Индивидуальные субъекты финансового права

Понятие субъекта права является ключевым для всякой пра­вовой науки. Ведь субъект права — это потенциальный субъект правоотношения, который непосредственно реализует предостав­ленные законом права и обязанности. В связи с этим важно знать, кто может быть субъектом правоотношения, какие его характе­ристики должны быть зафиксированы в законодательстве и т.д.

Субъект, финансового права обладает финансовой правосубъектностью и может благодаря этому участвовать в конкрет­ном финансовом правоотношении.

Понятие «субъект финансового права» тесно связано с поня­тием «субъект финансового правоотношения», однако это разные понятия.

Субъект финансового правоотношения — это тот, кто участвует в конкретном финансовом правоотношении и, таким образом, реализует принадлежащие ему субъективные обязаннос­ти и права.

Субъект финансового права — это не участник кон­кретного финансового правоотношения, он не обладает конкрет­ными субъективными финансовыми правами и ‘обязанностями. Субъект финансового права обладает качеством финансовой правосубъектности, которое дает ему возможность быть субъектом финансового правоотношения.

Понятие «финансовая правосубъектность» включает в себя понятие «финансовая правоспособ­ность» и «финансовая дееспособность».

Финансовая правоспо­собность — это способность иметь финансовые права и обязаннос­ти, предусмотренные в законе.

Финансовая дееспособность (и деликтоспособность) — это способность лица самостоятельно, либо через законных представителей приобретать, осуществлять, из­менять и прекращать финансовые права и обязанности, а так­же отвечать за их неисполнение и неправомерную реализацию. В большинстве случаев лицо, являющееся финансово дееспособ­ным, одновременно является и финансово деликтоспособным, т.е. способным отвечать за неисполнение финансовых обязанностей и неправомерную реализацию финансовых прав. Поэтому, в сущ­ности, финансовая деликтоспособность представляет собой одну из сторон финансовой дееспособности.

Однако существуют ситуа­ции, когда структурные элементы правосубъектности распреде­ляются между двумя лицами. Примером является ст. 50 НК РФ, устанавливающая режим исполнения обязанностей по уплате на­логов и сборов при реорганизации юридического лица. Из анализа этой статьи следует, что при реорганизации юридического лица его деликтоспособность переходит к правопреемнику.

Различие между правоспособностью и дееспособностью важно для характеристики финансовой правосубъектности физических лиц как субъектов финансового права, так как способность при­обретать финансовые права и исполнять финансовые обязанности возникает у физических лиц лишь по достижении определенного возраста. В связи с этим, будучи финансово-правоспособными, они до достижения определенного возраста не являются финансово дееспособными.

У таких субъектов финансового права как государственные ор­ганы, организации (предприятия, бюджетные учреждения) правосубъектность представляет собой правоспособность и дееспособ­ность одновременно, т.е. «праводееспособность». Ее пределы у ор­ганизаций определены их финансовыми правами и обязанностя­ми, а у государственных органов — компетенцией в области фи­нансовой деятельности, установленной в законодательстве. Ана­логично решается вопрос и с должностными лицами как субъек­тами финансового права.

Субъекты финансового права весьма многообразны. Они под­разделяются на три группы:

а) общественно-территориальные образования:

б) коллективные субъекты;

в) индивидуальные , субъекты.

К общественно-территориальным образованиям от­носятся: Российская Федерация в целом и ее субъекты (государ­ство), а также муниципальные образования.

К коллективным субъектам — органы государственной власти, организации и проч.

Индивидуальными субъектами финансового права являют­ся физические лица и иногда должностные лица.

Главная » Юристу » Субъекты финансового права

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором


Вернуться назад на Финансовое право

Субъект финансового права обладает финансовой правосубъектностью и может благодаря этому участвовать в конкретном финансовом правоотношении.
Понятие «субъект финансового права» тесно связано с понятием «субъект финансового правоотношения», однако это разные понятия. Субъект финансового правоотношения – это тот, кто участвует в конкретном финансовом правоотношении и таким образом реализует принадлежащие ему субъективные обязанности и права. Субъект финансового права – это не участник конкретного финансового правоотношения, он не обладает конкретными субъективными финансовыми правами и обязанностями. Субъект финансового права обладает качеством финансовой правосубъектности, которое дает ему возможность быть субъектом финансового правоотношения. Понятие «финансовая правосубъектность» включает в себя такие понятия, как «финансовая правоспособность» и «финансовая дееспособность».
Финансовая правоспособность – это способность иметь финансовые права и обязанности, предусмотренные в законе. Финансовая дееспособность (и деликтоспособность) – способность лица самостоятельно либо через законных представителей приобретать осуществлять, изменять и прекращать финансовые права и обязанности, а также отвечать за их неисполнение и неправомерную реализацию. В большинстве случаев лицо, являющееся финансово дееспособным, одновременно является и финансово деликтоспособным, т.е. способным отвечать за неисполнение финансовых обязанностей и неправомерную реализацию финансовых прав. Поэтому, в сущности, финансовая деликтоспособность представляет собой одну из сторон финансовой дееспособности. Однако есть ситуации, когда структурные элементы правосубъектности распределяются между двумя лицами. Примером является ст. 50 НК РФ, устанавливающая режим исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица. Из анализа этой статьи следует; что при ре-организации юридического лица его деликтоспособность переходит к правопреемнику. Примером является и физическое лицо. Например, малолетний обладает финансовой правоспособностью с момента рождения. Однако в ситуациях возникновения финансового правоотношения недостающая у малолетнего финансовая дееспособность (до достижения 16 лет) реализуется через его законного представителя.
Различие между правоспособностью и дееспособностью важно для характеристики финансовой правосубъектности физических лиц как субъектов финансового права, так как способность приобретать финансовые права и исполнять финансовые обязанности возникает у физических лиц лишь по достижении определенного возраста. В связи с этим, будучи финансово правоспособными, они до достижения определенного возраста не являются финансово дееспособными.
У таких субъектов финансового права, как государственные органы, организации (предприятия, бюджетные учреждения) правосубъектность представляет собой правоспособность и дее-способность одновременно, т.е. «праводееспособность». Её пределы у организаций определены их финансовыми правами и обязанностями, а у государственных органов – компетенцией в области финансовой деятельности, установленной в законодательстве.
Субъекты финансового права весьма многообразны. Они под-разделяются на три группы:

1) общественно-территориальные образования;
2) коллективные субъекты;
3) индивидуальные субъекты.
К общественно-территориальным образованиям относятся Российская Федерация в целом и ее субъекты (государство), а также муниципальные образования.
К коллективным субъектам – органы государственной власти, организации.
Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица и иногда должностные лица.
Российская Федерация и ее субъекты преобладают в ряду субъектов финансового права. Российская Федерация в целом и ее субъекты представляют собой государство. Поэтому общие характеристики этих субъектов в качестве субъектов финансового права в значительной мере производны от характеристик государства, которое можно рассматривать как обобщенный субъект финансового права.
Государство (Российская Федерация в целом и субъекты РФ) является субъектом финансового права, обладая компетенцией в области финансовой деятельности, которая закреплена в Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ и других нормативных правовых актах.
Компетенция государства в области финансовой деятельности выражается чаще всего в его суверенных правах в этой области, к которым, в частности, относятся: право на установление налогов, утверждение бюджетов (федерального и субъектов Федерации) и др. Следовательно, государство, будучи субъектом финансового права, чаще всего выступает как властвующий субъект, т.е. суверен. Однако одновременно государство часто выступает в качестве государства-собственника, т.е. казны. Это обусловлено тем, что суверенные права государства в области финансовой деятельности затрагивают, прежде всего, бюджет, государственные внебюджетные фонды, которые являются составной частью казны. Казна же в соответствии со ст. 214 ГК РФ есть государственная собственность.
К числу суверенных прав Российской Федерации относятся, прежде всего, ее материальные бюджетные права. Это следует из ст. 71 Конституции РФ, которая относит к ведению Российской Федерации федеральный бюджет, а также из ряда статей БК РФ, раскрывающих права Российской Федерации на федеральный бюджет.
К материальным бюджетным правам Российской Федерации относятся:
а) право на собственный бюджет;
б) право на получение бюджетных доходов и включение их в данный бюджет;
в) право на использование бюджетных средств;
г) право на распределение бюджетных доходов между бюджетами данной территории;
д) право на образование и использование в рамках бюджета целевых или резервных фондов.

Эти права зафиксированы в ст. 49, 54, 84, 133, 134, 135 и других ст. БК РФ. Суверенные права Российской Федерации на собственный бюджет есть одновременно и право государственной собственности, ибо согласно абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета составляют государственную казну.
Исходя из этого Российская Федерация, являясь субъектом материальных бюджетных прав, выступает одновременно как го-сударство-суверен и государство-казна.
Российская Федерация в целом является субъектом финансового права в отношении права денежной эмиссии. Денежная эмиссии, согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ является суверенным правом РФ. Кроме того, денежная эмиссия является составной частью финансовой деятельности государства, ибо последняя опирается на денежную систему.
Субъектом финансового права является не только Российская Федерация, т.е. государство в целом, но и государство в своих частях, т.е. субъекты РФ, которые также наделены компетенцией в сфере финансовой деятельности государства, также реализуют суверенные права государства в этой сфере и за которыми, согласно ст. 214 ГК РФ, закреплено право государственной собственности на бюджетные средства. Аналогично федеральному уровню, субъекты РФ являются субъектами финансового права в отношении материальных бюджетных прав, а также прав на рассмотрение и утверждение бюджета. Кроме того, субъекты РФ являются субъектами финансового права в отношении прав на получение финансовой помощи из федерального бюджета (ст. 135 БК РФ). Она может выражаться в форме предоставления дотаций, субвенций, субсидий, бюджетных кредитов. Наконец, субъекты РФ являются субъектами финансового права в отношении прав на установление региональных налогов и сборов, а также ряда прав в сфере государственного кредита, аналогичных правам Российской Федерации. Такой вывод явно следует из конституций и уставов субъектов РФ, а также иного финансового законодательства. Так, в конституциях и уставах субъектов РФ закрепляется право субъектов РФ на собственный бюджет; в конституциях и уставах субъектов РФ, а также в ст. 12 НК РФ закрепляется право субъектов РФ на установление региональных налогов и сборов. Кроме того, в соответствии со ст. 99 БК РФ субъекты РФ имеют право на выпуск долговых обязательств, которые обеспечиваются казной субъекта РФ.

Российская Федерация и субъекты РФ, являясь субъектами финансового права, вступают в конкретные финансовые правоот-ношения. В этом случае они становятся субъектами этих финансовых правоотношений и выступают в лице уполномоченных госу-дарственных органов.
Помимо Российской Федерации и субъектов РФ в качестве субъектов финансового права в классификационный ряд «общественно-территориальные образования» включаются муниципальные образования.
Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муни-ципальное образование является субъектом финансового права в отношении: прав формирования и исполнения местного бюджета; установления местных налогов и сборов; выпуска муниципальных займов, а также взаимосвязанных с этими правами обязанностей и прав (ст. 5, 8 и 15).
Кроме того, согласно ст. 139 БК РФ, а также упомянутому выше Федеральному закону из бюджета субъекта РФ местному бюджету выделяются:
а) средства из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;
б) субвенции и иные формы помощи, предусмотренные бюджетным законодательством субъекта РФ.
Во всех вышеперечисленных случаях муниципальные образования (т.е. население), являясь субъектом финансового права, выступают в финансовых правоотношениях в лице представительных и соответствующих исполнительных органов местного самоуправления.
К физическим лицам как субъектам налогового права относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, а также индивидуальные предприниматели (ст.11 НК РФ).
Финансовая правосубъектность физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью. Сущность финансовой правоспособности физического лица состоит в государственной воле, т.е. государство признает лицо правоспособным, а это значит – вводит его в сферу отношений, регулируемых правом в качестве активной единицы, т.е. такой, которая способна иметь юридические права и обязанности в отношении определенных объектов. Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания.
Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо не просто правоспособным, а правоспособным в определенных границах, которые определены государством. Финансовая правоспособность физического лица характеризуется, прежде всего, через его юридические обязанности. Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Государство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем степень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных связываний.
Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в законодательстве. Однако, как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер.
Обязанности и права физического лица, через которые раскрывается его финансовая правоспособность, зафиксированы, в частности, в ст. 21, 23 и 24 НК РФ.
Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности.
Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную. Первая заключается в том, что финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности. Социальная функция финансовой дееспособности проявляется в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.
Дееспособность физического лица во всех отраслях права наступает по достижении определенного возраста.
В финансовом праве возраст наступления финансовой дееспособности физического лица не определен. Однако в п. 2 ст. 107 НК РФ определен возраст наступления налоговой деликтоспособности физического лица – 16 лет. Учитывая, что деликтоспособность является составляющей дееспособности, можно утверждать, что налоговая дееспособность в целом у физического лица возникает с 16 лет.
Физические лица как субъекты налогового права выступают, прежде всего, в качестве налогоплательщиков. Такой вывод следует из ст. 19 НК РФ, установившей, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Физические лица в соответствии с действующим законодательством являются плательщиками налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, акцизов, налога на добавленную стоимость и т.д.
Физические лица являются субъектами налогового права, выступая и в качестве налоговых агентов (ст. 24 НК РФ). Такой вывод следует из анализа законодательства, возложившего в ряде случаев именно на физических лиц обязанности налоговых агентов. Так, в частности, предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, а в Пенсионный и другие внебюджетные фонды – сумму единого социального налога.
Правосубъектность физического лица, выступающего в качестве налогового агента, раскрывается через те же права, которые имеет налогоплательщик (ст. 21 НК РФ), а также обязанности, зафиксированные в ст. 24 НК РФ.
Перечислим основные из них:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
Кроме того, в ряде случаев физические лица являются субъектами финансового права в отношении прав на получение денежных средств из государственных бюджетных фондов.
В большинстве случаев финансовая правосубъектность физического лица характеризуется наличием (совпадением) в одном лице правоспособности и дееспособности, однако в ряде случаев возможно их несовпадение. Это имеет место в тех случаях, когда несовершеннолетние являются собственниками имущества и доходов, составляющих объект налогов и сборов. В этом случае до достижения этими лицами налоговой дееспособности, т.е. 16 лет, от их имени приобретают налоговые права и несут налоговые обязанности их законные представители. Согласно п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика – физического лица – признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ, т.е. родители, усыновители, опекуны и попечители (ст. 26, 28 ГК РФ).

Авторское право
Административное право
Гражданское право
Наследственное право
Обязательственное право
Публичное право


| | Вверх

8. АДМИНИСТРАТИВНОЕ, ФИНАНСОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО, ТРУДОВОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

8.1. К ВОПРОСУ О СУБЪЕКТАХ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Мирошник Светлана Валентиновна, доктор юридических наук, профессор кафедры «Государственноправовых дисциплин» Ростовского филиала Российской академии правосудия.

Аннотация: в статье рассматриваются дискуссионные вопросы теории субъектов финансового права, выделяются особенности финансовой правосубъектности лица, предлагаются новые основания классификации участников финансовых правоотношений.

Ключевые слова: субъект финансового права, финансовая правосубъектность, классификация субъектов финансового права.

TO A QUESTION ON SUBJECTS OF THE FINANCIAL RIGHT

Субъект финансового права — это носитель прав и обязанностей в финансовой сфере.

Участие в финансовых правоотношениях определяется законодательно установленными правовыми возможностями, которые в юридической литературе обычно выражаются с помощью понятия «финансовая правосубъектность». Финансовая правосубъектность — это право признаваться и быть субъектом финансового права.

Происходящие в жизни страны кардинальные изменения, связанные с дальнейшим развитием рыночных отношений, находят свое отражение в финансовом законодательстве. Правоспособность и дееспособность субъектов финансового права — это юридические свойства, находящиеся в постоянной «динамике». Они отражают закономерный процесс возрастания роли финансового права на современном этапе развития государства и общества.

Не может быть субъекта, который реализует права и обязанности в финансовой сфере, предварительно не имея потенциальной возможности использовать предоставленные законодательством меры возможного и должного поведения. Как отмечают представители теории права, «эта способность (возможность) никем и ни при каких обстоятельствах не может быть прекращена — «аннулирована». Она признается априори как безусловная и бесспорная аксиома — нечто само собой разумеющееся»1.

1 Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузо-ва и А.В. Малько. — М.: Юристъ, 2007. С. 522.

Вместе с тем следует отметить, что практическая реализация правового статуса любого субъекта финансового права происходит в процессе вступления его в различные правоотношения (налоговые, бюджетные, страховые, валютные, банковские, контрольно-надзорные). Права и обязанности участников финансовых правоотношений устанавливаются финансово-правовыми предписаниями, содержащимися в разнообразных источниках финансового права. Отсюда финансовая правосубъектность как юридическая категория имеет относительно самостоятельный независимый характер. Она наполнена конкретным предметным содержанием, определяется границами установленной законодателем публичной сферы — сферы финансовой деятельности.

Иными словами, финансовая правосубъектность -отраслевая правосубъектность, содержание которой определяется предметом и методом финансового права как самостоятельной отрасли права.

Как особое юридическое свойство она дает возможность субъектам участвовать в различных финансовых правоотношениях и характеризуется тем, что осуществление прав и обязанностей субъектов финансового права связано с определенной ограниченной сферой — образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Финансовая правосубъектность является специальной. Это означает, что у лица возможности осуществлять права и исполнять обязанности носят ограниченный характер, то есть он может участвовать только в определенном круге финансовых правоотношений.

Содержание финансовой правосубъектности зависит от юридической природы субъекта, характера и целей его деятельности. Очевидно, что финансовая правосубъектность государства не может быть тождественна финансовой правосубъектности налогоплательщика или кредитной организации.

В связи с этим абсолютно прав Д.В. Винницкий, выделяющий частную и публичную налоговую право-субъектность2. Думается, что это верно и в отношении финансовой правосубъектности, являющейся родовым понятием.

Частная финансовая правосубъектность представляет собой предусмотренную нормами финансового права способность субъекта, руководствуясь собственным интересом и подчиняясь в установленных случаях публичному интересу, выступать в качестве функционально подчиненной стороны в финансовых правоотношениях. Частной финансовой правосубъектностью обладают физические лица и организации.

Публичная финансовая правосубъектность представляет собой способность и одновременно обязанность субъекта, руководствуясь публичными интересами и имеющими публичное значение частными интересами, выступать в качестве управомоченной стороны, обладающей властными полномочиями в финансовой сфере.

Носителями публичной финансовой правосубъектности являются Российская Федерация, субъекты РФ,

2 См.: Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. — М.: Изда-

тельство НОРМА, 2000. С. 18-19.

муниципальные образования, а также органы государственной и муниципальной власти.

Финансовая публичная правосубъектность не обладает таким свойством как иерархичность. Это означает, что носители публичной финансовой правосубъектности в рамках одного направления обладают одинаковыми полномочиями в отношении функционально подчиненной стороны. Например, выездные налоговые проверки могут проводить как налоговые органы по месту учета налогоплательщика, так и вышестоящие налоговые органы. Однако, по отношению к налогоплательщику они обладают абсолютно одинаковым объемом прав и обязанностей.

Финансовая правосубъектность позволяет выявить и показать взаимосвязь финансового права с другими отраслями российского финансового права. Например, публичная финансовая правосубъектность отражает тесную взаимосвязь финансового права с конституционным и административным правом.

Следует отметить с далеко не все ученые разделяют мнение о производном характере финансовой правосубъектности. Они исходят из того, что субъекты финансового права становятся участниками финансовых правоотношений в силу того, что законодатель для них закрепил права и обязанности в определенной сфере, а не потому, что, например, коммерческие организации и граждане зарегистрированы в качестве субъектов предпринимательства3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Думается, что это не так. Наделение субъектов правовыми возможностями в финансовой сфере законом, который противоречит Конституции страны, нельзя рассматривать как установление финансовой правосубъектности лица. Для этого нет соответствующей правовой базы.

Финансовая правосубъектность как особое юридическое свойство дает возможность субъектам участвовать в различных финансовых правоотношениях, в рамках которых они могут реализовать свои права и исполнять обязанности, то есть осуществлять действия по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Поэтому совершенно права профессор Ю.А. Крохи-на, утверждающая, что финансовая правосубъектность выступает своеобразный правовым средством включения субъектов финансового права в сферу правового регулирования финансового законодательства и является обязательной предпосылкой финансовоправового статуса4.

Правосубъектность как система норм о способности субъекта финансового права быть носителем прав и обязанностей соотносится непосредственно с нормами права, определяющими содержание этих прав и обязанностей.

Наличие прав предполагает, что субъекты могут:

— самостоятельно осуществлять предоставленные им правовые возможности,

— требовать от других участников финансовых правоотношений соответствующего поведения,

— обращаться в компетентные государственные органы за защитой своих прав или за объективным рассмотрением и разрешением финансово-правового спора.

3 См.: Перепелица М.А. Понятие и особенности субъектов финансового права// Финансовое право. 2004. № 6. С.22.

4 Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2011. С. 99.

Установление законодателем обязанностей в финансовой сфере означает, что субъект обязан:

— совершать определенные действия в пользу управомоченной стороны финансового правоотношения,

— не совершать финансовые правонарушения.

Финансовая правосубъектность является важнейшей

характеристикой субъекта финансового права, основой и предпосылкой его финансово-правового статуса.

Важное место в науке и практике финансового права занимает вопрос о систематизации субъектов финансового права, их делении на виды.

Систематизация и классификация субъектов финансового права дает возможность получить исчерпывающее представление обо всех участниках финансовых правоотношений, об особенностях их финансовоправового статуса.

М. В. Карасева, подчеркивая многообразие субъектов финансового права, выделяет три группы:

1) публично-правовые образования (Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования),

2) коллективные субъекты (органы государственной власти, организации),

3) индивидуальные субъекты (физические лица)5.

Практически такая же классификация предложена и

К.С. Бельским. В зависимости от организационноправового статуса им выделены следующие группы субъектов финансового права: территориальные образования, коллективные субъекты, индивидуальные субъекты6.

А. И. Худяков разделил субъектов финансового права в зависимости от их юридического неравенства7. По его мнению, есть все основания выделять две группы субъектов: управомоченных и обязанных. В качестве управомоченных выступают государство, территориальное образование. В качестве обязанных — любые участники финансовых правоотношений.

Данная классификация, на наш взгляд, отвечает потребностям современного развития финансового права, так как обращает внимание на то, что публичноправовые образования, органы государственной власти и местного самоуправления, являются не только управомоченной стороной, но и ряде случаев обязанной.

На наш взгляд, в зависимости от содержания финансовой правосубъектности можно выделять субъектов финансового права, обладающих публичной финансовой правосубъектностью, и субъектов финансового права, обладающих частной финансовой правосубъектностью.

Наличие или отсутствие властных полномочий позволяет выделять три группы субъектов финансового права:

— субъектов финансового права, не обладающих властными полномочиями (физические лица, организации),

— субъектов финансового права, обладающих властными полномочиями (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления),

— субъектов финансового права, обладающих отдельными, делегированными финансово-правовыми предписаниями, властными полномочиями (например, кредитные организации при осуществлении функций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Финансовое право: учебник /К.С. Вельский и др.; под ред. С.В. За-польского. — М.: Российская академия правосудия; Эксмо, 2006. С. 63.

7 Худяков А.И. Избранные труды по финансовому праву. — СПб:

Издательство «Юридический центр-Пресс», 2010. С. 145.

валютного агента, при проверке соблюдения правил ведения кассовых операций).

Особым субъектом финансового права, на наш взгляд, является Российская Федерация. Это обусловлено рядом обстоятельств, а именно:

Государство как публичный субъект действует в общественных интересах, что отличает его от других участников финансовых правоотношений.

Российская Федерация — это суверен, суверенитет которого согласно ст. 4 Конституции РФ распространяется на всю территорию, где гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ, финансовых средств8.

Государство является обязательным субъектом финансовых правоотношений.

У Российской Федерации имеются привилегии в сфере финансовой деятельности.

Государство является преобладающим субъектом финансового права, поскольку к его ведению отнесены наиболее важные вопросы в области финансов, и оно осуществляет финансово-правовое регулирование общественных отношений.

Финансовая правосубъектность государства складывается из его суверенных прав в области финансов и прав собственника по отношению к государственному бюджету.

Финансовая правосубъектность государства включает в себя финансовую правоспособность, финансовую дееспособность, а также финансовую деликтоспособ-ность .

Финансовая правоспособность государства — это способность иметь права и обязанности, вытекающие из финансового суверенитета государства и прав собственника в финансовой сфере.

Финансовая дееспособность Российской Федерации включает в себя три элемента: способность государства приобретать финансовые права, исполнять финансовые обязанности, самостоятельно нести финансово-правовую ответственность.

Способность своими действиями приобретать финансовые права и соответственно исполнять финансовые обязанности принадлежит Российской Федерации, но реализуются данные способности государственными органами.

Например, согласно ст. 97-98 Бюджетного Кодекса РФ Российская Федерация может приобретать долговые обязательства в форме кредитных договоров и соглашений, а также государственных займов. Однако непосредственные действия по приобретению этих обязательств осуществляет Министерство финансов РФ.

Российская Федерация обладает правоспособностью в отношении установления налогов, однако непосредственно этим занимаются законодательные органы власти.

Таким образом, государственные органы «воспроизводят» суверенные права и права государства как собственника, то есть реализуют финансовую дееспособность государства.

Деликтоспособность государства в области финансов выражается в способности нести ответственность за неисполнение финансовых обязанностей.

Государство становится субъектом финансовоправовой ответственности в двух случаях:

— при наличии финансового правонарушения (совершенного государственным органом),

8 Древаль Л.Н. Субъекты российского финансового права/ Под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: ИД «Юриспруденция», 2008. С. 141-142.

— при отсутствии правонарушения в силу публичноправовой обязанности дать отчет о состоянии финансов в стране.

Законодатель прямо не обозначает финансовоправовую ответственность государства, но в ряде случаев подразумевает ее. Например, силу ст. 78 НК РФ в случае пропуска срока возврата излишне уплаченного налога (месяц со дня подачи заявления) на сумму начисляются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ. Согласно ст. 35 НК РФ налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия.

Таким образом, можно говорить о существовании финансово-правовой ответственности государства за ущерб, причиненный имущественным интересам нало-неплательщиков, и о признании Российской Федерации особым субъектом финансового права, от действий и решений которого зависит состояние финансовоправового режима в стране.

Следует отметить, что многие ученые в качестве субъектов финансового права выделяют судебные органы. В частности, Э.Д. Соколова пишет, что «финансовую деятельность осуществляют и органы судебной власти. При рассмотрении судебных дел отдельных категорий взимается государственная пошлина, поступающая в доходы государственного и местного бюджетов, т.е. органы судебной власти участвуют в создании доходов государства и муниципальных образований»9.

Хочется добавить, что Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ являются главными распорядителями бюджетных средств. Они так же обладают правом официального толкования финансовоправовых норм. И с этих позиций, несомненно, являются активными участниками финансовых правоотношений.

Особенности финансово-правового статуса позволяют выделить две категории субъектов финансового права: стандартные и нестандартные. Последняя группа объединяет в себе участников финансовых правоотношений, имеющих особый, единственный в своем роде финансово-правовой статус. К их числу можно отнести:

— Банк России, одновременно выступающий в качестве органа государственного управления банковской системой страны и юридического лица, уплачивающего налоги;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— государственные социальные внебюджетные фонды, созданные в распорядительном порядке, осуществляющие функции государственного управления финансами социальной сферы, но при этом не входящие в систему органов исполнительной власти;

— Счетную палату РФ — орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и ему подотчетный.

Список литературы:

1. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. — М.: Издательство НОРМА, 2000.

2. Древаль Л.Н. Субъекты российского финансового права/ Под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: ИД «Юриспруденция», 2008.

3. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2011.

9 Соколова Э.Д. Теоретические и правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований/ Под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: ИД «Юриспруденция», 2007. С. 52.

4. Перепелица М.А. Понятие и особенности субъектов финансового права// Финансовое право. 2004. № 6.

5. Соколова Э.Д. Теоретические и правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований/ Под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: ИД «Юриспруденция», 2007.

6. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М.: Юристъ, 2007.

8. Финансовое право: учебник /К.С. Бельский и др.; под ред. С.В. Запольского. — М.: Российская академия правосудия; Эксмо, 2006.

9. Худяков А.И. Избранные труды по финансовому праву. — СПб: Издательство «Юридический центр-Пресс», 2010.

Reference list:

1. Vinnitsa D.W. Subjects of the tax right. — М: Publishing house NORM, 2000.

2. Drewal L.N. Subjects of the Russian financial right / Under the editorship of E.J.Grachevoj. М: IDES «Jurisprudence», 2008.

3. Krokhina Ju.A. Financial the right of Russia: the Textbook for high schools. M.: NORM, 2011.

4. Perepelitsa M. A. Concept and features of subjects of the financial right// The Financial right. 2004. № 6.

6. The state and right theory: the Course of lectures / under the editorship of N.I. Matuzova and A.V.Malko. — М., 2007.

9. Khudyakov А.И. The selected works by the financial right. -SPb: Publishing house «Legal center-press», 2010.

РЕЦЕНЗИЯ

Актуальность темы исследования С. В. Мирошник обусловлена наличием огромной социальной потребности в развитии теории субъектов финансового права в аспекте полного отражения в них всей развивающейся системы прав человека; назревшей необходимостью преодолеть сложившуюся в научной литературе и практике науки финансового права консервативную парадигму исследований, отрицающих появление новых характеристик субъектов финансового права

В статье раскрываются особенности финансовой правосубъектности как права признаваться и быть субъектом финансового права. Отмечается, что правоспособность и дееспособность субъектов финансового права — это юридические свойства, находящиеся в постоянной «динамике». Они отражают закономерный процесс возрастания роли финансового права на современном этапе развития государства и общества.

Все содержание статьи логически взаимосвязано. Материал основан на детальном анализе нормативной и специальной литературы. Автором сделаны обоснованные, аргументированные выводы. Предложенные автором новые критерии классификации субъектов финансового права заслуживают пристального внимания и поддержки.

Можно констатировать безусловную научную и практическую значимость данной статьи.

Доктор юридических наук

О. В. Шмалий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Последнюю группу субъектов финансового права и, соответственно, финансового правоотношения составляют индивидуальные субъекты. К их числу в теории права и отраслевых юридических науках относят, во-первых, граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, а во-вторых, — должностных лиц.

Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства вступают в финансовые правоотношения, главным образом, в связи со своими обязанностями по уплате налогов и сборов, а также обязанностями как налоговых агентов. Анализ законодательства показывает, что все они имеют равную финансовую правосубъектность, а потому в ходе научного анализа нет необходимости их разделять и можно обозначить через категорию «физические лица». Это тем более правомерно, учитывая то, что сам законодатель, определяя субъектов налогового права — налогоплательщиков, использует данную категорию (ст.19 НК РФ). При этом надо иметь в виду, что к физическим лицам — индивидуальным субъектам финансового права относятся и те, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, частные детективы, частные охранники. На это ориентирует и ст.11 НК РФ. Кроме того, физические лица как индивидуальные субъекты финансового права выступают и в качестве налоговых агентов (п.2 ст.9, ст.24 НК РФ). Наконец, физические лица являются субъектами финансового права при получении субсидий из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (ст.ст.69 и 78 БК РФ).

Вопрос о финансовой правосубъектности физических лиц заслуживает особого внимания. Во-первых, потому, что физические лица в современных условиях стали активными субъектами финансового права. Это связано, прежде всего, с возросшим налоговым бременем физических лиц в условиях рыночной экономики. А отсюда — с их активизацией в защите своих прав, вытекающих из финансовых правоотношений. Во-вторых, проблема создания правового государства требует надежных гарантий для личности, в том числе в финансовых правоотношениях. Эти гарантии не могут быть в полной мере обеспечены до тех пор, пока не будет решен вопрос о том, с какого возраста физическое лицо может быть участником финансового правоотношения и, следовательно, нести ответственность за нарушение налогового законодательства.

Финансовая правосубъектность физического лица определяется его право- и дееспособностью. Перефразируя определение правоспособности, данное теоретиками права, можно утверждать, что финансовая правоспособность физического лица — это признанная государством способность иметь финансовые права и обязанности. В науке существуют различные взгляды на природу правоспособности. Некоторые ученые считают, что «определяющим в понятии правоспособности является «право», а не способность. От гражданина не требуется никаких особых «способностей», чтобы быть признанным правоспособным». Другие же ученые подчеркивают, что правоспособность нельзя определять через какие бы то ни было права и обязанности, ибо правоспособность — это свойство, качество или способность субъекта к правообладанию. Б.К. Бегичев видит Сущность правоспособности лица в государственной воле. На наш взгляд, такая точка зрения является более верной. Государство признает лицо правоспособным, а это значит — вводит его в сферу отношений, регулируемых правом, в качестве активной единицы, т.е. такой, которая способна иметь юридические права и обязанности в отношении определенных объектов. Государство не наделяет правоспособностью тех, кого считает потенциальным объектом прав и обязанностей правоспособных субъектов. Так, правоспособностью не наделяются неодушевленные объекты материального мира, животные и т.д. Исходя из этого, есть все основания полагать, что финансовая правоспособность возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания. Если сущность правоспособности составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Лицо признается не просто правоспособным, а правоспособным в определенных границах, которые установлены государством. В настоящее время большинство ученых сходятся на том, что отраслевая правоспособность лица раскрывается не тогько через отраслевые права и обязанности, но и через конституционные. Пожалуй, это верно, ибо конституционные права и обязанности, отражая основные юридические возможности и обязанности личности, находят свою конкретизацию и дальнейшее развитие в текущем законодательстве. Причем отраслевые права и обязанности должны по содержанию соответствовать конституционным. Таким образом, существует неразрывная связанность отраслевых и конституционных прав и обязанностей личности (физического лица).

Финансовая правоспособность физического лица характеризуется, прежде всего, через его юридические обязанности. Это закономерно и объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Государство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем степень государственной заинтересованности в этом столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов соблюдать финансово-правовые нормы преимущественно через установление позитивных обязываний. В этом смысле М. Костов совершенно верно отмечает, что юридическая обязанность есть «родимое пятно» финансового права. Не случайно конституционная характеристика финансовой правоспособности физического лица дана в ст.57 Конституции РФ в следующей редакции: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». В связи с этим надо отметить, что структурно права и обязанности налогоплательщика изложены в Налоговом кодексе РФ не совсем верно. Права налогоплательщика определяются первыми, а обязанности — последующими. Между тем хроника подготовки проекта НК РФ показывает, что в одной из первых его редакций сначала определялись обязанности, а затем права налогоплательщика.

Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в законодательстве. Однако, как справедливо заметил С.Г. Пепеляев, «…права, которыми пользуется гражданин в сфере налоговых отношений, по существу носят производный от обязанностей характер».

Финансовая правоспособность физического лица реализуется с помощью дееспособности. В теории права дееспособность определяется как способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности. Цивилисты подчеркивают, что «дееспособность есть предоставленная гражданину законом возможность реализации своей правоспособности собственными действиями». С учетом этого можно выделить две основные функции финансовой, а более конкретно, налоговой дееспособности физического лица: юридическую и социальную. Первая заключается в том, что финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности. Социальная функция финансовой дееспособности проявляется в обеспечении лицу возможности осуществлять свои финансовые обязанности перед государством и позволяет нести ответственность за неправомерное поведение.

Дееспособность физического лица наступает по достижении определенного возраста. В налоговом законодательстве этот вопрос последовательно не решен. В частности, в Налоговом Кодексе РФ нет понятия налоговой право- и дееспособности физического лица. Однако в п.2 ст.107 НК РФ определен возраст наступления его налоговой деликтоспособности — 16 лет. Учитывая, что деликтоспособность — понятие вторичное и, таким образом, производное от дееспособности, вполне логично утверждать, что налоговая дееспособность физического лица также наступает по достижении 16 лет. Однако это не согласуется с гражданским и трудовым законодательством. При подходе к решению данного вопроса надо иметь в виду, что финансовая, в частности налоговая, дееспособность физического лица является в большинстве случаев вторичной по отношению к гражданской и трудовой. У конкретного физического лица налоговая дееспособность в большинстве случаев (но не всегда) может возникнуть только тогда, когда оно уже реализовало свою гражданскую или трудовую дееспособность. Имущество может принадлежать на праве собственности и малолетнему. Однако налоговая дееспособность у него возникает по достижении определенного возраста как раз потому, что в свое время законный представитель малолетнего реализовал свою гражданскую дееспособность для приобретения этого имущества в пользу малолетнего. Другими словами, физическое лицо только тогда может быть реально налоговодееспособно, когда оно уже приобрело объекты налогообложения, т.е. имущество, доходы и т. д.

Так, в соответствии со ст.173 КЗоТ РФ лица, достигшие 15, а в ряде случаев с согласия родителей, усыновителей и попечителей — 14-летнего возраста, могут быть приняты на работу. В соответствии со ст.26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителей. Вместе с тем они вправе самостоятельно, без согласия вышеназванных лиц:

а) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

б) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

в) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

г) совершать мелкие бытовые и иные сделки, предусмотренные п.2 ст.28 ГК. Отсюда следует, что, во-первых, с 14 лет физические лица могут получать доходы от своей трудовой деятельности и эти доходы являются объектом налогообложения. Во-вторых, физические лица в возрасте от 14 до 18 лет в результате осуществления гражданских прав, предусмотренных в ст.26 ГК РФ, получают доходы (авторские гонорары и т.д.) или могут приобретать имущество (в результате распоряжения своим заработком или доходами), которые также являются объектами налогообложения.

Таким образом, на наш взгляд, налоговая дееспособность физических лиц может наступать с 14 лет при получении ими: доходов, возникающих из трудовых правоотношений; доходов и имущества, возникающих из гражданских правоотношений. Однако остается вопрос: полная или частичная налоговая дееспособность должна возникать у физических лиц с 14 лет?

В гражданском и трудовом праве неполная (частичная) дееспособность физического лица проявляется в том, что на совершение тех или иных сделок, а также заключение трудового договора необходимо согласие его законного представителя. С учетом этого, а также производности налоговой дееспособности от гражданской и трудовой, в практической плоскости вопрос стоит так: должны ли физические лица в возрасте от 14 до 18 лет, получающие доходы или имущество в результате заключения гражданско-правовых сделок с согласия законных представителей (ст.26 ГК РФ), а также физические лица, вступающие в трудовые отношения в возрасте от 14 до 15 лет с согласия законных представителей (ст.173 КЗоТ РФ), осуществлять свои налоговые права и обязанности также с согласия законных представителей?

По нашему мнению, у физических лиц, получающих в законном порядке доходы или имущество с 14 лет, возникает полная налоговая дееспособность, т.е. эти физические лица должны осуществлять свои налоговые обязанности и права без согласия законных представителей. Это объясняется тем, что налоговые правоотношения — отношения власти и подчинения, отношения неравенства сторон. По сути, императивный метод регулирования налоговых правоотношений не позволяет ставить их возникновение и развитие в зависимость от желания и воли законных представителей, т.е. лиц, выступающих на стороне, несущей обязанности перед государством. В связи с этим вопрос о налоговой дееспособности названных физических лиц следует решать иначе, чем о гражданской и трудовой. В русле сказанного можно учесть опыт Эстонской Республики, где вопрос о налоговой дееспособности физического лица (в стыке с гражданской и трудовой) уже был решен. Учитывая, что ранее неполная гражданская и трудовая дееспособность физических лиц наступала по эстонскому законодательству с 15 лет, Закон Эстонской Республики от 11 октября 1990г. «О подоходном налоге с частного лица» установил, что доходы несовершеннолетних в возрасте до 15 лет декларируются родителями (усыновителями) или опекунами в составе своих доходов (ст.7). Подростки в возрасте от 15 до 18 лет декларируют свои доходы самостоятельно. Более того, нельзя не замечать, что лица, вступающие в трудовые правоотношения по достижении 14 лет, на практике реально являются плательщиками налога на доходы физических лиц. Фактически их налоговая дееспособность в этом случае наступает с 14 лет, хотя технически реализуется через налогового агента.

Итак, на наш взгляд, возраст возникновения налоговой дееспособности физического лица. — 14 лет. В контексте изложенного нельзя согласиться с высказанным в литературе мнением о том, что налоговая дееспособность физических лиц должна наступать по достижении 18 лет. Такая позиция приведет к несостыковке их гражданской, трудовой и налоговой дееспособности. Возможны ситуации, что с 14 лет физическое лицо может (с согласия законных представителей, а в ряде случаев и без их согласия) вступать в гражданские и трудовые правоотношения, получать доходы и имущество, но не может уплачивать налоги и иные платежи государству с этих доходов и имущества. Более того, получится даже так, что физические лица в возрасте от 14 лет, являясь деликтоспособными по гражданскому (п.3 ст.26 ГК РФ) и трудовому праву, окажутся налоговонеделиктоспособными. Другими словами, несогласованность гражданско-правовой, трудовой и налоговой дееспособности физического лица приведет к отсутствию налоговой деликтоспособности там, где она должна быть.

Однако, признавая несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет налоговодееспособным, надо учитывать, что возможны ситуации, когда такие лица, совершив сделку с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей, не имеют средств для выполнения налоговой обязанности. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно установить солидарную (или субсидиарную) ответственность несовершеннолетнего, его родителей (усыновителей, попечителей) по исполнению налоговых обязательств, вытекающих из сделок, заключенных несовершеннолетним с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей.

В большинстве случаев финансовая правосубъектность физического лица характеризуется наличием (совпадением) правоспособности и дееспособности. Однако в ряде случаев возможно их несовпадение. В связи с тем, что несовершеннолетние в возрасте до 14 лет (малолетние) являются субъектами гражданского права, они могут быть собственниками имущества и доходов, являющихся объектом налогов, сборов и т.д. Однако они недееспособны, т.е. сделки от их имени (за исключением мелких бытовых и приравненных к ним сделок) по приобретению этого имущества и доходов могут совершать только их родители, усыновители или опекуны. Отсюда вполне правомерно предположить, что налоговые обязанности и права от имени малолетних также должны осуществлять их законные представители. В связи с отмеченным, по нашему мнению, налоговая правосубъектность малолетних, возникающая из реализации их гражданской правосубъектности, характеризуется тем, что они обладают налоговой правоспособностью, которую осуществляют от их имени другие лица. Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособностью другого. Иначе говоря, элементы налоговой правосубъектности распределяются между малолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями или опекуном. В связи с этим в ст.27 НК РФ введено понятие «законный представитель налогоплательщика».

В числе физических лиц как субъектов финансового права отдельно стоит обратить внимание на нотариусов, осуществляющих частную практику. Согласно п.6 ст.85 НК РФ они являются субъектами финансового права в связи с закрепленной за ними обязанностью информировать налоговые органы о нотариальном удостоверении прав на наследство и договоров дарения.

Наконец, физическое лицо является субъектом финансового права, обладая, согласно ст.ст.69 и 78 БК РФ, правом получать субсидии из бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации. К сожалению, пока факты законодательной практики предоставления таких субсидий не накоплены.

Схема №20. Классификация ФПН по различным основаниям.

Субъект ФП– это потенциальный субъект правоотношений, который непосредственно реализует предоставленные законом права и обязанности.

Опр. Субъект ФП – лицо, обладающее финансовой правосубъектностью, благодаря чему оно может участвовать в финансовом правоотношении.

Фин. правосубъектность = Ф. правоспособность + Ф. дееспособность + Ф. деликтоспособность.

Финансовая правоспособность – способность иметь предусмотренные законом права и обязанности.

Финансовая дееспособность – способность лица приобретать, осуществлять, изменять, прекращать финансовые права и обязанности.

Финансовая деликтоспособность — способность лица самостоятельно нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих прав и обязанностей.

Физические лица приобретают финансовую правоспособность с рождения, а дееспособность – с совершеннолетием, остальные субъекты – одновременно – с момента их образования.

Деликтоспособность и дееспособность обычно неотделимы друг от друга. (Пример – при реорганизации лица деликтоспособность переходит к правопреемнику.)

Классификация субъектов ФП. (схема №21)

1) Общественно-территориальные образования:

· Российская федерация,

Российская Федерация в целом является субъектом финансовых правоотношений:

а) в случае реализации материальных бюджетных прав;

б) при рассмотрении и принятии федерального бюджета и отчета о его исполнении;

в) в случае установления федеральных налогов и сборов;

г) в случае взимания налогов и сборов;

д) по поводу определения порядка, условий размещения долговых обязательств РФ;

е) в случае денежной эмиссии;

· Субъекты РФ,

Субъекты РФ являются субъектами финансовых правоотношений:

а) в случае реализации материальных бюджетных прав;

б) при рассмотрении, принятии бюджетов субъектов РФ и отчетов об их исполнении;

в) в случае установления налогов и сборов субъектов РФ;

г) в случае определения порядка, условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ;

д) в случае взимания налогов и сборов субъектов РФ.

· Муниципальные образования,

Муниципальные образования являются субъектами финансовых правоотношений в тех случаях, когда взаимодействуют с государством по поводу финансов, а именно:

а) получают дотации и субвенции из бюджетов субъектов РФ;

б) получают средства из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, образуемого в бюджетах субъектов РФ;

в) получают средства из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации и субъектов РФ;

г) установления и взимания местных налогов и сборов;

д) формирования и исполнения местных бюджетов;

е) выпуска муниципальных займов.

· Административно-территориальные единицы,

· Административно-территориальные единицы особого режима (наукоград Кольцово).

2) Коллективные субъекты:

· Органы государственной власти:

а) Представительные органы власти (при осуществлении Ф. контроля),

б) Исполнительные органы власти (при составлении и исполнении бюджетов),

в) Банк России (но не всегда, а когда выполняет обязанности по бюджету, перечисляет в бюджет остаток своей прибыли, обслуживает государственный долг, осуществляет денежную эмиссию).

· Уполномоченные кредитные организации (т.к. являются агентами валютного контроля).

· Другие организации и юридические лица.

а) предприятия, организации;

б) филиалы и другие обособленные подразделения предприятий;

в) консолидированная группа налогоплательщиков;

г) крестьянские (фермерские) хозяйства; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера.

3) Индивидуальные субъекты:

· Граждане РФ*,

· Иностранные граждане,

· Граждане без гражданства,

· Граждане — ПБОЮЛ,

· Должностные лица финансовых органов.

*не все граждане являются субъектами ФП, т.к., не имея имущества и само-стоятельных доходов, гражданин не будет иметь обязанностей по уплате налогов.

Финансовое правоотношение НЕ МОЖЕТ возникнуть:

· между физическими лицами (гражданами),

· между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности,

· а также между данными юридическими лицами.

Добавить комментарий