Информирование избирателей осуществляют

Учебные вопросы:

1. Понятие информирования: правовая основа, цели, принципы, сроки, формы.

2. Информирование избирателей об адресе, номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, о возможности уточнения сведений о себе в списке избирателей, о дне, времени и месте голосования.

3. Требования к содержанию информационных материалов, размещаемых участковой комиссией в день голосования.

4. Предвыборная агитация. Незаконные и подложные агитационные материалы.

5. Правовые основы проведения опросов избирателей в день голосования.

Вопрос 1.

Понятие информирования:

правовая основа, цели, принципы, сроки, формы

Участковые комиссии проводят работу по информированию избирателей и осуществляют контроль за соблюдением правил предвыборной агитации в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов:

  • Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» — глава VII, статья 61;
  • Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» — глава VII, статья 66;
  • Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» — глава 8, статья 78;
  • Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» — глава 6, статья 68;
  • Закона Республики Коми от 23 июня 2012 года №41-РЗ «О выборах Главы Республики Коми» — глава 6, статья 48;
  • иных законодательных актов, а также постановлений ЦИК России, Избирательной комиссии Республики Коми.

Предметом данного обучения является организация работы участковой комиссии по информированию избирателей и осуществлению контроля за соблюдением правил предвыборной агитации в период проведения избирательных кампаний, в связи с чем в настоящем материале не рассматриваются вопросы по информационному обеспечению референдумов.

В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.

Информирование избирателей.

Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации (далее также — СМИ), физические и юридические лица.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях.

Информирование избирателей представляет собой осуществляемую в период всей избирательной кампании систематическую деятельность по доведению до сведения избирателей объективной и достоверной информации, связанной с выборами и не носящей агитационного характера.

Принципами информирования избирателей являются:

объективное освещение избирательной кампании;

достоверность распространяемой информации;

соблюдение равенства прав кандидатов, избирательных объединений;

свобода деятельности организаций, осуществляющих выпуск СМИ, по информированию избирателей.

Информирование избирателей осуществляется в течение всей избирательной кампании, началом которой является день официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов.

Информирование избирателей носит многоплановый характер. Работа участковых комиссий в этом направлении строится в тесном взаимодействии с вышестоящими комиссиями и является неотъемлемой частью деятельности избирательных комиссий всех уровней по информированию граждан.

В соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 28 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми» участковая комиссия:

информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, о возможности уточнения сведений о себе в списке избирателей, а также о дне, времени и месте голосования;

обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;

контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации.

Информирование подразумевает применение многообразия форм:

устные — личные встречи с избирателями, консультирование по телефону;

текстовые (печатные) — приглашения, письма, листовки, объявления, иные печатные материалы, в том числе размещаемые на информационных стендах избирательных комиссий, надписи на перетяжках, информационных щитах, иные;

аудио-сообщения — сообщения по радио, объявления по системам оповещения;

визуальные формы — рисунки, графические изображения, незвуковые видеоролики на установленных в общественных местах мониторах и т.п.,

аудиовизуальные формы — трансляция по телевидению, звуковые видеоролики на установленных в общественных местах мониторах и т.п.

В своей деятельности участковые комиссии в большей степени применяют устные и текстовые (печатные) формы по информированию.

Одним из способов доведения информации до сведения избирателей, кандидатов, избирательных объединений является оборудование и актуализация информационного стенда участковой комиссии. Подчеркнем, что в день голосования в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия в обязательном порядке оборудует информационный стенд для размещения информационных материалов, о чем более подробно раскрывается в вопросе 3 данной темы. Вместе с тем указанный информационный стенд имеет большое значение в части организации работы участковой комиссии в течение всего срока её полномочий. Например, в период между избирательными кампаниями на информационном стенде могут быть размещены:

информация об участковой комиссии, в том числе об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, о членах участковой комиссии с правом решающего голоса;

план работы участковой комиссии;

извещения о запланированных заседаниях участковой комиссии с указанием вопросов, включенных в повестку заседания.

В период избирательной кампании до дня голосования рекомендуется также размещать следующие материалы:

схему избирательного участка с указанием специального места, определенного для размещения агитационных печатных материалов кандидатов и (или) избирательных объединений;

информацию о сроках и порядке совершения избирательных действий, например, о возможности избирателей уточнения сведений о себе в списке избирателей, о времени и месте проведения досрочного голосования и т.д.

Обеспечение информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов.

Информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, осуществляется участковой комиссией на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии путем размещения соответствующих материалов на информационном стенде, размещенном в помещении для голосования либо непосредственно перед входом в него.

Основная часть информационных материалов (плакаты, листовки, буклеты, памятки, приглашения, извещения и т.п.) изготавливаются вышестоящей избирательной комиссией и передаются в участковую комиссию для размещения и распространения.

Избирательные комиссии осуществляют информирование избирателей, в том числе через СМИ, о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве о выборах, о кандидатах, об избирательных объединениях.

Согласно пункту 7 статьи 54 Федерального закона органы местного самоуправления по предложению соответствующей избирательной комиссии (как правило, территориальной избирательной комиссии) не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов избирательных комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений.

Перечень указанных мест доводится избирательными комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений. Как было сказано выше, сведения о месте для размещения печатных агитационных материалов на территории избирательного участка могут быть представлены на информационном стенде соответствующей участковой комиссии.

Особенности информирования лиц с ограниченными физическими возможностями.

В соответствии с законодательством избирательные комиссии принимают необходимые меры по информированию избирателей, являющихся инвалидами.

В целом информирование граждан с инвалидностью осуществляется посредством размещения информации в СМИ, организации прямых и горячих линий, личных встреч, изготовления специальных аудиовизуальных и печатных материалов, использования возможностей наружной рекламы, организации деятельности клубов избирателей, использования возможностей сети Интернет.

Методы информирования применяются самые разнообразные, при этом рекомендуется использовать формы, ориентированные как на группы лиц, так и на индивидуальную работу.

Традиционно избирательными комиссиями выпускаются информационные плакаты о порядке голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования с текстом крупным шрифтом, удобным для прочтения. Такие плакаты размещаются на информационных стендах участковых комиссий, территориальных органов Агентства Республики Коми по социальному развитию, общественных организаций инвалидов, советов ветеранов войны и труда, клубов избирателей и библиотек.

Следует отметить, что в Республике Коми имеется положительный опыт применения так называемых папок-ширм для обеспечения процесса голосования избирателей вне помещения для голосования. Папки выполняют двойную функцию. Во-первых, таким способом обеспечивается соблюдение одного из основных принципов организации избирательного процесса — тайны голосования, во-вторых, это одна из форм информационно-разъяснительной деятельности. В частности, на раскладе папки может размещаться информация о порядке заполнения бюллетеня, о возможности избирателя с инвалидностью воспользоваться при заполнении бюллетеня помощью другого избирателя. Текст набран крупным шрифтом в целях облегчения знакомства с ним избирателями, имеющими нарушения органов зрения.

Отметим, что в Республике Коми с 2010 года реализуется Всероссийский проект ЦИК России «Дорога на избирательный участок», в рамках которого в том числе составляются и уточняются «паспорта маршрутов избирателей-инвалидов на избирательный участок». Члены участковой комиссии при составлении таких «паспортов маршрутов» организуют непосредственное взаимодействие с гражданами с инвалидностью, в результате которого также осуществляется информирование избирателей.

Вопрос 2.

Информирование избирателей об адресе, номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, о возможности уточнения сведений о себе в списке избирателей, о дне, времени и месте голосования.

В целях информирования избирателей о месте расположения участковой комиссии, на здании, в котором находится комиссия, размещается специальный баннер (вывеска) с указанием номера избирательного участка. На территории избирательного участка размещаются указатели, информирующие население о маршруте движения к помещению для голосования.

Если в здании расположены помещения для голосования нескольких избирательных участков, на специальном баннере (вывеске) указываются номера всех, а по ходу маршрута движения избирателей размещаются объявления с указанием наименования улиц и номеров домов, входящих в границы каждого избирательного участка.

Согласно части 11 статьи 12 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми» участковые комиссии обязаны оповестить избирателей о времени и месте уточнения списков избирателей путем направления адресных приглашений избирателям, не позднее чем за 5 дней до дня голосования.

Бланки адресных приглашений для уточнения списков избирателей изготавливаются организующей выборы избирательной комиссией и передаются участковым комиссиям.

Порядок направления избирателям приглашений для ознакомления и дополнительного уточнения списков избирателей также устанавливается организующей выборы избирательной комиссией. Как правило, участковая комиссия заполняет полученные бланки и направляет их избирателям посредством опускания в почтовые ящики либо передачи лично в руки. В приглашении в том числе указываются адрес участковой комиссии, ее телефон и график работы.

Согласно части 2 статьи 71 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми» уведомление избирателей о дне, времени и месте голосования осуществляется участковыми комиссиями путем направления избирателям адресных приглашений, не позднее чем за 5 дней до дня голосования.

Бланки адресных приглашений изготавливаются организующей выборы избирательной комиссией и передаются участковым комиссиям. Участковая комиссия заполняет полученные бланки и направляет их избирателям посредством опускания в почтовые ящики либо передачи лично в руки. В приглашении в том числе указываются адрес участковой комиссии, ее телефон и режим работы.

Уведомление избирателей о времени и месте проведения досрочного голосования осуществляется соответствующими участковыми комиссиями через СМИ и (или) иным образом, не позднее чем за 5 дней до дня такого голосования. В том числе рекомендуется размещение информационно-разъяснительных объявлений в месте, в котором проживают голосующие досрочно избиратели, а также вывешивание соответствующего решения участковой комиссии на информационном стенде.

В исключительном случае, предусмотренном абзацем вторым части 1 статьи 28 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми», когда участковая комиссия формируется не позднее дня, предшествующего дню голосования, на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, в местах временного пребывания избирателей или в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, такая участковая комиссия обязана оповестить избирателей о времени и месте голосования не позднее дня, предшествующего дню голосования, любым возможным способом.

Вопрос 3.

Требования к содержанию информационных материалов,

размещаемых участковой комиссией в день голосования.

В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия в обязательном порядке оборудует информационный стенд для размещения информационных материалов.

На информационном стенде размещается информация обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в избирательный бюллетень:

1) биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень;

2) если кандидат, список кандидатов выдвинуты избирательным объединением — слова «выдвинут избирательным объединением» с указанием наименования этого избирательного объединения;

3) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру — слово «самовыдвижение»;

4) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией;

5) информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных законодательством (если такая информация имеется);

6) в случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, неснятой и непогашенной судимости — сведения о судимостях кандидата.

На выборах Главы Республики Коми на информационном стенде также размещаются сведения о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представленных кандидатами на должность Главы Республики Коми, предусмотренные подпунктами «а» — «г» пункта 5 части 1 статьи 19 Закона Республики Коми «О выборах Главы Республики Коми». Информационные материалы, содержащие указанные сведения:

в помещении для голосования — могут предоставляться участковой комиссией каждому избирателю непосредственно;

при проведении голосования вне помещения для голосования (в том числе досрочного) — должны предоставляться избирателю в обязательном порядке.

Для информирования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, на избирательных участках, которые определяются решением организующей выборы избирательной комиссии, размещаются указанные выше материалы, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.

Как правило, все указанные выше материалы предоставляются организующей выборы избирательной комиссией.

На информационном стенде также размещается следующая информация:

о членах участковой комиссии с правом решающего голоса, телефоне комиссии и времени ее работы;

образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, участвующих в данных выборах.

На информационном стенде могут быть размещены брошюры с текстом федеральных законов и законов Республики Коми (либо объявление о том, что брошюры с текстом законов находятся в участковой комиссии), информационные плакаты, решения участковой комиссии, связанные с организацией и проведением дня голосования и подсчета голосов избирателей.

Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации.

В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации.

Добавим, что в случае если голосование осуществляется с применением комплексов для электронного голосования, на избирательном участке должны быть размещены плакаты с информацией о порядке голосования с использованием данных технических средств подсчета голосов избирателей. В случае если на избирательном участке ведется видеонаблюдение, то при входе на избирательный участок должна быть размещена информация в виде плаката или таблички с текстом: «Ведется видеонаблюдение».

Вопрос 4.

Предвыборная агитация.

Незаконные и подложные агитационные материалы.

Предвыборная агитация — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

В соответствии со статьей 48 Федерального закона предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

— призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

— выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Федерального закона);

— описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

— распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

— распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

— деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Предвыборная агитация может проводиться:

на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

иными не запрещенными законом методами.

Кандидат, избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;

воинским частям, военным учреждениям и организациям;

благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;

иностранным гражданам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 настоящего Федерального закона), лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

международным организациям и международным общественным движениям;

представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;

лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона.

В соответствии со статьей 49 Федерального закона агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Порядок изготовления и распространения агитационных печатных, аудиовизуальных и иных материалов, реквизиты, которые эти материалы должны содержать, регламентированы статьей 54 Федерального закона.

Для успешной реализации контрольных полномочий членам участковой комиссии с правом решающего голоса необходимо уметь отделять законные агитационные материалы от незаконных и подложных агитационных материалов.

Незаконный агитационный материал – это материал, изготовленный и (или) распространяющийся с нарушением требований законодательства о выборах.

Незаконным признается агитационный материал, который характеризуется одним из следующих признаков:

— не содержит реквизитов, предусмотренных пунктом 2 статьи 54 Федерального закона;

— содержит реквизиты, не соответствующие действительности;

— предварительно не оплачен из средств избирательного фонда соответствующего кандидата, избирательного объединения;

— не представлен до начала распространения в избирательную комиссию, организующую выборы, либо в окружную избирательную комиссию;

— содержит изображения физических лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет и не являющихся детьми кандидата;

— содержит изображения физических лиц, не давших предварительное письменное согласие на использование их изображений (за исключением случаев: использования избирательным объединением изображений выдвинутых им кандидатов, в том числе, с их близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц; использования самим кандидатом своих изображений в кругу близких родственников, а также среди неопределенного круга лиц);

— содержит высказывания физических лиц, не давших предварительное письменное согласие на использование их высказываний (за исключением случаев: использования избирательным объединением высказываний выдвинутых им кандидатов о данном избирательном объединении, а также о кандидатах, выдвинутых данным избирательным объединением на тех же выборах; использования обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования СМИ, в котором они были обнародованы; цитирования высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных иными избирательными объединениями, а также кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом);

— содержит коммерческую рекламу;

— содержит информацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающую национальное достоинство, пропагандирующую исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также пропагандирующую нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;

— содержит материалы, использованные с нарушением законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности;

— размещен на зданиях, сооружениях и иных объектах без получения предварительного согласия или с нарушением условий собственников, владельцев указанных объектов;

— размещен на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

В отличие от незаконных агитационных материалов, подложные агитационные материалы, как правило, содержат все необходимые реквизиты, по форме и содержанию не противоречат требованиям законодательства о выборах. Подложными агитационные материалы признаются в силу того обстоятельства, что изготавливаются и (или) распространяются от имени кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, лицами, не имеющими к ним никакого отношения. Изготовление и распространение подложных агитационных материалов представляет собой одну из незаконных избирательных технологий и осуществляется, как правило, с целью дискредитации в глазах избирателей кандидата, избирательного объединения, от имени которых соответствующая агитационная деятельность осуществляется.

Информацию о видах распространяемых в период избирательной кампании агитационных печатных материалов, а также копии этих материалов следует получать в территориальной избирательной комиссии.

Вопрос 5.

Правовые основы и ограничения при проведении опросов избирателей в день голосования.

Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, является разновидностью информирования избирателей.

Законодатель устанавливает особые требования к содержанию и размещению в средствах массовой информации, других информационных источниках (таких как Интернет) связанных результатов с выборами социологических исследований. Такие ограничения приведены в пункте 2 и 3 статьи 46 Федерального закона. В частности, установлено, что в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть «Интернет»).

Вместе с тем проводить опросы общественного мнения и экзит-поллы в день голосования разрешается.

«Экзит-полл» — опрос на выходе. Это используемая в мировой социологической практике процедура опроса граждан, производимого социологическими службами, иными организациями, физическими лицами на выходе из избирательных участков после голосования.

Следует подчеркнуть, что методы взаимодействия избирательных комиссий и организаций, желающих проводить опросы (экзит-поллы), ничем не регламентированы. В том числе законодательством не предусмотрено предварительное оповещение избирательных комиссий на организацию такой деятельности.

В случае проведения опросов общественного мнения и экзит-поллов участковой комиссии следует руководствоваться положениями избирательного законодательства. Проведение опросов не должно препятствовать реализации гражданами избирательного права, работе участковой комиссии по обеспечению процесса голосования.

Добавить комментарий