Институт административного права

Страница 1

Единство правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, достигается путем их группировки в самостоятельные правовые институты. Административно-правовой институт — это система норм права, которые регулируют относительно однородные общественные отношения в сфере государственного управления.

Существуют следующие институты административного права:

• принципов государственного управления;

• административно-правового статуса граждан (физических лиц);

• административно-правового статуса органов исполнительной власти;

• государственной и муниципальной службы;

• административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

• административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

• административно-правовых режимов;

• форм государственного управления;

• методов государственного управления;

• административной ответственности;

• административного процесса;

• обеспечения законности в государственном управлении;

• административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);

• административно-правовых основ управления в сфере экономики;

• административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

• административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

Вместе с тем, правовые институты также можно группировать. Поскольку есть группы норм административного права, регулирующие управленческие отношения, связанные с особенностями какой-либо сферы деятельности государства и группы норм, устанавливающих общие принципы государственного управления и реализации исполнительной власти, характерные для всех административно-правовых отношений, то институты административного права можно систематизировать и по этому признаку.

Как известно из теории права, отрасль права иногда включает в себя подотрасли, которые состоят из совокупности отдельных правовых институтов. Подотрасли — это цельные по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных той же или иной отраслью права.

В административном праве выделяют следующие подотрасли:

1. Служебное право

2. Политическое право

3. Образовательное право и т.д.

Другие авторы полагают, что отрасль административного права можно разделить на следующие подотрасли:

а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы);

б) органы исполнительной власти;

в) государственная служба;

г) административно-правовые режимы;

д) административный процесс, законность в управлении;

е) организация государственного управления в сферах и отраслях.

К подотраслям административного законодательства можно отнести:

а) «Органы исполнительной власти» с выделением институтов «Федеральные органы исполнительной власти (общие вопросы)», «Федеральные министерства», «Иные федеральные органы государственной власти», «Органы исполнительной власти субъектов РФ (общие вопросы)», «Виды исполнительных органов субъектов РФ». Заметим, что в соответствующих классификаторах республик, областей и др. возможны более дробные классификации их органов;

б) «Государственная служба (общие вопросы)» с выделением институтов «Государственная служба в федеральных государственных органах», «Государственная служба в государственных органах субъектов РФ», «Государственная служба в государственных учреждениях и предприятиях»;

в) «Административно-правовые режимы» с институтами «Чрезвычайное положение», «Военное положение», «Таможенный режим», «Функциональные режимы»;

г) «Регистрационно-легализующая деятельность» с институтами «Государственная регистрация», «Лицензирование», «Стандартизация» и т.п.;

д) «Государственное управление в сферах государственной жизни» с институтами «Разграничение функций между органами РФ и органами ее субъектов», «Компетенция органов исполнительной власти», «Принятие решений» и т.п.

Институты данной подотрасли воспроизводятся специфическим образом в рубриках классификатора, посвященного другим отраслям законодательства (в области экономики, охраны природы, образования, культуры, обороны и т.д.);

е) «Контрольно-надзорная деятельность» с институтами «Учет», «Контроль», «Надзор».

Целый ряд институтов административного права и законодательства может подразделяться на подинституты. Но и это деление для них не всегда совпадает.

Страницы: 1 2

Тема 2 Основные институты административного права

Вопрос 1. Понятие и предмет административного права

Административное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. Как и любая отрасль права, административное право имеет свой предмет, то есть круг общественных отношений, который регламентирован нормами данной отрасли, и метод.

Характерная особенность административного права заключается в том, что оно в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе. Так, например, административное право затрагивает общественные отношения с сферах нарушения прав граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны собственности, безопасности на транспорте, связи и информации, финансов.

При определении предмета административного права традиционно учитывается, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Административное право регулирует следующие виды общественных отношений:

• управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

• управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной и судебной власти, а также органов прокуратуры;

• управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

• отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.

Вопрос 2. Метод административного права

Особенность метода административного права заключается в том, что он основан на юридическом неравенстве сторон управленческих отношений. Таким образом, преобладающим методом административного права является императивный метод (метод власти-подчинения).

Метод рекомендаций также используется довольно часто. Он предполагает установление определенного порядка действий – предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой определенные юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма. Так, в Кодексе об административных правонарушениях установлено, что административные наказания могут быть наложены (должны быть наложены) не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка. Превышение этого срока не позволяет применять к виновному меры административной ответственности.

Метод дозволения предоставляет возможность действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, данный метод имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные.

Вопрос 3. Источники административного права

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм. Другими словами, это юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты.

• Конституция РФ. Многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность.

• Законодательные акты. Наибольшее значение имеют Федеральные конституционные и Федеральные законы РФ, принимаемые

Законодательным Собранием, а также постановления, принимаемые его палатами – Советом Федерации и Государственной Думой.

• Указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также положения, утверждаемые этими указами.

• Постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ).

• В межотраслевом и отраслевом масштабах в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных органов исполнительной власти РФ.

• На республиканском уровне роль источников административного права выполняют конституции республик, их законодательство , президентские и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и иных органов исполнительной власти субъектов РФ.

• В краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах источниками административного права служат, помимо законодательных актов, уставы субъектов Федерации, а также издаваемые органами государственной власти и государственного управления этих образований нормативные правовые акты (решения представительных органов, постановления и распоряжения глав администраций).

• Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления , в случае если закон наделил эти органы необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).

• Источниками внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (локальные нормативные правовые акты). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.

• Административно-правовые договоры и соглашения (административные договоры о компетенции; договоры, заключаемые по поводу совместной деятельности; договоры о выполнении государственных заказов).

• Технико-юридические нормы (ГОСТ, СанПиН).

• Административно-правовые нормы могут найти свое отражение в международных соглашениях , которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

Вопрос 4. Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Нормы – это правила должного поведения участников общественных отношений. Они определяют обстоятельства, условия, порядок возникновения, изменения и прекращения таких отношений. Соблюдение норм обеспечивается как путем юридического принуждения, так и за счет применения различных организационных, разъяснительных, стимулирующих и некоторых иных мер.

Административно-правовые нормы – это установленные государством или иными правомочными субъектами правила поведения, регулирующие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и деятельности исполнительной власти, всей системы исполнительных органов.

Виды административно-правовых норм

В зависимости от признака, положенного в основу классификации, административно-правовые нормы делятся на следующие виды.

• По юридической силе:

• законодательные;

• подзаконные;

• отраслевые (ведомственные);

• локальные.

• По целевому назначению:

• регулятивные – определяют правила поведения участников административно-правовых отношений, а также обстоятельства, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений;

• охранительные – обеспечивают защиту (охрану) урегулированных общественных отношений.

• По предмету регулирования:

• материальные – закрепляют обстоятельства и условия возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, правила поведения, права, обязанности и ответственность);

• процессуальные – регламентируют процедуру организации административно-правовых отношений и реализации участниками отношений установленных материальными нормами их прав и обязанностей.

• По методу воздействия на поведение субъектов:

• обязывающие – предписывают субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия;

• запрещающие – содержат запрет на совершение тех или иных действий;

• уполномочивающие – содержат возможность субъекта административно-правовых отношений действовать с учетом требований правовой нормы по своему усмотрению;

• стимулирующие (поощрительные).

• По форме предписания:

• императивные – подлежат обязательному исполнению;

• рекомендательные – не имеют обязательного характера.

• По пределу действия:

• общеобязательные – адресованы широкому кругу участников административно-правовых отношений;

• внутриаппаратные – адресованы государственным и муниципальным служащим.

• По территории действия.

• общефедеральные;

• субъектов Федерации;

• местные;

• межтерриториальные.

• По сроку действия:

• срочные;

• постоянные;

• чрезвычайные.

Особенности административно-правовых норм

• Цель административно-правовых норм – обеспечить должную упорядоченность организации и функционирования как всей системы исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, а также рациональное их взаимодействие.

• Административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, то есть соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается управляющее воздействие административно-правовых норм на поведение субъектов административного права.

• Административно-правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, главным образом призваны обеспечить эффективность реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, то есть исполнения, проведения в жизнь требований законов РФ. Тем самым эти нормы выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти.

• Административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности.

Вопрос 5. Структура административно-правовых норм

Структура административно-правовых норм, предназначенных для регулирования управленческих отношений, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, а структура административно-правовых норм, устанавливающих ответственность по административному праву, – из диспозиции и санкции.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия реализации нормы, то есть на факты, которые порождают административно-правовые отношения (достижение определенного возраста, совершение правонарушения и т. п.). Гипотеза может быть определенной (конкретной) для данной правовой нормы, или относительно определенной, или же общей для нескольких норм. Она может содержаться в преамбулах нормативных актов, их статьях.

Диспозиция – это само правило поведения, предписываемое нормой. Она выражается в виде предписаний (необходимо получить лицензию), запретов (запрещена продажа винно-водочных изделий без кассового аппарата) и дозволений (посещение определенных местностей иностранными гражданами возможно только с разрешения органов исполнительной власти). Она может быть определенной (например, ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации независимо от места рождения ребенка) и относительно определенной (при необходимости для получения паспорта предоставляются документы, свидетельствующие о наличии гражданства Российской Федерации).

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. Важно иметь в виду, что она указывает не на любое административное воздействие, а лишь на такое, применение которого предусмотрено самой нормой в связи с правонарушением. Санкциями являются меры административного принуждения (административные, дисциплинарные).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Институты административного права РФ

административный право принцип норма

Среди основных институтов административного права можно выделить следующие:

— институт государственной службы;

— институт органов государственного управления;

— институт муниципального управления и муниципальной службы;

— институт административной ответственности;

— институт охраны собственности административно-правовыми средствами;

— множество предметных институтов особенной части (институт охраны государственной границы, институт адвокатуры и нотариата, институт исполнительного производства, институт приватизации, институт разрешительной системы и др.).

Рассмотрим наиболее важные институты административного права из перечисленных.

1. Институт государственной службы.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба Российской Федерации — это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

— федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

— субъектов Российской Федерации;

— органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Государственная служба понимается в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле — это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах.

Государственная служба осуществляется на профессиональной основе. Это обусловлено необходимостью непрерывного, преемственного и компетентного осуществления деятельности государственных организаций.

Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовых норм, регламентирующих правовой статус государственных служащих, в том числе условия и порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения и другие вопросы государственной службы, образуют правовой институт государственной службы. В него входят нормы конституционного, трудового, гражданского, финансового и других отраслей права. Административно-правовые нормы, регламентирующие вопросы государственной службы, составляют часть этого института и самостоятельный институт административного права.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

— государственная гражданская служба;

— военная служба;

— правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

— федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы);

— законность;

— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

— равный доступ граждан к государственной службе;

— единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

— взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

— открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

— профессионализм и компетентность государственных служащих;

— защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Таким образом, административное право обслуживает, прежде всего, государственное управление. Оно определяет административно-правовой статус главным образом государственных служащих системы государственного управления.

2. Институт органов государственного управления.

Говоря о видах органов исполнительной власти, необходимо иметь в виду, что первый из предложенных ниже вариантов подразделения таких органов на виды в данном случае не является искусственно произведенной классификацией, а отражает реальный состав исполнительных органов государственной власти в нашей стране. Данная классификация закреплена Конституцией РФ и действующим административным законодательством. В совокупности они формируют иерархическую структуру, действующую в рамках всей страны. В ее состав входят:

— федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, управления, ведомства, агентства и т.д., например: МВД РФ, Федеральная налоговая служба РФ, Федеральная антимонопольная служба и т.д.);

— территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (например: областное управление внутренних дел, управление Федерального казначейства по области, областные суды и т.д.);

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (1. в республиках, имеющих свои конституции, которые определяют основные начала создания Системы республиканских исполнительных органов; 2. в краях и областях (т. е. администравно территориальных единицах), устанавливающих системы органов исполнительной власти в своих уставах; 3. в автономных образованиях; 4. в городах федерального значения (Москве и Санкт — Петербурге)).

В соответствии с Конституцией РФ возглавляет систему органов исполнительной власти Правительство РФ, являющееся центральным федеральным органом исполнительной власти и осуществляющее исполнительную власть в Российской Федерации. Нужно иметь в виду, что в ряде субъектов Российской Федерации законодательство предусматривает формирование так называемых местных органов исполнительной власти. Такие органы не следует путать с органами местного самоуправления; законодательно они относятся к разряду органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Наряду с законодательной классификацией органов исполнительной власти существуют и несколько научных классификаций:

1. Прежде всего, органы исполнительной власти различают по характеру компетенции. С этих позиций выделяются органы исполнительной власти:

— общей компетенции;

— отраслевой компетенции;

— межотраслевой компетенции;

— специальной компетенции.

Первые из них осуществляют свою деятельность в отношении наиболее полного круга субъектов и объектов государственного управления по всем основным вопросам административно-правового характера на определенной территории. К такого рода органам относятся Правительство РФ, а также правительства (администрации) субъектов Российской Федерации и, в некоторых случаях, губернаторы (президенты) субъектов Российской Федерации, названные в региональном конституционном законодательстве главами исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.

Большинство федеральных органов исполнительной власти являются в настоящее время органами специальной компетенции, т.е. органами, осуществляющими различного рода разрешительные, контрольные, надзорные, регулятивные функции в различных сферах управленческой деятельности. Такие специализированные органы существовали и ранее (например, федеральные надзоры, российские агентства и т.д.). В современной системе органов исполнительной власти органами специальной компетенции являются и федеральные службы, и федеральные агентства.

2. По порядку принятия решений в рамках осуществления управленческой деятельности органы исполнительной власти подразделяются на:

— коллегиальные;

— единоначальные.

Коллегиальными, по общему правилу, являются Правительство РФ и соответствующие правительства, администрации и другие подобные органы субъектов Российской Федерации. Кроме того, априори коллегиальный характер носят органы, именуемые комиссиями (ранее — федеральные комиссии). Сущность коллегиального органа, как это следует из названия, состоит в совместном принятии решения всеми членами указанного органа. Так, Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Все постановления и распоряжения Правительства РФ принимаются на заседаниях Правительства РФ на основе общего принципа большинства голосов и подписываются Председателем Правительства РФ. В соответствии с положениями о конкретных органах исполнительной власти федеральная служба и федеральное агентство могут иметь статус коллегиального органа исполнительной власти.

Абсолютное большинство органов исполнительной власти построено на принципе единоначалия. Принятие решения в таком органе осуществляется единолично его руководителем (министром, директором). Это не означает, что решения в таких органах принимаются без учета мнения ведущих специалистов — практически каждое федеральное министерство имеет в своей структуре специальный совещательный орган — коллегию министерства, который и обсуждает насущные вопросы деятельности министерства, давая министру квалифицированные заключения.

3. По способу и порядку формирования (учреждения) органов исполнительной власти они различаются на:

а) органы, руководители которых избираются населением соответствующей территории;

б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами или главами исполнительной власти.

4. По признаку значимости в системе органов и территории действия компетенции органа различают:

а) центральные органы исполнительной власти;

б) территориальные органы органов исполнительной власти.

Традиционно (и в соответствии с федеральным законодательством) территориальные органы вправе иметь только федеральные органы исполнительной власти, создавая их в различных субъектах Российской Федерации. Однако на практике во многих субъектах РФ, наряду с органами местного самоуправления на местах (в селах, поселках, городах действуют территориальные органы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Не совсем очевидна законность формирования таких органов, однако, их существование зачастую является насущной необходимостью и продиктовано потребностями оптимизации государственного управления в крупных субъектах Федерации.

5. В зависимости от правовой основы образования различаются органы, создаваемы основе:

а) конституций (например, Правительство РФ);

б) законов (например, Федеральная служба безопасности);

в) норм подзаконных актов (большинство министерств, служб и агентств).

6. Наконец, органы исполнительной власти могут быть подразделены на виды в зависимости от организационно-правовой формы. В практике современной системы органов исполнительной власти существуют:

а) на федеральном уровне: Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства;

б) на региональном уровне: правительства, администрации, советы министров, а также министерства, департаменты, управления, комитеты, комиссии, а также службы, агентства и т.п. разновидности органов.

3. Институт муниципального управления и муниципальной службы.

Основы формирования системы органов исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Прежде всего, законом установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

— государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

— распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

— верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

— единство системы государственной власти;

— разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

— разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

— самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Повторим, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Перечень исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

4. Институт административной ответственности.

Административное право располагает собственным видом юридической ответственности — административной ответственностью. Данный вид ответственности наиболее широко применим в сфере общественной жизнедеятельности в силу широкого спектра регулируемых административными нормами отношений, а также простоты процессуальных процедур привлечения к ответственности, обозначившейся вследствие небольшой степени ограничительного воздействия на правонарушителя мер административной ответственности.

Однако следует иметь в виду, что в сфере существования административно-правовых отношений применяется не только административная ответственность. Здесь находят свое применение меры многих видов юридической ответственности. Действительно, нарушение действующих норм административного права может повлечь за собой применение к нарушителю мер дисциплинарной и материальной ответственности (например, в сфере военно-служебных отношений); возникновение обязательств из причинения вреда и, следовательно, применение мер гражданско-правовой ответственности (пени, штрафы и т.п.).

Совершение правонарушений, посягающих на основы государственной власти и военной службы, может повлечь за собой применение мер уголовной ответственности. Однако однородный карательный характер уголовно-правовой и административно-правовой ответственности не дает оснований говорить о том, что уголовная ответственность применима в административном праве. Характер и степень нарушения охраняемых законом общественных отношений подразумевает четкое разграничение указанных видов юридической ответственности.

Итак, административная ответственность — это реализация предусмотренных административным правом санкций, осуществляемая посредством применения уполномоченными субъектами государственного управления различных видов административных наказаний в отношении правонарушителей (физических и юридических лиц).

Задачи института административной ответственности в общем виде сформулированы в КоАП РФ в виде задач законодательства об административных правонарушениях. В соответствии с нормой ст. 1.2 Кодекса к ним относятся:

— защита личности;

— охрана прав и свобод человека и гражданина;

— охрана здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— защита общественной нравственности;

— охрана окружающей среды;

— охрана установленного порядка осуществления государственной власти;

— охрана общественного порядка и общественной безопасности;

— охрана собственности;

— защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;

— предупреждение административных правонарушений.

Среди перечисленных задач преобладают задачи охранительного характера, направленные на обеспечение существующего порядка общественной жизнедеятельности силами защитного механизма. В то же время административная ответственность должна осуществлять и другие функции, связанные с выполнением задачи предупреждения административных правонарушений. В основном это воспитательное воздействие на правонарушителей (особенно несовершеннолетних), заключающееся в демонстрации неизбежности наказания за негативное поведение.

Таким образом, помимо рассмотренных ваше институтов административного права, как говорилось выше существуют и иные, такие как институт охраны собственности административно-правовыми средствами, а также множество предметных институтов особенной части административного права (институт охраны государственной границы, институт адвокатуры и нотариата, институт исполнительного производства, институт приватизации, институт разрешительной системы и др.).

Но внимание было заострено именно на основных, системообразующих институтах, исследование которых способно помочь сформулировать образ системы административного права РФ.

Добавить комментарий