Институт демократии

Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны, она присуща странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс. Для демократии как способа организации государственной власти характерны следующие признаки:

  • 1. Признанием народа источником власти и носителем суверенитета, именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;
  • 2. Формально-юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны;
  • 3. Наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;
  • 4. Принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство, выражает через институты демократии свою волю;
  • 5. Правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;
  • 6. Политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;
  • 7. Системой разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;
  • 8. Гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества;
  • 9. Выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
  • 10. Развитой системой органов местного самоуправления.

При отсутствии сильной государственной власти может возникнуть угроза перерождения демократии в охлократию, при которой принцип гражданской свободы подменяется принципом произвола толпы.

Для воплощения перечисленных выше признаков необходимо существование всеобщих институтов демократии.

Всеобщие институты демократии — это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. К ним относят, во-первых, выборность высших органов государства, без которой невозможно выявить волю большинства и организовать нормальное функционирование демократического режима. Во-вторых, ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами). И, в-третьих, сменяемость состава выборных государственных органов по истечении срока их полномочий.

В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную(представительную). Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы.

К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов. Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент — высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране. Основными недостатками непосредственной формы демократии считают:

  • — Фактическое отстранение народа от власти в промежутках между выборами;
  • — Сравнительно широкие возможности для подкупа должностных лиц;
  • — Неизбежную бюрократизацию и олигархизацию власти, отрыв депутатов от рядовых граждан;
  • — Нарушение принципа равенства политических прав граждан за счет чрезмерно широких полномочий депутатов.

Поэтому высшим проявлением власти народа все-таки считается непосредственная демократия.

Конституция Российской Федерации 1993года закрепила еще одну форму народовластия — систему органов местного самоуправления. Они отдалены от органов власти на местах и обеспечивают участие населения в принятии решений местного значения. Все институты прямой демократии можно разделить на имеющие окончательное, общеобязательное значение и имеющие консультативное значение.

К первой группе институтов относятся выборы и референдумы.

Выборами называют процедуру формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемую посредством голосования лиц, обладающих избирательным правом.

Путем выборов формируются парламенты, органы местного самоуправления, избираются главы государств.

Порядок формирования выборных органов государства называют избирательной системой, она включает в себя избирательное право, избирательный процесс и процедуру отзыва депутатов.

Избирательным правом называются принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов. Избирательное право может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным).

Избирательный процесс представляет собой порядок и основные стадии в организации выборов.

Избирательный процесс включает в себя следующие этапы:

  • 1. Назначение выборов;
  • 2. Организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей;
  • 3. Создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;
  • 4. Регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;
  • 5. Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;
  • 6. Предвыборная агитация;
  • 7. Процесс голосования по избирательным участкам;
  • 8. Подведение итогов голосования;
  • 9. Установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.

В большинстве стран в конституциях отсутствует положение о праве избирателей на отзыв депутатов до истечения срока их полномочий.

В этих странах выборы основаны на принципе свободного мандата (независимости депутата от избирателей).

Этот принцип реализован в избирательном законодательстве Российской Федерации.

Так же существует императивный мандат, согласно которому депутат был связан в своей деятельности наказами избирателей, был ответственен перед ними и мог быть досрочно отозван.

Еще одним институтом прямой демократии является референдум — всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения.

Референдумы разделяются:

  • а) по правовой силе результатов на консультативные (решения этого референдума не обязательны к исполнению, цель его — выяснить мнение населения) и решающие (решения референдума обязательны и не требуют утверждения каким-либо органом);
  • б) по содержанию проектов, выносимых на голосование, на конституционные (принятие конституции либо внесение изменений и поправок в нее), законодательные (утверждение или отклонение законопроектов) и плебисцит (определение государственной принадлежности всей или части спорной территории на основе волеизъявления населения);
  • в) по способу организации на обязательные (выносимый на голосование вопрос может быть решен только референдумом) и факультативные (референдум по данному вопросу не является обязательным).

Инициатива референдума может исходить от главы государства, всего парламента или группы его депутатов, от определенного числа граждан или органов местного самоуправления.

На референдум выносятся вопросы, предполагающие однозначно положительные либо однозначно отрицательные ответы. Ряд вопросов не разрешается выносить на референдум. В Российской Федерации к таковым относятся вопросы о изменении статуса субъекта РФ, о досрочном прекращении или продлении полномочий высших органов государственной власти, о государственном бюджете, налогах, амнистии и помиловании.

Непосредственной демократии.

Особенности представительной и

Органы государственной власти.

Формы народовластия.

Власть государства всегда имеет различные формы:

Государственная власть осуществляется посредством принятия законов. Выражается в принятии актов либо в совершении каких-либо действий, имеющих государственно-обязательную силу. Субъекты, осуществляющие государственную власть (ст.11), народ (путем референдума, на котором принимаются законы), выборы, на которых формируются органы государственной власти.

2. Общественная власть (общественные объединения).

Общественная власть – это форма народовластия, которая распространяется на определенные общественные формирования (на одну политическую партию, движение и т.п.) и имеет организационный характер.

3. Смешанная форма (местное самоуправление, ст. ст. 12, 130, 131, 132, 133).

Органы местного самоуправления не являются органами государственной власти.

Непосредственная форма демократии – это совокупность форм и средств непосредственного осуществления народом власти путем личного участия в этих формах.

Представительная демократия – это система представительных органов государственной власти, местного самоуправления либо выборных должностных лиц.

Особенности:

1.Представительная форма демократии не может существовать без непосредственной.

2.Непосредственная демократия может существовать только на основе, которое принимается исключительно представительными органами государственной власти.

Непосредственная демократия – это совокупность правовых норм, регулирующих принципы и механизмы воли народа, который осуществляет волеизъявление непосредственно, минуя каких-либо посредников. Институты непосредственной демократии делятся на две группы:

1. К императивным формам непосредственной демократии относятся такие формы, решение которых является окончательным, обязательным и не подлежит какому-либо утверждению государственными органами или органами местного самоуправления: императивный референдум, выборы депутатов и выборных должностных лиц.

2. Консультативные формы непосредственной демократии – это выявление воли народа в целях принятия оптимального решения соответствующим государственным органом или органом местного самоуправления. При консультативной форме окончательное решение принадлежит органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Понятие и система институтов

Виды:

1.Референдум и выборы.

2.Митинги, собрания, шествия, демонстрации, пикетирования, съезды, совещания.

3.Индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти, обжалования действий должностных лиц, отзыв депутата, забастовки.

4.Революции.

5.Законодательная инициатива, всенародные обсуждения, петиции.

Демократия – в дословном переводе с греческого означает «власть народа». Также под демократией понимается политическая система, основанная на политическом и гражданском равноправии всех граждан, организации, основанные на равном в них участии всех её членов, а также демократические общественные движения за свои гражданские права.

Определение 1

Политический институт – это некая общность, объединение различных организаций, целью которых является урегулирование и контроль за внутренней и внешней политикой государства. Деятельность политических институтов основана на принятых ранее правовых нормах.

Такая структура, как политический институт, должна регулировать взаимодействие и отношения внутри общества. Таким образом, политический институт основан на следующих трёх основных элементах:

  • Организация,
  • Правовые нормы
  • Отношения

Политические институты

Политические институты делят на следующие категории:

  1. Институты власти – к ним относятся институты, которые проводят политику государственной власти на различных уровнях политической иерархии.
  2. Институты участия – такие институты составляют саму структуру гражданского общества.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Институты демократии 440 руб.
  • Реферат Институты демократии 250 руб.
  • Контрольная работа Институты демократии 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В результате политические институты складываются вместе в единую политическую систему, которая представляет собой определённое единство всех элементов, субъектов и объектов политической и общественной жизни страны.

Государство является главным политическим институтом, в том числе и в демократическом обществе. В своей деятельности государство основывается на определённых законах и правах граждан, регулируя, и охватывая все экономические классы и социальные группы населения, которые присутствуют на территории данной страны.

Гражданское общество является своеобразным противопоставлением государству, как единственному легитимному представителю, который имеет законное право на применение насилия. В своих рамках гражданское общество.

Демократические институты

Правовое государство является главным демократическим институтом. В правовом государстве любые действия правящих групп должны быть ограничены рядом политических, правовых и моральных требований.

В правовом государстве главным источником, который регулирует общественную и политическую жизнь является закон и его верховенство.

В таком государстве должно быть исключительно верховенство закона и права для соблюдения интересов общества и государства. Правовое государство должно в своей деятельности опираться на принцип разделения исполнительной, законодательной и судебной власти.

Также частью и основой демократического режима является свобода человека как возможности реализации человеком своих желаний в рамках действующих законодательных норм правового государства.

В свою очередь, правовое государство, развивая реализацию интересов граждан, становится постепенно также и социальным государством.

Социальное государство является таким государством, которое стремится к наиболее полному уровню обеспечения собственного населения. Это касается и обеспечение малоимущих и помощь в социальных проектах направленных на помощь нуждающимся категориям граждан, помощь в реализации своих интересов как личности и т. д. Главным в деятельности является достижение социальной справедливости.

Парламент также является одним из символов демократии, без которого данный политический режим невозможно представить. Именно в парламенте, может быть представлен суверенитет населения. И возможность населения выбирать своих представителей во властные структуры как защитников и проводников собственных интересов.

К основным функциям парламента относят:

  • законодательную функцию – её значение заключается в том, что лишь парламент может принимать закон как главный, основной и действующий на всей территории.
  • контроль за правительством – такая функция выражается в выслушивании докладов о проделанной работе, утверждение в своих должностях членов правительства и т.д.

Институт исполнительной власти. Исполнительная власть является наиболее действенной и мощной из структур власти. Её особенностью является наличие силовых структур, таких как армия, полиция, спецслужбы. Президент и правительство страны осуществляют функции исполнительной власти. Во взаимоотношениях с другими ветвями власти, политическими партиями определяется настоящая роль исполнительной власти в политической системе страны.

Судебная власть – данная ветвь власти в демократическом государстве обеспечивает законность и соблюдение всех принятых законодательных норм принятых в стране. Судебная власть защищает от изменения законов в интересах определённых лиц, групп и структур государства и общества.

Суд должен быть независимым и беспристрастным, дабы соблюсти принятые законы и не нарушать их.

Замечание 1

Характеристикой независимого суда является возможность любому человеку выиграть судебный процесс у любой государственной структуры и заинтересованных лиц.

Институт президентства является также одним из важнейших институтов, существующих в демократических политических системах. Впервые институт президентства был введен в США в 1787. При несовершенстве механизма сдержек и противовесов институт президентства может стать началом уже авторитарного правления.

Система сдержек и противовесов. Данная система вводится конституцией страны и предназначена для правового ограничения исполнительной, судебной и законодательной власти. Такая система способствует более эффективной работе всего государственного аппарата и снижает риск использования власти в корыстных и личных целях.

Выборы также являются институтом политической системы. С помощью выборов власть получает легитимности и законность в своих действиях, что способствует стабильности всей политической системы.

Замечание 2

Выборы являются способом выражения гражданами своих политических и гражданских прав по участию в политическом процессе. Благодаря выборам происходит смена политического руководства, что не дает возможности представителям власти стать несменяемой.

Также выборы являются своеобразной формой с помощью, которой население может делегировать своих представителей во власть и контролировать действия правящей политической элиты. Также выборы являются формой социализации населения.

Народовластие в Российской Федерации может осуществляться в двух основных формах: непосредственной и опосредованной. К первой, так называемой прямой, непосредственной, демократии относятся:

  • прямые выборы;
  • референдум;
  • отзыв депутата представительного органа власти и выборного должностного лица (на федеральном уровне не предусмотрен);
  • народная законодательная (правотворческая) инициатива (возможна только на региональном и местном уровнях);
  • формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (сход граждан, собрания и конференции граждан, публичные слушания и т. д.) и др.

Опосредованная форма народовластия (представительная демократия) связана с осуществлением власти через избранных представителей, органы государственной власти и органы местного самоуправления (в том числе и единоличные).

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Здесь необходимо иметь в виду, что, во-первых, установлены иерархия форм непосредственной демократии, их деление на высшие и иные, а во-вторых, нет градации внутри высших форм народовластия: референдум и свободные выборы являются в одинаковой степени высшими формами осуществления власти народом.

Общая характеристика избирательного права

Демократические выборы давно стали повсеместным явлением, привычной практикой для большинства государств (возраст этого института, по существу, совпадает с возрастом парламентаризма). Выборы – одно из распространенных явлений общественной жизни вообще: выбираются органы управления юридических лиц, учебных групп, религиозных общин, лидеры неформальных группировок, органы территориального общественного самоуправления (домовые, уличные комитеты и пр.) и т. д. Поэтому понятно, что выборы рассматриваются как конституционно-правовой институт, связанный с формированием различных органов публичной власти.

Выборы – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с федеральным и региональным законодательством, уставами муниципальных образований в целях формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностных лиц.

Классификацию выборов в России можно осуществить по следующим критериям:

а) в зависимости от территории, на которой проводятся выборы:

  • всеобщие (общероссийские, общенациональные);
  • региональные;
  • местные (муниципальные);

б) в зависимости от формируемого органа (избрания должностного лица):

  • выборы коллегиальных органов публичной власти (парламентские, выборы представительных органов местного самоуправления);
  • выборы единоличных органов публичной власти и должностных лиц (президентские, губернаторские, выборы глав администраций, мировых судей и т. п.);

в) в зависимости от способа волеизъявления избирателей:

  • прямые – когда отношение к кандидату выражается непосредственно;
  • косвенные – когда между избирателями и кандидатом существует промежуточное звено (например, члены Совета Федерации – представители законодательных органов субъектов РФ избираются на заседаниях этих органов; выборы председателей региональных парламентов, как правило, осуществляются депутатами соответствующих парламентов; выборы глав муниципальных образований часто осуществляются депутатами представительных органов местного самоуправления и т. п.);

г) в зависимости от срока проведения:

  • очередные;
  • внеочередные (в связи с досрочным прекращением полномочий органа власти или выборного должностного лица);
  • повторные (в связи с признанием очередных или внеочередных выборов несостоявшимися);

д) в зависимости от масштаба выборов (количества замещаемых мандатов представительного органа):

  • полные (когда обновляется, избирается весь состав представительного органа);
  • частичные (дополнительные) – проводятся для замещения части мандатов (например, если предусмотрена ротация части состава представительного органа, если в результате состоявшихся выборов остались незамещенными депутатские мандаты, если появляется вакансия депутатского мандата и т. п.);

е) в зависимости от количества зарегистрированных кандидатов:

  • альтернативные;
  • безальтернативные.

Понятие выборов (в широком смысле, как конституционно-правовой институт) часто отождествляют с понятием избирательного права, которое можно определить как институт конституционного права, совокупность правовых норм, регулирующих процесс избрания кандидатов в представительные органы власти и на выборные должности.

В институте избирательного права можно выделить группы правовых норм, регулирующие следующие вопросы:

  • основные принципы избирательного права;
  • требования, предъявляемые к избирателям и кандидатам (активное и пассивное избирательное право);
  • статус избирательных комиссий и иных субъектов избирательного процесса (политических партий, избирательных объединений и блоков, наблюдателей и др.);
  • порядок образования избирательных округов («избирательная география», «избирательная геометрия»);
  • порядок проведения предвыборной агитации, финансирования избирательной кампании;
  • процедуру голосования;
  • порядок определения результатов выборов;
  • порядок обжалования нарушений и опротестования результатов выборов.

В Российской Федерации избирательное законодательство не кодифицировано: в нашей стране нет избирательного кодекса (на федеральном уровне), как в некоторых других государствах или отдельных субъектах РФ (Башкортостане, Алтайском крае, Белгородской, Воронежской, Костромской, Свердловской областях и др.), нормы избирательного права содержатся в Конституции РФ и многочисленных федеральных, региональных и муниципальных законах и иных правовых актах. В то же время основополагающие положения, обязательные при проведении выборов любого уровня на всей территории России, содержатся в Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с изм. и доп. При этом большинство избирательных норм, предусмотренных российским законодательством, соответствуют общепризнанным, достаточно унифицированным положениям избирательного права зарубежных государств.

Так, в качестве основных принципов проведения выборов ж референдума российское законодательство закрепляет:

  • участие граждан России в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права (волеизъявления) при тайном голосовании;
  • обязательность и периодичность проведения выборов;
  • свободное и добровольное участие в выборах и референдуме;
  • сохранение избирательных прав при проживании российских граждан за пределами территории России;
  • гласность в деятельности избирательных комиссий и комиссий референдума всех уровней;
  • самостоятельность избирательных комиссий и комиссий референдума, недопустимость вмешательства в их деятельность со стороны иных органов публичной власти, должностных лиц, организаций и граждан;
  • недопустимость (по общему правилу) участия в избирательном процессе иностранных государств, организаций и граждан, а также лиц без гражданства.

Активным избирательным правом (правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления) и правом голосовать на референдуме обладают все граждане РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, достигшие возраста 18 лет (на день голосования) и проживающие на территории избирательного округа.

Требования к пассивному избирательному праву (праву быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления) не столь унифицированы, они зависят от вида (уровня) формируемого органа (выборного должностного лица), региональных особенностей и других факторов. Но в любом случае минимальный возраст кандидата, устанавливаемый законодательством, – 21 год на день голосования на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и в органы местного самоуправления и 30 лет – на выборах главы региона, а установление максимального возраста кандидата не допускается.

Ограничения пассивного избирательного права могут быть связаны с запретом занимать определенные выборные должности более двух сроков подряд, невозможностью занимать иные должности государственной или муниципальной службы, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и иной творческой (принцип несовместимости) и другими условиями. Традиционно в России не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, лишены пассивного избирательного права граждане, в отношении которых имеет место вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать в течение определенного срока государственные и (или) муниципальные должности (такая санкция предусмотрена Уголовным кодексом РФ).

Для определения результатов выборов в Российской Федерации применяются все основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. Суть мажоритарной избирательной системы заключается в том, что из нескольких кандидатов побеждает кандидат, получивший на выборах большее количество голосов избирателей. При этом в России используются две разновидности мажоритарной избирательной системы: выборы части депутатов представительных органов государственной власти многих субъектов РФ осуществляются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (для победы кандидату достаточно получить простое большинство голосов по сравнению с другими кандидатами), а выборы Президента РФ, глав многих муниципальных образований осуществляются по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства – здесь для победы на выборах простого большинства голосов недостаточно, необходимо получить как минимум 50 % плюс один голос (если в первом туре выборов абсолютного большинства не набирает ни один из кандидатов, то проводится второй тур, в который выходят два лучших кандидата).

При использовании пропорциональной избирательной системы депутатские мандаты в представительном органе распределяются в зависимости от количества голосов, отданных избирателями за тот или иной список кандидатов (при выборах должностных лиц эта система неприменима). Очевидно, применение данной избирательной системы в чистом виде предполагает наличие в государстве развитой партийной системы, сильных и авторитетных политических партий.

Наиболее распространенной в Российской Федерации является смешанная избирательная система. Так, одна половина депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ избирается по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, а другая – по пропорциональной избирательной системе (в настоящее время рассматривается президентский законопроект о переходе к выборам депутатов Государственной Думы исключительно по пропорциональной избирательной системе). Смешанная избирательная система должна стать преобладающей на выборах представительных органов государственной власти субъектов РФ: в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ после 14 июля 2003 г. не менее половины депутатских мандатов в этих органах (либо в одной из палат, если региональный парламент двухпалатный) должно замещаться по пропорциональной избирательной системе (исключение составляют субъекты РФ, на территории которых зарегистрированы региональные отделения менее чем трех политических партий).

Институт референдума

Второй, менее распространенной формой непосредственной демократии является референдум, т. е. форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.

В зависимости от уровня и выносимых на голосование вопросов референдум подразделяется на федеральный (референдум Российской Федерации), региональный (референдум субъекта РФ) и местный (референдум, проводимый на территории муниципального образования). Порядок проведения федерального референдума определяется Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» с изм. и доп., региональных и местных референдумов – в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в региональном законодательстве и нормативных правовых актах органов местного самоуправления, которые должны базироваться на основополагающих федеральных нормах.

На общероссийский референдум могут выноситься: проект нормативного акта; вопрос, обязательное вынесение на референдум которого предусмотрено международным договором Российской Федерации; иные вопросы государственного значения (в любом случае вопрос, выносимый на референдум, должен быть отнесен Конституцией РФ к исключительному ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

В то же время закон предусматривает вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:

  1. об изменении статуса субъектов РФ;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (равно как и лиц и органов, предусмотренных международным договором Российской Федерации);
  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  5. о принятии и изменении федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
  6. о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты;
  7. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  8. об амнистии и помиловании.

В любом случае вопросы, выносимые на референдум РФ, не должны противоречить конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Референдум РФ не может инициироваться, назаначаться и проводиться:

а) в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения;
б) в период общероссийской избирательной кампании (в том числе недопустимо совмещение общенациональных выборов и федерального референдума; для проведения региональных и местных референдумов такого запрета нет);
в) в последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы.

Повторный референдум (т. е. референдум с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса) может быть проведен не ранее чем через два года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума (в субъектах РФ и в муниципальных образованиях этот срок устанавливается соответственно региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, при этом он не может превышать двух лет).

Назначает референдум Российской Федерации Президент РФ. Он осуществляет это полномочие не произвольно, а в соответствии с рядом нормативно обусловленных обстоятельств (схема 13). Инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит:

  • не менее чем 2 млн граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме РФ;
  • Конституционному Собранию в случае принятия им положительного решения о пересмотре Конституции РФ.

Схема 13. Алгоритм назначения и проведения рефирендума Российской Федерации.

При этом инициатива о проведении референдума не может иметь место в период общероссийской избирательной кампании, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы.

Процедура реализации инициативы граждан о проведении референдума существенно усложнилась по сравнению с прежним законом 1995 года. Указанная инициатива оформляется путем сбора подписей, который должна организовать инициативная группа, состоящая из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ (при этом каждая региональная подгруппа должна насчитывать не менее 100 участников референдума, проживающих на территории соответствующего субъекта РФ, и быть зарегистрирована в избирательной комиссии данного субъекта РФ); регистрацию инициативной группы и вопроса (формулы) референдума осуществляет Центральная избирательная комиссия РФ (общероссийская инициативная группа должна быть создана достаточно оперативно – срок со дня регистрации первой региональной подгруппы до дня обращения с ходатайством о регистрации в ЦИК не может превышать 2-х месяцев). При сборе подписей в поддержку инициативы проведения референдума должно соблюдаться правило – на один субъект РФ (равно как и на участников референдума, проживающих за пределами территории РФ) должно приходиться не более 50 тысяч подписей (следовательно, инициатива проведения референдума должна быть поддержана, как минимум в сорока российских регионах). На сбор подписей закон отводит 45 дней.

Изданию указа Президента РФ о назначении референдума должно предшествовать обязательное обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии инициативы проведения референдума Конституции РФ. И лишь в случае положительного заключения конституциооного суда Президент РФ назначает референдум. При этом голосование может быть назначено только на воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня опубликования указа, но не может быть совмещено с проведением выборов любого уровня (проведение же региональных и местных референдумов, как правило, совмещается с какими-либо, в том числе и общенациональными, выборами). Решение о назначении региональных и местных референдумов принимается, соответственно, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а при недостаточности правовой базы – Президентом РФ.

Решение по вопросу, выносимому на референдум, считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. При этом референдум считается состоявшимся в случае участия в нем более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме.

Решение, принятое на референдуме РФ, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении, действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме РФ. Если для реализации решения, принятого на референдуме РФ, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме РФ, определить срок подготовки такого правового акта.

Процедурные вопросы, регламентирующие порядок проведения референдума (право на участие в референдуме, система и статус избирательных комиссий, организация голосования и пр.) во многом совпадают с соответствующими нормами, регламентирующими избирательное право и избирательный процесс.

Если проведение референдума финансируется только из средств соответствующего бюджета (федерального, регионального, местного), то на проведение выборов кроме бюджетных средств могут привлекаться и иные финансовые ресурсы. В частности, кандидаты и избирательные объединения, как правило, создают собственные избирательные фонды, в которых наряду с бюджетными аккумулируются собственные средства кандидата и избирательного объединения, а также добровольные пожертвования граждан и юридических лиц. При этом на внесение пожертвований на избирательную кампанию установлен ряд запретов. Такие пожертвования запрещены со стороны иностранных государств, юридических лиц и граждан, лиц без гражданства, несовершеннолетних граждан РФ, органов публичной власти, государственных и муниципальных учреждений и организаций, анонимных жертвователей и т. п. За подготовкой и проведением выборов и референдума установлен жесткий финансовый контроль со стороны государства.

Формы демократии — это ее внешнее проявление. Исторически сложились три основные формы демократии. Первая — участие населения в управлении государственными делами. Она имеет две разновидности — представительную и непосредственную. Представительная — это такая форма, при которой осуществление государственной власти проводится через выборные органы. Непосредственная — форма, при которой народ, население отдельных частей государства или административно-территориальных единиц прямо реализует свои властные полномочия. Способами реализации этой формы является осуществление законодательной инициативы, референдум и т. д.

Вторая форма — организация деятельности системы государственных органов на основе демократических принципов. Такие из них, как гласность, подотчетность, строгое разделение компетенции, выполняют весьма важную роль в обеспечении деятельности государственного аппарата в соответствии с интересами общества, личности. Они упреждают концентрацию власти в руках одних органов, лиц перерастание ее в авторитарную, тоталитарную форму.

Третья форма демократии выражается в провозглашении, юридическом закреплении, фактическом обеспечении прав и свобод граждан.

Форма демократии воплощается в ее институтах — относительно самостоятельных структурных или функциональных элементах государственной организации, оформленных в правовом или организационном отношении.

Институты демократии — это легитимные и легальные элементы политической системы общества, непосредственно создающие демократический режим в государстве через воплощение в них принципов демократии.

К институтам относятся сессии парламентов, депутатские группы, депутатские запросы, приказы избирателей, общественное мнение. По юридической значимости принимаемых решений институты делятся на императивные (референдум, приказы избирателей и т. п.) и консультативные (всенародные обсуждения законопроектов, анкетирование и т. п.). Особым институтом демократии является референдум, представляющий собой один из способов демократического управления государственными делами и выражающийся в принятии окончательных решений по вынесенным на голосование вопросам. Его правовая природа заключается в том, что принятые решения являются общеобязательными для государственных органов, служат правовой базой их правотворческой и правореализующей деятельности.

Формы и институты демократии реализуются через деятельность субъектов — участников общественных отношений, ими являются: граждане, государство в целом и его отдельные органы, политические партии, национально-государственные образования, народ в целом или население административно-территориальных единиц.

В основе этой деятельности лежат принципы демократии — вытекающие из сущности народовластия непререкаемые требования, которые предъявляются ко всеми участникам политической деятельности, призваны обеспечить ее направленность в русло нормального цивилизованного общежития, развитие общечеловеческих ценностей.

Принцип политической свободы имеет разнообразные нормы проявления: свобода слова, собраний, прессы, передвижений, избрание места жительства. Свобода — это нормальное состояние человека, основное условие его жизнедеятельности, развития и совершенствования. В истоках демократии лежат идеи народовластия и неотчуждаемых прав и свобод человека. Система демократии по существу и есть форма защиты свободы личности, а следовательно, и всего гражданского общества от незаконных действий государства.

Свобода как возможность выбора поведения представляет собой абсолютное благо. Принцип свободы исходит их того, что не человек существует для государства, а государство для человека. Отсюда и соответствующие требования: каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо для создания условий реализации свободы человека, ее защиты и охраны. Власть государства, издаваемые им законы, система правосудия — все должно быть гарантией осуществления, охраны и защиты свободы людей. Ни законодательная власть, ни иной орган государства не вправе произвольно ограничивать индивида в его неотъемлемых правах и свободах. Устанавливаемые в законах ограничения должны быть обоснованными, целесообразными, способствовать обеспечению прав и свобод людей, общественному благу.

Принцип равноправия граждан выражается в равенстве всех перед законом, в одинаковых юридических правах и обязанностях, гарантиях их осуществления, в равной ответственности за совершенное правонарушение, в праве на равную защиту перед судом.

Из принципов свободы и равенства логически вытекающий принцип разделения властей, который служит в известной мере их осуществлению. Он предполагает реализацию требования такой взаимозависимости и такого взаимоограничения разных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), которые обеспечивали бы их равновесие, нормативное функционирование, не давали бы возможности превращения власти в средство подавления свободы и равенство.

Принцип выборности исходит из того, что в демократическом обществе власть должна находиться в руках народа и осуществляться с его согласия. Этот принцип обеспечивает периодичность сменяемости органов государства. Чтобы были действительно демократическими, выборы должны быть всеобщими, равными, периодическими, конкурентными, проводится на многопартийной основе.

Принцип принятия решений по большинству голосов при соблюдении прав меньшинства. Само принятие решения по большинству голосов объективно вытекает из сущности демократии. Его логическим следствием является обязательность принятых решений для всех. Поэтому, взятый сам на себя, он таит потенциальную возможность использования его в интересах большинства в целях дискриминации, подавления прав личности, меньшинства. Например, принятие закона, в котором утверждались бы преимущества одних граждан пере другими. Вот почему осуществление этого принципа должно проводится на основе и с учетом прав и свобод личности. Только таким образом можно обеспечить защиту прав меньшинства — политических, национальных, религиозных, этнических и другие. Учет прав меньшинства является исходным требованием при применении принципа принятии решений по большинству голосов. Права личности, права меньшинства в демократическом обществе не могут быть отняты или упразднены большинством. Несоблюдение данного принципа свидетельствует о формальности демократических институтов и форм. Основы государства и права: Учеб. пособие/Л. Л. Богачева, В. А. Бигун, Ю. П. Битяк и др. Под ред. В. В. Комарова — Х., 2005. 420с.

Функции демократии — основные направления ее воздействия на общественные отношения, целью которых является повышение социально-политической активности граждан в управлении обществом и государством.

Поскольку демократия — не статическое, а динамическое состояние общества, ее функции в различные исторические периоды изменялись, обогащались, углублялись.

Функции демократии можно разделить на две группы:

  • — раскрывающие связь с общественными отношениями;
  • — выражающие внутренние функции деятельности государства;

К числу наиболее общих функций демократии можно отнести следующие:

  • 1. Организационно-политическая — организация политической власти на демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации народа (самоуправление) в качестве источника государственной власти и выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии: органами государства, государственными организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами;
  • 2. Регулятивно-компромиссная — объединение деятельности субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и компромисса, концентрации и консолидации разных политических сил вокруг интересов гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения данной функции является урегулирование правовых статусов субъектов демократии;
  • 3. Общественно-стимулирующая — обеспечение служения государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного мнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем, заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений;
  • 4. Учредительная — формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы);
  • 5. Контрольная — обеспечение деятельности органов государства в пределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов; подконтрольность и подотчётность всех звеньев государственного аппарата (например, контроль представительных органов над исполнительными органами, отчет последних перед первыми);
  • 6. Охранительная — обеспечение государственными органами безопасности, чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свобод личности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение правонарушений.

Добавить комментарий