Хозяйственные общества

1. Хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу.

Объем правомочий участников хозяйственного общества определяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Иной объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества может быть предусмотрен уставом общества, а также корпоративным договором при условии внесения сведений о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества в единый государственный реестр юридических лиц.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

Хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом.

3. Хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества).

4. Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

5. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица, а также публично-правовые образования (статья 125).

6. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах.

Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника имущества учреждения, если иное не установлено законом.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий лиц в хозяйственных товариществах и обществах.

Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных законом.

7. Особенности правового положения кредитных организаций, страховых организаций, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий), а также права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

Содержание

Комментарий к Ст. 66 ГК РФ

1. Как уже отмечалось, в ГК РФ предлагается исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций. При этом хозяйственные общества и товарищества среди коммерческих организаций занимают доминирующее положение.

Пять из семи видов коммерческих организаций представляют собой хозяйственные общества и товарищества, в том числе полные товарищества, товарищества на вере, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью. Безусловно, участники гражданско-правового оборота при регистрации приоритет отдают обществам с ограниченной ответственностью и акционерным обществам. По данным Федеральной налоговой службы , на 1 января 2010 г. в Едином государственном реестре юридических лиц было зарегистрировано 195892 акционерных общества, 3242594 общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью. По сравнению с данными на 1 января 2008 г. число зарегистрированных обществ с ограниченной и с дополнительной ответственностью увеличилось более чем на 20% (на 1 января 2008 г. это число составляло 2615804).

———————————

Комментируемая статья определяет основные положения о хозяйственных товариществах и обществах. Общими признаками хозяйственных товариществ и обществ являются:

— разделение уставного (складочного) капитала на доли (вклады);

— общие признаки формирования уставного (складочного) капитала;

— хозяйственные товарищества и общества являются коммерческими организациями;

— полученная прибыль распределяется между участниками юридического лица;

— участники не обладают вещными правами на внесенные вклады. Эти права носят обязательственный или, по мнению некоторых специалистов, корпоративный характер (см. комментарий к ст. 67 ГК);

— общие виды прав и обязанностей участников;

— некоторые особенности порядка управления и др.

Различия в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ заключаются в следующем:

— хозяйственные общества представляют собой объединения капиталов, и личное участие акционеров и других участников в деятельности общества не требуется, хозяйственные товарищества представляют собой объединения труда, личное участие полных товарищей в деятельности полного товарищества и товарищества на вере имеет важное значение;

— для хозяйственных обществ в отличие от товариществ устанавливается требование к минимальному размеру уставного капитала;

— участники товариществ (за исключением вкладчиков) несут субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица в отличие от хозяйственных обществ, где ограниченную ответственность несут только участники общества с дополнительной ответственностью;

— учредительным документом товарищества является учредительный договор, для общества необходим устав, правовая природа отношений в товариществе носит договорный характер, в связи с чем число участников не может быть менее двух, хозяйственное общество может быть учреждено одним лицом;

— для хозяйственных товариществ предусмотрены более жесткие ограничения по субъектному составу и др.

2. В п. п. 2, 3 перечислены исчерпывающим образом виды хозяйственных обществ и товариществ. В Концепции развития гражданского законодательства РФ отмечается нецелесообразность сохранения в гражданском законодательстве обществ с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК), поскольку их правовой статус практически полностью определяется положениями законодательства об обществах с ограниченной ответственностью. Возложение на участников такого общества дополнительной ответственности по долгам юридического лица не требует закрепления в законе особой организационно-правовой формы, а может быть санкционировано на уровне устава. Кроме того, необходимо учитывать, что такая организационно-правовая форма практически не создается.

3. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает ограничения для участников хозяйственных товариществ и обществ. Так, в качестве полных товарищей могут выступать лишь индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, и некоммерческие организации могут выступать в качестве вкладчиков в товариществе на вере и участниками хозяйственных обществ.

Государственные органы и органы местного самоуправления могут выступать в качестве участников хозяйственных обществ и вкладчиков в товариществе на вере только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством. Так, Определением ВАС РФ от 30 октября 2009 г. N ВАС-14202/09 по делу N А10-1907/08 был признан правомерным вывод судов о незаконности участия муниципального комитета в его создании и действий по внесению муниципального имущества в уставный капитал, поскольку хозяйственное общество было создано не в порядке приватизации.

О возможности участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственных обществах и товариществах говорится, в частности, в ст. 68 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , согласно которой представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться при учреждении открытых акционерных обществ, в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ, и определяется ст. 25 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации госимущества).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Собрание законодательства РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

Пункт 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает ограничения и для гражданских госслужащих. В случае если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Порядок передачи и особенности такого управления законодательством не определены.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

Особое внимание уделено участию учреждений в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчиков. Как отмечается в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» , финансируемые собственниками учреждения могут быть учредителями (участниками) хозяйственных обществ с разрешения собственника, в том числе с использованием для этих целей доходов учреждения от разрешенной ему деятельности (п. 4 ст. 66 и п. 2 ст. 298 ГК).

———————————
Вестник ВАС РФ. 2004. N 1.

Что касается автономных учреждений, то они также вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя либо участника только с согласия своего учредителя (п. 6 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).

Исключение из общего правила о получении разрешения собственника предусмотрено Федеральным законом от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» , которым внесены соответствующие изменения в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» , Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и др. Так, например, высшим учебным заведениям, являющимся бюджетными образовательными учреждениями, предоставляется право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям. При этом уведомление о создании хозяйственного общества должно быть направлено высшим учебным заведением, являющимся бюджетным образовательным учреждением, в течение семи дней с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2009. N 31. Ст. 3923.

Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.

Там же. Ст. 4137.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут выступать в качестве учредителей (участников) акционерных обществ (за исключением кредитных организаций, учредителями (участниками) которых они не могут быть) с использованием в этих целях принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления имущества только с согласия собственника имущества (ст. ст. 6 и 20 Закона об унитарных предприятиях).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут выступать покупателями имущества приватизируемых государственных и муниципальных предприятий, в том числе акций обществ, создаваемых на базе таких предприятий.

4. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает виды имущества, которые могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал.

Вкладом в уставный капитал могут быть и имущественные права, которые в соответствии со ст. 128 ГК РФ входят в понятие имущества. В некоторых случаях оборот имущественных прав ограничен. Например, некоторые виды прав на результаты интеллектуальной деятельности не могут быть вкладом в уставный капитал, несмотря на их связи с материальным носителем объекта, например право следования, право доступа. Так, п. 6 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не допускает внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом РФ, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.

Собрание законодательства РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.

5. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества подлежит независимой экспертной оценке в случаях, предусмотренных законом, в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности). Проведение такой оценки предусмотрено как при создании хозяйственного общества вновь, так и при реорганизации, в ходе приватизации.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.

Проведение денежной оценки предусмотрено, в частности, п. 3 ст. 34, ст. 77 Закона об акционерных обществах, ст. 12 Закона о приватизации госимущества, п. 2 ст. 15 Закона об обществах с ограниченной ответственностью. Согласно последнему, если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем 20 тыс. руб., в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик при условии, что иное не предусмотрено федеральным законом. Статья 8 Закона об оценочной деятельности требует проведения оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям, при внесении их в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц.

Согласно п. 3 ст. 34 Закона об акционерных обществах при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено законом. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом), не может быть выше величины оценки, которая проведена независимым оценщиком.

При этом в п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 мая 2005 г. N 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» разъяснено, что если в соответствии с законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность величины стоимости объекта оценки, указанной независимым оценщиком (в том числе когда законом или иным нормативным актом установлено, что объект не может быть оценен ниже или выше стоимости, названной в отчете независимого оценщика), то в случае совершения сделки (издания государственным органом акта, принятия должностным лицом или органом управления юридического лица решения) по цене, не соответствующей стоимости, приведенной в отчете независимого оценщика, такие сделка и акт государственного органа должны признаваться судом недействительными, решение должностного лица — незаконным, решение органа юридического лица — не имеющим юридической силы. Если законом или иным нормативным актом установлено лишь обязательное привлечение независимого оценщика (обязательное проведение независимым оценщиком оценки объекта), непривлечение независимого оценщика само по себе не является основанием для признания судом по мотивам нарушения требований закона сделки и акта государственного органа недействительными, решения должностного лица — незаконным, решения органа юридического лица — не имеющим юридической силы.

———————————
Вестник ВАС РФ. 2005. N 7.

При создании хозяйственного общества бюджетными учреждениями в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества по лицензионному договору, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, принимаемым всеми учредителями (участниками) хозяйственного общества единогласно. Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли или акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества, оплачиваемых таким вкладом, составляет более чем 500 тыс. рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

Акционерное общество – это хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на определённое число акций. Акционерное общество несет ответственность по всем своим обязательствам. Владельцы (акционеры) не отвечают по обязательствам предприятия. Они могут лишь понести убытки от падения стоимости их акций. То есть, участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Законодательство и акционерное общество

Деятельность акционерных обществ регулируется:

  • федеральным законом «Об акционерных Обществах» от 26.12.1995 г. N 208;

  • статьями с 96 по 104 Гражданского кодекса РФ.

Особенности акционерного общества

К особенностям акционерного общества относится следующее:

  • риски распределены;

  • эффективный способ в организации управления;

  • участие акционеров в управлении общества;

  • право акционеров на получение дивидендов.

Юридические признаки акционерного общества

Как следует из нормативных актов, которые регулируют деятельность акционерного общества, к юридическим признакам акционерного общества можно отнести следующие характеристики:

  • У акционерного общества есть уставный капитал, который разделен на акции.

  • Акционерное общество является коммерческим юридическим лицом. Цель акционерного общества заключается в получении прибыли.

  • Акционерное общество имеет имущество, обособленное от акционеров.

  • Акционерное общество заключает договоры и осуществляет другие действия от своего имени.

  • Акционеры по общему правилу не отвечают по обязательствам акционерного общества и несут риск убытков от деятельности общества только в пределах стоимости принадлежащих им акций. То есть, если акционерное обществ убыточно и становится банкротом, то по общему правилу акционер потеряет только денежные средства, которые он потратил на покупку акций общества.

Учредители акционерного общества

Учредителями акционерного общества могут быть физические и юридические лица.

Не могут быть учредителями акционерного общества государственные органы и органы местного самоуправления.

Устав акционерного общества

Учредительным документом акционерного общества является устав.

Устав – это документ, который позволяет предприятию осуществлять профессиональную деятельность.

Устав акционерного общества содержит следующую обязательную информацию:

  • Фирменные названия акционерного общества (полное и сокращенное названия);

  • Местоположение (адрес) акционерного общества;

  • Тип акционерного общества (открытое или закрытое акционерное общество);

  • Данные об акциях компании и правах акционеров;

  • Размер уставного капитала акционерного общества;

  • Структура органов управления акционерного общества и порядок принятия ими решений;

  • Информация по общему собранию акционеров акционерного общества;

  • Другие положения, которые предусмотрены действующим законодательством.

Уставный капитал акционерного общества

Уставный капитал акционерного общества представляет собой условную сумму, выраженную в рублях. Одна из главных функций уставного капитала акционерного общества заключается в распределении размера долей акционеров в акционерном обществе.

Уставный капитал акционерного общества разделен на определенное количество акций, имеющих номинальную стоимость. Сумма всех номинальных стоимостей акций равна сумме уставного капитала акционерного общества. Решение о том, сколько акций и какая у этих акций будет номинальная стоимость, принимают акционеры в момент учреждения акционерного общества либо позже.

Акции бывают двух видов: обыкновенные акции и привилегированные акции.

Обыкновенные акции дают право голоса на общем собрании акционеров.

Привилегированные акции права голоса не предоставляют, но такие акции дают право акционерам получать фиксированный доход при соблюдении определенных условий.

Эмиссия ценных бумаг акционерного общества

Акционерное общество выпускает ценные бумаги в строго регламентированном порядке. Общий порядок эмиссии подразумевает пять этапов.

На первом этапе принимается решение о размещении эмиссионных ценных бумаг. Например, это может быть решение об увеличении уставного капитала через размещение дополнительных акций. Такое решение может принимать общее собрание акционеров или совет директоров — в зависимости от положений устава.

На втором этапе утверждается решение о выпуске ценных бумаг. Аналогично первому этапу такое решение может принимать общее собрание акционеров или совет директоров — в зависимости от положений устава.

На третьем этапе осуществляется государственная регистрация выпуска ценных бумаг. После первых двух этапов документы направляются в соответствующее подразделение Банка России, которое регистрирует выпуск ценных бумаг. Выпуску присваивается государственный регистрационный номер.

На четвертом этапе проводится размещение ценных бумаг. Этот этап подразумевает непосредственное совершение сделок с ценными бумагами. Это может быть, например, договор купли-продажи, который заключается между акционерным обществом и его акционером.

На пятом этапе происходит государственная регистрация отчета об итогах выпуска. Это финальный этап, на котором в подразделение Банка России предоставляется отчет о размещении ценных бумаг. В таком отчете содержится информация, например, о сроках и способах размещения, количестве размещенных акций.

Органы управление акционерного общества

Акционерным обществом управляют не акционеры, а специально создаваемые органы. В акционерном обществе в обязательном порядке формируются два таких органа: общее собрание акционеров и исполнительный орган акционерного общества.

Наряду с этими органами в непубличном акционерном обществе по решению акционеров может создаваться совет директоров акционерного общества, а в публичном акционерном обществе совет директоров акционерного общества обязателен. Отметим, что каждый орган управления акционерного общества обладает своей компетенцией и принимает решения по определенным вопросам. Таким образом, к органам управления акционерного общества относятся:

  • Общее собрание акционеров. Одна акция дает 1 голос. Контрольным пакетом считается 50% + 1 акция;

  • Совет директоров (наблюдательный совет);

  • Генеральный директор и дирекция (правление).

Общее собрание акционеров

Общее собрание акционеров является высшим органом акционерного общества, состоящим из объединившихся акционеров. Все другие органы акционерного общества прямо или косвенно создаются общим собранием акционеров. К функциям общего собрания акционеров относится:

  • Утверждение и изменение устава акционерного общества;

  • Принятие решения о реорганизации и ликвидации акционерного общества;

  • Избрание ревизионной комиссии и назначение аудитора;

  • Распределение прибыли акционерного общества по результатам отчетного года.

Общее собрание акционеров бывает годовым собранием акционеров и внеочередным собранием акционеров. Годовое собрание акционеров проводится в сроки, которые устанавливаются уставом собрание акционеров и связаны с финансовым годом. Так, годовое собрание акционеров проводится не ранее, чем через два месяца, и не позднее, чем через шесть месяцев после окончания финансового года. На таком собрании, например, решаются вопросы об утверждении аудитора общества, избрании совета директоров, ревизионной комиссии.

Внеочередное общее собрание акционеров проводится в любое другое время кроме годового собрания акционеров по инициативе совета директоров, акционеров, которые владеют не менее чем 10% голосующих акций, ревизионной комиссии или аудитора акционерного общества.

Исполнительный орган акционерного общества

Исполнительный орган акционерного общества может быть создан в двух вариантах: в виде коллегиального исполнительного органа (правление) и единоличного исполнительного органа (генеральный директор).

Единоличным исполнительным органом может быть физическое или юридическое лицо. В последнем случае такое юридическое лицо называется управляющей компанией и полномочия единоличного исполнительного органа управляющая организация получает по договору. Единоличный исполнительный орган создается всегда, а коллегиальный исполнительный орган создается не всегда. Здесь все зависит от решения акционеров.

Совет директоров акционерного общества

Совет директоров акционерного общества проводит общее руководство деятельностью и избирается общим собранием акционеров с помощью кумулятивного голосования. При такой форме голосования голоса акционеров умножаются на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров. При этом акционер общества имеет право отдать голоса, полученные таким образом, полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами.

К компетенции совета директоров акционерного общества относятся, например, такие вопросы, как:

  • Определение приоритетных направлений деятельности акционерного общества;

  • Созыв годового и внеочередного общего собрания акционеров;

  • Утверждение повестки дня общего собрания акционеров;

  • Выработка рекомендаций по размеру дивидендов по акциям и в отношении порядка выплаты дивидендов.

Виды акционерных обществ

В настоящее время существует публичное акционерное общество (ПАО) и непубличное акционерное общество (НАО).

Публичное акционерное общество (ПАО)

В публичном акционерном обществе акции могут приобретать любые желающие. Крупные компании котируются на фондовых рынках в открытом доступе. Любой инвестор может приобрести пакет акций на бирже без каких-либо дополнительных вопросов и требований. Они обязаны быть полностью прозрачными и выкладывать в открытый доступ ежегодные отчёты о финансовых результатах.

Уставный капитал должен быть не менее 1000 МРОТ. При этом его формирование можно осуществить при регистрации ПАО. Количество акционеров не ограничено.

Непубличное акционерное общество (НАО)

Непубличное акционерное общество (НАО) – хозяйственное сообщество, акционеры которого строго определены еще на этапе создания организации и формирования уставного капитала.

Число собственников, обладающих акциями НАО, ограничено уставными документами. Ценные бумаги такой компании не поступают в свободное обращение, не могут продаваться вне круга акционеров, например, выставляться на биржу.

В названии таких предприятий нет указания на публичность.

Непубличная форма акционерного общества предполагает больше возможностей и свободы в сфере управления предприятием. Но при этом риски выше из-за строго ограниченного числа собственников и сложного механизма продажи акций.

К основным характеристикам непубличного акционерного общества относятся:

  1. Уставной капитал – не менее 100 минимальных зарплат, официально установленных на момент создания. Размер капитала фиксируется в уставных документах.Увеличение уставного капитала НАО возможно в том случае, когда за это проголосовало не менее 2/3 участников.

  2. Имущество НАО, приобретенное в процессе хозяйственной деятельности, может быть внесено в уставной капитал после независимой оценки.

  3. Акции принадлежат ограниченному кругу лиц, при продаже ценных бумаг НАО участники имеют преимущественное право на покупку. Возможность реализации акций сторонним лицам определяется уставом – среди ограниченного круга лиц, или по результатам общего голосования участников.

  4. Продажа акций среди участников непубличного акционерного общества может проводиться путем обычной сделки.

  5. Стоимость ценных бумаг может быть изменена в сторону увеличения или уменьшения по решению общего собрания акционеров.

  6. В учредительных документах отсутствует обязательная для ПАО приставка «публичное». То есть, при регистрации компания будет иметь правовую форму Акционерное общество АО.

  7. Управление НАО может иметь любую форму, установленную уставом. Это означает, что управляющим органом может быть и совет директоров, и избранный единоличный исполнительный орган (президент, директор).

  8. Участники НАО имеют право наделять отдельных акционеров особыми полномочиями и дополнительными правами.

  9. Непубличные акционерные общества не обязаны размещать результаты своей деятельности, финансовую отчетность, годовые отчеты, перечень аффилированных лиц и иную коммерческую информацию в открытых источниках. Только НАО с числом акционеров более 50 человек обязаны обнародовать годовой отчет и итоги финансовой и бухгалтерской деятельности.

  10. В ЕГРЮЛ вносится сокращенная информация о непубличных АО – стоимость активов, сведения о лицензии, оповещение о введении арбитражного суда, гарантии кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК РФ) и сведения о ликвидации (ст. 63 ГК РФ).

Плюсы и минусы акционерных обществ

Плюсы акционерных обществ

К плюсам акционерных обществ можно отнести следующие факторы:

  • Удобный механизм привлечения новых средств;

  • Возможность покупать нужное количество акций;

  • Свободная продажа акций;

  • Возможность объединения капитала;

  • Владельцы (акционеры) несут риски только в рамках потери своей части инвестиции;

  • Возможность получения прибыли в виде дивидендов.

Минусы акционерных обществ

К минусам акционерных обществ можно отнести следующие обстоятельства:

  • Регистрация. Помимо общих процедур по регистрации необходимо также зарегистрировать выпуск акций;

  • Доминирование одного акционера. Если кто-то владеет 50% и 1 акцией, то фактически он может полностью определять вектор развития, не взирая на остальное общество;

  • Решения в обществе принимаются в результате длительных процедур, которые могут длиться месяцами;

Полная публичность несет в себе риски и иногда может препятствовать развитию.

В некоторых случаях самостоятельная коммерческая деятельность юридического лица может оказаться недостаточно эффективной. В подобных ситуациях целесообразно создавать хозяйственные общества.

Определение понятия

Хозяйственные общества — это субъекты предпринимательской деятельности, создателями которых выступают юридические или физические лица. Они образуются путем объединения имущества, конечной целью чего выступает получение максимальной прибыли. Сами же образовавшиеся организации носят статус юридических лиц.

Стоит отметить, что участники хозяйственных обществ — это не только субъекты предпринимательства, но также и граждане, непосредственно не имеющие отношения к коммерческой деятельности. Вступая в данное объединение, каждый из субъектов сохраняет за собой свой первоначальный статус.

Для того чтобы организация имела право называться хозяйственным обществом, она должна соответствовать следующим признакам:

  • имеет форму юридического лица;
  • в качестве учредителей выступают предприниматели, предприятия или же физические лица;
  • в ходе создания общества было произведено объединение имущественных ценностей участников;
  • каждый из участников организации имеет и осуществляет право на непосредственное участие в ее коммерческой и других видах деятельности;
  • основной целью создания объединения является извлечение максимальной финансовой выгоды.

Принципы деятельности

Хозяйственные общества функционируют в соответствии с рядом принципов:

  • участники объединения самостоятельно и свободно определяют вид коммерческой деятельности;
  • разработка технологий, организация производственного процесса, налаживание поставок и сбыта, формирование бюджета и прочие моменты происходят без постороннего вмешательства;
  • руководство общества имеет полную свободу в плане привлечения и высвобождения персонала (в рамках трудового законодательства);
  • деятельность направлена на получение выгоды, что сопряжено с соответствующими финансовыми рисками.

Виды хозяйственных обществ

С развитием экономики на рынке появляется все больше объединений предпринимателей. В связи с этим выделяют следующие виды хозяйственных обществ:

  • Акционерное общество — это организация, уставной капитал которой пропорционально разделен на определенное количество акций. Каждая из них имеет одинаковый номинал. Акционеры (держатели ценных бумаг) несут ответственность в рамках своей доли в капитале.
  • Общество с ограниченной ответственностью, подобно предыдущему, также имеет уставной капитал, разделенный на несколько частей. При этом держатели ценных бумаг несут материальную ответственность исключительно в рамках данных цифр.
  • Каждый из участников общества с дополнительной ответственностью несет ответственность в масштабах, пропорциональных своей доле в капитале. Если средств организации недостаточно для покрытия обязательств, то все ее члены погашают остаток задолженности в равных долях.
  • Полное общество — это такое хозяйственное объединение, в котором участники отвечают по обязательствам не только своими капиталовложениями, но также и всем личным имуществом.
  • Коммандитные общества предоставляют своим участникам право осуществлять предпринимательскую деятельность от их лица. При этом имеет место дополнительная ответственность. В отдельных случаях для покрытия обязательств может использоваться также и личное имущество.
  • Ассоциация возникает на основе договорных отношений. Несмотря на то что ее участники преследуют общую цель и подотчетны руководству, оно никоим образом не вмешивается в коммерческую деятельность данных единиц.
  • Корпорация во многом схожа с ассоциацией. Главное отличие состоит в том, что участники передают высшему руководству определенные полномочия по управлению их деятельностью.
  • Консорциум — это объединение, которое носит временный характер. После достижения общей цели, прописанной в договорных и уставных документах, данное общество прекращает свою деятельность и существование.
  • Концерн — это объединение нескольких предприятий или организаций, которые занимаются разными видами производственной или непроизводственной деятельности. Их объединяет зависимость от центрального органа управления, который осуществляет их финансирование и координирует деятельность по всем ключевым вопросам.

Формы акционерных обществ

Формы хозяйственных обществ, уставной капитал которых распределен между держателями акций, могут быть следующими:

  • Открытые — их акции может приобрести любой желающих в ходе свободных торгов. Кроме того, при желании продать свои ценные бумаги, держатель может беспрепятственно осуществить свое намерение, не уведомляя об этом других участников хозяйственного общества.
  • Закрытые — характеризуются тем, что акции распространяются в строго определенном кругу лиц (чаще всего он ограничивается основателями. Для того чтобы продать ценные бумаги или передать их в собственность другому лицу, участник должен уведомить своих партнеров и получить от них согласие на данное действие.

Права

Права хозяйственного общества (а именно — его участников) могут быть описаны следующим образом:

  • участие в управлении организацией (осуществляется в соответствии с уставными документами, договором, а также законодательными нормами);
  • участие в распределении прибыли, а также получение дивидендов, соответствующих доле в уставном капитале;
  • получение полной информации о деятельности общества (речь идет как о ежегодных отчетных документах, так и внеплановом предоставлении соответствующих сведений);
  • в соответствии с порядком, установленным законодательством, а также уставными документами, участник хозяйственного общества может покинуть его.

Обязанности

Участники хозяйственного общества обязаны:

  • осуществлять свою деятельность в соответствии с учредительными документами организации;
  • полностью подчиняться высшим руководящим органам;
  • оплатить уставной капитал в размере, соответствующем пакету ценных бумаг;
  • действовать не только в своих интересах, но также и в интересах всех участников общества.

Организация работы

Организация хозяйственного общества подразумевает составление учредительных документов, основным из которых является устав. Он содержит общие сведения об участниках, а также видах коммерческой деятельности. Кроме того, здесь должны быть подробно описаны разновидности и особенности ценных бумаг, в соответствии с которыми производится оплата уставного капитала и распределение ответственности. Далее идет информация о наименовании и координатах, а также сроках деятельности (если они ограничены).

Хозяйственные общества обязаны пройти государственную регистрацию. Для каждого вида она имеет свои особенности. После рассмотрения документов в соответствующих инстанциях и получения регистрационного свидетельства общество получает статус юридического лица. Все изменения, которые в дальнейшем будут вноситься в устав и прочие учредительные документы, также подлежат государственной регистрации.

Комментарий к статье 66 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи определяются специфические признаки, присущие хозяйственным товариществам и обществам как коммерческим организациям. Это наличие у них уставного (в обществах) или складочного (в товариществах) капитала, разделенного на доли (вклады) учредителей (участников), и титула права собственности на принадлежащее им имущество.

Под уставным (складочным) капиталом понимается суммарная стоимость вкладов, внесенных учредителями (участниками) в товарищество или общество. В процессе деятельности товарищества или общества стоимость данных вкладов может быть увеличена за счет прибылей, получаемых товариществом или обществом, и иных источников, допускаемых законом.

Согласно п. 6 комментируемой статьи вклад возможен как в денежном, так и в неденежном выражении. В качестве неденежного вклада могут выступать ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. В число последних входят и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг.

При этом было бы правильным считать, что хозяйственное товарищество и общество получают возможность самостоятельно распоряжаться данными правами, объектированными в устанавливаемой законом материальной (документарной) форме. Указанное требование в равной степени применимо к имущественным и иным правам, относимым к вкладам в товарищество и общество.

Денежная оценка имущественного и неимущественного вкладов, не являющихся деньгами, в хозяйственных обществах производится по соглашению между их учредителями (участниками) и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной оценке.

Применительно к отдельным хозяйственным обществам закон предоставляет право уполномоченным на то органам и организациям устанавливать предельные размеры имущественной (неденежной) части уставного капитала (см., например, ч. 2 ст. 62 Закона о ЦБ РФ).

Уставный (складочный) капитал определяет исходную материальную базу деятельности хозяйственных товариществ и обществ и минимальный размер имущества, гарантирующего интересы их кредиторов. Помимо имущества, созданного за счет вкладов учредителей (участников), у хозяйственного товарищества и общества может быть и, как правило, имеется иное имущество, произведенное и приобретенное в процессе их деятельности. Стоимость такого имущества не охватывается понятием уставного (складочного) капитала. Все имущество независимо от того, создано ли оно за счет вкладов учредителей (участников) или произведено и приобретено в процессе деятельности товарищества или общества, принадлежит последним на праве собственности.

Учредители (участники) товарищества и общества не являются собственниками данного имущества. Собственно понятие «доля учредителя (участника) в уставном (складочном) капитале товарищества и общества», употребляемое в ГК, нельзя воспринимать в его буквальном выражении. Доля является частью целого, принадлежащего самому юридическому лицу. Более правильно говорить о праве на долю учредителя (участника) в капитале общества и товарищества как элементе правоотношений, существующих внутри юридического лица. Данное право является ключевым при определении числа голосов, принадлежащих участникам в общих собраниях товариществ и обществ, доли имущества, получаемого участниками при выходе из товарищества и общества или при их ликвидации в случаях, предусмотренных законом, реализации других прав, принадлежащих участникам. В совокупности с названными правами участников право на долю в капитале составляет более широкое по содержанию право, называемое правом на участие в делах товарищества или общества. Именно данное право и должно служить объектом внешних правоотношений, возникающих по поводу изменения состава участников товариществ и обществ.

В составе имущества, используемого товариществом и обществом, может быть и имущество, находящееся в их пользовании на основе договора аренды или ином правовом основании, не относящемся к праву собственности.

2. В п. п. 2 и 3 комментируемой статьи проводится разграничение между хозяйственными товариществами как объединениями лиц и хозяйственными обществами как объединениями капиталов. Разумеется, лица и капиталы имеются как в товариществах, так и в обществах. Указанное разграничение, которое к тому же нельзя абсолютизировать, преследует лишь одну цель — определение исходных начал в характере деятельности данных групп коммерческих организаций.

Полные участники хозяйственных товариществ обязаны принимать личное участие в деятельности товариществ. Поэтому личные качества самих участников, а не сами по себе вклады в складочный капитал приобретают решающее значение в деятельности товариществ.

Наоборот, в деятельности хозяйственных обществ главным фактором служит капитал, вносимый участниками, управлять которым вправе профессионально подготовленные лица, не являющиеся партнерами или акционерами. Поэтому личность последних в деятельности обществ не имеет решающего значения.

Для хозяйственных товариществ предписывается форма полных товариществ и товариществ на вере (коммандитных товариществ), для хозяйственных обществ — АО и ООО или обществ с дополнительной ответственностью.

3. В п. п. 4 и 5 комментируемой статьи содержатся положения, определяющие право граждан, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления на участие в хозяйственных товариществах и обществах.

Граждане, не являющиеся предпринимателями, могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере. Граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, могут быть также участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах, т.е. выступать в качестве участников во всех видах хозяйственных товариществ с ограничениями, предусмотренными п. 2 ст. 69 и п. 3 ст. 82 ГК.

Юридические лица, не являющиеся коммерческими организациями, могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере. При этом финансируемые собственниками учреждения могут реализовать данное право лишь с разрешения собственника, если иное не установлено законом. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут быть участниками всех видов хозяйственных товариществ и обществ с ограничениями, предусмотренными п. 2 ст. 69 и п. 3 ст. 82 ГК.

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками товариществ на вере, если иное не установлено законом (п. 4 комментируемой статьи). Подобного рода исключение в свое время было сделано, например, в отношении Российского фонда федерального имущества, фондов имущества республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов и районов.

Пункт 5 комментируемой статьи не содержит ограничений для хозяйственных товариществ и обществ в отношении их права выступать в качестве учредителей других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных ГК и другими законами. К числу таких случаев, в частности, относятся положения, предусмотренные п. 2 ст. 88 и п. 6 ст. 98 о запрете ООО и АО быть единственными участниками хозяйственных обществ, состоящих из одного лица.

Другой комментарий к статье 66 Гражданского Кодекса РФ

1. Как уже отмечалось, в ГК РФ предлагается исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций. При этом хозяйственные общества и товарищества среди коммерческих организаций занимают доминирующее положение.

Четыре из шести видов коммерческих организаций представляют собой хозяйственные общества и товарищества, в том числе полные товарищества, товарищества на вере, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью. Безусловно, участники гражданско-правового оборота при регистрации приоритет отдают обществам с ограниченной ответственностью и акционерным обществам.

Комментируемая статья определяет основные положения о хозяйственных товариществах и обществах. Общими признаками хозяйственных товариществ и обществ являются:

— разделение уставного (складочного) капитала на доли (вклады);

— общие признаки формирования уставного (складочного) капитала;

— хозяйственные товарищества и общества являются коммерческими организациями;

— полученная прибыль распределяется между участниками юридического лица;

— участники не обладают вещными правами на внесенные вклады. Эти права носят обязательственный или, по мнению многих специалистов, корпоративный характер (см. комментарий к ст. 67 ГК);

— общие виды прав и обязанностей участников;

— некоторые особенности порядка управления и др.

Различия в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ заключаются в следующем:

— хозяйственные общества представляют собой объединения капиталов, личное участие акционеров и других участников в деятельности общества не требуется, хозяйственные товарищества представляют собой объединения труда, личное участие полных товарищей в деятельности полного товарищества и товарищества на вере имеет важное значение;

— для хозяйственных обществ в отличие от товариществ устанавливается требование к минимальному размеру уставного капитала;

— участники товариществ (за исключением вкладчиков) несут субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица в отличие от хозяйственных обществ, где ограниченную ответственность несут только участники общества с дополнительной ответственностью;

— учредительным документом товарищества является учредительный договор, для общества необходим устав, правовая природа отношений в товариществе носит договорный характер, в связи с чем число участников не может быть менее двух, хозяйственное общество может быть учреждено одним лицом (хозяйственное общество не может быть единственным участником другого хозяйственного общества, состоящего из одного лица, если иное не предусмотрено федеральным законом);

— для хозяйственных товариществ предусмотрены более жесткие ограничения по субъектному составу и др.

2. В п. п. 3, 4 перечислены исчерпывающим образом виды хозяйственных обществ и товариществ. В Концепции развития гражданского законодательства РФ отмечалась нецелесообразность сохранения в гражданском законодательстве обществ с дополнительной ответственностью, поскольку их правовой статус практически полностью определяется положениями законодательства об обществах с ограниченной ответственностью. Возложение на участников такого общества дополнительной ответственности по долгам юридического лица не требует закрепления в законе особой организационно-правовой формы, а может быть санкционировано на уровне устава. Кроме того, необходимо учитывать, что такая организационно-правовая форма практически не создается. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» учел данное предложение. С 1 сентября 2014 г. общества с дополнительной ответственностью исключены из текста ГК РФ.

3. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает ограничения для участников хозяйственных товариществ и обществ. Так, в качестве полных товарищей могут выступать лишь индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, и некоммерческие организации могут выступать в качестве вкладчиков в товариществе на вере и быть участниками хозяйственных обществ.

Государственные органы и органы местного самоуправления могут выступать в качестве участников хозяйственных обществ и вкладчиков в товариществе на вере только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством. Так, Определением ВАС РФ от 30 октября 2009 г. N ВАС-14202/09 по делу N А10-1907/08 был признан правомерным вывод судов о незаконности участия муниципального комитета в создании хозяйственного общества и действий по внесению муниципального имущества в уставный капитал, поскольку хозяйственное общество было создано не в порядке приватизации.

О возможности участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственных обществах и товариществах говорится, в частности, в ст. 68 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <1>, согласно которой представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться при учреждении открытых акционерных обществ в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ и определяется ст. 25 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» <2> (далее — Закон о приватизации госимущества).

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
<2> Собрание законодательства РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

Пункт 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <1> устанавливает ограничения и для гражданских госслужащих. В случае если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Порядок передачи и особенности такого управления законодательством не определены.

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

Особое внимание ВАС РФ уделено участию учреждений в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчиков. Как отмечается в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» <1>, финансируемые собственниками учреждения могут быть учредителями (участниками) хозяйственных обществ с разрешения собственника, в том числе с использованием для этих целей доходов учреждения от разрешенной ему деятельности (п. 4 ст. 66 и п. 2 ст. 298 ГК).

———————————
<1> Вестник ВАС РФ. 2004. N 1.

Что касается автономных учреждений, то они также вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя либо участника только с согласия своего учредителя (п. 6 ст. 3 Закона об автономных учреждениях). Исключение из общего правила о получении такого согласия предусмотрено Федеральным законом от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» <1>, которым внесены соответствующие изменения в Федеральные законы от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» <2>, от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» <3> и др. Так, например, высшим учебным заведениям, являющимся бюджетными образовательными учреждениями, предоставляется право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и по нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям. При этом уведомление о создании хозяйственного общества должно быть направлено высшим учебным заведением, являющимся бюджетным образовательным учреждением, в течение семи дней с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества.

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 31. Ст. 3923.
<2> Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.
<3> Там же. Ст. 4137.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут выступать в качестве учредителей (участников) акционерных обществ (за исключением кредитных организаций, учредителями (участниками) которых они не могут быть) с использованием в этих целях принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления имущества только с согласия собственника имущества (ст. ст. 6 и 20 Закона об унитарных предприятиях).

В соответствии со ст. 5 Закона о приватизации госимущества государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут выступать покупателями имущества приватизируемых государственных и муниципальных предприятий, в том числе акций обществ, создаваемых на базе таких предприятий.

4. Пункт 7 перечисляет хозяйственные товарищества и хозяйственные общества, имеющие специальную правоспособность, регламентация которой осуществляется федеральными законами, посвященными организации и деятельности соответствующих юридических лиц.

Добавить комментарий