Институт учета в административном праве

Официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета.

Субъекты официального статистического учета от имени Российской Федерации осуществляют правомочия обладателей официальной статистической информации, формируемой этими субъектами и являются операторами системы государственной статистики.

В системе государственной статистики используются следующие виды документированной информации: официальная статистическая информация, первичные статистические данные, административные данные.

Официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который разрабатывается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством Российской Федерации.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.

Субъекты официального статистического учета в целях формирования официальной статистической информации получают от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, сведения, отнесенные к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, и обеспечивают ее защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации ограниченного доступа.

Официальная статистическая информация является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Обеспечение доступа заинтересованных пользователей официальной статистической информацией к общедоступной официальной статистической информации осуществляется путем ее предоставления или распространения.

Распространение официальной статистической информации субъектами официального статистического учета осуществляется путем ее опубликования в официальных изданиях субъектов официального статистического учета, средствах массовой информации и размещения для всеобщего доступа в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе для бесплатного доступа на официальных сайтах субъектов официального статистического учета в сети «Интернет».

Предоставление субъектами официального статистического учета официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации является обязательным и бесплатным. Иным федеральным органам государственной власти, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей по их письменному запросу или в соответствии с соглашением сторон об информационном взаимодействии официальная статистическая информация предоставляется субъектами официального статистического учета бесплатно.

В случае если должностные лица, а также лица, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имели доступ к содержащимся в формах федерального статистического наблюдения первичным статистическим данным, допустили их утрату, незаконное разглашение или распространение либо фальсифицировали эти данные или содействовали их фальсификации, указанные лица несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ в статье 13.19 предусматривает ответственность за нарушение порядка представления статистической информации:

Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

Применение официальной статистической методологии является обязательным при формировании официальной статистической информации.

Официальная статистическая методология включает в себя методы сбора, контроля, редактирования, сводки и группировки первичных статистических данных и административных данных, оценки точности официальной статистической информации и ее систематизации.

Официальная статистическая методология формируется субъектами официального статистического учета и утверждается ими по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5

Централизованная система статистического учета и статистической отчетности− важнейшее средство государственного управления экономикой и социально-культурным строительством. Без учета и изучения статистических данных о тех или иных процессах и явлениях, происходящих в обществе, невозможно прогнозирование социально-экономического развития страны и принятие обоснованных управленческих явлений.

В российской науке административного права учет рассматривается как одна из функций государственного управления. Учет – это фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственного управления, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий государственных органов, государственных управленческих решений, о наличии и движении документов, имеющих важное значение для государственного управления в целом; это фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственного управления.

Учет предназначен для определения наличного количества каких-либо предметов, документов, фактов; система учета, как правило, включает органы управления на федеральном, региональном, ведомственном и муниципальном уровнях, информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, инженерно-технические средства, а также нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в соответствующей области.

В настоящее время в научной литературе не сложилось единообразного подхода к классификации учетных систем, выделяются различные виды учета: оперативный (оперативно-технический), статистический, бухгалтерский, налоговый, бюджетный, финансовый и управленческий. Для упорядочения действующего в данной сфере законодательства, в частности, Е.М. Ашмарина справедливо предлагает выделять отдельную подотрасль – учетное право (финансовый учет), представляющую собой «совокупность императивных юридических норм, регулирующих общественные финансово-экономические отношения по учету образования, распределения и использования фондов денежных средств».

Предметом учетного права (финансового учета) являются общественные отношения по учету денежных средств, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства (муниципальных образований).

Особую роль играют бухгалтерский, налоговый, воинский и статистический учеты. Во многом, этим обусловлено то, что они более детально, чем другие виды учета, проанализированы в научной литературе.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

− формирование полной и достоверной информации о деятельности организаций и ее имущественном положении;

− обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ;

− предотвращение отрицательных последствий хозяйственной деятельности организаций.

Тем не менее, одни лишь данные бухгалтерского учета не всегда могли обеспечить пользователей информацией, необходимой для исчисления налогов и других обязательных платежей. Со временем необходимость внесения корректировок в данные бухгалтерского учета в целях начисления налогов возникала все больше и больше. «В нормативных правовых актах по налогам такие корректировки обычно сопровождались формулировкой «для целей налогообложения» или «в целях налогообложения» (аналогичные формулировки используются и в законодательстве о налогах и сборах). Большей частью корректирование данных бухгалтерского учета в целях налогообложения устанавливалось для порядка исчисления налога на прибыль предприятий и организаций».

Налоговый учет как институт административного и налогового права – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе сбора, регистрации и обобщения информации для определения налоговой базы текущего налогового периода или налоговой базы последующих периодов, а также в необходимых случаях налоговых вычетов.

Согласно статье 313 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

В данном определении в качестве функций налогового учета не указываются сбор и регистрация информации, в чем и выражается главное отличие налогового учета от бухгалтерского учета, который, согласно п. 2. ст. 1 федерального закона «О бухгалтерском учете», представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных федеральным законом «О бухгалтерском учете», в соответствии с требованиями, установленными данным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Главная цель налогового учета – определение налоговой базы по налогу.

Другими целями налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Из этого вытекает отличие налогового учета как учетной системы от бухгалтерского учета: выполнение исключительно учетно-фискальной функции без выполнения финансово-учетной.

Воинский учет граждан РФ организуется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1541.

Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Минобороны России, МВД России, Службой внешней разведки РФ, органами Федеральной службы безопасности РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы.

Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Цели и задачи воинского учета:

− обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством;

− определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных людских ресурсов в интересах их эффективного использования для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

− проведение плановой работы по подготовке необходимых военных специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований с мирного на военное время и последующего их доукомплектования личным составом.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время.

Официальный статистический учет, согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», — деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации.

Официальная статистическая информация определяется как сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне массовых социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией.

Организация государственного статистического учета базируется на принципе обязательного представления в установленном порядке и установленные сроки всеми государственными и муниципальными органами, организациями всех форм собственности и гражданами достоверных статистических данных.

Таким образом, под учетом понимается фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственного управления, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий государственных органов, государственных управленческих решений, о наличии и движении документов, имеющих важное значение для государственного управления в целом; это фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственного управления.

Государственная статистическая отчетность включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные, анкетные, социологические, монографические обследования и т.д.), формы и программы которых, а также инструкции по их заполнению утверждены федеральным органом исполнительной власти в области статистики или по согласованию с ним статистическими органами субъектов федерации. Ответственность за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности установлена Законом РФ от 13 мая 1992 года «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности».

В качестве субъектов официального статистического учета и отчетности выступают федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 2 федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»).

Субъекты официального статистического учета в целях формирования официальной статистической информации получают от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, сведения, отнесенные к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, и обеспечивают ее защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации ограниченного доступа (п. 9 ст. 5 федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»).

Координация деятельности в сфере официального статистического учета осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при разработке федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации, составлении национальных счетов и утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению. В настоящее время таким органом является Федеральная служба государственной статистики.

Федеральная служба государственной статистики, в частности, осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

— представляет в установленном порядке официальную статистическую информацию органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям;

— разрабатывает и утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам и принципам официальной статистики;

— согласовывает официальную статистическую методологию, формируемую и утверждаемую субъектами официального статистического учета;

— разрабатывает совместно с субъектами официального статистического учета федеральный план статистических работ и подготавливает предложения по его актуализации;

— утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами;

— осуществляет подготовку, проведение и подведение итогов Всероссийской переписи населения, Всероссийской сельскохозяйственной переписи, а также их методологическое обеспечение;

— разрабатывает и ведет в установленном порядке общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации в установленной сфере деятельности

— ; обеспечивает заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

Кроме того, субъектов, производящих учет, принято рассматривать применительно к каждому из основных видов учета. В частности, воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных образований по месту их жительства; налоговый учет осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные подразделения и т.д..

Литература

1. Большая советская энциклопедия. М., 1958. Т.23.

2. Административное право: Учебник / Л.Л. Попова. –М.: Юрайт,2012.

3. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. –М.: Юристъ,2006. С. 398.

5. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М., 2007.

6. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М., 2009.

7. Кирсанов А.Р. Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации: Учебное пособие. — М., 2002. С. 57.

9. Лазарев И.М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и их организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации. Автореф. Дисс… канд. юрид. наук. М., 2002.

10. Спектор Е.И. Развитие административного законодательства о государственной регистрации. «Журнал российского права», N 7, 2002.

Нормативные правовые акты

1. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №30. Ст.3594.

2. Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

4. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»

5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

6. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях»

7. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

8. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143 «Об актах гражданского состояния».

9. Федеральный закон от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

10. Закон РФ от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ»

11. Указ Президента РФ от 30 марта 1998 г. №328 «О разработке единой государственной системы регистрации и учета преступлений».

12. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. N 819 «Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации»

13. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

14. Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г. №1001 «О порядке регистрации транспортных средств».

Административно-процедурная деятельность органов исполнительной власти – это выполнение исполнительными органами юридически значимых действий, совершение и соблюдение которых необходимо для принятия или исполнения правового акта нормативного либо индивидуального характера. Административные процедуры призваны гарантировать защиту прав и свобод граждан и юридических лиц от произвола административных органов и служат средством контроля за их деятельностью. Нормативно-правовая база по процедурам: Закон РБ «Об основах административных процедур» (28 октября 2008), Закон РБ «О НПА», Декрет Президента №22 от 10 декабря 1998 г. «Об утверждении Положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов РБ» и др.

Процедуры делят на правотворческие и правоприменительные. Стадии процедуры на примере подачи заявлений заинтересованных лиц: 1) подача заявления о рассмотрении административного дела (на белор. или русск. языке в письм. форме; могут прилагаться документы и сведения, необходимые для осуществления процедуры; заявление подлежит регистрации в день подачи); 2) подготовка административного дела к рассмотрению; 3) рассмотрение административного дела (единолично работником уполномоч. органа либо коллегией органа; проверяют сведения, регистры, каталоги, банки данных, делают запросы в другие госорганы); 4) принятие административного решения по делу (отказ в принятии заявления либо осуществление административной процедуры либо отказ в осуществлении процедуры; либо устно, либо в письм. или электр. виде в теч. 5 дней со дня принятия решения; решение вступает в силу со дня принятия); 5) обжалование в случае отказа (может быть подана администр. жалоба в орган в теч. 1 года со дня принятия решения; подается в письм. форме, где содержится наименование органа, рассм-го жалобу и др.). Админ. жалобу могут оставить без рассмотр., оставить адм. решение без изменения и жалобу без удовл., отменить адм. решение и принять новое либо направить адм. жалобу в орган для повторного рассмотрения заявления заинтерес. лица.

одолению или недопущению угроз со стороны теневой экономики, экономической и организованной преступности, на региональном уровне необходимо рассматривать механизм взаимодействия органов законодательной, исполнительной власти, правоохранительных и контролирующих структур региона.

1 Манаенков А.М. Институциональные основы обеспечения экономической безопасности и противодействия теневой экономике. Автореф. канд. экон. наук. М., 2010.

Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность: Электронный учебник. 2010.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРОЦЕДУРЫ

РЕГИСТРАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

В.Ю. ДИБЕЛЬ,

Научная специальность: 12.00.14 — Административное право, финансовое право, информационное право

Аннотация. В статье анализируется некоторые вопросы правового регулирования регистрационных отношений в системе государственного управления. Исследуется место регистрации в государственном управлении. О роли государственной регистрации в обеспечении прав и свобод граждан. Административно-правовой механизм процедуры регистрации.

Ключевые слова: права и свободы граждан, функционирование норм права, институт правового регулирования, административно-правовые нормы, государственная регистрация, нормы юридического действия, государственное управление, процедура регистрации.

LEGAL AND ADMINISTRATIVE MATTERS OF REGISTRATION IN THE STATE ADMINISTRATION

V.Y. DIBEL

Обеспечение прав и свободы человека и гражданина приоритет государства. Механизм реализации данного направления постоянно государством совершенствуется. С изменениями экономических преобразований, совершенствуется правовая система государственного управления. Не является исключением и развитие административно-правовой науке. Нормы административного права обеспечивают равные права и возможности человека

и защищают их от посягательств со стороны нарушителей норм административного права. Правовые нормы дают возможность решать многие вопросы в повседневной жизни государственного управления. Проблемы развития административно-правовой отрасли права неразрывно связано с развитием государства. Административное право регулирует общественные отношения. Оно закрепляет обязанности и права всех сторон общественных отноше-

ний: и властных, и невластных субъектов. Главная составляющая предмета административного права, его ядро — система отношений государственной администрации с гражданами и их организациями. Основная задача административного права — правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан1.

Активное применение института регистрации в механизме правового регулирования общественных отношений обуславливает необходимость установления пределов действия правового режима, не допуская их чрезмерного расширения, а также теоретического и законодательного определения единых критериев, наличие которых предполагает обязательность регистрации того или иного объекта, выработки оснований их классификаций.

За последние годы расширилась сфера применения института регистрации, что привело к значительному росту количества правоотношений. Соответственно увеличилось количество различных нормативных актов, составляющих данный административно-правовой институт. В настоящее время, в условиях развивающейся рыночной экономики, появляется множество самостоятельно действующих хозяйствующих субъектов. Сложная и противоречивая ситуация, сложившаяся в ходе проведения политических и экономических преобразований, не оставляет сомнения в необходимости ее регулирования со стороны государства. Государство, уменьшая объем прямого управления хозяйствующими субъектами, сохраняет и увеличивает объем регулирования их деятельности.

В частности в регистрационной деятельности влияние государственных функций постоянно совершенствуется в целях защиты прав, свобод и интересов граждан.

Современное регистрационное законодательство носит фрагментарный и несистемный характер. Недостаточно исследованы материально-правовые и процессуально-правовые признаки института регистрации. Развитие и совершенствование законодательства, появление качественно новых правоотношений между органами исполнительной власти, с одной стороны, и организациями, общественными объединениями, юридическими и физическими лицами, с другой, которые связаны с реализацией их прав и законных интересов. Решение этой сложной задачи вызывает потребность не только обновления российского законодательства, но и формирования многих принципиально важных правовых институтов, к числу которых относится институт регистрации.

Определение регистрации содержится, в частности, в Большой советской энциклопедии2, где регистрация трактуется как взятие на учет, занесение в реестр лиц, актов гражданского состояния, учреждений, материальных ценностей и других объектов;

в ракурсе государственно-управленческой деятельности существует регистрационная система — форма государственного учета, состоящая в обязательной регистрации уполномоченными органами.

Ученые правоведы по разному с научной точки зрения подходят к определению регистрация. Так, .М. Козлов и Л.Л. Попов относят регистрацию, наряду с лицензированием и порядком принятия правовых актов управления, к административно-процедурному производству. Регистрация — акт официального признания законности соответствующих действий… и служит целям обеспечения законности совершаемых в сфере государственного управления определенных действий, представляющих значительный публично-правовой интерес, и одновременно целям гарантирования прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также различного рода негосударственных образований3.

Профессор Д.Н. Бахрах считает, что регистрация состоит в проверке законности фактов, их официальном признании и последующем учете4. Ее осуществление возложено на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

И.М. Лазарев отмечает, что регистрация является одним из видов административных процедур, осуществляемых органами исполнительной власти во взаимоотношениях с гражданами и их организациями. Регистрационные административные процедуры включают в себя деятельность органов исполнительной власти, урегулированную административно-процессуальными нормами, в ходе которых решаются вопросы об официальном признании законности существования определенных материальных объектов и юридических фактов5.

В первые понятие регистрации было дано Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»6.

Согласно ст. 2 указанного выше Закона, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В данном Федеральном законе понятие регистрации является слишком узким и охватывает лишь особенности механизма регистрации недвижимого имущества.

Многие ученые административисты посвятили свои работы раскрытию сущности и выяснению критериев регистрации. До сих пор нет единого мнения о том, входит ли государственная регистрация в понятие «разрешительное производство».

Д.Н. Бахрах считает, что государственная регистрация во многом схожа с разрешительной системой. Но это два разных способа, принадлежащие к разным методам административного воздействия. Так, при регистрации граждан, транспортных средств, сделок с недвижимостью и т.д. не принимается административный акт, разрешающий деятельность. Регистрация состоит в проверке законности фактов, их официальном признании и последующем учете, а выдача разрешений с последующим надзором связана с определенными видами деятельности, правонаделением соответствующих субъектов7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.Б. Агапов считает, что регистрация является одной из форм государственной разрешительной политики, вместе с лицензированием и сертификацией, так как их реализация влечет за собой существенные правовые последствия для субъектов правоотношений8.

Мнение ученых административистов разделяется в связи с неурегулированностью процедуры регистрации законами. На уровне регионального нормотворчества пытаются компенсировать пробелы в законодательстве. Принимаемые в органах власти субъектов Российской Федерации акты часто противоречат не только действующему законодательству, но и друг другу.

Такое положение, естественно, подрывает и без того нестабильную нормативно-правовую основу процедуры регистрации, способствует возникновению коллизий и противоречий, затрудняет работу регистрирующих структур, приводит к возрастающему потоку писем, жалоб и обращений в судебные органы. По мнению К.С. Бельского государственная регистрация выполняет две функции:

— правоустановительная, заключающая в том, что путем официальной констатации в соответствующих журналах определенных фактов обеспечиваются необходимые условия для реализации гражданами своих прав на те или иные социальные блага;

— правоохранительная, заключается в осуществлении административного надзора за законностью регистрируемых действий и фактов9.

К примеру регистрация в органах внутренних дел необходимо считать как одного из видов государственной регистрации.

Как вытекает из норм Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждение Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской

Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационным учетом граждан является порядок регистрации и снятие граждан с учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, который устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнение ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Способ регистрации выбранный гражданином РФ (постоянный или временный) может иметь для гражданина различное правовое содержание и последствия. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства. При регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства производится уже снятие его с регистрационного учёта по прежнему месту жительства. Различие в регистрации состоит, прежде всего, в сроках, на которые граждане вселяются в жилые помещения. При постоянной регистрации срок вселения не определён а при временной регистрации срок вселения, как правило, является заранее определённым.

Осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации, согласно ст. 6 Положения о Федеральной миграционной службе Российской Федерации10, возложено на территориальные органы Федеральной миграционной службы

Регистрация граждан РФ по месту пребывания (временная регистрация). Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны в 3-дневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется в жилые помещения любых форм собственности без снятия с регистрационного учета по месту жительства. При вселении граждан в жилые помещения по месту пребывания указанные граждане получают статус «временных жильцов».

Таким образом регистрация граждан по месту жительства или по месту пребывания урегулирована правовыми нормами в целях упорядоченья миграционных процессов в государстве а также для осуществления гражданами своих прав и свобод.

Например, регистрация автомототранспорта в Государственной инспекции безопасности дорожного движения — это не только получение на него номерных знаков после покупки. В понятие регистраци-

онных действий входит внесение изменений в документы, получение их дубликатов и восстановление утраченных номерных знаков, переоформление машины по наследству или в связи с переоборудованием, снятие с учета перед продажей и многое другое.

В настоящее время порядок регистрации транспортных средств устанавливается «Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденными Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 100111

Правилами установлен единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.

Транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев, также подлежат регистрации.

Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.

Регистрационные подразделения совершают следующие основные регистрационные действия, направленные на обеспечение допуска транспортных средств к участию в дорожном движении:

а) регистрируют транспортные средства;

б) производят изменение регистрационных данных;

в) снимают с регистрационного учета транспортные средства;

г) выдают регистрационные знаки «ТРАНЗИТ»;

д) выдают дубликаты свидетельств о регистрации и дубликаты паспортов транспортных средств взамен утраченных или непригодных для использования;

е) выдают регистрационные знаки транспортных средств;

ж) производят временную регистрацию транспортных средств по месту пребывания собственников;

Транспортные средства регистрируются по ме-

сту жительства физических лиц. В том случае, если они не имеют регистрации по месту жительства, то регистрация транспортных средств производится по месту пребывания указанных лиц12. Регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц.

Регистрация служит важным средством управленческого воздействия, «отдельные права и обязанности появляются лишь в связи с наличием ненормативного акта, каким является акт-разрешение»13. Он служит индивидуальным регулятором общественно значимого поведения.

Складывающиеся, прежде всего в сфере экономики переменами существенно расширили институт регистрации в Российской Федерации (по сравнению с советским периодом) — это было обусловлено в характере воздействия государства на общественные отношения.

Осуществление регистрации является одной из мер со стороны государства, призванной обеспечить публичный интерес. Смысл реализации данной меры состоит в сбалансировании определенным образом публичного и частного интереса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регистрацию можно отнести к числу правовых форм исполнительной деятельности, поскольку она оформляется и осуществляется на основе правового акта (свидетельство о регистрации), в результате которого наступают юридические последствия.

Юридические последствия выражаются в возникновении административно-правовых отношений между заявителем и органом исполнительной власти, осуществляющим процедуру регистрации.

Таким образом, регистрацию необходимо рассматривать как правовой институт, то есть совокупность правовых норм, регулирующих следующие группы отношений:

Во-первых отношения, возникающие по поводу создания и организации деятельности регистрирующих органов;

Во-вторых отношения, возникающие между органами исполнительной власти (регистрирующий орган) и лицом, желающим зарегистрировать свои права или определенный правовой статус.

В связи с вышеизложенном, необходимо выделить следующие особенности понятие регистрации, которые являются неоднозначными:

Являясь системой государственно-исполнительных отношений, содержание которых определяют регулирование общественных отношений, требуется выполнение предписаний и определенного правового поведения в тех сферах, где нарушение правил регистрации приводит к правонарушениям.

Государственная регистрация имеет свои принципы организации управленческого воздействия. Такие как координация государства и граждан при

реализации программ управления, специализация управленческого воздействия, профессиональная компетентность, ограничение государственного вмешательства в деятельность социальных институтов, заинтересованность граждан в выполнении административных условий государственной регистрации.

Необходимо обратить внимание на то что, государственная регистрация выступает формой контроля за выполнением обязательных условий, связанных с государственной регистрацией, деятельностью субъектов регистрационных правоотношений. Так, граждане прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны в 3-дневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию. За нарушение указанных правил в законодательном порядке предусмотрена административная ответственность.

Таким образом, определение государственная регистрация понимается официальное признание за определенными субъектами прав или правового статуса, в тех случаях, когда необходимо регулирование со стороны государства конкретных общественных отношений, а также осуществление контроля за фактически осуществляемыми действиями является формой исполнительной деятельности, выраженной в санкционировании.

Природу регистрационных отношении регулируют административно-правовые нормы.

Они охраняют и определяют права и обязанности участников регистрационных отношений.

Для функционирования норм права по отношению к государственной регистрации, нормы права создают юридическую базу для осуществления правоприменительной деятельности исполнительно-распорядительных органов. Нормы права регламентируют процесс применения права

Регистрация как одна из административных процедур включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга стадий. Особенность состоит в том, что стадии плавно сменяют друг друга, и в некоторых процедурах между ними нет четких границ. В общей теории юридического процесса под стадиями обычно понимаются относительно самостоятельные этапы процесса, на каждом из которых решаются специфические задачи производства и с этой целью совершаются строго определенные правовыми нормами юридические действия и составляются (издаются) юридические документы (правовые акты)14.

Анализ действующего законодательства, позволяет сделать вывод, что с учетом специфики, процедуру регистрации условно можно разделить на обязательные и факультативные стадии:

Прием документов необходимых для осуществления регистрации (обязательная).

Рассмотрение и проверка представленных документов (обязательная).

Назначение и проведение предрегистрационной экспертизы (факультативная).

Принятие решения о регистрации или об отказе в регистрации (обязательная).

Обжалование отказа в регистрации и проведение независимой экспертизы при обжаловании отказа регистрирующего органа (факультативная).

Внесение данных на основании поданных документов в единый реестр, оформление и выдача свидетельства, подтверждающего факт регистрации (обязательная).

Представление сведений о регистрации в государственные органы, перечень которых определен отдельными нормативными актами (факультативная).

Проанализировав выше сказанное видными учеными административистами необходимо сделать вывод, что институт государственной регистрации урегулирован нормами административного права, а предмет регулирования можно определить как совокупность общественных отношений, возникающих при обеспечении органами исполнительной власти прав и обязанностей граждан, юридических лиц посредством государственной регистрации, а также иных отношений, связанных с формированием и деятельностью регистрирующих органов.

1 Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. — М., 2008. С. 18.

2 Большая советская энциклопедия. М., 1958. Т.23. С. 221.

3 Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. — М.: Юристъ, 2000. С. 398.

4 Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. — М., 2008. С. 377.

5 Лазарев И.М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и их организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации. Автореф. Дисс… канд. юрид. наук. М., 2002. С. 17.

6 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». «Российская газета», N 145, 30.07.1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. — М., 2008. С. 338.

8 См.: Агапов А.Б. Административное право. Учебник. М., 2011. С 467.

9 См.: Бельский К.С. Полицейское право: лекционный курс / К.С. Бельский. — М.: Дело и Сервис. 2004. — С.786.

10 Указ Президента РФ от 19.07.2004 N 928 (в ред. Указа Президента РФ от 03.12.2011 N 1577) «Вопросы Федеральной миграционной службы». //СПС. «Консультант Плюс»

11 Приказ МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 (в ред. Приказа МВД РФ от 29.08.2011 N 974) «О порядке регистрации транспортных средств».// СПС «Консультант Плюс»

12 Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 26.10. 2011) «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

13 Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976. С. 61.

14 См, например: Теория государства и права. Под ред. Н.И. Ма-тузова и А. В. Малько. М., Юристъ, 2001. С. 400-402.

Новости

Названы регионы с самыми большими затратами на услуги ЖКХ
Российская семья в среднем тратит около 4,8 тысячи рублей в месяц на оплату услуг ЖКХ. Исследование выявило регионы России, жители которых больше всего тратят на услуги ЖКХ. Лидерами по дороговизне ЖКХ также являются Магаданская область и Москва.


Временное правительство на востоке Ливии подало в отставку
Временное правительство Ливии, которое заседает на востоке страны, подало в отставку. Об этом говорится в соответствующем заявлении. Как сообщается в документе, глава парламента Агила Салех и руководитель временного правительства Абдалла ат-Тани…


На Буковине возросло количество больных коронавирусом
Официально подтверждено еще 63 случая заражения коронавирусом. Фото: facebook/Чернівецька обласна державна адміністрація Число больных коронавирусом COVID-19 в пятницу увеличилось еще на 63 человека, сообщил глава Черновицкой ОГА Сергей Осачук. Об…


В Совфеде заявили о желании Германии «спустить на тормозах» ситуацию с санкциями
Сенатор Владимир Джабаров прокомментировал шесть вариантов отказа Германии от «Северного потока-2», которые ранее описало американское издание Politico. По его словам, наличие стольких опций свидетельствует о том, что вариантов у Германии нет. Он…


Замдиректор департамента Минпромторга арестован за мошенничество
Предположительно он организовал особо крупное хищение с помощью структуры «Ростеха».


Банки.ру составил рейтинг компаний по страхованию жизни
Интерес граждан к страхованию жизни в этом году начал стремительно расти. Какие страховщики уже смогли максимально проявить себя? По данным Банка России, в I квартале 2020 года рост страховых премий в России ускорился до 12,6% и достиг…


Архив новостей

Добавить комментарий