Институции в римском праве

Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институций Гая (143 год н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала.

Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. От институций других римских юристов они отличаются большей полнотой и четкостью изложения. В них дается стройное и логичное деление гражданского права: «Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам» (1.8). Хотя многие исследователи не считают систему, использованную Гаем, оригинальной, она была значительным шагом вперед в понимании права. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права — от средств их защиты.

Несмотря на трехчленную классификацию самого правового материала, Институции Гая разделены на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Эта система, получившая впоследствии название институционной, оказала большое влияние на последующую историю права.

Но даже самые блестящие и эрудированные юристы классической эпохи не были склонны к отвлеченным рассуждениям и к простому теоретизированию. Они стремились с помощью дедукции и иных логических методов решать отдельные, хотя бы и сложные, правовые казусы. Именно поэтому они даже в своих сочинениях избегали абстрактных конструкций, обобщений и определений. По словам Яволена Приска, «всякое определение в гражданском праве опасно: редко бывает, чтобы оно не могло быть опровергнуто». В связи с этим в римской классической юриспруденции не встречаются определения таких ключевых для цивильного и преторского права понятий, как иск (actio), собственность (domini-urn), договор (contractus), сервитуты (servitutes) и т.п. Но зато в ней имеются многочисленные блестящие образцы конкретных жизненных и подлежащих судебному решению правовых проблем.

С установлением в Риме императорского правления активизируется практическая деятельность юристов — дача правовых консультаций. Эти консультации (так называемые «ответы») оказывали большое влияние на судей, которые часто следовали мнению авторитетных юристов.

Император Август предпринял попытку несколько унифицировать деятельность юристов, разрешив только определенному их кругу давать ответы, имеющие официальное значение (jus respon-dendi). Эти юристы должны были записывать свои ответы (консультации), ставить свою печать, чтобы тем самым засвидетельствовать легальность правового источника. Данная система закреплена при императоре Адриане, который подтвердил установившийся порядок, согласно которому только мнение определенных юристов имело правовую, т.е. обязательную силу. Если таковые юристы по какому-либо вопросу приходили к общему согласию, судья обязан был с ним считаться при вынесении решения.

Укреплению авторитета римской юриспруденции как источника права во II — III вв. н.э. способствовал тот факт, что императоры стали нередко приближать видных юристов к своей особе, назначать их на ключевые государственные посты (префекты претория и т.п.). Так, при императоре Септимии Севере государственную карьеру сделал Папиниан (был убит затем по приказу Кара-каллы), при Александре Севере — Павел и Ульпиан и т.д.

Источники права постклассического периода. В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в это время происходят именно в источниках права, среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров. В связи с установлением всевластия императоров новые поколения юристов утрачивают право давать обязательные консультации, лишаются возможности формулировать новые правовые нормы, как это уже раньше произошло с преторами Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран /Под ред.З.М. Черниловского М. «Юридическая литература», 1984 с.233-234.

Институции Гая как источник

римского права

Введение………………………………………..………………. 3

Структура и содержание институций…..…… 5

Книга 1. О лицах……………………………………………..5

Книга 2.О вещах……………………………………………..7

Книга 3. Об обязательствах………………………….9

Книга 4.Об исках……………………………………………13

Заключение……………………………………………………14

Список использованной литературы……………15

Введение

Прежде, чем говорить об институциях Гая, я бы хотел остановиться на самих источниках римского права. В юридической и историко-правовой литературе применительно к римскому праву термин «источник права» употребляется в различных значениях, а именно: 1) как источник содержания правовых норм, 2) как способ (форма) образования норм права, 3)как источник познания права. В институции Юстиниана упоминается два вида источников: 1) закон и другие нормы, исходящие от государственных органов и зафиксированные ими в письменной форме, 2)нормы, складывающиеся в практике (имеются в виду правовые обычаи). По признаку письменной и устной формы источников римляне разделяли право на писаное (jusscriptum) и неписаное (judnonscriptum). Более широкий смысл и иное содержание вкладывается в понятие источник права, когда речь идет об источниках познания римского права. В данном случае к источникам права относят прежде всего многочисленные правовые и другие памятники, содержащие юридические нормы и другие данные о праве. К ним можно отнести кодификацию Юстиниана, произведения римских юристов, философов, ораторов, поэтов и др. Сюда же относятся и институции Гая. Гай – это римский юрист, живший во II веке нашей эры, выходец одной из восточных провинций Римской Империи, хотя точных сведений о его личности нет. Поскольку при жизни Гай не пользовался известностью и популярностью, то данные о биографии этого человека очень скупы. Даже его имя, которое могло быть как личным (praenomen), так и родовым именем (nomen) или прозвищем (cognomen), не позволяет более точно его идентифицировать. Этот факт даже породил дискуссию между историками. Так, некоторые из них вообще отрицали сам факт существования Гая, а его произведения приписывали Кассию Лонгину. Выдвигалась также гипотеза, что имя Гая было именем сведущей в праве женщины. Попытки установить детали его биографии были тщетными. Но все же некоторые факты его жизни дошли и до наших дней. Предполагают, что он был провинциалом, как уже было сказано выше, и из небогатой семьи. Принадлежал Гай к сабинианской юридической школе (по другой версии к гейрутской), основанной Капитоном (школа названа так по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина, который был великим юристом I в. н. э., комментировавшим цивильное право). Деятельность Гая началась при Адриане (117-138), а завершилась при Коммоде (180-192).(2) Произведения Гая не цитировались юристами его времени, а популярность к нему пришла только через 300 после смерти. Только после принятия уложения Феодосия в 426 г. положения Гая приобрели силу закона, и он стал одним из самых популярных и почитаемых законоведов и вошел в число пяти виднейших юристов, мнениями которых было предписано руководствоваться судьям в Римской Империи. За свою жизнь Гай написал несколько трактатов и других произведений, немногие из которых сохранились до современной эпохи, те же которые остались, в основном были использованы Юстинианом в его дигестах и институциях (правда в переработанном виде). К их числу относятся: комментарий к эдикту городского претора (Ad edictum praetoris urbani libri X), комментарий к эдикту претора провинции (Ad edictum provinciale libri XXXII) и другие комментарии и монографии на юридические темы. Но все же самое главное творение Гая – знаменитые институции. Они также были взяты за основу в последующих работах Юстиниана, недаром он многократно называл Гая «Gaius noster» («наш Гай»). Рукопись с текстом институций была обнаружена в 1816 немецким историком Б. Г. Нибуром в библиотеке собора в Вероне и это единственный дошедший до нас практически целиком и не пострадавший от последующих вставок и исправлений памятник римской юриспруденции классического периода. Текст институций был стерт и покрыт сверху посланиями Иероониума (8-9 в.в.). Восстановленная рукопись – палимпсест известен под названием Веронской. В 1933 г. в Александрии были куплены у антиквара пергаментные листы с отрывками Гая, дополняющие веронский палимпсест. Они называются то «новыми отрывками Гая», то – Александрийский, Египетский и Флорентийский Гай. Существуют русские переводы, институций Гая – Расснера (1888 г.), Дыдынского (1890-1892 г.), М. Бобина – 3, 4 книг. Итак, можно сказать, что мы, благодаря институциям Гая, получили единственный памятник полной древнеримской научной системы права и драгоценный источник сведений о состоянии римского права на ранних ступенях его развития.

Структура и содержание институций

Институции представляют собой подготовленную в 50-60-е гг. 2 в. н. э. запись лекций Гая, которые, видимо, были изданы учеником или другом автора уже после его смерти, точной версии по этому вопросу нет. Состоят они из четырех книг, каждая из которых рассматривает определенный вопрос регулирования общественных отношений. Книги в свою очередь делятся на титулы, которые разделены на параграфы.Первая книга посвящена общим сведениям о праве и правовому положению людей, вторая и третья вещному и обязательственному праву, а последняя искам и процессуальному праву. Итак, теперь я хотел бы остановиться более подробно на каждой из книг и рассмотреть главные вопросы, рассматриваемые в них.

Книга 1. О лицах.

Книга состоит из 200 статей и определяет правовой статус человека в Древнем Риме. В самых первых статьях Гай говорит о разделении гражданского права и естественного (ст.1), выделяет виды источников права, к коим он относит: законы, решения плебеев, постановления сената, указы императора, эдикты магистратов, а также к источнику относятся ответы различных юристов. Каждому источнику дается свое определение, раскрывается его суть, так, например, в статье 7 сказано, что «ответы законоведов — это мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливать и творить право. Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в чем они согласны…». В принципе можно сделать вывод, что 1 глава 1 книги, которая называется «О гражданском праве и естественном» является как бы вступлением для всех дальнейших книг. Статьи, относящиеся к лицам, начинаются со 2 главы, и как мною было уже сказано, они занимают всю первую книгу. Итак, лицами, или субъектами прав, в Риме были как отдельные лица, так и объединения физических лиц (род, цех, корпорация) или независимые от них учреждения – юридические лица (хотя следует отметить, что юридические лица только зародились в Риме, и они не приобрели большого значения в ходе развития хозяйственной жизни Рима). Субъект права именовался в римском праве persona. Правоспособность обозначалась словом caput. Быть правоспособным значило caputhabere. Отдельный человек для обладания полной правоспособностью во всех областях политических, семейных и имущественных отношений должен был удовлетворять трояким требованиям: 1) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом (statuslibertatis), 2) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев (statuscivitatis), 3) в семейном положении: не быть подчиненным власти главы семьи (patriapotestas). Отпадание или изменение одного из этих состояний влекло за собой прекращение, либо изменения объема или содержания правоспособности. Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворяющего указанным выше требованиям, и прекращалась со смертью его. Полная правоспособность человека в области частноправовых отношений, в свою очередь, складывались из двух элементов: 1)iusconubii – право вступать в регулируемый римским правом брак, создавать римскую семью, 2)iuscommercii – право быть субъектом всех имущественных отношений и участником соответствующих сделок. Теперь я хотел бы рассмотреть правовое положение различных категорий населения в Риме, а именно: римских граждан, латинов и перегринов.

Сразу хотелось бы отметить, что рабы не имели никаких прав и являлись объектами правоотношений. Вот, что по этому поводу говорит статья 52: «Под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами есть институт общенародного права; ибо у всех вообще народов мы можем заметить, что господа имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что приобретается рабом, приобретается господину». Правда они могли быть отпущены на волю своим господином, но в таком случае они переходили к категории римских граждан ( так называемые вольноотпущенники libertini). Существовал ряд условий, для освобождения раба: не менее 30 лет, был собственностью господина по квиритскому праву, но все же главное условие по институциям Гая – раб должен быть освобожден посредством vindicta (на основании юридического акта). Также основание для получения гражданства – усыновление римским гражданином чужеземца, и, конечно, самое главное основание — рождение от брака римских граждан. Свободнорожденные граждане в отличие от вольноотпущенных имели право участвовать и голосовать в народных собраниях – iussuffragii и право быть избираемыми в магистраты – iushonorum. Еще один важный момент – утрата римского гражданства. Оно могло быть, как по личному желанию гражданина, если он, например, захотел стать латином для получения новых земель, а также если римлянин попадал в плен. В этом случае действовала юридическая фикция iuspostliminii, вот что об этом сказано в статье 129 институций Гая : «если восходящий попал в плен к неприятелю, то хотя он временно делается рабом, но в силу jus postliminii, по которому возвратившиеся на родину из вражеского плена приобретают все прежние права (на основании юридической фикции, как будто бы они никогда не теряли свободы)

Правовое положение латинов в большей степени зависело от их статуса. Так, например, latiniveteres (древние латины, древнейшие жители Лациума и их потомство) имели гораздо больше прав, нежели latinicoloniarii (латины колоний).

В сфере публичного права все латины, не имея ни права служить в римских легионах, ни iushonorum, пользовались, однако, правом участвовать и голосовать, во время пребывания в Риме, в римских народных собраний. А в сфере частноправовой в отличие от всех остальных латинов latiniveters имели iusconubii, iuscommercii имели же все.

Так как перегринами являлись, прежде всего, подданные Рима без прав гражданства, превратившиеся с течением времени в новую категорию населения, то они не имели никаких прав, кроме права iuscommercii, позволявшее им торговать на территории Римской Империи.

Книга 2. О вещах.

Правовое регулирование вещных отношений занимало центральное место в римском частном праве, поэтому оно было в достаточной мере отражено и в институциях Гая. В это время потребности имущественного оборота и расширение территории римского государства привели к появлению в классическую эпоху новых видов права собственности. Поскольку известная предшествующему периоду квиритская собственность имела ярко выраженный национально-римский характер и становилась все более архаичной в силу целого ряда условностей, необходимых для ее приобретения, сама жизнь потребовала выработки новых и менее сложных форм закрепления собственнических интересов. В рамках преторского права с помощью особых юридических средств была создана конструкция так называемой преторской, или бонитарной, собственности. Претор в тех случаях, когда в силу несоблюдения формальностей квиритского права приобретатель вещи не мог получить статус квиритского собственника, брал под защиту интерес покупателя, фактически закрепляя приобретенную им вещь в составе его имущества (in bonis). Прежде всего Гай делил вещи, которые представляют суть божественного права, другие — человеческого. К категории вещей божественного права принадлежат вещи, посвященные божеству и вещи со священным значением. Res sacrae — это суть вещи, которые посвящены высшим Богам; religiosae — посвящены Богам подземным. Другое деление вещей, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, было их деление на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (res пес mancipi) вещи. К первой группе относились земли в Италии, рабы, крупный домашний скот, земельные сервитуты, т.е. экономически наиболее важные объекты вещного права, которые в архаический период выступали в качестве коллективной семейной собственности; ко второй — всё остальные вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано. В статье 22 так сказано по этому поводу: «Resmancipi — это те, которые переходят к другому лицу посредством манципации; вот почему эти вещи и названы mancipi. Какое значение и какую силу имеет манципация, точно такую же силу имеет форма приобретения прав, называемая iniurecession». Манципация относилась к числу строго формальных сделок, заключаемых «посредством меди и весов». Она предполагала приглашение пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель, держа в руках кусок меди, произносил торжественную формулу: «Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов». Затем он ударял этим металлом о весы (этот обряд возник, когда еще не было чеканной монеты) и передавал его в качестве покупной суммы тому, от кого приобретал вещь посредством манципации. Неманципируемые вещи продавались путем простой их передачи (традиции) за медь или за деньги без каких-либо особых форм. Наряду с манципацией в статье 41 Гай говорит о таком переходе права собственности, как на основании давности владения, он пишет, что «ибо, раз истек срок давности, вещь становится твоей собственностью не только бонитарной (inbonisesse), но и по праву квиритов (exiureQuiritium), как если бы она была передана другому лицу манципацией или iniurecessio). По естественному праву все вещи, захваченные у врага, являются собственностью захватчика(ст.69), а если на чьей то территории будет построен дом, то он переходит к собственнику земли(ст.73). Особым видом вещного права, возникшим уже в древнейший период, были сервитуты — фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты вырастали вместе с частной собственностью и необходимостью четкого юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. В силу их хозяйственной важности сервитуты относились к категории манципируемых вещей. Наиболее древними и существенными из них были следующие: право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить груженые повозки, право отвести воду с участка соседа.В этой книге также уделено значительное внимание наследственному праву. Существовало три вида завещаний: 1) завещание, составленное перед лицом всего народа в куриатных собраниях, 2) перед выступлением в поход, то есть когда для войны брались за оружие и намеревались идти в сражение и 3) завещание посредством меди и весов, когда перед смертью человек передавал в манципированной форме своему другу (постороннему лицу), дабы тот уже распределил его между родственниками. Назначать наследниками можно было, как свободных людей, так и рабов, причем не только своих, но и чужих.

Книга 3 .Об обязательствах.

Наиболее разработанной частью римского права в классический период было обязательственное право, которое являлось юридической формой товарно-денежного обращения. В отличие от вещных прав, которые в случае отсутствия нарушений не порождали конкретных правоотношений, обязательства рассматривались именно как правовая связь (juris vinclum) по крайней мере двух лиц. С развитием товарного производства обязательства в значительной мере утратили свой былой формализм, а также из односторонних превратились в основном в двусторонние, поскольку каждая из участвовавших в нем сторон имела как права, так и обязанности. Ответственность должника по обязательству не затрагивала его личность и ограничивалась лишь пределами его имущества. Наиболее тщательную и точную разработку получили договоры (контракты,). Но не все договорные связи имели юридическую силу. Некоторые соглашения носили неформальный характер (пакты) и не пользовались исковой защитой, хотя предусмотренные в них обязательства на практике обычно соблюдались. Со временем отдельные пакты были признаны преторским правом, а в постклассический период закреплены в императорском законодательстве. В Институциях Гая договоры (контракты) были разделены на четыре основные группы: вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные. Вербальные договоры (от лат. verbum — слово) брали свое начало от древнейших религиозных договоров-клятв, но в рассматриваемый период их форма была значительно упрощена. Для возникновения обязательства в таких договорах требовалось произнесение установленных слов. Основным и наиболее распространенным видом вербальных договоров по-прежнему была стипуляция. Но для ее заключения уже не требовалось соблюдения многих былых жестких условий. Так, в вопросе кредитора и ответе должника можно было использовать не только торжественный глагол «spondeo», но и другие глаголы. Сторонами в стипуляции могли быть и перегрины. Допускалось произнесение вопроса-ответа даже и не на латинском языке. Так, например, в статье 97 сказано по поводу стипуляции: «Если то, что мы стипулируем (stipulation – договор, соглашение, формальное обещание), не может быть дано, то стипуляция будет ничтожна, например, если кто при помощи стипуляции будет требовать для себя свободного, которого считал рабом, или покойника, которого считал живым…» Литеральные договоры (от лат. littera — буква) представляли собой особые письменные договоры, принятые в торговом обороте. Обязательство в этих договорах возникало в силу записи в специальных книгах доходов и расходов (ст.128) одной из сторон, составления долговых расписок, подписанных обеими сторонами (синграфа) или же одним должником (хирографа). Последние были позаимствованы из греческого права. Реальные договоры (от лат. res — вещь) помимо соглашения сторон по основным условиям контракта требовали обязательной передачи вещи, которая составляла предмет договора. Без передачи вещи обязательственное отношение не возникало. К реальным договорам относился прежде всего заем (mutuum). Юридическое содержание этого договора состояло в том, что кредитор давал должнику в собственность обусловленное количество заменимых вещей, определяемых мерой, весом или числом, а должник обязывался вернуть в установленный срок такое же количество таких же вещей (обычно денег). В принципе этот договор был безвозмездным, но нередко одновременно с займом оформлялось стипуляционное соглашение о выплате процентов. Поскольку процветавшие в это время в Риме ростовщические круги стремились все более увеличить процентные ставки, что усиливало социальное напряжение, в законодательстве (особенно в императорский период) устанавливался (но без особого успеха) предельный размер взимаемых процентов. К реальным контрактам относилась также ссуда (commodatum), т.е. предоставление в безвозмездное пользование (а не в собственность, как при займе) индивидуально определенной вещи, которую должник обязывался вернуть в обусловленный срок. К этой же группе договоров относилось хранение (depositum), а также закладной договор (о передаче заложенной вещи кредитору). Наиболее разработанными и наименее формальными были консенсуальные договоры (от лат. consensus — согласие), которые получили признание позднее других групп договоров. Обязательство в консенсуальных договорах возникало в силу простого соглашения сторон по всем основным условиям контракта. К этой группе относился прежде всего договор купли-продажи (ernptio-venditio). Юридическая связь между сторонами в этом договоре возникала уже с того момента, когда продавец соглашался продать какую-либо вещь, а покупатель обязывался уплатить установленную цену. Фактическая передача вещи или денег могла иметь место позднее. Купля-продажа была возможна даже в отношении вещи, которой еще не было в натуре, но которую продавец обязывался произвести и поставить в указанный срок. В преторском праве была подробно разработана и обусловлена ответственность продавца за проданную им вещь, так продавец отвечал за скрытые недостатки вещи, о которых покупатель не мог знать в момент заключения договора, но которые обнаруживались позднее и имели существенный характер. В этом случае покупатель мог требовать или убавления цены, или возврата всей суммы денег. Продавец нес ответственность также в случае так называемой эвикции вещи, если проданная им вещь была с помощью виндикационного иска отчуждена у покупателя настоящим собственником. До передачи вещи покупателю продавец отвечал за ее повреждения, связанные с небрежностью хранения (даже при самой незначительной неосторожности), а также нес на себе риск случайной гибели вещи. К консенсуальным договорам относился также договор найма (locatio-conductio), представленный в это время тремя разновидностями. Наем вещей (locatio-conductio rerum) предполагал предоставление во временное пользование и за плату (последним договор найма отличался от ссуды) какой-либо индивидуально определенной вещи. Этот вид найма (аренда) имел большое хозяйственное значение в Риме особенно в период империи, поскольку с окончательным утверждением частной собственности на землю в это время широкое распространение получила аренда земли. В постклассический период было установлено правило, согласно которому колон (или его наследники) в случае невозобновления договора аренды при молчаливом согласии сторон оставался на земле бессрочно. Договор найма услуг (locatio-conductio operаrum), который заключался на определенный срок и с фиксированной оплатой труда наемного работника, не мог получить большого развития в условиях рабовладельческой системы, где основную рабочую силу составляли рабы. Римскому праву был известен также наем рабочей силы для выполнения работы, имеющей своим результатом изготовление какой-либо конкретной вещи, т.е. своеобразный подряд (locatio-conductio operis). К этому виду найма прибегали в тех случаях, когда речь шла об изготовлении вещей, которое требовало особых навыков и умений. Но поскольку платный наемный труд в римском рабовладельческом обществе для свободных людей считался унизительным занятием, юристы, художники и иные представители «свободных» профессий не прибегали к договору найма. Они получали за проделанную ими работу или за оказанные услуги не наемную плату, а «почетное вознаграждение» — гонорар. К консенсуальным контрактам относились также договор поручения (mandatum) и договор товарищества (societas). Последний заключался для совместного ведения какой-либо определенной хозяйственной деятельности.В институциях Гая важную роль играют также обязательства, возникающие из деликтов, если, например, кто-либо совершил воровство, разграбил имущество, причинил убыток, нанес обиду и т.д. Вот, что, например сказано в статье 225 по поводу обиды : «Обида считается тяжкой или по действию, если кто, например, кем-либо ранен, высечен или побит палками; или по месту, если, например, обида нанесена в театре или на площади; или по личности, если, например, претерпит обиду магистрат или когда обида будет нанесена сенатору простым человеком (низкого происхождения». С одной стороны, наблюдался заметный процесс превращения целого ряда частных деликтов в публичные (преступления), с другой — создавались новые виды частных деликтов. К числу последних относился обман (dolus malus), который порождал обязательство уплатить вознаграждение, равное по размеру причиненному ущербу, а также угроза (metus), влекущая за собой возмещение ущерба в четырехкратном размере. Преторское право знало и такой специфический деликт, как обман кредиторов.

Книга 4 .Об исках.

По институции Гая рассматривается 2 вида исков : вещные и личные. В статье 2 книги 4 говорится: «Личным будет тот иск, который мы заявляем против того, кто ответственен или по договору, или по деликту, то есть личный иск бывает тогда, когда мы формируем исковое заявление таким образом, что ответчик должен или передать, или сделать, или предоставить что-либо…».Личный иск также называется кондикциями. В следующей статье говорится о вещных исках: «Вещный иск имеет место тогда, когда мы заявляем или утверждаем, что телесная вещь – наша, или начинаем спор о том, что мы имеем какое-либо право…то есть право требовать от соседа, чтобы он никоим образом не мешал виду…». Второе название вещного иска — виндикационный. Другими словами он предоставлялся собственнику вещи, которая в силу каких-либо причин была им утеряна и оказывалась у третьего лица. Виндикационный иск по существу представлял собой спор о праве собственности, в котором настоящий собственник должен был доказать свой титул на спорную вещь. При наличии таких доказательств вещь возвращалась собственнику вне зависимости от того, как она попала последнему владельцу. Если этот владелец чужой вещи был добросовестным, т.е. не знал о незаконности обладания ею, он должен был вернуть собственнику вещь и все плоды, полученные от нее с момента возбуждения виндикационного иска. Недобросовестный владелец сверх того присуждался к возмещению всех плодов, полученных от вещи за время владения ею. За преступления , которые были совершены сыновьями или рабами установлен специальный ноксальный (noxa – вред,ущерб) иск, по которому отцу или господину предоставляется выбор: или принять на себя последствия совершенного преступления в виде вознаграждения или же выдать виновного.

Заключение

Итак, можно сделать вывод, что институции Гая являются ценнейшим источником римского права. Этот человек провел колоссальную работу по упорядочиванию римского законодательства. В отличие от большинства современных ему юристов, обращавших основное внимание на разбор реальных или гипотетических правовых казусов, Гай стремился вывести фундаментальные принципы, лежащие в основе права, и, уже исходя из них, давать трактовку отдельных вопросов; также уделял особое внимание истории права и особенностям его применения в провинциях. Его институции – элементарное, сжатое, безупречно точное изложение римского права. Эта работа подчиняется сформулированному юристом принципу: «Omneiusquoutimurveladpersonaspertinetveladresveladactiones», что обозначает: «Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам». По этой книге изучали право в юридических учебных заведениях Рима, Константинополя, Бейрута. Выработанный Гаем метод изложения материала также лег в основу многих современных пособий по римскому праву (в том числе знаменитым учебником И.Б Новицкого и И.С. Перетерского). Гай вошел в историю как знаменитый юрист и правовед, имя которого навсегда останется в истории на одной ступени с самыми видными общественными деятелями не только Древнего Рима, но и всего мира в целом, а его институции будут изучаться еще не одним поколением юристов и историков.

И я считаю, что древнеримское государство и право этой страны представляют собой поучительную государственно-правовую модель. И очень важно изучать правовые модели прошлого, так как без познания прошлого нельзя понять настоящее и предвидеть будущее, и очень важную роль сыграл в этом Гай и созданные им институции.

Список использованной литературы:

1. Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М.: Гардарика, 1996

2. Черниловский З. М. Римское частное право. М.: Юристъ, 2000

3. Перетерский И.С. , Новицкий И.Б. Римское частное право. М.: Юриспруденция, 2001

4. Новицкий И.Б. Римское право. М.: Теис, 1996

5. Пухан И., Поленак-Акимовская М., Римское право. М.: Зерцало, 1999

При ответе на данный вопрос студенту необходимо дать общую характеристику римского права, его основ­ных источников по Институциям Гая (I. 1—7). Каждый источник права следует рассматривать с учетом периодизации истории римского права, подчеркивая приори­тетный характер того или иного источника в конкретный период. Так, рассматривая данное Гаем знаменитое! определение закона как приказа народа, необходимо учитывать, что этот источник сформировался еще в архаи­ческий период развития римского права, в период острой борьбы патрициев и плебеев (VI—IV вв. до н. э.). Тогда же и вплоть до закона Гортензия 287г. до н.э.I формировалось понятие плебисцита — воли плебса, не поддержанного патрициями, т. е. власть имущими.

Особо следует остановиться на характеристике пре­торского права (эдикты магистратов), интенсивное развитие которого, как известно, приходится на второй пе­риод развития римского права — период предклассического права (IV—I вв. до н. э.). Следует отметить особую роль преторского права в интенсификации развития все-го римского права, что позволило преодолеть узкие рамки цивильного права небольшого полиса и на его базе сформировать право крупнейшей средиземноморской державы. Здесь также следует отметить, что преторское право в значительной мере развивалось, опираясь на огромную практику как собственно гражданских судов, так и судов между римлянами и Перегринами, т. е. иностранцами.

Рассматривая такой источник права, как юриспруденция («ответы знатоков права», т. е. различного рода юридические трактаты римских юристов, их коммента­рии к цивильному и преторскому праву), следует учи­тывать, что ее расцвет приходится на классический пе­риод развития римского права (I— начало III в. н.э.). Необходимо обратить внимание на то, что благодаря огромному авторитету римских юристов их согласован­ное мнение (хотя они и были частными лицами) при­обретало силу закона. Упоминаемые Гаем постановле­ния сената стали основным источником права тоже в классический период, так как после установления еди­ноличной власти императора в конце I в. до н. э. народ­ные собрания перестали проводиться. Также силу закона Гай придает и указам императоров, источнику права, набиравшему в I—II вв. н. э. все большую силу.

Гай лишь упоминает такой источник права, как обы­чаи (mores— I. 1), имевший первостепенное значение в древнейший период истории Рима, до тех пор пока в Vb. до н. э. его не вытеснил закон, и не потерявший, однако, своего значения в последующие времена. Опре­деление обычая дает Ульпиан (Правила. I. 4): «Обычаи, — пишет он, — это молчаливое соглашение народа, укоре­нившееся путем длительного обыкновения». Он указы­вает также, что обычай следует соблюдать как право и закон, если не имеется писаного закона (D. 1.3.33). Юли­ан дополняет, что молчаливое согласие всех путем не­применения той или иной нормы может отменить даже писаный закон (D.1.3.32).

При анализе системы частного права по Гаю следует исходить из его первой посылки о делении всего част­ного права на лица, вещи и иски (I. 8). Далее следует главное разделение лиц на свободных и рабов (I. 9). Всех свободных Гай делит еще на две группы: а) свободно-Рожденных и вольноотпущенников (I. 10), подробно опи­сывая различные категории последних (I. 28—31); б) лиц своего и чужого права.

Вторую и третью книги Гай посвящает вещному праву. Все вещи он делит на относящиеся к божественному и человеческому праву (II. 2), а последние в свою очередь — на государственную и частную собственность (II. 10). Следует отметить и еще одно очень важное деле­ние вещей — на телесные и бестелесные (II. 12). К пер­вым относятся все осязаемые вещи, ко вторым — право наследования, узуфрукты, все сервитута и, наконец, обязательственное право (II. 14). Здесь студенту необхо­димо обратить особое внимание на тот факт, что Гай пока не выделяет обязательственное право из вещного. В четвертой книге Институций Гая дается общая си­стема исков, исходя из главного их деления: на личные и вещные (IV. 1—3).

1. Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила название «Законов XII таблиц». В течение многих веков они считались в Риме основным источником права — публичного и частного (fons omnis publici privatique juris).

Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на город­ской площади. Никто поэтому не мог «отговариваться незнанием закона». По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ря­ды Граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Счита­лось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.

Законы XII таблиц были в своей основе записьюобычногоправа. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.

Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов, — Цицерона, Ульпиана, Гая и др.

Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста II века н. э. Гая, автора «Институций» — учебника для римских юридических школ. Его случай­но обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне. «Институций» Гая были найдены под текстом сочинения богословского содержания.

Существует предание, будто Нибур опрокинул чернильницу и, стирая на рукописи пятно, обнаружил сочинение Гая.

От слова «цивитас», что значит «город», «городская община», право Таблиц называли «цивильным», то есть принадлежа­щим данной совокупности граждан; от слова «квирит» (как люби­ли называть себя сами римляне в честь бога войны Януса Квирина) — «квиритским».

От «цивитас» происходит доныне существующий термин «цивилистика», озна­чающий «гражданское право», совокупность институтов, служащих регулированию имущественных отношений.

2. Примечательной чертой Законов XII таблиц было четко проведенное разделение вещей на две категории. К первой при­надлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко вто­рой — все остальные вещи.

Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе отчуждения вещей; при их продаже, дарении и пр. Именно по этому признаку определилось и само название ука­занных категорий. Первая называлась res mancipi (рес манципи), вторая — res пес mancipi (рес нек манципи).

Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было со­вершаться в строго установленной форме. Она называлась mancipatio (манципация).

Слово это происходит от manus — рука. Первоначальное образное представление о собственности шло от завладения вещью, захвата. Отсюда «манус”.

Манципация производилась следующим образом. Продавец и покупатель (если взять наиболее частый случай) приглашали пять свидетелей (не менее) и весодержателя. Покупатель (приобретатель) касался рукой купленной им вещи («хватал ра­ба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот… (предположим, раб) принадлежит мне и я купил его за эту медь». Продавец мог ограничиться молчанием, которое считалось знаком согласия.

Медный слиток бросался на весы, символизируя уплату денег. В этом обряде пережиточно сохранилось воспоминание о тех временах, когда еще не умели че­канить монету и металл переходил из рук в руки в виде слитков определенного ве­са. Из этого можно заключить, что обычай манципации много древнее Законов XII таблиц, знающих уже и денежный штраф.

Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы од­ного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде и т. д. были достаточными основаниями для признания сделки недействительной, даже если были уплачены деньги.

Здесь выступает перед нами строгийюридический форма­лизм, красной нитью проходящий через все законодательство Таблиц.

Присутствие свидетелей, как и все другие условия манци­пации, — дань традиции. Они играли двоякую роль. Запоминая самый факт сделки и ее условия, свидетели обязывались удосто­верять ее законность каждый раз, когда это требовалось (например, при судебном споре); кроме того, они были последним напоминанием о том контроле, который в свое время осуществля­ла община во всем, что касалось сделок с землей, рабами, рабо­чим скотом. Ее права легко объяснимы. В течение всех первых веков республики римская земля (а затем и италийская) была коллективной собственностью и соответственно с тем называлась ager publicus (агер публикус) — общее поле.

Коллективным было на первых порах и рабовладение. Такой вид собственности, который принято называть античной, возникает благодаря объединению — путем договора или завоевания — нескольких племен, избирающих местом поселения один из родо­вых поселков. Непременным атрибутом античной собственности является рабство. Движимая, а впоследствии и недвижимая частная собственность развивается в данных условиях как откло­няющаяся от нормы и подчиненная общинной собственности форма. Античная собственность — это «совместная частная соб­ственность активных граждан государства, вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассо­циации». Античная собственность имела форму государственной собственности, вследствие чего право отдельного индивида на нее ограничивалось простым владением (possessio). Настоящая частная собственность появляется у римлян, как и у всех древних народов, лишь вместе с движимой собственностью.

Каждая римская семья получала участок для обработки. Когда его не хватало, прибегали к дозволенному «захвату» никем не обрабатываемой целины. Спустя два года участок становился законным владением.

Часто спрашивают, почему в число «рес манципи» не входят орудия труда -плуг, борона и пр. Дело в том, что они весьма рано перешли в частную собствен­ность. Объясняется же это, во-первых, той индивидуализацией пользования ору­диями, с которой начинается процесс возникновения частной собственности; во-вторых, сравнительной несложностью и доступностью указанных орудий.

Мы видим, таким образом, примечательную картину: земля еще считается общей собственностью, и община контролирует сделки с нею, но контроль этот формален. Фактическое распоря­жение ею принадлежит частному лицу. То же следует сказать о рабах и рабочем скоте.

Все другие вещи — пусть даже очень дорогие — переходили из рук в руки совершенно свободно. Потому и говорили о них: «вещи, не нуждающиеся в манципации» — «рее нек манципи».

3. Долговое рабство, узаконенное ХП таблицами, отмечалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обес­печения являлись «мясо и кровь» должника, назывался в Риме nexurn — (нексум) «кабала». По способу заключения нексум похо­дил на манципацию (свидетели, медь, формула). При просрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, «налагал на должника руку», .что означало заточение в оковах. Помещенный в подвалдома кредитора должник трижды выводился на город­скую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. «В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу», что означало рабство.

Когда у должника оказывалось несколько кредиторов, за­кон предписывал: «Пусть разрубят должника на части» (но чаще всего применялась продажа в рабство. Признавалось вместе с тем, что по выплате долга гражданин возвращал себе свободное состояние).

Долговое рабство больше всего угрожало плебеям, лишен­ным той защиты и помощи, которую давали патрициям род и курия. Ликвидация долгового рабства стала вопросом острой борьбы.

Римский историк Тит Ливии рассказывает, что как-то кредитор вывел на пло­щадь старого воина-центуриона, «истощенного от бедности и худобы», в рубище. Оказалось, что разорение постигло его от войны, податей, непосильных про­центов. Должник показал обезображенную побоями спину. «Видя и слыша это, на­род поднял сильный крик. Должники в оковах и без оков бросаются на улицу, умо­ляя квиритов о защите».

Правящая верхушка Рима пошла на уступки. В 326 году до н. э. (через 250 лет после реформы Солона) долговое рабство было уничтожено и в Риме (закон Петелия). С этого времени ответ­ственность должника ограничивается его имуществом.

4. Семейные отношения по Законам ХП таблиц характери­зуются ранее всего неограниченной властью домовладыки. Все живущие под крышей его дома, будь то кровные родственники или приемыши, были членами одной и той же фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только «отец семейства» — paterfamilias. По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Когда их не оказывалось, наследовали ближайшие сородичи (братья умершего, их сыновья и т. д.), которых также считали агнатами, хотя и дальними (братья некоторое время до смерти отца жили под одной крышей).

Дочь переходила в дом своего мужа, подпадая под власть его самого и его от­ца, если последний был еще жив. По отношению к своему родному отцу и своей старой семье вообще она когнатка, кровная родственница, но и только. Прав на наследство в своей кровной семье она, а также ее дети и внуки не имели.

Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина нередко много позже политической — не ранее смерти отца.

Существовала одна возможность для освобождения сына при жизни отца — че­рез троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился сво­бодным. По отношению к своей семье он делался когнатом, лишенным, как и за­мужняя дочь, права наследования.

Жена так же, как и другие домочадцы, была во власти paterfamilias, своего мужа. Сама форма брака была для нее хотя к традиционной, но все же унизительной, особенно если брак устанавливался покупкой (в форме манципации). Некоторое равенство давал ей только брак без формальностей — «сине ману» (eme manu), без «наложения руки». Такой брак, допущенный законом, устанавливался фактомпростого сожительства. Имущество супругов находилось при этом в их раздельной собственности.

Брак этот следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть — по давности. Чтобы избежать этого, она не менее трех ночей в году проводила вне дома — давность таким образом прерывалась.

Происхождение брака «сине ману» не вполне ясно. Воз­можно, что первоначально это была некоторая юридически не­полноценная разновидность брака между патрициями и плебея­ми, которым «правильный брак» был разрешен только после издания закона Канулея (445 г. до н. э.).

Поскольку издержки на содержание семьи лежали на му­же, установился обычай, чтобы в браке «сине ману» жена прино­сила приданое (в «правильном» браке все ее имущество было соб­ственностью мужа). В случае развода оно возвращалось.

Законы XII таблиц разрешают наследование по завещанию, но ограничивают его рядом условий. Лишая наследства ко­го-либо из агнатов, отец должен был прямо назвать его. Это ре­шение могло быть обжаловано. Всякое наследственное распоряжение нуждалось в ранний период республики в утверждении народного собрания.

5. Уголовно-правовые постановления Законов XII таблиц отличаются крайней суровостью. Смертной казнью наказывается всякий, кто посмеет потравить или собрать урожай «с обработан­ного плугом поля». Поджигатель дома или хлеба, если он дей­ствовал преднамеренно, заключается в оковы, подвергается бичеванию, за которым следует смерть. Всякий вправе убить на месте преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор, застигнутый на месте преступления, подле­жал физическому наказанию, а затем выдавался потерпевшему (обращение в рабство).

Законы XII таблиц рассматривают похищение чужого иму­щества не столько как преступление, затрагивающее интересы Всего государства, сколько как действие, наносящее частный имущественный вред. Не исключено, что в какое-то более раннее время всякое воровство искупалось штрафом. Точно так же не преступлением, а деликтом считались оскорбление, побои и чле­новредительство. Все они компенсировались штрафом.

О государственных преступлениях Законы XII таблиц гово­рят сравнительно немного: устанавливается неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства врага к нападе­нию на Рим, нарушения постановлений, касающихся обществен­ного порядка, взяточничества судей и др.

Об умышленном убийстве не упоминается вовсе, во всяком случае в тех отрывках, которые до нас дошли. Объясняется это, по-видимому, тем, что меры наказания, следуемые за него, не вызывали сомнений (смертная казнь). Следует добавить, что высшие магистраты республики не были связаны точным определением того, что следует считать преступлением. В особых случаях они могли решать этот вопрос по своему усмотрению. Во избежание произвола за каждым римским гражданином признавалось право апелляции к народному собранию. Решение последнего было окончательным.

Преступления раба рассматривались судом. У раба не было никаких гарантий и никаких прав на защиту. Приговоренный к смерти, он, по обычаю, сбрасывался с Тарпейской скалы.

6. Необыкновенно строгим формализмом проникнуты пра­вила разрешения имущественных споров, составляющие в своей совокупности гражданский процесс. Наиболее известная из его форм — так называемыйлегисакционный процесс предусматри­вал сложную процедуру.

Истец являлся к претору и делал заявление. Претор назна­чал день суда. Ответчик вызывался самим истцом. Ему дозволя­лось применить силу.

Процесс протекал в форме борьбы за спорную вещь. Снача­ла истец, затем ответчик налагают на нее (или ее часть, напри­мер, кусок дерна, если речь идет о земле) палочку-виндикту. При этом они произносят установленные обычаем формулы (каждая для данного случая). Тот, кто сбился или ошибся, автоматически проигрывал дело.

От названия этой палочки происходит термин «виндикация», под которым по­нимают истребование вещи из чужого неправомерного владения. По своему про­исхождению виндикта — «укороченное» копье — символ древнего способа завладения вещью.

По другому объяснению, «виндикация” происходит от vim dicere — объявлять о применении силы.

С окончанием этой процедуры спорящие стороны заключа­ли своеобразное пари. Кто проигрывал дело — проигрывал и залог. Величина его равнялась нередко половине иска.

На этом заканчивалась первая стадия процесса. Вторая стадия заключалась в том, что назначенный претором судья — любой из римских граждан, которого претор считал подходящим, — без особых формальностей рассматривал дело по существу: выслушивал свидетелей, знакомился с документами, выносил решение.

При неявке одной из сторон (без уважительной причины) решение автоматически выносилось в пользу ее противника.

Гораздо проще обстояло дело в том суде, которым ведал перегринский претор. В спорах между иностранцами нормыЗа­конов ХП таблиц были неприменимы. Претор сам решал дело от начала до конца. Эта практика оказала очень большое влияние на судьбы позднейшего (классического) римского права.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ ВПО «Академия МНЭПУ»

Пензенский филиал

Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Академия МНЭПУ»

(Пензенский филиал НОУ ВПО «Академия МНЭПУ»)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету: «История государства и права зарубежных стран»

На тему: «Институции Гая — учебник римского права»

Выполнил: студент 1 курса отделения

Проверил: кандидат юридических наук

Возникновение Институций Гая

Содержание Институций Гая

Список используемых источников

Введение

Труд римских юристов — это многовековой и лишь в незначительной степени дошедший до нас труд, приведший в первые века нашей эры к детальной разработке всех юридических вопросов, связанных с относительно сложной хозяйственной жизнью того времени. Римские юристы и правотворцы предали римскому частному праву тот вид, который обеспечил римскому праву его место в истории.

Начиная с 12 века в Западной Европе начинается процесс создания Римского частного права. Это выразилось в том, что была признана сила закона за римским частным правом.

Рассмотрим одну из составляющих Римского частного права, одну из вех, которая послужила фундаментом Римского частного права в виде дошедшим до нас. Рассмотрим «Институцию Гая».

институция гай юриспруденция рим

1. Возникновение Институций Гая

Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (1-3 века н. э.), признаваемый за классический. В эту именно эпоху право частной собственности, частное право достигло своего высшего развития. Это обусловило широкое развитие деятельности юристов. Задачи, стоявшие перед юристами классической эпохи, отличались большой сложностью. Классовые противоречия все больше углублялись и обострялись, восстания рабов приняли такие формы и размеры, что весь рабовладельческий строй оказывался в опасности и требовались чрезвычайные меры для обеспечения господства верхушки рабовладельческого класса. Беспрерывно росли и противоречия между различными группировками свободного населения. С другой стороны рост государственной территории, расширение торгового оборота, развитие и усложнение всех хозяйственных отношений вызывали необходимость соответствующих изменений правовой надстройки. Необходимо было проявить гибкость и разрешать вновь возникающие вопросы в интересах господствующего класса, в первую очередь — в целях закрепления неограниченного права собственности рабовладельцев на рабов и права собственности на землю. Классические юристы успешно справились со стоявшими перед ними задачами. Верные своему практическому направлению, они в своих кратких и весьма четких решениях отдельных казусов удовлетворяли новые запросы жизни, в соответствии с интересами господствующего класса.

В период от I до середины III в.в. работали многие выдающиеся юристы, совмещавшие глубину теоретических знаний, практические дарования, педагогически-воспитательное влияние и, наконец, оставивших литературное наследие. Среди них одно из важнейших мест занимает юрист Гай. Он выходец из сабиньянской юридической школы, основанной Капитоном (школа названа так по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина). Сабин был великим юристом I в. н. э., комментировавшим цивильное право. Из сабинцев во 2 веке н. э. надо отметить Сальвия Юлиана, получившего при Адриане поручение кодифицировать преторское право и успешно выполнившего это поручение.

Последним сабианцем считается Гай оставивший учебное руководство — Институции, написанные с большой ясностью и наиболее упорядоченные.

2. Значение институций

Наибольшей популярностью пользовались краткие элементарные руководства — institutiones. Обучение юристов в республиканском Риме выражалось в допущении молодых юристов к слушанию даваемых консультаций и к обсуждению с ними отдельных казусов. В конце республики стали вести систематическое чтение лекций. В качестве пособия к этим занятиям и появились институции. Наибольшей популярностью пользовались институции Гая. В конце классического периода появились институции Марциана, Каллестрата, Павла и Ульпиана. Но они не могли затмить старых институций Гая (2 в. н. э.) послуживших в дальнейшем образцом институционной системы. Эту своеобразную систему можно назвать доктринальной; при отсутствии или лишь кратком рассмотрении исторического материала все сосредоточено на догматическом изложении действующего права. Институционная система излагает право и его применение не разрознено в случайном смешении казуистики, а стремиться весь материал расчленить с точки зрения общих правовых категорий, которыми являются, прежде всего лица, вещи и иски.

Институции Гая дополняются еще его сочинением («Повседневные дела»). В совокупности они дают краткий обзор всего действующего права, привлекая к изложению две системы — цивильного и преторского права с преобладанием догматического толкования над историческим.

Институции Гая получили широкое распространение у юристов и грамматиков последующей эпохи, а в 6 в. н. э. они, правда, в искаженном и переработанном виде были внесены в кодификацию Юстиниана. Еще в 5 в. н. э. они распространялись в Италии в списках в своем подлинном виде. Один из таких списков с искажениями и ошибками был найден в библиотеке в Вероне ученым Нибуром (1816 г.) Текст институций был стерт и покрыт сверху посланиями Иероониума (8-9 в.в.). Восстановленная рукопись — палимпсест известен под названием Веронской. В 1933 г. в Александрии были куплены у антиквара пергаментные листы с отрывками Гая, дополняющие веронский палимпсест. Они называются то «новыми отрывками Гая», то — Александрийский, Египетский и Флорентийский Гай. Существуют русские переводы, институций Гая — Расснера (1888 г.), Дыдынского (1890-1892 г.).

3. Содержание Институции Гая

«Институция Гая», состоит из четырех книг. Каждая книга разделена на главы (например, О гражданском праве и естественном, О разделении права, Об отпущении на волю и законном основании отпущения на волю) и на статьи.

Институция Гая говорит:

«Все то право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к правовым действиям (искам).

Итак, «Институция Гая» построена по институционной системе, «всё право зависит от того, кто в нём нуждается, вещах и формах». Институционная система — о лицах, вещах и формах.

Разделение права.

Гай разделяет право на Гражданское и естественное. Этому посвящена Глава 1 Институции «О гражданском праве и естественном». Согласно ему, все народы, которые управляются законами и обычаями пользуются частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей: и так, то право, которое каждый народ сам для себя установил, есть его собственное право и называется правом гражданским, как бы собственным правом, свойственным самим гражданам. А то право, которое между всеми людьми установил естественный разум, применяется и защищается одинаково у всех народов и называется правом общенародным, как бы правом, которым пользуются все народы. Таким образом и римский народ пользуется отчасти своим собственным правом, отчасти правом, общим всем людям.

Виды источников права.

Гражданское право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, указов императоров, эдиктов тех сановников, которые имеют право издавать распоряжения, и из ответов юристов.

Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил; плебейское решение есть то, что плебеи одобрили и постановили. Плебс же отличается от народа тем, что словом народ обозначаются все граждане, включая сюда и патрициев; наименованием же плебса обозначаются прочие граждане, за исключением патрициев. Вот почему-то патриции некогда утверждали, что постановления плебеев для них не обязательны, так как они составлены без их соизволения и участия. Но впоследствии издан был закон Гортензиев, которым было определено, чтобы постановления плебейских собраний были обязательны для всего народа. Таким образом решения плебеев поставлены были наравне с настоящими законами.

Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и устанавливает; оно имеет силу закона, хотя это было спорно.

Указ императора есть то, что постановил император или декретом, или эдиктом, или рескриптом; и никогда не было сомнения в том, что указ императора имеет силу настоящего закона, так как сам император приобретает власть на основании особого закона, который придавал императорским распоряжениям силу закона.

Эдикты — суть постановления и предписания тех сановников, которые имеют право их издавать. Право же издавать эдикты предоставляется должностным лицам римского народа; самое важное значение, однако в этом отношении, имеют эдикты двух преторов — городского и иностранного, юрисдикция которых в провинциях принадлежит их наместникам. То же самое относится к эдиктам курульных Эдилов, юрисдикцию которых в провинциях римского народа имеют квесторы. В императорские же провинции квесторов вообще не назначают, а потому в этих провинциях такой эдикт не обнародуется.

Ответы законоведов — это мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливать и творить право. Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в чем они согласны. Если же мнения юристов не согласны между собою, то судье предоставляется право, следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим, — что прямо выражается в рескрипте блаженной памяти Адриана.

Помимо вышеназванных вопросов Институция Гая включает главы: Об иностранцах, покоренных с оружием в руках; Об отпущении на волю и законном основании отпущения на волю; О собрании совета; О способах приобретения латинами римского гражданства, а также многое другое: Лица, Формы, защиты, Наследство, Семейное право и многое, многое другое.

На то время, Институция Гая являлась самой подробной, и популярной, самой часто используемой. Как я уже отмечал, в последствии основываясь на Институции Гая, была выполнена Институция и кодификация Юстиниана.

Заключение

Итак, можно сделать вывод, что институции Гая являются ценнейшим источником римского права. Этот человек провел колоссальную работу по упорядочиванию римского законодательства. В отличие от большинства современных ему юристов, обращавших основное внимание на разбор реальных или гипотетических правовых казусов, Гай стремился вывести фундаментальные принципы, лежащие в основе права, и, уже исходя из них, давать трактовку отдельных вопросов; также уделял особое внимание праву и особенностям его применения в провинциях. Его институции — элементарное, сжатое, безупречно точное изложение римского права. По этой книге изучали право в юридических учебных заведениях Рима, Константинополя, Бейрута. Выработанный Гаем метод изложения материала также лег в основу многих современных пособий по римскому праву (в том числе знаменитый учебник И.Б Новицкого и И.С. Перетерского). Гай вошел в историю как знаменитый юрист и правовед, имя которого навсегда останется в истории на одной ступени с самыми видными общественными деятелями не только Древнего Рима, но и всего мира в целом, а его институции будут изучаться еще не одним поколением юристов и историков.

Список используемых источников

1. Римское частное право: Учебник/под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского. — М.; Юристь, 2001 г.

2. Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения., Юридическая литература, М., 1984 г.

3. История государства и права зарубежных стран., М., 1996 г.

4. Черниловский З. М. Римское частное право. М.: Юристъ, 2000 г.

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий