Императивный метод земельного права

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

1. Понятие, предмет и метод земельного права

Земельное право– совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения в целях организации эффективного использования и охраны земель, охраняемых законом интересах землепользователя, а так же обеспечением устойчивого развития РБ.

Новый земельный строй отмечает многообразие форм собственности на землю: установление платности всех форм пользования землёй, включение земли в гражданский оборот как объекта различных сделок сохр. гос. управления, контроль государства за эффективностью использования земельных участков.

Таким образом, предметомземельного право являютсяземельные отношения.

Земельные отношения– отношения, связанные с созданием, изменением, прекращением существования земельных участков, возникновением, переходом, прекращением прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, а также с использованием и охраной земель, земельных участков;

Земля рассматривается как экономическая, политическая, правовая категория.

Как экономическая– выступает объектом хоз-ного оборота, объектом собственности вещных и обязательственных прав.

Как политическая– явл. Территорией государства и пределом осуществления гос. власти.

Как правовая– земельные участки, имеющие индефикационные характеристики, установленные границы, площадь, место положения, режим использования и охраны.

земля (земли)– земная поверхность, включая почвы, рассматриваемая как компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности.

Земля явл. Объектом имущественных отношений, которая складывается в гражданском обороте, имеет статус недвижимого имущества.

В качестве недвижимого имущества земельные участки обладают свойствами:- относятся к категории индивидуальных вещей; — могут быть делимыми или неделимыми; — попадают под опред. Режим собственности;- являются самостоятельным объектом правового регулирования

Таким образом земля выполняет функции: -экологическую, -социальную, -экономическую.

Методы земельного права – форма правового воздействия на поведение участников земельного правоотношения.

Земля как объект правового регулирования

В земельных правоотношениях земля выступает как объект правового регулирования, то есть объект, имеющий определенную правовую характеристику. Естественно-природные и хозяйственные особенности земли учитываются в той мере, в какой они влияют на ее правовой режим.

Определение состава земель позволяет дать правовую классификацию всех земель Республики Беларусь как объекта правового регулирования. Деление земель проводится по определенным правовым признакам на:категории земель;виды земель.

Классификация земель на категории производится по наиболее существенному признаку, который определяет правовой режим земель — по целевому назначению земель. Поэтому категорию земель можно определить как часть земель РБ, объединенную общим целевым назначением и единым правовым режимом.

Все земли РБ в соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности подразделяются на следующие категории:1) земли сельскохозяйственного назначения;2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства;3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;5) земли лесного фонда;6) земли водного фонда;7) земли запаса.

Целевое назначение земель устанавливается и изменяется соответствующими государственными органами, осуществляющими управление землями, и в определенном порядке, установленном земельным законодательством (ст. 4 Кодекса РБ о земле).

Принципы земельного права

Статья 5.Земельные отношения осуществляются на основе принципов:

1) государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель, в том числе установления единого порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие;2) обязательной государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними;3) единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами;4) использования земельных участков по целевому назначению;5) приоритета использования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, связанных с назначением этих земель;6) эффективного использования земель;7) охраны земель и улучшения их полезных свойств;8) платности землепользования;9) установления ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов;10)гласности и учета общественного мнения при принятии решений об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении их целевого назначения, установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан;11) защиты прав землепользователей.

Методы земельного права.

Под методами земельного права понимаются соответствующие характеру земельных отношений способы и приемы воздействия на участников отношений.

Метод земельного права складывается из установленных земельно-правовыми нормами прав и обязанностей участников регулируемых отношений и применения к ним мер гос.принуждения при несоблюдении ими правовых норм. Земельно-правовые нормы устанавливают права и обязанности участников отношений, предоставляя им возможность совершать определенные действия или запрещая их. Тем самым земельно-правовые нормы определяют модель поведения участников земельных отношений.

В земельном праве регулирование земельных отношений осуществляется на основе императивного либо диспозитивного метода.

Императивный метод означает воздействие на участников земельных правоотношений посредством издания обязательных к исполнению предписаний и запретов. При использовании диспозитивного метода воздействие производится посредством определения лишь пределов поведения участников отношений и предоставления им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.

В частности, императивный метод регулирования земельных отношений применяется в сфере государственного управления землей, при установлении порядка застройки земель, в случаях привлечения виновных лиц к ответственности за нарушения земельного законодательства.

Диспозитивный метод свойственен частному праву и предоставляет участнику земельных отношений право самостоятельного решения. Диспозитивный метод применяется в регулировании земельных отношений, основанных на равноправии сторон, в том числе и в области частной собственности, и самостоятельности хозяйствования на земле.

Следует отметить, что в настоящее время преобладает императивный метод регулирования земельных отношений.

В юридической литературе выделяют три основных вида диспозитивного метода:

1) рекомендательный; 2) санкционирующий; 3) делегирующий.

При использовании рекомендательного метода субъектам земельных правоотношений предоставляется возможность альтернативного поведения, т. е. субъект самостоятельно выбирает способ своего поведения для решения поставленных задач.

Санкционирующий метод выражается в том, что решение о реализации своих земельных полномочий субъект земельного правоотношения принимает самостоятельно, однако это решение приобретает юридическую силу после его утверждения соответствующим компетентным органом.

При использовании делегирующего метода субъекту земельных правоотношений предоставляются определенные правомочия в какой-либо области.

5. Система земельного права

Земельное право как совокупность земельно-правовых институтов имеет внутреннюю, логически и исторически обоснованную структуру построения, которая включает в себя общую и особенную часть.Общая частьземельного права включает правовые институты, содержащие общие положения земельно-правового регулирования, действие которых распространяются на все регулируемые отношения. Институты общей части по предмету правового регулирования можно разделить на следующие: институт, регулирующий право собственности на землю; институт, регулирующий отношения землевладения и землепользования; институт государственного управления землями; институт ответственности за нарушение земельного законодательства; институт, направленный на правовое обеспечение рационального использования и охраны земель.

Особенная частьземельного права объединяет институты, которые различаются по объекту правового регулирования и устанавливают правовой режим отдельных категорий земель.

В существующем виде система земельного права как отрасли в целом соответствует системе земельного законодательства.

Взаимосвязь земельного и гражданского права определяется общностью социально-экономической природы земельных и гражданских отношений.

Наиболее тесно связано с конституц. Правом, ГП, ЭП, АП.

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

Выделяют следующие методы правового регулирования:

1) императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;

2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю, а также её межевания, особенностей гражданского оборота земли, ограничения по пользованию землей как уникальным природным объектом, а также деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования земли и ее охраны.

Земля Российской Федерации – это вся территория (поверхностный слой земной коры в пределах территории субъектов РФ, внутренних вод и территориального моря), на которой установлен свой земельный порядок.

Основу земельного права составляют: гражданское, административное и экологическое право. Земельное право рассматривается как самостоятельная отрасль системы российского права, которая имеет свой собственный предмет и специфические методы урегулирования общественных отношений.

Предмет земельного права — совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права.

Земельные правоотношения – общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами в отношении распределения, использования и охраны земель, которые регулируются нормами земельного права.

Метод земельного права — это совокупность юридических приемов и способов воздействия на участников земельных отношений. Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами – это административно-правовой метод и гражданско-правовой метод (метод дозволения):

· административно-правового (организационного) воздействия – посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Характерными чертами этого метода регулирования является проявление отношений в системе «власти и подчинения»;

· гражданско-правовой (деспозитивный) – определяет пределы поведения участников земельных отношений, предоставляя им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках этих пределов.

Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно, как мы уже говорили, проявление «власти и подчинения». Участники таких отношений не равноправны, так как один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять. Административно-правовым методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения (например в области государственного контроля за правильным использованием земель); при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования – в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес; при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве – опять-таки в той части, в какой органы землеустройства правомочны давать обязательные предписания землепользователям, при разрешении земельных споров и т.п.

Административно-правовой метод регулирования земельных отношений особенно сильно проявляется в случаях обнаружения нарушений земельного законодательства и при необходимости их предупреждения.

В основе административно-правового метода регулирования земельных отношений всегда присутствуют экономические расчеты и прогнозы (государственный план, проект, согласованный в надлежащем порядке и утвержденный компетентным государственным органом, экономические нормативы, обосновывающие принятие тех или иных решений).

Однако, следует иметь в виду, что административно-правовой метод распространяется не на все виды земельных отношений. Так, на стадии предоставления государственной земли в пользование может применяться административный метод, но уже на следующей стадии – при внутрихозяйственном планировании использования земли – применение этого метода значительно ограничено, что видно на примере сельского хозяйства. С одной стороны, контроль за правильным использованием земли в сельскохозяйственных организациях, колхозах, совхозах, арендных коллективах не может осуществляться при отсутствии у землеустроительной службы властных полномочий, с другой – эта служба не может руководствоваться в своей деятельности только методом администрирования, в том числе в области организации внутрихозяйственного использования земли. Землепользователи самостоятельно, без чьего-либо принуждения и администрирования вправе решать вопросы культуры и технологии земледелия, севооборотов, агромелиоративных мероприятий.

Новое законодательство расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от административно-правового метода здесь применяется метод дозволения (гражданско-правовой). Земельное право дает правомочие землепользователю свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях, например при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв и т.п.

Чаще всего, в практике земельного права, используется смешанный метод, – в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях – администрирование. Примером сложного содержания метода земельных отношений является предоставление государственной земли на условиях аренды. То есть, земля в этих случаях предоставляется на основании хозяйственного решения компетентного органа управления, затем заключается договор, который устанавливает права и обязанности участников арендных (договорных) отношений. При этом если арендатор нарушает земельное законодательство, к нему применяется метод гражданско-правового воздействия, который не исключает судебного рассмотрения возникшего конфликта.

Итак, земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права, так как оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений.

Литература:

1. Иконицкая И. А., Фомина Л. П.. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М.: Юристъ, 2001.

2. Земельное право. Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 400с.

3. Земельное право России. Ерофеев Б.В. 9-е изд., перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 656 с.

Добавить комментарий