Идеальная форма правления современного российского государства

Форма правления в России

Российская Федерация является одной из самых развитых и прогрессивных стран мира. Россия была и монархией, и республикой. В настоящее время Российская Федерация является смешанной республикой, в которой на правовом уровне установлен баланс между президентом и парламентом.

Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления .

Каждая форма правления имеет плюсы и минусы.

Классификация форм правления

По классификации форм правления они разделяются на два вида: республика и монархия. Обе формы правления имеют несколько подвидов, которые показаны на схеме.

Виды форм правления

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними .

Монархия считается более древней формой правления, чем республика. Монархия характерна для многих ранних государств. Слово монархия имеет греческие корни. Впервые оно встречается в трудах античных философов. В латынь термин «монархия» проникает не ранее II в. н. э. Об этом свидетельствует тот факт, что встречается данное понятие впервые у Тертуллиана и Лактанция .

Республика известна со времен античности. Особый интерес для правоведов и историков по-прежнему представляет Римская республика.

Римская республика – форма правления Древним Римским государством в период с 509 по 31 года до н.э. Римская республика представляла собой совокупность демократических, олигархических и монархических элементов.

В современном мире существуют и иные, нетипичные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).

Подробнее о видах форм правления и их подробные характеристики.

История форм правления в РФ

Россия – удивительная страна. За всю свою историю она пережила несколько форм правления. Монархия в России существовала вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. Несмотря на то, что к началу 20 века большинство развитых стран избавились от монархии или провели реформы по её актуализации, в Российской Империи наблюдался застой во власти и деградация монархии как института. Реформы монархии в России напрашивались еще при Александре I. Бездействие привело к свержению царя и победе Октябрьской Революции.

Вслед за свергнутой большевиками монархией пришла социалистическая республика. Социалистическая республика, существовавшая в СССР, является уникальным историческим опытом для нашей страны. В СССР были Конституции, множество законов и декретов. Государственное управление реализовывалось с опорой на депутатов. В роли президента выступал генеральный секретарь, который обладал широким спектром полномочий.

После вероломного развала СССР в Россию пришла демократия и так называемые западные ценности. Советская республика превратилась в инертное государство с официально обозначенной формой правления – республика. Хаос в государственном управление не прекращался на протяжении всего срока президенствования М.С. Горбачева, а затем и Б.Н. Ельцина. Бесконтрольный плюрализм, коррупция во власти и постоянные склоки в Государственной Думе – вот чем жила Россия вплоть до 2000 года.

Современная республика в РФ

Согласно Конституции РФ, формой правления в России является республика. В РФ республика имеет смешанный характер. Во главе государства стоит Президент. Он является верховным главнокомандующим. В России парламент наделен широкими полномочиями, но не более широкими, чем Президент. За счет баланса власти и реализуется смешанная республика в РФ.

Президент в Российской Федерации избирается всенародным голосованием на срок 6 лет. Премьер министр назначается президентом и перед ним же отчитывается. Состав правительства формирует премьер министр, а не Президент.

В стране регулярно проходят выборы в Государственную Думу. Депутаты выбираются народом по округам. Особенности республики в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием в 1993 году. В Конституцию РФ регулярно вносятся изменения, направленные на актуализацию основного закона страны.

Действующим Президентом Российской Федерации является Владимир Владимирович Путин. Премьер министр и глава правительства РФ – Дмитрий Анатольевич Медведев. Спикером Государственной Думы на 2018 год является Вячеслав Викторович Володин.

Литература

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления. Понятие «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагает также, в частности, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством. Республика отличается от монархии, где главой государства является, как правило, лицо, получающее прерогативы государственной власти по наследству (король, царь, император и т. д.), и где выборного представительного органа государственной власти может и не быть. Главой государства в Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на четыре года, а представительным и законодательным органом — Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого — Совет Федерации — составляется из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации; по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти, а другая — Государственная Дума — избирается населением сроком на четыре года.

Согласно Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.При этом конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они небеспредельные. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.

Президент РФ провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство. Вместе с тем Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства, принимает решения о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства. Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.

Кроме того, президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства.

Президент может быть отрешен от должности Советом федерации на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», принятый 17 декабря 1997 года, закрепил на основе Конституции новое положение Правительства РФ в системе органов государственной власти России как высшего органа, осуществляющего исполнительную власть и возглавляющего единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также характер ответственности правительства перед парламентом. С Государственной думой согласовывается назначение председателя правительства; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии.

Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной думой контроль в ключевой сфере — бюджетной политике. Правительство представляет Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, информирует Думу о ходе исполнения федерального бюджета, предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета.

Правительство как высший государственный орган, осуществляющий исполнительную власть, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. При этом в законах зачастую не только определяется компетенция правительства в соответствующей сфере, но и содержатся поручения по реализации законов. Деятельность федерального Правительства оценивается и при рассмотрении палатами Федерального собрания практики выполнения конкретных законов.

Как субъект законодательной инициативы правительство обеспечивает подготовку и внесение в Государственную думу значительной части законопроектов. Правительство может направлять в палаты Федерального собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах. Взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания обеспечивается полномочными представителями правительства в соответствующих палатах, назначаемыми на должность правительством, и статс-секретарями — заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Правительство взаимодействует с органами судебной власти, обеспечивает в пределах своих полномочий возможность независимого осуществления правосудия, исполнение судебных решений, участвует в проведении судебной реформы.

Конституция определяет Федеральное собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных договоров. Федеральное собрание — единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты — федеральные законы — не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции.

Суды олицетворяют судебную власть, являющуюся одной из трех ветвей государственной власти. Правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

БЕЛОРУСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Политологии»

Эссе на тему

Идеальная форма государственного правления

Выполнил: студент гр.107318

Петрович Михаил Александрович

            Минск 2010

Идеальная форма государственного правления

В мире не бывает ничего идеального. Идеальной формы государственного правления в том числе.

Более правильная постановка вопроса — «Какая форма имеет меньше недостатков?».

Существует 2 основных вида государственного правления: монархия и республика.

Самая распространенная ныне форма правления – республика. Итак что же такое республика? Согласно интернет источникам, «республика представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок». В свою очередь республика делится на: президентскую (форма государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства), парламентскую (при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту) и смешенную республику или ещё ее называют президентско-парламентская (отличается двойной ответственностью правительства – перед президентом и парламентом). Республика, на мой взгляд найболее демократическая форма правления, так как в ней осуществляется выборность всех высших органов власти, включая президента, и поэтому народ выбирает сам того, кто будит ими руководить, разумеется если мы говорим о демократической стране.

Так же образом отметим, что республиканская форма правления имеет недостатки, будь то хоть президентская, хоть парламентская. Недостатком президентской является склонность к президентскому автариторизму, что мы можем наблюдать в некоторых странах; парламентской характерна нестабильность правительства.

Менее распространена, но не менее хороша, на мой взгляд, монархия.

«Монархия – это форма единоличного правления, при которой власть передаётся по наследству». Монархия может быть: абсолютная (такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу), такая форма монархии, на мой взгляд, характерна для средних веков и не эффективна в наше время; конституционная монархия (при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями), такой вид монархии был характерен для некоторых стран 19-20века, и некоторых стран современности (Великобритания, Швеция и др.); парламентская монархия (вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию) в таком виде монархии парламент обладает большей властью, чем любые другие органы государства; дуалистическая монархия (вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений).

Я считаю из всех перечисленных выше форм государственного правления более правильная парламентская монархия. Потому, что монарх не принимает участия в государственных делах, и является скорее символом власти, законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная правительству, который несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Юридически парламент осуществляет контроль над правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Эта и есть на мой взгляд лучшая форма, когда все высшие органы власти контролируемые. Так же это наиболее распространенная форма монархии на сегодняшний день. Хотя и она тоже имеет явные недостатки и не является идеальной. Современные парламентские монархии мало чем отличаются от республик, только в республиках высшая власть избирается нородом.

Каждая форма правления хороша по-своему и имеет свои достоинства и недостатки. Каждая форма правления в большей степени подходит по определенный период времени. Почти все формы совершенствовались со временем. Я не исключаю, что возможно через несколько сотен лет возможно и появится новый вид государственной власти, который более будет подходить современному обществу. На мой взгляд, в принципе, не сильно важна форма государственного правления, она не сильно влияет на жизнь в обществе. Все зависит от правящей элиты, поэтому рассуждать о идеальной форме государственного правления довольно таки глупо.

Главное, на мой взгляд, в идеальном государстве должна быть особенно развита система образования, так как умные и образованные люди составляют элиту, и приходят к власти, и необходимо, что бы не смотря на форму государственного правления, к власти приходили только образованные и здравомыслящие люди, осознающие и разбирающиеся в том, что происходит в государстве, так как эти люди составляют силу и мощь любого общества, а это скелет и основа государства.

А вообще я считаю, что никогда не было, нет и не будет идеальной формы государственного правления. Хотя бы потому, что всякое государство предполагает собой наличие в нём власти, сосредоточенной в руках правящей элиты, соответственно, где есть власть, там есть и подчинение. Значит, как минимум, всегда будут те, кто недоволен этой самой властью, а также те, кто хотел бы ею стать. Наличие такого противостояния правящих кругов и «подчинённых» уже не есть хорошо. А это лишь подтверждает тот факт, что все поиски идеальной формы государственного правления так и останутся утопией.

Конституция, устанавливающая форму правленияв России в виде республики, утверждает ее основной признак: формирование высших органов государственной власти, в том числе главы государства, проводится на основе всеобщих выборов и на определенный срок. Однако в тексте основного закона нет упоминания о том, какой же вид республики – президентской или парламентской – предлагается к установлению в стране. Нечеткость и недосказанность конституционных формировок, разграничивающих полномочия президента, премьер-министра и парламента, а также последующая практика их взаимоотношений представляют возможность по-разному оценивать сложившуюся ситуацию.

Формально, исходя из конституционных положений, в России существует полупрезидентская республика, суть которой в существовании ряда парламентских ограничений роли главы государства, в частности, в отношении назначения премьер-министра и ответственности правительства. Однако сам президент Российской Федерации обладает весьма широкими полномочиями в законодательной и исполнительной сферах, хотя по Конституции страны он поставлен над ветвями власти как верховный арбитр. Вполне возможно, что в будущем возобладает мнение о необходимости внесения соответствующих поправок в Основной закон для достижения разумного баланса между властными структурами.

Тем не менее, со стороны руководства страны нередки заявления о том, что в России установлена президентская республика. Действительно, «нулевые» годы характеризовались явной централизацией власти, сопровождавшейся повышением роли главы государства, что проявилось, в частности, в:

— создании федеральных округов во главе с полномочными представителями президента в них, фактически контролирующими регионы;

— пересмотре процедур формирования Совета федерации с выводом из верхней палаты руководителей регионов;

— создании Государственного совета как коллегиального совещательного органа при президенте, включающего всех глав субъектов федерации;

— отказе от прямых выборов руководителей регионов, причем их окончательные кандидатуры предлагаются президентом;

— увеличении срока полномочий президента с четырех до шести лет (при сохранении возможности переизбрания на новый срок).

В то же время, в последнее время явно прослеживается процесс перераспределения властных полномочий между главой государства и главой правительства – «сильным» премьер-министром, который является лидером правящей партии, имеющей подавляющее большинство мест в Государственной думе. Такое соотношение верховной власти характерно президентско-парламентскойреспублике, в которой исполнительная власть проявляет самостоятельность, основанную на ее безусловной парламентской поддержке. К тому же поправкой 2008 года к Конституции установлена обязанность правительства ежегодно отчитываться в Государственной думе, что формально направлено на усилении его ответственности перед парламентом.

В отношении оценки формы государственного (территориального) устройства Российского государства практически не наблюдается разногласий. Само название страны – Российская Федерация – предполагает сложный ее состав, связанный с наличием государственных образований, которые обладают определенной самостоятельностью.

Своеобразие Российской Федерации носит уникальный характер уже в виду того, что ее субъекты имеют различную юридическую природу и представлены в ней тремя видами:

а) национально-государственными образованиями – в виде республик (государств)

б) территориально-государственными образованиями в виде краев, областей и городов федерального значения:

в) национально-территориальными государственными образованиями в виде автономной области и автономных округов.

Разнопорядковость субъектов Российской Федерации, по сути, отражается в их асимметричности, несмотря на конституционные положения, закрепляющие равноправие всех государственных образований в составе России. Так республики определены в Конституции как государства и имеют свою собственную конституцию и право выбора ее принятия, в то время, как остальные субъекты (края, области, города федерального значения, автономные образования) имеют право на уставы. Республиканские суды общей юрисдикции до сих пор называются «верховными судами». При том, что никаких статусных различий с краевыми и областными судами у них нет. В республиках функционируют до недавних пор формально самостоятельные министерства внутренних дел, созданные еще при советской власти, но не являющиеся региональными органами.

Ряд автономных округов продолжают входить в состав края или области, что порождает многочисленные юридические коллизии и правовые конфликты. Косвенным подтверждением фактического неравенства субъектов РФ служила практика подписания специальных договоров между Россией и ее отдельными составными частями по поводу разграничения предметов ведения, и договоров об основах отношений между краями и областями, с одной стороны, и автономными округами, входящими в их состав.

В настоящее время продолжается процесс, связанный с так называемым усилением «вертикали власти» и отражающий желание руководства России укрепить единое государство, покончить с правовым и иным региональным сепаратизмом, обеспечить свою территориальную целостность, правовую и социальную защищенность всех граждан. Шагами на этом пути стали:

— приведение регионального законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и ее законами (к началу столетия четверть всех законодательных актов субъектов федерации находилась в противоречии с федеральным законодательством);

— постепенный отход от практики заключения с регионами отдельных внутригосударственных договоров, усугублявших асимметричность федерации;

— тенденция к сокращению числа регионов (в настоящее время в России насчитывается 83 субъекта федерации по сравнению с 89 в 1993 году);

— наметившийся процесс нивелирования наименования высших должностей региональных руководителей (в частности, практика исключения слова «президент» из названия глав республик в составе Российской Федерации).

Наибольшее противоречие фиксируется в определении формы государственно-политического режима в России. Первоначально на фоне перестроечных влияний в действующую политическую систему постсоветское государство эйфорично объявлялось демократическим, окончательно и бесповоротно покончившим со своим тоталитарно-авторитарным прошлым. Что и было зафиксировано в тексте Конституции России. Позднее аналитические размышления по поводу того, что же в действительности сложилось в России, привели к суждениям о сложном сочетании в стране демократических и авторитарных тенденций.

Сформировавшийся в России тип режима отечественными политологами и юристами определяется не однозначно; в ходу различные формулировки, во многом определяемые политическими воззрениями авторов. Более взвешенными оценками предстают такие определения, как «либерально-авторитарная модель», «мягкий авторитаризм», «незрелая демократия», в условиях которых закон еще «не является главным, единственным регулятором общественных отношений».

Действительно, в российском государстве присутствуют общие черты, присущие демократическому укладу общества, как-то:

-многопартийность, основывающаяся на свободе деятельности не только правящих, но и оппозиционных партий;

— регулярные выборы всех уровней, дающие возможность различным социальным слоям и группам, общественным объединениям граждан формально оказывать воздействие на государственную власть;

— легитимность всенародно избранного главы государства;

— установление ротации (законной смены) власти как доказательство приверженности страны и ее руководства демократическому стилю управления;

— обеспечение свободы выражения мнений;

— становление многоукладной экономики;

— практика исполнения страной международных обязательств в области прав человека.

В то же время в современном российском государстве:

— отсутствует в виду традиционно слабого гражданского общества устоявшийся механизм выработки общественно поддержанных решений и их реализации;

— не выработана форма правления, соответствующая современному состоянию государства и его общественной системы;

— сдерживается действие цивилизованного права, в том числе законотворческими препонами, противоречивостью федерального и регионального законодательства, правовым коллизиями всех уровней, низким правовым сознанием правоприменителя и населения в целом;

— продолжает нарастать коррумпированность, если не криминализация власти, чем подрывается лояльность общества к государству;

— сохраняет свои границы и сферы влияния неправовое пространство, в котором выживает властно-элитная система, являясь источником нестабильности демократических устоев;

— идет активная подмена собственно религиозного возрождения массового сознания ростом государственного клерикализма;

— нарастает апатия масс к политическим веяниям и тенденциям развития России.

4. Российская государственность в свете принципов правового государства

Учение о правовом государстве в России формировалось и получило развитие в XIX веке. Истоки обращения к идее об ограничении права монарха законами и конституцией находим у М.М.Сперанского в его «Введении к изложению государственных законов» (1809), явно навеянные концепцией о «господстве права» в изложении И.Бентама, с которым советник Александра I был в переписке. Во второй половине столетия российские изыскания в этой области ложились на труды немецких юристов о правовом государстве.

Тем не менее, на рубеже столетий в России выработалась отечественная теория правового государства, в которой оно ассоциировалось непременно с конституционным («конституционное правовое государство»), определяя искренние надежды российских правоведов на последовательные изменения в государственном устройстве путем принятия Основного закона. Так, В.М.Гессен (1868-1920), видный конституционалист, возглавлявший в 1917 году Особую комиссию Временного правительства по составлению проекта Российской конституции, определял правовое государство как «государство, которое признает обязательную силу всех тех законов и юридических норм, которые издаются как легислатурами, так и правительствами…, связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне его, и не над ним».

В советский период уже в первый год правления новой власти появляется и первая в России Конституция 1918 года, отнюдь не оправдавшая надежды на приход в страну с ее появлением господства права. Более того, правовое государство рассматривалось очередной буржуазной утопией и потому, утверждал один из руководителей страны Л.М.Каганович, «мы отвергаем понятие правового государства. Если человек, претендующий на звание марксиста, говорит всерьез о правовом государстве и тем более применяет понятие «правовое государство» к современному государству, то это значит, что он идет на поводу у буржуазных юристов».

Изменения в отношении к данной категории произошли в конце 80-х годов, когда в решениях последней XIX Всесоюзной партийной конференции КПСС в 1988 году было отмечено: конференция «считает делом принципиальной важности формирование социалистического правового государства как полностью соответствующей социализму формы организации политической власти». Однако, когда через три года социализм как форма организации политической власти исчез с 1/6 части мира, стало ясно, что в тех условиях и не могли быть реализованы важнейшие принципы правового государства – разделение властей, связанность государства правом, верховенство закона, нерушимость и первостепенность прав человека, приоритет норм международного права.

Все эти моменты, зафиксированные в новых исторических условиях и новой конституцией России, не дают, однако, повода признавать наличие в нашей стране состоявшегося правового государства. Его данность предполагается, и, чтобы это произошло, российскому государству предстоит совершить не легкий путь реформ во всех сферах социальной жизни. Оно должно стать примером стабильной демократии, подлинного приоритета закона над целесообразностью, политической необходимостью и тому подобными оправдываемыми «исключениями из правил», разумного и реального баланса между ветвями власти, действующей правозащитной системой для своих граждан.

Контрольные вопросы по теме

· Какую точку отсчета Вы выбираете, говоря о современном российском государстве?

· Что зафиксировала Декларация о государственном суверенитете РСФСР?

· Какова роль Конституции РФ в закреплении государственной направленности России?

· Что нового внесено в содержание экономической функции российского государства?

· В чем актуальность выработки экологической политики российского государства?

· Можно ли считать правозащитную функцию российского государства как внутренней, так и внешней?

· Назовите форму правления в современной России

· В чем проявляется асимметричность субъектов Российской Федерации?

· Как следует именовать государственно-политический режим современной России?

· Считаете ли Вы реальным российское правовое государство?

Дополнительная литература к теме

Конституция Российской Федерации. М., 1993 (и послед. офиц. изд.).

Бабаев В.К., Бабаев С.В. Функции современного российского государства. Н.Новгород, 2001

Ведяхин В.М. О форме Российского государства //Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 6

Гончаров В.В. Проблемы соотношения и взаимодействия президентской и исполнительной власти в России //Юридический мир. 2008. № 4

Иванников И.А. Перспективы развития российского государства в современном мире //Юридический мир. 2008. № 2

Конюхова И.А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования //Государство и право. 2007. №2

Кощин В.Ф. Идея правового государства в трудах русских юристов //Юридический мир. 2007. № 9

Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (Опыт сравнительно-правового анализа) //Государство и право. 2003. № 10

Мартышин О.В. Революция и развитие российской государственности //Государство и право. 2007. № 11

Степанов В.Ф Российский менталитет и особенности российской государственности //Государство и право. 2007. № 4

Чиркин В.Е. Публичная власть в современном государстве //Журнал российского права. 2009. № 7

Шаблинский И. К истории рождения современной российской формы правления: взгляд с точки зрения теории сдержек и противовесов //Государство и право. 2008. № 6

РАЗДЕЛ 3.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ: Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления .

По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия определяется как смешанная республика (также такую форму правления можно обозначить как президентско-парламентскую, полупарламентскую или полупрезидентскую республику .

По данному вопросу точки зрения авторов некоторых учебников рассматривает Д.А. Авдеев в монографии «Форма правления в России (краткий конституционный очерк)» .

Так в учебнике Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина «Конституционное право России» отмечается, что «сочетание президентской и парламентской республики в Российской Федерации выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (избрание Президента всеобщим голосованием, наличие поста председателя Правительства, собственные прерогативы Президента, позволяющие ему действовать независимо от Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом). И хотя далее отмечается, что с момента своего становления в качестве конституционного государства Российская Федерация постоянно двигалась в сторону усиления в ней черт президентской республики и, став в конечном счете по своему характеру президентской республикой, она по-прежнему, сохраняет некоторые внешние признаки парламентского государства.

М.В. Баглай, в своем учебнике по конституционному праву, анализируя общие отличия президентского и полупрезидентского типа республик, делает вывод о том, что современная Россия относится скорее к полупрезидентским республикам, но с более широкими полномочиями президента.

Статья 10 Конституции РФ устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание принципа разделения властей. В статье 11 Конституции РФ в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Суды РФ. Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в РФ признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130 Конституции РФ).

Главой российского государства является Президент РФ (ст. 80 Конституции РФ), который является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Отметим, что изначально (в 1991) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции Президент осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран. На основании поправок к Конституции, вступивших в силу 31.12.2008 года, начиная с выборов 2012 года он избирается на шестилетний срок полномочий.

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ (ст. 94 Конституции РФ). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ). Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации и нижняя палата — Государственная Дума, которые заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия палат российского парламента описаны в ст. ст. 94-109 Конституции РФ. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. Так, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

В соответствии с Конституцией РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ избирается 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. При этом, 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат); 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Число голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов, определяется как сумма голосов избирателей, поданных за соответствующий федеральный список кандидатов в каждом субъекте Федерации и за пределами территории РФ.

Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства либо в случае вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент вправе распустить Государственную Думу. В состав Правительства входят, помимо Председателя, его заместители («вице-премьеры») и федеральные министры. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Современная российская форма правления получила разную характеристику и оценку ученых-юристов. Однако, несмотря на некоторые разногласия в характеристике формы правления и ее признаков, большинство ученых признают, что российская форма правления характеризуется сосредоточением в руках Президента большого объема полномочий, поэтому ей присуща полупрезидентская форма республики . В Конституции РФ указано, что Президент принимает или отклоняет подачу в отставку Правительством, либо может на основе своего решения отправить Правительство в отставку. Президент назначает весь кабинет министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, и, в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства, Президент имеет право распустить Государственную Думу. В том числе Государственная Дума может быть распущена в случае выражения вотума недоверия в адрес Правительства. Это не говорит о том, что президент в любом из случаев будет распускать Государственная Думу, он может согласиться с ней и отправить в отставку правительство. В свою очередь согласно с Конституцией, Государственная Дума не может быть распущена Президентом в следующих случаях :

— в течение года после избрания Государственной Думы;

— с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

— в период действия на территории РФ военного положения;

— в период действия на территории РФ чрезвычайного положения;

— в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента.

Улучшение положения парламента в вопросе взаимоотношений с исполнительной властью произвели поправки к Конституции РФ от 30.12.2008 г., по которым Правительство РФ должно ежегодно отчитываться в результатах своей деятельности перед Государственной Думой, в т.ч. и по поставленным ею вопросам. Исходя из всего этого, можно сделать вывод о двойной ответственности Правительства перед парламентом и Президентом. Кроме того, несмотря на формальную отдаленность от исполнительной ветви власти, под подчинением Президента находятся одни из важнейших органов правительства, такие как Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Министерство юстиции, Федеральная служба безопасности и т.д. .

Таким образом, сопоставляя основные характерные черты полупрезидентской республики, а именно: выборность президента; существование поста главы правительства; исполнительная власть осуществляется президентом и правительством совместно, т.е. Президент осуществляет общее руководство правительством, а глава правительства непосредственно руководит им; правительство несет двойную ответственность, как перед президентом, так и перед парламентом; парламент может выразить недоверие правительству, но отправить его в отставку может только президент, можно сделать вывод, что в современной России в качестве формы правления установлена — полупрезидентская республика.

Думается, что полупрезидентская форма правления является наиболее оптимальной для современного российского государства, так как эта модель правления позволяет взаимодействовать президенту и законодательному органу в вопросах формирования правительства и учитывать взаимные интересы.

Добавить комментарий