Институции гая

Общая характеристика институций ГАЯ.

Представляет собой конспект лекций юриста ГАЯ подготовленного в 250-260-е годы н.э. были изданы учеником или другом автора после его смерти. Институции представляют собой систематическое изложение всего римского частного права, как цивильного, так и преторского. Общая система Институций определяется самим Гаем: «Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам (I. 8). Эта идея стала основой институционной системы построения современного гражданского права, в частности – французского. Институции Гая разделены на четыре части (книги): о лицах (I); о вещах (II-III) и об исках (IV). В свою очередь каждая часть (книга) разделена на параграфы. Так, книга I насчитывает 200 параграфов, книга II – 289, книга III – 225 и, наконец, книга IV – 187 параграфов. Первая книга начинается с общих сведений о праве. Указываются различия между правом цивильным и правом народов (ius gentium). Затем Гай перечисляет все источники римского частного права. Основная масса материала первой книги посвящена правовому положению людей, в частности, свободных, латинов, перегринов и рабов. Не меньшее значение римский юрист уделяет другому принципиальному «делению в праве лиц» (I. 48): на лиц самовластных и подвластных. И далее подробно рассматриваются три вида частной власти, свойственной римскому праву – potestas, manus, mancipium и, собственно, различия в правовом положении подвластных лиц. Здесь рассматриваются юридические институты брака, отцовской власти (знаменитой patria potestas), опеки и попечительства, регулировавшие правовое положение лиц подвластных. Вторая и третья книги посвящены вещам (res), их видам и способам их приобретения. Из различных категорий вещей, описываемых Гаем, наиболее известными, бесспорно, являются res mancipi и res nec mancipi. Именно в этих книгах содержатся немногочисленные, но весьма ценные характеристики основных терминов, обозначавших римскую собственность – dominium и proprietas. Во второй книге Гай сообщает важные данные о так называемой «бонитарной собственности» (in bonis esse) и о duplex dominium. Здесь же сосредоточены основные сведения о других институтах вещного права; это, прежде всего, possessio и сервитуты. Вторая часть книги II и первая часть книги III посвящены наследственному праву. Гай начинает с изложения наследования по завещанию (ex testamento). Последовательно описываются порядок цивильного завещания и преторского bonorum possessio, правила, касающиеся наследников, в частности, подназначения наследника (субституции) и необходимого наследования. Завершается вторая книга подробным рассмотрением завещательных отказов (легатов и фидеикоммиссов). Первая часть книги III продолжает и завершает изложение права наследства: о наследовании без завещания (то есть, о наследовании по закону). Именно здесь окончательно сформировано Гаем представление об агнатическом родстве. Основная часть книги III посвящена обязательствам. Гай здесь дает известное деление обязательств (obligatione) по их источникам: обязательства из контрактов и из деликтов. Здесь же и юридическая характеристика контрактов по четырем группам (реальным, вербальным, литтеральным и консенсуальным). Конец третьей книги посвящен обязательствам из деликтов (воровства и, особенно, повреждения и уничтожения вещей по закону Аквилия). Четвертая книга Институций целиком посвящена искам (actio). Рассматриваются виды исков, подробно описываются юридические средства защиты в гражданском процессе. В этой книге содержатся ценные сведения о древнем легисакционном процессе и, весьма подробно, о процессе per formula. Помимо всевозможных исков, используемых в процессе, в том числе виндикационном и негаторном, Гай рассказывает и о других юридических средствах защиты – об эксцепциях и интердиктах.

Свод гражданского права императора ЮСТИНИАНА.

Свод гражданского права или «corpus iuris civilis» состоял из четырех основных частей. Название получил в средневековье «corpus iuris civilis» когда был издан Готофредом в 1583 где были объединены все части юстиниановой кодификации. Первая часть представляет собой законы и постановления римских императоров со времени АДРИАНА до времени составления кодекса, в 529 было первое издание, а с 1 мая 534 по 29 декабря 534 (вступило в силу) второе издание. Состоял из двенадцати книг в свою очередь книги из титулов, титул из императорских постановлений, а они делятся на параграфы. Эта работа названа «КОДЕКСОМ ЮСТИНИАНА». Кодекс создавала комиссия из 10 человек с участием Трибониана, комиссия создана 13 февраля 528 и уже 16 апреля 529 вступил в силу КОДЕКС ЮСТИНИАНА. Вторая часть представляет собой так называемые «ДИГЕСТЫ» или «ПАНДЕКТЫ» — это собрание приведенных в научную систему отрывков из сочинений известных римских юристов классической, позднеклассической и послеклассической эпох (96-533 года) объемом 50 книг. Это были выписки по самым разным вопросам частного, уголовного и международного права. Дигесты составляла комиссия по приказу Юстиниана изданного 15 декабря 530, комиссия состояла из 15 человек во главе с Трибонианом в составе четырех профессоров из Константинопольской Академии и Беритской Академии, и 11 адвокатов из высшего суда. Работа была выполнена к 16 декабря 533.

Дигест является важнейшей частью свода Юстиниана так, как они были новыми по своему характеру официальным сборником. Составлены на латинском языке. Дигесту было придана сила закона. Дигесты делятся на семь частей:

Некоторые книги получили устойчивое название, но они не помещены в заголовок. Так книги 47,48 часто назывались «страшные книги» так, как они посвящены вопросам о преступлении и наказании. Каждая книга делиться на титулы, титул имеет свое название. Некоторые названия дигеста и кодекса совпадают. В титулах есть фрагменты – это извлечения из сочинений юристов. Фрагменты не имеют систематизации, они просто наслаивались друг на друга. Длинные фрагменты делятся на параграфы, это деление произошло во времена глоссаторов. Теории происхождения текста Дигест. Гофман считает, что комиссия пользовалась уже появившимися ранее материалами, в частности – комментариями Ульпиниана к эдикту и ad Sabinum, сборникам всякого рода мнений и правил. Так же он утверждает, что в распоряжении составителей были работы комиссии Феодосия II. Составители Дигест расположили всю систему права по отделам, и для каждого отдела были введены члены комиссии. Она не получила распространения. Согласно теории Петерса дигесты составлены на основании предыдущей частной кодификации, выработанной в одной из юридических школ незадолго до начала работ над Дигестами. То есть при таких условиях работа составителей свелась к пересмотру и внесению необходимых дополнений и изменений. Она так же не прижилась в связи с тем, что нет положительных сведений о наличии предыдущего сборника. Согласно теории Блюме Трибониановская комиссия разделилась на три подкомиссии, каждая из которых обрабатывала определенные сочинения и выбирала фрагменты. Потом в порядке общей работы труды подкомиссий были пересмотрены и удалены противоречия. Блюме выделяет три массы: массы эдикта (сочинения относящиеся к преторскому эдикту), массы Сабина (сочинения являющиеся комментариями к цивильному праву), массы Папиниана (сочинения Папиниана и другие сочинения практическиого характера).

В дигестах присутствует деление на частное и публичное право. Но основным содержанием является фрагменты, относящиеся к частному праву. Более четверти объема занимают вопросы наследования по закону и по завещанию. К публичному праву относят: 1)Титулы содержащие общие положения и принципы (Д.1.1 О правосудии и праве; Д.1.2. о происхождении права; Д.1.3. О законах сенатусконсультах и длительном обычае;Д1.4. О конституциях принцепсов); 2) Вопросы уголовного права и процесса (книги 47 и 48, частично в 49); 3) Отдельные вопросы публичного права (Д.49.11 О праве Фиска;Д.49.14 О военном пекулии;Д.50.6 Об иммунитетах); 4)Высказывания, регулировавшиеся «правом народа», своего рода международное право. Третьей частью являются ИНСТИТУЦИИ, изданные в четырех книгах в 533 году как руководство в юридических школах Константинополя, Берита и Рима, были учебниками по праву. Они были одновременно подготовлены вместе с Дигестами — Трибонианом, Теофилом, Дорофеем так же по поручению Юстиниана. Они были изданы в 533 году и по силе они являлись равными всем другим частям свода благодаря специальному указу императора. Четвертая часть так называемые «НОВЕЛЛЫ» или это собрание указов ЮСТИНИАНА изданные после выхода его кодекса. Это были постановления вышедшие в промежутке с 535 по 565 год. Большинство новелл касаются вопросов публичного и церковного права, частного права в новеллах мало. Некоторые из них толкуют уже существующий закон. В области частного права особое значение имеют новеллы 22-о браке, 118 и 127 – о наследовании. В основном изложены на греческом языке, но так же выпускались и на латинском. Они излагаются подробно без лишнего многословия. До нас дошли три сборника новелл: 1) из 124 новелл, являющихся частным изданием профессора права в Константинополе и называлась Epitome Iuliani; 2) из 168 новелл составленных при императоре Тиберии II (578-582); 3) сборник из 134 новелл составленный на латинском языке и получивший название Authenticum.

Вступление

Труд римских юристов – это многовековой и лишь в незначительной степени дошедший до нас труд, приведший в первые века нашей эры к детальной разработке всех юридических вопросов, связанных с относительно сложной хозяйственной жизнью того времени. Римские юристы и правотворцы предали римскому частному праву тот вид, который обеспечил римскому праву его место в истории.

Начиная с 12 века в Западной Европе начинается процесс рецепции Римского частного права. Это выразилось в том, что была признана сила закона за римским частным правом.

Рассмотрим одну из составляющих Римского частного права, одну из вех, которая послужила фундаментом Римского частного права в виде дошедшим до нас. Рассмотрим «Институцию Гая».

Возникновение Институций Гая.

Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (1-3 века н. э.), признаваемый за классический. В эту именно эпоху право частной собственности, частное право достигло своего высшего развития. Это обусловливо широкое развитие деятельности юристов. Задачи, стоявшие перед юристами классической эпохи, отличались большой сложностью. Классовые противоречия все больше углублялись и обострялись, восстания рабов приняли такие формы и размеры, что весь рабовладельческий строй оказывался в опасности и требовались чрезвычайные меры для обеспечения господства верхушки рабовладельческого класса. Беспрерывно росли и противоречия между различными группировками свободного населения. С другой стороны рост государственной территории, расширение торгового оборота, развитие и усложнение всех хозяйственных отношений вызывали необходимость соответствующих изменений правовой надстройки. Необходимо было проявить гибкость и разрешать вновь возникающие вопросы в интересах господствующего класса, в первую очередь – в целях закрепления неограниченного права собственности рабовладельцев на рабов и права собственности на землю. Классические юристы успешно справились со стоявшими перед ними задачами. Верные своему практическому направлению, они в своих кратких и весьма четких решениях отдельных казусов удовлетворяли новые запросы жизни, в соответствии с интересами господствующего класса.

В период от I до середины III в.в. работали многие выдающиеся юристы, совмещавшие глубину теоретических знаний, практические дарования, педагогически-воспитательное влияние и, наконец, оставивших литературное наследие. Среди них одно из важнейших мест занимает юрист Гай. Он выходец из сабиньянской юридической школы, основанной Капитоном (школа названа так по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина).Сабин был великим юристом I в. н. э., комментировавшим цивильное право. Из сабинцев во 2 веке н. э. надо отметить Сальвия Юлиана, получившего при Адриане поручение кодифицировать преторское право и успешно выполнившего это поручение.

Последним сабианцем считается Гай оставивший учебное руководство – Институции, написанные с большой ясностью и наиболее упорядоченные.

Значение институций.

Наибольшей популярностью пользовались краткие элементарные руководства — institutiones. Обучение юристов в республиканском Риме выражалось в допущении молодых юристов к слушанию даваемых консультаций и к обсуждению с ними отдельных казусов. В конце республики стали вести систематическое чтение лекций. В качестве пособия к этим занятиям и появились институции. Наибольшей популярностью пользовались институции Гая. В конце классического периода появились институции Марциана, Каллестрата, Павла и Ульпиана. Но они не могла затмить старых институций Гая (2 в. н. э.) послуживших в дальнейшем образцом институционной системы. Это своеобразную систему можно назвать доктринальной; при отсутствии или лишь кратком рассмотрении исторического материала все сосредоточено на догматическом изложении действующего права. Институционная система излагает право и его применение не разрознено в случайном смешении казуистики, а стремиться весь материал расчленить с точки зрения общих правовых категорий, которыми являются прежде всего лица, вещи и иски.

Институции Гая дополняются еще его сочинением («Повседневные дела»). В совокупности они дают краткий обзор всего действующего права, привлекая к изложению две системы – цивильного и преторского права с преобладанием догматического толкования над историческим.

Институции Гая получили широкое распространение у юристов и грамматиков последующей эпохи, а в 6 в. н. э. они, правда, в искаженном и переработанном виде были внесены в кодификацию Юстиниана. Еще в 5 в. н. э. они распространялись в Италии в списках в своем подлинном виде. Один из таких списков с искажениями и ошибками был найден в библиотеке в Вероне ученым Нибуром (1816 г.) Текст институций был стерт и покрыт сверху посланиями Иероониума (8-9 в.в.). Восстановленная рукопись – палимпсест известен под названием Веронской. В 1933 г. в Александрии были куплены у антиквара пергаментные листы с отрывками Гая, дополняющие веронский палимпсест. Они называются то «новыми отрывками Гая», то – Александрийский, Египетский и Флорентийский Гай. Существуют русские переводы, институций Гая – Расснера (1888 г.), Дыдынского (1890-1892 г.), М. Бобина – 3, 4 книг.

Содержание Институции Гая.

«Институция Гая», состоит из четырех книг. Каждая книга разделена на главы (например, О гражданском праве и естественном, О разделении права, Об отпущении на волю и законном основании отпущения на волю) и на статьи.

Система изложения.

Институция Гая говорит:

«Все то право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к правовым действиям .

Итак, «Институция Гая” построена по институционной системе, «всё право зависит от того, кто в нём нуждается, вещах и формах”. Институционная система – о лицах, вещах и формах.

Разделение права.

Гай разделяет право на Гражданское и естественное. Этому посвящена Глава 1 Институции «О гражданском праве и естественном». Согласно ему, все народы, которые управляются законами и обычаями пользуются частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей: и так, то право, которое каждый народ сам для себя установил, есть его собственное право и называется правом гражданским, как бы собственным правом, свойственным самим гражданам. А то право, которое между всеми людьми установил естественный разум, применяется и защищается одинаково у всех народов и называется правом общенародным, как бы правом, которым пользуются все народы. Таким образом и римский народ пользуется отчасти своим собственным правом, отчасти правом, общим всем людям.

Виды источников права.

Гражданское право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, указов императоров, эдиктов тех сановников, которые имеют право издавать распоряжения, и из ответов юристов.

Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил; плебейское решение есть то, что плебеи одобрили и постановили. Плебс же отличается от народа тем, что словом народ обозначаются все граждане, включая сюда и патрициев; наименованием же плебса обозначаются прочие граждане, за исключением патрициев. Вот почему-то патриции некогда утверждали, что постановления плебеев для них не обязательны, так как они составлены без их соизволения и участия. Но впоследствии издан был закон Гортензиев, которым было определено, чтобы постановления плебейских собраний были обязательны для всего народа. Таким образом решения плебеев поставлены были наравне с настоящими законами.

Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и установляет; оно имеет силу закона, хотя это было спорно.

Указ императора есть то, что постановил император или декретом, или эдиктом, или рескриптом; и никогда не было сомнения в том, что указ императора имеет силу настоящего закона, так как сам император приобретает власть на основании особого закона, (который придавал императорским распоряжениям силу закона).

Эдикты суть постановления и предписания тех сановников, которые имеют право их издавать. Право же издавать эдикты предоставляется должностным лицам римского народа; самое важное значение, однако в этом отношении, имеют эдикты двух преторов — городского и иностранного, юрисдикция которых в провинциях принадлежит их наместникам. То же самое относится к эдиктам курульных Эдилов, юрисдикцию которых в провинциях римского народа имеют квесторы. В императорские же провинции квесторов вообще не назначают, а потому в этих провинциях такой эдикт не обнародуется.

Ответы законоведов — это мнения и суждения юристов, которым позволено было установлять и творить право. Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в чем они согласны. Если же мнения юристов не согласны между собою, то судье предоставляется право, следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим, — что прямо выражается в рескрипте блаженной памяти Адриана.

Помимо вышеназванных вопросов Институция Гая включает главы: Об иностранцах, покоренных с оружием в руках; Об отпущении на волю и законном основании отпущения на волю; О собрании совета; О способах приобретения латинами римского гражданства, а также многое другое: Лица, Формы, защиты, Наследство, Семейное право и многое, многое другое.

На то время, Институция Гая является самой подробной, и популярной, самой часто используемой. Как я уже отмечала, в последствии основываясь на Институции Гая, была выполнена Институция и кодификация Юстиниана.

Список литературы

1. Институция Гая (4 книги).

2. Римское частное право: Учебник/под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского. – М.; Юристь, 1996 г.

«Институции» Гая – знаменитый учебник римского права (II в. н.э.). Настоящая публикация содержит научное издание латинского текста памятника (editio minor) и комментированный перевод, выполненный коллективом специалистов с учетом достижений современной романистики. Комментарий объясняет принятые реконструкции оригинала, выбранный перевод, технические термины, анализирует исторический, философский, институциональный контекст произведения.

Для студентов и преподавателей юридических вузов, специалистов по истории и теории права, гражданскому праву и гражданскому процессу.

Предисловие (Д.В. Дождев)
Условные обозначения
ИНСТИТУЦИИ ГАЯ
— Книга первая
— Книга вторая
— Книга третья
— Книга четвертая
Предметный комментарий к книгам первой–четвертой (Д.В. Дождев)
Комментарии к переводу латинской юридической терминологии (А.М. Ширвиндт)
Система «Институций» (Д.В. Дождев)
Авторский коллектив

Предисловие

Вы держите в руках главную книгу европейской юриспруденции – первый систематический учебник права. «Институции» Гая были написаны в 160–162 гг. и пользовались большой популярностью в юридических школах поздней Античности. В 532 г. на их основе были созданы «Институции» Юстиниана, ставшие составной частью величайшей кодификации, известной как Свод гражданского права
(Corpus Iuris Civilis). Этот текст лежит в основании юридического знания последующих эпох. Система «Институций» – лица, вещи, иски, – или институционная система, стала моделью для Кодекса Наполеона
(1804 г.) и Австрийского гражданского кодекса (1811 г.). Пандектная система, по которой организованы Германское гражданское уложение, Гражданский кодекс Нидерландов и Гражданский кодекс РФ, представляет собой развернутый вариант институционной системы и следует ее принципам.

Добавить комментарий