифы пусть приведут их перед судьями; и вместе с ними пусть приведут из сотни и из деревни, где они были арестованы, двух полноправных людей для доставки ведо­мости графства и сотни о том, почему они были арестованы, и здесь перед судьею они арестованные подвергнутся испытанию.

5. И над теми, кто был арестован на основании названных выше клятвенных показаний этой ассизы, никто не имеет права суда и никто не может брать себе их имущество кроме государя-короля в своей курии перед судьями его, и государь-король будет получать все имущество их. Относительно же тех, кото­рые будут арестованы иначе, чем на основании этой клятвы, пусть будет так, как это обыкновенно бывает и должно быть.

6. И шерифы, которые арестуют их, пусть приводят их перед судьею без другого приглашения кроме того, которое они уже получили. И когда разбойники, или тайные убийцы, или грабители и укрыватели их, которые были арестованы на основании клятвен­ных показаний или иным путем, передаются шерифам, эти после­дние должны принимать их немедленно же, без замедления.

7. И в каждом отдельном графстве, где нет тюрем, они дол­жны быть сооружены в бурге или каком-нибудь замке короля на деньги короля и из его дерева, если оно находится близко, или из дерева ближайшего леса под наблюдением слуг короля для того, чтобы шерифы могли в них держать под стражей через посредство должностных лиц’, которые обыкновенно это дела­ют, и их слуг тех, которые были арестованы.

8. Желает также государь-король, чтобы все являлись в собра­ния графств для принесения этой клятвы так, чтобы никто не ос­тавался дома в силу какой-нибудь имеющейся у него привилегии или в силу того, что он сам имеет свою собственную курию или соку2 и поэтому может не являться для принесения этой клятвы.

1 То есть на судебное испытание.

2 Право юрисдикции, а также территория, находящаяся под част­ной юрисдикцией какого-либо лорда.

9. И пусть не будет никого на территории замка и за преде­лами замка, а также и в баронии Уолингфорд, кто бы вздумал воспретить шерифам входить в его курию или на его землю для смотра свободных поручителей, и чтобы все были под поручи­телями; и перед шерифами пусть вступают под свободное пору­чительство.

10. И в городах или в бургах пусть ни у кого не будет людей и никто не принимает в дом свой или на землю свою или на свою соку , за которых он не даст поручительства, что пред­ставит их перед судьею, если их потребуют, или что они нахо­дятся в союзах свободного поручительства.

11. И пусть никого не будет в городе, или в бурге, или в замке, или за их пределами, а также и в баронии Уолингфорд, кто вздумал бы воспретить шерифам вступать на свою землю или на свою соку для ареста тех, о которых на основании фак­тических данных или на основании слухов говорят, что они разбойники, или тайные убийцы, или грабители, или укрывате­ли их, или объявлены вне закона, или обвиняются в нарушении лесных законов; но повелевает , чтобы они помогали им в задержании их.

12. И если кто будет арестован, у кого найдено было что-либо, что было взято во время разбоя или грабежа, и если он имеет худую славу, и о нем имеются дурные свидетельства, и у него нет поручителя, то он не должен подвергаться испытанию. А если он не имел дурной репутации, то за найденное у него он должен идти на испытание водой.

13. И если кто сознался перед полноправными людьми или перед собранием сотни в разбое, или тайном убийстве, или гра­беже, или в укрывательстве их, а потом захотел отрицать это, он не должен подвергаться испытанию.

14. Желает также государь-король, чтобы те, которые под­вергнутся испытанию и выйдут чистыми из испытания, но в то же время пользуются самой дурной славой и по свидетель­ству многих и полноправных людей считаются способными на самые предосудительные проступки, оставили пределы земель короля, так, чтобы в течение восьми дней переехали море, если только их не задержит неблагоприятный ветер, и с пер­вым же благоприятным ветром они переедут море и после этого не вернутся в Англию иначе как по особой милости го­сударя-короля; пусть они будут объявлены поставленными вне

закона; и если вернутся, должны быть арестованы как постав­ленные вне закона.

15. И запрещает государь-король, чтобы какой-либо бродячий человек (vaivus), т. е. бродяга (vagus), или никому не извест­ный, находил пристанище где-либо кроме бурга и чтобы и здесь он находил пристанище не больше как лишь на одну ночь, если только он здесь не заболеет сам или его конь, благодаря чему может указать вполне допустимое оправдание.

16. И если он пробудет там больше одной ночи, он должен быть арестован и находиться под арестом, пока не явится его сеньор, чтобы поручиться за него, или пока не представит надеж­ных поручителей; и тот подобным же образом должен быть аре­стован, кто дал ему пристанище.

17. И если какой-либо шериф известит другого шерифа, что из его графства бежали в другое графство люди, обвиняемые в разбое, или в тайном убийстве, или в грабеже, или в укры­вательстве их, или объявленные вне закона, или обвиняемые в нарушении законов о королевских лесах, он должен арестовать их; а также если он сам или через других узнает, что такие люди бежали в его графство, он должен арестовать их и держать под стражей, пока не будет иметь от них надежных поручителей.

18. И все шерифы должны заносить в списки всех беглых, которые бежали из их графств; и это они должны делать перед собраниями графств, и имена их, внесенные в списки, они принесут судьям, как только они явятся к ним , чтобы они разыскивались по всей Англии и имущество их было взято в пользу короля.

19. И желает государь-король, чтобы, как только шерифы получат приказы странствующих судей1, чтобы они со своими графствами явились перед ними, то чтобы они собрали свои графства и произвели розыск обо всех, кто вновь явился в их графства после этой ассизы, и взяли с них поручителей, что они явятся перед судьями, или будут содержать их под стражей, пока не явятся к ним в графства судьи, и тогда уже доставят их перед судьями.

‘ Странствующие, или разъездные, судьи (judices justiciari itincran-tes) служили для связи королевского суда с местами (графствами). Для этой цели они делали объезды по стране, и в случае приезда этих странствующих судей шерифы были обязаны собирать полное собра­ние графства, которое в силу их присутствия превращалось в королев­ский суд.

20. Запрещает также государь-король, чтобы монахи, или каноники, или какое-либо религиозное учреждение принимало кого-либо из простого народа в монахи, или каноники, или в члены братии, пока не будет узнано, как о нем говорят, если только он не смертельно болен.

21. Запрещает также государь-король, чтобы кто-либо во всей Англии принимал на своей земле, или на своей соке, или в своем доме под свое покровительство кого-либо из секты тех ренегатов , которые были отлучены от церкви и заклеймены в Оксфорде. И если кто их будет принимать, сам он будет отдан на милость государя-короля, и дом, в котором они были, будет вынесен за черту города и сожжен. И каждый шериф даст клят­ву в том, что будет это соблюдать, и в этом заставит поклясться всех должностных лиц своих, и сенешалов баронов, и всех ры­царей, и свободных держателей в графствах.

22. И желает государь-король, чтобы эта ассиза соблюдалась в царствование его, пока будет ему угодно.

Норттэмптонская ассиза1

Публикуется по: Памятники истории Англии XI —XIII вв. / Пер. с лат. Д. М. Петрушевского.

М., 1936

Это — ассизы, изданные в Кларендоне и потом записанные в Нортгэмптоне.

1. Если кто будет обвинен перед судьями государя-короля в тайном убийстве, или в грабеже, или в разбое, или в укрыва­тельстве людей, делающих это, или в делании фальшивой мо­неты, или в поджоге клятвенными показаниями 12 рыцарей сотни, а если рыцарей не окажется, то клятвенными показания­ми 12 свободных полноправных людей и клятвенными показа­ниями четверых человек из каждой деревни сотни, то он идет на испытание водою и, если погибнет2, теряет одну ногу. А в Нортгэмптоне прибавлено было для усиления суровости юсти­ции, что он должен вместе с ногой потерять также и правый кулак и должен покинуть королевство, и в течение 40 дней он будет изгнан из королевства. А если выйдет чистым из испы­тания водою, то должен найти поручителей и пусть остается в

1 Assisa de Northampton, изданная Генрихом II в 1176 г.

2 То есть если ордалия (судебное испытание) даст неблагоприятные для него результаты.

королевстве, если только не будет обвинен графством и полноправными рыцарями графства сообща в тайном убийстве или в другом гнусном преступлении, и если он сказанным выше способом будет обвинен в этом, то хотя он вышел из испытания водою невредимым, тем не менее в течение 40 дней он удалится из королевства и имущество свое унесет с собою, без ущерба права его сеньеров, и оставит королевство, пока на то будет воля государя-короля. Ассиза же эта будет сохранять свою силу с того времени, когда издана была ассиза в Кларендоне, без перерыва до этого времени, а с этого времени, пока будет угод­но государю-королю, в делах о тайном убийстве, и об измене, и о поджоге, и во всех названных выше параграфах за исклю­чением дел о мелких кражах и грабежах, которые были совер­шены во время войны, как кража и грабеж лошадей и быков иболее мелких вещей.

2. Далее, никому не позволяется ни в бурге, ни в деревне давать в своем доме пристанище пришедшему чужаку из других мест больше одной ночи, которого он не желает передать в руки закона, если только у того нет резонного основания для этого, которое хозяин дома и покажет своим соседям. И когда он будет уходить, он должен уходить в присутствии соседей и днем.

3. Если кто будет задержан по обвинению в тайном убийстве, или грабеже, или разбое, или в изготовлении фальшивой моне­ты и в этом сознается или в каком-либо ином преступлении, которое он совершил, перед бэйлифом сотни или бурга и перед полноправными людьми, то не может потом отрицать это перед судьями. И если и не будучи задержан, он сознается перед ними в чем-либо в этом роде, то и этого он не может отрицать перед судьями.

4. Затем, если кто умрет как свободный держатель, наслед­ники его должны оставаться в таком владении своим феодом, какое имел отец их в тот день, когда был жив и мертв; и они должны получить его движимость, относительно которой они должны выполнить волю почившего; и затем они пусть обратятся к своему сеньеру и уплатят ему рельеф и другое, что должны уплатить ему со своего феода. И если наследник будет несовер­шеннолетний, сеньер феода должен принять от него феодальную присягу и должен иметь его под опекой до тех пор, пока это нужно. Другие сеньеры, если их несколько, должны принять от него феодальную присягу, и он должен сделать им то, что должен сделать. И жена почившего должна получить свое приданое и

часть движимости его, которая ей причитается. И если сеньер феода отказывает наследникам умершего в праве владения тем, чем владел этот умерший и которое они требуют, судьи государя-короля должны распорядиться произвести расследование через посредство 12 полноправных людей о том, чем владел умерший в тот день, когда был жив и мертв; и, что даст расследование, со­образно с этим пусть они восстановят права наследников его. И если кто поступит в противность этому и в этом будет изобли­чен, пусть будет предоставлен на милость короля.

5. Затем пусть судьи государя-короля распорядятся произве­сти расследование о захватах, произведенных вопреки ассизе с того времени, как государь-король прибыл в Англию немедлен­но после заключения мира между ним и королем, сыном его.

6. Затем пусть судьи принимают клятву верности государю-королю до конца Пасхи и самое позднее до конца Пятидесят­ницы от всех, т. е. от графов, баронов, рыцарей и свободных держателей, а также от крестьян, которые пожелали оставаться в королевстве. А кто не захочет принести клятву верности, дол­жен быть арестован как враг государя-короля. Пусть также су­дьи сделают распоряжение, чтобы все те, которые еще не при­несли феодальной присяги государю-королю, явились бы к сро­ку, какой им укажут, и принесли феодальную присягу королю как своему феодальному сеньеру.

7. Затем пусть судьи разбирают дела о всех юрисдикциях и правах, относящихся к государю-королю и к его короне, по 66 приказу государя-короля или тех, которые были на его месте, в отношении половины феода рыцаря и меньше, если только иск не настолько велик, что не может быть уменьшен без государя-короля, или такого свойства, что судьи, находясь в сомнении, должны будут довести о нем до его сведения или тех, которые заступали его место. Пусть они, однако, стараются по мере сил своих действовать к выгоде государя-короля. Пусть они также устроят судебное заседание для разбора дел о нечестивых гра­бителях и ворах страны, каковое заседание должно быть устро­ено по совету короля, сына его и его людей, по указанию кото­рых отправятся в графство.

8. Затем судьи должны озаботиться о том, чтобы разрушен­ные замки и дальше разрушались и те, которые должны быть разрушены, были разрушены до основания. И если они этого не сделают, государь-король пожелает иметь о них судебный при­говор своей курии как об ослушниках своего повеления.

9. Затем судьи должны произвести расследование о вымо­рочных держаниях, о церквах, о землях, о женах умерших вла­дельцев земель, которые были пожалованы государем-королем.

10. Затем должностные лица государя-короля пусть отвечают пе­ред Палатой шахматной доски1 как о твердой сумме дохода, так и о всех своих приобретениях, которые они сделали в своих должнос­тях, за исключением тех, которые относятся к должности шерифа.

11. Затем судьи пусть произведут расследование об охране замков и о том, кто, и в какой мере, и где должен нести ее и потом довести об этом до сведения короля.

12. Затем грабитель, лишь только он будет арестован, дол­жен быть передан шерифу для заключения под стражу. А если шериф будет в отсутствии, пусть его ведут к ближайшему на­чальнику замка, и пусть он держит его под стражей, пока не передаст его шерифу.

13. Затем судьи пусть распорядятся произвести розыск обыч­ным в стране порядком о тех, кто удалился из королевства; и если они не пожелают в течение определенного срока вернуться и явиться на суд в королевскую курию, то пусть после этого они будут объявлены стоящими вне закона, и имена объявленных стоящими вне закона пусть представят к Пасхе и к празднику святого Михаила в Палату шахматной доски, а отсюда пусть будут отправлены государю-королю.

Кларендонские конституции2

Публикуется по: Памятники истории Англии XI —XIII вв. / Пер. с лат. Д. М. Петрушевского.

М., 1936

В год от воплощения Господа 1164-й, в год папства Алек­сандра четвертый, в год светлейшего короля англов Генриха II десятый в присутствии этого короля составлена эта памятная

1 Палата казначейства, или Палата шахматной доски (Curia Regis ad Scaccarium, по-английски Court of Exchequer, или просто Exchequer), была учреждена еще при Генрихе I. Во главе ее стоял верховный и главный юстициарий (summus или capitalis justiciarius), главный по­мощник короля. Другими высшими сановниками были канцлер и каз­начей королевства, которые являлись также главными членами Коро­левской курии (Curia Regis) и в этом качестве назывались баронами Палаты шахматной доски (barones scaccurii).

2 Данные постановления (Constitutions of Clarendon) 1164 г. были направлены на установление границ юрисдикции церковных судов в

запись или признание в качестве закона некоторой части обыча­ев и вольностей и неотъемлемых привилегий предшественников его, именно короля Генриха, деда его, и других, каковые долж­ны соблюдаться и исполняться в королевстве. И вследствие несогласий и раздоров, которые возникли между клиром и су­дьями государя-короля и баронами королевства относительно обычаев и неотъемлемых привилегий, произведено это провоз­глашение в качестве законов перед архиепископами, и еписко­пами, и клиром, и графами, и баронами, и рыцарями королев­ства. И эти обычаи, признанные как имеющие силу закона архиепископами, и епископами, и графами, и баронами, и самых знатных и самых родов древних в королевстве…

Просмотров 663

Эта страница нарушает авторские права

Стр. 68

Вопросы и задания

1.Охарактеризуйте особенности хозяйственного развития Западной Европы в XI–XIV вв.?

Особенностями хозяйственного развития Западной Европы в XI — XIV вв. стал постепенный рост производительности сельского хозяйства: за счет внутренней колонизации и изменений способов и приемов в обработке земли, и ремесла, за счет внедрения новых технологий. Развитие торговли.

2.Какие изменения происходили в XI–XIV вв. в сельском хозяйстве и ремёслах?

В XI–XIV вв. происходил подъём сельскохозяйственного производства. Это было связано с распространением трёхпольного севооборота, позволившего увеличить посевные площади, и совершенствованием аграрной техники. Широкое распространение получил тяжёлый колёсный плуге железным отвалом, способный переворачивать верхние пласты почвы. Средневековые ремесленники начали осваивать новые материалы и технологии. При строительстве (в том числе церковном) теперь применяли подъёмные механизмы; всё чаще в качестве строительного материала использовался камень. Развитию металлургии способствовало изобретение плавильных печей – домен, которые позволили увеличить производство и улучшить качество металла. Быстро развивалось ткачество. Ткани изготавливали из конопли, льна, овечьей шерсти. На смену вертикальному пришёл горизонтальный ткацкий станок, позволивший увеличить производительность труда.

3.Обсудите последствия отделения ремёсел от сельского хозяйства.

Последствиями отделения ремесла от сельского хозяйства стало внедрение новых технологий, повышение производительности и товарности ремесленного производства, расширение торговли, развитие городов – центров ремесла.

4.Какие изменения происходили в жизни средневековых городов?

Отделение ремесла от сельского хозяйства, рост производства в аграрном и ремесленном секторах экономики, а также развитие торговли стали причинами быстрого увеличения числа городов. Первоначально города подчинялись духовным или светским феодалам, на земле которых они располагались. По мере обогащения городов власть сеньора становилась для них всё более обременительной. Чтобы от неё избавиться, некоторые выкупали у сеньора свободу, другие вели вооружённую борьбу за свои права. В результате так называемого коммунального движения в XI–XIII вв. многие западноевропейские города получили право самоуправления, а их граждане – личную свободу. Основным населением городов были ремесленники и торговцы, объединявшиеся в цехи и гильдии.

5.Сравните в табличной форме процессы централизации во Франции и Англии, выделив общие черты и различия.

6.Объясните, какие изменения происходили в Католической церкви в XIV—XV вв. по сравнению с предшествующим периодом.

В XIV–XV вв. католическая церковь переживала кризис. В результате процессов централизации в европейских государствах Римский папа терял контроль над церковными владениями. С 1309 по 1377 Папа Римский держал свою резиденцию в Авиньоне, что получило название «авиньонское пленение пап» во Франции. Авиньонский период в истории папства мало напоминал реальный плен, скорее это было сотрудничество пап с сильными французскими королями. Все папы в это время и большая часть церковных иерархов были французами, что вызывало недовольство других стран. Поэтому следствием «авиньонского пленения» стал «великий раскол», когда на папский престол претендовало сразу несколько Пап. Европейские страны разделились – каждая поддерживала своего папу. Только в 1417 г. на церковном Констанцском соборе раскол был преодолён и избран единый папа. В течении 15 века авторитет церкви снизился, что стало причиной для реформации.

7.В Великой хартии вольностей содержатся положения…

Какие права гарантировал английский король свободным людям? Какие последствия для формирования правовых отношений в Западной Европе имело это положение?

Английский король гарантировал свободным людям право на неприкосновенность личности, на суд, защиту от королевского произвола.

Это положение имело важные последствия для формирования правовых отношений в Западной Европе, оно легло в основу английской конституции.

Добавить комментарий