Императивная подведомственность

Понятие подведомственности гражданских дел

Подведомственность (от глагола «ведать») означает в гражданском процессуальном праве пред­метную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых спо­ров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установ­ленной процессуальным законодательством, осу­ществляют (ст. 11 ГК РФ):

    • суд;
    • арбитражный суд;
    • третейский суд.

Применительно к судам под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:

    • исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
    • дела по указанным в статье 122 ГПК РФ требованиям (требования, по которым выдается судебный приказ), разрешаемые в порядке приказного производства;
    • дела особого производства, указанные в статье 262 ГПК РФ;
    • дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
    • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
    • дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории эко­номических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. 22 ГПК РФ).

Внимание! Споры, возникающие из кредитных отношений, с участием физических лиц подведомственны судам общей юрисдикции (см. Обзор Президиума Верховного Суда России от 22 мая 2013 г. «Обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств»).

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Виды подведомственности гражданских дел

Подведомственность конкретного правового требования может быть:

    • исключительной,
    • альтернативной,
    • условной,
    • определяе­мой по связи требований.

Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами.

Исключительная подве­домственность означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.

К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произве­дение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариаль­ном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третей­скому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных право­вых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности ха­рактерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа.

Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, и т.д.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых тре­бований

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Ко­декса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит опреде­ление о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомствен­ных арбитражному суду.

В теории гражданского процессуального права подведомственность традиционно делится на единичную (или исключительную) и множественную. Критерием выделения в данном случае является количество юрисдикционных органов, которым подведомственна конкретная категория дел.

Единичная (исключительная) подведомственность — это вид подведомственности, при котором рассмотрение определенной категории дел возможно только в одном конкретном строго определенном законом юрисдикционном органе. Таким органом, обладающим исключительной подведомственностью, в Российской Федерации может быть только суд (Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи).

Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) гарантирует право на судебную защиту. В ч. 2 названной статьи данное положение конкретизируется: «Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд». Таким образом, решения и действия любого юрисдикционного органа могут быть обжалованы в суд. Следовательно, ни одна категория дел, рассмотрение которой изначально относится к ведению несудебного юрисдикционного органа, не может находиться в его исключительной подведомственности, так как в любом случае решение этого юрисдикционного органа на основании ст. 46 Конституции РФ может быть обжаловано в суд.

Примеры единичной (исключительной) подведомственности достаточно многочисленны: лишение и ограничение дееспособности, лишение и ограничение родительских прав, усыновление, восстановление на работе и др. относятся к исключительной подведомственности судов общей юрисдикции; дела о несостоятельности (банкротстве) — к исключительной подведомственности арбитражных судов; установление соответствия федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ и др. Конституции РФ — к исключительной подведомственности Конституционного Суда РФ.

Несмотря на значительное количество примеров единичной подведомственности, большинство категорий дел в Российской Федерации все же обладает множественной подведомственностью.

Множественная подведомственность — это вид подведомственности, при котором рассмотрение определенной категории дел возможно в нескольких юрисдикционных органах. При этом конечной инстанцией является суд.

В зависимости от того, зависит ли обращение в конкретный юрисдикционный орган от выбора заявителя, соглашения сторон, определенных условий, предусмотренных законом, или от прямых указаний закона, в рамках множественной подведомственности выделяют альтернативную, договорную, условную и императивную.

Альтернативная подведомственность — разновидность множественной подведомственности, при которой выбор юрисдикционного органа зависит от желания субъекта, чьи права и законные интересы нарушены. Естественно, выбор субъекта права ограничен рамками, установленными законом.

Например, в ст. 391 ТрК РФ содержится норма, позволяющая работнику для рассмотрения возникшего трудового спора обратиться либо в комиссию по трудовым спорам, либо, минуя ее, непосредственно в суд; п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ предполагает, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Следует отметить, что изначальный выбор несудебного юрисдикционного органа не лишает субъекта, чьи права и законные интересы нарушены, права на обращение в суд в дальнейшем.

Договорная подведомственность — разновидность множественной подведомственности, при которой выбор юрисдикционного органа зависит от соглашения, заключенного сторонами. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 3 ГПК РФ по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда.

Условная подведомственность — разновидность множественной подведомственности, при которой дело может быть рассмотрено судом только при наступлении условий, предусмотренных в законе. Так, заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, по истечении года со дня принятия вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Если такое заявление будет подано до истечения года со дня принятия вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья, руководствуясь ст. 290 ГПК РФ, откажет в принятии заявления (прекратит производство по делу).

Императивная подведомственность — разновидность множественной подведомственности, при которой законом установлен не только перечень юрисдикционных органов, которым подведомственна конкретная категория дел, но и строгая последовательность прохождения по ним дел. Также в рамках императивной подведомственности законом может быть установлено наличие обязательного предварительного внесудебного порядка урегулирования спора.

Например, в соответствии со ст. 401—404 ТрК РФ порядок рассмотрения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. При этом рассмотрение спора примирительной комиссией обязательно. И только при недостижении в ней согласия стороны могут перейти к следующему этапу — урегулированию спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Ни одна сторона коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах. Конечной инстанцией в разрешении коллективного трудового спора в случае, если все перечисленные в законе процедуры не привели к примирению сторон, является суд.

Правила императивной подведомственности также закреплены в п. 2 ст. 452 ГК РФ, устанавливающем, что требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором.

1. В зависимости от того, подведомственно ли разбирательство дела од­ному органу или разным органам, подведомственность может быть еди­ничной (исключительной) и множественной

исключительная – означает что эти дела рассматриваются непосредственно судом

Так, есть категории дел, которые могут разрешаться только судом (на­пример, дела о лишении родительских прав). И в то же время определенные категории дел (например, имущественные споры между гражданами, между организациями) имеют множественную подведомственность, так как могут разрешаться не только судебными, но и внесудебными органами.

2. Множественная подведомственность подразделяетсяна договорную, императивную, условную, альтернативную и смешанную.

Договорная подведомственность — это подведомственность, определяе­мая взаимным соглашением сторон.

Императивная подведомственность — это подведомственность, при ко­торой дело подлежит рассмотрению только в суде.

Условной считается подведомственность, когда дело подлежит рас­смотрению в суде только при наступлении предусмотренного законом условия.

Альтернативной называется подведомственность, которую по своему выбору определяет лицо, ищущее защиты своих прав. При этом круг ор­ганов, куда это лицо может обратиться, указан в законе.

Если в порядке альтернативной подведомственности гражданин обращается за защитой своих прав в несудебный орган, то в дальнейшем он Может обратиться за разрешением этого вопроса в суд.

Смешанная подведомственность сочетает в себе признаки, присущие другим видам подведомственности, чаще всего императивной и альтернативной.

Подсудность гражданских дел военным судам.

Подсудность — объем компетенции определенного суда в отноше­нии круга гражданских дел, которые он правомочен рассмотреть в качестве суда первой инстанции.

Военным судам подсудны гражданские дела:

• о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных инте­ресов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы;

•о действиях (бездействии) органов военного управления, во­инских должностных лиц и принятых ими решениях.

Ст. 7 ФКЗ о военных судах РФ

Добавить комментарий