Индивидуальное право

Еще одно деление прав—на индивидуальные и коллективные, производится по кругу субъектов-носителей. Индивидуальное право—это право, принадлежащее отдельно взятому субъекту. Коллективные права принадлежат и реализуются группой, общностью людей.

Если индивидуальные права — естественные, принадлежащие каждому от рождения, то коллективные права естественными не являются, т.к. они формулируются в процессе становления интересов конкретного коллектива, общности. Коллективные права — это не сумма индивидуальных прав, принадлежащих каждому участнику коллектива. Они имеют свойства, которые определяются целями и интересами коллектива.

Некоторые из коллективных прав могут реализовываться как группой, так и индивидом, принадлежащим к данной группе, а другие — только групповыми действиями. Коллективные права никогда не должны вступать в конфликт с индивидуальными, подавлять их. Часто противоречия между индивидуальными правами человека и правами народов, наций, национальных меньшинств являются причинами межнациональных конфликтов, где на первое место выдвигаются право на суверенитет, на самоопределение. Но право народа на самоопределение неотделимо от полного и неограниченного осуществления всех прав индивида, и легитимность этого коллективного права подтверждается либо опровергается отношением самоопределяющегося народа к праву каждого отдельного человека, независимо от его убеждений, национальной принадлежности и т.д. В этом смысле права отдельного человека стоят выше коллективных прав народа. Хотя при нормальном развитии процессов самоопределения проблема соотношения индивидуальных и коллективных прав не возникает. Международно-правовые нормы устанавливают неделимость и равнозначность прав индивида и прав народа на самоопределение, дают основу для их сбалансированного развития.

Д.С. Велиева

КОЛЛЕКТИВНЫЕ СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

В статье обосновывается необходимость выделения коллективных прав наряду с индивидуальными правами человека. Анализируется специфика субъектного состава таких прав и особенность правопользования.

Ключевые слова: индивидуальные и коллективные права, третье поколение прав человека, система коллективных прав, конституционная правосубъектность народа.

D.S. Veliyeva

COLLECTIVE SUBJECTS OF CONSTITUTIONAL LAWS

Конституция РФ в заголовке второй главы и тексте наряду с термином «гражданин» употребляет термин «человек», чего прежде не было в советских Конституциях. Следует, однако, отметить, что права человека имеют своим адресатом не только отдельных лиц, но и целые общности (например, детей, женщин, национальных меньшинств, социальные группы, народы, народности).

В научной литературе выделяется классификация прав и свобод человека и гражданина по субъекту осуществления прав. По этому критерию принято разграничивать индивидуальные и коллективные права, включая права народов. Существует мнение об особом статусе прав народов1.

После Второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав чело-века2. Идею коллективности прав третьего поколения подтверждает и Л.И. Глухарева, по мнению которой к правам третьего поколения как коллективным правам относят права, «принадлежащие и реализуемые совместными действиями людей определенной общности»3. Особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными правами и могут осуществляться не только (а может быть, и не столько) отдельным человеком, но и коллективами, общностями, государствами. Разумеется, отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением как члена коллектива, общности, государственно-организованного общества.

В литературе встречается и противоположная точка зрения. Так, Н.В. Варламова утверждает, что «в качестве прав третьего поколения целесообразно рассматривать права, которые в силу своей природы в принципе не могут быть реализованы непосредственно одним лицом». Они принадлежат не отдельным людям, а их устойчивым естественно-исторически сложившимся сообществам и реализуемы этими сообществами в целом4.

С такой позицией вряд ли можно согласиться. Между индивидуальными и коллективными правами существует взаимозависимость. В ее основе должен

© Велиева Джамиля Сейфаддиновна, 2013

Доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и международного права (Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации). 205

лежать принцип, согласно которому осуществление коллективных прав должно в максимальной степени удовлетворять индивидуальные интересы личности.

Коллективные права — это права, реализуемые множеством субъектов, т. е. права народа, нации, общности, ассоциации. Например, право на забастовку, право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и др. Права этой группы принято считать коллективными, или солидаристскими. Некоторые авторы подчеркивают тем самым беспомощность как индивидов, так и отдельных государств в определенных критических ситуациях и неэффективность их действий в одиночку. В этой связи высказывается идея, что указанные права не могут осуществляться отдельным индивидом. Он может принять участие в их реализации лишь на положении члена коллектива (т. е. здесь не будет учитываться личный статус индивида). К примеру, отдельно взятый представитель коренного малочисленного народа не может индивидуально использовать право на самоопределение. Но в то же время он пользуется определенными льготами, установленными государством, в соответствии с правом на самоопределение совместно с другими представителями своего народа5.

На наш взгляд, в данном случае уместно говорить о двойственном характере коллективных прав. Об этом пишет и Ю.А. Занкина, по мнению которой названные права могут считаться как индивидуальными, так и коллективными, поскольку от их реализации выгадывает в конечном итоге индивид. Более того, мы можем и должны говорить о праве индивида, к примеру, на здоровую и сбалансированную окружающую среду, о праве на гуманитарную помощь и т. д.6 Среди коллективных субъектов выделяются этнические, языковые и ре-а лигиозные меньшинства и народы. При этом меньшинства и народы считаются ? одновременно и коллективным, и индивидуальным субъектом в зависимости К от содержания признаваемых прав человека. Если речь идет о правах, которые | гарантированы им как сообществу в целом, к примеру право на самоопределение,

1 то меньшинства и народы выступают коллективным субъектом. Если же речь | идет о наделении представителей этих меньшинств и народов правами, равными

го

| с представителями других сообществ и населения в целом, то представители

| меньшинств выступают индивидуальными субъектами прав человека7. | Однако не все ученые солидарны в определении системы коллективных прав.

2 Так, по мнению Н.В. Варламовой, коллективные права (включая право на мир) ° представляют собой нравственные и политические ориентиры, которых следует » придерживаться мировому сообществу, и не поддаются юридизации, т. е. не могут | быть интерпретированы как права ни человека, ни народов (этносов, наций)8.

I Необходимо сказать, что в науке конституционного права положение о право-

1 субъектности народа следует признать вполне устоявшимся и традиционным.

° Большинство исследователей склонны положительно решить вопрос о консти-

(Го

¿5 туционной правосубъектности народа, выделяя ее как особые субъекты права9.

1 Однако, по мнению ряда авторов, народ, нации, социальные группы выступают | как субъекты не права, а политики, являясь источником и носителем политической власти10. Другие ученые признавали народ субъектом преюдициальных правоотношений11. То, что условно может быть названо преюдициальными правоотношениями, представляет собой явления доюридического характера, принадлежащие к области непосредственно-социальных прав. Такая позиция обосновывалась тем, что главные социальные общности людей (народ, нация,

206 человечество в целом) выступают в качестве решающих институтов политиче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ской жизни, выражающих ее глубинные связи. При этом они не обладают и не могут обладать свойствами внешне обособленного, институционного, формально персонифицированного порядка, которые позволили бы им быть субъектами правовых отношений. Социальные общности выступают в сфере правовых отношений не непосредственно, а опосредствованно — через персонифицированные социальные образования (государство, избирательный округ и др.) и разнообразные организации, в т. ч. партии, профессиональные союзы, кооперативы и т. д.12

Аналогичную позицию высказывают и современные авторы. Так, Е.В. Колесников обосновывает это тем, что ч. 2 ст. 3 Конституции РФ называет формы участия народов в осуществлении власти (референдум и выборы), а в них участвуют только избирательный корпус, то соответственно «данную социальную общность юридизировать не следует»13.

Считаем данную позицию не совсем верной. Нельзя возможности народа сводить только к участию в избирательном процессе, к способности выступать субъектами конкретных конституционных отношений. Народ может и выступает носителем коллективных прав (на мир, на благоприятную окружающую среду), и в этом случае речь идет не столько о правопользовании, сколько о правообладании.

Как справедливо отмечает В.И. Крусс, по объему (содержанию) «правополь-зование» не всегда равнозначно «правообладанию»14. В качестве аргумента он приводит мнение М.И. Васильевой, согласно которому право на благоприятную окружающую среду, взятое как «право-пользование» (пассивное пользование социальным благом — состоянием факторов окружающей среды), не требует для своей реализации наличия специальных условий, относящихся к субъекту, не предполагает наличия у него особых юридических качеств или специальной правовой формы15.

Обратим внимание, что В.И. Крусс суть конституционного правопользования видит в пользовании «…каждым человеком основными правами и свободами для целей обретения и усвоения тех конституционных благ, которые он сам полагает для себя необходимыми»16.

Коллективные субъекты конституционных прав можно подразделить на формализованные в юридическом смысле, т. е. выступающие в виде одной из организационно-правовых форм, предусмотренных действующим законодательством, и неформализованные. К первым можно отнести различного рода общественные организации и объединения, которые приобретают свою правосубъектность путем государственной регистрации либо совершения иных юридически значимых действий. Неформализованные коллективные субъекты права представляют собой естественно сложившиеся общности людей, не обладающие официально закрепленным статусом. К таковым следует отнести народы, нации, меньшинства и т. п. Как правило, данные коллективные субъекты осуществляют свои правомочия, вытекающие из предоставленных им прав посредством образования формализованного субъекта, который представляет их интересы. Однако в качестве правообладателя выступают непосредственно указанные выше неформализованные субъекты.

1 См. : Бахин С.В. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях // Правоведение. 1991. № 2. С. 44-45.

2 См.: Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. С. 30.

6 См.: ЗанкинаЮ.А. Понятие и сущность прав человека // Адвокатская практика. 2005. № 1. С. 23-25.

7 См.: Там же.

10 См.: Основин В.С. Советские государственно-правовые отношения. М., 1965. С. 38-39.

13 Конституционное право России: учебник / под ред. Г.Н. Комковой. М., 2005. С. 21.

14 См.: Крусс В.И. Теория конституционного правопользования. М., 2007. С. 63.

15 См.: Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М., 2003. С. 107.

16 См.: Крусс В.И. Указ. соч. С. 21.

Б.Т. Разгильдиев

КОНСТИТУЦИОННОЕ РАВЕНСТВО И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИИ

Стержнем работы выступает равенство прав и свобод человека и гражданина. Посредством сравнительно-правового метода демонстрируется актуальность конституционного равенства и его органическая связь с равенством права уголовного. Доказывается, что в главном равенство уголовно-правовое должно выстраиваться в рамках равенства конституционного и что равенство, представленное в УК РФ, не обеспечивает эти рамки. Предлагается проект, устраняющий это несоответствие.

Ключевые слова: равенство конституционное, равенство уголовно-правовое.

B.T. Razgildiev

THE CONSTITUTIONAL EQUALITY AND ITS REFLECTION IN CRIMINAL LAW OF RUSSIA

Исаак Ефимович Фарбер был любим студентами института за простоту и педагогичность, лаконичность и логичность, афористичность и глубину мысли, интеллигентность и элегантность в поведении, общении. Конечно, будучи студентом, я лишь догадывался о научном и социальном значении многих его работ. Реальное понимание пришло гораздо позже, когда я стал формироваться как исследователь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§ 1. Система прав человека: основания классификации

Права человека (а следовательно, и стандарты прав человека) не являются неизменной категорией. Это продукт истории, поскольку они представляют собой явление, исторически возникающее, изменяющееся и развивающееся в процессе развития общества и государства. Каждой ступени в историческом развитии свободы и права присущи своя юридическая концепция человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе <1>.

<1> См.: Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С. 107.

Права и свободы человека находятся в постоянном развитии, направленном на расширение количества прав и свобод и на совершенствование уже существующих прав. Это объективный процесс, связанный с историческим прогрессом в обществе. Теоретическую разработку общечеловеческая концепция прав и свобод получила в национальном законодательстве, действующих международных договорах, пактах и конвенциях, создающих юридически обязательные нормы поведения государств в области защиты прав человека, поскольку с развитием международных отношений формировались нормы и стандарты, признаваемые в качестве универсальных норм международного права.

Термин «права человека» относится к очень широкому спектру прав: от права на жизнь до права свободно участвовать в культурной жизни общества.

Современная система прав и свобод индивида представляет собой единый комплекс международных и национальных норм о правах человека. Каталог прав и свобод имеет сложную структуру. Вся совокупность прав и свобод человека и гражданина составляет систему прав человека — единое целое, включающее взаимосвязанные права первого, второго и третьего поколений. Система прав человека совместно с механизмами их гарантий имеет всемирное значение для человека, так как предстает средством защиты, предупреждений и преодоления глобальных угроз, создающих опасность его существованию.

Традиционно в науке права и свободы делятся на группы: на международном уровне принято классифицировать права по нескольким основаниям. Учитывая постоянное расширение круга прав, свобод и обязанностей человека, их классификация на отдельные группы помогает лучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой категории и облегчает изучение данного института.

Однако, проводя классификацию прав человека, необходимо помнить, что все права и свободы взаимосвязаны между собой и составляют целостную и единую систему, характеризующуюся, несмотря на свое постоянное развитие, определенной степенью стабильности соответствующих правовых норм.

Права человека различают по степени важности, по источникам, по сфере жизнедеятельности, по особенностям правового статуса субъектов, по времени возникновения, по возможности ограничения, по способу реализации и т.д. Всем классификациям присуща такая черта, как условность, поскольку отдельные права могут быть отнесены к двум и более группам.

Рассмотрим ниже некоторые из наиболее часто используемых классификаций.

По степени важности (обязательности) выделяют основные (фундаментальные) и дополнительные (остальные, не основные) права. Фундаментальные права и свободы человека — это те права, которые закреплены в основных международных актах, таких как Всеобщая декларация прав человека (1948), Международные пакты о правах человека (1966), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), и в основном законе государства (например, право на жизнь, запреты пыток или унижающего человеческое достоинство обращения, рабства, свобода мысли и религиозных убеждений и т.д.). Фундаментальными данная категория прав называется потому, что они являются жизненно важными и наиболее значимыми как для отдельных индивидов, так и в целом для общества и государства. Основные права и свободы человека не приобретаются и не отчуждаются, они неотъемлемы и принадлежат каждому от рождения. Обычно такие права не подлежат ограничениям и приостановлению ни в каких ситуациях. Эти права составляют ядро правового статуса личности.

Основные права в дальнейшем, как правило, развиваются в конкретных нормах. Дополнительные права конкретизируют основные права в той или иной сфере жизни и являются производными от них. Так, например, на основе конституционных положений о праве на труд, являющемся основным, создается целый ряд прав, закрепленных в качестве норм трудового права. От фундаментального права на участие в управлении государством производным является весь комплекс избирательных прав.

Дополнительные права в отличие от фундаментальных прав и свобод, которые закрепляются за каждым, связаны с приобретением лицом того или иного статуса: работающего, учащегося, пенсионера, покупателя, собственника имущества, изобретателя, наследника, истца или ответчика, арендатора, кредитора и т.п.

Часто классификация прав человека на основные и иные права является проблемой. Это связано с тем, что нет строгого критерия деления, формально определенного перечня основных прав; более того, в международном праве не существует определения основных прав. Основные права постоянно изменяются во времени и пространстве, также в разных международных документах непостоянно и число абсолютных прав, не подлежащих ограничению. Кроме того, данная классификация нарушает принцип неделимости прав человека и дает основания для ограничения иных (не основных) прав и свобод.

По субъектам права и свободы классифицируют на:

— права человека и права гражданина.

Разграничение прав индивида на права человека и права гражданина вытекает из дуализма гражданского и политического общества. Человек — существо одновременно биологическое и социальное, поэтому его права, несмотря на их естественный и индивидуальный характер, реализуются в процессе общественных связей, в социальной среде и вне ее во многом теряют свой смысл. Объем прав, входящих в правовой статус личности, зависит от того, выступает ли индивид в качестве представителя гражданского общества, т.е. человека, или в качестве представителя политического общества, т.е. гражданина. Как член гражданского общества (как биологическое, физическое существо) индивид обладает равными правами со всеми другими людьми не только в своей стране, но и в мире. В качестве члена политического общества человек выступает тогда, когда обладает особым статусом, предполагающим юридически закрепленную государственную принадлежность лица, — гражданством. Права гражданина касаются сферы отношений индивида с государством. В последнем случае человек равноправен только с теми, кто также является гражданином данной страны, объем их прав и обязанностей больше, чем у тех, кто к этому государству не принадлежит. Как правило, разграничение прав на права человека и гражданина закрепляется в конституциях. Это отражено в используемых формулировках. Когда речь идет о правах, принадлежащих человеку как члену гражданского общества, то употребляются формулировки «каждый», «все», «никто». Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то «гарантировать», «признавать» или «охранять». Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка: «каждый гражданин», «все граждане», «граждане имеют право» — или указывается на национальную принадлежность лица. Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т.е. объема прав и обязанностей человека и гражданина;

— коллективные и индивидуальные права.

Права индивида — это естественные права, присущие всем от рождения. Как правило, они осуществляются и защищаются индивидуально, хотя могут быть реализованы и коллективно. Коллективные права — это права социальной группы (ассоциации, народа, национального меньшинства и др.). Они не являются естественными и не должны противоречить индивидуальным правам. Коллективные права качественно отличаются от индивидуальных, их, как правило, нельзя осуществить индивидуально или рассматривать как совокупность индивидуальных прав лиц, составляющих определенную общность. Нередко по формулировкам, используемым в конституциях, нельзя судить о коллективном или индивидуальном характере прав и свобод. Например, положение ст. 32 Конституции РФ о том, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства» вовсе не означает, что только объединившись все вместе граждане наделяются таким правом. В подобных случаях следует оценить природу данного права и проанализировать возможность его осуществления в индивидуальном порядке.

Пожалуй, самый полный перечень коллективных прав представлен в каталоге прав и свобод Африканского союза — Африканской хартии прав человека и народов 1981 г. В данном документе закреплен целый комплекс прав народов: неотъемлемое право всех народов на существование и самоопределение, право свободно определять свой политический статус и свободно избирать направление экономического и социального развития, право бороться с колониальной зависимостью любыми средствами, признанными международным сообществом.

Несмотря на разную природу, индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны между собой и взаимозависимы. При реализации коллективных прав ни в коем случае не должны ущемляться и подавляться права индивида, являющиеся мерилом уровня демократии и наличия правового государства.

Трудность деления прав на индивидуальные и коллективные заключается в том, что в нормативных актах нет понятия группы и численного критерия. Кроме того, некоторые права, являясь индивидуальными, не могут быть осуществлены одним лицом (право на вступление в брак, право на ассоциацию). А часть коллективных прав может осуществляться одновременно и индивидуально.

Права индивида — это естественные права, присущие всем от рождения. Как правило, они осуществляются и защищаются индивидуально, хотя могут быть реализованы и коллективно. Коллективные права — это права социальной группы (ассоциации, народа, национального меньшинства и др.). Они не являются естественными и не должны противоречить индивидуальным правам. Коллективные права качественно отличаются от индивидуальных, их, как правило, нельзя осуществить индивидуально или рассматривать как совокупность индивидуальных прав лиц, составляющих определенную общность. Нередко по формулировкам, используемым в конституциях, нельзя судить о коллективном или индивидуальном характере прав и свобод. Например, положение ст. 32 Конституции РФ о том, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства» вовсе не означает, что только объединившись все вместе граждане наделяются таким правом. В подобных случаях следует оценить природу данного права и проанализировать возможность ᴇᴦο осуществления в индивидуальном порядке.

Пожалуй, самый полный перечень коллективных прав представлен в каталоге прав и свобод Африканского союза — Африканской хартии прав человека и народов 1981 г. В данном документе закреплен целый комплекс прав народов˸ неотъемлемое право всех народов на существование и самоопределение, право свободно определять свой политический статус и свободно избирать направление экономического и социального развития, право бороться с колониальной зависимостью любыми средствами, признанными международным сообществом.

Несмотря на разную природу, индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны между собой и взаимозависимы. При реализации коллективных прав ни в коем случае не должны ущемляться и подавляться права индивида, являющиеся мерилом уровня демократии и наличия правового государства.

Трудность деления прав на индивидуальные и коллективные состоит в том, что в нормативных актах нет понятия группы и численного критерия. Кроме того, некоторые права, являясь индивидуальными, не могут быть осуществлены одним лицом (право на вступление в брак, право на ассоциацию). А часть коллективных прав может осуществляться одновременно и индивидуально.

Коллективные и индивидуальные права. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Коллективные и индивидуальные права.» 2015, 2017-2018.

Добавить комментарий