Институт государственной тайны

В соответствии с п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, государственной регистрации подлежат не все нормативные правовые акты, а лишь затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера Копылов В.А. Информационное право. -М.: Юристъ, 2005.С.135..

Согласно п. 17 этих же Правил в течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции Российской Федерации в «Российскую газету», в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации «Система» и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным. Акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

2. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений

Ст. 6 указанного Закона дает понятие отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание, как введение в предусмотренном указанным Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.

Порядок отнесения сведений к государственной тайне регулируется ст. 9 указанного закона и соответствующими ведомственными актами.

Порядок засекречивания сведений и их носителей регулируется ст. 11 указанного закона и соответствующими ведомственными актами.

Ограничения на распространение сведений и на доступ к ним состоят в:

ограничении прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием;

установлении степеней секретности сведений и грифов секретности носителей этих сведений;

обязательности нанесения соответствующих реквизитов на носители сведений, составляющих государственную тайну;

строго регламентируемом порядке рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну и их носителей;

установленными правилами передачи сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, другим государствам ;

существующей системой органов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей;

определенным порядком доступа должностных лиц госорганов, предприятий, учреждений, организаций, и граждан к сведениям, составляющим государственную тайну и их носителям;

ограничениями прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне;

определенной организацией доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну;

установленной федеральными законами ответственностью за нарушение законодательства о государственной тайне;

определенным порядком допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну Кузнецов В.К. Информационное право. — Новосибирск, 2003.С.151..

Принципами отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания являются: законность, обоснованность и своевременность.

Законность в данном случае — есть правильное применение закона и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми должностными лицами, гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями требований законодательства о государственной тайне и Конституции РФ. При этом сведения, подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию должны отвечать требованиям ст. 5 указанного закона. При решении вопроса о соблюдении принципа законности отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания необходимо учитывать требования ст. 7 указанного закона, содержащей список сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены.

Обоснованность означает, что основания для отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания должны быть убедительными, подтвержденными серьезными доводами и фактами и основываться на необходимости обеспечения безопасности государства и соблюдении прав и свобод человека и гражданина. Такие доводы и факты могут быть получены при установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий (например, политических, военных, правоохранительных) этого акта, исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан. Экспертная оценка заключается в проведении специалистами в соответствующей области определенных исследований, анализа ценности сведений и возможных последствий их преждевременного разглашения для государства, общества и граждан. В силу требований ст. 11 закона основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению (изменению).

Под своевременностью надо понимать, что отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание должно быть произведено незамедлительно, при получении сведений, разглашение которых может угрожать безопасности государства, либо соответствующие ограничения должны устанавливаться заблаговременно. Например, при проведении научных исследований, опытов в той или иной области науки, при наличии данных, что результаты, которые могут быть получены, подлежат отнесению к государственной тайне, возможные последствия научных изысканий могут быть заранее засекречены.

Заключение

Отметим, что контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы, на которые эта функция возложена законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти, наделенные в соответствии с настоящим Законом полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных им органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними.

Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Список литературы

О.С. СОКОЛОВА
Соколова О.С., преподаватель юридического факультета Вологодского государственного педагогического университета.
В системе правоотношений, возникающих при обороте информации, особое место занимает институт государственной тайны. Важность и значимость этого института в эпоху информационных технологий, когда информация становится самым основным и ценным ресурсом в обществе, многократно возрастает. Государственная тайна существует во всех странах мира и является неотъемлемой составляющей суверенитета и системы управления.
В период функционирования административно-командной системы в СССР существовали два вида публичной тайны: партийная и государственная. При этом были засекречены не только сами сведения определенной категории, но и нормативные документы, регулирующие правовые основы режима секретности. В начальный период политического реформирования на постсоветском пространстве бытовала точка зрения о том, что институт государственной тайны утратил актуальность и несовместим с такими понятиями, как гласность и демократия.
Однако реалии международных отношений, жесточайшая конкуренция в борьбе за сферы экономического и политического влияния потребовали четкого и детального регулирования правоотношений в сфере государственной тайны. Задача государства — сформировать оптимальный режим такого регулирования для сохранения баланса публичных и частных интересов, для обеспечения жесткого и надежного режима защиты определенной информации в сочетании с неприкосновенностью законных прав и интересов граждан. Этот принцип является основополагающим для конституционной нормы о государственной тайне, которая содержится в п. 4 ст. 29 Конституции РФ. Он же сформулирован в Доктрине информационной безопасности: под информационной безопасностью Российской Федерации подразумевается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
На законодательном уровне правоотношения в сфере государственной тайны регулируются нормами Законов: от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. от 10.01.2003; далее — Закон об информации), от 05.03.1992 N 2446-1 «О безопасности» (в ред. от 25.07.2002), от 04.07.1996 N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (в ред. от 30.06.2003; далее — Закон об участии в международном информационном обмене) и ряда других. Детальное регламентирование данных правоотношений содержится в Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 30.06.2003; далее — Закон о государственной тайне).
Институт государственной тайны включает в себя две составляющих. Одна из них — критерии отнесения информации к категории государственной тайны, являющейся информацией ограниченного доступа, определение степени секретности сведений. Основной критерий отнесения информации к государственной тайне — сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне).
Такие сведения можно классифицировать по нескольким группам.
1. Сведения в военной области, касающиеся стратегических и оперативных планов, планов строительства и функционирования вооруженных сил, сведения о технологиях и производствах в военной сфере, о местонахождении и дислокации военных объектов. Также это сведения из области экономики, науки и техники, связанные с обеспечением обороноспособности и безопасности государства.
2. Сведения в области разведки, контрразведки и оперативно-розыскной деятельности в стране и за ее пределами.
3. Сведения о финансово-кредитной, внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности государства, преждевременное распространение которых может нанести ущерб его безопасности.
В соответствии с Законом о государственной тайне Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 29.05.2002) определен перечень из 87 групп сведений, отнесенных к государственной тайне.
Закон о государственной тайне обеспечивает защиту интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций посредством определения перечня информации, которая не может быть отнесена к государственной тайне. Это касается сведений об экологических катастрофах и стихийных бедствиях, о состоянии социальной сферы, об уровне преступности и фактах нарушения закона должностными лицами, а также некоторых других сведений. Данная норма Закона о государственной тайне корреспондирует со ст. 10 Закона об информации, определяющей круг сведений, которые не могут быть отнесены к категории информации ограниченного доступа, каковой является и государственная тайна.
В Законе о государственной тайне определяются полномочия органов государственной власти в деятельности, касающейся функционирования института государственной тайны.
Так, палаты Федерального Собрания РФ рассматривают статьи бюджета страны в части средств, необходимых для защиты государственной тайны. Помимо перечня относимых к государственной тайне сведений Президент РФ утверждает перечень должностных лиц органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне . Органы государственной власти на федеральном и локальном уровнях, а также органы местного самоуправления в части делегированных им соответствующих полномочий обеспечивают выполнение мероприятий по защите государственной тайны, в том числе на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся на подведомственной им территории. Президентом РФ утверждаются полномочия Межведомственной комиссии по защите государственной тайны . Основная функция этого органа — координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации по защите государственной тайны.
———————————
См.: Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне (утв. распоряжением Президента РФ от 17.01.2000 N 6-рп (в ред. от 14.02.2002)).
См.: Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны (утв. Указом Президента РФ от 20.01.1996 N 71).
Следующая составляющая института государственной тайны — это правовой механизм ограничения доступа к ней. Правительством РФ детально регламентирован порядок допуска должностных и иных лиц к государственной тайне . При этом Законом о государственной тайне установлена возможность проведения специальных проверочных мероприятий в отношении этих лиц. Без проведения таких мероприятий к государственной тайне допускаются члены Совета Федерации РФ и депутаты Государственной думы, судьи, адвокаты по делам, связанным с государственной тайной.
———————————
См.: Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.95 N 1050).
Процедура засекречивания представляет собой установление для информации одной из трех степеней (грифов) секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно», критерием которых является степень тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности страны в случае распространения этих сведений. Трем степеням секретности соответствуют три степени допуска должностных лиц к государственной тайне; при этом допуск к сведениям, имеющим гриф «особой важности», означает автоматический допуск к двум другим.
Следует отметить, что государственная тайна как информация существует исключительно в документированном виде, то есть фиксируется на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Такими реквизитами являются: степень секретности; данные о субъекте, осуществившем засекречивание; регистрационный номер; дата или условие рассекречивания информации.
Закон регламентирует порядок оборота государственной тайны. Ее передача осуществляется после проведения соответствующей экспертизы и оформляется специальным соглашением. Новый хранитель сведений, составляющих государственную тайну, обязан соблюдать режим ограниченного доступа и защиты. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, также детально регламентирована Правительством РФ .
———————————
См.: Положение о порядке подготовки к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 N 973).
К государственной тайне может быть отнесена информация, являющаяся объектом собственности граждан и юридических лиц. В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона об информации государство имеет право ее выкупа. Получивший соответствующую компенсацию бывший собственник информации обязуется не разглашать ее и после отчуждения. Статьей же 10 Закона о государственной тайне предусмотрен не выкуп, а засекречивание такой информации и компенсация ее собственнику материального ущерба, причиненного засекречиванием, то есть происходит не прекращение, а ограничение права собственности. Право собственности на информацию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну, не может быть ограничено у иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена ими без нарушения российского законодательства.
Закон о государственной тайне определяет основания рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну (ст. 13): когда дальнейшая их защита становится нецелесообразной или когда Российская Федерация берет на себя международное обязательство по открытому обмену сведениями, составляющими государственную тайну. Срок засекречивания не может превышать 30 лет, хотя в исключительных случаях он может быть продлен по заключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Не реже одного раза в 5 лет проводится оценка соответствующих сведений на предмет их соответствия критериям секретности. Решения должностных лиц по рассекречиванию государственной тайны согласовываются с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны. Законом о государственной тайне предусмотрено право граждан или юридических лиц ходатайствовать о рассекречивании государственной тайны. Соответствующее заявление должно быть рассмотрено по существу в течение трех месяцев, а результат его рассмотрения может быть оспорен в суде. Гражданам или юридическим лицам дано право оспаривать в судебном порядке и правомерность отнесения сведений к государственной тайне.
Технические средства защиты государственной тайны многообразны и подлежат обязательной сертификации . Надзор за соблюдением законодательства о защите государственной тайны возлагается законом на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.
———————————
См.: Положения о системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну, и о знаках ее соответствия (утв. Приказом ФСБ России от 13.11.1999 N 564).
Уголовным кодексом РФ предусмотрено несколько составов преступлений, объектом которых являются правоотношения, связанные с государственной тайной:
— выдача государственной тайны, квалифицируемая как государственная измена (ст. 275). Субъектом этого преступления может быть только гражданин Российской Федерации;
— шпионаж (ст. 276), субъектом которого может быть иностранный гражданин либо лицо без гражданства. Объективной стороной данного состава являются передача, сбор, похищение или хранение информации, содержащей государственную тайну, в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну. Оба преступления являются умышленными.
Уголовная ответственность предусмотрена также за разглашение государственной тайны при отсутствии признаков государственной измены (ст. 283) и за утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284). В отличие от первых двух составов эти преступления могут быть с субъективной стороны и неосторожными, а их субъектами — лица, имеющие допуск к государственной тайне.
КоАП РФ содержит новеллы об административной ответственности за деятельность в сфере защиты информации, составляющей государственную тайну. Это может быть нарушение условий, предусмотренных лицензиями на проведение работ, связанных с использованием и защитой государственной тайны, на создание средств соответствующей защиты, на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны (п. 3 ст. 13.12), либо использование несертифицированных средств соответствующей защиты (п. 4 ст. 13.12). Административная ответственность также предусмотрена за деятельность в области защиты государственной тайны либо за создание соответствующих средств защиты без лицензии (п. 2 ст. 13.13). Субъектами административной ответственности могут быть как физические (должностные), так и юридические лица.
В судебной практике неоднократно возникали вопросы по поводу применения статей 21 и 21.1 Закона о государственной тайне, определяющих порядок допуска к государственной тайне. Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 N 8-П был разъяснен их конституционно-правовой смысл: неправомерны отказ обвиняемому (подозреваемому) в участии в деле выбранного им адвоката по мотиву отсутствия у последнего допуска к государственной тайне или предложение выбрать адвоката из числа лиц, имеющих такой допуск. Определения Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 314-О и N 293-О содержат аналогичные указания в отношении адвоката или представителя со стороны истца или ответчика в гражданском или арбитражном процессе.
К сожалению, отдельные нормы, касающиеся государственной тайны и содержащиеся в законах, напрямую не регулирующих соответствующие правоотношения, сформулированы не всегда корректно. Так, в новой редакции Таможенного кодекса РФ, вступающего в силу с 2004 года, из контекста ст. 10 следует, что государственная тайна является в том числе «другой конфиденциальной информацией». Аналогичная формулировка содержится, например, в ст. 8 Закона об участии в международном информационном обмене. Между тем Закон об информации в ст. 10 разделяет документированную информацию с ограниченным доступом по условиям ее правового режима на информацию, содержащую государственную тайну, и конфиденциальную информацию. Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188, не включает государственную тайну. Правоотношения по поводу государственной тайны, как указано выше, регулируются отдельным обширным институтом соответствующих правовых норм: помимо базовых Законов термин «государственная тайна» упоминается более чем в 100 федеральных законах и более чем в 400 подзаконных актах. Конфиденциальная же информация имеет иной правовой режим.
Таким образом, институт государственной тайны на сегодня является основной

ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ПОД ЗАЩИТОЙ ЗАКОНА «

10.1. Понятие государственной тайны, состав и принципы формирования сведений, подлежащих засекречиванию

Понятие государственной тайны и общие сведения о системе ее защиты. Институт государственной тайны является одним из важнейших инструментов, с помощью которых обеспечивается безопасность государства и достигается защищенность национальных интересов страны. Как специфический инструмент обеспечения безопасности институт государственной тайны, прежде всего правовой инструмент, системно взаимодействующий с организационным и техническими мероприятиями специального характера. Будучи правовым инструментом, указанный институт конституируется федеральным законом, что свидетельствует о движении нашей страны по пути строительства правового государства. Легальное определение государственной тайны сформулировано в ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» через призму понятия безопасности Российской Федерации. В соответствии с названной статьей под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В целях защиты указанных категорий сведений формируется система защиты государственной тайны, представляющая собой совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений и их носителей, а также мероприятий, проводимых названными органами и направленных на предотвращение утечки информации и несанкционированного доступа к ней.

К органам защиты государственной тайны относятся согласно ст. 20 Закона РФ «О государственной тайне»:

  • Межведомственная комиссия на защите государственной тайны;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности (ФСБ РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны (МО РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки (СВР РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации (ФСТЭК РФ) и их территориальные органы;
  • органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия представляет собой коллегиальный орган, основной функцией которого является координация деятельности органов государственной власти (федеральных и региональных) по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне.

Полномочия Межведомственной комиссии и ее структура определены в Положении о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утвержденном Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. № 1286.

Межведомственная комиссия, в частности:

  • рассматривает и представляет в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ предложения по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны и совершенствованию системы защиты государственной тайны в РФ, а также предложения по организации разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне;
  • формирует перечень должностных лиц, органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;
  • формирует перечень сведений, отнесенных к Государственной тайне;
  • формирует перечень особорежимных объектов РФ и представляет его в Правительство РФ;
  • рассматривает вопросы о возможности передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и международным организациям и представляет в установленном порядке в Правительство РФ соответствующие экспертные заключения.

Федеральная служба безопасности РФ обеспечивает контрразведывательную деятельность, участвует в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну, осуществляет контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, в организациях, определяет порядок проведения и осуществляет меры по допуску граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, а также по допуску организацией к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Министерство обороны РФ определяет степень защиты сведений, составляющих государственную тайну, при размещении заказов на проведение научных исследований, производство вооружения и военной техники.

Служба внешней разведки РФ обеспечивает безопасность учреждений РФ, находящихся за пределами ее территории, и командированных за границу граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю формирует общее направление защиты информации от иностранных технических разведок и ее утечки по техническим каналам связи на территории РФ, осуществляет проверки организации защиты информации в государственных органах, организациях, за исключением систем ФСБ, осуществляет радиоконтроль за отечественными радиолиниями, доступными для иностранных разведок.

Органы государственной власти и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции, определенной положениями о них либо уставами. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти и в организациях создаются структурные подразделения по защите государственной тайны.

Защита государственной тайны в силу прямого указания Закона (ч. 5 ст. 20 Закона РФ «О государственной тайне») является видом основной деятельности органа государственной власти или организации.

Под средствами защиты информации, являющимися составной частью системы защиты государственной тайны, понимаются технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

В качестве носителей сведений, составляющих государственную тайну, действующее законодательство признает материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Указанное понимание носителя сведений исключает применение данного термина к физическим лицам, имеющим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Состав и принципы формирования сведений, составляющих государственную тайну. Основополагающим элементом государственной тайны по действующему законодательству выступают защищаемые государством отдельные категории сведений, перечень которых сгруппирован в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» по важнейшим направлениям деятельности государства. Понятие перечня сведений, составляющих государственную тайну, занимает исключительно важное место в процессе конституирования института информации, режим которой определяется как государственная тайна. Поэтому, не случайно, законодатель посвящает этому перечню специальный раздел Закона РФ «О государственной тайне».

Под перечнем сведений, составляющих государственную тайну, понимается совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством. Категории сведений связаны с конкретными областями деятельности государства. Так, в состав сведений в военной области (военная тайна) включены, в частности, сведения о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации; о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения.

К составу сведений в области экономики, науки и техники, подлежащих нахождению их в режиме государственной тайны, отнесены, в частности, сведения о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники; об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства.

К сведениям в области внешней политики и экономики отнесены, в частности, сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

К сведениям, составляющим государственную тайну в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в частности, отнесены: сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах этих видов деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Приведенный выше перечень сведений, является весьма обобщенным, но он составляет ту основу, на фундаменте которой формируются более детальные составы сведений, относимых в установленном порядке к информации, находящийся в режиме государственной тайны.

На основе базового перечня сведений, составляющих государственную тайну, сформулированного в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» и в соответствии с п. 2 ст. 4 названного Закона Президент РФ утверждает подробный Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, в котором помимо собственно сведений указываются государственные органы, наделенные полномочиями по их распоряжению. Данный Перечень периодически и по мере надобности пересматривается, в соответствии с принципами отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений.

Указанные принципы нашли свое закрепление в ст. 6 Закона РФ «О государственной тайне». К ним отнесены принципы законности, обоснованности и своевременности.

Под законностью отнесения сведений к государственной тайне понимается соответствие засекречиваемых сведений законодательству РФ о государственной тайне и, в частности, перечню сведений, составляющих государственную тайну.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта, исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания состоит в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

Добавить комментарий